Иммунитеты в уголовном судопроизводстве шпора

     КУРСОВАЯ 
РАБОТА
 

     По 
дисциплине: Уголовно-процессуальное
право России

     На 
тему:  Иммунитеты
в уголовном судопроизводстве
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     В
целях создания эффективной системы 
гарантий деятельности некоторых категорий
выборных и должностных лиц органов законодательной,
исполнительной и судебной власти в уголовно-процессуальном
законодательстве Российской Федерации
в их отношении предусмотрены специальные
правила уголовного судопроизводства,
т.е. иммунитеты. 

     Степень
научной разработанности 
темы. Особенности производства в отношении
отдельных категорий лиц являются одним
из наименее исследованных направлений
в российской юридической науке.  Этот
вопрос обычно рассматривается в контексте
изучения видов иммунитета,   действия
принципа равенства всех перед законом
и судом.  Процедура привлечения к уголовной
ответственности лиц обладающих процессуальным
иммунитетом в юридической литературе
изучаются лишь частично.  Некоторые
положения,  относящиеся к представленной
теме, исследовались в работах Ф.А. Агаева, 
И. Алешиной,  С.И. Афанасьевой,  Б.Т.
Безлепкина, В.П. Божьева,  А.Д. Бойкова, 
В.Н. Галузо,  К.Ф. Гуценко,  В.Г. Даева, 
А.Г. Кибальника, Н.А. Колоколова,  В.М.
Лебедева,  А.В. Малько, П.Г. Марфицина, 
В.А. Михайлова, Т.Н. Москальковой,  К.
Муравьева,  А.В. Наумова,  А.Д. Прошлякова, 
И.Л. Петрухина, Р.Д. Рахунова,  В.И. Руднева, 
В.М. Савицкого,  Р.Р. Салимзяновой, 
И.В. Смольковой, М.С. Строговича,  С.Ю.
Суменкова,  И.Л. Трунова,  Л.К. Труновой
и др.  Однако рассмотрение отдельных
аспектов процедуры привлечения к уголовной
ответственности лиц,  обладающих процессуальным
иммунитетом,  явно недостаточно. 
Поэтому необходимо комплексное исследование
проблем производства в отношении отдельных
категорий лиц.

     Целью
исследования является анализ особенностей
производства в отношении отдельных категорий
лиц;  исследование нормативной базы
составляющей основу применения иммунитетов;
выявление основных проблем, возникающих
при применении иммунитетов в отношении
отдельных категорий лиц.

     В
соответствии с поставленной целью 
решается ряд задач:

     — 
изучение истории возникновения 
и развития законодательства, 
регулирующего особенности производства
в отношении отдельных категорий лиц;

     —
анализ особенностей возбуждения уголовного
дела в отношении отдельных категорий
лиц, установленных гл. 52 УПК РФ;

     — 
выявление проблем возникающих при
привлечении к ответственности отдельных
категорий лиц.

     Объектом 
исследования являются уголовно-процессуальные
отношения,  возникающие в связи с возбуждением
и предварительным расследованием уголовных
дел в отношении отдельных категорий лиц.

     Предмет
исследования составляют нормы российского
уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующие наличие процессуального
иммунитета у рассматриваемых категорий
лиц и особенности уголовного судопроизводства
в их отношении либо с их участием.

     При
решении поставленных задач использовались
общенаучные и частнонаучные 
методы: формально-логический, системно-структурный,
сравнительно-правовой, статистический,
теоретический анализ, научное обобщение
и другие.

     Теоретической
базой исследования стали научные
труды в области общей теории права, 
государства и права,  конституционного
права,  уголовного и уголовно-процессуального
права.  Работа выполнена на базе анализа
международно-правовых актов, Конституции
РФ,  действующего уголовно-процессуального
законодательства Российской Федерации, 
регулирующих вопросы о процессуальном
иммунитете отдельных категорий лиц, порядке
привлечения их к уголовной ответственности,
монографии, учебные пособия, научные
статьи и другие опубликованные материалы,
отражающие те или иные стороны объекта
и предмета исследования.

     Нормативную
базу исследования составили Конституция
Российской Федерации, Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации, Федеральный
конституционный закон «О судебной системе
Российской Федерации», Федеральный конституционный
закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации» и иные законодательные акты.

      
1.1. История
развития законодательства,
регулирующего производство
в отношении отдельных
категорий лиц

     Институт 
правового иммунитета возник в эпоху
феодализма и является его специфическим
признаком.  Королевские чиновники
даже не имели права и ногой ступить на
землю феодала ил и его вассала. Не имели
они и права вершить какой бы то ни было
суд или чинить расправу и устраивать
экзекуции на их земле, т. е. исполнять
свои прямые обязанности по долгу и службе
на этих землях. Земли феодалов и их вассалов
не подлежали официальному обложению
налогами».1

     В
феодальной России правовой иммунитет 
составляли привилегии крупных земельных 
собственников, заключавшиеся в обладании
правом политической власти над населением
вотчины; чем крупнее была вотчина, тем
большей политической властью обладал
ее собственник. Иммунитеты, освобождающие
боярские вотчины от княжеского управления
и суда, во всех русских землях получили
большое развитие в XII-XIII вв. Собственнику
земли принадлежало право самостоятельно
управлять населением своих владений,
судить его и получать с него дань. Он нес
ответственность перед государством за
выполнение крестьянами государственных
податей. Постепенно крупный земельный
собственник сам становился «государем»
в своих владениях, зачастую опасным даже
для самой княжеской власти.2

     Вместе 
с усилением центральной государственной
власти роль иммунитетов все больше ограничивалась.
Первая попытка отменить иммунитетные
грамоты была осуществлена при царе Иване
IV. Затем такие же шаги были предприняты
и в ряде норм Соборного Уложения 1649 г..
Однако фактически иммунитет сохранял
свою роль в политической и правовой жизни
России вплоть до конца XVII в.

Читайте также:  Свечи для иммунитета генферон инструкция

     С
изменением общественной жизни институт
правового иммунитета перерос в инструмент,
освобождающий от определенных обязанностей
и юридической ответственности отдельных
субъектов (дипломатов, консулов, депутатов
и др.) в целях выполнения ими соответствующих
функций.

     Что
же такое иммунитет как правовая
категория? «Иммунитет» переводят 
с латинского как «освобождение»3,
«избавление» или «независимость», «неподверженность»;
в юридическом смысле его трактуют как
исключительное право не подчиняться
некоторым общим законам, предоставленное
лицам, занимающим особое положение в
государстве.4  По мнению многих
ученых, правовые иммунитеты есть особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от определенных
обязанностей и ответственности, призванные
обеспечивать выполнение ими соответствующих
функций.

     Развитие 
общественных отношений, их многообразие
и усложнение с течением времени 
повлекло за собой осознание необходимости 
придания некоторым лицам, выполняющим
особенные государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. Впервые в истории российского
уголовно-процессуального законодательства
такие гарантии были закреплены в Учреждениях
судебных установлений и Уставах уголовного
судопроизводства 1864 г. Так, согласно ст.1080
Устава уголовного судопроизводства за
преступления секретари, помощники секретарей
и прочие чиновники, состоящие при судебных
местах, а так же судебные приставы, губернские
и уездные нотариусы могли быть преданы
суду только по постановлению прокурора
судебной палаты. В отношении обер-секретарей
и их помощников, мировых судей, председателей
и членов окружных судов и судебных палат,
судебных следователей, а так же прокуроров,
обер-прокуроров и их товарищей переедание
суду было возможно лишь по постановлению
кассационного департамента Сената. Этот
порядок привлечения указанных лиц к уголовной
ответственности действовал с незначительными
изменениями до 1917 г.

     В
советский период особые правила привлечения
к уголовной ответственности распространялись
на народных судей, следователей и прокуроров
(например: Декрет ВЦИК от 25 августа 1921
г. «Об усилении деятельности местных
органов юстиции»; УПК РСФСР 1922 г.; Положение
о верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного
Суда СССР, утвержденное постановлением
ЦИК и СНК СССР от 24 июля 1929 г., и др).

     Принятие 
Концепции судебной реформы 1991 г. повлекло
за собой развитие законодательства
в сфере предоставления лицам, выполняющим 
особые государственно-значимые функции,
гарантий от незаконного вмешательства
в их деятельность. В настоящее время специальный
правовой статус и особые гарантии закреплены
в отношении свыше 20 категорий лиц в различных
нормативных правовых актах. Среди этих
актов особое значение имеет Конституция
РФ; ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст.16,18),
ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (ст.15),
ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека»
(ст.12); ФЗ «О статусе члена Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ» (ст.19), ФЗ «О
статусе судей в РФ» (ст.16), ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов общей
юрисдикции в РФ» (ст.12), ФЗ «О выборах Президента
РФ» (ст.42), «Об адвокатской деятельности
и адвокатуре в РФ» (ст.18), ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ»
(ст.13).

     Некоторые
ученые связывают иммунитет исключительно 
с лицами, занимающими определенные
должности. Например, С. В. Мирошник пишет,
что иммунитет «представляет собой совокупность
особых правовых преимуществ, предоставляемых
в соответствии с нормами международного
права и Конституцией страны определенному
кругу лиц в силу занимаемой ими должности».5 

     В
соответствии с этим, можно сделать 
вывод, что институт иммунитета для Российской
Федерации не новый, но на данный момент
законодательством он четко не отрегулирован.

     1.2 
Понятие иммунитета 
в уголовном судопроизводстве

     Положение
названных нормативных правовых
актов определяют понятие статуса 
этих лиц, объем и пределы предоставляемых
этим лицам специальных гарантий. В свою
очередь УПК впервые выделил раздел, в
котором системно содержатся особенности
порядка применения норм указанных выше
правовых актов в уголовном судопроизводстве
в связи с возбуждением уголовного дела,
привлечением отдельных категорий лиц
к уголовной ответственности, применением
мер процессуального принуждения, производства
отдельных следственных действий и направления
дела в суд (ст.52).

     Часть
1 ст. 447 УПК перечисляет категории 
лиц, в отношении которых применяется
особый порядок производства по уголовным
делам. Этих лиц условно можно классифицировать
на четыре группы:

     1)
представители органов исполнительной 
власти: Председатель Счетной палаты 
РФ, его заместители и аудиторы 
Счетной палаты РФ; руководители Следственных
органов МВД, ФСБ, ФСКН; Председатель Следственного
комитета РФ; следователи всех следственных
органов;

     2)
представители органов законодательной 
власти: члены Совета Федерации 
и депутаты Государственной Думы 
Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ;

     3)
представители органов судебной 
власти: судьи Конституционного 
Суда РФ, судьи федерального суда 
общей юрисдикции и федерального 
арбитражного суда, мировые судьи и
судьи конституционного (уставного) суда
субъекта РФ, присяжные и арбитражные
заседатели в период осуществления ими
правосудия;

Читайте также:  Укрепление иммунитета часто болеющего ребенка

     4)
иные лица, не являющиеся представителями 
указанных выше органов государственной 
власти или отнесение которых 
к представителям одной из ветвей власти
затруднительно: Уполномоченный по правам
человека в РФ; Президент РФ прекративший
исполнение своих полномочий, а также
кандидат в Президенты РФ; прокуроры; адвокаты;
депутаты, члены выборного органа местного
самоуправления; члены избирательной
комиссии, комиссии референдума с правом
решающего голоса; зарегистрированные
кандидаты в депутаты Государственной
Думы Федерального Собрания РФ и зарегистрированные
кандидаты в депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ.

Источник

проверяет подготовку судебных
помещений к заседанию, обеспечивает
по поручению судьи доставку к 
месту проведения судебного процесса
уголовного дела и вещественных доказательств 
и их сохранность;

поддерживает общественный
порядок в судебных помещениях;

взаимодействует с военнослужащими 
воинской части (подразделения) по конвоированию 
лиц, содержащихся под стражей, по вопросам
их охраны и безопасности;

предупреждает и пресекает 
преступления и правонарушения, выявляет
нарушителей, а в случае необходимости 
задерживает их с последующей 
передачей органам милиции;

осуществляет привод лиц,
уклоняющихся от явки в суд или 
к судебному приставу — исполнителю;

участвует по указанию старшего
судебного пристава в совершении
исполнительных действий;

проходит специальную 
подготовку, а также периодическую 
проверку на пригодность к действиям 
в условиях, связанных с применением 
физической силы, специальных средств 
и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по 
обеспечению установленного порядка 
деятельности судов при исполнении 
служебных обязанностей имеет 
право:

обращаться за помощью 
к сотрудникам милиции, органов 
безопасности, военнослужащим внутренних
войск;

применять физическую силу,
специальные средства и огнестрельное 
оружие в случаях и порядке, которые
предусмотрены настоящим Федеральным
законом;

проверять документы, удостоверяющие
личность, у граждан, находящихся 
в судебных помещениях, и граждан,
подвергаемых приводу в суд или 
к судебному приставу-исполнителю;

осуществлять личный досмотр 
граждан, находящихся в судебных
помещениях, и граждан, подвергаемых
приводу в суд или к судебному 
приставу-исполнителю, досмотр находящихся 
при них вещей.

33. Процессуальные средства защиты 
потерпевших, свидетелей и иных 
участников уголовного судопроизводства.

Государственная защита
потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства осуществление
предусмотренных законом мер безопасности,
направленных на защиту их жизни, здоровья
и (или) имущества (далее — меры безопасности),
а также мер социальной защиты указанных
лиц (далее — меры социальной защиты) в
связи с их участием в уголовном судопроизводстве
уполномоченными на то государственными
органами.

Принципы осуществления 
государственной защиты

1. защита осуществляется 
в соответствии с принципами 
законности, уважения прав и свобод 
человека и гражданина, взаимной 
ответственности органов, обеспечивающих 
государственную защиту, и защищаемых 
лиц, защита осуществляется под 
прокурорским надзором и ведомственным 
контролем. При осуществлении 
государственной защиты используются 
гласные и негласные. Применение 
мер безопасности не должно 
ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные 
и иные права защищаемых лиц.

Меры безопасности

1. В отношении защищаемого 
лица могут применяться одновременно 
несколько либо одна из следующих 
мер безопасности:

1) личная охрана, охрана 
жилища и имущества;

2) выдача специальных 
средств индивидуальной защиты,
связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности 
сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое 
место жительства(временное или 
постоянное);

5) замена документов
(может быть произведена замена 
документов, удостоверяющих личность,
иных документов защищаемого 
лица с изменением его фамилии, 
имени, отчества и других сведений 
о нем);

6) изменение внешности;

7) изменение места 
работы (службы) или учебы;

8) временное помещение 
в безопасное место;

9) применение дополнительных 
мер безопасности в отношении 
защищаемого лица, содержащегося 
под стражей или находящегося 
в месте отбывания наказания, 
в том числе перевод из одного 
места содержания под стражей 
или отбывания наказания в 
другое.

В исключительных случаях 
могут применяться также другие
меры безопасности, предусмотренные 
законодательством Российской Федерации.

34. Иммунитет в уголовном судопроизводстве

Свидетельский иммунитет — право
лица не давать показания против себя
и своих близких родственников, а также
в иных случаях, предусмотренных УПК (ст.
51 Конституции, п.4ст.5УПК). Это освобождение
от выполнения процессуальных обязанностей
и ответственности: Это означает, что некоторые
лица — депутаты, судьи, прокуроры, близкие
родственники лица, привлекаемого к уголовной
ответственности, могут иметь возможность
не давать показаний, не привлекаться
к ответственности»

Конституция РФ не содержит
полного перечня случаев освобождения
от обязанности давать свидетельские
показания, поскольку действующее законодательство
не могло бы расширить этот перечень, так
как оно не должно противоречить Конституции.

Правило о свидетельском 
иммунитете находит свое продолжение,
как в процессуальном, так и 
материальном праве Российской Федерации.

Норма-реализация конституционного
принципа о свидетельском иммунитете
закреплена в примечание ко ст.308 Уголовного
кодекса РФ: «лицо не подлежит уголовной
ответственности за отказ от дачи показаний
против себя самого, своего супруга или
своих близких родственников».

Освобождение лица от
обязанности давать показания, могущие 
ухудшить положение его самого или 
его близких родственников либо
привести к разглашению доверенной
ему охраняемой законом тайны, т.е.
наделение этого лица свидетельским иммунитетом, является
одной из важнейших и необходимых предпосылок
реального соблюдения прав и свобод человека
и гражданина.

Уголовно-процессуальный
кодекс РФ наделяет свидетельским иммунитетом:

— потерпевшего (п.3 ч.2 ст.42),

— гражданского истца 
(п.7 ч.4 ст.44);

— представителей потерпевшего,
гражданского истца и гражданского 
ответчика (ч.3 ст.45);

— подозреваемого (п.2 ч.4
ст.46);

— обвиняемого (п.3 ч.4 ст.47);

— гражданского ответчика 
(п.4 ч.2 ст.54);

— представителя гражданского 
ответчика (ч.2 ст.55);

— свидетеля (п.1 ч.4 ст.56).

В соответствии с п.2 ст.56
УПК РФ не подлежат допросу в качестве свидетелей:

— судья, присяжный 
заседатель;

— адвокат, защитник 
подозреваемого, обвиняемого;

— священнослужитель;

— член Совета Федерации, 
депутат Государственной Думы.

В юридической литературе[1] всех
субъектов обладающих свидетельским иммунитетом
условно разделяют на две группы.

Первая группа – это 
лица, которые могут отказаться от дачи показаний,
но могут и не воспользоваться своим правом (свидетели,
потерпевшие, которые могут отказаться
свидетельствовать против себя, своих
близких родственников, — п.1 ч.4 ст.56 УПК
РФ; лица, обладающие правом дипломатической
неприкосновенности, — ч.2 ст.3 УПК РФ; члены
Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы, которые без их согласия не могут
быть допрошены об обстоятельствах, ставших
им известными в связи с осуществлением
ими своих полномочий, — п.5 ч.3 ст.56 УПК РФ).

Вторая группа – это 
те лица, которые в соответствии
с законом не могут допрашиваться в качестве свидетелей
по поводу некоторых обстоятельств либо
вообще давать показания по делу (судья,
присяжный заседатель, защитник подозреваемого,
обвиняемого, адвокат, священнослужитель
— пп.1-4 ч.3 ст.56 УПК РФ; потерпевший или свидетель,
который в силу своего психического или
физического состояния, установленного
заключением экспертизы, не способен правильно
воспринимать обстоятельства, имеющие
значение для дела, и давать показания,
— ч.4 ст.195, п.4 ст.196 УПК РФ).

Читайте также:  Продукты пчеловодства для повышения иммунитета что полезнее всего

Кроме того, существует
еще одна разновидность свидетельского
иммунитета – право свидетеля 
отказаться свидетельствовать против
самого себя.

Содержащиеся в ст.51
Конституции РФ правила могут 
быть распространены на производства
по делам об административным правонарушения,
гражданским делам.

35. Обстоятельства, исключающие участие 
в уголовном судопроизводстве

С вопросом об участниках
уголовного процесса тесно связан вопрос
об обстоятельствах, при наличии 
которых судья, прокурор, следователь,
дознаватель и некоторые другие
лица (защитник, представитель потерпевшего,
гражданского истца и гражданского
ответчика, а также эксперт, специалист,
переводчик и секретарь судебного 
заседания) должны быть отстранены от
выполнения соответствующих функций 
в уголовном деле*(180). Кроме названных 
участников (их перечень обозначен 
в ч. 1 ст. 62 УПК) отводу подлежат также 
привлекаемые к рассмотрению конкретных
дел присяжные заседатели, а иногда
и законные представители несовершеннолетних
подозреваемых, обвиняемых*(181). Устранение
перечисленных участников из процесса
осуществляется в целях обеспечения 
всестороннего, полного и объективного
исследования обстоятельств дела и 
охраны прав и законных интересов 
всех участников процесса.

Общие критерии, устраняющие 
участников уголовного процесса из конкретного 
дела, установлены ст. 61 УПК, которая 
дает перечень обстоятельств, при наличии 
которых судья, прокурор, следователь,
дознаватель не может участвовать 
в производстве по уголовному делу:

если он является потерпевшим,
гражданским истцом, гражданским 
ответчиком или свидетелем;

если он является близким 
родственником или родственником 
любого из участников производства по
данному уголовному делу;

если имеются иные
обстоятельства, дающие основание считать,
что какой-то из указанных выше участников
лично, прямо или косвенно заинтересован 
в этом деле.

В принципе, перечисленные 
обстоятельства являются общими основаниями 
для отвода не только судьи, но и 
других названных участников уголовного
процесса.

Вместе с тем в 
ст. 62-72 УПК уточняются некоторые 
моменты отвода судей, прокуроров, следователей,
дознавателей, секретарей судебных заседаний,
переводчиков, специалистов, экспертов.
Например, не допускается повторное 
участие судьи в рассмотрении
дела (ст. 63 УПК). Эксперт не может 
участвовать в производстве по делу,
если он находился или находится 
в служебной или иной зависимости 
от обвиняемого, потерпевшего, гражданского
истца или гражданского ответчика
(т.е. от сторон), а также, когда обнаружится 
его некомпетентность. Такие же обстоятельства
могут стать основанием и для 
отвода специалиста.

Участник процесса (должностное 
лицо государственного органа), в отношении 
которого имеется основание для 
отстранения его от участия в 
деле, должен заявить самоотвод. Ему 
может быть заявлен и отвод 
защитником, а также подозреваемым,
обвиняемым, потерпевшим, гражданским 
истцом, гражданским ответчиком или 
их представителями.

Отводы разрешаются,
в основном, судом. Вопрос об отводе
прокурора при производстве предварительного
расследования разрешается вышестоящим 
прокурором, а в судебном заседании
— судом, рассматривающим дело. Отвод 
следователя или дознавателя 
разрешается прокурором. Отвод переводчика,
специалиста и эксперта при производстве
предварительного следствия разрешается 
соответственно дознавателем, следователем
или прокурором, а в суде — судом,
рассматривающим дело.

При единоличном рассмотрении
дела отвод, заявленный судье, разрешается 
самим судьей. При коллегиальном 
рассмотрении дела отвод, заявленный одному
из судей, разрешается остальными судьями 
в отсутствие отводимого. Отвод, заявленный
двум судьям или всему составу 
суда, разрешается тем же судом 
в полном составе простым большинством
голосов. Суд, рассматривающий дело,
решает вопрос об отводе секретаря 
судебного заседания.

Статья 72 УПК говорит 
об обстоятельствах, исключающих участие 
в производстве по уголовному делу
защитника, представителя потерпевшего,
гражданского истца и гражданского
ответчика. Они не вправе участвовать 
в деле, если:

ранее при производстве
по данному уголовному делу выполняли 
функции судьи, прокурора, следователя,
дознавателя, секретаря судебного 
заседания, свидетеля, эксперта, специалиста,
переводчика или понятого;

являются близкими родственниками
или родственниками судьи, прокурора,
следователя, дознавателя, секретаря 
судебного заседания, принимавшего
или принимающего участие в производстве
по данному уголовному делу, либо лица,
интересы которого противоречат интересам 
участника уголовного судопроизводства,
заключившего с ним соглашение об
осуществлении защиты или оказании
иной юридической помощи;

оказывают или оказывали 
ранее юридическую помощь лицу, интересы
которого противоречат интересам защищаемого 
ими подозреваемого, обвиняемого 
либо представляемого потерпевшего,
гражданского истца, гражданского ответчика.

35.Обстоятельства, исключающие участие
в производстве по УД защитника, представителя
потерпевшего, гражданского истца и гражданского
ответчика.

Статья 72. обстоятельства, исключающие 
участие в производстве по уголовному
делу защитника, представителя потерпевшего,
гражданского истца или гражданского
ответчика. 1. защитник, представитель 
потерпевшего, гражданского истца или 
гражданского ответчика не вправе участвовать 
в производстве по уголовному делу,
если он:

1) ранее участвовал в производстве 
по данному уголовному делу 
в качестве судьи, прокурора, 
следователя, дознавателя, секретаря 
судебного заседания, свидетеля, 
эксперта, специалиста, переводчика 
или понятого; 
2) является близким родственником или
родственником судьи, прокурора, следователя,
дознавателя, секретаря судебного заседания,
принимавшего либо принимающего участие
в производстве по данному уголовному
делу, или лица, интересы которого противоречат
интересам участника уголовного судопроизводства,
заключившего с ним соглашение об оказании
защиты; 
3) оказывает или ранее оказывал юридическую
помощь лицу, интересы которого противоречат
интересам защищаемого им подозреваемого,
обвиняемого либо представляемого им
потерпевшего, гражданского истца, гражданского
ответчика. 
2. Решение об отводе защитника, представителя
потерпевшего, гражданского истца или
гражданского ответчика принимается в
порядке, установленном частью первой
статьи 69 настоящего Кодекса.

Статья включает в 
число участников уголовного судопроизводства,
подлежащих отводу, защитника. При этом
следует иметь в виду, что приведенный 
в ч. 1 ст. 72 УПК РФ перечень обстоятельств,
исключающих участие в производстве
по уголовному делу, распространяется
как на адвоката, осуществляющего 
защиту обвиняемого (подозреваемого) на
профессиональной основе, так и на
иное лицо, которое может быть допущено
к участию в уголовном деле
в качестве защитника на основании 
судебного решения.

Источник