Конвенция о дипломатических иммунитетах

Конвенция о дипломатических иммунитетах thumbnail

Международное право - дипломатические сношения

Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года – это международное соглашение, регулирующее вопросы, касающиеся дипломатических отношений. Среди этих вопросов – виды и функции дипломатических представительств; порядок назначения и отзыва членов дипломатического персонала; привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты при выполнении своих функций; классы и старшинство глав дипломатического представительства. Конвенция подписана и ратифицировали всеми основными государствами ООН.

Введение.

  • Венская Конвенция о дипломатических сношениях формулирует базовые принципы для установления и поддержания дипломатических отношений между независимыми суверенными государствами на основе их взаимного согласия.
  • От аккредитующего государства требуется получение предварительного согласия принимающего государства перед отправкой дипломатической миссии, но принимающее государство не обязано мотивировать свой отказ от выдачи своего согласия.
  • Государство пребывания может в любое время объявить любого члена дипломатического персонала (включая главу представительства) персоной нон грата (нежелательным лицом на своей территории) – статья 9.

Старшинство.

  • Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса, а именно: класс послов и нунциев, класс посланников и интернунциев, класс поверенных в делах – статья 14.
  • Старшинство представителей одного и того же класса, определяется либо датой и часом их прибытия в данное государство в качестве таких представителей, либо датой вручения верительных грамот, т. е. датой официального вступления в исполнение служебных обязанностей.

Обязанности принимающего государства.

  • Миссия и руководитель представительства имеют право использовать национальный флаг и герб аккредитующего государства на зданиях представительства, включая резиденцию главы миссии и на транспортных средствах.
  • Принимающее государство несет ответственность по защите помещений и членов миссии, принимая адекватные меры. Также помещений, транспорт или другая собственность дипломатических представительств пользуются неприкосновенностью от любого рода досмотров, изъятий или повреждений.
  • Государство пребывания должно обеспечить все необходимые меры для бесперебойной работы и выполнения миссии.
  • Статья 27 содержит требования о безопасной передаче информации, инструкций и документов между представляемым государством и персоналом миссии с помощью соответствующих средств, таких как курьеры, почтовые сообщения и т. д. Также получающее государство не имеет права вскрывать или задерживать любые дипломатические грузы и корреспонденцию содержащие эту информацию, даже по подозрению в угрозе собственной безопасности.

Дипломатический иммунитет.

  • Личность дипломатического агента неприкосновенна и не подлежит аресту или задержанию, даже если его действия были личного характера. Принимающее государство обязано относиться к нему с должным уважением и принимать необходимые меры для его безопасности, свободы и достоинства (статья 29).
  • Также частная резиденция дипломата должна ограждаться от любого вторжения, обыска, и т. д. как и помещение представительства (ст. 30).
  • В статье 31 говорится, что дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства. Также пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
    • действия, связанны с профессиональной/коммерческой деятельности в принимающем государстве вне его официальных функций.
    • вещных исков, связанных с частным недвижимым имуществом на территории принимающего государства за пределами его официальной резиденции, если это имущество, не предоставлено для целей представительства.
  • Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Также дипломатический агент пользуется иммунитетом от юрисдикции принимающего государства, но не от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31).
  • Иммунитеты, которыми пользуются дипломаты и их персонал могут быть аннулированы аккредитующим государством (ст. 32).
  • Дипломатический агент, нанимающий служащих, обязан соблюдать законодательство, касающиеся социального обеспечения принимающего государства, установленное для работодателей, за исключением случаев, когда служащие не являются постоянными резидентами государства пребывания или на них распространяются социальные гарантии аккредитующего государства (статья 33).
  • Дипломат должен быть освобожден от всех видов сборов и налогов, личных, имущественных, региональных или муниципальных, за исключением деятельности вне официальных функций, а также косвенных налогов на товары, налогов на частный доход и т. д. (статья 34).
  • Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех видов государственных/частных повинностей и от военной обязанности (статья 35).
  • Личный багаж дипломата и членов его семьи освобождается от досмотра, без серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы запрещённые к ввозу/вывозу законами страны пребывания и т. д. (статья 36).
  • Члены семьи дипломатических агентов, члены административно-технического и обслуживающего персонала, а также домашние работники членов представительства пользуются иммунитетами в отношении действий связанных с выполнением своих обязанностей и освобождаются от сборов и налогов на получаемое по службе вознаграждение, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающего государства (статья 37).
Читайте также:  Привилегии иммунитеты дипломатического персонала

Ответственность и функции дипломатов.

  • Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления принимающего государства.
  • Помещения представительства не должны использоваться каким-либо образом, несовместимым с функциями представительства. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.
  • Все официальные дела с принимающим государством, порученные миссии посылающим государством должны осуществляться с ведения Министерством иностранных дел государства пребывания, а также других министерств, с которыми требуется их согласование.
  • Дипломатический агент не должен заниматься любой профессиональной деятельности с целью получения личной выгоды.

Разное.

  • Принимающее государство должно защитить и обеспечить все условия для безопасности дипломатического представительства и его персонал, даже в случае вооруженного конфликта.
  • Государство пребывания должно уважать и охранять помещения и имущество представительства и целостность их архивов даже после разрыва отношений или отзыва миссии.

Опубликовано:
interlaws.ru
 
29/09/2015 
Обновлено: 29/11/2018

Источник

С исключениями, предусмотренными в статьях 5, 8, 9 и 11, аккредитующее государство может свободно назначать членов персонала представительства. Что касается военных, морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.

6. Аккредитующее государство или представительство могут назначать дипломатических курьеров ad hoc. В таких случаях положения пункта 5 настоящей статьи также применяются, с тем исключением, что упомянутые в нем иммунитеты прекращаются в момент доставки таким курьером порученной ему дипломатической почты по назначению.

3. Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента, за исключением тех случаев, которые подпадают под подпункты «а», «b» и «с» пункта 1 настоящей статьи, и иначе как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.

3. Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции согласно статье 37, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском.

1. При условии соблюдения положения пункта 3 настоящей статьи, постановления о социальном обеспечении, действующие в государстве пребывания, не распространяются на дипломатического агента в отношении услуг, оказываемых аккредитующему государству.

2. Изъятие, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, распространяется также на домашних работников, которые находятся исключительно на службе у дипломатического агента, при условии,

3. Дипломатический агент, нанимающий лиц, на которых не распространяется изъятие, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.

4. Изъятие, предусмотренное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не препятствует добровольному участию в системе социального обеспечения государства пребывания, при условии, что такое участие допускается этим государством.

2. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой досмотр должен производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

2. Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29 — 35, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, указанный в пункте 1 статьи 31, не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении своих обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в пункте 1 статьи 36, в отношении предметов первоначального обзаведения.

2. При обстоятельствах, подобных тем, которые указаны в пункте 1 настоящей статьи, третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического или обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

3. Третьи государства должны предоставлять официальной корреспонденции и другим официальным сообщениям, следующим транзитом, включая закодированные или шифрованные депеши, ту же свободу и защиту, которая предоставляется государством пребывания. Они должны предоставлять дипломатическим курьерам, которым выдана виза, если таковая необходима, и дипломатической почте, следующей транзитом, ту же неприкосновенность и защиту, которую обязано предоставлять государство пребывания.

Читайте также:  Иммунитет при болезни боткина

4. Обязанности третьих государств, предусмотренные пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, относятся также к лицам, упомянутым в этих пунктах, и к официальным сообщениям и дипломатической почте, нахождение которых на территории третьего государства вызвано форс-мажорными обстоятельствами.

b) по уведомлении государством пребывания аккредитующего государства, что, согласно пункту 2 статьи 9, оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства.

Источник

Венская Конвенция о дипломатических сношениях была принята в период Холодной войны между Западом и Россией. Этот документ установил принципы внешнеполитического взаимодействия между суверенными государствами по их взаимному согласию. Рассмотрим далее ключевые положения Венской Конвенции. венская конвенция о дипломатических сношениях

Общие сведения

Право международных договоров представляет собой систему норм, определяющих порядок подписания, вступления в действие, исполнения, прекращения и изменения соглашений между независимыми государствами. Предмет отрасли включает в себя все виды отношений субъектов в сфере развития мирного сосуществования и сотрудничества между нациями вне зависимости от различий в их общественном и государственном строе. Право международных договоров исходит из конкретных источников. В качестве них выступают как внутригосударственные нормативные акты, так и соглашения, подписанные между мировыми лидерами, межнациональными организациями.

Дипломатическое право

Эта отрасль считается ключевой в области установления мирных взаимодействий между странами. Венская Конвенция 1961 г. выступает в качестве источника этой системы норм. В ст. 14 данного документа определяется старшинство представителей стран. Они подразделяются на 3 класса:

  1. Послы и нунции.
  2. Посланники и интернунции.
  3. Поверенные в делах.

Рассматриваемый международный договор определяет, что старшинство представителей одного класса устанавливается или по дате и часу прибытия в какую-либо страну, или по дню вручения им верительных грамот (дате официального вступления в должность). венская конвенция о дипломатических сношениях 1961

Привилегии и иммунитеты

Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает определенные преимущества и права послов зарубежных государств. С некоторыми ограничениями привилегии и иммунитеты могут предоставляться и административно-техническим и обслуживающим сотрудникам. Венская Конвенция о дипломатических сношениях определяет 2 категории прав и преимуществ. Первые относятся к представительствам в целом, вторые – лично к их главам и персоналам. В настоящее время иммунитеты и привилегии регламентируют дву- и многосторонние соглашения, кроме Венской Конвенции.

Диппредставительства

Рассматриваемый международный договор в ст. 22 устанавливает неприкосновенность помещений представительств. Под такими площадями понимают здания либо их части, используемые в соответствующих целях, в том числе резиденцию главы и земельный участок, прилегающий к этим объектам. Ранее некоторые государства предпринимали попытки оспорить этот пункт, указывая на различные риски (пожар, например). Однако все доводы были отклонены.

Венская Конвенция о дипломатических сношениях налагает обязанность на страну пребывания обеспечивать все надлежащие меры безопасности, в том числе направленные на защиту помещений представительств от нанесения ущерба или вторжения, любого нарушения нормальной его работы. Имущество, предметы обстановки, средства передвижения обладают иммунитетом от реквизиции, ареста, обыска и исполнительных действий.

Неприкосновенность корреспонденции

Почта диппредставительства не подлежит вскрытию и задержанию. Венская Конвенция о дипломатических сношениях официально зафиксировала существовавший до ее утверждения порядок связи послов со своей страной с помощью курьеров и шифрованных (закодированных) депеш. Все участки, составляющие почту представительства, должны иметь внешние видимые обозначения. В этих местах могут содержаться только предметы и корреспонденция, предназначенные для официального использования. Документация и архивы представительства также обладают неприкосновенностью вне зависимости от времени и места нахождения. положения венской конвенции

Венская Конвенция о дипломатических сношениях: обратная сторона неприкосновенности помещений

Помещения представительства не могут использоваться для насильственного удержания лиц, а также для предоставления убежища. Последнее Венская Конвенция о дипломатических сношениях прямо не устанавливает. Однако в документе присутствует статья, которая позволяет давать именно такую трактовку. В частности, ст. 41 определяет, что помещения представительства не могут использоваться в целях, которые несовместимы с функциями посольства, предусмотренными в Соглашении или в иных межнациональных нормах. Вопрос, касающийся существования и юридической силы возможности получить убежище от преследования, неприменяемого в отношении уголовных производств, остается нерешенным и выступает темой ожесточенных дискуссий. В европейских государствах такая практика практически прекратилась. Дискуссионную ситуацию можно разрешить исключительно путем переговоров.

Венская Конвенция, обеспечивая неприкосновенность помещений представительств, не определяет порядок выезда любого субъекта, на которого ее действие не распространяется, с гарантией безопасности и неприкосновенности. В качестве исключения выступают латиноамериканские государства. В свое время они подписали между собой специальные соглашения, в соответствии с которыми помещения представительств могут использоваться как политические убежища.

Читайте также:  Витамины в для иммунитета

Злоупотребления иммунитетом

Одним из ярких примеров выступает дело Росаля. Будучи послом Гватемалы в Нидерландах и Бельгии, он был задержан в Нью-Йорке полицией. При нем обнаружили более 100 фунтов наркотического вещества. Как сообщала полиция, дипломат достаточно давно занимается контрабандой. А его частые поездки в США касались не дипмиссии, а именно спекуляции. Правительство Гватемалы на следующий день после задержания Росаля объявило о лишении его должности посла и, соответственно, иммунитета. венская конвенция 1961 г

Налоговая сфера

Рассматриваемая Конвенция подтверждает также установившуюся практику освобождения диппредставительств от пошлин и сборов, взимаемых за определенные виды обслуживания. К ним, в частности, относят оплату электроэнергии, телефонной связи, прочих коммунальных услуг. Между тем фискальные изъятия, предусмотренные в п. 1 ст. 23 Конвенции, не относятся к тем налогам, которыми облагаются субъекты, заключающие контракты с главой представительства либо аккредитующим государством, в соответствии с законодательством страны пребывания. Сборы и вознаграждения, которые взимает само посольство при исполнении своих непосредственных официальных обязанностей, освобождаются от пошлин и сборов. Представительство также не совершает таможенные платежи при перевозке предметов, предназначенных для использования в дипломатических целях. дипломатическое право

Нарушения

4 ноября 1979 г. группой студентов было захвачено представительство США в Тегеране. Сотрудников посольства взяли в заложники, чем нарушили их неприкосновенность и иммунитет. Соединенные Штаты, в свою очередь, направили обращение в Международный суд при ООН. В середине декабря эта инстанция вынесла постановление, в котором определялись временные меры, подтверждающие обязательность неприкосновенности и иммунитета. Следует сказать, что до принятия Конвенции такого рода нарушения встречались достаточно часто. Один из примеров, в частности, описан в книге В. М. Бережкова. Он рассказывает о грубом нарушении германскими властями иммунитетов и привилегий послов. В книге описываются события, при которых эсесовцы врывались в представительство, захватывали сотрудников и отвозили на допросы, пытаясь выведать секретные сведения. венская конвенция о дипломатических сношениях была принята

Обеспечение защиты

Страна пребывания обязана даже при начале вооруженного конфликта обеспечить скорейший выезд лиц, пользующихся иммунитетом и привилегиями, которые не являются гражданами этого государства. Это же положение распространяется и на членов их семей вне зависимости от гражданства. Таким образом, обычай, существовавший тысячелетиями, приобрел официальный нормативный характер. При реализации этого положения государство пребывания должно в числе прочего обеспечить представителей посольства и членов их семей перевозочными средствами для них самих и имущества, находящегося с ними.

Личная неприкосновенность и привилегии представителей

Посол не подлежит задержанию ни в какой форме, не может быть арестован, не подвергается обыску. Страна пребывания должна относиться к представителю с соответствующим уважением, принимать необходимые меры для предотвращения каких-либо посягательств на его достоинство, личность и свободу. Вместе с этим в Венской Конвенции предусмотрено, что и частная резиденция посла также неприкосновенна. Страна пребывания обязана обеспечивать защиту этого объекта так же, как и диппредставительства. Под частной резиденцией посла понимают в том числе и помещение временного пребывания агента. К примеру, это может быть номер в отеле. Корреспонденция, документация, материальные ценности также пользуются неприкосновенностью. Исключение составляют иски, относящиеся к любой коммерческой или профессиональной деятельности, которая ведется послом в стране пребывания за рамками его официальных функций. венская конвенция о дипломатических сношениях обратная сторона

Дополнительно

Иммунитет диппредставителя от юрисдикции государства, в котором он находится, не освобождает его от ответственности перед судебными инстанциями аккредитующей державы. Родственники (члены семьи) представителя, проживающие с ним, могут пользоваться, если они не граждане государства пребывания, иммунитетами и привилегиями, закрепленными в ст. 29, 36 Конвенции.

Заключение

Венская Конвенция стала первым официальным документом, в котором на уровне лидеров мировых держав был закреплен порядок предоставления дипломатических привилегий и иммунитета. Это соглашение стало результатом обсуждения внешнеполитических вопросов в многостороннем формате. Следует сказать, что практика предоставления иммунитета и привилегий существовала и до принятия Конвенции. Документ лишь закрепил официально уже установившийся порядок. Конвенция аккумулирует некоторые положения, присутствующие в аналогичных бумагах. Во исполнение пунктов этого документа после его подписания некоторые страны заключили более конкретные Соглашения, связанные с работой представительств других государств на своей территории.

Источник