Консульские привилегии и иммунитеты и тенденции их развития
Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.
Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:
- – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
- – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
- – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
- – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
- – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
- – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.
Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).
Личные привилегии и иммунитеты:
- 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
- 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
- 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
- 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
- 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.
Консульский корпус
В консульской практике есть понятие консульского корпуса. Консульский корпус представляет собой совокупность глав консульских учреждений, всех иностранных консульских должностных лиц, находящихся в определенном консульском округе. В этот корпус входят как штатные, так и нештатные (почетные) консулы, а также консульские сотрудники дипломатических представительств. Количество консульских округов предопределяет число консульских корпусов в пределах одного и того же государства. Дипломатический корпус в отличие от консульских корпусов может быть только один.
Консульский корпус возглавляется старейшиной, т.е. консулом того или иного государства, являющимся самым старшим по званию (рангу) среди других консулов разных государств в пределах одного консульского округа, а также получившим раньше других консульскую экзекватуру. В обязанности старейшины входят ознакомление вновь прибывших консулов с особенностями, традициями страны пребывания, защита прав членов данного консульского корпуса.
Консульские привилегии и иммунитеты
консульское право привилегия иммунитет
Под консульскими привилегиями и иммунитетами следует понимать предоставляемые консульским представительствам, консульским должностным лицам льготы и преимущества для облегчения выполнения ими своих консульских функций в стране пребывания.
Государство пребывания должно оказывать содействие в приобретении помещений под консульское учреждение. Предоставленным консульским помещениям обеспечивается неприкосновенность. Это означает, что власти государства пребывания вправе вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, только с согласия его главы. Согласие главы консульского учреждения может предполагаться даже в случае пожара или другого стихийного бедствия. Государство пребывания обязано принимать меры для защиты консульских помещений от любых вторжений или нанесения ущерба. Кроме того, консульские помещения, имущество, предметы обстановки, его транспортные средства пользуются иммунитетом от всех видов реквизиции в пользу обороны или для общественных нужд. Если все же отчуждение состоялось, то должны быть приняты меры для обеспечения надлежащего выполнения консульских функций, а также по выплате соответствующей компенсации. Существенной привилегией является освобождение консульских помещений от всех видов налогов (государственных, районных, муниципальных), а также от сборов и пошлин.
Статья 33 Конвенции о консульских отношениях определяет неприкосновенность консульских архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения.
Привилегией консульских сотрудников является свобода передвижений. Свобода сношений — еще одна привилегия консульского учреждения. Это значит, что государство пребывания разрешает и охраняет свободу сношений консульского учреждения для достижения официальных целей. Консульское учреждение может использовать консульских курьеров, закодированные и зашифрованные депеши, а также вализу (почтовую корреспонденцию). Вализу нельзя ни вскрывать, ни задерживать. Это общее правило. Исключением из этого правила является возможность вскрытия в присутствии уполномоченного представителя представляемого государства при наличии серьезных оснований полагать, что в вализе находятся, кроме корреспонденции, иных разрешенных предметов, запрещенные к ввозу и вывозу предметы.
Консульскую вализу могут перевозить консульские курьеры; кроме того, она может быть вверена командиру морского или речного судна или командиру гражданского самолета, направляющихся в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено государством пребывания. Консульские должностные лица имеют право свободно сноситься с гражданами представляемого государства и получать доступ к ним. Компетентные (правоохранительные) органы государства пребывания обязаны незамедлительно информировать консульское учреждение представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа гражданин этого государства задержан, заключен под стражу в ожидании судебного разбирательства. Консулы могут посещать находящегося в тюрьме гражданина, а также гражданина, находящегося под стражей во исполнение судебного решения. Если гражданин возражает против посещения, то консульские должностные лица должны воздерживаться от такого посещения.
Конвенция о консульских отношениях вменяет в обязанность государству пребывания информировать представляемое государство о случаях смерти граждан этого государства, о необходимости опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, а также о фактах аварий судов и самолетов.
Для надлежащего осуществления функций консульским должностным лицам предоставлено право обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа, в центральные органы государства пребывания.
В Венской Конвенции о консульских отношениях рассматривается весь комплекс привилегий и иммунитетов штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
Государство пребывания в первую очередь должно относиться к ним с уважением и принимать все необходимые меры с целью предупреждения любых посягательств на их личность, достоинство или свободу.
По общему правилу консульские должностные лица не могут быть арестованы. Но они могут быть арестованы или подвергнуты предварительному заключению при наличии постановлений судебных властей в случае совершения ими тяжких преступлений.
Если в отношении консульского должностного лица возбуждено уголовное дело, то данное лицо обязано явиться в компетентные органы.
При производстве следственных действий эти органы должны оказывать уважение консулу ввиду его официального положения.
Положение об иммунитете от гражданской юрисдикции не принимается, если предъявлен гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом или сотрудником консульства, по которому они в той или иной степени не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства. То же самое можно сказать об иске, предъявленном третьей стороной за вред, причиненный в результате несчастного случая, вызванного в государстве пребывания воздушным, морским судном, дорожно-автотранспортным средством.
Сотрудников консульства могут вызывать в качестве свидетелей при рассмотрении судебных и административных дел. Служащий консульства или работник обслуживающего персонала, как правило, дает показания при производстве упомянутых дел. Если консульское должностное лицо отказывается от дачи показаний, оно не может быть к этому принуждено или наказано. Компетентный орган, желая получить показания у консульского должностного лица, не должен создавать ему помехи для осуществления им текущих консульских функций. Этот орган может снять показания как у него дома, так и на службе в консульском учреждении или в письменном виде. Консулы не обязаны давать показания по вопросам, имеющим отношение к их официальным функциям, а также представлять официальную документацию. Консулы не могут быть принуждены к показаниям по разъяснению законодательства своей (представляемой) страны.
Может ли государство отказаться от привилегий и иммунитетов консула? «Представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов консульского работника»,- говорится в статье 45 Венской Конвенции о консульских отношениях. Этот отказ должен быть определенным по содержанию и письменным по форме. Нужно иметь в виду, что в отношении исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения, от представляемого государства требуется отдельный отказ.
К числу привилегий относится освобождение консульских работников и членов их семей от обязанностей, связанных с регистрацией иностранцев и получением документов на жительство.
По общему правилу на консульских работников не распространяются постановления о социальном обеспечении государства пребывания. Общим правилом является также освобождение консулов от уплаты налогов, пошлин и сборов любых видов и уровней. Но у этого правила есть свои исключения. Консулы не освобождаются от сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в государстве пребывания, от косвенных налогов, от налогов и сборов на частный доход, от сборов, взимаемых на те или иные виды обслуживания, от налогов на наследственное имущество, от уплаты судебных, реестровых и регистрационных пошлин, гербовых, ипотечных и иных сборов.
Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.
Одной из консульских привилегий является освобождение от таможенного досмотра и пошлин. Страна пребывания разрешает консулам представляемого государства ввозить предметы, предназначенные для официального пользования консульством, а также предметы, предназначенные для личного пользования самими консулами и членами их семей, которые освобождаются от таможенных пошлин и сборов.
Консульский работник пользуется привилегиями и иммунитетами со времени его вступления на территорию государства пребывания; если он уже находится на этой территории — с момента, когда приступил к выполнению консульских обязанностей. На членов семьи консульского работника привилегии и иммунитеты распространяются с момента предоставления этому работнику привилегированного режима. Привилегии и иммунитеты членов семей прекращаются с момента прекращения привилегий и иммунитетов самого консульского работника.
В отношении действий, совершаемых консульским работником при выполнении официальных функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать практически бессрочно.
Штатные консульские служащие не должны заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью с целью извлечения доходов. Если консульский работник занимается этими видами деятельности, то он не может рассчитывать на консульские привилегии и иммунитеты.
Режим, применяемый к почетным консулам и консульским учреждениям, возглавляемым такими лицами, практически аналогичен режиму штатных консулов.
Там, где нет консульских представительств и учреждений, консульские функции исполняются дипломатическими представительствами.
Библиографическое описание:
Жалилов, Муминжон. Консульские иммунитеты и привилегии / Муминжон Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7324/ (дата обращения: 24.07.2020).
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как это зафиксировано в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., «не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждени ями функций от имени их государства».
История развития консульского института во многом объясняет сушествующие различия в консульских иммунитетах и привилегиях по еравнению с дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на функциональной и на представительной основе. За консульскими учреждениями нередко отрицается представительный характер и считается, что они действуют только на функциональной основе. В то же время наблюдается и тенденция к должному учету представительных аспектов деят ельности консульских учреждений. Тем не менее, определяющим в отношении консульских иммунитетов и привилегий является функциональный подход. Это накладывает отпечаток на особенности консульских иммунитетов и привилегий и на их отличие от дипломатических.
Институт консульского иммунитета базируется в основном на нормах универсального характера Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года; [1] многочисленных двусторонних консульских отношениях, заключенных Республикой Узбекистан с зарубежными странами за период с 1991 г. по настоящее время, которые нередко предусматривают существенное расширение указанных привилегий и иммунитетов; а также нормах законодательства Республики Узбекистан (Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан от 8 мая 2001 г).
По аналогии с дипломатическими, консульские иммунитеты и привилегии, развивающиеся в направлении максимального сближения с первыми, принято делить на две группы: привилегии иммунитеты консульских учреждений и привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений.
К первой группе относится неприкосновенность консульских помещений. Согласно п. 4.5. Положения «помещения консульского учрежден ия являются неприкосновенными. Доступ к этим помещениям может иметь место только при согласии главы консульского учреждения или главы диппредставительства соответствующего иностранного государства в Республике Узбекистан».
Тем не менее, допуск в рассматр иваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты» (п.2 ст.31 Венской Конвенцией о дипломатических сношениях, п. 4.5. Положение о дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Республике Узбекистан).
Однако неприкосновенность этих помещений не дает права использовать их для целей, не совместимых с функциями консульского представительства. В связи с этим, в литературе была высказана точка зрения, в соответствии с которой, данное положение подразумевает право органов уголовного судопроизводства произвести осмотр места происшествия, если таковым и являются указанные помещения, обыск в нем, выемку и налож ение ареста на имущество, при наличии достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в помещениях консульского представительства совершено или совершается преступление, укрывается уголовный преступник или находится предметы, вещи, ценности и денежные средства, добытые преступным путем.1 Подобное утверждение вряд ли верно, так как в соответствии с п. 4.7. Положения помещения консульского учреждения пользуются такой же неприкосновенностью как и помещения диппредставительств (п. 3.1. Положения), а значит обыск и другие принудительные действия в них возможны только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения (ст. 165 УПК). Таким образом, совпадая во многом с содержанием неприкосновенности помещений дипломатических представительств, неприкосновенность консульских помещении имеет ограниченный характер. Ограничения проявляются в том, что:
а) привилегии и иммунитеты консульских помещении предоставляются лишь «на основе взаимности», лишь в рамках достигнутых сторонами договоренности;
б) согласно п. 2. 31. Венской конвенции о консульских сношениях допуск в рассматриваемые помещения разрешается без согласия главы консульского представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты».
Свобода сношений с правительством, дипломатическими и консульскими представительствами своего государства, предусмотренная для консульских учреждений, не допускает ограничений тайны связи, телефонных и иных переговоров. (п. 4.9. Положения).
Неприкосновенность архивов, документов и официальная переписка консульского учреждения в настоящее время в Республике Узбекистан по общему правилу имеет абсолютный характер.
Ко второй группе привилегий и иммунитетов относятся прежде всего самые широкие по сравнению с другим и должностными лицами личные привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.
Пункт «л» ст.1 Венской конвенции 1963 г. гласит: «Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского хчреждения, которому поручено в этом качестве в ыполнение консульских функций». К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице -консул, консульский агент, проконсул и консульский стажер.
Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются иммунитетами и при вилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г. (ст.40–57), Положении и в двусторонних консульских конвенциях. Эти документы определяют права и обязанности консульских должностных лиц и страны пребывания по отношению к ним.
Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» (п.1 ст.43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный, служебный характер.
В современной международной практике служебный (функциональный) иммунитет предоставляется довольно широкому кругу лиц (консулам, военным морякам, служащим международных организаций и др.).
Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, граж данской и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Если же правонарушение совершено не при исполнении служебных обязанностей, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановлений судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений» (п.1 ст. 41).
И здесь возникает проблема, существо которой заключается в неопределенности понятия «действия, совершаемые при выполнении консульских функций». В связи с этим на практике нередко возникают трудности в выяснении того, находилось ли данное лицо в момент преступления при исполнении своих служебных обязанностей или нет, следовательно, вправе ли государство пребывания привле кать его к ответственности. Не меньшие трудности возникают и в вопросе о том, кто правомочен решать эту проблему: государство пребывания или направляющее государство.
Анализ доктрины международного права, договорных и законодательных норм, практики государств показывает отсутствие универсального решения проблемы служебного иммунитета. [2]
Представляется, что универсального решения данной проблемы вообще не может быть. Это объясняется, прежде всего многообразием допускаемых правонарушений, и невозможностью в принципе составить исчерпывающий перечень служебных обязанностей каждого лица, пользующегося служебным иммунитетом, что исключает возможность выработки конкретных и универсальных критериев, позволяющих однозначно определить, было или не было данное лицо в момент совершения правонарушения при исполнении своих служебных обязанностей. Отсутствие таких критериев усугубляется возникновением в каждом случае правонарушения противоречия между интересами, с одной стороны, направляющего государства, которое заинтересовано в защите своих граждан, и, с другой, — государства пребывания, которое несет ущерб от совершенного правонарушения. Отсутствие четких критериев, противоречия между интересами сторон препятствуют разработке универсальной процедуры рассмотрения вопроса, а его единоличное решение той или иной стороной может быть необъективным.
В результате рассмотрения указанных проблем можно сделать некоторые выводы:
1. Личные иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции 1963 года, а следует учитывать двухсторонние конвенции, которые отличаются широким разнообразием в трактовке данного вопроса.
2. Консульские должностные лица и другие работники консульских учреждений, как правило, наделяются служебным (функциональным) иммунитетом, а универсального подхода к этой проблеме вообще не существует. Поэтому на практике решени е указанных вопросов нередко вызывает сложности.
3. Представляется, что в целях избежания разногласий и конфликтных ситуаций в сфере уголовного судопроизводства нормы, регулирующие особенности производства по делам лиц, обладающих дипломатическими и консульскими привилегиями и иммунитетами от уголовного преследования целесообразно объединить и поместить в отдельную главу в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Узбекистан.
Литература:
1. Курс международного права. Т. 4. — М.: Наука, 1990. — С. 140–142.
2. Демин Ю. Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве. Сов. ежегодник междунар. права. — М, 1989. — С. 203–215.
Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.