Консульский иммунитет в международном уголовном праве

Консульский иммунитет в международном уголовном праве thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Термин «иммунитет» происходит от латинского слова immunitas — освобождение от чего-либо (на практике чаще всего имеется в виду освобождение от ответственности).

В современных условиях в каждом государстве находятся многочисленные иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства и органы международных организаций, включая и обслуживающий персонал. Нормативная правовая база в данной области включает конвенции, обычаи, законы и иные акты, двусторонние соглашения, касающиеся иммунитета.

Так, в соответствии со ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.[3], иммунитетом от уголовной юрисдикции пользуются глава дипломатического представительства, члены дипломатического представительства, имеющие дипломатический ранг, члены их семей, живущие вместе с ними и если они не являются гражданами государства пребывания. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность.

Дипломатический иммунитет предоставляется определенным лицам не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функций дипломатического представительства в государстве пребывания (государстве, на территории которого дипломатическое представительство осуществляет свои функции). Дипломатический иммунитет является следствием существования общепризнанного принципа международного права — суверенного равенства государств, неотъемлемым аспектом которого является правило: одно суверенное государство не может подчиниться власти другого.

Нарушение иммунитета представителей иностранного государства рассматривается как причинение ущерба его существенным интересам. Оно способно осложнить отношения государств и нанести ущерб и интересам принимающего государства.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не находятся вне территории страны пребывания и не «изъяты» полностью из ее юрисдикции. Упомянутая Конвенция закрепила норму, согласно которой такие лица «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания» (ч.1 ст.41). Следовательно, нормы права страны пребывания являются для них обязательными. Однако «юрисдикция принуждения» исключается: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и подвергнуться наказанию[4].

Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Иммунитет и личная неприкосновенность означают, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не подлежат уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление, совершенное в этом месте. Обычно в случае совершения дипломатом преступления он отзывается своим государством. Государство, которое представлял дипломат, в принципе должно привлечь его к уголовной ответственности в случае серьезного преступления, совершенного в стране, где он был аккредитован. Государство может лишить своего дипломата иммунитета в случае совершения им преступления.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом от уголовной юрисдикции, относятся члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: шифровальщики, секретари, делопроизводители, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают постоянно на территории данного государства[5].

Члены обслуживающего персонала дипломатического представительства: водители, уборщики территорий и помещений, работники по обслуживанию техники[6], которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянного, также пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции, однако только в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей (п. 3 ст. 37 Конвенции). Иными словами, в отличие от членов дипломатического представительства, а также членов административно-технического персонала иммунитет членов обслуживающего персонала имеет ограниченный характер.

Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления на территорию государства пребывания, независимо от оформления здесь своего статуса. Прекращается действие иммунитета после того, как он оставляет страну (ст.38 Венской конвенции).

Иммунитет международных организаций и их персонала определяется уставами организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Защите персонала международных организаций от преступлений посвящена Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года[7]. Высшие должностные лица организации и члены их семей пользуются полным дипломатическим иммунитетом. Что же касается других должностных лиц этих организаций, то они пользуются ограниченным иммунитетом — не несут уголовной ответственности за действия, совершенные в качестве должностных лиц.

Иммунитет специальных миссий. Все большую роль в межгосударственных отношениях приобретает обмен официальными делегациями разного уровня. Статус таких делегаций регулируется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года[8].

Специальная миссия, ее помещение и члены миссии обладают тем же иммунитетом, что и дипломатические представители. Отметим, однако, некоторые особенности. Из соответствующей Конвенции следует: лишь лица, официально представляющие государство, а также те из них, кто относится к дипломатическому персоналу, пользуются иммунитетом[9]. Как и в ситуации с постоянным дипломатическим представительством, соответствующим иммунитетом обладают члены семей, сопровождающие участников миссии, а также административно-технический персонал.

Консульский иммунитет. Консул — должностное лицо одного государства, находящееся на территории другого государства в целях защиты прав и интересов своих граждан и организаций. Его отличие от дипломатического представителя в том, что он не представляет политические интересы государства. Основным актом, определяющим консульский иммунитет, является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.[10]

Иммунитет консульских должностных лиц от уголовной юрисдикции состоит в том, что они не подлежат юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций. Они могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению только на основании постановления компетентного судебного органа в случае совершения тяжких преступлений. В остальных же случаях могут быть лишены свободы только на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения против консульского должностного лица уголовного дела оно обязано явиться в компетентные органы по вызову. При аресте или предварительном заключении членов консульского персонала или возбуждении против них уголовного дела через дипломатические каналы об этом незамедлительно уведомляется МИД.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Круг лиц, пользующихся иммунитетом довольно широк, в него входят, в частности, главы государств, правительств, члены правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатических представительств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международных договоров. Эти лица не подлежат уголовной ответственности в случае совершения преступления на территории государства пребывания, они объявляются персонами non grata и высылаются за ее пределы.


16. Экстрадиция (выдача преступников)

См. стр. 121-131

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 162; Нарушение авторских прав

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Читайте также:  Иммунитет от бана cs

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].

История института дипломатического иммунитета[править | править код]

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства[править | править код]

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

Читайте также:  Выработка искусственного активного иммунитета

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]

Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]

  • Главы государств
  • Главы правительств
  • Министры иностранных дел
  • Должностные лица международных организаций

См. также[править | править код]

  • Иммунитет государства
  • Дипломатическое право

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.

Источник



В статье рассматриваются некоторые вопросы и проблемы консульских привилегий и иммунитетов на основе анализа международно-правового и российского правового актов о консульских отношениях, научных подходов и авторского понимания.

Ключевые слова: привилегия, иммунитет, консульские учреждения, консульские должностные лица

Вопросам анализа отдельных вопросов консульского права, создания и функционирования консульских учреждений, о правовом положении персонала этих учреждений, о консульских привилегиях и иммунитетах, и возможных проблемах по их соблюдению посвящено немало публикаций [1], что ни в коей мере не лишает автора продолжить исследование данной проблемы.

Общепризнано, что международные отношения — одна из наиболее сложных и значимых сфер современных общественных отношений, но при этом одна из важных, так как любое государство стремится [2, с. 486] к установлению экономических, торговых и гуманитарных связей между странами, а поэтому все большее значение и внимание привлекают к себе консульские учреждения.

Консульские учреждения представляют собой представительства зарубежных стран, которые функционируют в пределах консульского округа, определение которого происходит на основе взаимного согласия государств.

Среди функций консульских учреждений выделяют основные и специальные. Консульские учреждения выполняют следующие основные функции: информирование представляемого государства и граждан о стране прибивания; защита интересов представляемого государства, граждан и организаций, а также развитие дружественных связей.В специальных функциях консульских учреждений можно выделить: практическая помощь и консультирование граждан, которые находятся на территории консульского округа; учет граждан прибывших в страну пребывания; паспортно-визовая работа; выполнение функций органов ЗАГС; осуществление нотариальных действий [3, с. 278] и т. д.

С установлением дипломатических отношений возникают, как правило, и консульские отношения. При отсутствии дипломатических отношений, консульские учреждения создаются на основе специального соглашения между заинтересованными государствами. Прекращение дипломатических отношений не предусматривает за собой ликвидацию консульских учреждений.В соответствии со ст. 10 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года [4] глава консульского учреждения назначается государством представления и допускаются к осуществлению своих функций государством пребывания. Консул должен получить специальный документ, который называется консульский патент. Данный документ должен быть подписан либо главой государства, либо главой внешнеполитического ведомства. На следующем этапе консульский патент по дипломатическим каналам направляется властям государства пребывания. Далее консул должен прибыть к властям государства пребывания для получения экзекватуры — согласия на исполнение консульских обязанностей и функций. Консульские экзекватуры могут выдаваться как в виде отдельного документа, либо просто в виде надписи на консульском патенте. В большинстве случаев экзекватура выдается внешнеполитическими ведомствами, однако это зависит от внутреннего законодательства государства пребывания. С момента выдачи экзекватуры консул может приступить к исполнению своих обязанностей.

Правовое положение дипломатических представительств и консульских учреждений, в том числе вопросы о консульских привилегиях и иммунитетах закреплены в международно-правовых актах — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [5] и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Кроме признанных на международном уровне нормативно-правовых актов, вопрос о консульских учреждениях определяется в нормативно-правовых актах стран-участниц международных отношений.

Так, например, в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) действует Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации», в котором определены правовые основы осуществления консульской деятельности, права и обязанности консульских должностных лиц по защите прав и интересов России, граждан РФ и российских юридических лиц за пределами РФ [6].

Прежде чем перейдем к анализу общетеоретических положений и проблем [7, с. 684] о консульских привилегиях и иммунитетах целесообразно определиться в содержании используемых терминов «привилегии» и «иммунитет».

Привилегии — это преимущества и льготы, которые предоставляются в силу обязанностей, исходящих из международно-правовых документов, а так же в порядке международной взаимности и вежливости [8].

Иммунитет — это освобождение консульских должностных лиц от уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны в которой они прибывают [8].

Анализ приведенных положений позволяет непосредственно перейти и к рассмотрению вопроса [9, с. 361]оконсульских привилегиях и иммунитетах.

Консульские привилегии и иммунитеты обладают рядом особенностей. Например, то, что они носят служебный характер, то есть в каждом отдельном случае требуется установить предусматривали ли действия консула служебный или его еще называют функциональный характер.Наличие служебного иммунитета говорит о том, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской ответственности, если его действия были связаны с выполнение служебных обязательств.В том случае если совершенное правонарушение не связано с исполнением служебных обязательств, то на основании п. 1 ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях, данное лицо может быть привлечено к ответственности в стране пребывания, но только «на основании постановления судебных властей, в случае совершения тяжких преступлений»[4].

Ряд вопросов возникает по причине того, что конкретный объем консульских привилегий и иммунитетов определяется двусторонними соглашениями между государствами, поэтому правовой статус консульского персонала в разных странах различается. По этой причине возникает необходимость индивидуализации при изучении консульских вопросов в каждой отдельно взятой стране [10, с. 168].

Следующая привилегия касается неприкосновенности личности и жилища. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

Читайте также:  Какой иммунитет после коклюша у ребенка

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу»[4].

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер зашиты»[4].

Таким образом, в случае стихийного бедствия консульское согласие для вступления в помещение не требуется [11, с. 265].

Статья 33 Венской конвенции о консульских сношениях устанавливает иммунитет абсолютной неприкосновенности консульских документов и архивов в любое время и независимо от их местонахождения, секретность информации обеспечивает более эффективное и продуктивное осуществление консульской деятельности [4].

Кроме всего этого у консульских должностных лиц присутствуют налоговые льготы, так как они освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных. У данной привилегии есть и обратная сторона, так Венская конвенция о консульских сношениях запрещает консульским должностным лицам заниматься какой-либо коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если данное нарушение будет замечено, то согласно Венской конвенции о консульских сношениях они лишаются предусмотренных в ней иммунитетов и привилегий. Так же консульские служащие и должностные лица освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и сборов. При поездке или перелете личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, освобождается от досмотра, если отсутствуют серьезные основания полагать о ввозе и вывозе запрещенных предметов [12, с. 379].

Государство, в котором находятся консульские учреждения, обязано освобождать должностных консульских лиц и членов их семей от всех государственных и трудовых повинностей.

К консульским привилегиям так же относится освобождение от регистрации в качестве иностранцев и от получения разрешения на жительство. Кроме этого получение гражданства так же является добровольным решением должностных консульских лиц и членов их семей.

Не зависимо от привилегий и иммунитетов консульские учреждения, должностные лица и члены их семей обязаны уважать законы и правила государства, в котором они находятся, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Так же от них требуется соблюдение местных законов. Согласно Положению о Консульском учреждении РФ работники таких учреждений обязаны уважать традиции и обычаи государства пребывания. Консульские помещения должны использоваться только в целях, соответствующих выполнениям консульских функций [12, с. 151].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что привилегированное положение консульских должностных лиц является необходимым условием для эффективного осуществления своей деятельности. Право беспрепятственного взаимодействия со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц и другие привилегии и иммунитеты служат не только гарантиями успешной реализации деятельности консульских учреждений и должностных лиц, но и предоставляют собой акт официального уважения и признания государством пребывания суверенитета государства, представляющего на их территории консульство и их работников.

Также в ходе исследования консульских иммунитетов и привилегий, автором были отмечены некоторые проблемы, которые до сих пор вызывают затруднения и ряд вопросов. Это связано с тем, что в отличие от дипломатических иммунитетов и привилегий, консульские находят отражение не только в международно-правовых актах, но и в двухсторонних соглашениях между странами, и в нормативно-правовых актах самой страны, этот факт усложняет анализ объема и ограничений консульских привилегий и иммунитетов.

Литература:

  1. Алексиева, Б. Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: Дис. … канд. юрид. наук. — Москва, 2006. — 150 с.;
  2. Жадан, В. Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — С. 486–491.
  3. Колосов, Ю.М., Кузнецов, В. И. Международное право. — М. 1996. — 608 с.
  4. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121141/ (дата обращения: 05.11.2016).
  5. Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120761/ (дата обращения: 05.11.2016).
  6. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 267-ФЗ) «Консульский устав Российской Федерации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102228 (дата обращения: 10.10.2016).
  7. Жадан, В. Н. О международном терроризме как угрозе для мирового сообщества // Молодой ученый. — 2016. — № 2. — С. 683–689.
  8. Суменков, С. Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2002. — 26 с.
  9. Жадан, В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С. 359–362.
  10. Бекяшев, С. П. Международное публичное право. — М.: Проспект, 2001. — 540 с.
  11. Бобылев, Г. В. Зубков, Н. Г. Основы консульской службы. — М.: Международные отношения, 1986. — 236 с.
  12. Фельтхэм, Р.Дж. Настольная книга дипломата. — Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 436 с.
  13. Дипломатическая служба. Учебник. Международно-правовой статус диппредставительств, консульских учреждений и их персонала — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.studmed.ru/docs/document11898/ (дата обращения: 05.11.2016);
  14. Искевич, И. С. Дипломатическое и консульское право: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция» очной формы обучения / И. С. Искевич, А. В. Подольский. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. — 136 с.;
  15. Консульское право — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ponjatija.ru/node/7725 (дата обращения: 05.11.2016);
  16. Консульские учреждения — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studme.org/38172/pravo/konsulskie_uchrezhdeniya (дата обращения: 05.11.2016);
  17. Консульские привилегии и иммунитеты — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.be5.biz/pravo/mlee/56.htm (дата обращения: 05.11.2016);
  18. Консульские иммунитеты и привилегии — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/konsulskie-immunitetyii-privilegii.html (дата обращения: 05.11.2016);
  19. Правовой статус консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lektsii.com/1–85740.html (дата обращения: 05.11.2016);
  20. Правовой статус консульских учреждений и консульских должностных лиц — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/international/00225278_0.html (дата обращения: 05.11.2016);
  21. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://isfic.info/mpra/intlow66.htm (дата обращения: 05.11.2016) и др.

Основные термины (генерируются автоматически): Венская конвенция, лицо, привилегия, учреждение, иммунитет, консульский патент, отношение, сношение, консульская деятельность, Российская Федерация.

Источник