Конвенция об иммунитете 1972

Конвенция об иммунитете 1972 thumbnail

12. На международном уровне было сделано несколько попыток унификации международно-правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государства и его собственности. Хронологически первыми многосторонними международными договорами по этому вопросу были Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (дополнительный протокол к ней 1934 г.) и Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952г. Обе конвенции базировались на позициях теории ограниченного иммунитета государства.

13. Первым многосторонним международным соглашением, которое урегулировало проблему государственного иммунитета в целом, стала Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы 16 мая 1972 г. в г. Базеле (далее — Европейская конвенция 1972г.). Конвенция вступила в силу 11 июня 1976 г., однако широкого применения не получила — сейчас она вступила в силу только в 8 государствах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Кипре, Люксембурге, Нидерландах, Германии и Швейцарии. В то же время этот международный документ заслуживает внимания по крайней мере по двум причинам: во-первых, это одна из первых попыток решения тех проблем, которые возникают вследствие различий в национальном законодательстве и судебной практике различных стран относительно случаев и обстоятельств, при которых государство имеет иммунитет; во-вторых, авторы конвенции пытались реализовать замысел о том, что конвенция должна соответствовать тенденциям развития международного права относительно ограничения случаев предоставления иностранному государству права иммунитета в юрисдикционных органах другого государства, и поэтому, как указывается в юридической литературе, конвенция является доказательством того, что ряд стран Западной Европы признает существование границ, в которых иностранное государство имеет право требовать иммунитета. В этой конвенции, так же, как и в Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов, получила четкое закрепление концепция функционального иммунитета.

Европейская конвенция 1972 г. устанавливает, что иностранному государству иммунитет не предоставляется, если она отказалась от него. Также конвенция определяет, в какой форме такое отказ с возможной (ст. 2). Так, государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она явно отказалась от него на основании: 1) международного договора; 2) положения контракта, заключенного в письменной форме; 3) явного согласия, которая была оказана после возникновения спора при его участии.

Кроме «явно выраженного отказа от иммунитета», Европейская конвенция 1972 г. закрепляет также формы «отказа от иммунитета, которая предполагается». К примеру, иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она подала иск, вступила в судебный процесс или подала встречный иск в суде другого государства (п. 1, 2, 3 ст. 1).

Также в Европейской конвенции закреплен перечень случаев (ст. 4-11), когда государство не пользуется иммунитетом в суке другого государства-участника. В частности, это происходит в случаях, когда предмет судебного производства связан с договорным обязательством иностранного государства, местом исполнения которого, согласно договору, является территория государства суда; трудовым договором, заключенным между иностранным государством и физическим лицом, по которому работа подлежит исполнению на территории государства суда; правоотношением, возникшим между организацией (юридическим лицом) и государством как одним из участников этой организации, если на территории государства суда эта организация имеет свое реальное или официальное местонахождение или свое главное учреждение и т.д.

14. В 1978 году, согласно резолюции 32/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 г., Комиссия международного права включила в программу своей работы тему: «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В Комиссии развернулась острая борьба относительно того, какую из двух теорий — абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета — должен быть положен в основу проекта конвенции, который в 1991 г. передан Генеральной Ассамблее ООН. Однако из-за разногласий между государствами в ряде статей, его принятие затянулось на несколько лет. Как следствие, Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности было принято лишь 2 декабря 2004 г. и открыто для подписания с 17 января 2005 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общепризнанными как один из принципов обычного международного права. Поэтому в качестве общего правила Конвенция признает, что государство пользуется как относительно себя, так и в отношении своей собственности иммунитетом от юрисдикции судов другого государства с учетом положений конвенции (ст. 5). Вместе с этим, конвенцией определены случаи, когда государство не может ссылаться на иммунитет.

Конвенция состоит из (а) норм-определений применяемых в конвенции терминов, (б) норм о порядке вручения документов о судебном рассмотрении дела с участием государства, (в) норм, которые регламентируют применение к государству принудительных мер до и после принятия судебного решения, (г) норм, предоставляющих государству иммунитет и определяют формы отказа от него, и (д) норм, устанавливающих исключения из общего правила об иммунитете государства и определяют конкретные случаи, когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет.

Согласно с последними двумя группами норм конвенции, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если она сама нарушила рассмотрение дела или приняла участие в решении дела по существу (ч. 1 ст. 8). Не допускается ссылка на государственный иммунитет при рассмотрении дел: в отношении коммерческой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицами; в отношении заключенного государством трудового договора с физическим лицом; в отношении денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или причинение вреда его имуществу; в отношении любых прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, которое находится на территории государства суда; в отношении определения права этого государства на патент, промышленный образец, торговое или фирменное наименование, товарный знак, объект авторского права или любой другой объект интеллектуальной собственности; относительно участия этого государства в компании или другом объединении.

Читайте также:  Как укрепить иммунитет корень имбиря

Таким образом, как и Европейская конвенция 1972 г. Конвенция ООН 2004 г. закрепляет теорию ограниченного иммунитета государства. Украина, к сожалению, не принимает участия в указанных конвенциях.

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Европейская конвенция об иммунитете государств (ETS № 074)
(Базель, 16 мая 1972 года)

Статус Конвенции

См.: Дополнительный протокол к Европейской конвенции об иммунитете государств  

Преамбула

Глава I. Иммунитет от юрисдикции

Глава II. Правила процедуры

Глава III. Приведение в исполнение судебных решений

Глава IV. Факультативный режим

Глава V. Общие положения

Глава VI. Заключительные положения

Приложение

Преамбула

Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию,

Считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;

Принимая во внимание существование в международном праве тенденции к ограничению тех случаев, когда государство может ссылаться на иммунитет в иностранных судах;

Стремясь установить в отношениях друг с другом совместные нормы, касающиеся объема иммунитета от юрисдикции, которым государство пользуется в судах другого государства, и направленные на обеспечение выполнения судебных решений, вынесенных в отношении какого-либо государства;

Считая, что принятие таких норм может содействовать делу унификации, предпринятому государствами — членами Совета Европы в области права,

Договорились о нижеследующем:

Глава I. Иммунитет от юрисдикции

Статья 1

1. Договаривающееся Государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося Государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого Государства.

2. Такое Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося Государства в отношении встречного иска:

a в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;

b в тех случаях, когда это Государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого Государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.

3. Договаривающееся Государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося Государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого Государства как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.

Статья 2

Договаривающееся Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося Государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

a международным соглашением;

b ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или

c ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.

Статья 3

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Дополнительный протокол
к Европейской конвенции об иммунитете государств (ETS № 074a)
(Базель, 16 мая 1972 года)

Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол,

Принимая во внимание Европейскую Конвенцию об Иммунитете Государств, ниже именуемую «Конвенция», и, в частности, ее Статьи 21 и 34,

Желая развивать согласованность в области, охватываемой Конвенцией, дополнив ее положениями, предусматривающими Европейскую процедуру урегулирования споров,

Договорились о нижеследующем:

Раздел I

Статья 1

1. Если против Государства — участника Конвенции было вынесено судебное решение и если оно не приводит в исполнение это решение, сторона, в пользу которой вынесено это судебное решение, может ходатайствовать о вынесении решения о том, следует ли в соответствии со Статьями 20 и 25 Конвенции привести в исполнение это судебное решение, обратившись для этого:

a либо в компетентный суд этого Государства во исполнение Статьи 21 Конвенции;

b либо в Европейский Суд, учреждаемый в соответствии с положениями Раздела III настоящего Протокола, при условии, что это Государство является участником настоящего Протокола и не сделало заявления, предусмотренного в его Разделе IV.

Выбор между этими двумя возможностями является окончательным.

2. Если Государство намерено обратиться в свой суд в условиях, предусмотренных в пункте 1 Статьи 21 Конвенции, оно должно уведомить об этом сторону, в пользу которой было вынесено судебное решение; оно может обратиться в свой суд только в том случае, если эта сторона в течение трех месяцев после получения уведомления не обратилась в Европейский Суд. По истечении этого срока сторона, в пользу которой было вынесено судебное решение, не может более обращаться в Европейский Суд.

3. При условии соблюдения положений, необходимых для выполнения Статей 20 и 25 Конвенции, Европейский Суд не может предпринимать какое-либо изучение по существу вынесенного судебного решения.

Раздел II

Статья 2

1. Споры, которые могут возникнуть между двумя или несколькими Государствами — участниками настоящего Протокола по поводу толкования или применения Конвенции, передаются путем ходатайства одной из сторон в споре или путем соглашения о третейском разбирательстве на рассмотрение Европейского Суда, учреждаемого в соответствии с положениями Раздела III настоящего Протокола.

Государства — участники настоящего Протокола обязуются не прибегать к иному методу урегулирования такого спора.

2. Если спор касается вопроса, поднятого в судебном разбирательстве, ведущемся в суде Государства — участника Конвенции против другого Государства — участника Конвенции, или вопроса, поднятого в судебном разбирательстве, ведущемся в суде Государства — участника Конвенции в соответствии со Статьей 21 Конвенции, обращение в Европейский Суд не может быть сделано до тех пор, пока не будет вынесено окончательное решение в этом судебном разбирательстве.

Источник

О предпочтении, которое все более отдается законодательствами зарубежных стран принципам ограниченного иммунитета, свидетельствуют международные договоры и соглашения, к числу которых относится Европейская Конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972г ., вступившая в силу с 11 июня 1976г. В Конвенции провозглашается принцип иммунитета иностранного государства (ст. 15) и закрепляются исключения, при которых иностранное государство не может ссылаться на иммунитете перед национальным судом другого государства: в отношении разбирательств, связанных с контрактами о найме на работу; обязательств, возникающих из контрактов, которые подлежат исполнению на территории государства суда; связанных с участием государства в компаниях и иных юридических лицах, имеющих местонахождение на территории государства суда; связанных с производственной, торговой и финансовой деятельностью, которую государство осуществляет через свое агентство или учреждение; в отношении патентов, промышленных образцов, товарных знаков, знаков услуг, недвижимости, находящейся на территории государства суда; связанных с имуществом, право на которое возникло у государства в результате наследования; вытекающих из возмещения вреда или ущерба.

Читайте также:  Как развить иммунитет к алкоголю

Конвенция не распространяется на разбирательства относительно социального обеспечения, возмещение ядерного ущерба или вреда, таможенных обязательств, налоговых или уголовных взысканий, разбирательств, связанных с управлением государственными морскими судами.

Согласно Конвенции государство, против которого было вынесено решение, обязано его исполнить. Исключения составляют строго ограниченные случаи: если решение противоречит публичному порядку страны исполнения; если разбирательство между теми же сторонами имеется в производстве суда этого государства и оно возбуждено первым или находится в производстве суда другого участника Европейской Конвенции и было там возбуждено первым; если не были соблюдены требования о вручении судебных повесток, представители государства не явились в суд и не была принесена апелляция на заочное судебное решение.

Если государство не исполняет судебное решение, сторона, добивающаяся его исполнения, вправе обратиться в суд государства, против которого было вынесено решение. Этот суд должен определить, подлежит ли исполнению вынесенное против этого государства решение. При ратификации, утверждении или присоединении к Европейской Конвенции государство – участник указывает такие компетентные суды.

Никакие принудительные меры не применяются в отношении собственности иностранного государства, которая находится на территории государства суда. Такие меры могут приниматься только при условии, если иностранное государство в письменной форме согласилось на их применение. 16 мая 7972г. был пописан Протокол к Европейской Конвенции. Согласно Протоколу (ст. 1), если против государства-участника европейской Конвенции было вынесено судебное решение, которое оно не исполняет, сторона, в пользу которой вынесено решение, вправе обратиться в Европейский Трибунал по вопросам иммунитета государства.

Комиссия международного права подготовила проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, основанный на принципе ограниченного иммунитета государства. Этот проект был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи (49/91 от 9 декабря 1994г.).

Содержание иммунитета государства, его органов и их должностных лиц раскрывается в Венских конвенциях: о дипломатических сношениях 1961г., о консульских сношениях 1963г., о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г. Конвенции 1961г. и 1963г. дополняет Конвенция о специальных миссиях 1969г.

Генеральная Ассамблея ООН в феврале 1946г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а позднее, в ноябре 1947г. – Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Особенности наделения привилегиями и иммунитетами этих учреждений предусматриваются в документах о них.

На территории Российской Федерации пребывают руководящие органы или представительства ряда международных организаций. Такие организации и их органы в соответствии с международными договорами о них, а также международными договорами, заключенными Правительством РФ с этими организациями, пользуются в России привилегиями и иммунитетами. К числу указанных соглашений, в частности, относятся:

Соглашение между Правительством РФ и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Европейского банка реконструкции и развития;

Соглашение между Правительством РФ и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза об условиях его пребывания на территории Российской Федерации;

Соглашение между Правительством РФ и Межгосударственным авиационным комитетом об условиях его пребывания на территории Российской Федерации;

Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпанией “Мир”;

Соглашение между Правительством РФ и Организацией экономического сотрудничества и развития о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Федерации;

Соглашение между Правительством РФ и Межгосударственным банком об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории Российской Федерации;

Соглашение между Правительством РФ и Европейским космическим агентом об учреждении в Российской Федерации Постоянного представительства Европейского космического агентства и его статусе.

В 1996 году Российская Федерация присоединилась к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему.

Особые стороны межгосударственных отношений, возникающих в связи с деятельностью вне пределов государственной территории, — в открытом море, Антарктиде, космическом пространстве регулируются Конвенцией ООН по морскому праву 1982г., Договором об Антарктике 1959г., Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г. и другими международными договорами, в которых решаются вопросы, связанные с иммунитетом государства, его судов, космических объектов и др.

В 1926 году в Брюсселе была подписана Конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов. Основное положение Конвенции гласит: “Суда вместе с их грузом, состоящие в собственности правительства или арендованные правительством и служащие для торговых целей, подчиняются в мирное время общему морскому праву и не должны пользоваться иммунитетом”. Конвенцию подписали и ратифицировали Бельгия, Италия, Германия и некоторые другие государства. Англия подписала, но не ратифицировала; Франция ратифицировала ее в 1995 году; США не стали участниками Конвенции, но в ряде двусторонних договоров с иностранными государствами добились взаимного отказа от иммунитета морских судов при использовании их для коммерческих целей (соглашения СЩА с Италией, Данией, Грецией, Ирландией, Уругваем, Израилем, Колумбией).

Советский Союз не присоединился к Брюссельской конвенции 1926г., и она, следовательно, для СССР не порождает никаких юридических последствий.

Читайте также:  Герпесная ангина и иммунитет

В тех случаях, когда иностранные органы власти пытались наложить арест на советские государственные суда, эти попытки встречали решительный протест с советской стороны. 18 марта 1948 г. американские власти наложили арест на прибывшее в Нью-Йорк советское судно “Россия”, пытаясь объяснить свои незаконные действия судебным иском двух пассажиров, которые якобы получили ушибы на судне “Россия” во время качки в море. Советское посольство по поручению Правительства Советского Союза обратило внимание государственного департамента США на недопустимость наложения ареста на судно, принадлежащее иностранному государству и пользующееся поэтому судебным иммунитетом, заявив протест против указанных действий американских властей. В ответе государственный департамент США заявил, что признает претензию советского посла на неприкосновенность судна, поскольку оно принадлежит Советскому правительству, и арест был снят.

Новый “поход” против иммунитета выразился в том, что на Женевской конференции 1958 года по морскому праву (конференция происходила в связи с работами ООН по кодификации международного права) была принята резолюция относительно того, что иностранные государственные суда, используемые для коммерческой деятельности, не должны пользоваться иммунитетом. Но это не может означать изменения установившихся норм международного права об иммунитете иностранного государства и его собственности. Советский Союз не согласился с резолюцией и внес соответствующую оговорку.

Иммунитет российских государственных судов морских судов опирается не только на международное, но и на внутренне право. Статья 20 Кодекса Торгового Мореплавания (КТМ) предусматривает, что на суда, находящиеся в собственности государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Правительства РФ. Эта норма закона должна уважаться и за рубежом, так как правовое положение морского судна определяется законом государства, под флагом которого оно плавает.

Россия унаследовала от СССР принцип абсолютного иммунитета, который остался закрепленным в законодательном порядке в том же виде, как он регулировался в СССР. Однако, придерживаясь этого принципа, Россия, как государство, настолько расширила сферу своего участия в предпринимательской деятельности (внутренней и внешней), что практически стала “государством-купцом” в полном объеме, что получило свое закрепление в базовых законодательных актах.

В Гражданском кодексе (часть первая) вопросам участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, посвящена глава 5 (ст. 124-127). В ст. 124 Кодекса прямо установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования являются субъектами гражданского права и выступают в отношениях, регулируемых гражданским правом, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Что касается самой Российской Федерации, то согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от ее имени соответствующие органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и выступать в суде.

Россия как субъект гражданского права согласно ст. 126 ГК РФ отвечает по своим обязательствам своим собственным имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ею юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом.

На принципах абсолютного государственного иммунитета базируются процессуальные вопросы. Так, в ст. 435 ГПК РСФСР установлено, что предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся на территории России, могут быть допущены только с согласия соответствующего иностранного государства.

Без согласия компетентных органов иностранного государства иск не может быть принят российским судом; не может быть наложен в качестве обеспечительной меры на имущество; не может быть приведено в исполнение решение, вынесенное против иностранного государства.

На норме ст. 435 ГПК РСФСР базируется ныне действующее “Положение о торговых представительствах СССР за границей” от 3 августа 1989г. Согласно этому Положению (ст. 5) торговое представительство может выступать в иностранных судах в качестве ответчика лишь по спорам, которые вытекают из сделок и иных юридических актов, которые торговые представительства совершили в странах пребывания, при условии, что Российская Федерация выразила согласие на подчинение юрисдикции иностранного суда.

В АПК РФ позиции в решении вопроса юрисдикционного иммунитета иностранного государства несколько изменились.

Так, согласно ст. 213 АПК РФ предъявление в арбитражном суде иска иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории России, принятие к нему иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Таким образом, норма ст. 213 АПК РФ, предоставляя иностранному государству полный юрисдикционный иммунитет, вместе с тем предусматривает, что федеральный закон или международный договор могут устанавливать изъятия из принципа абсолютного иммунитета государства.

Разрешение международных споров с участием Российского государства и иностранного инвестора предусмотрено в Федеральном Законе “О соглашениях о разделе продукции”.

В ст. 22 Закона установлено: “Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашения, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах)”.

В ст. 23 Федерального Закона “О соглашениях о разделе продукции” указано, что государство вправе отказаться от юрисдикционного иммунитета в отношении определенной категории споров, а именно споров по соглашениям о разделе продукции, если это предусмотрено Федеральным законом.

Страницы: 1 2

Источник