Иммунитеты и привилегии должностных лиц
Во время пребывания с официальной миссией за рубежом высшие должностные лица государства, включая членов парламента, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Особыми иммунитетами и привилегиями обладает глава государства. В таком случае говорят о государственном иммунитете. Главе государства предоставляется право на сопровождение представителями собственной службы безопасности, которые должны сотрудничать с местными правоохранительными органами. В последние годы не раз возникал вопрос о том, насколько иммунитеты защищают бывшего главу государства от ответственности за действия, совершенные во время нахождения в должности. Если речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества, то иммунитет не защищает главу государства даже во время нахождения в должности. Это положение подтверждено Уставом Международного уголовного суда. Однако утверждается оно не без труда.[34]
Зарубежные органы внешних сношений[35] подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства) и временные (делегации государств на .сессиях международных организаций, специальные миссии).
Дипломатическое представительство — это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Установление дипломатических отношений и учреждение представительств осуществляется по соглашению государств. Установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства.
Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить агреман, т.е. согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (буквально — желательным лицом). После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его государства верительные грамоты. Аккредитация завершается вручением грамот главе государства назначения.
Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata (нежелательным лицом). Причинами для прекращения деятельности всего представительства являются прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.
Венская конвенция закрепила три класса глав представительств: послы и посланники, аккредитуемые при главах государств, поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Посольство возглавляется чрезвычайным и полномочным послом, миссия — посланником или поверенным в делах. Последнего следует отличать от временного поверенного в делах, который в отсутствие посла может временно возглавлять и посольство.
Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.[36] Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства. В отношении помещений представительства — как собственных, так и наемных — предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.
Конвенция возлагает на государство пребывания специальную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Власти страны должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать. Этот момент порой приобретает существенное значение.[37]
Зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство.
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции. Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу; исков, касающихся наследования; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций. В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.
Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.
Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанностей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
В определенной степени привилегии и иммунитеты распространяются на членов административно-технического и обслуживающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.[38]
Консульское учреждениефункционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Согласие государства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.
Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.
Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.
Функции консульства можно разделить на 2 категории: приближенные к дипломатическим[39] и консульские вопросы (выдачу паспортов, оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам, выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера).
Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.
Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты». Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.Консульское учреждение освобождается на основе взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.
Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Лица не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т. е. в том, что касается служебной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит: «1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания.
Торговые представительства —это зарубежные органы государства, осуществляющие внешнеторговую деятельность на государственном уровне. Юридическое положение торговых представительств определяется как национальным законодательством, так и международными договорами. На торгпредство распространяется действие норм Венской конвенции о дипломатических сношениях, ибо оно рассматривается как составная часть дипломатического представительства, и его персонал входит в состав дипломатического персонала.
Функции торговых представительств: представляют интересы государства в области внешней торговли и содействуют развитию торговых отношений с зарубежными странами; производят различные операции по внешней торговле; выдают разрешения на совершение в стране пребывания действий по внешней торговле государственными предприятиями, а также утверждают сделки по внешней торговле; изучают общие экономические условия и торговую конъюнктуру страны пребывания и т. д.[40]
Постоянные представительства при международных организациях.[41]Функции постоянного представительства состоят: в обеспечении представительства посылающего государства при организации и участии в ее деятельности, в ведении переговоров с организацией и защите интересов посылающего государства по отношению к организации, а также в выяснении осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней своему правительству.
Личность главы представительства и членов дипломатического персонала представительства, а также их частные резиденции неприкосновенны. Эти лица не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Глава представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания и, кроме ряда случаев, от гражданской и административной юрисдикции. Они не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям сотрудников дипломатических представительств.
Специальные миссиивключают представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Специальные миссии отличаются многообразием их форм и видов.
Полномочия главе специальной миссии даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. В состав делегации входят члены, советники и эксперты. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены ее дипломатического персонала в принципе должны быть гражданами посылающего государства. На территории иностранных государств им предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты.
Международные конференции[42] —временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры.
Наиболее распространенными являются конференции ad hoc, созываемые либо государствами-инициаторами, либо в рамках и под эгидой межправительственных организаций. Такие конференции проводятся для решения следующих проблем: заключение мирного договора[43], создание международной организации[44], принятие совместного заявления[45], разработка и принятие договоров и конвенций по различным специальным вопросам[46].
Согласование порядка проведения конференции происходит на предварительных встречах. Здесь же вырабатываются правила процедуры конференции. Правила процедуры вырабатываются каждый раз, ибо каких-либо единых требований в практике международных отношений по проведению международных конференций нет. Эти правила принимаются от имени делегаций, участвующих в конференции, и представляют собой юридический документ, регламентирующий: порядок утверждения повестки дня; выборы руководящих органов конференции; порядок образования вспомогательных органов — комитетов, рабочих групп, избрание их председателей и докладчиков и т.д. Порядок голосования оговаривается правилами процедуры применительно для каждой конференции. Согласно некоторым правилам процедуры для принятия решения необходимо 2/3 от числа присутствующих и принимающих участие в голосовании. Правилами процедуры определяются языки, используемые на конференции.
Делегаты конференции как представители государств должны обладать всеми необходимыми возможностями для выполнения своих задач. Поэтому сложилось правило предоставления главам и членам делегаций иммунитетов и привилегий, которые установлены для глав и сотрудников дипломатических представительств.
Руководящих должностных лиц избирают из состава делегаций. Работа конференции проходит в виде пленарных заседаний и заседаний комитетов и рабочих групп. Организационно-технические вопросы решаются секретариатом.
Конференция завершается либо принятием согласованного текста международного договора, если таковой была ее цель (нередко принятый договор в тот же день открывается для подписания государствами — участниками конференции), либо одобрением итогового документа в виде заключительного акта (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), протокола (Протокол Берлинской (Потсдамской) конференции трех великих держав), декларации и резолюции (например, Тегеранская конференция 1968 г. по правам человека приняла 29 резолюций, содержавших различного рода просьбы, предложения, призывы и рекомендации, обращенные к государствам и межправительственным организациям), которые подписываются главами делегаций, в зависимости от значимости принимаемого документа. Эти акты, как правило, имеют рекомендательный характер, однако известны и такие документы конференции, которые содержат и нормативные положения, обязательные для государств.
45. Государственный суверенитет: содержание понятия. Проблема суверенитета и его трансформации в современной мировой политике.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Статья IX
Привилегии и иммунитеты должностных лиц Фонда
Раздел 1. Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, а также эксперты по вопросам технического содействия, упомянутые в разделе 1 (ii, iii) Статьи VII, и другие должностные лица Фонда, прибывающие в Российскую Федерацию по служебным делам или транзитом, пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
а) иммунитетом от судебного преследования в отношении действий, совершенных ими в их официальном качестве;
б) освобождением от налогов и обязательных сборов, в том числе от отчислений в медицинские и пенсионные фонды, а также от налогов на заработную плату и вознаграждения, выплачиваемые Фондом, или в отношении их;
в) иммунитетом от ареста или задержания, а также от ареста их личного багажа;
г) такими же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам дипломатических представительств, имеющим сопоставимый ранг;
д) такими же условиями репатриации вместе с их иждивенцами и прислугой во время международных кризисов, которые предоставляются дипломатическим представителям;
е) правом на такие же таможенные льготы, которые установлены таможенным законодательством Российской Федерации для должностных лиц дипломатических представительств, имеющих сопоставимый ранг, при ввозе и вывозе из Российской Федерации предметов личного пользования.
Привилегии и иммунитеты, предусмотренные в параграфах в), г), д) и е) данной Статьи, не распространяются на любых лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, а также на лиц без гражданства или на иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, которые наняты на месте для оказания услуг в Постоянном представительстве.
Раздел 2. Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, их иждивенцы и прислуга, не являющиеся гражданами Российской Федерации, освобождаются от несения военной службы и других государственных повинностей в Российской Федерации.
Должностные лица и сотрудники Постоянного представительства, являющиеся гражданами Российской Федерации, освобождаются от несения военной службы и других государственных повинностей в Российской Федерации при условии, что их имена в связи с их деятельностью включены в составляемые Фондом списки, утверждаемые соответствующими органами Российской Федерации.
В случае призыва на военную службу должностных лиц и других сотрудников Постоянного представительства, являющихся гражданами Российской Федерации, и для несения ими иных государственных повинностей, Российская Федерация по просьбе Фонда предоставляет указанным должностным лицам и сотрудникам соответствующую временную отсрочку, которая будет необходима во избежание перерыва в осуществлении основной деятельности Постоянного представительства.
Раздел 3. Иждивенцам должностных лиц и сотрудников Постоянного представительства, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется возможность получить работу в Российской Федерации. Правительством без задержек выдаются разрешения или документы, которые могут потребоваться для этой цели.
Раздел 4. Помимо иммунитетов, изъятий и привилегий, указанных в разделах 1-3 данной Статьи, Главе Постоянного представительства (включая должностное лицо, исполняющее обязанности Главы Постоянного представительства в период его отсутствия), супруге (супругу) и иждивенцам Главы Постоянного представительства обеспечиваются привилегии, иммунитеты, изъятия и льготы, предоставляемые Российской Федерацией главам дипломатических представительств в соответствии с международным правом и существующей в Российской Федерации практикой.
Раздел 5. Фонд должен сообщать Правительству имена тех должностных лиц и сотрудников, их иждивенцев и прислуги, к которым применяются положения данной Статьи.
Раздел 6. Должностным лицам и сотрудникам Постоянного представительства Правительство выдает специальные удостоверения, которые для властей Российской Федерации являются документом, удостоверяющим личность владельца и подтверждающим, что владелец пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящим Соглашением. По просьбе Фонда Правительство выдает должностным лицам Фонда, прибывающим в Российскую Федерацию по служебным делам или транзитом, дорожный документ, подтверждающий, что его владелец пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными настоящим Соглашением.
Раздел 7. Привилегии, иммунитеты, изъятия и льготы, предусмотренные настоящим Соглашением должностным лицам и сотрудникам Постоянного представительства и другим должностным лицам Фонда, предоставляются в интересах Фонда, а не для их личной выгоды. Фонд имеет право и обязан лишить любых иммунитетов от выполнения судебно-процессуальных действий любое должностное лицо или сотрудника Постоянного представительства, а также других должностных лиц Фонда в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет, предоставленный в соответствии с настоящим Соглашением, препятствует отправлению правосудия и когда отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов Фонда.
Раздел 8. Фонд прилагает все усилия для того, чтобы не допустить злоупотреблений привилегиями, иммунитетами, изъятиями и льготами, предоставляемыми настоящим Соглашением, и с этой целью устанавливает такие правила и нормы, которые он считает необходимыми и целесообразными. В случае, если Правительство считает, что имело место злоупотребление, то Правительство и Фонд проведут консультации с тем, чтобы установить, действительно ли имело место злоупотребление, и, если оно имело место, предотвратят его повторное возникновение.