Конспект по биологии иммунитет

«Иммунная система»

Иммунная система организма защищает организм от генетически чужеродного (как внешнего, так и изменённого собственного) агента. Она служит для сохранения биологической индивидуальности организма. Иммунная система состоит из специализированных клеток и органов, в которых эти клетки созревают и встречаются с чужеродными агентами. Органы иммунной системы состоят из лимфоидной ткани, поэтому зачастую их рассматривают в составе лимфатической системы. Кроме того, иммунная система тесно связана с кровеносной, т. к. большинство её клеток образуется в кроветворных тканях и некоторое время находится в кровотоке, а Т-лимфоциты (о них будет сказано далее) постоянно циркулируют то в крови, то в лимфе.

Центральную роль в иммунной системе играют лимфоциты, которые благодаря рецепторам способны реагировать с антигенами. Именно они с помощью других клеток иммунной системы обеспечивают различные формы иммунного ответа. Образовавшись в красном костном мозге, незрелые лимфоциты попадают в первичные (центральные) лимфоидные органы, (тимус (вилочковая железа) и костный мозг). В них лимфоциты подвергаются определённому отбору, и созревают только те из них, которые реагируют на чужеродные вещества (антигены), а не на нормальные ткани организма. Часть лимфоцитов завершает своё развитие в тимусе — это Т-лимфоциты (тимус-зависимые), а часть — в костном мозге (В-лимфоциты). Тимус, кроме того, координирует работу всей иммунной системы. Он состоит из двух долей и расположен за грудиной. Развитие тимуса происходит до полового созревания, после чего начинается его постепенная атрофия.

иммунная система

Созревшие лимфоциты мигрируют во вторичные (периферийные) лимфоидные органы. К этим органам относятся лимфатические узлы, селезёнка, миндалины, лимфоидные ткани кишечника и бронхов, а также скопления лимфоцитов, разбросанные во многих органах и тканях. Здесь происходит встреча лимфоцитов с антигеном и развивается иммунный ответ.

Бобовидные лимфатические узлы располагаются по ходу лимфатических сосудов (у человека их свыше 400, особенно многочисленны они в шейной, подмышечной и паховой областях). Лимфатические узлы фильтруют протекающую лимфу и осуществляют иммунологический контроль за её составом (любые частицы, попавшие в лимфу, задерживаются в узлах и сталкиваются с лимфоцитами).

Селезёнка — большой непарный орган красного цвета, расположенный в брюшной полости около желудка. Она делится на красную пульпу и белую пульпу. Красная пульпа представляет собой лакуны, заполненные кровью. Она является «депо» крови: в покое в ней находится около 16 % крови организма, которая может быть быстро выброшена в общее кровяное русло. Белая пульпа — это скопление лимфоцитов в ретикулярной ткани, она реагирует на чужеродные вещества, циркулирующие в крови. Кроме того, в эмбриональный период в селезёнке образуются эритроциты, в дальнейшем она является местом их распада.

Иммунный ответ

Антиген — вещество, воспринимающееся организмом как чужеродное и вызывающее иммунный ответ. Обычно антиген — это белок или полисахарид, расположенный на поверхности микроорганизма или в свободном виде.

Антитела — особые белки (иммуноглобулины), синтезируемые в ответ на внедрение антигенов и способные специфически связываться с ними. Антиген и антитело комплементарны (соответствуют друг другу как «ключ» и «замок»). В результате взаимодействия «антиген—антитело» образуется иммунный комплекс, который служит для связывания и обезвреживания антигена. Антитела обладают строгой специфичностью: они действуют только на тот тип антигена, который послужил причиной их образования.

иммунный ответ

Иммунологическая память — способность иммунной системы организма после первого взаимодействия с антигеном специфически отвечать на его повторное введение. При позитивной иммунологической памяти на повторное введение антигена наблюдается ускоренный и усиленный ответ. Она лежит в основе аллергии и гемолитической болезни новорождённых. При негативной иммунологической памяти иммунный ответ ослаблен или полностью отсутствует; при её нарушении могут развиваться некоторые аутоиммунные заболевания.

Аллергия (гиперчувствительность) — состояние повышенной чувствительности организма в ответ на действие определённых факторов (аллергенов); особый тип иммунологического ответа. Аллергенами (веществами, вызывающими аллергическую реакцию) могут быть различные продукты питания, лекарственные препараты, пыль, шерсть животных, пыльца растений и др., а также изменённые в результате патологических процессов собственные ткани организма. После первичного попадания аллергена в организме накапливаются специфические антитела — происходит сенсибилизация. При последующем контакте этот антиген распознается и атакуется уже имеющимися специфическими антителами с выделением активных веществ (медиаторов), вызывающих различные аллергические реакции (высыпания на коже, отёк дыхательных путей и др.).

Это конспект по теме «Иммунная система». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Транспорт веществ. Лимфатическая система
  • Вернуться к списку конспектов по Биологии.
  • Проверить знания по Биологии.

Источник

Урок №19 в курсе биологии 8 класса «Человек»

Слайд 1. Тема урока «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

Цели урока:

  • Рассмотреть сущность иммунитета.

  • Познакомиться с типами иммунитета.

  • Выявить способы защиты человека от инфекционных заболеваний.

  • Изучить факторы, способствующие сохранению и укреплению иммунитета.

Основные термины:

  • Иммунитет — способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).ХОД УРОКА

1. Актуализация и проверка знаний учеников

Слайд 2. Проверочная работа по теме «Внутренняя среда организма» (проверка с использованием компьютера )
Часть А

1. К внутренней среде организма НЕ относится

А – кровь Б – желудочный сок В – лимфа Г – межтканевая жидкость

2. Лимфа в отличие от крови, не содержит

А – эритроцитов Б – глюкозы В – лейкоцитов Г – белков

3. Органическое вещество, способное образовывать с кислородом непрочное соединение и переносить его, называется

А – гормон Б – инсулин В – гемоглобин Г – тромбин

4. Процесс свертывания крови начинается с

А – склеивания эритроцитов Б – превращения фибриногена в фибрин

В – разрушения лейкоцитов Г – разрушения тромбоцитов

5. При малокровии больным рекомендуют принимать препараты, содержащие ионы

А – натрия Б – калия В – кальция Г – железа

Слайд 3. Часть В. Установите соответствие между характеристикой форменных элементов крови человека и их принадлежности к определенной группе.

Характеристика

1 – не имеют постоянной формы

2 – не содержат ядра

3 – содержат гемоглобин

4 – кровяные пластинки

5 – имеют форму двояковогнутого диска

6 – способны к фагоцитозу

7 – участвуют в свертывании крови

8 – часть их образуется в селезенке, вилочковой железе и лимфатических узлах

9 – срок жизни 3-4 месяца

10 – срок жизни 1 неделя

Форменные элементы

А – эритроциты

Б – лейкоциты

В — тромбоциты

Проверь себя: Часть А:1Б, 2А, 3В, 4Г, 5Г

Часть В: 1Б, 2А, 3А, 4В, 5А, 6Б, 7В, 8Б, 9А, 10В

2. Сообщение темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слайд 4. Отрывок из произведения А. П. Пушкина «Пир во время чумы»:

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща темная пуста;

Читайте также:  Настойки для повышения иммунитета ребенка

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, —

Тихо все. Одно кладбище

Не пустует, не молчит.

Поминутно мертвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

В Византийской империи в VI веке чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек! В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10 млн человек. Чуму называли черной смертью.

Вопросы, на которые мы можем дать ответ в конце урока (написаны на доске, чтобы во время урока они всегда были перед глазами):

  • Как происходит заражение многими инфекционными болезнями и как они протекают?

  • Как организм борется с инфекционными болезнями?

  • Что такое иммунитет?

  • Как повысить свой иммунитет?

  • Какие ученые являются основоположниками науки иммунологии?

3. Формирование новых знаний. Иммунитет

Природная среда населена множеством паразитов. Наш организм как средневековая крепость обнесена рядами стен (защитными барьерами). И как только проникнет паразит, сразу на борьбу вступают все силы нашего организма, чтобы сохранить постоянство внутренней среды.

Слайд 5. Защитные барьеры организма:
1. А – кожа Сальные и потовые железы кожи выделяют органические кислоты – молочную и жирную, которые вызывают гибель микробов. Например, на чистых руках через 10-15 минут погибает 99% кишечных палочек, а на грязных руках – только 5% за это же время.

Б – слизистые оболочки

— удалению микробов наружу способствуют непрерывные колебания ресничек эпителия;

— уничтожение микробов с помощью специальных веществ, например:

— лизоцим в слезах и слюне;

— лактенин в грудном молоке;

— соляная кислота в желудке.

2. Внутренняя среда организма – кровь (лейкоциты), лимфа (лимфоциты) и тканевая жидкость (макрофаги).

Слайд 6. Виды лейкоцитов:

  • Фагоциты (макрофаги) – участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены;

  • Т-лимфоциты – распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру;

  • В-лимфоциты – продуцируют антитела.

Антигены — чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать иммунную реакцию. * микробы, вирусы, любые другие клетки и чужеродные белки

Антителаособые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

Интерферонособый белок, вырабатываемый самой клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.

Слайд 7. Просмотр видеофрагмента «Фагоцитоз»

Слайд 8. Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма.

Слайд 9. Формы иммунитета:

  • Неспецифический — осуществляется лейкоцитами путем фагоцитоза. Действует на все микроорганизмы, независимо от их химической природы.

  • Специфический – организм способен распознавать вещества (антигены), отличные от его клеток и тканей и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества с помощью антител.

Слайд 10. Механизмы иммунитета:

  • клеточный – фагоцитоз,

  • гуморальный – уничтожение антигена с помощью антител.

Слайд 11. Как работает иммунитет.

Слайд 12. Долгое время учёные не могли определить функцию лейкоцитов.
Лишь в 1882 году Мечников на основе известного опыта с прозрачными личинками морской звезды открыл фагоцитоз. Идея у Мечникова родилась внезапно. Вечером он сидел один за своим микроскопом и наблюдал жизнь подвижных клеток в теле прозрачных личинок морской звезды.

Слайд 13. Просмотр видео «Мечников и иммунология»

Слайд 14. Просмотрите видеофрагмент «Иммунная система» и ответьте на вопрос: Какие органы составляют иммунную систему человека?

Слайд 15. К иммунной системе относят: костный мозг, вилочковую железу (тимус), селезёнку и лимфатические узлы.

Слайд 16. Способы повышения иммунитета – сообщение ученика, подкрепленное выполненной презентацией.

Слайд 17. Воспаление – местная реакция на проникновение инфекции. Капилляры расширяются, образуются мелкие сгустки, закупоривающие лимфатические сосуды, нарушается отток лимфы, скапливается много лейкоцитов, повышается температура, наблюдается покраснение, болезненность.

Слайд 18. Инфекционные заболевания

Задание: Используя текст §18 стр.91-92, выполните следующие задания:

Базовый уровень:

  • Какие заболевания называют инфекционными?

  • Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

Повышенный уровень:

  • Что такое «ворота инфекции»?

  • Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

Слайд 19. Основные стадии инфекционного заболевания:

  1. Скрытый период – размножение возбудителя и нарастание иммунной реакции.

  2. Острый период – накопление возбудителя и его токсинов, накопление антител.

  3. Выздоровление.

  4. Последствия, например, формирование пожизненного иммунитета (ветрянка) или возможные осложнения (к гриппу иногда присоединяется пневмония).

Слайды 20-21. Классификация инфекционных заболеваний по способу проникновения возбудителей в организм

Кровяные инфекции, или

трансмиссивные инфекционные заболевания

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.)

Сыпной и возвратный тиф,

малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы зверей

Бешенство

Контактно-бытовые инфекции

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган

Инфекционные заболевания,

передающиеся половым путем:

сифилис, гонорея, хламидиоз и др.

Слайды 22-24. Возбудители инфекционных заболеваний: вирусы, бактерии, простейшие, грибки.

Слайд 25. Переносчики возбудителей:

  • комары – малярия

  • комнатные мухи – кишечные инфекции (дизентерия, холера и др.)

  • муха-цеце – сонная болезнь

  • блохи – чума

  • вши – сыпной тиф

  • клещи – энцефалит, возвратный тиф

  • птицы – птичий грипп, орнитоз

  • хищники (лисы, собаки, кошки и др.) – бешенство

  • крупный рогатый скот, свиньи – сибирская язва, ящур

Слайд 26. Меры профилактики инфекционных заболеваний:

  • Тщательное мытьё рук, фруктов и овощей;

  • соблюдение мер личной гигиены;

  • проветривание помещений, поддержание их чистоты;

  • изоляция и лечения заболевших;

  • кипячение, обработка дезинфицирующими средствами помещений и предметов при уходе за больными;

  • борьба с переносчиками возбудителей заболеваний – мухами, клещами, комарами, блохами и др.;

  • профилактические прививки.

4. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Слайды 27-28. Выводы:

  1. Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных микроорганизмов, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

  2. Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) – фагоцитоз; и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген) – работа антител.

  3. Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

  4. Главная профилактическая мера – это укрепление иммунитета: здоровый образ жизни: закаливание, соблюдение правил личной гигиены, полноценное питание, чёткий распорядок дня, достаточная двигательная активность.

Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».
Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

Домашнее задание:

  • Выучить §18;

  • Устно ответить на вопросы на с.93., письменно – на вопрос 5.

  • Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»,

«Э. Дженнер. Методы оспопрививания»

Читайте также:  Таблетки от аллергии с иммунитетом

Интересно знать что …

1.    Чума известна с глубокой древности. Вот некоторые статистические данные: В VI веке в Византийской империи болезнь продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В XIX в. в Европе погибла четверть населения – 10 млн. человек. Чуму называли черной смертью. Что же такое чума? Это зоонозная природно-очаговая бактериальная болезнь, с преимущественно трансмиссивным механизмом передачи возбудителя, характеризующаяся интоксикацией, лихорадкой, поражением лимфатической системы, сепсисом и высокой летальностью. Возбудитель — грамотрицательная полиморфная бактерия. Источниками возбудителя являются грызуны и их эктопаразиты. Эпидемии чумы практически перестала грозить человеку, т.к. почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой и служили переносчиками заболевания.

2.    В начале XIX в. с развитием мировой торговли стала распространяться холера. Зарегистрировано 6 крупных эпидемий холеры. В Россию ее завезли с караванами из Ирака и Афганистана, а позднее из Западной Европы. Последняя мировая эпидемия холеры со вспышками в разных странах длилась 1902 по 1926 гг. В России до 1917 года за 59 холерных лет заболело более 5 мл. человек, причем половина из них погибла.Что сегодня известно о холере. Холера – это антропонозная бактериальная инфекционная болезнь, характеризующаяся нарушением водно – солевого и белкового обмена. Возбудителем холеры является холерный вибрион. Он хорошо сохраняется в воде, легко переносит холод, но плохо выдерживает нагревание. От хлорной извести и хлорамина он погибает. Поэтому при угрозе холерной эпидемии рекомендуют тщательно кипятить воду, молоко, а перед едой тщательно мыть руки.

3.    Оспа была не менее опасна, от нее погибло еще больше людей, чем от чумы. В XVIII в. в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. Ею заболевало 2/3 родившихся, из 8 человек трое умирали. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов, встречались очень редко. Особенно опасна оспа для людей с 0 группой крови. Поэтому оспа, попавшая в Америку, практически приводила к вымиранию целых племен индейцев, у которых преобладала 0 группа. В 1796 году Английский врач Э.Дженнер открыл оспопрививание и положил начало борьбе с этим недугом. В 1980 году ВОЗ объявила о том, что оспа окончательно побеждена во всем мире.

Источник

Димитриенко Наталья Геннадьевна, учитель биологии МОУ СОШ №5

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЗадачи:

Образовательные: формирование новых анатомических понятий: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Развивающие: формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой, а также развитие умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;


Воспитательные:
формирование диалектико-материалистического мировоззрения; Воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.

Цели:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация с использованием интерактивной доски “Иммунитет. Виды иммунитета”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть вас здоровыми. И очень надеюсь, что наш урок будет вам полезен для сохранения и укрепления вашего здоровья в будущем.

  1. Актуализация понятий.

В результате всех войн 20 столетия на Земле в общей сложности погибло 111 млн. человек, из них примерно 1.1 млн. человек ежегодно. Уровень смертности от болезней в 14 раз выше. Например, ежегодно только от инфекционных заболеваний, вызванных патогенными микроорганизмами, умирают около 2.3 млн. человек.

СПИД, грипп, чума, туберкулез, оспа, малярия, гепатит ит.д.

Но почему даже в страшные эпидемии одни люди болеют, а другие нет?

Эпиграф урока:

Человека окружают катаклизмы – многочисленные микроорганизмы:

Вирусы, бактерии, микробы, но ведь человек не недотрога.

У него имеется защита…

Как вы думаете, изучением какой темы мы займемся сегодня? (Будем изучать защитные свойства организма)

Защиту организма называют иммунитетом. Давайте сформулируем задачи урока (ученики формулируют, учитель вывешивает на доске тему урока, задачи и план) .

Для лучшего усвоения нового материала давайте повторим основные понятия темы прошлого урока. Напомните, что мы изучали на прошлом уроке? (кровь, строение и функции)

  1. Выбрать из списка понятия, соответствующие особенностям строения клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  2. Выбрать из списка понятия, соответствующие функциям клеток крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов (работа с интерактивной доской). См. приложение 1.

  3. Вставить в текст пропущенные термины (работа с интерактивной доской). См. приложение 2.

  4. Работа с электронным микроскопом (например, препарат какой ткани вам дан для просмотра, назовите особенности строения этой ткани и выполняемые функции). См. приложение 3.

  1. Изучение нового материала.

  1. Что же такое иммунитет?

Давайте обратимся к словарям и найдем определение термина «иммунитет» (ученики зачитывают)

Обратимся к слайдам презентации:

Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов, а также от инородных тел и веществ.

Справляется с этой задачей иммунная система.

Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих извне или образующихся в организме.

Давайте рассмотрим органы иммунной системы:

Центральные органы (красный костный мозг, тимус)

Периферические органы (лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)

Роль клеток – защитников против чужеродных тел выполняют клетки крови-лейкоциты. Повторим виды лейкоцитов (см. слайд презентации)

2. Физиологический механизм иммунитета

— Каков физиологический механизм иммунитета?

Самостоятельная работа с учебником по группам.

Прочитать стр. 122. и дополнительный материал по теме. Чтение с пометками.

1 группа выделяет новые основные понятия темы.

2 группа готовит сообщение об открытии Мечникова И.И.

3 группа составляет рассказ о защитных механизмах организма

4 группа заканчивает схему на интерактивной доске.

Проверяем работу групп:

1 группа – термины: иммунитет, лейкоциты, лимфоциты, фагоциты, антитела, В и Т лейкоциты, Мечников, фагоцитоз.

3 группа – сообщение о механизмах иммунитета:

По строению и выполняемым функциям лейкоциты делятся на лимфоциты и фагоциты. В крови существует две группы лимфоцитов: В- и Т-клетки. В-клетки образуют особые вещества, которые, соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов. Т-клетки сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусом. Вступая с ними в контакт, они выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий или вирусов. Эти особые вещества называются антителами и имеют белковую природу.

Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ называется фагоцитозом, а клетки, его осуществляющие это фагоциты. Процесс был впервые открыт великим русским ученым И.И.Мечниковым.

Фагоцитоз и выработка антител — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

2 группа: Сообщение о Мечникове И.И.

Великий русский ученый Илья Ильич Мечников свое открытие сделал, изучая морских беспозвоночных в Италии. Он обратил внимание, что у них в переваривании пищи у этих животных принимают участие подвижные клетки, похожие на амеб. Введя в тело морской звезды шип от розы, он наблюдал, как занозу окружают подвижные клетки, пытаясь уничтожить этот шип. Эти клетки Мечников назвал фагоцитами, что значит пожирателями, а процесс фагоцитозом. У высших млекопитающих и человека тоже существуют подобные клетки.

Читайте также:  Международные договоры российской федерации об иммунитете государства

4 группа: Закончить схему на интерактивной доске. См. приложение 4.

ЛЕЙКОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

ФАГОЦИТЫ

В – клетки Т – клетки

Антитела Особые веществ

соединяются вызывают гибель

с бактериями бактерий и вирусов ФАГОЦИТОЗ

и делают их

беззащитными

против

фагоцитов

Фагоцитоз и выработка антител — единый защитный механизм, названный иммунитетом.

  1. Виды иммунитета.

— Какие виды иммунитета существуют?

Иммунитет бывает естественный и искусственный.

Работа по группам с текстом учебника на стр. 122

1 группа объясняет естественный иммунитет

2 группа искусственный иммунитет

3 группа определяет группы естественного иммунитета

4 группа определяет особенности искусственного иммунитета.

Открывается схема на интерактивной доске. См. приложение 5.

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные предупредительные прививки делают от гриппа, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки.

Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.

В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

  1. Сообщение учащихся о Дженнере и Пастере.

Дженнер Эдвард (1749-1823)

Английский врач, 14 мая 1796 года привил против оспы 8-летнего мальчика путем перенесения ему содержимого оспенного пузырька от женщины-доярки, которая заразилась коровьей оспой. Спустя 1,5 месяца и затем через 5 месяцев мальчику вводили материал от больного натуральной оспой. Мальчик остался здоровым. Метод Дженнера начали вводить повсеместно до полной ликвидации оспы – 8 мая 1980 года. Сейчас предупредительные прививки применяются широко и спасают человечество от многих страшных заболеваний, уносивших миллионы жизней.

Пастер Луи (1822-1895)

Французский ученый. Доказал, что инфекционные заболевания вызваны передачей патогенных микроорганизмов, а не самозарождением. Ввел способ уничтожения патогенных бактерий методом пастеризации – нагреванием до 50-60 градусов. Сейчас этот метод широко применяется. Также Пастер внедрял в организм человека ослабленных возбудителей для предохранения его от заразных болезней.

5. От чего же зависит сила иммунитета? Почему у одних он справляется с нагрузками, а у других нет, и они заболевают (ответы учеников: от организма, от питания, от занятий спортом, от вредных привычек). Чтобы выяснить ответ на этот вопрос, ученики нашего класса: провели небольшое исследование. Для этого они провели опрос о вредных привычках учащихся 8-11 классов, их пристрастия к занятиям спортом и выяснили у мед. работников частоту заболевания учащихся. И вот что они получили ( выступление учащихся с показом графика исследования ), вывод: в классе, где учащиеся занимаются спортом и не имеют вредных привычек болеют меньше, значит у них более сильный иммунитет, а в том классе, где не любят спорт и курят, иммунитет у учащихся ослаблен, а значит иммунитет можно укрепить, занимаясь спортом.

Заполнение таблицы с учениками на интерактивной доске. См. приложение 6.

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет

  1. Вредные привычки

А) алкоголь разрушает печень

Б) КУРЕНИЕ

В) НАРКОМАНИЯ

Г) ТОКСИКОМАНИЯ

2. Энергетическое истощение организма

А) болезнь

Б) плохой сон

В) ПЛОХОЕ ПИТАНИЕ

Г) НЕДОСТАТОК ВИТАМИНОВ

3. Стрессовое напряжение разрушает лимфоциты

4. Малоподвижный образ жизни

1. избегать вредных привычек

  1. Правильно питаться (рациональное питание)

  2. Витамины

  3. Режим труда и отдыха

  4. Заниматься спортом

  5. Сохраняйте хорошее настроение.

6.Иммунитет и СПИД

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны. Если ситуация по СПИДу не изменится, то к 2017 году на территории Нижегородской области количество зараженных этим вирусом приблизится к 50%. Мы с вами уже говорили как можно избежать заражения вирусом иммунодефицита человека, давайте повторим правила профилактики заражения ВИЧ.

Работа по группам – заполнение таблицы «Способы передачи ВИЧ-инфекции»

См. приложение 7.

  1. Рефлексия.

Давайте вернемся к задачам нашего урока. Скажите, ребята, что вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, полученные знания будут вам полезны, и где вы их сможете применить?

Давайте возьмемся за руки и в каждой группе сделаем за столом круг друзей, готовых помочь друг другу в трудную минуту. Как вы думаете, с чем можно сравнить этот крепкий круг? Посмотрим на доску (методика «лупа») – с иммунитетом, где ЗОЖ, правильное питание, спорт, режим дня его составные части. Так пусть же он будет крепким как ваша дружба. Будьте все здоровы и счастливы.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание.

    1. Обязательное для всех: стр.122-124, выучить новые термины.

    2. По выбору: найти материал и подготовить по нему презентации об открытиях ученых Мечникова, Пастера, Дженнера.

Литература

  1. Биология. Человек. 8 класс. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. — М.: Дрофа, 2005.-215 с.

  2. Поурочное планирование по биологии. 8 класс. Под ред. Сонина И.Н., — М., 2006

  3. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Медицина, 2000. – 670 с.

  4. Электронное наглядное пособие Биология человека.- ЗАО «Новый Диск», 2007

Вставить пропущенные слова:

Кровь, лимфа, тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма. Непосредственно с клетками контактирует тканевая жидкость. Кровь состоит из эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы крови. Функции крови: разносит питательные вещества, кислород, гормоны, связывает все части тела организма, выносит из тканей продукты обмена веществ. Клетки крови человека образуются в красном костном мозге. Обеспечение дыхательной функции организма выполняют эритроциты, перенося кислород и удаляя углекислый газ. Защищают организм от микробов лейкоциты — белые кровяные тельца. В свертывании крови участвуют кровяные пластинки или тромбоциты.

Источник