Конвенция оон 2005 об иммунитетах
Дата принятия: 23 ноября 2005 года
Вступление в силу: 1 марта 2013 года
Цель
Конвенция об электронных сообщениях имеет целью содействовать использованию электронных сообщений в международной торговле путем обеспечения того, чтобы контракты, заключенные с использованием электронных средств, и сообщения, обмен которыми осуществляется с использованием электронных средств, являлись действительными и подлежали исполнению в той же мере, как и их традиционные бумажные эквиваленты.
В чем заключается актуальность Конвенции?
Ряд формальных требований, содержащихся в получивших широкое признание договорах в сфере международного торгового права, таких как Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений («Нью‑йоркская конвенция») и Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (КМКПТ), могут стать препятствием для широкого использования электронных сообщений. Конвенция об электронных сообщениях является международным договором, в результате действия которого создаются возможности для устранения этих формальных препятствий путем установления эквивалентности между электронной и письменной формами сообщений. Кроме того, Конвенция об электронных сообщениях служит дополнительным целям, способствуя дальнейшему облегчению использования электронных сообщений в международной торговле. Таким образом, Конвенция направлена на повышение степени унификации норм, касающихся электронной торговли, и поощрение единообразия при включении типовых законодательных положений ЮНСИТРАЛ, касающихся электронной торговли, во внутреннее право, а также на обновление и дополнение отдельных типовых законодательных положений в свете новейшей практики. И наконец, Конвенция может предоставить в распоряжение стран, до сих пор не принявших положений в области электронной торговли, образцы современных, единообразных и тщательно проработанных законодательных норм.
Ключевые положения
Конвенция об электронных сообщениях разрабатывалась в развитие более ранних документов, подготовленных Комиссией, и, в частности, Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле и Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронных подписях. Эти документы широко признаны в качестве стандартных законодательных текстов, в которых излагаются три основополагающих принципа законодательства в области электронной торговли, закрепленные также и в этой Конвенции, а именно принципы недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности.
Конвенция применяется ко всем электронным сообщениям, являющимся предметом обмена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится в договаривающемся государстве (ст. 1). Она также может применяться в силу выбора сторон. Из сферы применения Конвенции исключаются договоры, заключенные в личных, семейных или домашних целях, например договоры, относящиеся к сферам семейного и наследственного права, а также некоторые финансовые сделки, оборотные инструменты и документы о правовом титуле (ст. 2).
Как отмечалось выше, в Конвенции излагаются критерии для установления функциональной эквивалентности между электронными сообщениями и бумажными документами, а также между электронными методами удостоверения подлинности и собственноручными подписями (ст. 9). Аналогичным образом, в Конвенции определяется время и место отправления и получения электронных сообщений; при этом традиционные правила в отношении этих правовых понятий приспосабливаются к электронному контексту, а положения Типового закона об электронной торговле частично обновляются (ст. 10).
Кроме того, в Конвенции устанавливается общий принцип, согласно которому сообщения не могут быть лишены юридической силы на том лишь основании, что они были составлены в электронной форме (ст. 8). В частности, учитывая распространение автоматизированных систем сообщений, Конвенция предусматривает признание исковой силы договоров, заключенных с помощью таких систем, в том числе в случаях, когда никакое физическое лицо не осуществляло просмотра выполненных ими отдельных операций (ст. 12). В Конвенции также уточняется, что предложение заключить договор, сделанное посредством использования электронных средств и не адресованное конкретным сторонам, следует считать приглашением представлять оферты, а не офертой, акцепт которой связывает сделавшую ее сторону согласно соответствующему положению КМКПТ (ст. 11). Кроме того, Конвенция устанавливает средства правовой защиты в случае ошибок, допущенных физическими лицами при вводе информации в автоматизированные системы сообщений (ст. 14).
Наконец, Конвенция позволяет договаривающимся сторонам исключить ее применение или изменить действие ее положений в пределах, допускаемых иными применимыми законодательными положениями (ст. 3).
Связь с частным международным правом и действующим внутренним законодательством
Применима ли Конвенция к той или иной конкретной международной торговой сделке — это вопрос, который будет определяться выбором правовых норм государства, в суд которого обращаются с просьбой о разрешении спора (lex fori). Таким образом, если нормы частного международного права этого государства требуют для разрешения соответствующего спора применения материального права одного из договаривающихся государств, Конвенция будет применена в качестве закона этого договаривающегося государства независимо от местонахождения суда. Конвенция также применяется, если стороны договора надлежащим образом выбрали ее положения в качестве права, применимого к этому договору.
Кроме того, государства могут рассмотреть вопрос о принятии положений Конвенции на внутригосударственном уровне. Такое решение содействовало бы достижению единообразия, экономии на использовании судебных и законодательных ресурсов, а также дальнейшему повышению уровня определенности при заключении торговых сделок, особенно в свете распространения мобильных устройств для совершения электронных транзакций. Такое направление действий особенно рекомендуется для тех правовых систем, которые еще не приняли никаких законодательных норм об электронной торговле. В противном случае сугубо внутренние обмены сообщениями Конвенцией затрагиваться не будут и будут по‑прежнему регулироваться внутренним законодательством.
Дополнительные сведения
Присоединение к Конвенции не влечет за собой никаких финансовых последствий, а ее применение на национальном уровне не требует создания какого-либо специального органа. Кроме того, принятие этого договора не связано с какими‑либо требованиями об обязательной отчетности.
Текст Конвенции об использовании электронных сообщений сопровождается пояснительной запиской.
Прецедентное право
Прецедентное право по текстам ЮНСИТРАЛ (ППТЮ)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Конвенция Организации Объединенных Наций
1. Важность проблемы государственного иммунитета подтолкнула Генеральную ассамблею ООН принять 19 декабря 1977 г. специальную резолюцию, которая рекомендовала Комиссии международного права ООН (КМП) включить в программу своей работы тему юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности. В течение длительного времени специальная рабочая группа комиссии вела работу по этой проблеме, обобщая опыт законодательной, судебной и международно-правовой практики в сфере иммунитетов государств. Работа комиссии проходила в сложных условиях, поскольку отчетливо выявились два противоположных подхода к данной проблеме: представители социалистических и некоторых развивающихся государств отстаивали позицию абсолютного иммунитета государства, в то время как большинство членов комиссии высказались за функциональный иммунитет государства. Несмотря на разногласия, работа над проектом о юрисдикционных иммунитетах была завершена 9 декабря 1994 года. Генеральная ассамблея ООН своей резолюцией одобрила его. Однако проект статей не стал основой для заключения международного нормативного правового акта, содержащего обязательства государств по данному вопросу.
В декабре 2000 г. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН был учрежден Специальный комитет для продолжения работы над проектом.
На основе доклада Специального комитета по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности, представленного на 59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 2 декабря 2004 г., была принята резолюция, которая предложила государствам-членам стать участниками Конвенции Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
2. Конвенция 2004 г. имеет явно выраженный компромиссный характер по отношению к сторонникам и противникам теории функционального иммунитета государств[78].
В соответствии со ст. 1 сферой применения Конвенции является иммунитет государства и его собственности от юрисдикции судов другого государства. Под судом понимается любой орган государства, независимо от названия, правомочный осуществлять функции правосудия. В Конвенции особо оговорены правила, применимые при определении того, является ли контракт или сделка коммерческой сделкой, что служит отправным моментом в теории функционального иммунитета. При определении характера сделки «следует прежде всего исходить из природы этого контракта или сделки, однако следует учитывать их цель, если стороны контракта или сделки договорились об этом, или если, согласно практике государства суда, эта цель имеет отношение к определению некоммерческого характера этого контракта или сделки» (п. 2 ст. 2).
Конвенция не затрагивает привилегий и иммунитетов дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, а также относящихся к ним лиц (п. 1 ст. 3).
В ст. 5 определен главный общий принцип Конвенции: «Государство пользуется иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений настоящей Конвенции». Государство должно обеспечивать иммунитет государств, предусмотренный ст. 5, воздерживаясь от осуществления юрисдикции при разбирательстве в своих судах дел, возбужденных против другого государства, и с этой целью обеспечивает, чтобы его суды по своей собственной инициативе выносили решение о соблюдении иммунитета другого государства (п. 1 ст. 6).
Государство не может ссылаться на иммунитет, если оно явно выразило согласие на осуществление иностранным судом юрисдикции в силу:
a) международного соглашения;
b) письменного контракта;
c) заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства (п. 1 ст. 7).
Государство также не может ссылаться на иммунитет, если оно:
a) само возбудило разбирательство; или
b) приняло участие в разбирательстве существа дела или предприняло иные действия по существу дела (п. 1 ст. 8).
Государство не рассматривается как согласившееся на осуществление юрисдикции судом другого государства, если оно вступает в разбирательство с единственной целью:
a) сослаться на иммунитет; или
b) привести доказательства своего права или интереса в отношении собственности, которой касается разбирательство (п. 2 ст. 8).
Явка представителя государства в суд другого государства для дачи свидетельских показаний, как и неучастие государства в разбирательстве, не должна рассматриваться как согласие на осуществление юрисдикции этим судом (п. 3, 4 ст. 8).
Государство, возбуждающее разбирательство в суде другого государства, не может ссылаться на иммунитет при предъявлении к нему встречного иска (п. 1 ст. 9).
3. Государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции суда другого государства, если:
1) государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом (п. 1 ст. 10);
2) разбирательство в суде другого государства касается трудового договора между этим государством и физическим лицом (п. 1 ст. 11);
3) дело касается денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения лица или нанесения ущерба имуществу или его утраты в результате действия или бездействия, которое предположительно может быть присвоено государству (ст. 12);
4) разбирательство в суде другого государства имеет предметом любые права этого государства в отношении:
a) недвижимого имущества;
b) движимого или недвижимого имущества, в случае наследования, дара и возникновения бесхозяйного имущества; или
c) управления таким имуществом, как доверительная собственность, собственность банкрота или собственность компании в случае ее ликвидации (ст. 13).
5) суд рассматривает дела, касающиеся:
a) установления любого права этого государства в отношении патента, промышленного образца, торгового и фирменного наименования, товарного знака, авторского права или любой другой формы интеллектуальной или промышленной собственности; или
b) предполагаемого нарушения этим государством на территории государства суда прав, указанных в вышеприведенном подпункте, принадлежащих третьему лицу и защищаемых в государстве суда (ст. 14);
6) разбирательство в суде касается участия государства в компании или другом объединении в качестве юридического лица (п. 1 ст. 15);
7) в суде рассматривается дело, касающееся эксплуатации принадлежащего государству судна, когда основанием иска стало использование этого судна в иных целях, чем государственные некоммерческие цели (п. 1 ст. 16);
8) рассматриваемое судом дело имеет предметом арбитражное соглашение между государством и иностранным физическим или юридическим лицом, касающееся:
a) действительности, толкования или применения арбитражного соглашения;
b) арбитражной процедуры;
c) подтверждения или отмены арбитражного решения, если в арбитражном соглашении не предусмотрено иное (ст. 17).
4. Государство обладает иммунитетом от принудительных мер по обеспечению иска до вынесения судебного решения, за исключением случаев, когда:
а) государство прямо согласилось на принятие таких мер, которые указаны в международном соглашении; в арбитражном соглашении или в письменном контракте; или в заявлении перед судом или в письменном сообщении после возникновения спора между сторонами; либо
б) государство зарезервировало или обозначило собственность для удовлетворения иска, являющегося объектом этого разбирательства (ст. 18).
Таким же образом решается вопрос о принудительных мерах по выполнению судебного решения в отношении государства (ст. 19). В отношении собственности государства, на которую может быть обращено исполнение, необходимо, чтобы было установлено, что собственность непосредственно используется или предназначается для использования государством для иных целей, чем государственные некоммерческие цели, и находится на территории государства суда (п. «с» ст. 19). В ст. 21 перечислены особые категории собственности государства, которые не рассматриваются как собственность, непосредственно используемая или предназначенная для использования государством в иных целях, чем государственные некоммерческие цели:
a) собственность, включая банковский счет, используемая при исполнении функций дипломатического представительства государства, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях;
b) собственность военного характера или используемая или предназначенная для использования при исполнении военных функций;
c) собственность центрального банка или иного финансового органа государства;
d) собственность, составляющая часть культурного наследия государства или часть его архивов и не выставленная или не предназначенная для выставления на продажу;
e) собственность, составляющая часть экспозиции объектов, которые представляют научный, культурный или исторический интерес, и не выставленная на продажу.
5. Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности в настоящее время еще не вступила в силу, для чего требуется тридцать ратификационных грамот. Однако, можно сделать вывод, что она значительно уступает Европейской конвенции об иммунитете государств 1972 г. в плане реализации теории функционального иммунитета государств. Главная слабость Конвенции 2004 г. в сохранении иммунитета государств от принудительных мер до вынесения судебного решения и после его вынесения. На практике это означает, что юрисдикция суда по отношению к иностранному государству оказывается во многом формальной, поскольку оказывается невозможным без согласия государства осуществить обеспечительные меры и выполнить вынесенное в отношении государства решение суда. Представляется, что сторонники абсолютного иммунитета государства могут быть больше удовлетворены Конвенцией 2004 г., хотя принималась она совершенно с другой целью: покончить с неравным положением участников гражданско-правовых отношений, где одной из сторон является государство.
§ 5. Вопросы иммунитета государства
в законодательстве Республики Беларусь
1. В первое десятилетие своего существования как суверенного государства Республика Беларусь следовала теории абсолютного иммунитета. Эта позиция четко определена в ст. 553 ГПК Республики Беларусь, где говорится: «Предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в Республике Беларусь, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов данного государства (отказ от иммунитета)». Предоставление иммунитета иностранному государству всегда предполагает взаимное предоставление иммунитета со стороны этого государства. Подтверждение того, что белорусский законодатель рассчитывает на ответную взаимность в вопросе иммунитета, содержится в ст. 559, где предусмотрены ответные меры, в случаях, когда Республике Беларусь, ее имуществу или ее представителям не обеспечивается в иностранном государстве такая же судебная неприкосновенность, которая предоставлена иностранному государству.
Вопрос об иммунитете государства нашел отражение и в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь, действующем с октября 2001 года. В ст. 46, регулирующей условия инвестиционного договора Республики Беларусь с иностранным инвестором, в качестве обязательного условия предусмотрен отдельным пунктом порядок и орган рассмотрения споров (включая международный арбитраж для иностранного инвестора), вытекающих из инвестиционного договора. Логическим продолжением этого пункта является ч. 3 ст. 46, где говорится: «В инвестиционном договоре с иностранными инвесторами может быть предусмотрен отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения».
В ст. 67 Инвестиционного кодекса, где определены условия, включаемые в концессионный договор, также имеется пункт о порядке и органе разрешения споров, вытекающих из концессионных договоров, а в ст. 75 содержится возможность отказа от юрисдикционных иммунитетов государства при заключении концессионного договора с иностранным инвестором.
Отказ от иммунитетов государства в Инвестиционном кодексе продиктован прагматическими соображениями: снять опасения, которые могут возникнуть у потенциальных инвесторов и концессионеров, относительно договоров, где государство участвует в качестве стороны или гаранта белорусского юридического лица.
2. Последним по времени нормативным документом, где регулируется вопрос об иммунитете государства, стала новая редакция Хозяйственного процессуального кодекса, вступившая в действие с 7 марта 2005 года. В ст. 239 ХПК Республики Беларусь говорится: «Иностранное государство, выступающее в качестве суверена, обладает судебным иммунитетом от предъявленного к нему иска в хозяйственном суде, привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица, наложения ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Республики Беларусь, и принятии по отношению к нему хозяйственных мер по обеспечению иска и имущественных интересов». Обращение взыскания на такое имущество в порядке принудительного исполнения судебного постановления допускается лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.
Формулировка в первом предложении статьи – «иностранное государство, выступающее в качестве суверена», на первый взгляд свидетельствует об изменении позиции белорусского законодателя в вопросе иммунитета государства, поскольку разделение деятельности государства на публично-правовую, где государство выступает в качестве суверена, и частноправовую составляет суть теории функционального иммунитета. Однако второе предложение абз. 1 ст. 239 ХПК Республики Беларусь свидетельствует, что в вопросе мер по обеспечению иска белорусский законодатель остается на позиции абсолютного иммунитета.
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» (в ред. Постановления Пленума ВХС от 22.12.2006 г. № 19), где в п. 11 говорится: «Хозяйственный суд принимает к производству иск по хозяйственному (экономическому) спору, ответчиком по которому является иностранное государство или межгосударственная организация, судебный иммунитет которой определен международными договорами Республики Беларусь, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в хозяйственном суде. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации.
Согласие на рассмотрение спора в хозяйственном суде должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета».
Из содержания приведенного пункта можно сделать вывод, что изменения позиции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в вопросе иммунитета иностранного государства не произошло, несмотря на появление в ст. 239 Хозяйственного процессуального кодекса формулировки, которая может свидетельствовать об изменении позиции законодателя в этом вопросе.
Ситуацию с появлением формулировки в ст. 239 ХПК, соответствующей теории функционального иммунитета, несколько проясняет то обстоятельство, что в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, принятом в 2002 г., имеется ст. 251, аналогичная по названию и содержанию ст. 239 ХПК Республики Беларусь. Указанные статьи совпадают почти дословно, за исключением того, что в российском кодексе говорится об иностранном государстве, «выступающем в качестве носителя власти», а в белорусском – «выступающем в качестве суверена», что абсолютно тождественно. Поскольку российский АПК был принят раньше, то можно предположить, что ст. 239 в белорусском ХПК явилась результатом рецепции российской нормы, а не осознанным переходом белорусского законодателя на позицию функционального иммунитета.
Проблема могла бы быть разрешена путем принятия закона об иммунитетах иностранных государств, где они были бы четко оговорены. Это позволило бы разрешить возникшие противоречия в процессуальном законодательстве Республики Беларусь, а также окончательно сняло бы все опасения зарубежных инвесторов относительно условий работы в нашем государстве.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2816; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также: