Классификация иммунитетов в праве
В связи с многообразием видов иммунитета в праве его классификация занимает немаловажное значение в свете теоретического изучения данной правовой категории. Рассмотрение видов иммунитета, по мнению автора, позволит глубже изучить природу и сущность этой специфической категории, понять ее роль и значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Процесс классификации института иммунитета, как справедливо отмечает И. П. Корякин, «выполняет еще и роль метода научного исследования изучаемого явления»1. На наш взгляд, проведение классификации, как способа исследования, является еще и обязательным условием комплексного анализа иммунитета как правовой категории. На сегодняшний день в праве не выработана единая концепция деления правовых иммунитетов на виды. В литературе встречаются различные классификации правового иммунитета. В частности, В. И. Руднев выделяет следующие виды иммунитета: 1) профессиональные (которыми могут обладать президент, судьи, прокуроры, депутаты); 2) личные (которыми могут обладать близкие родственники лица привлекаемого к уголовной ответственности); 3) смешанные (которыми могут обладать священники, адвокаты, так как данным лицам в силу их профессиональных обязанностей могут стать, известны личные, сокровенные сведения от граждан, им доверившихся). Совершенно очевидно, что объем правовых иммунитетов может варьироваться в пределах одной и той же видовой категории (например иммунитет дипломатического агента и обслуживающего персонала посольств и миссий), а может совпадать у различных категорий. В этой связи, В. И. Руднев предлагает «ввести понятие «частичный иммунитет», означающий право иметь дополнительные гарантии неприкосновенности и неответственности в усеченном виде»1. Данное предложение, на наш взгляд, является достаточно разумным, однако требующим нового понятия — «усеченный иммунитет» и вытекающих отсюда: перечня лиц, обладающих правом на такой вид иммунитета, определение пределов предоставления данного права и разработки механизма лишения такого вида иммунитета. Свою точку зрения относительно классификации иммунитетов отстаивает В. К. Обеднин, утверждая, что все иммунитеты должны делиться на две основные группы: 1) иммунитеты лиц, предусмотренных в УПК РФ, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей; 2) иммунитеты лиц, занимающих особое положение в государст-ве2. Представляет интерес классификация иммунитетов, проведенная И. П. Корякиным по следующим критериям: 1) по видам принимаемых решений: иммунитет от уголовного преследования; иммунитет от дачи показаний; иммунитет от обыска, выемки, ареста на имущество, осмотра, проникновения в помещения; 2) по процессуальному положению субъектов уголовного судопроизводства: иммунитет потерпевшего; иммунитет свидетеля; иммунитет эксперта, иммунитет гражданского истца, гражданского ответчика; иммунитет частного обвинителя; 3) по отношениям, регулируемым иммунитетом: иммунитет, регулирующий правовую конкуренцию; иммунитет, регулирующий моральную конкуренцию1. Рассматривая виды иммунитетов в праве, И. Г. Соломенко и А. Г. Кибальник подчеркивают, что «гранью между видовой принадлежностью иммунитета выступает его функциональная необходимость, воплощенная в правовом статусе лица. Исходя из анализа российского законодательства и норм международного права можно выделить следующие виды иммунитетов: дипломатический, консульский; персонала международных организаций; лиц, находящихся по международной защитой; Президента Российской Федерации; депутатский (парламентский); судей и иных должностных лиц Российской Федерации; свидетельский; иные …»2. Проанализировав действующие международно-правовые нормы, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы Российской Федерации, содержащие правовые нормы об иммунитетах, автор предлагает свою классификацию иммунитета как правовой категории. В зависимости от субъектам, им обладающим. В рамках данной классификации рассмотрим такой вид, как иммунитет государства. Иммунитет государства — принцип международного права, в соответствии с которым все государства юридически равноправны и независимы друг от друга, ни одно из них не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и собственности. В теории международного права и международной практике обычно различают несколько видов иммунитета государства, которые тесно связаны между собой: а) судебный иммунитет (в узком смысле слова), т.е. неподсудность одного государства судам другого государства; б) иммунитет от предварительного обеспечения иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Подобная классификация иммунитета государства не вызывает споров и признается многими учеными. 1. Судебный иммунитет (в узком смысле слова). Данный вид иммунитета заключается в том, что иностранное государство неподсудно судам другого государства. Иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства.
Рассматривая судебный иммунитет в узком смысле слова, М. М. Богуславский обобщает его в следующих положениях: ни одно государство не может принудить другое государство быть ответчиком в его судах; иностранное государство подсудно судам другого государства лишь в случае прямо выраженного согласия со стороны иностранного государства; совершение одним государством на территории другого определенных действий с согласия последнего не означает тем самым подчинения его судам другого по делам, связанным с этими действиями; прямо выраженное согласие одного государства на рассмотрение дела в судебной инстанции другого государства не предполагает тем самым согласия на применение мер предварительного обеспечения судебного решения или мер принудительного исполнения решения в отношении иностранного государства1. 2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска. Этот вид иммунитета заключается в том, что в порядке предварительного обеспечения иска нельзя без согласия государства принимать какие-либо принудительные меры в отношении его имущества. И для принятия принудительных мер необходимо ясно выраженное согласие государства. 3. Иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Данный вид иммунитета заключается в недопустимости обращения мер по принудительному исполнению судебного решения на имущество иностранного государства без согласия последнего.
Слово «иммунитет» произошло от латинского «immunitas», что означает избавление, либо освобождение от чего-то. Это одно из базовых понятий медицины и биологии, которое означает невосприимчивость организма и его сопротивляемость различным, генетически чужеродным ему, элементам. Иммунитет организма обеспечивает его гомеостаз и его генетическую целостность в течение всей жизни индивидуума. Иммунитет: классификацияИммунитет организма подразделяют на две большие группы: врожденный и приобретенный. 1. Врожденный иммунитет. 2. Приобретенный иммунитет. Приобретенный иммунитет организма может быть активным и пассивным. — Приобретенный активный иммунитет возникает как вторичный ответ организма после перенесения заболевания в результате первого контакта с каким–то антигеном. По другой классификации иммунитет организма делят на естественный и искусственный. Естественный иммунитет включает в себя врожденный (наследственный), приобретенный активный и приобретенный пассивный иммунитеты. -Искусственный активный иммунитет организма формируется путем вакцинации. Человеку делается прививка ослабленными или убитыми вирусами или бактериями, в результате чего развивается первичный иммунный ответ организма, а при попадании нормального неослабленного возбудителя заболевания обеспечивается вторичный ответ, ведущий к легкому течению болезни и быстрому обезвреживанию антигена. Иммунная системаЭто совокупность органов, которые обеспечивают иммунную защиту организма путем формирования иммунного ответа на вторжение чужеродных элементов. В иммунной системе (ИС) выделяют центральные и переферические органы. 1. Центральные органы ИС: 2. Переферические органы ИС: Одна из основных функций этих органов — продуцирование иммунокомпетентных клеток, и подготовка адекватного иммунного ответа, посредством этих клеток, на вторжение антигенов или на внутренние генетические изменения. Это то, что характеризует клеточный иммунитет — одну из двух основных систем ИС. Клеточный иммунитетЭто «часть» общего иммунитета организма, в которой участвуют иммунные клетки, а именно: — Макрофаги — клетки, захватывающие бактерии и другие чужеродные организму частицы и переваривающие их. Основу клеточного иммунитета составляют лимфоциты, которые для своего созревания переселяются из костного мозга в другой центральный орган лимфоидной системы — тимус (вилочковая железа). Эта ветвь лимфоцитов получила название тимус-зависимые, или Т-лимфоциты. Клеточный иммунитет обеспечивается именно иммунокомпетентными клетками в отличие от гуморального иммунитета, который характеризуется защитными функциями молекул, находящихся в плазме крови. Клеточный иммунитет организма особенно эффективен против вирусов, грибных инфекций, клеток, пораженных различными бактериями, опухолевых клеток. Так же клеточный иммунитет принимает активное участие в отторжении тканей. Иммунный ответИммунный ответ — это основа и основная характеристика качества иммунитета, это многокомпонентная ответная реакция иммунной системы в ответ на вторжение чужеродного организма из вне или на генные изменения внутри его. Исходя из того, какой интенсивности иммунный ответ, существует три состояния человека: Иммунные заболевания1. Иммунодефициты. — Первичные иммунодефициты возникают в результате врожденных (наследственных) дефектов ИС. При иммунодефицитах категорически запрещается применение иммуносупрессорных препаратов, применяют иммуностимуляторы. 2. Аутоиммунные заболевания. Для лечения аутоиммунных заболеваний применяют иммуносупрессоры, запрещено применение иммуностимуляторов. Иммунные привилегииВ нашем организме имеются, так называемые, иммунно привилегированные области, в которых появление чужеродного агента не приводит к иммунному ответу. К таким областям относятся: Такое явление объясняется тем, что природа «позаботилась» о том, чтобы наиболее жизненно важные органы не были повреждены собственной иммунной системой в результате какого-нибудь воспалительного процесса. Иммунитет и Трансфер факторВ 1949 году были открыты трансферфакторые иммунные частицы информационной природы, которые оказались носителями иммунной памяти организма. Они «записывают» весь его иммунный опыт (результат борьбы организма со всеми чужеродными агентами с которыми ему пришлось столкнуться) и «хранят» эту информацию. При повторном столкновении организма с этими антигенами, трансферфакторы «достают» необходимую информацию об этом антигене, и иммунная система, пользуясь этой информацией, нейтрализует чужеродный элемент — так «работает» иммунитет. Ученые установили, что трансферфакторы у всех позвоночных одинаковы и передавая эти иммунные частицы от одного организма другому, можно так же передавать весь иммунный опыт организма-донора. Не так давно ученым удалось выделить трансферфакторые частицы и на их основе создать уникальнейший иммуномодулятор Трансфер фактор — лучшее средство, не имеющее сегодня аналогов в мире, для коррекции иммунитета. Этот препарат, попадая в организм, выполняет следующие функции: На данный момент более эффективного иммуномодулятора в мире нет, и это доказано не только клиническими испытаниями, но и теми результатами, которые получают все те, кто пользуется этим препаратом. Поэтому если вы думаете о своем здоровье, о своем иммунитете, приобретайте Трансферфактор. Такой препарат должен быть в каждом доме. |
Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Правовым льготам присущи cледующие признаки.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).
Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.
От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
Во–первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»; в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» и других.
Во–вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.
В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
В–четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).
В–пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.
В любом обществе, где присутствует власть, то есть выполняются особые публично–политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем–то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.
В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.
Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.
Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.
Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).
Одним из доказательств названного может выступать и понимание термина «иммунитет» в собственном (медицинском) смысле. В словарях этот аспект понимания является приоритетным, определяющим. В них отмечается, что иммунитет есть невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам, невосприимчивость к какому–нибудь инфекционному заболеванию. «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.
Во–вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 года, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».
Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.
В–третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.
Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.
Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.
Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:
1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;
2) полноценное общетеоретическое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые «горизонты» для отраслевых наук и т.п.), так и практические проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, повышение эффективности правового регулирования данной весьма непростой сферы общественных отношений и т.д.).
Контрольные вопросы:
1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?
2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.
3.Каковы стадии механизма правового регулирования?
4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.
5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?