Институт государственного иммунитета в международных договорах

Институт государственного иммунитета в международных договорах thumbnail

Основной международно-правовой акт, регулирующий иммунитеты государства, это Европейская (Брюссельская) Конвенция о государственном иммунитете 1972 г. , принятая Советом Европы. В Конвенции прямо закреплена теория функционального иммунитета. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношениях публичного характера, но не вправе ссылаться на иммунитет в суде другого государства при вступлении в частноправовые отношения с иностранными лицами.

Основные положения конвенции сводятся к следующему. Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства. Такое государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Государство не пользуется иммунитетом в случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство и т.д. Российская Федерация в этой Конвенции не участвует.

В 2004 г. подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности  (основанная на доктрине функционального иммунитета).

Список литературы

Арбитражный процессуальный кодекс РФ // СПС «Консультант-Плюс».

Гражданский кодекс РФ // СПС «Консультант-Плюс».

Гражданский кодекс. Модель для СНГ: Рекомендательный акт от 17 февраля 1996 г. // Международное частное право. Действующие нормативные материалы. — М., 1999. — С. 55.

Гражданский процессуальный кодекс РФ // СПС «Консультант-Плюс».

Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 г. // Международное частное право: Сборник документов. — М.: БЕК, 1997.

Закон Англии об иммунитетах суверенов 1978 г. // Международное частное право. Действующие нормативные материалы. — М., 1999. — С. 61—65.

Закон США об иммунитетах иностранных суверенов 1976 г. / Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова // Международное частное право. Действующие нормативные материалы. — М., 1999. — С. 55—60

Международное частное право. Иностранное законодательство. — М., 2001.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1999. — № 2. — Ст. 231.

Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 18; 1999. — № 7. — Ст. 849.

Бакатин Д.В., Ковалева Т.К., Жарикова Е.С. Иммунитет государства в конституционном и гражданском праве: отдельные аспекты теории и практики // Вестник Московского ун-та. — 1996. — № 6. — С. 26—39. — (Серия 11. Право).

Дамиров Р.Э. Калашникова против США. Определение Конституционного Суда РФ по жалобе Калашниковой // Московский журнал международного права. — 2001. — № 4.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. — 1998. — № 5. — С. 13—19.

Звеков В.П. Государство как субъект гражданских правоотношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств // Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. — М., 1995.

Канашевский В.А. Публично-правовые образования РФ как субъекты МЧП // Журнал международного частного права. — 2003. — № 3 (41).

Канашевский В.А. Сделки с участием государства в международном частном праве // Журнал международного частного права. — 2006. — № 1 (51).

Колпакова Т.Г. Конституционно-договорные основы международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. — 2001. — № 6.

Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам. Дела по искам к государству // Вестник ВАС РФ. — 1998. — № 2. — С. 90—98.

Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. — 1999. — № 10.

Силкина И.В. Лица, имеющие право ссылаться на государственный иммунитет: современные тенденции зарубежной судебной практики // Московский журнал международного права. — 2005. — № 1.

Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности. — М., 1993.

Хлестова И.О. О присоединении России к Европейской Конвенции об иммунитете государства 1972 г. // Журнал российского права. — 2005. — № 4.

Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства в работе Комиссии международного права // Сов. ежегодник международного права. — 1988. — М., 1989. — С. 183—194.

Хлестова И.О. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства (законодательство и практика). — М., 2002.

Швыдак Н.Г. Юрисдикционные иммунитеты иностранных государств в судебной практике Франции и Швейцарии // Журнал российского права. — 1997. — № 7. — С. 125—134.

Читайте также:  Как поднять иммунитет после гриппа взрослому

Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли: пер. с англ. Н.Г. Волковой и др. — М., 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.e-college.ru/

Источник

Иммунитет — это право не подчиняться власти (юрисдикции) иностранного государства, его органов и должностных лиц. Соответственно, другой стороной иммунитета является отсутствие компетенции у государственных органов на осуществление дел в сфере юрисдикции других государств.

Иммунитет проявляется, когда государству, его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства; имущество государства не может быть подвергнуто аресту или принудительному взысканию со стороны иностранного государства; дипломатические представители государства обладают неприкосновенностью личности, жилища, собственности, освобождаются от налогов и таможенного досмотра и т.п.

По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:

  • • Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 года;
  • • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 года.

В Брюссельской конвенции участвуют немногим более 20 государств (Россия не участвует). Ее смысл состоит в том, что торговые суда, принадлежащие государствам, и их грузы не пользуются иммунитетом. Европейская конвенция заключена странами — членами Совета Европы. Ее особенность состоит в том, что она регулирует не только вопрос юрисдикционного иммунитета, но и вопросы признания и исполнения судебных решений против иностранного государства.

Основной смысл Конвенции состоит в правиле: если государство выступает в качестве истца в другом государстве, то тем самым оно признает юрисдикцию этого другого государства. Европейская конвенция не распространяется на дела (споры), связанные с вопросами социального обеспечения, возмещения ядерного ущерба, таможенных, налоговых, уголовных правоотношений, управлением государственными морскими судами. Россия в Конвенции не участвует.

В 1994 году Комиссия международного права ООН завершила работу над проектом статей, касающимся иммунитетов государств и их собственности. В 2004 году на основе проекта была подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В основу Конвенции положена концепция функционального иммунитета.

Проблема иммунитета государства в частноправовых отношениях международного характера существует очень давно. В принципе государство как публичное лицо защищено государственным иммунитетом. Когда же государство вступает в гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, нарушается юридическое равенство, необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент — нет.

Так, государство, его органы, собственность защищены, в частности, от судебной власти иностранного государства следующими видами иммунитетов:

  • судебный иммунитет; это означает, что нельзя предъявить в национальный суд иск против иностранного государства, т.е. привлечь иностранное государство к суду в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;
  • • иммунитет от предварительного обеспечения иска; это означает, что нельзя в отношении имущества иностранного государства принять меры принудительного характера в порядке обеспечения иска (например, арестовать банковские счета, другое имущество);
  • • иммунитет от принудительного исполнения вынесенного судебного решения; это означает, что нельзя исполнить судебное решение, если оно все же так или иначе было вынесено.

Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государство вступает в частноправовые отношения с «неравным партнером»? Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета, т.е. в качестве суверена — jure imperii (строительство здания посольства например), обладает указанными иммунитетами. Иммунитет презюмируется, если стороны не договорятся об ином.

В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, т.е. само как бы уподобляется частному лицу — jure gestiones, то оно и должно приравниваться к частному лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях презюмируется отсутствие иммунитета, если стороны не договорятся об ином.

Согласно Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, государство не может заявлять об иммунитете от юрисдикции иностранного суда, если оно:

  • • явно согласилось на такую юрисдикцию в силу международного соглашения, письменного контракта или соответствующего заявления суду;
  • • само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве существа дела либо предприняло иное действие по существу дела;
  • • предъявило встречный иск на тех же правооснованиях или фактах, что и основной иск против него.
Читайте также:  Как укрепить иммунитет взрослого в домашних условиях

Если государство заключает коммерческую сделку с иностранным частным лицом, и споры по ней подлежат (в силу норм международного частного права) юрисдикции иностранного суда, то считается, что государство дало согласие на юрисдикцию иностранного суда по делу из данной сделки, т.е. не вправе ссылаться на иммунитет.

Из данной нормы есть три исключения; она не применяется, если:

  • а) сделка заключена между государствами;
  • б) стороны сделки ясно договорились об ином;
  • в) сделка (коммерческий контракт) совершена государственным предприятием/учреждением, являющимся юридическим лицом.

Во всех этих случаях-исключениях государство сохраняет иммунитет.

Под «коммерческой сделкой» понимается: любая сделка о купле-продаже товаров и услуг; любая финансовая сделка, включая заем, гарантию по займу, обязательство о компенсации в отношении такой сделки; любая сделка коммерческого, промышленного, торгового, профессионального характера.

Для определения того, имеет ли сделка коммерческий характер, используются два критерия: характер сделки (контракта) и ее цель. Если суд, исходя из характера сделки, определит, что она является коммерческой, то можно оспорить это суждение, обратив внимание на ее цель. Такой двойной подход дает возможность лучше защитить интересы сторон. Так, закупка государством у иностранного поставщика медикаментов для борьбы с эпизоотией ящура будет рассматриваться как сделка в осуществление суверенной власти, в интересах государства, некоммерческая сделка.

Кроме того, действие иностранной юрисдикции в отношении государства и его собственности презюмируется в следующих ситуациях: трудовой договор между государством и иностранным физическим лицом о работе на территории государства суда; нанесение ущерба здоровью личности, а также имуществу лица на территории государства суда; при наличии недвижимого имущества на территории государства суда; в случаях наследования и дарения движимого и недвижимого имущества на территории государства суда; при споре о правах на интеллектуальную собственность в государстве суда; при участии государства в предприятии; при использовании государством судна в коммерческих целях.

Россия уже столкнулась с реальной проблемой иммунитета в частноправовых сделках. Речь идет о так называемом деле «НоГа». Суть дела состоит в том, что в апреле и ноябре 1991 года между правительством РСФСР, а в январе 1992 года — правительством Российской Федерации, с одной стороны, и швейцарским предприятием «Compagnie NOGA d’Importation et сГExportation», с другой стороны, были заключены, соответственно, три кредитных договора. Договоры предусматривали предоставление России товарного кредита; товары по кредитам поставлялись от поставщиков, выбранных российским государством. Россия в погашение и в обеспечение кредитов должна была организовать продажу предприятию «НоГа» нефти по согласованному графику.

Однако в 1992 году Россия прекратила поставки нефти, и в июне 1993 года «НоГа» направила иск к России в Арбитражный институт Торговой палаты города Стокгольма. В своих решениях (февраль и май 1997 г., март 2001 г.) арбитраж признал задолженность России по обязательствам и обязал уплатить чуть более 23 миллионов долларов США.

В последующие годы «НоГа» пыталась обеспечить исполнение принятого арбитражного решения в различных европейских странах путем наложения ареста на имущество России: во Франции в 2000 году был задержан парусник «Седов» и осуществлена попытка задержания военного самолета на авиасалоне; в Швейцарии в 2005 году произошло задержание партии картин. Во всех этих случаях инциденты были урегулированы на дипломатическом уровне. В последующем право требования к России у предприятия «НоГа» было выкуплено некой иностранной фирмой, за которой, по мнению экспертов, стояла Россия, и вопрос был закрыт. («Дело «НоГа» против Российской Федерации» — Международный коммерческий арбитраж, № 1,2004).

Уважение государственного иммунитета и государственной собственности представляет собой, таким образом, общепризнанно

ный принцип МП диспозитивного характера, т.е. не являющийся принципом jus cogens. Презумпции иммунитета и отказа от иммунитета при участии государства в международных частноправовых отношениях многими странами (преобладающим большинством) считаются международным обычаем; обычай этот соответствующие государства подкрепили своими внутренними законами.

В Законе США об иммунитете государств 1976 года указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством…». Вот пример из судебной практики США: дело Eckert International, Inc. v. Government of the Sovereign Democratic Republic of Fiji (Окружной суд США, 1993). В 1988 году американская корпорация «Экерт Интернешнл» заключила договор с правительством Фиджи сроком натри года. Договор предусматривал, что корпорация будет оказывать Фиджи консультационные услуги и услуги по связи с прессой в Вашингтоне за 250 тыс. долл, в год.

Читайте также:  Иммунитет при щитовидной железе

В 1991 году договор был возобновлен без изменений еще натри года. Однако в 1992 году новый премьер-министр Фиджи заявил о прекращении договора и отказался выплатить деньги, причитавшиеся за два оставшихся года действия договора (т.е. 500 тыс. долл.). Корпорация обратилась в Окружной суд США в Вирджинии с иском против Фиджи, содержавшим обвинение в нарушении договора и требованием выплатить причитающиеся 500 тыс. долл.

Государство Фиджи отвергло иск со ссылкой на государственный иммунитет от юрисдикции судов США. В позиции Фиджи упор делался на то, что стороной договора является правительство страны, а его целью — представительство Фиджи в «политических и дипломатических отношениях» с США. Суд США отклонил аргументацию Фиджи. В обосновании судебного решения было, в частности, отмечено, что следует различать «публичные акты» государства, осуществляемые в рамках суверенных полномочий, и «частные акты» государства как участника рыночных отношений.

В Законе 1976 года об иммунитетах иностранного государства (Foreign Sovereign Immunities Act) не проведено четкого разграничения между этими двумя видами актов, однако из Закона можно вывести, что отталкиваться следует от характера договора. Было признано, что указанный договор с Фиджи носит по своей природе коммерческий характер, т.е. представляет собой «частный акт». Таким образом, данный договор был признан самым обыкновенным договором на оказание консультационных услуг. Делался вывод: иностранные государства, вступая в подобные договоры, не могут пользоваться иммунитетом по вытекающим из договоров искам.

Аналогичные американскому законы действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др.

Правовая доктрина СССР, социалистических стран, многих развивающихся государств исходила из «абсолютного иммунитета» и непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в частноправовых отношениях государство сохраняет иммунитет, если добровольно не откажется от него. Таким образом, со стороны СССР и других социалистических стран утверждалась презумпция: государство всегда пользуется иммунитетом, если само не откажется от него. Эта презумпция действовала, если между сторонами не было согласовано иное.

По мнению проф. Н.А. Ушакова, заключая гражданско-правовую сделку, государство «выступает не в качестве юридического лица, а в качестве особого субъекта гражданского права, действует не в интересах личной выгоды каких-либо частных лиц, а в государственных интересах всего общества, народа. Поэтому уподоблять действия государства действиям частных лиц нет абсолютно никаких оснований» (Ушаков Н.А. Международное право. М., 2000, с. 98-99).

В условиях рыночной экономики правовая и внешнеэкономическая политика и позиция России и других постсоветских стран должна исходить из доктрины «расщепления иммунитета», из презумпции отказа от иммунитета, если стороны не договорятся об ином. Это будет содействовать и благоприятному правовому инвестиционному климату.

Пока же в России действуют нормы, презюмирующие иммунитет государства в случае предъявления иска иностранному государству, в решении вопросов обеспечения исков, наложения ареста на имущество иностранного государства и т.п. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ (ст. 251) предусмотрена возможность иска к иностранному государству лишь с согласия этого государства, если иное не предусмотрено законом или международным договором России. Аналогичная по смыслу статья имеется в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 401).

Вместе с тем, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995 года (ст. 23) предусмотрена возможность отказа российского государства от иммунитета в отношении споров, вытекающих из соглашений о разделе продукции. В Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 81) предусмотрено, что портовые власти в определенных ситуациях вправе задержать иностранное судно до предоставления грузовладельцем или судовладельцем достаточного обеспечения причиненного вреда.

В статье 127 Г’К РФ установлено, что особенности ответственности российского государства в гражданско-правовых отношениях с иностранными лицами определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Однако такой закон пока не принят, хотя соответствующий законопроект имеется.

Положения, представляющие собой отказ государства от иммунитета при определенных видах споров, содержатся в некоторых действующих двусторонних международных договорах (торговых договорах) СССР и России с иностранными государствами.

В договорах предусматривается, например, что ответственность по сделкам, заключенным и гарантированным советскими/ российскими торговыми представительствами, несет правительство, а споры по таким сделкам решаются в суде страны, с которой Россия состоит в данном договоре.

Источник