Консульства понятие функции иммунитет и привилегии

Консульства понятие функции иммунитет и привилегии thumbnail

Для выполнения консульскими учреждениями их функций требуется, чтобы консульствам были созданы условия, при которых они были бы свободны от контроля со стороны государства пребывания. Венская конвенция 1963 г. устанавливает комплекс консульских привилегий и иммунитетов. Их классификация совпадает с классификацией дипломатических привилегий и иммунитетов – иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом, личные иммунитеты и привилегии сотрудников консульского представительства.

Иммунитеты и привилегии консульского представительства в целом:

  • – неприкосновенность помещений (ст. 31 Венской конвенции 1963 г.). Власти государства пребывания не вправе вступать на территорию консульства иначе, чем с разрешения его главы. Исключение – пожар на территории консульства или стихийное бедствие («пожарная оговорка»; именно из-за наличия этой нормы СССР в 1963 г. не подписал Венскую конвенцию о консульских сношениях);
  • – неприкосновенность служебных архивов, документов, официальной переписки, имущества, средств передвижения;
  • – освобождение от обысков, реквизиций, других исполнительных действий;
  • – освобождение от всех налогов и пошлин – государственных и местных – на основе взаимности. Таможенные привилегии – предметы, предназначенные для нужд консульства (включая транспортные средства), освобождены от уплаты таможенных пошлин;
  • – свобода сношений с правительством, дипломатическим представительством и другими консульствами своего государства – консульство может использовать дипломатических и консульских курьеров, шифрованные депеши. Связь консульства со своим правительством и дипломатическим представительством на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и связь дипломатического представительства;
  • – почетная привилегия консульства – право вывешивать флаг и герб своего государства на помещении консульства, резиденции его главы, на средствах передвижения при выполнении служебных функций.

Относительно объема и характера личные привилегий и иммунитетов консульских должностных лиц нет единообразной практики. Наиболее распространенное положение: ограниченное (функциональное) освобождение консульских должностных лиц от юрисдикции государства пребывания. Консульские представители не подлежат местной юрисдикции при осуществлении консульских функций, т.е. только в том, что касается служебной деятельности. Отдельные двусторонние консульские конвенции значительно расширяют круг привилегий и иммунитетов – консульские должностные лица приравниваются к дипломатическим (Консульская конвенция между Великобританией и Российской Федерации – объем консульских привилегий и иммунитетов определяется по нормам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.).

Личные привилегии и иммунитеты:

  • 1. Личная неприкосновенность – консульские должностные лица не могут быть арестованы или заключены под стражу до вступления в законную силу судебного решения. Исключение – совершение особо тяжких преступлений. Ограничение личной свободы в какой-либо форме возможно только во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.; это положение продублировано в большинстве двусторонних консульских конвенций). Некоторые двусторонние консульские конвенции предусматривают особый статус главы консульского представительства – ему предоставляются иммунитеты, аналогичные иммунитетам дипломатических агентов.
  • 2. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением служебных функций. В случае отказа к таким лицам могут быть применены меры принуждения и наказания.
  • 3. Освобождение от судебной и административной юрисдикции в отношении действий, совершенных при выполнении служебных функций, предоставляется всем представителям консульского персонала. В отношении частных действий консульские должностные лица подлежат юрисдикции государства пребывания.
  • 4. Освобождение от налогов и сборов, кроме косвенных налогов и налогов за конкретные виды обслуживания (за исключением обслуживающего персонала, который освобождается только от налогов на заработную плату).
  • 5. Таможенные привилегии – личное имущество консульских должностных лиц и членов их семей освобождено от таможенных пошлин.

Источник

Консульство
— обычно определяют как постоянный
государственный орган внешних сношений,
находящийся на тер­ритории иностранного
государства в силу соответствующего
меж­дународного соглашения и выполняющий
консульские функции по защите интересов
своего государства, его граждан и
организа­ций. В современной
международно-правовой доктрине и
консульской практике употребляются
термины «консульское учреждение» и
«консульское представительство».

Основными
задачами консульского учреждения
являются защита в государстве пребывания
интересов представляемого государства,
его граждан и организаций, а также
развитие дружественных связей, в
частности в таких областях, как экономика,
торговля, наука и техни­ка, культура
и др.

Специальные
функции консульских учреждений весьма
разнообразны. К ним относятся:

информирование
властей представляемого государства
об эко­номической, торговой, социальной,
культурной, научной и политической
жизни страны и округа пребывания;

информирование
находящихся на территории консульского
округа соотечественников о законах и
обычаях государства пребывания;

учет
соотечественников, находящихся на
территории консульского округа;

консультационная
деятельность и практическая помощь
нахо­дящимся в консульском округе
гражданам представляемого государст­ва,
представителям его органов и организаций,
а также его военно-морским кораблям,
морским и воздушным судам и членам их
экипажей;

паспортно-визовая
работа, т.е. выдача, возобновление,
анну­лирование паспортов соотечественников
и оформление виз лицам, направляющимся
в представляемое государство;

выполнение
функций органов записи актов гражданского
состояния, совершение нотариальных
действий; и т.д.

Для успешного
выполнения своих функций консульские
учреж­дения и члены их персонала
наделяются консульскими иммунитетами
и привилегиями.

Консульские
привилегии и иммунитеты предоставляются,
как это зафиксировано в преамбуле
Венской конвенции о консульских сношениях
1963 года, «не для выгод отдельных лиц,
а для обеспе­чения эффективного
осуществления консульскими учреждениями
функций от имени их государств».

ВИДЫ: 1. неприкосновенность
консульских помещений.

2. Неприкосновенностью
архивов и документа­ции консульского
учреждения в любое время и независимо
отихместонахождения.

Читайте также:  Какие важные проблемы помогла решить теория иммунитета

3. Иммунитетом от
реквизиции пользуются как сами
консульс­кие помещения, так и предметы
их обстановки, средства передви­жения
и все имущество.

Иммунитет и
привилегии членов персонала: Они не
могут быть подвергнуты аресту или
предварительному заключению иначе, как
на основании постановлений компетентных
властей в случае со­вершения тяжких
преступлений. На них распространяются:
налоговые льготы (как правило, на основе
взаимности); таможенные приви­легии
(освобождение от таможенного досмотра
личного багажа и уплаты таможенных
пошлин); освобождение от военной и других
личных повинностей; право главы
консульского учреждения уста­навливать
флаг представляемого государства на
своей резиденции и на используемых им
в официальных целях транспортных
средст­вах

Согласно ст. 44
Венской конвенции о консульских
сношениях, консульское должностное
лицо может быть вызвано в суд для дачи
показаний. Однако за отказ явиться в
суд к нему не могут приме­няться
никакие меры взыскания или наказания.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Различают привилегии и иммунитеты консульских представи­тельств и их сотрудников.

Привилегии и иммунитеты консульских представительств сле­дующие:

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы консульского или дипломатического представительств.

Венская Конвенция о консульских сношениях 1963 г. устанавли­вает ограничение неприкосновенности консульских представи­тельств. Речь идет о так называемой «пожарной оговорке», когда на территорию представительства возможен доступ без разрешения в случае пожара. Эта норма долгое время являлась основанием для отказа СССР ратифицировать данную конвенцию. В заключенных нашим государством двусторонних консульских конвенциях «пожар­ная оговорка» отсутствует.

Государство пребывания обязано принимать все меры для защи­ты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

Привилегии и иммунитеты сотрудников консульских представи­тельств следующие:

2) Консульское представительство может беспрепятственно сно­ситься со своим правительством, дипломатическим представительст­вом и другими консульскими представительствами.

3) Помещения консульского представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполни­тельных действий.

4) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин страны пре­бывания.

5) Архивы и документы консульского представительства непри­косновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

6) Официальная корреспонденция представительства неприкос­новенна. Почта представительства не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских представительств пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами.

1) По общему правилу, консульские должностные лица пользуют­ся личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задер­жанию или аресту, иначе как в случае преследования за совершение ими тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда. При этом понятие «тяжкое преступление» оп­ределяется по законодательству страны пребывания (Венская кон­венция 1963 г. и некоторые двусторонние конвенции). Однако в от­дельных соглашениях в качестве тяжких преступлений определены такие, за которые может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы.

2) Консульские агенты не могут отказываться от дачи свидетель­ских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выпол­нением ими служебных обязанностей. В случае отказа консульских должностных лиц от дачи показаний к ним не могут применяться меры принуждения.

3) Частная резиденция консульского агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представитель­ства.

4) Консульский агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме слу­чаев:

исков о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имущество для целей представительства,

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства,

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности консульского агента за пределами его официаль­ных функций.

Следует учитывать также, что некоторые двусторонние соглаше­ния, заключенных нашим государством, приравнивают консульские представительства по привилегиям и иммунитетам к дипломатичес­ким

31. Контрмеры — это односторонние принудительные действия горизонтального характера потерпевшего государства в отношении государства-правонарушителя с целью обеспечить надлежащее исполнение обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности. Возникновение

Институт контрмер в международном праве развился после распадения института репрессалий на два вида — санкций и собственно контрмер. Если первый носит вертикальный характер, т.е. применяется исключительно международной организаций с разрешения на такие действия Советом Безопасности ООН, то контрмеры носят горизонтальный характер и применяются государством в ответ на противоправные действия другого государства.

Содержание — Контрмеры, как и санкции, не являются институтом международной ответственности поскольку являются вторичными по отношению к нему и применяются исключительно для того чтобы обеспечить исполнения правоотношения ответственности. Т.е. они не носят характера наказания и должны быть прекращены сразу после выполнения государством делинквентом всех обязательств вытекающих из правоотношения ответственности.

Условия — Для правомерного применение контрмер необходимо наличие трех условий: а) наличие реального международно-противоправного деяния; б) предварительное требование потерпевшего государства о прекращении такого деяние и/или возмещения вреда; в) соразмерность контрмеры с международно-противоправным деянием и его последствиями.

Принятие контрмер до исчерпания всех возможных процедур мирного урегулирования спора или отказ государства делинквента от таких процедур является незаконным.

Читайте также:  Калина для иммунитета рецепты

Источник

Консульские учреждения как зарубежные представитель­ства имеют существенное отличие от дипломатических пред­ставительств: они функционируют не в масштабах всего госу­дарства пребывания, а в пределах консульского округа, опре­деляемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ ох­ватывает несколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипло­матических отношений, а при их отсутствии на основе специ­ального соглашения заинтересованных государств. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемы­ми специальными консульскими учреждениями, так и дипло­матическими представительствами, в составе которых созда­ются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений:

ге­неральные консульства,

консульства,

вице-консульства,

консуль­ские агентства.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение о его полномочиях — консульский па­тент. Консульский патент выдается главой государства, гла­вой правительства или министром иностранных дел представ­ляемого государства. В Российской Федерации выдача консуль­ского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается дея­тельность консула.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, есте­ственно, различия в масштабах деятельности). Это защита ин­тересов представляемого государства, его граждан и юридиче­ских лиц; содействие развитию торговых, экономических, куль­турных и научных связей между государствами; выяснение все­ми законными путями условий и событий в государстве пребы­вания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские во­просы:

выдачу паспортов гражданам представляемого государст­ва и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представ­ляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нор­мы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, со­держатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

1. Неприкосновенность помещений, архивов, документов и официальных переписок.

2. Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического пред­ставительства.

3. Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров.

4. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобож­дением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства.

5. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и, устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. В ст. 41 Венской конвенции о консуль­ских сношениях сформулирована норма, которая гласит: «1. Кон­сульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предва­рительному заключению, иначе как на основании постановле­ний компетентных судебных властей в случае совершения тяж­ких преступлений. 2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей статьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судеб­ных постановлений, вступивших в законную силу».

Источник

Консульские учреждения как зарубежные
представитель¬ства имеют существенное
отличие от дипломатических пред¬ставительств:
они функционируют не в масштабах всего
госу¬дарства пребывания, а в пределах
консульского округа, опре¬деляемого
по взаимному соглашению. Обычно такой
округ ох¬ватывает несколько
административно-территориальных единиц
государства пребывания.

Консульские отношения возникают с
установлением дипло¬матических
отношений, а при их отсутствии на основе
специ¬ального соглашения заинтересованных
государств. Согласие го¬сударства
пребывания необходимо для открытия
консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как
рассматриваемы¬ми специальными
консульскими учреждениями, так и
дипло¬матическими представительствами,
в составе которых созда¬ются консульские
отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских
учреждений: ге¬неральные консульства,
консульства, вице-консульства, консуль¬ские
агентства.

В составе посольств иностранных
государств в Москве ра¬ботают консульские
отделы.

Порядок формирования. Консулы, как
правило, назнача¬ются ведомством
иностранных дел с уведомлением страны
пребывания. При этом назначаемому
консулу выдается специ¬альное
удостоверение о его полномочиях —
консульский па¬тент. Консульский патент
выдается главой государства, гла¬вой
правительства или министром иностранных
дел представ¬ляемого государства. В
Российской Федерации выдача консуль¬ского
патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему
специальное разрешение на исполнение
обязанностей консула — консуль¬скую
экзекватуру. С момента ее получения
начинается дея¬тельность консула.

Заведующий консульским отделом при
дипломатическом представительстве не
нуждается в получении консульского
па¬тента и консульской экзекватуры.
Его назначение происходит в порядке,
установленном для дипломатического
персонала.

Штат консульских учреждений состоит
из консульских должностных лиц,
административно-технического и
обслужи¬вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно
разделить на две категории. К первой
относятся аналогичные или близкие
функциям дипломатических представительств
(имеются, есте¬ственно, различия в
масштабах деятельности). Это защита
ин¬тересов представляемого государства,
его граждан и юридиче¬ских лиц; содействие
развитию торговых, экономических,
куль¬турных и научных связей между
государствами; выяснение все¬ми законными
путями условий и событий в государстве
пребы¬вания — и сообщение о них своему
правительству.

Вторая категория охватывает собственно
консульские во¬просы:

выдачу паспортов гражданам представляемого
государст¬ва и виз (иных документов)
лицам, выезжающим в представ¬ляемое
государство;

Читайте также:  Человек лишается иммунитета при заболевании

оказание помощи и содействия гражданам
и организациям представляемого
государства, обеспечение надлежащего
пред¬ставительства своих граждан в
судебных и иных учреждениях государства
пребывания;

оказание помощи судам и самолетам,
зарегистрированным в представляемом
государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса,
регистратора актов гражданского
состояния и некоторых функций
административ¬ного характера.

Перечень названных и ряда других функций,
содержащихся в Венской конвенции о
консульских сношениях, дополняется в
двусторонних консульских конвенциях,
а также — примени¬тельно к консульским
учреждениям Российской Федерации — в
Консульском уставе СССР 1976 г., основные
положения кото¬рого сохраняют силу и
значение. Здесь, в частности, названы
такие функции, как учет постоянно
проживающих и временно находящихся в
консульском округе граждан РФ, включая
их воинский учет; подготовка материалов
по вопросам гражданст¬ва; действия —
в рамках законов государства пребывания
и консульских конвенций — в отношении
граждан, находящихся под арестом,
задержанных, лишенных свободы в иной
форме или отбывающих» наказание (см.
§ 6 гл. 15).

Привилегии и иммунитеты консульских
учреждений. Нор¬мы, касающиеся консульских
привилегий и иммунитетов, со¬держатся
в Венской конвенции о консульских
сношениях 1963 г., в двусторонних консульских
конвенциях. В Российской Федерации эти
вопросы регламентируются также Положением
о дипломатических и консульских
представительствах иностран¬ных
государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими
учреждениями, включая резиденцию их
главы, пользуются неприкосновенно¬стью.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31
Венской конвен¬ции о консульских
сношениях власти государства пребывания
могут вступать в помещения представительства
«в случае по¬жара или другого стихийного
бедствия, требующего безотлага¬тельных
мер зашиты».

Архивы, документы и официальная переписка
консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим
правительством и дипломатическим
представительством своей страны на
территории государства пребывания
осуществляется на тех же условиях и
теми же средствами, что и дипломатического
пред¬ставительства.

Консульское учреждение освобождается
на основе взаим¬ности от всех
общегосударственных и местных налогов
и сбо¬ров.

Консульскому учреждению разрешается
ввоз с освобож¬дением от таможенных
пошлин предметов, предназначенных для
служебного пользования, включая
транспортные средства.

На помещении консульского учреждения
вывешивается флаг и, устанавливается
эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских
должностных лиц. Вопрос о характере
иммунитетов главы консульства и дру¬гих
консульских должностных лиц решается
не единообразно. Широкое распространение
получили нормы, предусматривающие
ограниченное (функциональное) освобождение
указанных лиц от юрисдикции государства
пребывания: они не подлежат юрисдикции
в отношении действий, совершаемых ими
при вы¬полнении консульских функций,
т. е. в том, что касается слу¬жебной
деятельности. В ст. 41 Венской конвенции
о консуль¬ских сношениях сформулирована
норма, которая гласит: «1. Кон¬сульские
должностные лица не подлежат ни аресту,
ни предва¬рительному заключению, иначе
как на основании постановле¬ний
компетентных судебных властей в случае
совершения тяж¬ких преступлений. 2. За
исключением случаев, указанных в п. 1
настоящей статьи, консульские должностные
лица не могут быть заключены в тюрьму
и не подлежат никаким другим формам
ограничения личной свободы, иначе как
во исполнение судеб¬ных постановлений,
вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство,
что данное поло¬жение неоднозначно
отражено в двусторонних консульских
кон¬венциях. Некоторые из них особо
регламентируют статус главы консульского
учреждения, предоставляя ему иммунитеты,
ана¬логичные иммунитетам дипломатических
агентов. В ряде кон¬венций все консульские
должностные лица приравниваются по
характеру иммунитетов и привилегий к
дипломатическим аген¬там. Однако в
большинстве двусторонних консульских
конвен¬ций воспроизводятся основные
положения ст. 41 Венской кон¬венции о
консульских сношениях.

Консульские должностные лица, включая
главу консуль¬ского представительства,
могут быть приглашены для дачи
сви¬детельских показаний, кроме показаний
по вопросам, связан¬ным с выполнением
ими служебных функций. Однако в случае
отказа к ним не могут применяться меры
принуждения или наказания. В ряде
двусторонних консульских конвенций
этот вопрос решен таким же образом, как
в Венской конвенции о дипломатических
сношениях.

34 34. Привилегии и иммунитеты международных
организаций.

1. Привилегии и иммунитеты международных
организаций и их персонала

Привилегии и иммунитеты организаций и
их персонала определяются уставами
организаций, многосторонними конвенциями
и двусторонними соглашениями со страной
пребывания. Немалую роль играют и обычные
нормы международного права. Согласно
Уставу ООН Организация пользуется на
территории своих членов такими
привилегиями и иммунитетами, какие
необходимы для достижения ее целей (ст.
105).

В 1946 г. Генеральная Ассамблея приняла
Конвенцию о привилегиях и иммунитетах
ООН (СССР, Белоруссия и Украина
присоединились к ней в 1953 г.). Согласно
этой Конвенции имущество ООН пользуется
иммунитетом от судебного вмешательства,
однако в отдельных случаях возможен
отказ от него. Пользуются неприкосновенностью
помещения и архивы. Собственность ООН
освобождается от налогов и таможенных
сборов. Организация пользуется всеми
видами связи.

Генеральный секретарь ООН и его
заместители, а также члены их семей
пользуются полным дипломатическим
иммунитетом. Другие должностные лица
пользуются функциональным иммунитетом:
не несут судебной ответственности за
действия, совершенные в качестве
должностных лиц; освобождаются от
обложения налогами окладов, выплачиваемых
ООН. Генеральный секретарь вправе
отказаться от иммунитета, предоставленного
должностному лицу, если иммунитет
препятствует отправлению правосудия.

Аналогичными иммунитетами и привилегиями
обладают специализированные учреждения
ООН и другие международные организации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник