Иммунитетом от уголовного преследования обладают

Иммунитетом от уголовного преследования обладают thumbnail

Все лица, вовлеченные в сферу правосудия, находятся в равном положении перед законом и судом и в отношении всех лиц распространяется одинаковое применение закона. Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными правами и обязанностями. Однако есть исключение из общих правил, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетом. Так законодатель стремится предоставить гарантии осуществления некоторых видов профессиональной деятельности.

Упомянутые изъятия из общего порядка судопроизводства предусматриваются в гл. 53 УПК РК. В данной главе определен перечень усложненных процедур по привлечению к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения по отношению к данному кругу лиц. К лицам, обладающим иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, относятся: депутаты Парламента РК, Председатель и члены Конституционного Совета РК, судьи РК, Генеральный Прокурор РК и дипломатические лица. Особенности уголовного судопроизводства, определяемые в гл. 53 УПК РК, затрагивают процедуры в отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, такие как: возбуждение уголовного дела, уголовно-процессуальное задержание, избрание меры пресечения и производства отдельных следственных действий, а также направления уголовного дела в суд.

Одним из элементов правового статуса и правовой гарантией деятельности отдельной (привилегированной) категории граждан является их неприкосновенность. По своему содержанная данная гарантия стоит на порядок выше, чем те гарантии, которые предоставляются обычным гражданам страны. Люди, обладающие иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, имеют такие же права, как и все остальные люди, но в дополнении к своим правам, у них имеется некий перечень правовых гарантий, предоставляемых государством и законом. Иммунитеты и привилегии, предоставляемые должностным лицам, не являются личными, а носят публичный характер.

Они направлены на то, чтобы при осуществлении своих должностных полномочий этот круг лиц был независим, самостоятелен и мог беспрепятственно осуществлять свою работу, ограждая их от необоснованных преследований. В отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, применяется особый порядок производства, возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направления дела в суд.

Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

В отношении нижеуказанных лиц, действующий уголовно-процессуальный закон установил особенности производства в сравнении с остальными категориями граждан, при этом внутри данной категории также есть отличия.

1. Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК возбуждается только руководителем государственного органа РК (Министром МВД, Председателем КНБ и Председателем Агентства финансовой полиции).

Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.

О возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется Генеральный Прокурор РК. Неотложные следственные действия производятся до двух суток, после чего передаются следователю через Генерального Прокурора РК, который осуществляет надзор в порядке ст.197 УПК РК. Представление вносит Генеральный Прокурор РК.

Уголовное дело может быть приостановлено на основании п.3 ч.1 ст.50 УПК РК до получения согласия соответствующей Палаты Парламента на применение принудительного привода, ареста и привлечения к уголовной ответственности, так как вопрос о согласии или несогласии принимается не позднее, чем в двухнедельный срок. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат или Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную Избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Мотивированное решение принимается в трехдневный срок соответствующей Палатой Парламента.

Если Палаты Парламента не дадут согласия на принудительный привод и арест, применяются иные меры процессуального принуждения, а если дадут, то вопрос решается в порядке настоящего Кодекса.

Если Палаты Парламента не дадут согласие для привлечения к уголовной ответственности, то дело прекращается на основании ч.6 ст.496 УПК РК.

Но по истечении срока депутатских полномочий уголовное дело может быть возобновлено и направлено в суд в общем порядке. [28] Санкции на производство следственных действий даются Генеральным Прокурором РК, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК, в порядке, предусмотренном ст.153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится районным судом города Астаны. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продлении срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматриваются на коллегии Генеральной Прокуратуры РК.

Читайте также:  Мед средства поднятия иммунитета

2. Расследование уголовного дела в отношении Председателя и членов Конституционного Совета РК аналогично расследованию уголовного дела в отношении депутата Парламента РК.

Вместе с тем, имеются отличия.

Так, уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду РК.

Кроме того, согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности дает Парламент РК.3.Уголовное дело в отношении судьи РК возбуждается только Генеральным Прокурором, который поручает, на основании ст.197 УПК РК, расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, Финансовая полиция). Согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности областных и районных судей дает Президент РК, а в отношении судей Верховного Суда — Сенат Парламента РК. Остальные следственные действия проводятся, как и в отношении депутата Парламента РК.4.Уголовное дело в отношении Генерального Прокурора РК возбуждается только его первым заместителем, который поручает на основании ст.197 УПК РК расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, финансовой полиции).

Генеральный прокурор РК в период от возбуждения в отношении него уголовного дела и до окончания предварительного расследования по представлению первого заместителя Генерального Прокурора отстраняется Президентом РК от исполнения своих обязанностей.

Сенат Парламента РК, на основании пп.3 ст.55 Конституции РК, дает согласие на арест, принудительный привод и привлечение к уголовной ответственности Генерального Прокурора РК.

Надзор за законностью осуществляет первый заместитель Генерального Прокурора РК.

Санкции на производство следственных действий даются только одному определённому лица, чьи полномочия также закреплены в НПА, первым заместителем Генерального Прокурора, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора РК производится после поддержания ходатайства первым заместителем Генерального Прокурора в порядке, предусмотренном ст.153 и ч.8 ст.496 УПК РК.5.Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица указанные в части 1 ст.501 УПК РК.

Указанные лица, в соответствии с международными договорами РК, не подвергаются уголовному преследованию, за исключением лишь случаев, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования (п.2 ст.32 Венской Конвенции 1961г.). В таких ситуациях отказ разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел РК дипломатическим путем. При его отсутствии соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.

Вместе с тем, в отношении сотрудников международных организаций отказ от иммунитета предоставляет международное организация, а не государство [29,с.160].То есть мнение о том, что привилегии и иммунитеты переступают принцип правового равенства ошибочно. Так как он Является частью общего (конституционного) статуса личности, то есть статус человека как гражданина, члена общества, государства, и не учитывает различий в юридическом положении субъектов. Любой принцип, в том числе и принцип правового равенства, — это общее правило с исключениями, которые выступают в качестве составной части его содержания, и право может устанавливать привилегии и льготы [30,с.173]. Европейский суд по правам человека в своей деятельности также руководствуется этими принципами, из которых следует, что несходство в действиях не всегда приводит к дискриминации, а государственные власти пользуются определенной свободой в оценке того, допустим ли различный подход в отношении некоторых групп [31,с.6].

По мнению А.В. Малько, правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, чаще всего объединяется с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституция и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [32,с.17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что неприкосновенность не относится к личной привилегии и не носит лично-правовой характер, так как иммунитет санкционируется государством, то есть имеет противоположный, публичных характер. Неприкосновенность некоторых лиц в целом создана для того, чтобы выражать общественный интерес. Гарантируя при этом повышенную охрану законом личности определенных субъектов в силу осуществляемых им функций государственной службы. Она ограждает его от незаконно обоснованного преследования, не отрывая его от продолжения своей деятельности [33,с.11].

Читайте также:  Рецепт чеснока для повышения иммунитета

Источник

Сущность и содержание привилегии и иммунитета в уголовно-процессуальном праве

Конституции РК гласит: «Все равны перед законом и судом»( П.1 ст.14). [34]В УПК РК данный принцип изложен в ст.21 «Осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом» [35,228с.], что означает, что защита прав и свобод граждан защищается независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религий, убеждений, места жительства и т.д.

Одновременно к данному принципу есть дополнение, которое раскрывается частью 3 «Условия уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, определяются Конституцией РК, настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан», которая является изъятием из данного принципа. Согласно части 3 данной статьи для особенной категории лиц, занимающих особое положение в государстве, для беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий предоставляется процессуальный иммунитет, т.е. дополнительные (исключительные) гарантии законности, которые регулируют особенности уголовного судопроизводства. Слово «привилегия» происходит от латинского «priviIege», означающего исключительное право, преимущество, предоставленное кому-либо [36,с.631], а слово «иммунитет» происходит также от латинского «imunitas», означающего освобождение от чего-либо [37, с.264].В национальном уголовном процессе формально существует различие между привилегией и иммунитетом, но не раскрыта сущность, содержание привилегии и иммунитета. Так, в ст.7 УПК РК нет положения, в котором закрепилось бы понятие «привилегия» и отдельно понятие «иммунитет». Лица, которые обладают иммунитетом и привилегиями закреплены в отдельной главе уголовно-процессуального кодекса. В главе 53 УПК РК «Особенности производства по делам лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования» также нет статьи с перечнем лиц, кто пользуется привилегией, а кто иммунитетом. Из смысла ст. ст. 496-500 УПК вытекает, что лица, указанные в данных нормах, подпадают под привилегии [38], а ст. ст. 501-504 УПК РК — под иммунитет от уголовного преследования, а точнее, под дипломатический иммунитет. По сути, в ст. ст. 496-500 УПК РК речь идет об иммунитете от уголовного преследования, а в ст. ст. 501-504 УПК РК не только говорится о лицах, пользующихся дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования, но и том, что дипломаты и иные лица, связанные с дипломатической миссией, наделены привилегиями [39]. Из содержания главы 53 УПК РК следует, что иммунитетом от уголовного преследования обладают две группы лиц: 1) иммунитет лиц, занимающих особое положение в государстве (ст. ст. 496-500 УПК); 2)дипломатический иммунитет (ст. ст. 501-504 УПК).

Иммунитетом лиц, занимающих особое положение в государстве, обладают согласно Конституции РК: 1)Президент РК (п. 2 ст.47); 2) депутат Парламента (п. 4 ст.52); 3) Председатель и члены Конституционного Совета (п. 5 ст. 71); 4) судья (п.2 ст.79); 5) Генеральный Прокурор (п. 3 ст.83).Иммунитет Президента РК очень схож с должностным иммунитетом, так как он действует во время исполнения им своих полномочий (п. 1 ст.41 Конституции), и Президент РК несет уголовную ответственность только за государственную измену (ст. 165 УК РК).

Уголовное судопроизводство в отношении его может начинается лишь тогда, когда он будет отстранен от должности совместным решением Палат Парламента РК на основании выдвинутого Мажилисом обвинения в государственной измене (п. 2 ст.47 Конституции). Это должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РК об обоснованности обвинения и заключением Конституционного Совета РК о соблюдении установленного конституционного порядка выдвижения обвинения. Если это произошло, то Президент РК лишается иммунитета и привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Положения главы 53 УПК РК к Президенту не применяется. К остальным лицам, перечисленным в Конституции РК, применяется глава 53 УПК РК. Иммунитет от уголовного преследования избавляет некоторую категорию лиц от ответственности, только в случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, а в случае совершения тяжких и особо тяжких преступлений лицо привлекается к ответственности на основаниях общего основания.

Читайте также:  Повышение местного иммунитета ротовая полость

Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица, перечисленные в ч. 1 ст.501 УПК РК. Данная категория лиц, защищена от уголовного преследования согласно международным договорам, ратифицированных Республикой Казахстан. Характерной особенностью вышеуказанного иммунитета является, то, что независимо от степени тяжести совершенного преступления, дипломатическое лицо обладает иммунитетом от уголовной юрисдикции, в отличие от иммунитета лица, занимающего особое положение в стране.

Кроме того, дипломатический иммунитет распространяется на резиденцию глав дипломатических представительств, помещений, занимаемые дипломатическими представительствами, жилье и иные помещения, занимаемые членами персонала дипломата, в том числе членов их семей, имущество, которое принадлежит или находится у них, архивные материалы официальная переписка и другие документы дипломатических представительств. Доступ в эти помещения, а также производство таких следственных действий как обыск, выемка, наложение ареста на имущество и документы могут производиться только с согласия главы дипломатического представительства. Согласие на указанные следственные действия запрашиваются прокурором через Министерство иностранных дел РК. Наибольший интерес для нас также представляет принцип п/п. 7 п. 3 ст.77 Конституции РК: «Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди».

В Уголовно-процессуальном кодексе РК данный принцип отражен в ст. 27 «Освобождение от обязанности давать свидетельские показания», дополненной ч. 3: «В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, указанные лица вправе отказаться от дачи показаний и не могут быть подвергнуты за это какой бы то ни было ответственности».

Но указанная норма в УПК РК не включена в главу 53 УПК РК, а отражена в ст. ст. 82, 214, 220, 229 УПК РК, а также общей части в главе 2 УПК РК «Задачи и принципы уголовного процесса» в ст. 27 УПК.В теории данный конституционный принцип именуется «свидетельским иммунитетом», но в Англии и США данный институт именуется «привилегией от самообвинения».

Свидетельский иммунитет есть освобождение лица от дачи показаний. Согласие на дачу показаний, зависит от воли самого свидетеля (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), то есть это его исключительное право, которое предоставляется законом и не может быть кем-нибудь поколеблено. А исключительное право это есть привилегия от дачи показаний. К тому же того, в связи с тем, что право отказа от дачи показаний именуют «свидетельским иммунитетом» к «привилегии от дачи показаний» относят смежные категории, как запрет на допрос (императив свидетеля) (ч.2 ст.82 УПК) и конфиденциальность (государственная, служебная, медицинская и др. виды тайн) (ст.53 УПК).Дипломатические лица также имеют привилегию от дачи показаний, но в УПК РК закреплено как «дипломатический иммунитет от дачи показаний» (ст. 503 УПК).

Таким образом, стоит отметить, что привилегии и иммунитеты имеют свои сходства и различия и являются отличными друг от друга институтами. Схожестью является то, что они оба есть исключения из общих норм права и предоставляют дополнительные гарантии законности. Отличием же является, что иммунитет-это освобождение от обязанности, а привилегия — исключительное право. Также отличия можно заметить в целях, которые преследуют иммунитеты и привилегии, целью иммунитета является обеспечение беспрепятственного и независимого осуществления ими своих полномочий, а цель привилегии — обеспечить нравственные начала в уголовно-процессуальном праве, а также предоставляет гражданам свободу выбора.

Также главным отличием иммунитета от привилегии является то, что круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, четко определен в Конституции, законах и международных договорах. А привилегией от дачи показаний, с одной стороны, обладают все лица, а с другой — пользование привилегией начинается при определенных обстоятельствах (вызов в качестве свидетеля и т.д.) и в отношении лиц, указанных законом, например близкие родственники.

Источник