Иммунитеты глав государств и правительств

Иммунитеты глав государств и правительств thumbnail

Во время пребывания с официальной миссией за рубежом высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Особыми иммунитетами и привилегиями обладает глава государства. В таком случае говорят о государственном иммунитете. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными органами. В последние годы не раз возникал вопрос о том, насколько иммунитеты защищают бывшего главу государства от ответственности за действия, совершенные во время нахождения в должности. Если речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, то иммунитет не защищает главу государства даже во время нахождения в должности. Это положение подтверждено Уставом Международного уголовного суда. Однако утверждается оно не без труда.[34]

Зарубежные органы внешних сношений[35] подразделяются на постоянные (ди­пломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, специальные миссии).

Дипломатическое представительство — это орган аккре­дитующего государства, учрежденный на территории госу­дарства пребывания для поддержания дипломатических от­ношений между ними. Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.

Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально — желательным лицом). После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом). Причинами для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия — посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять и посольство.

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.[36] Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания. Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Власти страны должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать. Этот момент порой приобретает существенное значение.[37]

Зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с долж­ным уважением и принимать все надлежащие меры для преду­преждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу; исков, касающихся наследования; исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций. В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональ­ной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Читайте также:  Нарушение иммунитета приводит к заболеванию

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже­лательным лицом (persona non grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобож­дает его от юрисдикции аккредитующего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.[38]

Консульское учреждениефункционируют не в масштабах всего госу­дарства пребывания, а в пределах консульского округа, опре­деляемого по взаимному соглашению. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: ге­неральные консульства, консульства, вице-консульства, консуль­ские агентства.

Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение о его полномочиях — консульский па­тент. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается дея­тельность консула.

Функции консульства можно разделить на 2 категории: приближенные к дипломатическим[39] и консульские вопросы (выдачу паспортов, оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам, выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера).

Нор­мы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, со­держатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае по­жара или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер зашиты». Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобож­дением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и дру­гих консульских должностных лиц решается не единообразно. Лица не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций, т. е. в том, что касается слу­жебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консуль­ских сношениях сформулирована норма, которая гласит: «1. Кон­сульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предва­рительному заключению, иначе как на основании постановле­ний компетентных судебных властей в случае совершения тяж­ких преступлений». Консульские должностные лица, включая главу консуль­ского представительства, могут быть приглашены для дачи сви­детельских показаний, кроме показаний по вопросам, связан­ным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания.

Торговые представительства —это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств оп­ределяется как национальным законодательством, так и меж­дународными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сноше­ниях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав ди­пломатического персонала.

Читайте также:  Как укрепить противораковый иммунитет

Функции торговых представительств: представляют интересы государства в области внешней торговли и содейст­вуют развитию торговых отношений с зарубежными странами; производят различные операции по внешней торговле; вы­дают разрешения на совершение в стране пребывания дейст­вий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают об­щие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.[40]

Постоянные представительства при международных организациях.[41]Функции постоянного предста­вительства состоят: в обеспечении представительства посылаю­щего государства при организации и участии в ее деятельно­сти, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а так­же в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству.

Личность главы представитель­ства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было фор­ме. Глава представительства и члены дипломатического пер­сонала представительства пользуются иммунитетом от уголов­ной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случа­ев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользу­ются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.

Специальные миссиивключают представителей, направ­ляемых одним государством в другое для выполнения конкрет­ных задач, определяемых по соглашению между данными госу­дарствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов.

Полномочия главе специальной миссии даются за подпи­сью главы государства, главы правительства или министра ино­странных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специ­альной миссии и члены ее дипломатического персонала в прин­ципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются ди­пломатические привилегии и иммунитеты.

Международные конференции[42]временные коллек­тивные органы государств-участников, созываемые для обсу­ждения и решения согласованных задач, имеющие определен­ную организационную структуру и компетенцию, закреплен­ные в правилах процедуры.

Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Та­кие конференции проводятся для решения следующих проблем: заключение мирного договора[43], создание международной орга­низации[44], принятие совместного заявления[45], разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам[46].

Согласование порядка проведения конференции происхо­дит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отно­шений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в кон­ференции, и представляют собой юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок обра­зования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков и т.д. Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции.

Делегаты конференции как представители государств долж­ны обладать всеми необходимыми возможностями для выпол­нения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставле­ния главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, ко­торые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.

Руководящих должностных лиц избирают из состава деле­гаций. Работа конференции проходит в виде пленарных заседа­ний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.

Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для под­писания государствами — участниками конференции), либо одоб­рением итогового документа в виде заключительного акта (За­ключительный акт Совещания по безопасности и сотрудниче­ству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам челове­ка приняла 29 резолюций, содержавших различного рода прось­бы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к го­сударствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимо­сти принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие доку­менты конференции, которые содержат и нормативные поло­жения, обязательные для государств.

Читайте также:  Ослабленный иммунитет сильные средства

45. Государственный суверенитет: содержание понятия. Проблема суверенитета и его трансформации в современной мировой политике.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Депутаты готовы одобрить еще один пакет поправок в Конституцию

Дума добралась до конституционных полномочий главных фигур российской политики – президента и премьера /Андрей Гордеев / Ведомости

В Конституции появится положение о том, что президент осуществляет «общее руководство правительством», – такой нормы не было во внесенном Владимиром Путиным проекте. Это следует из пресс-релиза комитета Госдумы по госстроительству, который в среду рассмотрит изменения в главы 4 и 6 Основного закона, посвященные президенту и правительству.

Часть новых поправок повторяют уже одобренные ранее комитетом: в частности, президент будет назначать после консультаций с Советом Федерации генпрокурора и его заместителей (сейчас это делают сенаторы по представлению главы государства), а также вносить в Совфед представление о прекращении полномочий председателей и судей основных судов. Кроме того, в Конституции будут прописаны задачи Совета безопасности и администрации президента. Совбез будет содействовать президенту в вопросах обеспечения национальных интересов и безопасности, охраны суверенитета и государственной целостности России. А целью администрации станет «обеспечение осуществления главой государства его полномочий», говорится в сообщении комитета. Наконец, еще одна новая статья будет посвящена бывшему президенту: он обладает неприкосновенностью, но может быть ее лишен в порядке, предусмотренном для отрешения действующего президента. Сейчас иммунитет экс-главе государства гарантирован лишь на уровне федерального закона.

Основной новацией главы 6 станет дополнительное основание для роспуска Госдумы: если сейчас он возможен после троекратного отклонения Думой кандидатуры премьера или выражения ему недоверия, то теперь поводом для роспуска может стать отклонение депутатами более трети кандидатур вице-премьеров и министров. Правда, если по действующему Основному закону после третьего отказа президент обязан распустить Думу, то после реформы он будет лишь вправе (но не обязан) это делать. Кроме того, у правительства появится ряд новых полномочий (например, обеспечение выполнения нацпроектов и поддержка волонтеров), а в Конституцию из федеральных законов будет перенесен запрет на владение зарубежными счетами и активами для премьера, министров и глав федеральных органов. При этом премьер будет нести «персональную ответственность» перед президентом за работу правительства.

Общая идеология предложенной Путиным конституционной реформы заключалась в одновременном усилении полномочий всех ветвей и институтов власти для долгосрочной устойчивости и стабильности системы, считает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «По совокупности поправок можно говорить, что президент получает большой объем дополнительных прерогатив, институт сильной президентской власти остается основой системы, хотя и общая насыщенность всех институтов полномочиями тоже увеличивается». Что же касается «общего руководства» правительством, то президент и сейчас назначает его членов и отправляет их в отставку, а кабинет руководствуется в своей работе в том числе указами и поручениями главы государства, напоминает Бадовский: «Дополнительное указание на осуществление общего руководства необходимо еще и потому, что другими новыми конституционными нормами фиксируется прямое руководство президента силовым блоком министров и особый порядок их назначения». Но это не означает, что президент включается в исполнительную власть, уверен эксперт: «Его конституционная роль в системе разделения властей определяется статусом главы государства, который в том числе обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов госвласти».

Поправка о руководстве правительством не несет в себе ничего нового, согласен профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский: «Это просто повторение другими словами того же самого. Президент все 25 лет фактически был главой исполнительной власти». А вот поправка о дополнительном праве на роспуск Думы лишает всякого смысла даже те маленькие уступки в полномочиях, которые ранее были сделаны Думе, и смягчение нормы о роспуске ситуации не исправит, считает эксперт: «Дело же в том, чтобы депутаты постоянно думали, что над ними занесен этот дамоклов меч [роспуска]. Это создание такого психологического ощущения, в этом смысл». В целом же все известные поправки расширяют полномочия президента, прежде всего в отношении судебной власти, резюмирует Шаблинский: «Была крохотная уступка – позволить Думе утверждать неключевых министров. А теперь, получается, и этого она не сможет сделать без риска быть распущенной».

Источник