Курсовая работа понятие об иммунитете виды иммунитета

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

1.Понятие иммунитета…………………………………………………………3

2.Виды иммунитета…………………………………………………………….5

3.Механизмы иммунитета……………………………………………………11

4.Патология иммунитета……………………..………………………………14

5. Способы укрепления
иммунитета…………………………………….…19

7.Заключение……………………………………………………………………23

 Литература…………………………………………………………………….24

Введение

Эволюция формировала 
систему иммунитета около 500 млн. лет.
Этот шедевр природы восхищает нас 
красотой гармонии и целесообразностью.
Настойчивое любопытство ученых
разных специальностей раскрыло перед
нами закономерности.

Итак, наука об иммунитете
родилась из суровой необходимости 
преодолеть инфекционные заболевания.
Потому науку определяли так: иммунология 
– наука о факторах и механизмах,
обусловливающих невосприимчивость 
человека и животных к инфекционным
возбудителям.

Иммунитет обусловлен совокупностью 
всех тех наследственно полученных
и индивидуально приобретённых 
организмом приспособлений, которые 
препятствуют проникновению и размножению 
микробов, вирусов и других патогенных
агентов и действию выделяемых ими 
продуктов.

Объект исследования: иммунитет.

Задачи курсовой работы:

    • Дать понятие иммунитета;
    • Изучить виды иммунитета;
    • Рассмотреть механизмы иммунитета и его регуляции;
    • изучить патологии иммунитета;
    • описать способы укрепления иммунитета.

1. Понятие иммунитета.

Латинское слово immunis в современном
словаре имеет порядка 10 значений. В медицинском
смысле этот термин употребляли еще до
нашей эры в значениях: неприкосновенный,
чистый, не затронутый болезнью, невредимый,
находящийся под хорошей защитой, устойчивый
к заразной болезни.

Иммунитетом называют только
и исключительно те защитные процессы,
которые реализуются с участием лимфоцитов.
Остальные защитные механизмы связаные
и с иммунитетом, и между собой в едином
организме, работают вместе. Но они различимы,
и каждый характеризуется особыми признаками,
позволяющими отличать один от другого.

Глагол immunio — укреплять,
защищать. Защита от инфекций — главное
природное предназначение иммунитета
и в нашем понимании.

Иммунологическая защита
может быть направлена не только на
патогенные агенты (микроорганизмы, способные
при попадании в организм человека вызвать
инфекционное состояние) и выделяемые
ими продукты. Любое вещество, являющееся
антигеном, например чужеродный для организма
белок, вызывает иммунологические реакции,
с помощью которых это вещество тем или
иным путём удаляется из организма.

По-научному чужака в организме 
называют антигеном. Антигены – вещества,
которые воспринимаются организмом как
чужеродные и вызывают специфический
иммунный ответ. Также способны взаимодействовать
с клетками иммунной системы и антителами.
Попадание антигенов в организм может
привести к формированию иммунитета или
аллергии. Свойствами антигенов обладают
белки, и другие макромолекулы. Термин
«антиген» употребляют и по отношению
к бактериям, вирусам, целым органам (при
трансплантации), содержащим антиген.
Определение природы антигена используется
в диагностике инфекционных болезней,
при переливании крови, пересадках органов
и тканей. Антигены также применяют для
создания вакцин и сывороток.

 Антитела, в отличие 
от лимфоцитов, являются неклеточными 
носителями иммунитета — иммуноглобулинами. 
Таким образом, в иммунологии 
принято выделять клеточные и 
неклеточные звенья иммунитета,
а также различать неспецифические 
факторы иммунной системы, препятствующие 
проникновению в организм всех 
антигенов, и специфические — 
ведущие борьбу с антигенами 
определенных видов.

Антитела – это молекулы
белковой природы,белки (иммуноглобулины)
плазмы крови человека и теплокровных
животных, образующиеся при попадании
в организм различных антигенов и способные
специфически связываться с этими антигенами.
Они синтезируются в организме (в норме),
после того, как в него вводят антиген.
Антитела связываются с антигеном и обезвреживают
его, защищают организм от инфекционных
заболеваний: взаимодействуя с микроорганизмами,
препятствуют их размножению или нейтрализуют
выделяемые ими токсины.

Иммунитет — эволюционно 
самое новое и самое тонко настраивающееся
из подсознательных защитных свойств
многоклеточных. Носителем нового свойства
стали тоже новые, особые дифференцированные
клетки — лимфоциты.

Лимфоциты -это белые кровяные
клетки, на поверхности которых есть специфические
рецепторы, способные распознавать отличительные
признаки чужака. Именно лимфоциты первыми
встречаются с «врагом». Если это уже знакомый
«преступник», «фоторобот» которого имеется
у лимфоцита, бой будет скорым и закончится
победой лимфоцитов. «Интервент» будет
поглощен и уничтожен. А вот если на организм
напал незнакомый агрессор, то лимфоциты
запускают целый ряд иммунных реакций.

Нередко иммунитету приписывают 
то, что по сути иммунитетом не является,
а относится к другим биологическим свойствам
защитного назначения. Иммунитет, как
мы сейчас покажем, особое свойство. Есть
определенные признаки, по которым иммунитет
можно отличить от других защитных свойств
того же организма, сосуществующих с иммунитетом
и находящихся с ним также в весьма определенных
взаимоотношениях. Многоклеточному организму
в целях сохранения своей жизни как целостности
необходимо защищаться:

  • во-первых, от проникновения во внутреннюю среду травмирующих собственные клетки субстанций из внешней среды;
  • Во-вторых, от внешних веществ, уже проникших во внутреннюю среду;
  • В-третьих, от собственных поврежденных клеток или выполнивших свою биологическую программу клеток.

[ 5. Ярилин А.А. Основы иммунологии,
1999г.]

2.Виды иммунитета

Иммунитет многообразен по
своему происхождению, проявлению, механизму 
и ряду других особенностей, в силу
чего существует классификация различных 
иммунологических явлений в виде
определённых форм иммунитета. По происхождению 
различают иммунитет естественный,
врождённый, и иммунитет приобретённый.

Врожденный (неспецифический, естественный)
иммунитет генетически закреплен за определенным
биологическим видом (как хвост или прямохождение)
и передается по наследству. Именно благодаря
ему человек не может заболеть собачьей
чумкой, а собака не может заболеть гонореей.
Функционирование неспецифического иммунитета
обеспечивается множеством клеточных
и неклеточных (так называемых гуморальных)
факторов. Например, кожа и слизистые оболочки
являются для большинства микробов надежным
барьером. Защиту организма осуществляют
также потовые, сальные, слюнные железы,
— а точнее, выделяемые ими вещества, губительные
для большинства патогенных бактерий.
Нормальная микрофлора кишечника содержит
микроорганизмы, которые являются естественными
врагами многих возбудителей заболеваний.
С инфекцией в пищеварительном тракте
борются также желудочный сок (соляная
кислота), ферменты и желчь.

Естественная защита организма
очень сильна. Но ее враги — микроорганизмы,
чужеродные молекулы и клетки — не дремлют.
Они очень изменчивы. В результате своего
совершенствования они могут становиться
еще агрессивнее и прорывать первый фланг
защиты организма. Кроме того, все, что
нарушает целостность барьеров или нормальную
секрецию организма, понижает естественный
иммунитет. Это могут быть переохлаждения
или стрессы, нехватка витаминов или прием
лекарств, гормональный дисбаланс или
хирургическое вмешательство. В этом случае
проникновение микроорганизмов в организм
существенно облегчается.

Если чужеродный агент 
миновал естественный барьер и попал 
в кровеносное русло организма,
то возможно возникновение нескольких
вариантов взаимоотношений антиген-организм,
одним из которых является инфекционное
заболевание. В этом случае в работу
включается другое звено иммунитета
— приобретенный иммунитет, — 
которое будет бороться с инфекцией 
в дальнейшем.

Напряжённость естественного 
иммунитета очень высока. Обычно его 
считают абсолютным, так как в 
подавляющем большинстве случаев 
естественный иммунитет не удаётся 
нарушить заражением даже громадными
количествами вполне вирулентного (ядовитого)
материала. Однако известны и многочисленные
исключения, свидетельствующие об относительности
естественного иммунитета. Так, цыплёнка
удаётся заразить сибирской язвой, если
искусственно понизить температуру его
тела (в норме 41- 42 С ) до температуры являющейся
оптимальной для развития сибиреязвенного
микроба (37 С ). Можно также заразить столбняком
естественно иммунную к нему лягушку,
если искусственно поднять температуру
её тела. Естественный иммунитет в некоторых
случаях может быть снижен действием ионизирующей
радиации. Она проникает в тело человека и
в любые другие ткани на разную глубину
в зависимости от вида и энергии этого
излучения ,а также плотности вещества
или тканей, на которые оно воздействует.
В некоторых случаях отсутствие заболевания
ещё не свидетельствует об отсутствии
инфекции. Учение о скрытой инфекции позволяет
различить иммунитет к заболеванию и иммунитет
к микробу.

Читайте также:  Гуморальный иммунитет специфический и неспецифический иммунитет

В ряде случаев заболевание 
не возникает вследствие того, что 
попавший в организм микроб в нём 
не размножается и погибает, в других
случаях заболевание не наступает,
несмотря на то, что проникший в 
организм микроб или вирус в нём 
размножается. Эти последние случаи,
имеющие место при скрытых 
инфекциях у естественно иммунных
организмов, также свидетельствуют 
об относительности естественного 
иммунитета. Естественный иммунитет 
присущ не только невосприимчивым организмам.
Восприимчивые организмы также 
обладают некоторым, хотя и слабо 
выраженным, иммунитетом, доказательством 
чего является то обстоятельство, что 
восприимчивый организм заболевает
только при контакте с инфекционной
дозой микробов. Если же в организм
попадает меньшая доза, то эти микробы 
погибают, и заболевание не наступает.
Следовательно, и восприимчивый 
организм имеет некоторую степень 
естественного иммунитета. Этот «естественный 
иммунитет восприимчивых» имеет большое
практическое значение. Доза микробов,
меньшая инфекционной, не вызывая заболевания
может обусловить появление приобретённого
иммунитета, показателем чего является
образование антител. Подобным образом
и происходит постепенная повозрастная
иммунизация населения к некоторым инфекциям.
Эти процессы хорошо изучены при дифтерии.

Основной характеристикой приобретенного иммунитета
является выработка специфичных антител
против того или иного антигена. Он вырабатывается
организмом в течение его индивидуальной
жизни либо путём перенесения соответствующего
заболевания, либо путём вакцинации и
по наследству не передается. Он уникален,
как уникальны отпечатки пальцев, и является
своеобразной «медицинской картой человека»:
изменяется в зависимости от того, какими
болезнями болел человек и какие прививки
делал. Приобретенный иммунитет бывает:

    • Естественным;
    • искусственно приобретенным, активным или пассивным.

Если иммунитет появился
после перенесенного заболевания,
это — естественный приобретенный
иммунитет. После атаки возбудителями
заболевания организм сам вырабатывает
антитела. Иногда они защищают организм
от повторного заражения на недели и месяцы
(например, гриппом болеют, как правило,
раз в сезон). Иногда — на долгие годы или
всю жизнь, как при кори или скарлатины
(такой иммунитет называют стойким).

С открытием вакцинации людей 
стали прививать от разных заболеваний.
Приобретенный после прививки иммунитет 
стали называть искусственным. Если
человеку вводят ослабленные возбудители 
заболеваний, вызывающие иммунный ответ 
организма, речь идет об искусственно приобретенном
активном иммунитете.

Активно приобретённый иммунитет 
возникает либо естественно, при 
перенесении инфекции, либо искусственно,
при вакцинации живыми или мёртвыми
микробами или их продуктами. И 
в том, и в другом случае организм,
приобретающий невосприимчивость,
сам участвует в её создании и 
вырабатывает ряд защитных факторов,
носящих название противотел. Например,
после заболевания человека холерой 
его сыворотка приобретает способность 
убивать холерных микробов, при иммунизации 
лошади дифтерийным токсином её сыворотка 
приобретает способность нейтрализовать
этот токсин благодаря образованию 
в организме лошади антитоксина.
Если сыворотку, содержащую уже образовавшийся
антитоксин, ввести животному или человеку,
предварительно не получившему токсина,
таким путём можно воспроизвести пассивный
иммунитет, обусловленный антитоксином,
который не был активно выработан организмом,
получившим сыворотку, но пассивно получен
им вместе с введённой сывороткой.

Активно приобретённый иммунитет,
особенно естественно приобретённый,
устанавливаясь через недели после 
заболевания или иммунизации, в 
большинстве случаев держится долго 
– годами и десятилетиями; иногда
он остаётся на всю жизнь (например,
иммунитет при кори). Однако по наследству
он не передаётся. Ряд работ, устанавливающих 
наследственную передачу приобретённого
иммунитета, не получил подтверждения.
Вместе с тем способность вырабатывать
активный иммунитет, несомненно, является
видовым признаком, присущим организму,
подобно восприимчивости или 
естественному иммунитету.

Источник

Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà: ñïåöèôè÷åñêèé (ïðèîáðåòåííûé) è âðîæäåííûé. Îïèñàíèå ñòðîåíèÿ è ôóíêöèé îðãàíîâ èììóííîé ñèñòåìû. Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ôàêòîðîâ, ñíèæàþùèõ è ïîâûøàþùèõ èììóíèòåò ÷åëîâåêà. Îñíîâû è ñóùíîñòü ýïèäåìèîëîãèè, åå çàäà÷è.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

×ÀÑÒÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÄÎÏÎËÍÈÒÅËÜÍÎÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÎÇÎÂÀÍÈß «ÖÅÍÒÐ ÏÐÎÔÅÑÈÀÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÎÇÎÂÀÍÈß»

ÊÎÍÒÐÎËÜÍÀß ÐÀÁÎÒÀ

Òåìà: Ïîíÿòèå îá èììóíèòåòå. Ýïèäåìèîëîãèÿ

Âûïîëíèëà:

Ãîðîáåö Å.Â

Ïðîâåðèë:

Ìåéíãîò ß.ß

Êðàñíîÿðñê 2015

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Î ïîëüçå ôèçêóëüòóðû ãîâîðèòñÿ ïîñòîÿííî, óðîêè ôèçêóëüòóðû ââåäåíû â øêîëüíûå ïðîãðàììû. Ïîëüçà ôèçêóëüòóðû è ñïîðòà íå âûçûâàåò íè ó êîãî ñîìíåíèÿ. èììóíèòåò ýïèäåìèîëîãèÿ âðîæäåííûé

Òðåíèðîâàííûé îðãàíèçì áîëåå óñòîé÷èâ ê ïåðåãðåâàíèþ, îõëàæäåíèþ, êîëåáàíèÿì àòìîñôåðíîãî äàâëåíèÿ, âèðóñàì è èíôåêöèÿì. Óñòîé÷èâîñòü ê èíôåêöèÿì ñâÿçàíà ñ ðîñòîì èììóíèòåòà, âåäü ïðè çàíÿòèÿõ ôèçêóëüòóðîé â áîëüøåì êîëè÷åñòâå âûðàáàòûâàþòñÿ ìàêðîôàãè — «ïîæèðàòåëè» âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé. Èììóíèòåò çàùèùàåò ÷åëîâåêà íå òîëüêî îò ÷óæå-ðîäíûõ êëåòîê, íî è îò îïóõîëåâûõ. Íàëè÷èå ìîùíîãî èììóíèòåòà ñíèæàåò îïàñíîñòü çàáîëåâàíèé ðàêîì.

Èììóíèòåò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàùèòíóþ ðåàêöèþ îðãàíèçìà, åãî ñïî-ñîáíîñòü ïðîòèâîñòîÿòü äåéñòâèþ ïîâðåæäàþùèõ àãåíòîâ. Èìåííî áëàãîäà-ðÿ íàëè÷èþ èììóíèòåòà îðãàíèçì ñïðàâëÿåòñÿ ñ çàáîëåâàíèåì è âûçäîðàâ-ëèâàåò. Êðîìå òîãî, áëàãîäàðÿ èììóíèòåòó, ÷åëîâåê áîëååò íåêîòîðûìè èí-ôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè òîëüêî îäèí ðàç â æèçíè. À ïîñëå ýòîãî îí ñòà-íîâèòñÿ íåâîñïðèèì÷èâ ê íèì, äàæå ïðè íåïîñðåäñòâåííîì êîíòàêòå ñ áîëü-íûìè. Ê òàêèì áîëåçíÿì îòíîñÿòñÿ, íàïðèìåð, êîðü è êðàñíóõà.

Èììóíèòåò ñïîñîáåí ðàñïîçíàâàòü è áëîêèðîâàòü ëþáîé ÷óæåðîäíûé ôàêòîð â íàøåì îðãàíèçìå. Èììóííàÿ ñèñòåìà ÷åëîâåêà ñîñòîèò èç ðàçëè÷íûõ çâåíüåâ: ãóìîðàëüíîãî, êëåòî÷íîãî, ôàãîöèòàðíîãî, èíòåðôåðîíîâîãî è äðóãèõ. Íåäîñòàòîê èëè èçáûòîê îäíîãî èç íèõ ñïîñîáåí ïðèâåñòè ê íàðóøå-íèþ ïðàâèëüíîé ðåàêöèè íàøåé çàùèòíîé ñèñòåìû.

Ðàññìîòðèì ïîíÿòèå èììóíèòåòà è åãî âèäû, à òàêæå ôàêòîðû, ñíèæàþùèå è ïîâûøàþùèå èììóíèòåò, à òàêæå êàê ïðàâèëüíî çàíèìàòüñÿ ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè äëÿ ïîâûøåíèÿ èììóíèòåòà.

1. ÎÑÍÎÂÍÀß ×ÀÑÒÜ

1.1 Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà

Ïîíÿòèå èììóíèòåò ïðîèçîøëî îò ëàòèíñêîãî «immunis». Åãî çíà÷åíèå åùå äî íàøåé ýðû ìåäèêè ïîíèìàëè êàê «íàõîäÿùèéñÿ ïîä õîðîøåé çàùèòîé, óñòîé÷èâûé ê çàðàçíîé áîëåçíè».

Èììóííàÿ ñèñòåìà (èììóíèòåò) — åñòåñòâåííûé çàùèòíûé ìåõàíèçì íàøåãî îðãàíèçìà. Èììóíèòåò ïîääåðæèâàåò ïîñòîÿíñòâî âíóòðåííåé ñðåäû, óñòðàíÿåò ÷óæåðîäíîå âîçäåéñòâèå èíôåêöèîííûõ âîçáóäèòåëåé, õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, àíîìàëüíûõ êëåòîê è ò.ä.

Èììóíèòåò îòâå÷àåò çà äâà âàæíåéøèõ ïðîöåññà â îðãàíèçìå:

1) çàìåíà îòðàáîòàâøèõ èëè ïîâðåæäåííûõ, ñîñòàðèâøèõñÿ êëåòîê ðàçëè÷íûõ îðãàíîâ íàøåãî òåëà;

2) çàùèòà îðãàíèçìà îò ïðîíèêíîâåíèÿ ðàçíîãî ðîäà èíôåêöèé — âèðóñîâ, áàêòåðèé, ãðèáêîâ.

Êîãäà â îðãàíèçì ÷åëîâåêà âòîðãàåòñÿ èíôåêöèÿ, â äåëî âñòóïàþò çàùèòíûå ñèñòåìû îðãàíèçìà, çàäà÷à êîòîðûõ — îáåñïå÷èòü öåëîñòíîñòü è ôóíêöèîíàëüíîñòü âñåõ îðãàíîâ è ñèñòåì. Ìàêðîôàãè, ôàãîöèòû, ëèìôîöèòû — ýòî êëåòêè èììóííîé ñèñòåìû, èììóíîãëîáóëèíû — ýòî áåëêè, êîòîðûå âûðàáàòûâàþòñÿ êëåòêàìè èììóííîé ñèñòåìû è òàêæå áîðþòñÿ ñ ÷óæåðîä-íûìè ÷àñòèöàìè.

Читайте также:  Укол для иммунитета детям

Äðóãèìè ñëîâàìè, èììóíèòåò — ýòî:

* íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèÿì;

* ñïîñîáíîñòü óäàëÿòü èç îðãàíèçìà ëþáîé ÷óæåðîäíûé ìàòåðèàë (áàêòåðèè, âèðóñû, íåòèïè÷íûå (îïóõîëåâûå) êëåòêè).

Ñóùåñòâóåò äâà âèäà èììóíèòåòà:

1. ñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò ïðèîáðåòàåòñÿ ïîñëå èíôåêöèè (íàïðèìåð ïîñëå ãðèïïà, êîðè, êðàñíóõè) èëè âàêöèíàöèè. Îí íîñèò èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð è ôîðìèðóåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè ÷åëîâåêà â ðåçóëüòàòå êîíòàêòà åãî èììóííîé ñèñòåìû ñ ðàçëè÷íûìè ìèêðîáàìè è àíòèãåíàìè. Ñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò ñîõðàíÿåò ïàìÿòü î ïåðåíåñåííîé èíôåêöèè è ïðåïÿòñòâóåò åå ïîâòîðíîìó âîçíèêíîâåíèþ. Èíîãäà ñïåöèôè÷åñêèé èììóíèòåò ìîæåò ñîõðàíÿòüñÿ íà âñþ æèçíü, èíîãäà — íåñêîëüêî íåäåëü, ìåñÿöåâ èëè ëåò;

2. íåñïåöèôè÷åñêèé (âðîæäåííûé) èììóíèòåò — âðîæäåííàÿ ñïîñîáíîñòü óíè÷òîæàòü âñå ÷óæäîå îðãàíèçìó. Ýòî îáðàçîâàííàÿ âî âíóòðèóòðîáíîé æèçíè ñïîñîáíîñòü êëåòîê ñèíòåçèðîâàòü ìåìáðàííûå ðåöåïòîðû ê àíòè-ãåíàì äðóãèõ îðãàíèçìîâ, äðóãèõ òêàíåé è íåêîòîðûì ìèêðîîðãàíèçìàì, à òàêæå ñèíòåçèðîâàòü ñîîòâåòñòâóþùèå àíòèòåëà è âûâîäèòü èõ â æèäêîñòè òåëà.

Âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî îíòîãåíåçà ïðîèñõîäèò êîììèòèðîâàíèå âñåõ êëåòîê, â òîì ÷èñëå êëåòîê êðîâè, ê àíòèãåíàì äðóãîãî îðãàíèçìà ò ê àí-òèãåíàì äðóãèõ òêàíåé.

Ïîýòîìó ãëàâíîé ÷àñòüþ âðîæäåííîãî èììóíèòåòà ÿâëÿåòñÿ ïðèîáðåòåíèå ìåìáðàíàìè êëåòîê ìîëåêóë-ðåöåïòîðîâ, ñïîñîáíûõ ñâÿçûâàòüñÿ ñ îïðåäåëåííûìè ìîëåêóëàìè, ôèêñèðîâàííûìè èëè ïðîäóöèðóåìûìè êëåò-êàìè äðóãèõ îðãàíèçìîâ (ìàòåðèíñêîãî), à òàêæå ñîáñòâåííûìè êëåòêàìè äðóãèõ îðãàíîâ è òêàíåé. Ýòó ÷àñòü âðîæäåííîãî èììóíèòåòà (èììóííîãî ñòàòóñà) íàçûâàþò ãëàâíûì êîìïëåêñîì ãèñòîñîâìåñòèìîñòè.

1.2 Îðãàíû èììóííîé ñèñòåìû

Ãëàâíóþ ðîëü â èììóííîé ñèñòåìå äâà ôàêòîðà: ýòî àíòèòåëà è ëåéêîöèòû (áåëûå êðîâÿíûå òåëüöà). Èììóííàÿ ñèñòåìà îðãàíèçìà ÷åëîâåêà ñîñòîèò èç ðàçíûõ îðãàíîâ.

Òèìóñ

Òèìóñ — ýòî âèëî÷êîâàÿ æåëåçà. Ýòîò îðãàí ðàñïîëîæåí â âåðõíåé ÷àñòè ãðóäíîé êëåòêè ñïåðåäè. Îí ÿâëÿåòñÿ êàê áû ðàññàäíèêîì Ò-ëèìôîöèòîâ.

Ñåëåçåíêà

Ýòî î÷åíü õðóïêèé îðãàí, êîòîðûé ðàñïîëîæåí â áðþøíîé ïîëîñòè â ëåâîì ïîäðåáåðüå. Îí èãðàåò ðîëü ôèëüòðà âñåé êðîâè îðãàíèçìà, óäàëÿÿ èç åå ðóñëà ñòàðûå ýðèòðîöèòû è òðîìáîöèòû. Êðîìå òîãî, îíà ÿâëÿåòñÿ è ðå-çåðâóàðîì êðîâè, à òàêæå â íåé ôîðìèðóþòñÿ íåêîòîðûå êëåòêè èììóííîé ñèñòåìû. Êîíå÷íî, ÷åëîâåê ìîæåò ïðîæèòü áåç ñåëåçåíêè, íî ïðè ýòîì îí áó-äåò áîëåå âîñïðèèì÷èâ ê èíôåêöèÿì.

Êîñòíûé ìîçã

Áîëüøåé ÷àñòüþ êîñòíûé ìîçã ñîäåðæèòñÿ â êðóïíûõ òðóá÷àòûõ êîñòÿõ (áåäðåííûõ), à òàêæå ïîçâîíêàõ è òàçîâûõ êîñòÿõ. Êîñòíûé ìîçã — ýòî èñòî÷íèê íå òîëüêî ýðèòðîöèòîâ — êðàñíûõ êðîâÿíûõ òåëåö, íî è ëèìôîöè-òîâ, à òàêæå ìàêðîôàãîâ.

Ëèìôîóçëû

Ëèìôîóçëû ìîæíî ñðàâíèòü ñ áëîêïîñòàìè íà ïóòè ëèìôàòè÷åñêèõ ñîñóäîâ. Îíè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ôèëüòðû ëèìôû, î÷èùàÿ åå îò ðàçëè÷íûõ àíòèãåíîâ: áàêòåðèé, âèðóñîâ, ðàêîâûõ êëåòîê. Îíè çàäåðæèâàþò àíòèãåíû, ïîñëå ÷åãî â áîðüáó ñ íèìè âñòóïàþò àíòèòåëà, ìàêðîôàãè è Ò-ëèìôîöèòû.

Àíòèòåëà

Àíòèòåëà ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îñîáûå áåëêè (ïðîòåèíû), êîòîðûå ïðî-äóöèðóþòñÿ êëåòêàìè èììóííîé ñèñòåìû. Àíòèòåëà ñïîñîáíû áîðîòüñÿ ñî ñïåöèôè÷íûìè àíòèãåíàìè. Àíòèòåëàìè âûñòóïàþò îáû÷íî òîëüêî áåëêîâûå ìîëåêóëû, íî èíîãäà ýòî ìîãóò è íåáåëêîâûå ìîëåêóëû.

Áåëêîâûå ìîëåêóëû â êà÷åñòâå àíòèãåíà — ýòî, íàïðèìåð, áîëåçíåòâîðíûå áàêòåðèè, âèðóñû, êëåòêè îïóõîëè, ÷óæåðîäíûå êëåòêè, êîòîðûå ïîïàëè â îðãàíèçì èñêóññòâåííî (ïåðåëèâàíèå êðîâè, ïåðåñàäêà îðãàíîâ è òêàíåé), à òàêæå äðóãèå áåëêîâûå âåùåñòâà.

Àíòèòåëà èìåþò ñâîþ ñïåöèôè÷íîñòü. Òî åñòü, îïðåäåëåííûå àíòèòåëà ìîãóò âîçäåéñòâîâàòü òîëüêî íà îïðåäåëåííûå àíòèãåíû. Ê ïðèìåðó, ñûâîðîòêà, â êîòîðîé ñîäåðæàòñÿ àíòèòåëà, ââîäèòñÿ â îðãàíèçì ïðè îïðåäåëåí-íîì çàáîëåâàíèè è íå îêàçûâàåò êàêîãî-ëèáî ýôôåêòà ïðè äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ, òàê êàê â ýòîì ñëó÷àå â îðãàíèçìå — äðóãîé àíòèãåí.

Àíòèòåëà ìîãóò áîðîòüñÿ ñ àíòèãåíàìè íåñêîëüêèìè ïóòÿìè:

* Îíè ñêëåèâàþò àíòèãåíû (êëåòêè) â êó÷êè òàêèì îáðàçîì, ÷òî îíè íå ìîãóò ïåðåäâèãàòüñÿ, ïîñëå ÷åãî îíè ïîãëîùàþòñÿ ìàêðîôàãàìè.

* Îáðàçóþò «äûðû» â ñòåíêå êëåòîê-àíòèãåíîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî èõ ñîäåðæèìîå âûòåêàåò è êëåòêè ïîãèáàþò.

* Áëîêèðóþò àíòèãåíû, ÷òî ïîçâîëÿåò êëåòêàì èììóííîé ñèñòåìû (â îñîáåííîñòè, ìàêðîôàãàì), ïîæèðàòü ýòè êëåòêè.

Áåëûå êðîâÿíûå òåëüöà

Áåëûå êðîâÿíûå êëåòêè — ýòî ëåéêîöèòû. Èõ î÷åíü ìíîãî â êðîâè è îíè öèðêóëèðóþò ïî âñåìó îðãàíèçìó, êàê áû, áóäó÷è íà ñòðàæå, ÷òîáû â ëþáîé ìîìåíò îòðàçèòü àòàêó àíòèãåíîâ.  íîðìå ÷èñëî ëåéêîöèòîâ ñîñòàâëÿåò îò 4 äî 9 ìèëëèàðäîâ â îäíîì ëèòðå êðîâè.

Ëåéêîöèòû â ñâîþ î÷åðåäü äåëÿòñÿ íà 5 òèïîâ:

Ëèìôîöèòû. Ýòîò âèä áåëûõ êðîâÿíûõ òåëåö ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êëþ÷åâîé ýëåìåíò èììóííîé ñèñòåìû. Ëèìôîöèòû îáëàäàþò óíèêàëüíûì ñâîéñòâîì — îíè ìîãóò ïîìíèòü ëþáîé àíòèãåí, ñ êîòîðûì îíè êîãäà-òî ñòàëêèâàëèñü. Áëàãîäàðÿ ýòîìó èõ ñâîéñòâó, â ÷àñòíîñòè, è ñóùåñòâóåò èììóíèòåò îò ðàçëè÷íûõ èíôåêöèîííûõ áîëåçíåé. Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ïðè ïîïàäàíèè â îðãàíèçì êàêîãî-ëèáî àíòèãåíà ëèìôîöèòû «ïîìíÿò», êàê ñ íèìè áîðîòüñÿ. Ëèìôîöèòû äåëÿòñÿ íà äâà áîëüøèõ êëàññà:

Ò-ëèìôîöèòû. Ýòè ëèìôîöèòû âçàèìîäåéñòâóþò ñ àíòèãåíîì òîëüêî ïîñëå òîãî, êàê èì «äàäóò çíàòü» î íèõ îñîáûå êëåòêè. Ïîñëå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ àíòèãåíîì, Ò-ëèìôîöèòû íà÷èíàþò ïðîäóöèðîâàòü âåùåñòâà,ïðèâëåêàþùèå äðóãèå èììóííûå êëåòêè — ìàêðîôàãè, êîòîðûå è àòàêóþò àíòèãåí, ïîæèðàÿ åãî. Èíîãäà èììóííàÿ ñèñòåìà íå â ñîñòîÿíèè ïîëíîñòüþ óíè÷òîæèòü àíòèãåí, à ëèøü êàê áû èçîëèðóåò åãî, îêóòàâ êàê áóäòî ñåòüþ. Ïîýòîìó ôóíêöèÿ Ò-ëèìôîöèòîâ — ýòî ñáîð êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû íà áîðüáó ñ àíòèãåíîì.

Â-ëèìôîöèòû. Ýòè êëåòêè èììóííîé ñèñòåìû èãðàþò î÷åíü âàæíóþ ðîëü — îíè ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà. Â-ëèìôîöèòû òàê æå îáëàäàþò ïàìÿòüþ è ìîãóò â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè ïîìíèòü, êàêèå àíòèòåëà íóæíî âûðàáàòûâàòü ïðîòèâ òîãî èëè èíîãî àíòèãåíà. Íà ýòîì îñíîâàí è ïðèíöèï âàêöèíàöèè. Ïðè ýòîì â îðãàíèçì ââîäèòñÿ àíòèãåí, íî íå îáû÷íûé, à íàìíîãî áîëåå îñëàáëåííûé èëè äàæå ïîãèáøèé. Èíîãäà â ñîñòàâ âàêöèíû âõîäèò íå ïîëíîñòüþ àíòèãåí, à ëèøü åãî ÷àñòü, òà ñàìàÿ, êîòîðóþ è «çàïîìíèò» èììóííàÿ ñèñòåìà. Êàê òîëüêî òàêîé îñëàáøèé èëè óáèòûé àíòèãåí îêàçûâàåòñÿ â îðãàíèçìå, èììóííàÿ ñèñòåìà âûðàáàòûâàåò àíòèòåëà ê íåìó è òàêèì îá-ðàçîì ôîðìèðóåòñÿ «ïàìÿòü» — ýòî è åñòü èììóíèòåò.  ñëåäóþùèé ðàç, êîãäà â îðãàíèçì ïîñòóïèò íàñòîÿùèé àíòèãåí, Âàøà èììóííàÿ ñèñòåìà óæå áóäåò çíàòü, êàê ëó÷øå âñåãî áîðîòüñÿ ñ ýòèì àíòèãå-íîì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî áîëåçíü ïðîòåêàåò âåñüìà ëåãêî èëè äàæå íå óñïåâàåò ïåðåéòè â êëèíè÷åñêóþ ñòàäèþ.

Читайте также:  Средство для иммунитета для собак

Ìàêðîôàãè

Ñëåäóþùèé òèï êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû — ýòî ìàêðîôàãè. Ñàìî ñëîâî ìàêðîôàã îáðàçîâàíî îò äâóõ ñëîâ: ìàêðî — áîëüøîé è ôàã — ïîæèðàòü. Ýòè êëåòêè è åñòü òå ëåéêîöèòû, êîòîðûå ïîæèðàþò àíòèãåí.

Íåéòðîôèëû, áàçîôèëû è ýîçèíîôèëû

Îñòàëüíûå òðè òèïà êëåòîê: íåéòðîôèëû, áàçîôèëû è ýîçèíîôèëû îòâå÷àþò çà ðàçâèòèå è òå÷åíèå âîñïàëåíèÿ.

1.3 Ôàêòîðû ñíèæàþùèå è ïîâûøàþùèå èììóíèòåò ÷åëîâåêà

Ê ôàêòîðàì, ñíèæàþùèì èììóíèòåò ÷åëîâåêà, îòíîñÿòñÿ:

1. Ïëîõàÿ ýêîëîãèÿ

2. Ñòðåññ

3. Íåïðàâèëüíîå ïèòàíèå

4. Âðåäíûå ïðèâû÷êè (ñïèðòíîå è êóðåíèå)

5. Áåñêîíòðîëüíûé ïðèåì àíòèìèêðîáíûõ è àíòèãðèáêîâûõ ïðåïàðàòîâ

6. Ïåðåóòîìëåíèå è íåäîñûïàíèå

Ëîãè÷íî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî äëÿ òîãî, ÷òîáû åñëè íå ïîâûñèòü, òî õîòÿ áû ñîõðàíèòü èììóíèòåò â ðàáî÷åì ñîñòîÿíèè íåîáõîäèìî óìåíüøèòü êîëè-÷åñòâî ôàêòîðîâ ðèñêà è/èëè óìåíüøèòü äëèòåëüíîñòü èõ âîçäåéñòâèÿ íà îð-ãàíèçì ÷åëîâåêà.

Èòàê, âîò íåêîòîðûå ñîâåòû, êîòîðûå ïîìîãóò óêðåïèòü èììóíèòåò:

1. Ïðàâèëüíîå ïèòàíèå

Ïèùà äîëæíà áûòü ðàçíîîáðàçíîé è êà÷åñòâåííîé. Íåîáõîäèìî ðåãóëÿðíî óïîòðåáëÿòü â ïèùó ìÿñî èëè ðûáó. Î÷åíü ïîëåçíû îâîùè, ôðóêòû, ÿãîäû è çåëåíü. Íåîáõîäèìû îðãàíèçìó ÷åëîâåêà è êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû, ò.ê. îíè óñèëèâàþò âûðàáîòêó èíòåðôåðîíà. Î÷åíü ïîëåçíûìè ñâîéñòâàìè îáëàäàåò îëèâêîâîå ìàñëî. Çëåííûé ÷àé ñïîñîáñòâóåò âûâåäåíèþ èç îð-ãàíèçìà ðàäèîíóêëèäîâ. Íóæíî ñòàðàòüñÿ èçáåãàòü óïîòðåáëåíèÿ áîëüøîãî êîëè÷åñòâà ðàçëè÷íûõ êîíñåðâàíòîâ, êðàñèòåëåé è ñòàáèëèçàòîðîâ. Âðåä îð-ãàíèçìó íàíîñÿò è ïðîäóêòû ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèåì ñàõàðà. Íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå íà èììóíèòåò îêàçûâàþò äèåòû, ãîëîäàíèå, à òàêæå è èçáûòî÷-íûé âåñ.

2. Âèòàìèíû è ìèíåðàëû

Ñàìûìè âàæíûìè âèòàìèíàìè äëÿ èììóííîé ñèñòåìû ÿâëÿþòñÿ A, B5, C, D, F, PP. Íåîáõîäèìûå ìèíåðàëû: ñåëåí, öèíê, ìàãíèé, êàëüöèé, æåëåçî, éîä è ìàðãàíåö. Äåôèöèò íåîáõîäèìûõ ÷åëîâåêó ìèêðîýëåìåíòîâ ãóáèòåëüíî äåéñòâóåò íà âåñü îðãàíèçì. Îñîáåííî íå õâàòàåò âèòàìèíîâ ÷åëîâåêó âåñíîé è îñåíüþ.

3. Ïðîáèîòèêè

Íóæíî åñòü áîëüøå ïðîäóêòîâ, êîòîðûå óâåëè÷èâàþò ðîñò ïîëåçíûõ áàêòåðèé â îðãàíèçìå.  èõ ñïèñîê âõîäèò ðåï÷àòûé ëóê è ëóê-ïîðåé, ÷åñíîê, àðòèøîêè è áàíàíû.

4. Âåäèòå àêòèâíûé îáðàç æèçíè.

Áåã, ïëàâàíèå, äëèòåëüíûå ïåøèå ïðîãóëêè, ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ãèìíà-ñòèêîé ïðåêðàñíî óêðåïëÿþò èììóíèòåò.

5. Ó÷èòåñü ðàññëàáëÿòüñÿ.

Ïðèäÿ äîìîé ñ ðàáîòû, ïðèëÿãòå íà äèâàí, çàêðîéòå ãëàçà, âûòÿíèòå ðóêè âäîëü òåëà è ïîñòàðàéòåñü äóìàòü î ÷åì-íèáóäü ïðèÿòíîì, äûøà ãëóáî-êî è ðîâíî. Ìîæíî âêëþ÷èòü íåãðîìêóþ ìóçûêó. Òàêàÿ ðåëàêñàöèÿ ïðå-êðàñíî ñíèìàåò íàêîïèâøóþñÿ â òå÷åíèå äíÿ óñòàëîñòü è íå äàåò ñòðåññó ïîáåäèòü èììóíèòåò.

6. Ñòàðàéòåñü ðåãóëÿðíî ïàðèòüñÿ â ðóññêîé áàíå èëè ïîñåùàòü ñàóíó.

×åðåäîâàíèå âûñîêèõ è íèçêèõ òåìïåðàòóð — ýòî çàìå÷àòåëüíàÿ òðåíèðîâêà èììóííîé ñèñòåìû. Çàâñåãäàòàè ðóññêîé áàíè èëè ñàóíû çàáûâàþò ïðî õðîíè÷åñêèå íàñìîðêè, áðîíõèòû, êàòàðû íîñà è ãîðëà. Åñëè íåò âîçìîæíî-ñòè õîäèòü â áàíþ èëè ñàóíó, ïîäîéäåò îáûêíîâåííûé êîíòðàñòíûé äóø. Íå çàáóäüòå ïîñëå äóøà ýíåðãè÷íî ðàñòåðåòü òåëî âëàæíîé ìî÷àëêîé èëè ãðó-áûì ïîëîòåíöåì.

7. Ïðèíèìàéòå ñïåöèàëüíûå ïðåïàðàòû äëÿ óêðåïëåíèÿ èììóíèòåòà.

Ïðèðîäíûå ñðåäñòâà, ïîìîãàþùèå óêðåïèòü èììóíèòåò — ÷åñíîê, æåíüøåíü, ëàêðè÷íèê, êðàñíûé êëåâåð, çâåðîáîé, ÷èñòîòåë, äåâÿñèë, æåëòîêîðåíü, îäóâàí÷èê. Ýòî ìîãóò áûòü è ñïåö. ïðåïàðàòû, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ ýòîé æå öåëè, íàïðèìåð, Ýõèíàöèí èëè Èììóíàë.

Åñëè ê âàì ïîäñòóïàåò ãðèïï, òî âûðó÷èò èíòåðôåðîí â àìïóëàõ èëè íîâåéøèå è áîëåå ýôôåêòèâíûå åãî ìîäèôèêàöèè — ñâå÷è «Âèôåðîí» èëè «Àíàôåðîí».

8. Âîâðåìÿ ïðîõîäèòå âàêöèíàöèþ.

Ñîáëþäàéòå ãðàôèê ïðèâèâîê ó äåòåé, äà è ñàìè íå çàáûâàéòå ïðèâèâàòüñÿ. Ïîÿâëåíèå â íàøåì îðãàíèçìå ìàëîãî êîëè÷åñòâà ìèêðîáîâ òîëüêî ñïîñîáñòâóåò óêðåïëåíèþ èììóíèòåòà.

9. Áîðüáà ñ äèñáàêòåðèîçîì

Èììóíèòåò â áîëüøîé ñòåïåíè çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ íàøåãî êèøå÷íèêà. Íåîáõîäèìî ïîääåðæèâàòü áàëàíñ ïîëåçíûõ ïàëî÷åê è áàêòåðèé â êèøå÷íè-êå è áîðîòüñÿ ñ âðåäíûìè.

10. Ïîëíîöåííûé ñîí

Äëÿ ïîääåðæàíèÿ çäîðîâüÿ ÷åëîâåêó íåîáõîäèì ïîëíîöåííûé ñîí. Ñïàòü íóæíî íå ìåíåå âîñüìè ÷àñîâ â ñóòêè. Áåññîííèöó îáÿçàòåëüíî íóæíî ëå÷èòü.

11. Êëþ÷ ê çäîðîâîé èììóííîé ñèñòåìå — îïòèìèçì. Ïñèõîëîãè óæå äàâíî òâåðäÿò, ÷òî ïåññèìèñòû áîëåþò ÷àùå è òÿæåëåå, ÷åì îïòèìèñòû. ×òî-áû ñîõðàíèòü ñâåòëîå îòíîøåíèå ê æèçíè, ñòàðàéòåñü ðåæå ñìîòðåòü òåëåâèçîð.

È ñàìîå ãëàâíîå â ýòîì ïðîöåññå — ñòàðàòüñÿ óêðåïèòü èììóíèòåò çàðàíåå, íå æäàòü ïðîÿâëåíèÿ ïåðâûõ ïðèçíàêîâ çàáîëåâàíèÿ. Âåäü ïóòü ê çäîðîâüþ — ýòî òîëüêî âî âòîðóþ î÷åðåäü õîðîøåå ëå÷åíèå. À â ïåðâóþ — ýòî çàáîòà î ñåáå è çàùèòà îò ðàçëè÷íûõ íåäóãîâ.

2. ÝÏÈÄÅÌÈÎËÎÃÈß

Ýïèäåìèîëîãèÿ-îáùåìåäèöèíñêàÿ íàóêà, èçó÷àþùàÿ çàêîíîìåðíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ è ðàñïðîñòðàíåíèÿ çàáîëåâàíèé ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè ñ öå-ëüþ ðàçðàáîòêè ïðîôèëàêòè÷åñêèé ìåðîïðèÿòèé. Ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ ýïè-äåìèîëîãèè ÿâëÿåòñÿ çàáîëåâàåìîñòü-ñîâîêóïíîñòü ñëó÷àåâ áîëåçíè íà îïðåäåëåííîé òåððèòîðèè â îïðåäåëåííîå âðåìÿ ñðåäè îïðåäåëåííîé ãðóïïû íàñåëåíèÿ.

Öåëü ýïèäåìèîëîãèè çàêëþ÷àåòñÿ â âûÿâëåíèè çàêîíîìåðíîñòåé âîç-íèêíîâåíèÿ, ðàñïðîñòðàíåíèÿ è ïðåêðàùåíèÿ áîëåçíåé ÷åëîâåêà è ðàçðàáîòêå ìåð ïðîôèëàêòèêå è áîðüáû ñ íèìè.

Çàäà÷è ýïèäåìèîëîãèè ñâîäÿòñÿ:

-îïðåäåëåíèþ ìåäèöèíñêîé è ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé çíà÷èìîñòè áîëåçíè, å¸ ìåñòà â ñòðóêòóðå ïàòîëîãèè íàñåëåíèÿ;

-èçó÷åíèþ çàêîíîìåðíîñòåé ðàñïðîñòðàíåíèÿ áîëåçíè âî âðåìåíè, ïî òåððèòîðèè è ñðåäè ðàçëè÷íûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ;

-âûÿâëåíèþ ïðè÷èí è óñëîâèé, îïðåäåëÿþùèõ íàáëþäàåìûé õàðàêòåð ðàñïðîñòðàíåíèÿ áîëåçíè;

-ðàçðàáîòêå ðåêîìåíäàöèé ïî îïòèìèçàöèè ïðîôèëàêòèêå;

— ðàçðàáîòêå ïðîãíîçà ðàñïðîñòðàíåíèÿ èçó÷àåìîé áîëåçíè.

Îáúåêòîì ýïèäåìèîëîãèè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèé ÿâëÿåòñÿ ýïèäå-ìèîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ, çàêîíîìåðíîñòè åãî ðàçâèòèÿ è ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ.

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1. Áîëüøàÿ ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ: â 35 ò. / ãë. ðåä. À. Í. Áàêóëåâ. Ì.: Ãîñìåäèçäàò; èçäàíèå 2-å, 1956 — 1967, ò. 11. — 716 ñ.

2. Ãðóíòåíêî Å.Â. Èììóíèòåò. Çà è ïðîòèâ. — Ì., “Çíàíèå”, 1982. — 248 ñ.

3. Ïîêðîâñêèé Â.Ì., Êîðîòüêî Ã.Ô., Ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà, Ì., «Ìåäè-öèíà», 1997, ò.1, ñ. 298 — 307.

4. Ðîéò À. Îñíîâû èììóíîëîãèè. Ì., “Ìèð”, 1991. — 328 ñ.

5. Ñåìåíîâ Ý.Â. Àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ ÷åëîâåêà. — Ïîñîáèå äëÿ ïî-ñòóïàþùèõ â ÂÓÇû — Ì., ÀÍÌÈ, 1995. — 97 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник