Льготы привилегии и иммунитеты как элементы правового статуса

Льготы привилегии и иммунитеты как элементы правового статуса thumbnail

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

· Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

· Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из общих правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.). С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

· Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц

· Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много.

· В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Общие черты:

· Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

· Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

· В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

· В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

· В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

· 1. Если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, — в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности). «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

· 2. Круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

· 3. Основное назначение льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан, состоит в выравнивании и определенном сглаживании их фактического положения, в создании более благоприятных условий для нормального развития тех из граждан, которые особенно нуждаются в этом. Целью правового иммунитета является обеспечение выполнения соответствующими субъектами особо важных международных, государственных, общественных функций, служебных официальных обязанностей.



Источник

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выра­жающееся как в предоставлении допол­нительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интере­сов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках обще­ственных интересов.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий ад­министрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностран­цев от воинской службы не являются правовыми льготами.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из об­щих правил, отклонение от единых тре­бований нормативного характера, вы­ступают способом юридической диффе­ренциации.

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического харак­тера.

В-третьих, правовые льготы вы­ступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в норматив­ных актах в соответствии с демократи­ческими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правопри­менительных актов. Запрещение зако­ном предоставлять льготы в индивиду­альном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, ко­торое может проявиться в этом про­цессе.

Категорию «льгота» нужно отли­чать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объ­ему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощре­ния, наказания, обязанности, запреты и т.п.

С одной стороны, льготы устанав­ливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих пра­вил не могут получить должного обес­печения и защиты. С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности ко­торых заинтересовано государство, об­щество.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монополь­ные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заклю­чаются в следующем.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Во-вторых, льготы распространя­ются на больший круг лиц и имеют бо­лее широкую сферу применения. При­вилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений.

Читайте также:  Лекции по противовирусному иммунитету

В-третьих, если льготы в доми­нанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо преду­сматриваются главным образом для со­ответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, ма­терей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специаль­ном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо от­ветственных и иных лиц.

В-четвертых, привилегии, ввиду того что они являются исключитель­ными правами, выступают более де­тальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирова­ния. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобож­дением конкретно установленных в нормах международного права, Консти­туции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, при­званные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфи­ческими разновидностями льгот и при­вилегий, естественно, имеют с ними об­щие черты.

Во-первых, все они создают осо­бый юридический режим.

Во-вторых, призваны быть право­стимулирующими средствами, побуж­дающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, спо­собствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, выступают своеоб­разными изъятиями, правомерными ис­ключениями для конкретных лиц, уста­новленными в специальных юридиче­ских нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социаль­ных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки:

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преиму­ществах, в так называемых положитель­ных льготах, то иммунитеты, наоборот, — в виде отрицательных льгот (освобож­дение от выполнения отдельных обязан­ностей — уплаты налогов, пошлин, сви­детельский иммунитет и т.п., освобож­дение от ответственности).

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения меж­дународных, государственных и обще­ственных функций, служебных офици­альных обязанностей.

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами об­ладатели иммунитета. Это связано в ос­новном с тем, что иммунитет из закон­ного и эффективного юридического средства превращается в препятствую­щий фактор.

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международ­ного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консуль­ский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депу­таты, Уполномоченного по правам чело­века в РФ, членов избирательных ко­миссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению рефе­рендума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др

73. Правосознание — это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах. То есть субъективное восприятие правовых явлений. Это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются реальные общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем это отражение обладает той спецификой, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п. Все они в совокупности подвергаются анализу и оценке. Следовательно, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений общественной жизни, которые объективно нуждаются в правовой регламентации. На основе правовых установок и ценностных ориентации, сопоставления своего поведения с правовыми установлениями осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Источник

Льготы привилегии и иммунитеты как элементы правового статуса

Любовь

Правовые льготы — это юр. средства, предоставляющие субъектам (ветеранам, участникам боевых действий и т.д.) дополн. права или освобождающие их от установленных законом обязанностей.

Цель правовых льгот состоит в согласовании интересов личности, коллектива и гос-ва. С их помощью: 1) восстан-ся справедливость и равенство субъектов; 2) компенсируются затраты; 3) стимул-ся определенная деят. (участие в вооруженных конфликтах, работа на Крайнем Севере).

Поэтому льготы нельзя отождествлять с поощрением. Если поощрение специально предназначено для вознаграждения, за заслуженное поведение, то льготы не всегда устанав-ся за заслуги, стимулируя определѐнное поведение, они в большей степени выполняют компенсационную функцию. Разновидностями льгот являются: — налоговые преференции, обеспеч. компенсацию финансовых потерь, при выпуске новой, конкурент-ой продукции и модернизации технолог. процессов; — таможенные льготы, защищающее российскую экономику от неблаг-го воздействия иностранной конкуренции и поддерживающие рациональное соотнош. ввоза и вывоза товаров в РФ при ее взаимоотн. с мировым рынком; — субсидии, дотации, субвенции обеспеч. реализацию др. средств определ. правовые положения субъектов бюджетных отношений и оптимизирующих функц-ие бюджетной системы; — компенсации, возмещают ущерб причиненный физ. или юр. лицу, в результате как правомерных, так и неправомерных действий; — иммунитеты, как «отрицательные» льготы обеспеч. надлежащее выполнение функций и служебных обязанностей.

Правовые привилегии — это спец. льготы для конкретных субъектов (Президент РФ, Председатель ГосДумы РФ), необходимые для лучшего выполнения публичных функций.

Привилегии носят персонифицированный и детальный характер (машины, охрана и т.д.). Они устан-ся не для выравнивания положения разных субъектов, а для более качественного выполнения обязанностей ДЛ или иными представителями правящей элиты. В то же время, на обыденном уровне привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ номенклатурой в обход действующих законов, их стремлением улучшить своѐ положение за счѐт общества. 

Читайте также:  Какой анализ показывает иммунитет

Пособие является формой внешнего выражения стимула,  доп. соц. гарантией,  поддерживающей жизненный стандарт субъекта (пособие по безработице). Если стимулы направлены на активизацию соц. полезной деят., то ограничения предполагают силовой вариант сдерживания негативной активности и предупреждения социально вредного поведения.

Правовые иммунитеты — особые льготы и привилегии, преимущ. связанные с освобождением конкретно установленных в нормах права, конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответст-ти, призванные обеспечивать выполнение ими соответст. функций.

Иммунитеты, выступая специфич. разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во-первых, все они создают особый юр. режим, позволяют облегчать положение соответст. субъектов, расширяют возможности по удовлетв. тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, они призваны быть правостимул-ми средствами, побуждающими к опред. поведению и обознач. собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, явл. гарантиями соц. полезной деят-ти, способствуют осущ. обяз.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными искл-ми для конкретных лиц, устан-ми в спец. юр. нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

103

04.06.2018; 03:53

хиты: 897

рейтинг:0

Льготы привилегии и иммунитеты как элементы правового статусаЛьготы привилегии и иммунитеты как элементы правового статуса

Профессии и Прикладные науки

право

Источник

Важнейшими стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не любое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т.д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключение из общих правил, отклонение от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).

Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т.п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. , именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку эти люди характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т.д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права, они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» в редакции от 6 октября 1997 г. <*>; в п. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 30 декабря 1998 г. и других.

Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основополагающие принципы права — справедливость, равноправие и т.п.

В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В-четвертых, привилегии, ввиду того что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выровнять» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяет известное неравенство, без привилегий не обойтись.

Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируются с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними общие черты.

Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, — в виде отрицательных льгот (освобождение от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождение от ответственности). «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 г., прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 г., «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 г., «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституции и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и др.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты — во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:

1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права;

2) полноценное общетеоретическое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые «горизонты» для отраслевых наук и т.п.), так и практические проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, повышение эффективности правового регулирования данной весьма непростой сферы общественных отношений и т.д.).

Источник

Читайте также:  5 настоек для иммунитета