Лица пользующиеся иммунитетом от уголовной юрисдикции российского государства

Лица пользующиеся иммунитетом от уголовной юрисдикции российского государства thumbnail

Одним из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях (далее Венская конвенция). Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961 года. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета. Российская Федерация, являясь правопреемником СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964 года, также участвует в данной Конвенции.

Дипломатический иммунитет (от лат. immunitas — независимость, неподверженность) — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава и члены дипломатического персонала дипломатических представительств

Дипломатические привилегии — это льготы, преимущества, предоставляемые дипломатическим представительствам и их сотрудникам.

С точки зрения юридической силы различия между иммунитетом и привилегиями нет. Поэтому термины «привилегии и иммунитеты», как в теории, так и на практике применяются в качестве собирательного понятия, определяющего, с одной стороны, привилегированное, исключительное положение заграничных представительств органов внешних сношений, международных организаций, а с другой — сотрудников и технического персонала этих представительств, международных служащих, выполняющих официальные функции от имени своего государства или в коллективных интересах всех государств-членов международной организации.

В общем, понятие «привилегии и иммунитеты» можно определить как права, преимущества и льготы, предоставляемые заграничным представительствам органов внешних сношений и их персоналу, а также международным и межгосударственным организациям, их должностным лицам и представителям государств при этих организациях, с целью облегчения и эффективного выполнения ими своих функций.

Согласно Венской Конвенции, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская Конвенция устанавливает две категории дипломатических привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные, т.е. относящиеся к главам и персоналам представительств.

Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.

Ст. 22 Венской Конвенции устанавливает, что помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства. При этом под помещениями представительства понимаются здания или часть зданий, используемых для целей представительства, включая резиденцию главы представительства и обслуживающий их земельный участок.

Больше того, согласно Конвенции, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства. Предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенностью пользуется также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию (ст. 27 п. 2, 3).

Согласно ст. 21 государство пребывания должно либо оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства, либо оказать помощь аккредитующему государству в получении помещений каким-либо иным путем. Оно должно также, в случае необходимости, оказывать помощь представительствам в получении подходящих помещений для их сотрудников.

Государство пребывания должно предоставить все возможности для выполнения функций представительства (ст. 25).

Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечивать всем сотрудников представительства свободу передвижения по его территории (ст. 26).

Конвенция подтвердила существовавший ранее порядок сношения представительства со своим правительством с помощью дипломатических курьеров и закодированных или шифрованных депеш.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования (ст. 27).

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В случае разрыва дипломатических отношений между государствами, либо окончательного, либо временного отозвания представительства и даже в случае вооруженного конфликта государство пребывания должно уважать и охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.

Аккредитующее государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан третьему государству, приемлемому для государства пребывания (ст. 45).

Cт. 20 Венской Конвенции устанавливает право представительства и его главы пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения.

Помещение представительства не может быть использовано для насильственного задержания какого-либо лица. Оно не должно быть использовано и для предоставления убежища.

Налоговые привилегии дипломатических агентов являются неотъемлемой частью практики межгосударственных отношений и оговариваются соответствующими нормами международного законодательства.

Венская Конвенция освобождает дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания (к последним обычно относится плата за электроэнергию, газ, воду, телефон и т.п.) (ст. 23 п. 1).

Читайте также:  Что такое иммунитет от уголовной ответственности

Вознаграждения и сборы, взимаемые представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин (cт. 28).

Представительство освобождается также от таможенных пошлин при провозе предметов, предназначенных для официального пользования. Порядок провоза этих предметов обычно устанавливается государством пребывания.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества (ст. 44).

Личные привилегии и иммунитеты.

Членами дипломатического персонала являются те члены персонала представительства, которые имеют дипломатический ранг: советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, первые, вторые и третьи секретари, атташе дипломатические и атташе — представители ведомств (по науке и технике, сельскому хозяйству и т.д.), секретари-архивисты. В состав дипломатического персонала представительства входят также заместители торговых представителей, помощники военных, военно-морских и военно-воздушных атташе.

Что касается личных привилегий и иммунитетов, то важнейшим из них является личная неприкосновенность. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту, или задержанию в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство (ст. 29).

Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства (ст. 30).

Понятие «частная резиденция дипломатического агента» охватывает даже временную резиденцию дипломатического агента (например, номер в гостинице).

Его бумаги, корреспонденция, имущество равным образом пользуется неприкосновенностью за исключением, исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 30).

Члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания, привилегиями и иммунитетами, указанными в статьях 29-36 Венской Конвенции.

Освобождение от уголовной юрисдикции принимающего государства необходимо рассматривать в качестве изъятия из действия уголовного закона по кругу лиц, так как, в соответствии с ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права».

Круг лиц, на которых не распространяется уголовная юрисдикция страны пребывания, весьма обширен и определен во многих международно-правовых актах, участником которых является Россия. Из них наибольшее и универсальное значение имеет Венская конвенция.

Анализ источников позволяет выделить следующие подвиды дипломатического иммунитета: персонала дипломатического представительства (дипломатического агента и членов его семьи; членов административно-технического персонала представительств и членов их семей; членов обслуживающего персонала посольств; дипломатического курьера), персонала специальных дипломатических миссий, персонала представительств государств при международных и межправительственных организациях, персонала торговых представительств иностранных государств.

Согласно Венской Конвенции, все лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, «обязаны уважать законы и постановления государства пребывания». Из этого положения следует вывод об обязательности для этих лиц местных законов. Таким образом, на дипломатов и иных лиц, пользующихся иммунитетом по международному праву, распространяется ограниченная уголовная юрисдикция России, которая «не может быть осуществлена принудительно». С другой стороны, иммунитет в принимающем государстве не освобождает совершившее лицо от уголовной ответственности по законам посылающего государства (ч. 4 ст. 31 Венской Конвенции). В УК РФ аналогичное положение следует из принципа гражданства в действии уголовного закона.

Уголовно-правовым иммунитетом обладает, в первую очередь, «дипломатический агент», который пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Этот иммунитет действует в отношении любой деятельности дипломатического агента, а также распространен на членов его семьи, постоянно проживающих вместе с ним (ч. 1 ст. 37).

В силу указания ч. 2 ст. 37 этой же Конвенции, аналогичный иммунитет от уголовной юрисдикции распространяется на членов административно-технического персонала посольств (которыми признаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание последнего — п. «f» ст. 1) и постоянно проживающих с ними членов их семей.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 «дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля») и ч.ч. 1,2 ст. 37 Венской Конвенции (распространяющих этот иммунитет на членов семьи дипломатического агента, членов административно-технического персонала и членов его семьи), в качестве составной части дипломатического иммунитета надо рассматривать свидетельский иммунитет. Свидетельский иммунитет указанных лиц распространен на любые обстоятельства, о которых эти лица могут быть допрошены.

В отличие от дипломатического агента и члена административно-технического персонала, иммунитет от уголовной юрисдикции членов обслуживающего персонала представительства (не граждан страны пребывания и постоянно не проживающих в ней лиц) оговорен только в отношении действий, совершенных при исполнении своих обязанностей. Объем этого иммунитета является одним из самых узких среди всех разновидностей дипломатического иммунитета.

Свидетельский иммунитет членов обслуживающего персонала, не смотря на отсутствие прямого указания Конвенции, должен распространяться также на обстоятельства и факты, связанные с деятельностью при исполнении служебных обязанностей. По иным вопросам представители этой категории работников представительств не могут отказаться от дачи показаний в качестве свидетеля, и несут уголовную ответственность по ст. 308 УК РФ.

Читайте также:  Какими витаминами поддержать иммунитет

Дипломаты пользуются иммунитетом и от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию.

Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно: 1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; 2) исков о наследовании, когда дипломат выступает как частное лицо; 3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды. Иногда бывает так, что дипломат сам возбуждает иск в суде государства пребывания. В этом случае он отказывается от неподсудности по данному делу, и на него не распространяется судебный иммунитет в отношении встречных исков, связанных с возбужденным им делом.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен.

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Таким образом, предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится. Полным иммунитетом пользуется дипломатический персонал, лица, обладающие дипломатическим рангом. Они не могут быть подвергнуты аресту и задержанию. Государство пребывания обеспечивает их безопасность. Неприкосновенностью пользуется жилое помещение дипломата, даже временное, например номер в гостинице или санатории, а также его имущество.

Дипломат пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции. Это значит, что он изъят из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления права. Что же касается предписывающей юрисдикции, то дипломат иммунитетом не обладает, поскольку он обязан соблюдать законы страны пребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Одновременно дипломаты находятся под юрисдикцией своего государства. Существенное значение в регламентировании их деятельности играют акты ведомства иностранных дел направившей их страны, которые порой явно ограничивают общепринятые права человека.

дипломатический иммунитет глобализация международный

Источник

Äåéñòâèå óãîëîâíîãî çàêîíà â ïðîñòðàíñòâå — ñòðàíèöà 4

Ïåðå÷åíü ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ äèïëîìàòè÷åñêèì èììóíèòåòîì îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè, çàêðåïëåí ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûìè àêòàìè: Âåíñêîé êîíâåíöèåé î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ îò 18 àïðåëÿ 1961 ã., Âåíñêîé êîíâåíöèåé î êîíñóëüñêèõ ñíîøåíèÿõ îò 24 àïðåëÿ 1963 ã., Âåíñêîé êîíâåíöèåé î ïðåäñòàâèòåëüñòâå ãîñóäàðñòâ â èõ îòíîøåíèÿõ ñ ìåæäóíàðîäíûìè îðãàíèçàöèÿìè óíèâåðñàëüíîãî õàðàêòåðà îò 14 ìàðòà 1975 ã., Êîíâåíöèåé î ïðèâèëåãèÿõ è èììóíèòåòàõ Îáúåäèíåííûõ íàöèé îò 13 ôåâðàëÿ 1946 ã., Êîíâåíöèåé î ïðèâèëåãèÿõ è èììóíèòåòàõ ñïåöèàëèçèðîâàííûõ ó÷ðåæäåíèé îò 21 íîÿáðÿ 1947 ã., à òàêæå äâóñòîðîííèìè êîíñóëüñêèìè êîíâåíöèÿìè Ðîññèè ñ çàðóáåæíûìè ñòðàíàìè.

 ðîññèéñêîì íàöèîíàëüíîì çàêîíîäàòåëüñòâå êàòåãîðèè ýòèõ ëèö óêàçàíû â Ïîëîæåíèè î äèïëîìàòè÷åñêèõ è êîíñóëüñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâàõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ íà òåððèòîðèè ÑÑÑÐ îò 23 ìàÿ 1966 ã.

Ïîñòàíîâëåíèå Ïëåíóìà Âåðõîâíîãî Ñóäà ÐÔ «Î ïðèìåíåíèè ñóäàìè îáùåé þðèñäèêöèè îáùåïðèçíàííûõ ïðèíöèïîâ è íîðì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà» îòìå÷àåò, ÷òî «â êðóã ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ èììóíèòåòîì, âõîäÿò, íàïðèìåð, ãëàâû äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ, ÷ëåíû ïðàâèòåëüñòâ, èìåþùèå äèïëîìàòè÷åñêèé ðàíã, ÷ëåíû èõ ñåìåé, åñëè ïîñëåäíèå íå ÿâëÿþòñÿ ãðàæäàíàìè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ.

Ê èíûì ëèöàì, ïîëüçóþùèìñÿ èììóíèòåòîì, îòíîñÿòñÿ, â ÷àñòíîñòè, ãëàâû ãîñóäàðñòâ, ïðàâèòåëüñòâ, ãëàâû âíåøíåïîëèòè÷åñêèõ âåäîìñòâ ãîñóäàðñòâ, ÷ëåíû ïåðñîíàëà äèïëîìàòè÷åñêîãî ïðåäñòàâèòåëüñòâà, îñóùåñòâëÿþùèå àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêîå îáñëóæèâàíèå ïðåäñòàâèòåëüñòâà, ÷ëåíû èõ ñåìåé, ïðîæèâàþùèå ñîâìåñòíî ñ óêàçàííûìè ëèöàìè, åñëè îíè íå ÿâëÿþòñÿ ãðàæäàíàìè ãîñóäàðñòâà ïðåáûâàíèÿ èëè íå ïðîæèâàþò â íåì ïîñòîÿííî, à òàêæå äðóãèå ëèöà, êîòîðûå ïîëüçóþòñÿ èììóíèòåòîì ñîãëàñíî îáùåïðèçíàííûì ïðèíöèïàì è íîðìàì ìåæäóíàðîäíîãî ïðàâà è ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðàì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè».

Ê ÷èñëó òàêîâûõ, â ÷àñòíîñòè, îòíîñÿòñÿ: ãëàâû äèïëîìàòè÷åñêèõ ìèññèé (ïîñëû, ïîâåðåííûå â äåëàõ, âðåìåííûå ïîâåðåííûå â äåëàõ), äèïëîìàòè÷åñêèå àãåíòû, ïîñëàííèêè, ñîâåòíèêè, ïåðâûå, âòîðûå è òðåòüè ñåêðåòàðè, àòòàøå, òîðãîâûå ïðåäñòàâèòåëè, êîíñóëüñêèå äîëæíîñòíûå ëèöà è ò.ä. Äèïëîìàòè÷åñêèå èììóíèòåòû, â òîì ÷èñëå ëè÷íàÿ íåïðèêîñíîâåííîñòü, ðàñïðîñòðàíÿþòñÿ òàêæå íà ÷ëåíîâ ñåìåé äèïëîìàòè÷åñêèõ ñîòðóäíèêîâ.

Àäìèíèñòðàòèâíî-òåõíè÷åñêèé ïåðñîíàë äèïëîìàòè÷åñêèõ ïðåäñòàâèòåëüñòâ îáëàäàåò ïðàêòè÷åñêè òåìè æå ïðèâèëåãèÿìè è èììóíèòåòàìè, ñ òîé ëèøü ðàçíèöåé, ÷òî èììóíèòåò, â òîì ÷èñëå óãîëîâíî-ïðàâîâîé, ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ ëèøü íà ïðåñòóïëåíèÿ, ñîâåðøåííûå èìè â ñâÿçè ñ èñïîëíåíèåì ñëóæåáíûõ îáÿçàííîñòåé.

Äèïëîìàòè÷åñêèé èììóíèòåò îò óãîëîâíîé þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ìåñòà ïðåáûâàíèÿ îçíà÷àåò, ÷òî ëèöà, ïîëüçóþùèåñÿ òàêèìè èììóíèòåòàìè è ñîâåðøèâøèå ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè, íå ïîäëåæàò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ñòðàíû ìåñòà ïðåáûâàíèÿ. Óêàçàííûå ëèöà îáû÷íî îáúÿâëÿþòñÿ ïåðñîíàìè «íîí ãðàòà» (íåæåëàòåëüíûìè ëèöàìè) è âûñûëàþòñÿ çà ïðåäåëû ñòðàíû ïðåáûâàíèÿ.

Читайте также:  Принципы использования реакций иммунитета

Îäíàêî èììóíèòåò äèïëîìàòè÷åñêèõ àãåíòîâ è äðóãèõ ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ äèïëîìàòè÷åñêèìè èììóíèòåòàìè îò þðèñäèêöèè ãîñóäàðñòâà ìåñòà ïðåáûâàíèÿ, íå îñâîáîæäàåò èõ îò þðèñäèêöèè àêêðåäèòóþùåãî ãîñóäàðñòâà. Ïîòîìó äèïëîìàò, ñîâåðøèâøèé ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè Ðîññèè, íå ìîæåò áûòü ïðèâëå÷åí ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî ÓÊ ÐÔ, íî ìîæåò íåñòè óãîëîâíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïî óãîëîâíûì çàêîíàì òîãî ãîñóäàðñòâà, êîòîðîå îí ïðåäñòàâëÿë â Ðîññèè.

Êðîìå òîãî, ñîãëàñíî ñò. 32 Âåíñêîé êîíâåíöèè î äèïëîìàòè÷åñêèõ ñíîøåíèÿõ, àêêðåäèòóþùåå ãîñóäàðñòâî ìîæåò îòêàçàòüñÿ îò èììóíèòåòà îò þðèñäèêöèè äèïëîìàòè÷åñêèõ àãåíòîâ è ëèö, ïîëüçóþùèõñÿ èììóíèòåòîì.  ýòîì ñëó÷àå óêàçàííûå ëèöà ìîãóò áûòü ïðèâëå÷åíû ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ñòðàíû ïðåáûâàíèÿ è ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.

Òåððèòîðèàëüíûé ïðèíöèï äåéñòâèÿ óãîëîâíîãî çàêîíà â ïðîñòðàíñòâå ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûì, íî íå åäèíñòâåííûì. Íàðÿäó ñ íèì âûäåëÿåòñÿ ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà.  ðóññêîì óãîëîâíîì ïðàâå äàííûé ïðèíöèï èìåíîâàëñÿ ïðèíöèïîì ëè÷íîãî ïîä÷èíåíèÿ, ñóòü êîòîðîãî ñîñòîÿëà â òîì, ÷òî íà êàêîé áû òåððèòîðèè ïîääàííûé ãîñóäàðñòâà íè ñîâåðøèë ïðåñòóïëåíèå, îí äîëæåí íåñòè çà íåãî óãîëîâíóþ îòâåòñòâåííîñòü ïî çàêîíàì ñâîåé ñòðàíû.

 äåéñòâóþùåì óãîëîâíîì çàêîíîäàòåëüñòâå ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà çàêðåïëåí â ÷. 1 ñò. 12 ÓÊ: «Ãðàæäàíå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè è ïîñòîÿííî ïðîæèâàþùèå â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ëèöà áåç ãðàæäàíñòâà, ñîâåðøèâøèå âíå ïðåäåëîâ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè ïðåñòóïëåíèå ïðîòèâ èíòåðåñîâ, îõðàíÿåìûõ íàñòîÿùèì Êîäåêñîì, ïîäëåæàò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ íàñòîÿùèì Êîäåêñîì, åñëè â îòíîøåíèè ýòèõ ëèö ïî äàííîìó ïðåñòóïëåíèþ íå èìååòñÿ ðåøåíèÿ ñóäà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà».

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ðåäàêöèÿ äàííîé íîðìû â ÓÊ ÐÔ 1996 ã., â îòëè÷èå îò ðàíåå äåéñòâîâàâøåãî çàêîíîäàòåëüñòâà, ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóåò Êîíñòèòóöèè ÐÔ è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûì îáÿçàòåëüñòâàì Ðîññèè.

Ãðàæäàíå ÐÔ, à òàêæå ïîñòîÿííî ïðîæèâàþùèå íà åå òåððèòîðèè ëèöà áåç ãðàæäàíñòâà îáÿçàíû ñîáëþäàòü çàêîíû Ðîññèè, ãäå áû îíè íè íàõîäèëèñü, â òîì ÷èñëå çà ïðåäåëàìè Ðîññèè. Ãðàæäàíå ÐÔ, íàõîäÿùèåñÿ çà ïðåäåëàìè åå ãðàíèö, ïîëüçóþòñÿ çàùèòîé è ïîêðîâèòåëüñòâîì ñî ñòîðîíû ãîñóäàðñòâà, íî ñ äðóãîé ñòîðîíû, íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà ïðàâîíàðóøåíèÿ, ñîâåðøåííûå çà ãðàíèöåé, òàêæå ïî çàêîíàì Ðîññèè. Îäíàêî íà îñíîâå òåððèòîðèàëüíîãî ïðèíöèïà ãîñóäàðñòâî, íà òåððèòîðèè êîòîðîãî áûëî ñîâåðøåíî ïðåñòóïëåíèå, òàêæå èìååò ïðàâî ïðèâëå÷ü äàííîå ëèöî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.

Ïîòîìó ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ïðèìåíÿåòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì íå ïðèìåíÿåòñÿ ïðèíöèï òåððèòîðèè, ò.å. ëèöî íå áûëî ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè â òîì ãîñóäàðñòâå, íà ÷üåé òåððèòîðèè îíî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå.

 ÓÊ ÐÔ èñïîëüçóåòñÿ íåñêîëüêî èíàÿ ôîðìóëèðîâêà: «…åñëè â îòíîøåíèè ýòèõ ëèö ïî äàííîìó ïðåñòóïëåíèþ íå èìååòñÿ ðåøåíèÿ ñóäà èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà», îäíàêî áîëåå ïðàâèëüíî áûëî áû èñïîëüçîâàòü òåðìèí «ïðèâëå÷åíèå ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè», ïîñêîëüêó óãîëîâíàÿ îòâåòñòâåííîñòü íå îáÿçàòåëüíî ìîæåò áûòü ñâÿçàíà ñ îñóæäåíèåì çà ñîâåðøåííîå ïðåñòóïëåíèå.

 ÷àñòíîñòè, ëèöî, ñîâåðøèâøåå ïðåñòóïëåíèå, ìîæåò áûòü îñâîáîæäåíî îò óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè èëè íàêàçàíèÿ íà çàêîííûõ îñíîâàíèÿõ, óñòàíîâëåííûõ óãîëîâíûì çàêîíîäàòåëüñòâîì.

Ðåàëüíî íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ ïðèíöèïà ãðàæäàíñòâà âîçíèêàåò â ñëåäóþùèõ ñëó÷àÿõ:

  • ëèöî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå çà ãðàíèöåé, íî â ìîìåíò îáíàðóæåíèÿ äàííîãî ïðåñòóïëåíèÿ îðãàíàìè èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà ëèáî â ìîìåíò óñòàíîâëåíèÿ ëèöà, âèíîâíîãî â ñîâåðøåíèè äàííîãî ïðåñòóïëåíèÿ, óæå íàõîäèòñÿ íà òåððèòîðèè Ðîññèè;
  • ëèöî ñîâåðøèëî ïðåñòóïëåíèå çà ãðàíèöåé è áûëî âûäàíî Ðîññèè ïî åå òðåáîâàíèþ äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè è îñóæäåíèþ.

Âòîðîå óñëîâèå, ïðè êîòîðîì ìîæåò ïðèìåíÿòüñÿ ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà, ñîñòîèò â òîì, ÷òî äåÿíèÿ, ñîâåðøåííûå âèíîâíûì çà ïðåäåëàìè Ðîññèè, ïðèçíàþòñÿ ïðåñòóïíûìè ïî çàêîíó Ðîññèè. Ðàíåå â ÓÊ ÐÔ ñóùåñòâîâàëà íîðìà, ñîãëàñíî êîòîðîé ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ïðèìåíÿëñÿ ëèøü â òîì ñëó÷àå, åñëè ñîâåðøåííîå ïðåñòóïëåíèå ÿâëÿëîñü òàêîâûì êàê ïî çàêîíîäàòåëüñòâó Ðîññèè, òàê è ïî çàêîíó ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ.

Îäíàêî Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì îò 27 èþëÿ 2006 ã. ¹ 153-ÔÇ â äàííóþ íîðìó áûëè âíåñåíû èçìåíåíèÿ. Ïîýòîìó â äàííûé ìîìåíò ïðèíöèï ãðàæäàíñòâà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà òå äåÿíèÿ, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðåñòóïíûìè ïî çàêîíîäàòåëüñòâó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Çàêîíîäàòåëüñòâî Ðîññèè ïðåäóñìàòðèâàåò âîçìîæíîñòü äâîéíîãî ãðàæäàíñòâà ãðàæäàíèíà ÐÔ.

Äâîéíîå ãðàæäàíñòâî (áèïàòðèçì) — ýòî íàëè÷èå ó ãðàæäàíèíà ÐÔ ãðàæäàíñòâà (ïîääàíñòâà) èíîñòðàííîãî ãîñóäàðñòâà. Ñîãëàñíî ñò. 6 Ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ãðàæäàíñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè» ãðàæäàíèí ÐÔ, èìåþùèé òàêæå èíîå ãðàæäàíñòâî, ðàññìàòðèâàåòñÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèåé òîëüêî êàê ãðàæäàíèí ÐÔ, çà èñêëþ÷åíèåì ñëó÷àåâ, ïðåäóñìîòðåííûõ ìåæäóíàðîäíûì äîãîâîðîì ÐÔ èëè ôåäåðàëüíûì çàêîíîì. Äâîéíîå ãðàæäàíñòâî ïîðîæäàåò ñåðüåçíûå òðóäíîñòè ïðè ðàçðåøåíèè ïðàâîâûõ êîëëèçèé. Óãîëîâíî-ïðàâîâûå — èç ÷èñëà íàèáîëåå ñëîæíûõ.

Ïîëîæèì, ëèöî, ÿâëÿþùååñÿ îäíîâðåìåííî ãðàæäàíèíîì Ðîññèè è Êàçàõñòàíà, ñîâåðøàåò ïðåñòóïëåíèå íà òåððèòîðèè Óçáåêèñòàíà. Ïî êàêèì-ëèáî ïðè÷èíàì îíî íå áûëî ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì ìåñòà ñîâåðøåíèÿ ïðåñòóïëåíèÿ — ïî Óãîëîâíîìó êîäåêñó Óçáåêèñòàíà. Ðóêîâîäñòâóÿñü ïðèíöèïîì ãðàæäàíñòâà, ëèöî ìîæåò îäíîâðåìåííî áûòü ïðèâëå÷åíî ê óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè ïî çàêîíàì Ðîññèè è Êàçàõñòàíà. Êàêîìó æå èç ãîñóäàðñòâ äîëæíî áûòü îòäàíî ïðåäïî÷òåíèå?

 ìåæäóíàðîäíîì ïðàâå â òàêèõ ñëó÷àÿõ èñïîëüçóåòñÿ ïðèíöèï «ýôôåêòèâíîãî ãðàæäàíñòâà», êîãäà ïðèìåíÿåòñÿ çàêîí òîãî ãîñóäàðñòâà, íà òåððèòîðèè êîòîðîãî áèïàòðèä è åãî ñåìüÿ ïîñòîÿííî ïðîæèâàþò, èìåþò ðàáîòó, æèëüå, èìóùåñòâî, ïîëüçóþòñÿ âñåìè ïîëèòè÷åñêèìè è ãðàæäàíñêèìè ïðàâàìè. Ïðèíöèïîì ýôôåêòèâíîãî ãðàæäàíñòâà íåîáõîäèìî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ è ïðè ðàçðåøåíèè êîëëèçèé óãîëîâíî-ïðàâîâûõ íîðì, âîçíèêàþùèõ ïî ïðè÷èíå äâîéíîãî ãðàæäàíñòâà ëèöà, ñîâåðøèâøåãî ïðåñòóïëåíèå.

Ñòðàíèöû: 1 2 3 4 5

Источник