Клеточная теория иммунитета создатель павлов

Клеточная теория иммунитета создатель павлов thumbnail

Повышаем иммунитет

1. Автор клонально-селекционной теории иммунитета:

2. Автор фагоцитарной теории иммунитета:

3. Автор гуморальной теории иммунитета:

4. Естественно приобретенный иммунитет:

После введения иммунных сывороток

5. Искусственно приобретенный иммунитет:

После введения иммунных сывороток

После введения иммунных сывороток

После введения иммунных сывороток

8. Приобретенный искусственный активный иммунитет:

После введения антитоксической сыворотки

9. Ареактивность клеток макрооганизма лежит в основе следующих видов иммунитета:

Естественно приобретенный, активный

Определяются в иммунных реакциях

Взаимодействуют с готовыми антителами

Имеют высокую молекулярную массу

11. Для гаптенов характерно:

Определяются в реакции агглютинации

Индуцируют в макроорганизме иммунный ответ

Взаимодействуют со специфическими антителами

Белки с низкой молекулярной массой

12. Полноценным антигеном является:

13. Тимуснезависимые антигены вызывают иммунный ответ при участии:

14. Тимусзависимые антигены вызывают иммунный ответ при участии:

15. Специфичность белкового антигена определяется:

Высокой молекулярной массой

Первичной последовательностью аминокислот

Способом введения антигена

Третичной структурой молекулы

16. В структуру грамотрицательных бактерий могут входить следующие антигены:

17. Трансплантационные антигены:

18. Антигены гистосовместимости:

Рецептор к Fc— фрагменту иммуноглобулина

19. Укажите клетки, не имеющие антигенов гистосовместимости:

20. К факторам неспецифической резистентности относят:

21. Биологические жидкости, в которых содержится лизоцим:

22. Активация комплемента может начинаться со следующих компонентов:

23. Альтернативный путь активации комплемента запускается:

Продуцируются фибробластами и Т-лимфоцитами

Обладают иммуномодулирующими свойствами

Обладают видовой специфичностью

25. Охарактеризуйте неполные антитела:

Преципитируют молекулярный антиген

Агглютинируют корпускулярным антиген

Специфически связываются с антигеном

Способны связывать комплемент

Способны нейтрализовать токсины

Агглютинируют корпускулярные антигены

27. Охарактеризуйте моноклональные антитела:

Синтезируются гаплоидными клетками

Имеют одинаковую специфичность

28. Моноклональные антитела:

Обладают структурной гетерогенностью

Используются как диагностические препараты

29. Охарактеризуйте иммуноглобулин класса М:

Имеет 2 центра связывания антигена

30. Охарактеризуйте иммуноглобулин класса G:

Обеспечивает местный иммунитет

31. Охарактеризуйте секреторный иммуноглобулин класса А:

Обеспечивает местный иммунитет

Содержит секреторный компонент

32. Охарактеризуйте иммуноглобулин класса Е:

Участвует в анафилактической реакции

33. Иммуноглобулин класса Е обладает тропизмом к:

34. Основную роль в формировании местного иммунитета слизистых играют иммуноглобулины:

35. К иммунокомпетентным клеткам относятся:

36. Клетки, участвующие в иммунном ответе:

37. В формировании неспецифической резистентности участвуют клетки:

38. Фагоцитарной активностью обладают клетки:

Купферовские клетки печени (звездчатые эндотелиоциты)

40. Феномены иммунного ответа, в которых принимают участие лимфоциты:

Выработка белков острой фазы

41. Феномены иммунного ответа, в которых принимают участие В-лимфоциты:

42. Феномены иммунного ответа, в которых принимают участие эффекторные Т—лимфоциты:

43. Феномены иммунного ответа, в которых принимают участие Т — киллеры:

44. Процессы, которые регулируются Т-хелперами:

Т- клеточная цитотоксичность

45. Укажите иммунокомпетентные клетки, обладающие цитотоксичностью:

46. За острое отторжение трансплантата ответственны:

47. Клетки, представляющие антиген Т-лимфоцитам:

48. Укажите признаки первичного иммунного ответа:

Усиленная выработка антител на повторное введение антигена

Наиболее высокий уровень антител формируется не ранее 2—3 недели после введения антигена

Иммунный ответ за счет долгоживущих В—лимфоцитов

49. Укажите признаки вторичного иммунного ответа:

Усиленная выработка антител на повторное введение антигена

Наиболее высокий уровень антител наблюдается не ранее 2-3 недели после введения антигена

Иммунный ответ за счет клеток памяти

Первый появляются иммуноглобулины класса М

50. Для антибактериального иммунитета характерно участие:

51. Органы иммунной системы:

Диффузная лимфоидная ткань

52. Для антитоксического иммунитета характерно участие:

53. Периферические органы иммунной системы:

54. Центральные органы иммунной системы:

55. Для противовирусного клеточного иммунитета характерно участие:

56. Для противовирусного иммунитета характерно участие:

57. Нейтрализация вируса вне клетки (вириона) осуществляется:

Иммуноглобулинами класса А

58. Феномен иммунологической памяти основан на:

Отсутствии определенных клонов иммунных клеток

Отсутствии антигенов гистосовместимости

Образовании клеток памяти

59. Феномен иммунологической толерантности основан на:

Образовании клеток памяти

Угнетении определенных клонов иммунных клеток

60. Для гиперчувствительности I типа характерно участие:

61. Охарактеризуйте гиперчувствительность II типа:

Образование иммунных комплексов

62. Для гиперчувствительности III типа характерно участие:

63. Для гиперчувствительности IV типа характерно участие:

64. Перенос гиперчувствительности замедленного типа осуществляется при введении:

65. Перенос гиперчувствительности немедленного типа осуществляется при введении:

Иммуноглобулинов класса Е

Иммуноглобулинов класса Д

66. Антителозависимая клеточная цитотоксичность наблюдается при аллергии:

источник

Клеточный иммунитет

Теория

Учёные начали активно изучать иммунитет в конце XIX века. Тогда была сформирована гуморальная и фагоцитарная или клеточная теория иммунитета. На развитие иммунологии в целом повлияли работы Луи Пастера, который экспериментировал с вакцинацией животных. Одновременно с ним работал Эмиль фон Бернинг, который доказал формирование устойчивости к дифтерии и столбняку у людей, получивших кровь переболевших этими заболеваниями пациентов.

Однако научное обоснование иммунитету дал Илья Мечников, который считается создателем фагоцитарной теории иммунитета. Он обнаружил в крови фагоциты, поглощающие чужеродные объекты. Это главные защитники организма, реагирующие первыми на внешние раздражители.

Клеточный иммунитет – часть адаптивного или приобретённого иммунитета. Лейкоциты в процессе жизни учатся, сталкиваясь с различными бактериями, вирусами и другими чужеродными объектами, вырабатывая специфические иммунные ответы.

Клетки

Основную функцию иммунитета выполняют специальные клетки крови – лейкоциты. Они различаются внешним видом и функциональностью.
Выделяют две функциональные группы:

Фагоциты отличаются большими размерами и подвижностью. К ним относятся нейтрофилы, моноциты, макрофаги. Они составляют неспецифический иммунитет, т.е. отвечают на действие любого возбудителя. На поверхности фагоциты имеют рецепторы, которые распознают чужеродные объекты.

Читайте также:  Сироп для иммунитета с 6 месяцев

Фагоциты поглощают и переваривают не только бактерии и вирусы, но и любые частицы – обрывки клеточных структур, твёрдые продукты метаболизма, старые клетки и т.д. Их количество резко повышается в месте заражения. Переполненные фагоциты разрываются и погибают, а их частицы поглощают новые фагоциты. Гной – это большое скопление мёртвых фагоцитов в одном месте.

При попадании инфекции в кровь на помощь фагоцитам приходят лимфоциты, составляющие специфический иммунитет. Они обучаются в тимусе – вилочковой железе. В результате в кровь попадает три вида специализированных лимфоцитов:

  • Т-хэлперы, распознающие антиген и сообщающие другим лимфоцитам о проникновении чужеродных веществ;
  • Т-киллеры или цитотоксические T-лимфоциты, уничтожающие определённые антигены посредством лизиса – растворения микроорганизмов;
  • Т-супрессоры, останавливающие ответную реакцию в случае прекращения действия антигена.

Отдельно выделяют NK-лимфоциты или естественные киллеры. Их действия схожи с функциями Т-киллеров, но направлены не на внешние антигены, а на внутренние. Под их прицел попадают любые отличающиеся от нормальных клетки, например, раковые.

Естественные киллеры выделяют белок перфорин, который создаёт в клеточной мембране поры. Через образовавшиеся поры в клетку проникают выделяемые NK-лимфоцитами ферменты – протеазы. Они провоцируют лизис или апоптоз – самоуничтожение клетки.

Большая часть лейкоцитов вырабатывается в костном мозге. В отличие от других клеток крови они имеют ядро и могут выходить за пределы кровяного русла в межклеточное пространство.

Что мы узнали?

Основу изучения клеточного иммунитета заложил Илья Мечников, обнаружив фагоциты, поглощающие вредные и инородные вещества. Вместе с фагоцитами с заражением борются лимфоциты, которые различаются специализацией. Их действия направлены на распознавание чужеродного объекта и его уничтожение посредством лизиса или апоптоза. Клеточный иммунитет развивается в течение жизни.

источник

Теория иммунитета и кто ее создал?

Процесс становления и развития науки об иммунитете сопровождался созданием разного рода теорий, которые заложили основу науки. Теоретические учения выступали в качестве объяснений сложных механизмов и процессов внутренней среды человека. Рассмотреть основные концепции иммунной системы, а также ознакомиться с их основоположниками поможет представленная публикация.

Что такое теория иммунитета?

Теория иммунитета — представляет собой учение, обобщенное экспериментальными исследованиями, в основе которого лежали принципы и механизмы действия иммунной защиты в организме человека.

Основные теории иммунитета

Теории иммунитета создали и развили на протяжении долгого периода времени И.И. Мечников и П. Эрлих. Основоположники концепций заложили основу развития науки об иммунитете — иммунологии. Рассмотреть принципы развития науки и особенности помогут основные теоретические учения.

Основные теории иммунитета:

  • Основополагающей концепцией в процессе развития иммунологии выступила теория российского ученого Мечникова И.И. В 1883 году представитель российского научного сообщества предложил концепцию согласно которой во внутренней среде человека присутствуют подвижные клеточные элементы. Они способны заглатывать всем телом и переваривать чужеродные микроорганизмы. Клетки получили название — макрофаги и нейтрофилы.
  • Родоначальником теории иммунитета, которая была разработана параллельно с теоретическим учением Мечникова стала концепция немецкого ученого П. Эрлиха. Согласно учению П. Эрлиха, было установлено, что в крови зараженных бактериями животных, появляются микроэлементы, уничтожающие инородные частицы. Белковые вещества получили название — антитела. Характерной особенностью антител является их направленность на сопротивление конкретному микробу.
  • Учение М. Ф. Бернета. В основе его теории лежало предположение, что иммунитет представляет собой реакцию антител, направленную на распознание и разделение своих и опасных микроэлементов. Выступает в качестве создателя клонально — селекционной теории иммунной защиты. В соответствии с представленной концепцией один клон лимфоцитов реагирует на один определенный микроэлемент. Обозначенная теория иммунитета была доказана и в результате было выявлено, что иммунная реакция действует в отношении любых чужеродных организмов (трансплантат, опухоль).
  • Инструктивная теория иммунитета датой создания считается 1930 год. Основоположниками выступили Ф. Брейнль и Ф. Гауровиц. Согласно концепции ученых, антиген является местом для соединения антител. Антиген также является ключевым элементом иммунного ответа.
  • Теория иммунитет была разработана также М. Гейдельбергом и Л. Полингом. Согласно представленному учению образуются соединения из антител и антигенов в виде решетки. Создание решетки будет возможно только при наличии в молекуле антитела три детерминанта для молекулы антигена.
  • Концепция иммунитета на основе которой была разработана теория естественного отбора Н. Ерне. Основоположник теоретического учения предположил, что в организме человека присутствует молекулы комплиментарные чужеродным микроорганизмам, которые попадают во внутреннюю среду человека. Антиген не осуществляет соединение и не изменяет существующие молекулы. Он контактирует с соответствующим ему антителом в крови или клетке и объединяется с ним.

Представленные теории иммунитета заложили основу иммунологии и позволили ученым выработать исторически сложившиеся взгляды относительно функционирования иммунной системы человека.

Клеточная

Основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета выступает российский ученый И. Мечников. Изучая морских беспозвоночных ученый установил, что некоторые клеточные элементы поглощают чужеродные частицы, проникающие во внутреннюю среду. Заслуга Мечникова заключается в проведении аналогии между наблюдаемым процессом с участием беспозвоночных и процессом поглощения белыми клеточными элементами крови позвоночных субъектов. В результате исследователь выдвинул мнение согласно которому процесс поглощения выступает в качестве защитной реакции организма, сопровождающейся воспалением. В результате проведенного эксперимента была выдвинута теория клеточного иммунитета.

Читайте также:  Список использованной литературы по иммунитету

Клетки, осуществляющие защитные функции в организме, получили название фагоциты.

Отличительные особенности фагоцитов:

  • Осуществление защитных функций и вывод токсичных веществ из организма;
  • Представление антигенов на мембране клетки;
  • Выделение химического вещества из других биологических веществ.

Механизм действия клеточного иммунитета:

  • В клеточных элементах происходит процесс прикрепления молекул фагоцитов к бактериям и вирусным частицам. Представленный процесс способствует ликвидации чужеродных элементов;
  • Эндоцитоз оказывает влияние на создание фагоцитарной вакуоли — фагосомы. Гранулы макрофагов и азурофильные и специфические гранулы нейтрофила перемещаются к фагосоме, и объединяются с ней, выделяя свое содержимое в ткань фагосомы;
  • В процессе поглощения усиливаются генерирующие механизмы — специфический гликолиз и окислительное фосфорилирование в макрофагах.

Гуморальная

Родоначальником гуморальной теории иммунитета выступил немецкий исследователь П. Эрлих. Ученый утверждал, что уничтожение чужеродных элементов из внутренней среды человека является возможным только с помощью защитных механизмов крови. Полученные выводы были представлены в единой теории гуморального иммунитета.

По мнению автора в основе гуморального иммунитета лежит принцип уничтожения чужеродных элементов через жидкости внутренней среды (через кровь). Вещества, которые осуществляют процесс ликвидации вирусов и бактерий, подразделяют на две группы — специфические и неспецифические.

Неспецифические факторы иммунной системы представляют собой полученную по наследству устойчивость человеческого организма к заболеваниям. Неспецифические антитела универсальны и оказывают воздействие на все группы опасных микроорганизмов.

Специфические факторы иммунной системы (белковые элементы). Они создаются В — лимфоцитами, которые образуют антитела, распознающие и уничтожающие инородные частицы. Особенностью процесса является формирование иммунной памяти, которая препятствует вторжению вирусов и бактерий в будущем.

Получить более подробную информацию по данному вопросу можно по ссылке

Заслуга исследователя заключается в установлении факта передачи антител по наследству с молоком матери. В результате формируется пассивная иммунная система. Продолжительность ее действия составляет полгода. После иммунная система ребенка начинает самостоятельно функционировать и вырабатывать собственные клеточные элементы защиты.

Ознакомиться с факторами и механизмами действия гуморального иммунитета можно тут

источник

И п павлов создал теорию клеточного иммунитета

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой им­му­ни­те­та и его видом.

А) врождённый, фор­ми­ру­ет­ся уже у плода

Б) обес­пе­чи­ва­ет­ся кожей, клет­ка­ми сли­зи­стых оболочек

В) обес­пе­чи­ва­ет­ся антителами, вы­де­ля­е­мы­ми лимфоцитами

Г) на­прав­лен про­тив любых чу­же­род­ных веществ

Д) на­прав­лен на определённый антиген

Е) при по­втор­ной встре­че с ан­ти­ге­ном им­му­ни­тет усиливается

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Спе­ци­фи­че­ский иммунитет: обес­пе­чи­ва­ет­ся ан­ти­те­ла­ми, вы­де­ля­е­мы­ми лим­фо­ци­та­ми; на­прав­лен на опре­делённый ан­ти­ген; при по­втор­ной встре­че с ан­ти­ге­ном им­му­ни­тет уси­ли­ва­ет­ся.

Не­спе­ци­фи­че­ский иммунитет: врождённый, фор­ми­ру­ет­ся уже у плода; обес­пе­чи­ва­ет­ся кожей, клет­ка­ми сли­зи­стых обо­ло­чек; на­прав­лен про­тив любых чу­же­род­ных ве­ществ.

Иммунитет — невосприимчивость, со­про­тив­ля­е­мость организма к ин­фек­ци­он­ным агентам (в том числе — бо­лез­не­твор­ным бактериям) и чу­же­род­ным веществам. Это ком­плекс­ная реакция организма, на­прав­лен­ная на за­щи­ту его от внед­ре­ния чужеродного материала: бак­те­рий и их токсинов, вирусов, паразитов, до­нор­ских тканей, из­ме­нен­ных собственных кле­ток (например, раковых) и т. д. Им­му­ни­тет организма — система, обес­пе­чи­ва­ю­щая защиту ор­га­низ­ма от воз­дей­ствий внешней среды и со­хра­ня­ю­щая основные па­ра­мет­ры жизнедеятельности ор­га­нов и тка­ней (гомеостаз).

Различают два типа иммунитета: спе­ци­фи­че­ский и неспецифический.

Специфический им­му­ни­тет носит ин­ди­ви­ду­аль­ный характер и фор­ми­ру­ет­ся на про­тя­же­нии всей жизни че­ло­ве­ка в ре­зуль­та­те контакта его им­мун­ной системы с раз­лич­ны­ми микробами и антигенами. Спе­ци­фи­че­ский иммунитет со­хра­ня­ет память о пе­ре­не­сен­ной инфекции и пре­пят­ству­ет ее по­втор­но­му возникновению.

Неспецифический им­му­ни­тет носит ви­до­спе­ци­фи­че­ский характер, то есть прак­ти­че­ски одинаков у всех пред­ста­ви­те­лей одного вида. Не­спе­ци­фи­че­ский иммунитет обес­пе­чи­ва­ет борьбу с ин­фек­ци­ей на ран­них этапах ее развития, когда спе­ци­фи­че­ский иммунитет еще не сформировался. Со­сто­я­ние неспецифического им­му­ни­те­та определяет пред­рас­по­ло­жен­ность человека к раз­лич­ным банальным инфекциям, воз­бу­ди­те­ля­ми которых яв­ля­ют­ся условно па­то­ген­ные микробы.

Иммунитет бы­ва­ет видовым или врож­ден­ным (например, че­ло­ве­ка к воз­бу­ди­те­лю чумы собак) и приобретенным.

источник

ХАРАКТЕРИСТИКАВИД ИММУНИТЕТА

Источник

Конец XIX и начало XX столетия ознаменовались крупнейшими достижениями в области физиологии пищеварения.

Много внимания Павлов уделял методике работы: он создал единый метод познания физиологических закономерностей, объединивший господствовавший до этого аналитический подход с введенным им синтетическим. Благодаря разработке нового метода исследования пищеварительных процессов Иваном Петровичем Павловым и его учениками были изучены основные закономерности деятельности различных отделов пищеварительного канала. 

Клеточная теория иммунитета создатель павлов

Рис. Иван Петрович Павлов

На основе экспериментального материала И. П. Павлов создал учение о работе главных пищеварительных желез и о деятельности системы пищеварения в целом, которое до сих пор является теоретической основой физиологии.

Результаты исследований И. П. Павлова по физиологии пищеварения обобщены в его книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез», изданной в 1897 г. и ставшей классическим трудом.

За выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения в 1904 году И.П. Павлову присуждается Нобелевская премия.

Клеточная теория иммунитета создатель павлов

Рис. И. П. Павлов в аудитории кафедры физиологии Военно-медицинской академии после демонстрации лекционного эксперимента. 1912 г.

работы И. П. Павлова

До работ Павлова изучение знания о пищеварении ограничивались обрывочными сведениями об отдельных моментах функционирования органов пищеварительной системы. Сведения получались в основном методом наблюдения или посредством опытов над наркотизированными жвотными с разрушенной связью между частями организма.

метод хронического эксперимента

И. П. Павлов ввел новый вид эксперимента — хронический, на неповрежденном или заранее прооперированном животном.

Читайте также:  Средство для поднятия иммунитета из лимонов

Он проводил исследования функционирования желез желудочно-кишечного тракта на здоровом ненаркотизированном животном в условиях хронического эксперимента при сохранении непрерывной работы всех отделов пищеварительной системы организма животного. 

Павловым были изучены основные закономерности работы отдельных органов желудочно-кишечного тракта, взаимодействие этих органов в процессе работы всей пищеварительной системы, определены основные физиологические механизмы ее регуляции. Важным открытием явилось определение регулирующей роли центральной нервной системы в обеспечении целостной деятельности системы пищеварения. 

Клеточная теория иммунитета создатель павлов

Рис. Собака Павлова (Музей им. Тимирязева)

метод искусственной фистулы

Более 10 лет потребовалось для разработки методики получения искусственной фистулы (отверстия) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов научился вставлять выводные трубки так, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта: от слюнной железы до толстого кишечника.

Клеточная теория иммунитета создатель павлов

Рис. Хронический эксперимент с установкой кишечной фистулы

опыты с мнимым кормлением

В опытах с мнимым кормлением Павлов доказал то, что секреция желудочного сока, вызванная действием пищи на рецепторы ротовой полости, имеет рефлекторный характер. 

При «мнимом кормлении» пищевод перерезается так, чтобы пища не попадала в желудок. 

Рис. Мнимое кормление

Если у собаки с описанными выше операциями перерезать блуждающие нервы (парасимпатические нервы, которые связывают продолговатый мозг (ЦНС) с пищеварительными железами), то мнимое кормление впоследствии уже не вызовет выделения желудочного сока.

И. П. Павлов заключил: пища возбуждает вкусовой аппарат, через вкусовые нервы возбуждение передается в продолговатый мозг, а оттуда через блуждающие нервы к желудочным железам, т.е. осуществляется рефлекторное воздействие рецепторов ротовой полости на железы желудка.

Этот метод был предложен И. П. Павловым в 1890 году для исследования роли центральной нервной системы в регуляции желудочной секреции, а также можно исследовать чистые пищеварительные соки.

Исследования работы слюнных желез

Приступая к исследованию слюнных желез, Павлов имел, пожалуй, самую лучшую начальную базу из всех вопросов, которыми он занимался в области физиологии пищеварения.

К моменту начала исследований было известно о наличие иннервации слюнных желез о том, что в ротовой полости расположено огромное количество разнообразных рецепторов. Однако ошибочно считалось, что секреция слюны является ответом на общее возбуждение рецепторов полости рта.

Используя хронический эксперимент, Павлов установил, что секреция слюны зависит от конкретных раздражителей. Кроме того, проанализировав результаты опытов, Павлов пришел к выводу, что в завсимости от раздражителей изменяются свойства выделяемой слюны: она может выполнять пищеварительную, защитную или санитарно-гигиеническую функцию. Эти изменения носят приспособительный характер. 

исследования функций желудка

Для изучения работы желудка Павлов создал метод, известный как «Операция маленького желудка по Павлову».

В полости желудка оперативно из основной массы желудка сшивают мешочек, так называемый маленький желудок, с изолированной от большого желудка полостью, но имеющий с последним общую стенку из мышечного и серозного слоев.

Клеточная теория иммунитета создатель павловКлеточная теория иммунитета создатель павлов

Рис. Схема операции по изоляции малого желудочка и собака с павловским желудочком (а — фистульная трубка)

Выполненная таким образом операция сохраняла и питание, и иннервацию создаваемого желудочка, делая его полностью идентичным большому основному желудку, сохраняя и повторяя все без исключения его функциональные отправления (сокоотделение, моторику и др. проявления деятельности), вместе с тем, не допуская в свою полость попадания пищи. 

Создание изолированного желудочка позволило подробно изучить процессы, происходящие в желудке и выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. 

По результатам этих исследований И. П. Павлов создал труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Основные принципы павловской физиологии

  1. Организм — единое, целое: 
    Живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана. Организм обладает способностью к саморегуляции функций.

  2. Единство организма и среды.
    Организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Между внешней средой и организмом происходит постоянный обмен веществ и энергии. Для выживания организм должен постоянно адаптироваться к внешней среде.

  3. Принцип нервизма.

Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых и сложных взаимоотношений: простые осуществляются при участии врожденных безусловных рефлексов, сложные — за счет приобретаемых условных рефлексов. Однако, человек находится так же под влиянием социальной среды. Во взаимодействиях человека с социальной средой важнейшая роль принадлежит так называемой второй сигнальной системе, которая лежит в основе речи и мышления человека.

принцип нервизма

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Исследования И. П. Павлова внесли значительный вклад в развитие принципа нервизма в физиологии. Павлов впервые дал определение принципа нервизма в своей докторской диссертации: «Под нервизмом следует понимать физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельностей организма».

И. П. Павлов установил значение нервной системы в регуляции функций системы кровообращения и желудочно-кишечного тракта, впервые обнаружил влияние нервной системы на обменные процессы, протекающие в органах и тканях (трофическое влияние нервной системы), показал, что деятельность нервной системы обеспечивает объединение (интеграцию) функций отдельных органов и систем организма и его связь с внешней средой.

Одним из важнейших положений работ И. П. Павлова является выяснение роли коры головного мозга в регуляции функций организма.

Источник