Конвенция об иммунитете государства и его собственности

Конвенция об иммунитете государства и его собственности thumbnail

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38
«Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности»

Генеральная Ассамблея,

учитывая пункт 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

ссылаясь на свою резолюцию 32/151 от 19 декабря 1977 года, в которой она рекомендовала Комиссии международного права провести исследование по вопросу о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в целях его прогрессивного развития и кодификации, а также на свои последующие резолюции 46/55 от 9 декабря 1991 года, 49/61 от 9 декабря 1994 года, 52/151 от 15 декабря 1997 года, 54/101 от 9 декабря 1999 года, 55/150 от 12 декабря 2000 года, 56/78 от 12 декабря 2001 года, 57/16 от 19 ноября 2002 года и 58/74 от 9 декабря 2003 года,

напоминая о том, что Комиссия международного права представила окончательный комплекс проектов статей с комментариями о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в главе II своего доклада о работе ее сорок третьей сессии*(1),

ссылаясь на доклады Рабочей группы открытого состава Шестого комитета*(2), а также на доклад Рабочей группы Комиссии международного права по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(3), представленные в соответствии с резолюцией 53/98 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1998 года,

напоминая о том, что в своей резолюции 55/150 она постановила учредить Специальный комитет по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности, открытый также для участия государств-членов специализированных учреждений, для содействия проводимой работе, укрепления областей, в которых достигнуто согласие, и решения сохраняющихся вопросов в целях выработки общеприемлемого документа на основе проекта статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятого Комиссией международного права, а также на основе обсуждений, состоявшихся в рамках Рабочей группы открытого состава Шестого комитета,

рассмотрев доклад Специального комитета по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(4),

подчеркивая важное значение единообразия и четкости правовых норм в области юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности и особо подчеркивая роль конвенции в этой связи,

отмечая широкую поддержку заключения конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности,

принимая во внимание заявление Председателя Специального комитета, представившего доклад Специального комитета*(5),

1. выражает свою глубокую признательность Комиссии международного права и Специальному комитету по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности за их важную работу в области права юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности;

2. соглашается с общим пониманием, достигнутым в Специальном комитете, согласно которому Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности не распространяется на уголовное судопроизводство;

3. принимает Конвенцию Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая содержится в приложении к настоящей резолюции, и просит, чтобы Генеральный секретарь как ее депозитарий открыл ее для подписания;

4. призывает государства стать участниками Конвенции.

65-е пленарное заседание,

2 декабря 2004 г.

——————————

*(1) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок шестая сессия, Дополнение N 10 (А/46/10).

*(2) A/C.6/54/L.12 и A/C.6/55/L.12.

*(3) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят четвертая сессия, Дополнение N 10 и исправления (А/54/10 и Corr. 1 и 2), приложение.

*(4) Там же, пятьдесят девятая сессия, Дополнение N 22 (А/59/22).

*(5) Там же, пятьдесят девятая сессия, Шестой комитет, 13-е заседание (A/C.6/59/SR.13), и исправление.

Источник

1. Важность проблемы государственного
иммунитета подтолкнула Генеральную
ассамблею ООН принять 19 декабря 1977 г.
специальную резолюцию, которая
рекомендовала Комиссии международного
права ООН (КМП) включить в программу
своей работы тему юрисдикционных
иммунитетов государств и их собственности.
В течение длительного времени специальная
рабочая группа комиссии вела работу по
этой проблеме, обобщая опыт законодательной,
судебной и международно-правовой
практики в сфере иммунитетов государств.
Работа комиссии проходила в сложных
условиях, поскольку отчетливо выявились
два противоположных подхода к данной
проблеме: представители социалистических
и некоторых развивающихся государств
отстаивали позицию абсолютного иммунитета
государства, в то время как большинство
членов комиссии высказались за
функциональный иммунитет государства.
Несмотря на разногласия, работа над
проектом о юрисдикционных иммунитетах
была завершена 9 декабря 1994 года.
Генеральная ассамблея ООН своей
резолюцией одобрила его. Однако проект
статей не стал основой для заключения
международного нормативного правового
акта, содержащего обязательства
государств по данному вопросу.
В
декабре 2000 г. резолюцией Генеральной
ассамблеи ООН был учрежден Специальный
комитет для продолжения работы над
проектом.

На основе доклада Специального комитета
по юрисдикционным иммунитетам государств
и их собственности, представленного на
59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 2
декабря 2004 г., была принята резолюция,
которая предложила государствам-членам
стать участниками Конвенции Организации
Объединенных Наций о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности.

2. Конвенция 2004 г. имеет явно выраженный
компромиссный характер по отношению к
сторонникам и противникам теории
функционального иммунитета государств.1

В соответствии со ст. 1 сферой применения
Конвенции является иммунитет государства
и его собственности от юрисдикции судов
другого государства. Под судом понимается
любой орган государства, независимо от
названия, правомочный осуществлять
функции правосудия. В Конвенции особо
оговорены правила, применимые при
определении того, является ли контракт
или сделка коммерческой сделкой, что
служит отправным моментом в теории
функционального иммунитета. При
определении характера сделки «следует
прежде всего исходить из природы этого
контракта или сделки, однако следует
учитывать их цель, если стороны контракта
или сделки договорились об этом, или
если, согласно практике государства
суда, эта цель имеет отношение к
определению некоммерческого характера
этого контракта или сделки» (п. 2 ст. 2).

Читайте также:  Снижение иммунитета симптомы у женщин

Конвенция не затрагивает привилегий и
иммунитетов дипломатических
представительств, консульских учреждений,
специальных миссий, представительств
при международных организациях, а также
относящихся к ним лиц (п. 1 ст. 3).

В ст. 5 определен главный общий принцип
Конвенции: «Государство пользуется
иммунитетом, в отношении себя и своей
собственности, от юрисдикции судов
другого государства с учетом положений
настоящей Конвенции». Государство
должно обеспечивать иммунитет государств,
предусмотренный ст. 5, воздерживаясь от
осуществления юрисдикции при
разбирательстве в своих судах дел,
возбужденных против другого государства,
и с этой целью обеспечивает, чтобы его
суды по своей собственной инициативе
выносили решение о соблюдении иммунитета
другого государства (п. 1 ст. 6).

Государство не может ссылаться на
иммунитет, если оно явно выразило
согласие на осуществление иностранным
судом юрисдикции в силу:

  1. международного соглашения;

  2. письменного контракта;

  3. заявления в суде или письменного
    сообщения в рамках конкретного
    разбирательства (п. 1 ст. 7).

Государство также не может ссылаться
на иммунитет, если оно:

  1. само возбудило разбирательство; или

  2. приняло участие в разбирательстве
    существа дела или предприняло иные
    действия по существу дела (п. 1 ст. 8).

Государство не рассматривается как
согласившееся на осуществление юрисдикции
судом другого государства, если оно
вступает в разбирательство с единственной
целью:

    1. сослаться на иммунитет; или

    2. привести доказательства своего права
      или интереса в отношении собственности,
      которой касается разбирательство (п.
      2 ст. 8).

Явка представителя государства в суд
другого государства для дачи свидетельских
показаний, как и неучастие государства
в разбирательстве, не должна рассматриваться
как согласие на осуществление юрисдикции
этим судом (п. 3, 4 ст. 8).

Государство, возбуждающее разбирательство
в суде другого государства, не может
ссылаться на иммунитет при предъявлении
к нему встречного иска (п. 1 ст. 9).

3. Государство не может ссылаться на
иммунитет от юрисдикции суда другого
государства, если:

  1. государство заключает коммерческую
    сделку с иностранным физическим или
    юридическим лицом (п. 1 ст. 10);

  2. разбирательство в суде другого
    государства касается трудового договора
    между этим государством и физическим
    лицом (п. 1 ст. 11);

  3. дело касается денежного возмещения в
    случае смерти или причинения телесного
    повреждения лица или нанесения ущерба
    имуществу или его утраты в результате
    действия или бездействия, которое
    предположительно может быть присвоено
    государству (ст. 12);

  4. разбирательство в суде другого
    государства имеет предметом любые
    права этого государства в отношении:

    1. недвижимого имущества;

    2. движимого или недвижимого имущества,
      в случае наследования, дара и возникновения
      бесхозяйного имущества; или

    3. управления таким имуществом, как
      доверительная собственность,
      собственность банкрота или собственность
      компании в случае ее ликвидации (ст.
      13).

  5. суд рассматривает дела, касающиеся:

    1. установления любого права этого
      государства в отношении патента,
      промышленного образца, торгового и
      фирменного наименования, товарного
      знака, авторского права или любой
      другой формы интеллектуальной или
      промышленной собственности; или

    2. предполагаемого нарушения этим
      государством на территории государства
      суда прав, указанных в вышеприведенном
      подпункте, принадлежащих третьему
      лицу и защищаемых в государстве суда
      (ст. 14);

  6. разбирательство в суде касается участия
    государства в компании или другом
    объединении в качестве юридического
    лица (п. 1 ст. 15);

  7. в суде рассматривается дело, касающееся
    эксплуатации принадлежащего государству
    судна, когда основанием иска стало
    использование этого судна в иных целях,
    чем государственные некоммерческие
    цели (п. 1 ст. 16);

  8. рассматриваемое судом дело имеет
    предметом арбитражное соглашение между
    государством и иностранным физическим
    или юридическим лицом, касающееся:

    1. действительности, толкования или
      применения арбитражного соглашения;

    2. арбитражной процедуры;

    3. подтверждения или отмены арбитражного
      решения, если в арбитражном соглашении
      не предусмотрено иное (ст. 17).

4. Государство обладает иммунитетом от
принудительных мер по обеспечению иска
до вынесения судебного решения, за
исключением случаев, когда:

      1. государство прямо согласилось на
        принятие таких мер, которые указаны
        в международном соглашении; в арбитражном
        соглашении или в письменном контракте;
        или в заявлении перед судом или в
        письменном сообщении после возникновения
        спора между сторонами; либо

      2. государство зарезервировало или
        обозначило собственность для
        удовлетворения иска, являющегося
        объектом этого разбирательства (ст.
        18).

Таким же образом решается вопрос о
принудительных мерах по выполнению
судебного решения в отношении государства
(ст. 19). В отношении собственности
государства, на которую может быть
обращено исполнение, необходимо, чтобы
было установлено, что собственность
непосредственно используется или
предназначается для использования
государством для иных целей, чем
государственные некоммерческие цели,
и находится на территории государства
суда (п. «с» ст. 19). В ст. 21 перечислены
особые категории собственности
государства, которые не рассматриваются
как собственность, непосредственно
используемая или предназначенная для
использования государствомв иных
целях, чем государственные некоммерческие
цели:

  1. собственность, включая банковский
    счет, используемая при исполнении
    функций дипломатического представительства
    государства, консульских учреждений,
    специальных миссий, представительств
    при международных организациях;

  2. собственность военного характера или
    используемая или предназначенная для
    использования при исполнении военных
    функций;

  3. собственность центрального банка или
    иного финансового органа государства;

  4. собственность, составляющая часть
    культурного наследия государства или
    часть его архивов и не выставленная
    или не предназначенная для выставления
    на продажу;

  5. собственность, составляющая часть
    экспозиции объектов, которые представляют
    научный, культурный или исторический
    интерес, и не выставленная на продажу.

Читайте также:  Как закалять свой иммунитет

5. Конвенция ООН о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
в настоящее время еще не вступила в
силу, для чего требуется тридцать
ратификационных грамот. Однако, можно
сделать вывод, что она значительно
уступает Европейской конвенции об
иммунитете государств 1972 г. в плане
реализации теории функционального
иммунитета государств. Главная слабость
Конвенции 2004 г. в сохранении иммунитета
государств от принудительных мер до
вынесения судебного решения и после
его вынесения. На практике это означает,
что юрисдикция суда по отношению к
иностранному государству оказывается
во многом формальной, поскольку
оказывается невозможным без согласия
государства осуществить обеспечительные
меры и выполнить вынесенное в отношении
государства решение суда. Представляется,
что сторонники абсолютного иммунитета
государства могут быть больше удовлетворены
Конвенцией 2004 г., хотя принималась она
совершенно с другой целью: покончить с
неравным положением участников
гражданско-правовых отношений, где
одной из сторон является государство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

Я принимаю Условия обслуживания

Продолжить

Конвенция Организации Объединенных Наций
о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности
(Нью-Йорк, 2 декабря 2004 года)

Ратифицирована Законом РК от 27 октября 2009 года № 195-IV

Преамбула

Часть I. Введение (ст.ст. 1-4)

Часть II. Общие принципы (ст.ст. 5-9)

Часть III. Разбирательства, при которых нельзя ссылаться на государственный иммунитет (ст.ст. 10-17)

Часть IV. Государственный иммунитет от принудительных мер в связи с разбирательством в суде (ст.ст. 18-21)

Часть V. Прочие положения (ст.ст. 22-24)

Часть VI. Заключительные положения (ст.ст. 25-33)

Приложение

Государства — участники настоящей Конвенции,

считая, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности получили общее признание в качестве одного из принципов обычного международного права,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций,

полагая, что международная конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности усилит верховенство права и повысит степень правовой определенности, особенно в отношениях государств с физическими и юридическими лицами, и будет способствовать кодификации и развитию международного права и согласованию практики в этой области,

учитывая изменения в практике государств в том, что касается юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности,

подтверждая, что нормы обычного международного права будут продолжать регулировать вопросы, не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,

договорились о нижеследующем:

Часть I

Введение

Статья 1

Сфера применения настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция применяется к иммунитету государства и его собственности от юрисдикции судов другого государства.

Статья 2

Употребление терминов

1. Для целей настоящей Конвенции:

a) «суд» означает любой орган государства, независимо от названия, правомочный осуществлять функции правосудия;

b) «государство» означает:

і) государство и его различные органы управления;

ii) составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;

iii) учреждения или институции государства либо другие образования в той мере, в какой они правомочны совершать и фактически совершают действия в осуществление суверенной власти государства;

iv) представителей государства, действующих в этом качестве;

с) «коммерческая сделка» означает:

і) любой коммерческий контракт или сделку о купле-продаже товаров или о предоставлении услуг;

ii) любой контракт о займе или иную сделку финансового характера, включая любое обязательство по гарантии или компенсации в отношении любого такого займа или сделки;

iii) любой иной контракт или сделку коммерческого, промышленного, торгового или профессионального характера, за исключением трудовых договоров.

Источник

12. На международном уровне было сделано несколько попыток унификации международно-правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государства и его собственности. Хронологически первыми многосторонними международными договорами по этому вопросу были Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (дополнительный протокол к ней 1934 г.) и Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952г. Обе конвенции базировались на позициях теории ограниченного иммунитета государства.

13. Первым многосторонним международным соглашением, которое урегулировало проблему государственного иммунитета в целом, стала Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы 16 мая 1972 г. в г. Базеле (далее — Европейская конвенция 1972г.). Конвенция вступила в силу 11 июня 1976 г., однако широкого применения не получила — сейчас она вступила в силу только в 8 государствах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Кипре, Люксембурге, Нидерландах, Германии и Швейцарии. В то же время этот международный документ заслуживает внимания по крайней мере по двум причинам: во-первых, это одна из первых попыток решения тех проблем, которые возникают вследствие различий в национальном законодательстве и судебной практике различных стран относительно случаев и обстоятельств, при которых государство имеет иммунитет; во-вторых, авторы конвенции пытались реализовать замысел о том, что конвенция должна соответствовать тенденциям развития международного права относительно ограничения случаев предоставления иностранному государству права иммунитета в юрисдикционных органах другого государства, и поэтому, как указывается в юридической литературе, конвенция является доказательством того, что ряд стран Западной Европы признает существование границ, в которых иностранное государство имеет право требовать иммунитета. В этой конвенции, так же, как и в Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов, получила четкое закрепление концепция функционального иммунитета.

Читайте также:  Сиропы растительного происхождения для повышения иммунитета

Европейская конвенция 1972 г. устанавливает, что иностранному государству иммунитет не предоставляется, если она отказалась от него. Также конвенция определяет, в какой форме такое отказ с возможной (ст. 2). Так, государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она явно отказалась от него на основании: 1) международного договора; 2) положения контракта, заключенного в письменной форме; 3) явного согласия, которая была оказана после возникновения спора при его участии.

Кроме «явно выраженного отказа от иммунитета», Европейская конвенция 1972 г. закрепляет также формы «отказа от иммунитета, которая предполагается». К примеру, иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она подала иск, вступила в судебный процесс или подала встречный иск в суде другого государства (п. 1, 2, 3 ст. 1).

Также в Европейской конвенции закреплен перечень случаев (ст. 4-11), когда государство не пользуется иммунитетом в суке другого государства-участника. В частности, это происходит в случаях, когда предмет судебного производства связан с договорным обязательством иностранного государства, местом исполнения которого, согласно договору, является территория государства суда; трудовым договором, заключенным между иностранным государством и физическим лицом, по которому работа подлежит исполнению на территории государства суда; правоотношением, возникшим между организацией (юридическим лицом) и государством как одним из участников этой организации, если на территории государства суда эта организация имеет свое реальное или официальное местонахождение или свое главное учреждение и т.д.

14. В 1978 году, согласно резолюции 32/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 г., Комиссия международного права включила в программу своей работы тему: «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В Комиссии развернулась острая борьба относительно того, какую из двух теорий — абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета — должен быть положен в основу проекта конвенции, который в 1991 г. передан Генеральной Ассамблее ООН. Однако из-за разногласий между государствами в ряде статей, его принятие затянулось на несколько лет. Как следствие, Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности было принято лишь 2 декабря 2004 г. и открыто для подписания с 17 января 2005 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общепризнанными как один из принципов обычного международного права. Поэтому в качестве общего правила Конвенция признает, что государство пользуется как относительно себя, так и в отношении своей собственности иммунитетом от юрисдикции судов другого государства с учетом положений конвенции (ст. 5). Вместе с этим, конвенцией определены случаи, когда государство не может ссылаться на иммунитет.

Конвенция состоит из (а) норм-определений применяемых в конвенции терминов, (б) норм о порядке вручения документов о судебном рассмотрении дела с участием государства, (в) норм, которые регламентируют применение к государству принудительных мер до и после принятия судебного решения, (г) норм, предоставляющих государству иммунитет и определяют формы отказа от него, и (д) норм, устанавливающих исключения из общего правила об иммунитете государства и определяют конкретные случаи, когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет.

Согласно с последними двумя группами норм конвенции, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если она сама нарушила рассмотрение дела или приняла участие в решении дела по существу (ч. 1 ст. 8). Не допускается ссылка на государственный иммунитет при рассмотрении дел: в отношении коммерческой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицами; в отношении заключенного государством трудового договора с физическим лицом; в отношении денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или причинение вреда его имуществу; в отношении любых прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, которое находится на территории государства суда; в отношении определения права этого государства на патент, промышленный образец, торговое или фирменное наименование, товарный знак, объект авторского права или любой другой объект интеллектуальной собственности; относительно участия этого государства в компании или другом объединении.

Таким образом, как и Европейская конвенция 1972 г. Конвенция ООН 2004 г. закрепляет теорию ограниченного иммунитета государства. Украина, к сожалению, не принимает участия в указанных конвенциях.

Источник