Как рассказать детям об иммунитете

  • Колонка эксперта — Беллы Брагвадзе. Удивительный мир иммунитета.

    Белла Брагвадзе – наш постоянный эксперт, врач педиатр, аллерголог-иммунолог, ассистент кафедры иммунологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
, педиатр в мобильной клинике @docplus.ru, врач-волонтер, автор проекта «Воображариум».
    Белла ведет два блога в инстаграм:
    https://www.instagram.com/bb_immunity/ и https://www.instagram.com/voobrajarium_postcard/ и будет рада новым подписчикам и вопросам.

    6 июня 2018

  • Чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды

    Почему дети должны болеть, о бессмысленности иммуномодуляторов и о том, чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды, — иммунолог Анна Щербина

    Иммунодефицит — это состояние, сопровождающееся значительными и долговременными изменениями в иммунной системе и серьезными симптомами. Есть иммунодефициты вторичные, а есть первичные (ПИД). Первичные обусловлены генетически. Как правило, симптомы возникают в раннем возрасте, однако иногда могут возникнуть и у взрослых. Но в любом случае проявления будут очень тяжелыми. С первичными иммунодефицитами встречаются крайне редко. Подтвердить многие такие заболевания можно, обнаружив дефект гена. Но пока, правда, найдены мутации не при всех ПИД, поиск продолжается.

    Текст: Дарья Саркисян
    Фотографии: Максим Шер
    Журнал «Большой город»

    1 февраля 2018

  • ЧТО ТАКОЕ ПЕРВИЧНЫЙ ИММУНОДЕФИЦИТ

    Что такое Первичный иммунодефицит, как передаётся, как часто встречается, какие есть формы?

    1 февраля 2018

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром

    Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором у пациентов мужского пола отмечается нарушение иммунного ответа на вирус Эпштейн-Барра.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром

    Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором отмечается хроническое незлокачественное увеличение лимфоузлов, печени и селезенки, аутоиммунная патология, повышение уровня иммуноглобулинов в крови.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Ди Джорджи

    Синдром Ди Джорджи – врожденный дефект, который приводит к гипоплазии или отсутствию тимуса (вилочковой железы) в сочетании с пороками развития крупных сосудов, сердца, паращитовидных желез, костей лицевого черепа и верхних конечностей

    6 июня 2014

  • Оптимизация диагностики и терапии наследственного ангионевротического отека у взрослых.

    Особенности редкой формы первичного иммунодефицита, клинические проявления, иммунологические нарушения и принципы терапии наследственного ангионевротического отека. Индивидуальные планы самоконтроля для каждого пациента и оценкаа их эффективность.

    Караулов А.В., Сидоренко И.В., Капустина А.С.
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва

    20 мая 2014

  • Наследственный ангионевротический отек

    Наследственный ангионевротичекий отёк — редкое, жизнеугрожающее заболевание, которое относится к группе первичных иммунодефицитов. Причина — недостаточность общего уровня или снижение функциональной активности С1-ингибитора системы комплемента.
    Жизнь таких больных становится кошмаром: они никогда не знают, где и когда начнется отек. Пациенты нередко испытывают страх очередного приступа, для них характерны чувство одиночества, ощущение безысходности и бесконечные проблемы на работе, в учебе и быту.

    20 мая 2014

  • Первичный иммунодефицит. Хроническая гранулематозная болезнь

    Хроническая гранулематозная болезнь (ХГБ) – генетическое заболевание, связанное с дефектом фагоцитов, клеток иммунной системы, которые защищают организм путем поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц, бактерий, а также мертвых или погибающих клеток, из-за которого снижается их антимикробная активность.

    13 марта 2013

  • Иммунодефицитные состояния

    Слово «иммунитет» давно вошло в обиход не только врачей, но и не связанных с медициной людей: нам часто приходится слышать его в различных рекламных роликах, передачах по охране окружающей среды и т.д. Действительно, динамические изменения показателей иммунной системы происходят в ответ на различные состояния организма: инфекции, травмы, опухоли. Является ли это патологией? В большинстве случаев – нет, это нормальная реакция живого организма. Ведь основная функция иммунной системы – это борьба со всем чужеродным, будь то бактерия или опухолевая клетка. Однако в некоторых случаях изменения иммунной системы носят долгосрочный, патологический характер, такие состояния называются иммунодефицитными (ИДС).

    27 апреля 2012

  • Первичный иммунодефицит. ОВИН — общая вариабельная иммунная недостаточность

    Общая вариабельная иммунная недостаточность — нарушение,
    характеризующееся низкими уровнями иммуноглобулинов (антител) в сыворотке крови и повышенной чувствительностью к инфекциям.
    Данная статья предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять совета клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Вискотта-Олдрича

    Синдром Вискотта-Олдрича является первичным иммунодефицитным состоянием, поражающим как Т-
    лимфоциты, так и В-лимфоциты. Также тяжело поражаются тромбоциты — клетки, помогающие останавливать кровотечение.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленная агаммаглобулинемия

    У больных с Х-сцепленной агаммаглобулинемией основным дефектом является неспособность предшественников В-лимфоцитов созревать до состояния В-лимфоцитов, а затем плазматических клеток. Поскольку у этих больных нет клеток, вырабатывающих иммуноглобулины, наступает тяжелая недостаточность иммуноглобулинов.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    18 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. ТКИН — тяжелая комбинированная иммунная недостаточность

    Тяжелая комбинированная иммунная недостаточность (ТКИН) — самый тяжелый диагноз в списке первичных иммунодефицитов — является редким синдромом, обусловленным различными генетическими факторами, и сочетающим отсутствие функций Т- и В- лимфоцитов (а во многих случаях также отсутствие функции естественных киллеров или NK-лимфоцитов). Эти нарушения приводят к чрезвычайной чувствительности к тяжелым инфекциям.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    Читайте также:  Две баночки витаминов для укрепления иммунитета

    18 июля 2011

  • 12 настораживающих признаков первичного иммунодефицита

    ПИД не СПИД.
    Первичный иммунодефицит является врожденным нарушением в иммунной системе, имеющим генетическую природу.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.

    29 июня 2011

  • Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле?

    Инфекции уха, горла, носа, а также бронхолёгочные инфекции составляют основной перечень заболеваний в детском возрасте.
    Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций.

    29 июня 2011

  • Иммунодефициты у детей.

    Диагноз «иммунодефицит» становится все более популярным у врачей разных специальностей. Создается впечатление, что зачастую врачи, вместо того, чтобы четко определить диагноз и проводить лечение заболевания в соответствии с утвержденными стандартами, назначают иммунотропные средства, не представляя эффект и последствия такой терапии.

    29 июня 2011

  • Диагностика семей с иммунодефицитом

    Первичные иммунодефициты, являются наследуемыми заболеваниями, при которых родители являются носителями больного гена и передают его детям. В результате чего у ребенка развивается заболевание. В настоящее время в связи с развитием генетики и иммунологии известны многие гены, мутация в которых приводит к развитию различных форм первичных иммунодефицитов.

    9 ноября 2010

  • Источник

    Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»

    Интеграция образовательных областей:  здоровье, художественное творчество, познание, социализация

    Возраст:  старшие дошкольники

    Место проведения:  группа

    Оборудование:

    — картинка с изображением человека

    — картинки с изображением рыцаря

    — костюм доктора Айболита

    — конверт и письмо

    — подбор загадок

    — картинки,  изображающие название станций

    — магнитная доска

    — карандаши

    — листы бумаги по числу детей

    — продукты

    — эмблемы

     -картинки режима дня

    — две корзины

    — запись звуков автобуса

    Цель:

     -знакомство с понятием «иммунитет»;

    — закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

    — развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    Развивающие задачи:

    — развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.

    Обучающие задачи:

    — совершенствовать гигиенические навыки;

    — содействовать расширению  представлений о здоровом образе жизни;

    — совершенствовать технику рисования;

    — формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬ.  Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает?  (Ответы)

    Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.

    А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!

    Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.

    Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?

    На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.

    Угадайте, кто такой?

    Добрый врач, бывалый врач,

    Чуть услышит детский плач

    В ранний час и в полночь

    Поспешит на помощь

    Он излечит, исцелит

    Добрый доктор …. (Айболит)

    Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).

    АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).   

    Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).

    Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом).  Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.

    Получен от природы дар-

    Не мяч и не воздушный шар

    Не глобус это, не арбуз.

    Здоровье! Очень хрупкий груз.

    Чтоб жизнь счастливую прожить,

    Здоровье нужно сохранить.

    А как? Сейчас я вам скажу,

    Что знаю сам – все расскажу.

    АЙБОЛИТ:

    Угадайте,  на чем мы отправимся в путешествие?

    Дом по улице идет,

    На работу нас везет

    Не на курьих ножках,

    А в резиновых сапожках (автобус)

    Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса)   Первая станция, на которой мы остановимся, называется…  А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.

    Руки врозь, а ноги вместе.

    Бег, потом прыжки на месте.

    Рассчитались по порядку,

    Вот и кончилась …. (зарядка)

    АЙБОЛИТ:  Это замечательно!  Зарядка – это розовые щечки,  это когда мы сильные, ловкие,   смелые и веселые.  А вы, ребята,  делаете по утрам зарядку?  (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!

    Читайте также:  Яблочный уксус для укрепления иммунитета

    Я хочу показать вам свою зарядку.

    Дети выполняют зарядку.

    ЗАРЯДКА

    Во все стороны глядим,

    Вправо, влево, вверх и вниз,

    Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

    Вправо, влево покачай.

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

    И соседу улыбнись.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

    Наклоняйся, не ленись,

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

    Мы веселые ребятки,

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

    Как веселый звонкий мячик.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Прыжки )

    Только носиком дыши.

    Вот так, еще раз,

    И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

    Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.

    АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.

    АЙБОЛИТ: Интересно, ребята,  а это что за станция? ( ответы детей)

    Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.

    По будильнику встаю,

    Одеваюсь, чай я пью

    И вприпрыжку в детский сад,

    Там играть я очень рад

    После сада погуляю,

    Дома в мячик поиграю,

    Все я выполняю сам

    Каждый день как по часам

    Коль по времени мы спим,

    Соблюдаем мы …(режим)

    АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».

    И я предлагаю, ребята, составить режим дня.

    У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам.  Рассмотрите их,  потом обсудите  друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну  в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.

    Дети обсуждают картинки и строятся.

    Идет проверка.

    АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.

    А мы отправляемся дальше.

    Интересно, какая следующая станция нас ждет?  А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.

    АДРЕС: Детский сад, старшая группа

    КОМУ: Ребятам старшей группы,  которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).

    Я думаю, что мои советы помогут вам:

    Никогда не мойте руки,

    Шею, уши и лицо …

    Это глупое занятье

    Не приводит ни к чему.

    Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

    Так зачем же тратить силы,

    Время попусту терять?

    АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).

    Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!

    Грязная одежда,  грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.

    АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.

    Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные,  поймет,  какие они опасные, и  будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба.  ( Дети рисуют микробов, затем  работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).

    АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь. 

    Следующая станция называется «Продукты».

    Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы  объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда   будет искать вредные для здоровья продукты.  

    (Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).

    АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.

    Что же вы нового для себя узнали? 

    Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).

    Я  хочу  напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы  запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте  правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы  молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я,  это я, это все мои друзья!»

    Кто из вас из малышей,

    Ходит грязный до ушей?

    Кто одежду «бережет»-

    Под кровать ее кладет?

    Кто ложится рано спать

    В ботинках грязных под кровать?

    Кто из вас не ходит хмурым,

    Любит спорт и физкультуру?

    Вместе с солнышком румяным

    Просыпаюсь утром рано,

    Заправляю сам кроватку

    Быстро делаю зарядку?

    АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!

    Ребята!  Здоровье —  наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.

    Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и  через  воспитателя  отправить мне.

    Читайте также:  Что лучше для иммунитета кордицепс

    Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».

    Источник

    Екатерина Юракова
    Консультация для родителей «Что такое иммунитет»

    Уважаемые родители! За окнами зима, промозглая погода, и первыми гостями в ваш дом с приходом холодов стучатся простудные, вирусные заболевания. И чаще всего они приходят в гости к самым маленьким членам семьи.

    Ведь для любой мамы нет ничего страшнее, когда ее ребенок болеет. Как же быть? Что нужно сделать, чтоб не заболеть, как помочь ребенку укрепить иммунитет?

    Что же такое иммунитет? Иммунитет— ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте, но детям он не столько важен, сколько жизненно необходим. Организм растет, развивается, ему нужны силы для того, чтобы познавать мир, чтобы адаптироваться к взрослой жизни, не отвлекаясь на простуду и грипп.

    Кстати, иммунологи делят иммунитет на 2 группы: естественный и искусственный. Естественный иммунитет — «зеркало» организма. Именно он отвечает за то, как поведет себя организм в ответ на контакт с носителем вируса и инфекции. Искусственный иммунитет «приобретается» после вакцинации.

    Почему иммунитет ослабевает? Никаких скрытых и неизвестных причин ослабшего детского иммунитета нет. Все просто. Нарушение режима, плохой сон, несбалансированное питание, запущенные инфекционные заболевания, даже незалеченный зуб — все это негативно сказывается на иммунитете ребенка.

    Не стоит забывать и об экологической обстановке, и стрессах, которым подвержен растущий организм.

    Набраться сил и укрепить иммунитет ребенка помогут несколько известных, простых,но очень эффективных факторов:

    Первое и самое главное — хороший сон. Организм должен отдыхать и ребенку для восстановления сил требуется не менее девяти часов. А вы, как родители, должны проследить за этим.

    Физическая активность также необходима для хорошего иммунитета. И для вас, как для старшего поколения, это будет прекрасным стимулом. Каждое утро, после теплого чая с молоком посвятите минут 10 активному движению. Как? Да по-разному. Иногда это обычная зарядка (как в детском саду, иногда зажигательные танцы под музыку или даже упражнения йоги.

    Закаливание. Эффективным средством повышения иммунитета у детей и взрослых считается закаливание. Закаливание детей следует проводить в виде игры, начиная с 3-4 летнего возраста. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к закаливанию или проводить процедуры против его воли.

    Закаливания начинают с утренней гимнастики. Очень важно чтобы на момент занятий ребенок был бодрым и выспавшимся. Одновременно с ребенком упражнения должны делать и родители (ребенок учится у родителей).После 10-15 минут легких общеукрепляющих упражнений можно перейти к водным процедурам: растирание торса, рук и шеи водой в течение 3-4 минут (сначала можно и меньше). Сначала для водных процедур используют воду комнатной температуры (22-25 С). Затем температуру воды постепенно снижают (до 18-16 С и ниже). После растираний водой кожу насухо промокают полотенцем и растирают до появления чувства теплоты. Во время водных процедур следует следить, чтобы ребенок не замерз. После водных процедур оденьте ребенка в теплую одежду (лучше всего подойдет негрубый шерстяной свитер).

    Правильное питание – в любое время года в питание ребенка должны быть включены фрукты и овощи. Зимой — это яблоки, апельсины, мандарины, морковка, капуста, киви, бананы.

    В первую очередь пересмотрите детский рацион питания. Исключите из рациона ребенка все продукты содержащие консерванты и красители. Чипсы, жвачки, лимонады, только здоровая, полноценная пища.

    Очень эффективны такие проверенные средства народной медицины, как чеснок и лук. Они выделяют фитонциды- вещества,смертельные для многих патогенных микроорганизмов.

    Главное — не забывать это простое правило и не стараться заменить настоящие витамины таблетками и биологическими добавками.

    Ежедневные прогулки. В любую погоду старайтесь хотя бы на 30 минут выйти на прогулку. Бывают, конечно, дни, когда погода не сильно располагает, но в остальные дни старайтесь не филонить. Во время пеших прогулок кровь ребенка обогащается кислородом, нормализуются процессы обмена веществ, что здорово помогает укрепить иммунитет.

    Подвижные игры необходимы и на свежем зимнем воздухе – это догонялки, снежки, катание на снежной или ледяной горке, которые полезны не только своей нагрузкой, но и тем, что во время игр ребенок развивается психически, общается с друзьями, принимает на ходу массу решений на поставленные задачи.

    Обязательно проветривайте все помещения в квартире. Резкая смена температуры воздуха в помещении убивает болезнетворные бактерии. Так в вашем доме не будут скапливаться болезнетворные бактерии.

    Режим дня и никаких стрессов. Нервное напряжение — одна из главных причин различных заболеваний, включая респираторные. Стрессы и недостаток сна сильно снижают барьерные свойства иммунной системы. Соблюдайте режим труда, игр, отдыха.

    Иммунитет ребенка — это хрупкая система, о состоянии которой нужно заботиться каждый день, тогда не придется думать, почему мой малыш болеет чаще, чем сверстники.

    Я надеюсь, что данная информация окажется полезной для Вас, и желаю, чтоб иммунитет вашего ребёнка всегда был крепким, и никогда не нуждался в восстановлении.

    Источник