Юрисдикционный иммунитет государства и промышленная собственность

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Юрисдикционный иммунитет государства и промышленная собственность (Карцхия А.)

Дата размещения статьи: 29.04.2016

В последнее время достаточно активно идет процесс переосмысления многих традиционных правовых концепций и институтов. Не является исключением и доктрина государственного иммунитета. Доктрина государственного иммунитета проистекает из основного принципа международного права, устанавливающего, что все государства равны. В силу этого государству не может быть предъявлен иск в судах иностранного государства за действия, связанные с выполнением властных полномочий (jure imperii). Государственный иммунитет, основанный на суверенном характере властных полномочий государства и его независимости, нашел свое отражение в доктрине абсолютного иммунитета, использующей правило канонического римского права «par in parem non habet imperium».
Доктрина абсолютного юрисдикционного иммунитета не признает подсудность государства в судах иностранных государств и возможность обращения взыскания на его имущество в судах иностранной юрисдикции [1].
Однако, с точки зрения автора, расширение участия государств в отношениях частноправового, коммерческого характера, как в национальных границах, так и в международных торгово-экономических, научно-технических и иных областях (например, иностранные инвестиции, различные формы частно-государственного партнерства и др.), способствовало объективной необходимости ограничения государственного иммунитета в части коммерческой деятельности государства, не связанной с выполнением им публично-правовых, властных суверенных полномочий <1>. Потребовалось ограничить риски возможных конфликтов между государством и частным инвестором при реализации инвестиционных контрактов (включая иностранные инвестиции), риски вмешательства иностранного государства в национальные суверенные интересы другого государства в целях создания благоприятного делового климата, в том числе для правообладателей интеллектуальной собственности [2, с. 42 — 48].
———————————
<1> Подробнее: Gaukrodger D. Foreign State Immunity and Foreign Government Controlled Investors // OECD Working Papers on International Investment, 2010/02, OECD Publishing // https://dx.doi.org/10.1787/5km91p0ksqs7-en.

В результате на сегодняшний день это привело к формированию доктрины ограниченного (функционального) иммунитета государства, которая проводит различия между его публично-правовыми актами, основанными на властных, политических полномочиях суверенного государства (acta jure imperii) и его деятельностью как участника гражданско-правовых, коммерческих правоотношений (acta jure gestionis).
Первоначально такой доктринальный подход был обоснован в правовой позиции Госдепартамента США в 1952 г. (так называемое письмо Tate Letter) [3], хотя судебная практика с конца XIX в. в отдельных случаях допускала возмещение причиненного государством вреда по искам частных лиц. В Европе теория ограниченного иммунитета на законодательном уровне была реализована в Европейской конвенции о государственном иммунитете (European Convention on State Immunity, 1972 г.).
Тем не менее специальные законодательные акты по вопросам ограничения государственного иммунитета были приняты именно в странах общего права. Так, в конце XX в. введены в действие законы о юрисдикционном иммунитете иностранных государств: в США — Foreign Sovereign Immunities Act, 1976 г. (FSIA) (ныне в редакции 2000 г.), Великобритании — State Immunity Act (1978), Сингапуре — State Immunity Act (1979; ныне в редакции 2014 г.), Канаде — State Immunity Act of Canada (1982), Австралии — Foreign Sovereign Immunities Act (1985; ныне в редакции 2010 г.) и ряд других. В этих актах проводится однозначная линия на ограничение абсолютного иммунитета государства (и его органов) в гражданском обороте при осуществлении деятельности, не связанной с выполнением властных, публично-правовых полномочий государства.
Сегодня мы видим, что распространению концепции ограниченного (функционального) иммунитета в международно-правовых отношениях способствовало принятие Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ICSID) <2> (Вашингтон, 1965 г.), а также Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2004 г., не вступила в силу) <3>. Российская Федерация является участницей обеих Конвенций.
———————————
<2> Washington Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of other States.
<3> Принята на Генеральной Ассамблее ООН 2 декабря 2004 г. Резолюция Генеральной Ассамблеи 59/38. Official Records of the General Assembly, Fifty-ninth Session, Supplement No. 49 (A/59/49) // https://www.wipo.int/wipolex/en/other_treaties/details.jsp?treaty_id=259.

С точки зрения автора, правовая доктрина российского права также перешла на концептуальные позиции ограничения абсолютного иммунитета государства.
Так, действующая с 1995 г. ст. 127 ГК РФ допускала существование особенной ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств. К случаям участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, до самого последнего времени применялись нормы раздела VI «Международное частное право» ГК РФ (если иное не было установлено законом (ст. 1204 ГК РФ), а также процессуальные нормы ст. 401 ГПК РФ и ст. 251 АПК РФ о судебном иммунитете иностранного государства в судах Российской Федерации.
До принятия в Российской Федерации специального закона об иммунитете государства и его собственности этими нормами иностранному государству, выступающему в качестве носителя власти, предоставлялся судебный иммунитет в отношении предъявленного к нему иска в судах общей юрисдикции и арбитражных судах Российской Федерации, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, принятия по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов, обращения взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта суда. Такие действия допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Значительным шагом в укреплении суверенитета Российского государства и развитии отечественной правовой доктрины стал Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» (далее — Закон N 297-ФЗ) <4>, вступающий в силу с 1 января 2016 г. В Законе N 297-ФЗ нашли свое отражение нормы Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (2004 г.) и реализована доктрина ограниченного государственного иммунитета в определенных законом случаях, которые не касаются осуществления суверенных властных полномочий, т.е. полномочий, которыми государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации его суверенной власти.
———————————
<4> Официальный интернет-портал правовой информации: www.pravo.gov.ru, 04.11.2015.

При анализе правового содержания юрисдикционного иммунитета становится очевидным, что к юрисдикционным иммунитетам иностранного государства и его имущества на территории Российской Федерации Федеральный закон относит:
— судебный иммунитет, который определяется в законе как обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;
— иммунитет в отношении мер по обеспечению иска, представляющий собой обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда;
— иммунитет в отношении исполнения решения суда, который понимается как обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.
По общему правилу, установленному Законом N 297-ФЗ, иностранное государство не пользуется в Российской Федерации юрисдикционными иммунитетами, если оно явно выразило согласие на ограничение своего иммунитета либо в случае отказа от иммунитета в отношении конкретного спора.
При этом как суверенные государства Российская Федерация и любое иностранное государство могут установить на двусторонней основе иные правила о применении юрисдикционных иммунитетов (п. 3 ст. 1 Закона N 297-ФЗ).
Исключительно важным является установление Законом N 297-ФЗ принципа взаимности (ст. 4), который предполагает взаимное ограничение юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества в предусмотренном указанным Законом объеме, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах.
Доктрина ограниченного государственного иммунитета сегодня реализуется применительно к отношениям частноправового характера с участием государства (его органов или учреждений) и заключается в соответствии со ст. 7 Закона N 297-ФЗ в том, что:
— иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках с физическими лицами, или юридическими лицами, или иными образованиями, не имеющими статуса юридического лица, иного государства, если такие споры в соответствии с применимыми нормами права подлежат юрисдикции суда Российской Федерации и указанные сделки не связаны с осуществлением иностранным государством суверенных властных полномочий;
— иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с осуществлением иностранным государством предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также на территории другого государства, если последствия такой деятельности имеют связь с территорией Российской Федерации;
— решение вопроса о связанности совершенной иностранным государством сделки с осуществлением его суверенных властных полномочий относится к компетенции суда Российской Федерации, который принимает во внимание характер и цель такой сделки.
Говоря образно, снятие так называемой вуали государственного иммунитета в определяемых законом случаях позволяет государству участвовать в гражданском обороте в соответствии с общими для всех участников этого оборота принципами. При этом важно знать, что скрывает «вуаль иммунитета», какие лица (ratione personae) участвуют в таких гражданско-правовых сделках. Помимо самого государства и его органов государственной власти, согласно ст. 2 Закона N 297-ФЗ, к ним относятся субъекты федеративного государства или административно-территориальные образования и их органы, осуществляющие суверенно-властные полномочия, а также учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами, в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти государства. К таким образованиям, в частности, относятся государственные предприятия и учреждения (включая научно-исследовательские и образовательные организации), министерства и ведомства, государственные банки.
Специально оговариваются в Законе N 297-ФЗ случаи неприменения судебного иммунитета в отношении споров, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью. Иностранное государство в соответствии со ст. 12 Закона N 297-ФЗ не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров по поводу:
1) установления и осуществления прав иностранного государства на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
2) предполагаемого нарушения иностранным государством прав других лиц на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Поэтому государственные органы, учреждения и предприятия иностранного государства, являющиеся правообладателями интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации в спорах на территории РФ, связанных с установлением и осуществлением прав интеллектуальной собственности или нарушением таких прав, не обладают судебным иммунитетом.
Иными словами, как устанавливает ст. 14 Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства при: (a) установлении права этого государства в отношении патента на изобретение или промышленный образец, торгового или фирменного наименования, товарного знака, авторского права или любой другой формы интеллектуальной или промышленной собственности, пользующейся правовой защитой, или (b) предполагаемом нарушении этим государством на территории государства суда интеллектуальных прав, принадлежащих третьему лицу и защищаемых в государстве суда. Конвенция фактически разделяет юрисдикционный иммунитет в частноправовых правоотношениях с участием государства и иммунитет суверенного государства в публично-правовых, политических правоотношениях (проявляющийся в дипломатическом иммунитете либо консульском иммунитете органов и должностных лиц государства).
Ограничение иммунитета при решении вопроса о связанности совершенной иностранным государством сделки с осуществлением его суверенных властных полномочий относится к компетенции суда Российской Федерации, который должен принимать во внимание характер и цель такой сделки. В данном случае законодатель при решении вопроса о снятии государственного иммунитета исходит из объединения двух критериев: цели сделки (теория цели сделки) и характера государственного акта (теория природы акта), являющегося либо актом осуществления суверенных правомочий государства, либо актом коммерческой или экономической деятельности.
В силу общего правила ст. 1231 ГК РФ установлен национальный режим охраны в отношении признания исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержания этого права, его действия, ограничений, порядка осуществления и защиты в соответствии с ГК РФ независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права (если международным договором РФ или ГК РФ не предусмотрено иное). При этом общие правила применимости норм международных договоров (норм международного права) к гражданским правоотношениям в сфере интеллектуальной собственности установлены в ст. 7 ГК РФ.
Для сравнения, Закон США о юрисдикционном иммунитете иностранных государств (1976 г.) допускает «снятие» судебного иммунитета иностранного государства на территории США в случае нарушения им общих норм и принципов международного права.
Принципиально важным для понимания сути ограничения государственного юрисдикционного иммунитета в отношении защиты и использования прав интеллектуальной собственности является то, что при нарушении, в частности, прав промышленной собственности как прав частного характера, субъективных гражданских прав, признанных и охраняемых в РФ, иностранное государство (его орган или учреждение), участвующее в гражданско-правовых сделках на территории РФ, не будет обладать судебным иммунитетом при рассмотрении споров о защите интеллектуальных в прав в судах РФ и может быть привлечено к имущественной ответственности. Внесенная Законом N 297-ФЗ окончательная определенность в этом вопросе, несомненно, будет иметь большое практическое и концептуальное значение.

Читайте также:  Народный рецепт повышения иммунитета ребенку

ЛИТЕРАТУРА:

1. Хлестова И.О. Российское законодательство об иммунитете иностранного государства и практика его применения // Государство и бизнес в системе правовых координат: Монография / В.Р. Авхадеев, С.Б. Бальхаева, Ю.В. Боброва и др.; Отв. ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2014. 320 с.
2. Карцхия А.А. Промышленная собственность и инвестиционный климат // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. N 3.
3. David P. Stewart. The Foreign Sovereign Immunities Act: A Guide for Judges. Federal Judicial Center, 2013. P. 13 // https://www.fjc.gov.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Источник

Êàðöõèÿ À., ïðîôåññîð ÐÃÓ íåôòè è ãàçà èì. È.Ì. Ãóáêèíà, ñîâåòíèê ãåíäèðåêòîðà ÎÀÎ «Ìîñãàç» (ã. Ìîñêâà).

 ñòàòüå ðàññìàòðèâàþòñÿ âîïðîñû äîêòðèíû îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà ïðèìåíèòåëüíî ê èñïîëüçîâàíèþ è çàùèòå ïðàâ ïðîìûøëåííîé ñîáñòâåííîñòè â ñâåòå íîâîãî ðîññèéñêîãî ôåäåðàëüíîãî çàêîíà î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è èìóùåñòâà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Êëþ÷åâûå ñëîâà: ïðîìûøëåííàÿ ñîáñòâåííîñòü, èíòåëëåêòóàëüíàÿ ñîáñòâåííîñòü, ãðàæäàíñêèé îáîðîò, èñêëþ÷èòåëüíîå ïðàâî, þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà.

The article discusses some aspects of state immunities doctrine regarding means of use and law protection of industrial property rights applied to the new Russian federal law on foreign states Jurisdictional immunities and property of foreign state in the Russian Federation.

Key words: industrial property, intellectual property, civil turnover, exclusive right, state jurisdictional immunities.

 ïîñëåäíåå âðåìÿ äîñòàòî÷íî àêòèâíî èäåò ïðîöåññ ïåðåîñìûñëåíèÿ ìíîãèõ òðàäèöèîííûõ ïðàâîâûõ êîíöåïöèé è èíñòèòóòîâ. Íå ÿâëÿåòñÿ èñêëþ÷åíèåì è äîêòðèíà ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà. Äîêòðèíà ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà ïðîèñòåêàåò èç îñíîâíîãî ïðèíöèïà ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà, óñòàíàâëèâàþùåãî, ÷òî âñå ãîñóäàðñòâà ðàâíû.  ñèëó ýòîãî ãîñóäàðñòâó íå ìîæåò áûòü ïðåäúÿâëåí èñê â ñóäàõ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà çà äåéñòâèÿ, ñâÿçàííûå ñ âûïîëíåíèåì âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé (jure imperii). Ãîñóäàðñòâåííûé èììóíèòåò, îñíîâàííûé íà ñóâåðåííîì õàðàêòåðå âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé ãîñóäàðñòâà è åãî íåçàâèñèìîñòè, íàøåë ñâîå îòðàæåíèå â äîêòðèíå àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà, èñïîëüçóþùåé ïðàâèëî êàíîíè÷åñêîãî ðèìñêîãî ïðàâà «par in parem non habet imperium».

Читайте также:  Есть ли иммунитет к столбняку

Äîêòðèíà àáñîëþòíîãî þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà íå ïðèçíàåò ïîäñóäíîñòü ãîñóäàðñòâà â ñóäàõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ è âîçìîæíîñòü îáðàùåíèÿ âçûñêàíèÿ íà åãî èìóùåñòâî â ñóäàõ èíîñòðàííîé þðèñäèêöèè [1].

Îäíàêî, ñ òî÷êè çðåíèÿ àâòîðà, ðàñøèðåíèå ó÷àñòèÿ ãîñóäàðñòâ â îòíîøåíèÿõ ÷àñòíîïðàâîâîãî, êîììåð÷åñêîãî õàðàêòåðà, êàê â íàöèîíàëüíûõ ãðàíèöàõ, òàê è â ìåæäóíàðîäíûõ òîðãîâî-ýêîíîìè÷åñêèõ, íàó÷íî-òåõíè÷åñêèõ è èíûõ îáëàñòÿõ (íàïðèìåð, èíîñòðàííûå èíâåñòèöèè, ðàçëè÷íûå ôîðìû ÷àñòíî-ãîñóäàðñòâåííîãî ïàðòíåðñòâà è äð.), ñïîñîáñòâîâàëî îáúåêòèâíîé íåîáõîäèìîñòè îãðàíè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà â ÷àñòè êîììåð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ãîñóäàðñòâà, íå ñâÿçàííîé ñ âûïîëíåíèåì èì ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ, âëàñòíûõ ñóâåðåííûõ ïîëíîìî÷èé <1>. Ïîòðåáîâàëîñü îãðàíè÷èòü ðèñêè âîçìîæíûõ êîíôëèêòîâ ìåæäó ãîñóäàðñòâîì è ÷àñòíûì èíâåñòîðîì ïðè ðåàëèçàöèè èíâåñòèöèîííûõ êîíòðàêòîâ (âêëþ÷àÿ èíîñòðàííûå èíâåñòèöèè), ðèñêè âìåøàòåëüñòâà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â íàöèîíàëüíûå ñóâåðåííûå èíòåðåñû äðóãîãî ãîñóäàðñòâà â öåëÿõ ñîçäàíèÿ áëàãîïðèÿòíîãî äåëîâîãî êëèìàòà, â òîì ÷èñëå äëÿ ïðàâîîáëàäàòåëåé èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè [2, ñ. 42 — 48].

<1> Ïîäðîáíåå: Gaukrodger D. Foreign State Immunity and Foreign Government Controlled Investors // OECD Working Papers on International Investment, 2010/02, OECD Publishing // https://dx.doi.org/10.1787/5km91p0ksqs7-en.

 ðåçóëüòàòå íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ýòî ïðèâåëî ê ôîðìèðîâàíèþ äîêòðèíû îãðàíè÷åííîãî (ôóíêöèîíàëüíîãî) èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, êîòîðàÿ ïðîâîäèò ðàçëè÷èÿ ìåæäó åãî ïóáëè÷íî-ïðàâîâûìè àêòàìè, îñíîâàííûìè íà âëàñòíûõ, ïîëèòè÷åñêèõ ïîëíîìî÷èÿõ ñóâåðåííîãî ãîñóäàðñòâà (acta jure imperii) è åãî äåÿòåëüíîñòüþ êàê ó÷àñòíèêà ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ, êîììåð÷åñêèõ ïðàâîîòíîøåíèé (acta jure gestionis).

Ïåðâîíà÷àëüíî òàêîé äîêòðèíàëüíûé ïîäõîä áûë îáîñíîâàí â ïðàâîâîé ïîçèöèè Ãîñäåïàðòàìåíòà ÑØÀ â 1952 ã. (òàê íàçûâàåìîå ïèñüìî Tate Letter) [3], õîòÿ ñóäåáíàÿ ïðàêòèêà ñ êîíöà XIX â. â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ äîïóñêàëà âîçìåùåíèå ïðè÷èíåííîãî ãîñóäàðñòâîì âðåäà ïî èñêàì ÷àñòíûõ ëèö.  Åâðîïå òåîðèÿ îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå áûëà ðåàëèçîâàíà â Åâðîïåéñêîé êîíâåíöèè î ãîñóäàðñòâåííîì èììóíèòåòå (European Convention on State Immunity, 1972 ã.).

Òåì íå ìåíåå ñïåöèàëüíûå çàêîíîäàòåëüíûå àêòû ïî âîïðîñàì îãðàíè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà áûëè ïðèíÿòû èìåííî â ñòðàíàõ îáùåãî ïðàâà. Òàê, â êîíöå XX â. ââåäåíû â äåéñòâèå çàêîíû î þðèñäèêöèîííîì èììóíèòåòå èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ: â ÑØÀ — Foreign Sovereign Immunities Act, 1976 ã. (FSIA) (íûíå â ðåäàêöèè 2000 ã.), Âåëèêîáðèòàíèè — State Immunity Act (1978), Ñèíãàïóðå — State Immunity Act (1979; íûíå â ðåäàêöèè 2014 ã.), Êàíàäå — State Immunity Act of Canada (1982), Àâñòðàëèè — Foreign Sovereign Immunities Act (1985; íûíå â ðåäàêöèè 2010 ã.) è ðÿä äðóãèõ.  ýòèõ àêòàõ ïðîâîäèòñÿ îäíîçíà÷íàÿ ëèíèÿ íà îãðàíè÷åíèå àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà (è åãî îðãàíîâ) â ãðàæäàíñêîì îáîðîòå ïðè îñóùåñòâëåíèè äåÿòåëüíîñòè, íå ñâÿçàííîé ñ âûïîëíåíèåì âëàñòíûõ, ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ ïîëíîìî÷èé ãîñóäàðñòâà.

Ñåãîäíÿ ìû âèäèì, ÷òî ðàñïðîñòðàíåíèþ êîíöåïöèè îãðàíè÷åííîãî (ôóíêöèîíàëüíîãî) èììóíèòåòà â ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ ñïîñîáñòâîâàëî ïðèíÿòèå Êîíâåíöèè îá óðåãóëèðîâàíèè èíâåñòèöèîííûõ ñïîðîâ ìåæäó ãîñóäàðñòâàìè è ôèçè÷åñêèìè èëè þðèäè÷åñêèìè ëèöàìè äðóãèõ ãîñóäàðñòâ (ICSID) <2> (Âàøèíãòîí, 1965 ã.), à òàêæå Êîíâåíöèè ÎÎÍ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè (Íüþ-Éîðê, 2004 ã., íå âñòóïèëà â ñèëó) <3>. Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ó÷àñòíèöåé îáåèõ Êîíâåíöèé.

<2> Washington Convention on the Settlement of Investment Disputes between States and Nationals of other States.
<3> Ïðèíÿòà íà Ãåíåðàëüíîé Àññàìáëåå ÎÎÍ 2 äåêàáðÿ 2004 ã. Ðåçîëþöèÿ Ãåíåðàëüíîé Àññàìáëåè 59/38. Official Records of the General Assembly, Fifty-ninth Session, Supplement No. 49 (A/59/49) // https://www.wipo.int/wipolex/en/other_treaties/details.jsp?treaty_id=259.

Ñ òî÷êè çðåíèÿ àâòîðà, ïðàâîâàÿ äîêòðèíà ðîññèéñêîãî ïðàâà òàêæå ïåðåøëà íà êîíöåïòóàëüíûå ïîçèöèè îãðàíè÷åíèÿ àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.

Òàê, äåéñòâóþùàÿ ñ 1995 ã. ñò. 127 ÃÊ ÐÔ äîïóñêàëà ñóùåñòâîâàíèå îñîáåííîé îòâåòñòâåííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ñóáúåêòîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â îòíîøåíèÿõ, ðåãóëèðóåìûõ ãðàæäàíñêèì çàêîíîäàòåëüñòâîì, ñ ó÷àñòèåì èíîñòðàííûõ þðèäè÷åñêèõ ëèö, ãðàæäàí è ãîñóäàðñòâ. Ê ñëó÷àÿì ó÷àñòèÿ ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ, îñëîæíåííûõ èíîñòðàííûì ýëåìåíòîì, äî ñàìîãî ïîñëåäíåãî âðåìåíè ïðèìåíÿëèñü íîðìû ðàçäåëà VI «Ìåæäóíàðîäíîå ÷àñòíîå ïðàâî» ÃÊ ÐÔ (åñëè èíîå íå áûëî óñòàíîâëåíî çàêîíîì (ñò. 1204 ÃÊ ÐÔ), à òàêæå ïðîöåññóàëüíûå íîðìû ñò. 401 ÃÏÊ ÐÔ è ñò. 251 ÀÏÊ ÐÔ î ñóäåáíîì èììóíèòåòå èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â ñóäàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Äî ïðèíÿòèÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñïåöèàëüíîãî çàêîíà îá èììóíèòåòå ãîñóäàðñòâà è åãî ñîáñòâåííîñòè ýòèìè íîðìàìè èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó, âûñòóïàþùåìó â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âëàñòè, ïðåäîñòàâëÿëñÿ ñóäåáíûé èììóíèòåò â îòíîøåíèè ïðåäúÿâëåííîãî ê íåìó èñêà â ñóäàõ îáùåé þðèñäèêöèè è àðáèòðàæíûõ ñóäàõ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïðèâëå÷åíèÿ åãî ê ó÷àñòèþ â äåëå â êà÷åñòâå òðåòüåãî ëèöà, íàëîæåíèÿ àðåñòà íà èìóùåñòâî, ïðèíàäëåæàùåå èíîñòðàííîìó ãîñóäàðñòâó è íàõîäÿùååñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, ïðèíÿòèÿ ïî îòíîøåíèþ ê íåìó ñóäîì ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ èñêà è èìóùåñòâåííûõ èíòåðåñîâ, îáðàùåíèÿ âçûñêàíèÿ íà ýòî èìóùåñòâî â ïîðÿäêå ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ñóäåáíîãî àêòà ñóäà. Òàêèå äåéñòâèÿ äîïóñêàþòñÿ òîëüêî ñ ñîãëàñèÿ êîìïåòåíòíûõ îðãàíîâ ñîîòâåòñòâóþùåãî ãîñóäàðñòâà, åñëè èíîå íå ïðåäóñìîòðåíî ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èëè ôåäåðàëüíûì çàêîíîì.

Çíà÷èòåëüíûì øàãîì â óêðåïëåíèè ñóâåðåíèòåòà Ðîññèéñêîãî ãîñóäàðñòâà è ðàçâèòèè îòå÷åñòâåííîé ïðàâîâîé äîêòðèíû ñòàë Ôåäåðàëüíûé çàêîí îò 3 íîÿáðÿ 2015 ã. N 297-ÔÇ «Î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è èìóùåñòâà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» (äàëåå — Çàêîí N 297-ÔÇ) <4>, âñòóïàþùèé â ñèëó ñ 1 ÿíâàðÿ 2016 ã.  Çàêîíå N 297-ÔÇ íàøëè ñâîå îòðàæåíèå íîðìû Êîíâåíöèè ÎÎÍ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè (2004 ã.) è ðåàëèçîâàíà äîêòðèíà îãðàíè÷åííîãî ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà â îïðåäåëåííûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ, êîòîðûå íå êàñàþòñÿ îñóùåñòâëåíèÿ ñóâåðåííûõ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé, ò.å. ïîëíîìî÷èé, êîòîðûìè ãîñóäàðñòâî îáëàäàåò â ñèëó ñóâåðåíèòåòà è êîòîðûå îñóùåñòâëÿåò â öåëÿõ ðåàëèçàöèè åãî ñóâåðåííîé âëàñòè.

<4> Îôèöèàëüíûé èíòåðíåò-ïîðòàë ïðàâîâîé èíôîðìàöèè: www.pravo.gov.ru, 04.11.2015.

Ïðè àíàëèçå ïðàâîâîãî ñîäåðæàíèÿ þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíûì, ÷òî ê þðèñäèêöèîííûì èììóíèòåòàì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è åãî èìóùåñòâà íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè Ôåäåðàëüíûé çàêîí îòíîñèò:

  • ñóäåáíûé èììóíèòåò, êîòîðûé îïðåäåëÿåòñÿ â çàêîíå êàê îáÿçàííîñòü ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âîçäåðæàòüñÿ îò ïðèâëå÷åíèÿ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ê ó÷àñòèþ â ñóäåáíîì ïðîöåññå;
  • èììóíèòåò â îòíîøåíèè ìåð ïî îáåñïå÷åíèþ èñêà, ïðåäñòàâëÿþùèé ñîáîé îáÿçàííîñòü ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè âîçäåðæàòüñÿ îò ïðèìåíåíèÿ â îòíîøåíèè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è èìóùåñòâà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà àðåñòà è èíûõ ìåð, îáåñïå÷èâàþùèõ âïîñëåäñòâèè ðàññìîòðåíèå ñïîðà è (èëè) èñïîëíåíèå ðåøåíèÿ ñóäà;
  • èììóíèòåò â îòíîøåíèè èñïîëíåíèÿ ðåøåíèÿ ñóäà, êîòîðûé ïîíèìàåòñÿ êàê îáÿçàííîñòü ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè èëè ôåäåðàëüíîãî îðãàíà èñïîëíèòåëüíîé âëàñòè, îñóùåñòâëÿþùåãî ôóíêöèè ïî èñïîëíåíèþ ñóäåáíûõ àêòîâ, àêòîâ äðóãèõ îðãàíîâ è äîëæíîñòíûõ ëèö, âîçäåðæàòüñÿ îò îáðàùåíèÿ âçûñêàíèÿ íà èìóùåñòâî èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà, ïðèíÿòèÿ â îòíîøåíèè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è åãî èìóùåñòâà èíûõ ìåð â öåëÿõ ïðèíóäèòåëüíîãî èñïîëíåíèÿ ðåøåíèÿ ñóäà.
Читайте также:  Где на море укрепить иммунитет

Ïî îáùåìó ïðàâèëó, óñòàíîâëåííîìó Çàêîíîì N 297-ÔÇ, èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ïîëüçóåòñÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè þðèñäèêöèîííûìè èììóíèòåòàìè, åñëè îíî ÿâíî âûðàçèëî ñîãëàñèå íà îãðàíè÷åíèå ñâîåãî èììóíèòåòà ëèáî â ñëó÷àå îòêàçà îò èììóíèòåòà â îòíîøåíèè êîíêðåòíîãî ñïîðà.

Ïðè ýòîì êàê ñóâåðåííûå ãîñóäàðñòâà Ðîññèéñêàÿ Ôåäåðàöèÿ è ëþáîå èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî ìîãóò óñòàíîâèòü íà äâóñòîðîííåé îñíîâå èíûå ïðàâèëà î ïðèìåíåíèè þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòîâ (ï. 3 ñò. 1 Çàêîíà N 297-ÔÇ).

Èñêëþ÷èòåëüíî âàæíûì ÿâëÿåòñÿ óñòàíîâëåíèå Çàêîíîì N 297-ÔÇ ïðèíöèïà âçàèìíîñòè (ñò. 4), êîòîðûé ïðåäïîëàãàåò âçàèìíîå îãðàíè÷åíèå þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòîâ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è åãî èìóùåñòâà â ïðåäóñìîòðåííîì óêàçàííûì Çàêîíîì îáúåìå, åñëè áóäåò óñòàíîâëåíî íàëè÷èå îãðàíè÷åíèé, êàñàþùèõñÿ ïðåäîñòàâëåíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è åå èìóùåñòâó þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòîâ â èíîñòðàííîì ãîñóäàðñòâå, â îòíîøåíèè êîòîðîãî è èìóùåñòâà êîòîðîãî âîçíèê âîïðîñ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ.

Äîêòðèíà îãðàíè÷åííîãî ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà ñåãîäíÿ ðåàëèçóåòñÿ ïðèìåíèòåëüíî ê îòíîøåíèÿì ÷àñòíîïðàâîâîãî õàðàêòåðà ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà (åãî îðãàíîâ èëè ó÷ðåæäåíèé) è çàêëþ÷àåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 7 Çàêîíà N 297-ÔÇ â òîì, ÷òî:

  • èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ïîëüçóåòñÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñóäåáíûì èììóíèòåòîì â îòíîøåíèè ñïîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ ó÷àñòèåì èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëêàõ ñ ôèçè÷åñêèìè ëèöàìè, èëè þðèäè÷åñêèìè ëèöàìè, èëè èíûìè îáðàçîâàíèÿìè, íå èìåþùèìè ñòàòóñà þðèäè÷åñêîãî ëèöà, èíîãî ãîñóäàðñòâà, åñëè òàêèå ñïîðû â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèìåíèìûìè íîðìàìè ïðàâà ïîäëåæàò þðèñäèêöèè ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è óêàçàííûå ñäåëêè íå ñâÿçàíû ñ îñóùåñòâëåíèåì èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ñóâåðåííûõ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé;
  • èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî íå ïîëüçóåòñÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñóäåáíûì èììóíèòåòîì â îòíîøåíèè ñïîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ îñóùåñòâëåíèåì èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé è èíîé ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè íà òåððèòîðèè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, à òàêæå íà òåððèòîðèè äðóãîãî ãîñóäàðñòâà, åñëè ïîñëåäñòâèÿ òàêîé äåÿòåëüíîñòè èìåþò ñâÿçü ñ òåððèòîðèåé Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè;
  • ðåøåíèå âîïðîñà î ñâÿçàííîñòè ñîâåðøåííîé èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ñäåëêè ñ îñóùåñòâëåíèåì åãî ñóâåðåííûõ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé îòíîñèòñÿ ê êîìïåòåíöèè ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, êîòîðûé ïðèíèìàåò âî âíèìàíèå õàðàêòåð è öåëü òàêîé ñäåëêè.

Ãîâîðÿ îáðàçíî, ñíÿòèå òàê íàçûâàåìîé âóàëè ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà â îïðåäåëÿåìûõ çàêîíîì ñëó÷àÿõ ïîçâîëÿåò ãîñóäàðñòâó ó÷àñòâîâàòü â ãðàæäàíñêîì îáîðîòå â ñîîòâåòñòâèè ñ îáùèìè äëÿ âñåõ ó÷àñòíèêîâ ýòîãî îáîðîòà ïðèíöèïàìè. Ïðè ýòîì âàæíî çíàòü, ÷òî ñêðûâàåò «âóàëü èììóíèòåòà», êàêèå ëèöà (ratione personae) ó÷àñòâóþò â òàêèõ ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëêàõ. Ïîìèìî ñàìîãî ãîñóäàðñòâà è åãî îðãàíîâ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè, ñîãëàñíî ñò. 2 Çàêîíà N 297-ÔÇ, ê íèì îòíîñÿòñÿ ñóáúåêòû ôåäåðàòèâíîãî ãîñóäàðñòâà èëè àäìèíèñòðàòèâíî-òåððèòîðèàëüíûå îáðàçîâàíèÿ è èõ îðãàíû, îñóùåñòâëÿþùèå ñóâåðåííî-âëàñòíûå ïîëíîìî÷èÿ, à òàêæå ó÷ðåæäåíèÿ èëè èíûå îáðàçîâàíèÿ íåçàâèñèìî îò òîãî, ÿâëÿþòñÿ ëè îíè þðèäè÷åñêèìè ëèöàìè, â òîé ìåðå, â êîòîðîé îíè ïðàâîìî÷íû ñîâåðøàòü è ôàêòè÷åñêè ñîâåðøàþò äåéñòâèÿ â öåëÿõ îñóùåñòâëåíèÿ ñóâåðåííîé âëàñòè ãîñóäàðñòâà. Ê òàêèì îáðàçîâàíèÿì, â ÷àñòíîñòè, îòíîñÿòñÿ ãîñóäàðñòâåííûå ïðåäïðèÿòèÿ è ó÷ðåæäåíèÿ (âêëþ÷àÿ íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèå è îáðàçîâàòåëüíûå îðãàíèçàöèè), ìèíèñòåðñòâà è âåäîìñòâà, ãîñóäàðñòâåííûå áàíêè.

Ñïåöèàëüíî îãîâàðèâàþòñÿ â Çàêîíå N 297-ÔÇ ñëó÷àè íåïðèìåíåíèÿ ñóäåáíîãî èììóíèòåòà â îòíîøåíèè ñïîðîâ, â òîì ÷èñëå ñâÿçàííûõ ñ èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòüþ. Èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 12 Çàêîíà N 297-ÔÇ íå ïîëüçóåòñÿ â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ñóäåáíûì èììóíèòåòîì â îòíîøåíèè ñïîðîâ ïî ïîâîäó:

  1. óñòàíîâëåíèÿ è îñóùåñòâëåíèÿ ïðàâ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íà ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ïðèðàâíåííûå ê íèì ñðåäñòâà èíäèâèäóàëèçàöèè;
  2. ïðåäïîëàãàåìîãî íàðóøåíèÿ èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ïðàâ äðóãèõ ëèö íà ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ïðèðàâíåííûå ê íèì ñðåäñòâà èíäèâèäóàëèçàöèè.

Ïîýòîìó ãîñóäàðñòâåííûå îðãàíû, ó÷ðåæäåíèÿ è ïðåäïðèÿòèÿ èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà, ÿâëÿþùèåñÿ ïðàâîîáëàäàòåëÿìè èíòåëëåêòóàëüíûõ ïðàâ íà ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ïðèðàâíåííûå ê íèì ñðåäñòâà èíäèâèäóàëèçàöèè â ñïîðàõ íà òåððèòîðèè ÐÔ, ñâÿçàííûõ ñ óñòàíîâëåíèåì è îñóùåñòâëåíèåì ïðàâ èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè èëè íàðóøåíèåì òàêèõ ïðàâ, íå îáëàäàþò ñóäåáíûì èììóíèòåòîì.

Èíûìè ñëîâàìè, êàê óñòàíàâëèâàåò ñò. 14 Êîíâåíöèè ÎÎÍ î þðèñäèêöèîííûõ èììóíèòåòàõ ãîñóäàðñòâ è èõ ñîáñòâåííîñòè, ãîñóäàðñòâî íå ìîæåò ññûëàòüñÿ íà èììóíèòåò îò þðèñäèêöèè ïðè ðàçáèðàòåëüñòâå â ñóäå äðóãîãî ãîñóäàðñòâà ïðè: (a) óñòàíîâëåíèè ïðàâà ýòîãî ãîñóäàðñòâà â îòíîøåíèè ïàòåíòà íà èçîáðåòåíèå èëè ïðîìûøëåííûé îáðàçåö, òîðãîâîãî èëè ôèðìåííîãî íàèìåíîâàíèÿ, òîâàðíîãî çíàêà, àâòîðñêîãî ïðàâà èëè ëþáîé äðóãîé ôîðìû èíòåëëåêòóàëüíîé èëè ïðîìûøëåííîé ñîáñòâåííîñòè, ïîëüçóþùåéñÿ ïðàâîâîé çàùèòîé, èëè (b) ïðåäïîëàãàåìîì íàðóøåíèè ýòèì ãîñóäàðñòâîì íà òåððèòîðèè ãîñóäàðñòâà ñóäà èíòåëëåêòóàëüíûõ ïðàâ, ïðèíàäëåæàùèõ òðåòüåìó ëèöó è çàùèùàåìûõ â ãîñóäàðñòâå ñóäà. Êîíâåíöèÿ ôàêòè÷åñêè ðàçäåëÿåò þðèñäèêöèîííûé èììóíèòåò â ÷àñòíîïðàâîâûõ ïðàâîîòíîøåíèÿõ ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà è èììóíèòåò ñóâåðåííîãî ãîñóäàðñòâà â ïóáëè÷íî-ïðàâîâûõ, ïîëèòè÷åñêèõ ïðàâîîòíîøåíèÿõ (ïðîÿâëÿþùèéñÿ â äèïëîìàòè÷åñêîì èììóíèòåòå ëèáî êîíñóëüñêîì èììóíèòåòå îðãàíîâ è äîëæíîñòíûõ ëèö ãîñóäàðñòâà).

Îãðàíè÷åíèå èììóíèòåòà ïðè ðåøåíèè âîïðîñà î ñâÿçàííîñòè ñîâåðøåííîé èíîñòðàííûì ãîñóäàðñòâîì ñäåëêè ñ îñóùåñòâëåíèåì åãî ñóâåðåííûõ âëàñòíûõ ïîëíîìî÷èé îòíîñèòñÿ ê êîìïåòåíöèè ñóäà Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè, êîòîðûé äîëæåí ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå õàðàêòåð è öåëü òàêîé ñäåëêè.  äàííîì ñëó÷àå çàêîíîäàòåëü ïðè ðåøåíèè âîïðîñà î ñíÿòèè ãîñóäàðñòâåííîãî èììóíèòåòà èñõîäèò èç îáúåäèíåíèÿ äâóõ êðèòåðèåâ: öåëè ñäåëêè (òåîðèÿ öåëè ñäåëêè) è õàðàêòåðà ãîñóäàðñòâåííîãî àêòà (òåîðèÿ ïðèðîäû àêòà), ÿâëÿþùåãîñÿ ëèáî àêòîì îñóùåñòâëåíèÿ ñóâåðåííûõ ïðàâîìî÷èé ãîñóäàðñòâà, ëèáî àêòîì êîììåð÷åñêîé èëè ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

 ñèëó îáùåãî ïðàâèëà ñò. 1231 ÃÊ ÐÔ óñòàíîâëåí íàöèîíàëüíûé ðåæèì îõðàíû â îòíîøåíèè ïðèçíàíèÿ èñêëþ÷èòåëüíîãî ïðàâà íà ðåçóëüòàòû èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè èëè ñðåäñòâà èíäèâèäóàëèçàöèè, ñîäåðæàíèÿ ýòîãî ïðàâà, åãî äåéñòâèÿ, îãðàíè÷åíèé, ïîðÿäêà îñóùåñòâëåíèÿ è çàùèòû â ñîîòâåòñòâèè ñ ÃÊ ÐÔ íåçàâèñèìî îò ïîëîæåíèé çàêîíîäàòåëüñòâà ñòðàíû âîçíèêíîâåíèÿ èñêëþ÷èòåëüíîãî ïðàâà (åñëè ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì ÐÔ èëè ÃÊ ÐÔ íå ïðåäóñìîòðåíî èíîå). Ïðè ýòîì îáùèå ïðàâèëà ïðèìåíèìîñòè íîðì ìåæäóíàðîäíûõ äîãîâîðîâ (íîðì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà) ê ãðàæäàíñêèì ïðàâîîòíîøåíèÿì â ñôåðå èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè óñòàíîâëåíû â ñò. 7 ÃÊ ÐÔ.

Äëÿ ñðàâíåíèÿ, Çàêîí ÑØÀ î þðèñäèêöèîííîì èììóíèòåòå èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ (1976 ã.) äîïóñêàåò «ñíÿòèå» ñóäåáíîãî èììóíèòåòà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà íà òåððèòîðèè ÑØÀ â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ èì îáùèõ íîðì è ïðèíöèïîâ ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà.

Ïðèíöèïèàëüíî âàæíûì äëÿ ïîíèìàíèÿ ñóòè îãðàíè÷åíèÿ ãîñóäàðñòâåííîãî þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà â îòíîøåíèè çàùèòû è èñïîëüçîâàíèÿ ïðàâ èíòåëëåêòóàëüíîé ñîáñòâåííîñòè ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïðè íàðóøåíèè, â ÷àñòíîñòè, ïðàâ ïðîìûøëåííîé ñîáñòâåííîñòè êàê ïðàâ ÷àñòíîãî õàðàêòåðà, ñóáúåêòèâíûõ ãðàæäàíñêèõ ïðàâ, ïðèçíàííûõ è îõðàíÿåìûõ â ÐÔ, èíîñòðàííîå ãîñóäàðñòâî (åãî îðãàí èëè ó÷ðåæäåíèå), ó÷àñòâóþùåå â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ ñäåëêàõ íà òåððèòîðèè ÐÔ, íå áóäåò îáëàäàòü ñóäåáíûì èììóíèòåòîì ïðè ðàññìîòðåíèè ñïîðîâ î çàùèòå èíòåëëåêòóàëüíûõ â ïðàâ â ñóäàõ ÐÔ è ìîæåò áûòü ïðèâëå÷åíî ê èìóùåñòâåííîé îòâåòñòâåííîñòè. Âíåñåííàÿ Çàêîíîì N 297-ÔÇ îêîí÷àòåëüíàÿ îïðåäåëåííîñòü â ýòîì âîïðîñå, íåñîìíåííî, áóäåò èìåòü áîëüøîå ïðàêòè÷åñêîå è êîíöåïòóàëüíîå çíà÷åíèå.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ:

  1. Õëåñòîâà È.Î. Ðîññèéñêîå çàêîíîäàòåëüñòâî îá èììóíèòåòå èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà è ïðàêòèêà åãî ïðèìåíåíèÿ // Ãîñóäàðñòâî è áèçíåñ â ñèñòåìå ïðàâîâûõ êîîðäèíàò: Ìîíîãðàôèÿ / Â.Ð. Àâõàäååâ, Ñ.Á. Áàëüõàåâà, Þ.Â. Áîáðîâà è äð.; Îòâ. ðåä. À.Â. Ãàáîâ. Ì.: ÈÇèÑÏ; ÈÍÔÐÀ-Ì, 2014. 320 ñ.
  2. Êàðöõèÿ À.À. Ïðîìûøëåííàÿ ñîáñòâåííîñòü è èíâåñòèöèîííûé êëèìàò // Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ñîáñòâåííîñòü. Ïðîìûøëåííàÿ ñîáñòâåííîñòü. 2015. N 3.
  3. David P. Stewart. The Foreign Sovereign Immunities Act: A Guide for Judges. Federal Judicial Center, 2013. P. 13 // https://www.fjc.gov.

Источник