Международное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения труда

Международное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения труда thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 февраля 2016;
проверки требуют 17 правок.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

?

Международное разделение труда (МРТ):

  1. Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
  2. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

Другое более точное название этого явления — международное разделение производственных процессов (МРПП).[1]

Предпосылка возникновения МРТ — это различия в наделенности стран мира экономическими ресурсами. В основе МРТ лежит торговый обмен всех стран мира товарами, услугами и капиталом. Причиной вступления стран в МРТ является противоречие между ростом общественных потребностей и недостаточным уровнем существующих ресурсов для их удовлетворения.
Выгоды от участия в международном разделении труда:

  • позволяет сконцентрировать свои усилия на производстве тех продуктов, для которых у неё есть наилучшие условия;
  • позволяет расширить производство этих продуктов до масштабов способных удовлетворить потребности как своего населения, так и населения стран-партнеров;
  • позволяет отказаться от производства товаров, для которых у страны нет хороших условий производства и обеспечить их потребление за счет импорта.

Факторы становления и развития МРТ[править | править код]

  1. Природно-географические различия стран;
  2. Научно-технический прогресс;
  3. Различия в уровнях экономического и научно-технического развития стран;
  4. Тип хозяйствования и характер внешнеэкономических связей страны;
  5. Экономическая экспансия транснациональных корпораций;
  6. Развитие процессов региональной экономической интеграции.

Типы МРТ[править | править код]

  1. общее МРТ — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т. п.). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные;
  2. частное МРТ — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (тяжёлая и лёгкая промышленность, скотоводство и земледелие и т. п.). Оно связано с предметной специализацией;
  3. единичное МРТ — разделение труда внутри одного предприятия. При этом предприятие трактуется широко — как цикл создания законченного товара.

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Обмен информационными технологиями — обмен технологиями через современные информационные сети.

Структура МРТ второй половины XX века[править | править код]

Промышленно развитые западные страны производили высокотехнологичную продукцию. Социалистические страны специализируются на товарах добывающей промышленности. Развивающиеся страны — поставщики сырьевой и продовольственной продукции.

Основные тенденции МРТ второй половины XX века[править | править код]

Основная и все возрастающая роль в МРТ принадлежит обрабатывающей промышленности. С 1950 по 2000 гг. экспорт аграрных товаров увеличился в постоянных ценах в 6,3 раза, топливно-сырьевых товаров — в 11,3 раза, экспорт готовых изделий и их компонентов — в 50,5 раза.[1]

Неуклонно возрастает степень участия национальных экономик стран мира в МРТ. Отношение суммарного экспорта и импорта к ВВП всех стран мира увеличилось с 16% в 1950 г. до 37% в 2000 г.[2]

См. также[править | править код]

  • Экономическая интеграция
  • Абсолютное преимущество
  • Сравнительные преимущества

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • UNIDO (1986) World industry: a statistical review, 1985, Industry and Development, 18: Fig. 1; UNIDO database
  • под ред. Носов М. Г. Россия и глобализация: международные аспекты. — М.: Наука, 2006. — 288 с. — ISBN 5-02-034026-X.

Источник

Международное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения труда

Евгения Мищенко

VIII семестр:

VII семестр:

VI семестр:

V семестр:

IV семестр:

III семестр:

I семестр:

Под международным разделением труда (МРТ) понимается процесс концентрации в отдельных странах производства товаров и предоставления услуг свыше необходимых внутренних потребностей в расчете на их обмен или продажу иным странам.

Международное разделение труда (МРТ) — это высшая ступень развития общественного территориального труда. Она опирается на специализацию производства отдельных стран, на отдельные виды продукции, которыми эти страны обмениваются.

Три основных типа МРТ: общее, частное и единичное. Под общим понимается распределение труда в сфере производства: добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. При этом международная специализация отдельных стран в значительной степени определяется наличием благоприятных природно-климатических условий, а МРТ проявляется в разделении стран-экспортеров на индустриальные, сырьевые и аграрные. Частное МРТ — это специализация стран на уровне определенных отраслей производства, видов готовой продукции, что означает возрастание роли межотраслевого обмена готовыми изделиями. Этому типу ТРТ присущ высший уровень диверсификации производства и экспорта. Единичное МРТ — специализация отдельных стран на изготовлении отдельных узлов, деталей, агрегатов и компонентов продукции, на технологических стадиях промышленного производства. Этот высший тип ТРТ характерен для высокоразвитых стран.

Территориальное разделение труда (ТРТ) — объективный необратимый и закономерный процесс производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, исходя из сочетания специфического набора природных, социально-экономических и технологических факторов.

Читайте также:  Где можно сделать мрт органов брюшной полости

Сущность любого разделения труда (в том числе, территориального) заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции.

Результатом территориального разделения труда является формирование экономических районов в рамках единого хозяйственного комплекса страны. Экономические районы могут объединяться в более крупные единицы — макрорегионы.

ТРТ обусловливают следующие основные факторы:

— географическое положение территории (физико-географическое и экономико-географическое);

-национально-исторические особенности страны или регионов;

-экономическое состояние;

— социально-демографическое положение страны или регионов.

В России два макрорегиона и 11 экономических районов

Западный макрорегион: Северо-западный экономический район, Центральный, Волго-Вятский . Северный, Северо-Кавказский, Поволжский, Центрально-Чернозёмный, Уральский

Восточный макрорегион: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,  Дальневосточный

Примеры: США – мировые финансы, глобальная банковская сфера, инновации. Швейцария – хранение денег, изготовление сыра, шоколада и дорогих часов. Германия – горная и химическая промышленность, земледелие, машиностроение. Португалия, Турция, Египет и островные княжества – Туризм. Япония – машиностроение, энергетика, рыболовство. Швеция – нефть, автомобили, гидроэнергетика, лес. Франция – авто, космос, атомная энергия, с/х, лов рыбы, услуги. Англия – выработка угля и химикатов, авто, большой транзитный аэропорт. Восточная Европа: с/х, промышленность, энергетика, строительные услуги. Китай — производства от европейских филиалов (электроника, авто, судостроение) + фарфор и с/х.

17.05.2016; 14:27

хиты: 2365

рейтинг:0

Международное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения трудаМеждународное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения труда

Источник

Международное разделение труда мрт это высшая ступень общественного территориального разделения труда

ТОП 10:

Общественное разделение труда не может существовать вне определенной территории и страны, т.е. не может не выступать как территориальное разделение труда. Принято выделять два вида территориального разделения труда:

— межрегиональное — разделение труда между регионами одной и той же страны;

— международное — разделение труда между отдельными странами.

Наряду с территориальными видами разделения труда выделяют три функциональных вида общественного разделения труда:

— общее — разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.);

— частное — разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям (например, таким, как тяжелая и легкая промышленность, животноводство и растениеводство, морской, воздушный и сухопутный транспорт, а также внутри них: добывающая промышленность, металлургия, машиностроение в рамках тяжел ой промышленности; станкостроение и транспортное машиностроение в рамках машиностроения; автомобиле-, самолето-, судостроение в рамках транспортного машиностроения и др.);

— единичное — разделение труда внутри предприятия (при этом предприятие трактуется широко, как полный цикл создания конечного продукта).

Вопрос 3

Глобальные проблемы мирового хозяйства

В качестве основных глобальных проблем выделяют те, которые, во-первых, носят планетарный характер; во-вторых, угрожают всему человечеству либо гибелью, либо серьезным регрессом в дальнейшем развитии; в-третьих, требуют неотложного решения усилиями всего мирового сообщества.

Сами эти проблемы имеют форму противоречий, диспропорций и нарушений в определенных сферах жизнедеятельности человечества.

Разные авторы по-разному классифицируют их. Наиболее приемлемой представляется следующая классификация.

1. Интерсоциальные проблемы – война и мир, прекращение гонки вооружений, демилитаризация экономики, проблема преодоления отсталости развивающихся стран и развития человека, обеспечения его будущего.

2. Глобальные проблемы гуманитарного, культурно-этнического характера – демографическая проблема, преодоление голода, болезней.

3. Глобальные проблемы в сфере взаимодействия общества и природы – охрана окружающей среды, продовольственная проблема.

Очень актуальна проблема взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой. В наше время она приобрела качественно новый характер, так как изменилась сама сущность экологических кризисов: теперь они являются результатом не стихийных бедствий, как это было раньше, а хозяйственной деятельности человека.

И если раньше загрязнение окружающей среды носило локальный характер, то теперь оно не ограничивается отдельными государствами, а распространяется на всю планету.

Большое значение имеет освоение космического пространства – космическая эра насчитывает только три десятилетия, но уже позволила понять общность судеб, то, что ресурсы Земли не безграничны.

Суть проблемы здесь состоит в том, что космические исследования очень сложные и стоимость их растет с каждым днем в геометрической прогрессии, и не под силу какому-либо одному государству.

Продовольственная проблема находится в тесной связи с демографическим развитием. Масштабы и темпы роста народонаселения выступают и как фактор, воздействующий на состояние продовольственной, экологической и др. проблем планетарного характера, и как самостоятельная глобальная проблема.

Основной прирост народонаселения в мире приходится на развивающиеся страны с низким уровнем экономического и культурного развития. Демографические процессы требуют сознательного управления со стороны заинтересованных государств.

Во второй половине ХХ в. наука совершила резкий скачок вперед. Отсюда невиданный в истории технический и индустриальный прогресс человечества.

Но именно глобальный технический прогресс породил отрицательные глобальные последствия из-за резкого и не всегда оправданного увеличения расходования природных ресурсов, в том числе невозобновляемых, что стало причиной давления на естественный потенциал планеты; из-за отрицательного антропогенного развития на природную среду; быстрого демографического роста, который не сопровождается соответствующим увеличением продовольственной базы; разного уровня развития стран; постоянного совершенствования в производстве оружия – все это есть причины обострения глобальных проблем.

Читайте также:  Результаты мрт при ишемическом инсульте

Вопрос 4

Усиление интернационализации хозяйственной жизни, усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями здесь понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, права на заключение договоров, на привилегии, иммунитета и т.д.).К таковым относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций. В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000

Вопрос 5

Первой логической и хронологической ступенью интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путём постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУРв Южной Америке), о которых речь пойдёт ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнёры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок их действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ. К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более чётко выполнять принятые на себя обязательства, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем, следует отметить, что взаимодействие стран-участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера. Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создаёт серьёзную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) — соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах. Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране.

Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведёт к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встаёт вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным, оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно- тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). Этот этап интеграционного развития уже давно реализован в Европейском Союзе, который, собственно, в 60-х и 70-х годах официально назывался Общий Рынок. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определённой мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т. д. Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удаётся не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы управления, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания ЕР необходимо решить несколько крупных задач. Именно ТС создаёт предпосылки для перехода к ЕР, решая две такие задачи: во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами- членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам. Третья задача, уже не реализуемая в рамках ТС, — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя.

Читайте также:  Можно ли бесплатно пройти мрт головного мозга

Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвёртая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Пятая задача, решаемая при создании ЕР — формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает «поворот» непосредственно к интересам потребителя, ориентацию на удовлетворение «потребностей на местах», позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушение норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Суд и др. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь другие органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Своеобразную форму экономического союза и одновременно, в некоторых случаях, его крупную составляющую образует валютный союз, который может предусматривать: согласованное (совместное) плавание национальных валют; установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками стран- участниц; создание единой региональной валюты; формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром данной международной валютной единицы. Строительство ЕР призвано завершить создание подлинно экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран- членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который даже следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики страны какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если её проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Что касается Валютного союза, то фактически он уже существует (зона евро), но охватывает не все страны, входящие в ЕС.

Вопрос 6



Источник