Мрт головного мозга при зпр

Причины и провоцирующие факторы

Этиологических факторов, способных вызывать нарушения, существует множество. И они, несомненно, также оказывают влияние на клиническую картину.

Зачастую, хронически протекающие расстройства поведения представляют собой синдромы и проходят по мере взросления ребенка, то есть являются возраст-зависимыми.

Для того чтобы прогнозировать задержку развития у определенного ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался врачом-специалистом на протяжении достаточного времени.

Расстройства поведения могут быть обусловлены следующими четырьмя главными этиологическими факторами:

  • генетические и хромосомные болезни, при которых видимых нарушений анатомической структуры головного мозга не обнаруживается (синдром и болезнь Дауна, например);
  • врожденные аномалии развития;
  • повреждение нервной системы в пре, пери и постнатальном периоде, например – вследствие травм;
  • заболевания мозга – нейроинфекция, опухолевые процессы, обменные заболевания (фенилкетонурия).

Диагностика

Выявить провоцирующий фактор желательно до формирования заметных признаков ЗПР. Это поможет скомпенсировать нарушения в самом начале процесса.

Для подтверждения этиологии требуются такие исследования:

  • МРТ;
  • генетические;
  • нейрофизиологические;
  • детали минерального состава крови (йод).

Инструментальные тесты должны осуществляться строго по показаниям, так как могут стать стрессовыми факторами для ребенка.

Для уточнения патогенеза нарушений созревания, используется неврологический осмотр, психиатрическое и нейрофизиологическое исследование анамнеза, динамическое наблюдение за ребенком.

Цель такого мониторинга состоит в доказательстве неврологической природы тех нарушений психических функций, которые имеются у ребенка. Поэтому обследование должно быть всесторонним.

Для получения точного диагноза требуется сотрудничать врачам разных специальностей.

Для невролога важно оценить соматогнозис и праксис в аспекте чувствительности и моторики. Анализ когнитивных функций ребенка осуществляется психологом. Поведенческие реакции оцениваются психиатром.

Органическое повреждение и функциональные нарушения

Термин «органика» подразумевает нарушение анатомической структуры головного мозга, которое можно выявить при проведении МРТ и КТ. Есть люди, считающие, что органические и функциональные нарушения – взаимоисключающие понятия. Но это неверно.

В основе патологии любой функции лежит нарушение определенной структуры. Это справедливо и в отношении поведенческих расстройств. Другой вопрос состоит в том, что структурные изменения не всегда видны на глаз. В этом случае идет речь о функциональной патологии.

Если на снимке при проведении МРТ или КТ все участки головного мозга выглядят сохранными, то это не дает никакой информации об их функции.

При ярко выраженных отклонениях в поведенческих реакциях, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие неврологических симптомов, нормальные лабораторные анализы. Одновременно может присутствовать и выраженная неврологическая симптоматика без нарушений поведения.

Органическая патология может оцениваться при изучении анамнеза, оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, физикальном осмотре. Если симптоматика появилась в перинатальном периоде (вскоре после родов) и затем существовала длительное время, то вероятность органики весьма высока. Просто сейчас еще нет методов, чтоб увидеть повреждение мозга.

Так что корреляция между поведением и наличием органики отсутствует.

Электроэнцефалограмма

ЭЭГ имеет низкую информативность, если она проводится у детей с нарушениями поведения и обучения (например, при СДВГ, задержке развития).

Этот метод необоснованно популярен, так как имеет значение при острой сенсорной афазии и эпилепсии. То есть тогда, когда налицо грубые нарушения в работе подкорковых и корковых структур мозга.

Поэтому ЭЭГ есть смысл проводить у детей с поведенческими отклонениями только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме.

В случае нормальной ЭЭГ также, как и при МРТ и КТ, нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС.

Биохимические анализы

Если нарушения когнитивных функций обусловлены обменными нарушениями в организме (например – фенилкетонурия), то это можно выявить еще в младенчестве путем нейробиохимического исследования.

Аминокислотная хроматография показана детям с:

  • выраженной задержкой развития и нарастанием симптоматики;
  • остановкой развития;
  • эпилептическими судорожными припадками;
  • задержкой роста, рвотой, тремором, атаксией и т. д.

При нарушении внимания, обучения в школе, диспраксии отмечаются расстройства связей между правым и левым полушариями или иными частями головного мозга.

Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, возникающие в ответ на раздражители сенсорного характера.

Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения, СДВГ.

Нейровизуализация

Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением развития нечасто.

Главными показаниями к проведению КТ являются:

  • увеличение размеров черепа;
  • повышение внутричерепного давления;
  • выраженная неврологическая симптоматика очагового характера;
  • асимметрия электрической активности, отмеченная на ЭЭГ.

С помощью другого метода нейровизуализации, – МРТ, – можно выявить такие изменения, как гипомиелинизация, лейкодистрофия, склероз вещества мозга вследствие травмы.

При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:

  • наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.;
  • гидроцефальный синдром в его зачатке, пока мозг еще не получил необратимых повреждений;
  • наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС;
  • наличие признаков перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта.

Патологические факторы, провоцирующие ЗПР

Зачастую, задержка развития возникает в ответ на гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, когда нейронам в какой-то момент времени критически не хватает кислорода. Если такое явление случается в периоде вынашивания, то имеет значение не его причина, а длительность ишемии.

Если энцефалопатия в раннем возрасте была выражена слабо, то она в дальнейшем приводит к формированию минимальных мозговых дисфункций и других легких расстройств.

В процессе родов высок риск повреждения коры головного мозга и нервных путей, которые миелинизируются позже всего. Примером таких повреждений является ДЦП.

Читайте также:  Что показывает мрт при рассеяном склерозе

Реже встречаются другие провоцирующие факторы:

  • генные и хромосомные болезни;
  • инфекционные заболевания с вовлечением мозга;
  • негативное действие лекарственных средств и радиоактивного излучения;
  • повышенное содержание в крови билирубина, гипогликемия, эпилепсия.

Ишемия и гипоксия мозговой ткани приводят нарушению в мозгу обменных процессов. Виной чему становится дефицит кислорода. Также в результате ишемии нарушается транспорт к нейронам важнейшего питательного вещества – глюкозы. В каскад патологических реакций может вовлекаться как серое, так и белое вещество головного мозга

Если в перинатальном периоде имела место асфиксия, то повышается проницаемость сосудистой стенки капилляров мозга. Это создает предпосылки для ряда отрицательных явлений:

  • кровоизлияния;
  • отек мозга;
  • кровотечения в части оболочек мозга;
  • гидроцефально-гипертензивный синдром;
  • инфаркты мозга;
  • атрофия серого и белого вещества;
  • нарушение развития в целом.

Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде, как указывалось выше, стоит на первом месте по частоте среди всех причин задержек развития и неонатальной энцефалопатии

Недоношенность и незрелость

Суть в том, что недоношенный ребенок может иметь вес, нормальный для своего срока вынашивания. Это – показатель зрелости плода.

Когда говорят о незрелости плода, то подразумевают, что имела место задержка развития внутриутробно на раннем (пропорциональная) либо позднем (диспропорциональная) сроке беременности. При диспропорциональном нарушении развития недоношенный ребенок более подвержен патологии, так как его мозговая ткань более уязвима.

Если вес недоношенного ребенка соответствует возрасту гестации (зрелый), то в дальнейшем его развитие, скорее всего, будет происходить благоприятно. Но при мозговом кровоизлиянии прогноз резко ухудшается.

Признаки поражения полушарий мозга

И правое, и левое полушарие способно обучаться лексике, воспроизводить и воспринимать речь. Но у правого полушария эти способности выражены меньше.

Левое полушарие

Если у ребенка отмечается повреждение левого полушария головного мозга, то нарушаются языковые функции. В итоге, большей мерой страдает речевое развитие.

Так, ребенок, у которого поражено левое полушарие, не способен обнаруживать имеющиеся в тексте грамматические ошибки. Нарушена у них и устная речь. Среди таких детей больше левшей.

Если нарушение произошло в раннем возрасте, мозг ребенка способен к его компенсации, поэтому значительного снижения интеллекта и неврологической симптоматики не выявляется.

Правое полушарие

У детей с поражением правого полушария головного мозга, преобладает симптоматика, не связанная с вербальными функциями. Чаще всего нарушена ориентация право-лево, наблюдаются сложности в прохождении лабиринтов.

Во взрослом возрасте может наступить компенсация нарушенных функций.

Постнатальная регрессия развития

То есть деградация психического и речевого развития уже в послеродовом периоде.

Среди причинных факторов такого явления вероятны приобретенные заболевания:

  • новообразования;
  • инфекции головного мозга;
  • наследственные болезни;
  • нейродермиты;
  • обменные нарушения в ЦНС;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение циркуляции мозговой жидкости (ликвора).

Статистически значимой причиной выглядит судорожный синдром.

Эпилепсия и расстройства поведения и обучения

Эпилепсия бывает, как сопутствующим состоянием при нарушении поведения и обучения, так и способна играть роль фактора, провоцирующего ЗПР.

Чаще всего поведенческие расстройства сочетаются с большими, генерализованными приступами, встречаясь при малых лишь иногда. Хотя височная парциальная эпилепсия в этом плане более неблагоприятна, чем генерализованная.

Также задержка умственного развития может вызываться приемом антиконвульсантов. Потому как большинство их видов способны в повышенных дозировках нарушать импринтинг (запечатление навыков, опыта) и память.

К когнитивным нарушениям приводят барбитураты, особенно на фоне энцефалопатии. На фоне приема снотворных, у ребенка может развиться гиперкинетический тип поведения.

Генерализованный вариант

При первично генерализованной эпилепсии, протекающей в виде абсансов, задержка развития отмечается редко. Патология характерна для дошколников, такие дети хорошо учатся в школе. Но если припадок продолжается 1,5 сек или дольше, то возникают затруднения в анализе информации.

Субклиническая форма абсансов проявляет себя незначительным расстройством внимания. Во время физкультуры или игры на улице движение ребенка могут быть слегка дискоординированными.

Судорожный приступ Grand mal всегда сопровождается нарушением сознания. В межприступном периоде симптоматика отсутствует.

Вторично-генерализованная эпилепсия может протекать по двум вариантам:

  • синдром Веста – инфантильные спазмы;
  • синдром Леннокса-Гасто – миоклонические, тонические и атонические приступы, атипичные абсансы.

Оба симптомокомплекса приводят к грубым поражениям мозга, имеют злокачественное течение.

У таких детей отмечаются нарушения поведения, по-разному выраженные. Наиболее распространены дисфазия и аутоподобный синдром.

Во всех случаях к нарушению развития приводит миоклонус-эпилепсия. Единственная форма заболевания с благоприятным прогнозом – это прогрессирующая миоклонус-эпилепсия у подростков.

Очаговый (парциальный) вариант

Парциальная, или средневисочная доброкачественная эпилепсия в большинстве случаев является семейной патологией. Практически никогда не сопровождается задержками в психическом и речевом развитии. Заболевание начинается в 6-летнем возрасте, для нее характерны зрительные галлюцинации или периодическая слепота.

Парциальная вторичная эпилепсия известна в качестве височной. Отклонения в поведении, реакциях больного, могут иметь место во время приступов, до них или непосредственно после. Во время припадка очень часто отмечается агрессия.

Задержка созревания

Задержка созревания отличается от нарушения развития. В первую очередь тем, что когнитивные функции у ребенка формируются несколько позже, а имеющиеся признаки патологии со временем нивелируются.

Чаще всего при этом присутствуют такие симптомы, как гиперкинетические нарушения, дизлексия, задержка речи и ходьбы

Нарушение латерализации

Уже на момент рождения имеется некоторая дифференцировка правого и левого полушария. С возрастом эти различия еще более усиливаются, особенно при развитии праксиса и речи. Влево перемешается восприятие символов и последовательность мышления.

Читайте также:  Причины и уровни развития мрт

В процессе дифференцировки головной мозг становится менее пластичным. Этот процесс носит название латерализации и запрограммирован на генетическом уровне, в дальнейшем осуществляясь под влиянием внешних факторов.

Например, до годовалого возраста определяется ведущая рука, хотя, в течение первых лет жизни — это достаточно нестабильно. Типичная причина расстройства процесса латерализации – это выраженное повреждение правого или левого полушария.

Это может приводить как к инверсии латерализации, так и к нарушению дифференцировки специфических структур головного мозга.

Если одна из функций выражена в своем полушарии чрезмерно, это также ведет к общему нарушению латерализации.

На таком фоне, обычно, существует поражение мозолистого тела, соединяющего собой правое и левое полушария.

Диагностика и лечение

К сожалению, иногда людям сложно принять, что ЗПР – сложная, многогранная и многоуровневая патология. Мы, на кафедре клинической нейрофизиологии, предлагаем детям с задержками речевого и/или психического развития, профессиональную диагностику и подобранное индивидуально лечение.

Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются следующие диагностические возможности:

  • вызванные потенциалы (ВП) различных видов – акустические, моторные, зрительные, соматосенсорные, когнитивные;
  • электроэнцефалография, включая мониторинг (ЭЭГ);
  • допплерография мозговых артерий (ТКДГ);
  • эхоэнцефалография (Эхо-ЭГ);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • электромиография.

Наша клиника занимается лечением различных видов задержки развития у детей. Мы применяем не только традиционные методы, но и новые запатентованные подходы.

Так, уже длительное время в клинике используется уникальная методика транскраниальной магнитной стимуляции мозга, под действием которой происходит образование новых функциональных связей в коре головного мозга у ребенка, страдающего нарушением развития.

Кроме ТМС, врачами Клиники Восстановительной неврологии используются и другие эффективные методы: слуховая, зрительная и вербальная стимуляция, нейропсихологическое тестирование и коррекция.

Источник

Девочки, вот такой вопрос меня мучает.
По плану нашего обследования, нам надо сходить к генетику(записаны на март) и сделать анализ на наличие ломкой Х-хромосомы.
К сожалению, у нас есть косвенные признаки, как сказала психолог: высокое небо, неправильный прикус, раскоординированность.
Но, как понимают все мамы аутичных детей, каждый анализ — это пытка. Боюсь вообще нанести ребенку травму и вызвать стресс.
так вот, вопрос… мы делали МРТ и оно у нас нормальное, без отклонений. А по описанию, ломкая хромосома всегда, вроде, выражается некоторой степенью УО. Но, тогда, это должно как-то проявляться на МРТ, нет?

к невропатологу я иду через пару недель, спрошу у него, но, этот вопрос мне покоя не дает…

26.12.2005 07:30:05, Pacifica

15 комментариев

Моему мальчику как раз год назад была диагностирована ломкая х-хромосома.Из внешних признаков у нас присутствуют большие уши/и то ведь все относительно/, гипермобильность в суставах. И еще конечно большие трудности с речью. А так поведение у него не агрессивное, с детьми в садике дружит ,хотя он и застенчивый ,что характерно для таких детей. Еще при таком диагнозе есть характерные отклонения в энцефалограмме, а ЯМР мы не делали .Я побоялась последствий наркоза. Насчет УО это тоже все очень относитнльно .У него столько аутичных заморочек ,что иногда не возможно понять или он не знает, или забыл, или просто не настроен в этот момент отвечать, потому что недавно отвечал сходу и правильно.Вот например всего за несколько повторений усвоил название всех 12 месяцев года ,а цвета учим уже очень долго и до сих пор путаем. Компьютер тоже освоил сам ,наверно с3-х лет включает, выключает, вводит пароль, находит, открывает папки ,хорошо работает мышкой, а вот карандаш в руки берем с большим трудом.
НО переходя к вашему вопросу, анализ у генетика я бы вам посоветовала сделать. Кроме того, цитогнетический анализ в большинстве случаев дает отрицательный ответ/поэтому этот синдром редко диагностируют/и если есть показания надо делать и молекулярный анализ. Хотя в принципе это ничего не меняет, что есть то и есть ,но какую-то определенность в ситуацию вносит. И еще хочу сказать, что когда мне стал известен результат наших анализов, то для меня это прозвучало приговором ,а потом я взяла себя в руки и поняла, что это всего лишь диагноз, и с этим можно бороться. Дети эти обучаемые, учиться любят ,любят когда их хвалят ,только усилий нодо приложить значительно больше .
27.12.2005 21:50:39, irra

вам психолог сказал про ломкую хромосому, а мне генетик нашел у ребенка кучу внешних признаков (от оттопыренных ушей до специфичного рисунка на пальчиках, ему делали отпечатки как приступникам в кино) я ясно дело полетела с ним сдавать анализы, 2 анализа по 1 тыс рублей каждый. за 2 недели пока ждала результата чуть с ума не сошла. анализы в норме, так что не переживайте раньше времени.
26.12.2005 23:09:56, natat

Наташа, это же СУПЕР! Рада за Вас, что fraX не подтвердилась! Вот Вам дополнительная радость под Новый год! Желаю Вам здоровья, успехов и спокойствия побольше. Как дела с логопедом, какие результаты?
Наташа.
27.12.2005 09:40:24, мама Жени

Здравствуйте, Pacifica!
Ваш пост затронул наболевшее в моей душе, хочется Вам ответить.
1. На МРТ НИКОГДА не видно УО — если только речь не идет о каких-то серьезных вещах типа кист, кровоизлияний, гипоплазий и тому подобных, да в этих случаях УО может быть, а может и не быть. МРТ, грубо говоря, показывает только структуры мозга, это все равно, что по фотографии флакона говорить о запахе духов. Поэтому успокойтесь.
2. Позвольте спросить, на генетич.обследование Вас направил ПСИХОЛОГ? И ПСИХОЛОГ определил у Вашего ребеночка «косвенные признаки»? А что говорит генетик? Или хотя бы невропатолог?
Как же, блин, достали эти психологи! Pacifica! Открою Вам одну страшную тайну, котрую мы сами выстрадали:ПСИХОЛОГИ — ЭТО НЕ ВРАЧИ. ЭТО, В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ, ПЕДАГОГИ! Вы пойдете к учительнице спрашивать, как лечить, извините, насморк? Так что же Вы спрашиваете психолога по генетике, о которой они имеют весьма и весьма смутное представление? Нам, в свое время, психологи через одного говорили о с-ме Дауна. Ну так и что?
Все, что говорит психолог, и что не касается непосредственно поведенческих аспектов, нужно просто забыть. Я в такие моменты спокойно и довольно резко говорю: «Вы — не врач. Вы — педагог. Это — не Ваша сфера. Позвольте нам самим решать, что делать с той или иной проблемой. Занимайтесь СВОИМ делом».
Ну Вы сами-то подумайте — высокое нёбо, неправильный прикус, раскоординированность…Разве ЭТО показатель ломкой Х-хромосоомы или иных генетич. нарушений? И почему именно fraX? При нашей del18q22 тоже высокое небо, неправильный прикус итд…Ну Вы же взрослая разумная женщина! Успокойтесь, а если хотите проконсультироваться, прежде всего, надо послушать ВРАЧА — генетика.
3. IMHO:Психологи горазды сваливать свои неудачи и нежелание работать на какие-либо причины. А с ребенком надо ПРОСТО РАБОТАТЬ. И при любых диагнозах будет успех. Еще раз IMHO: психолога лучше поменять.
Простите, если резко.
26.12.2005 14:40:11, мама Жени

Читайте также:  Как обнаружить аневризму головного мозга мрт

Мама Жени, ничего страшного, совершенно не резко…
Просто потому, что при ломкой хромосоме признаки поведения схожи с аутичными.
А мы как раз собираемся провести полное тестирование на аутизм, на март записаны к генетику и педиатору по развитию, проверку слуха, тесты для Д.С. Также тоже хотелось бы сходить к ДАН доктору, чтобы выяснить диету и витамины.
Но, заборы крови меня повергают в ужас… Мы пытались делать это лишь однажды и то, ретировались…
Кровь не брали НИ РАЗУ с рождения. Вот и хотелось бы избежать, чтобы не наносить лишнюю психологическую травму ребенку, но, похоже, не получится…
А можно я обнаглею и спрошу про del18q22?
27.12.2005 00:30:00, Pacifica

Пожалуйста-пожалуйста. Вот ссылочка:
https://www.chromosome18.org/syndrome_qminus.htm
27.12.2005 09:43:26, мама Жени

Ну вы прям рекордсмены! У вас еще и генетика! Выходить такого ребенка, довести до массовой школы… Это просто на грани возможного! Пусть вам Бог помогает и дальше!
28.12.2005 23:31:48, ANNA_UA

«А мы еще и на машинке умеем..» ( скромно потупя глаза :-)))))
А если серьезно, до массовой школы в полном объеме нам еще трудиться и трудиться. Мы пока не можем усваивать то, что дается на уроке. Поэтому 2 урока в школе дополняем 2-3 часами ежедневных дополнительных занятий по предметам и с логопедом + спорт. Я очень надеюсь, что к концу началки решатся наши проблемы с включением, переключением и т.п., а также улучшится речь. И сами пока не желаем есть. И плохой почерк, и бедная мимика, и… и… и… В общем, работайте, негры. Спасибо Вам на добром слове. Желаю всем радости в Новом году, а также постепенного решения проблем.
29.12.2005 09:21:56, мама Жени

Мрт показывает анатомическеи изменения, но УО в большинстве случаев имеет не анатомическую, а физиологическую природу, тогда МРТ тут ничего не покажет.
26.12.2005 14:16:56, МуммиМама

извиниет за вопрос, а физиологическая природа от анатомической чем отличается?
26.12.2005 16:41:05, Sweetlana

анатомия это строение: протоки, извилины, ствол, мозжечок и т.д. деление на серое и белое вещество…
а физиология — это как оно все функционирует, между собой взаимодействует. И это не всегда связано с анатомией, импульсы передаются на биохемическом уровне.
26.12.2005 23:22:55, МуммиМама

У моей подруги сын тяжело пострадал в родах, после 7 лет выровнялся, а сейчас ( 24 года), после окончания экономического ВУЗА решил получить второе высшее, художественное, учится в Суриковском на 2м курсе. Нормальный красивый адекватный мальчик, очень талантливый. Физиологически и психически — без особенностей. В 2003 г. сделали в 1й раз в жизни МРТ ГМ ( часто мучают головные боли от переутомления глаз). Результат удивил всех — полностью отключено правое полушарие, имеются признаки деградации мозг. в-ва. Вот такая анатомическая особенность.
26.12.2005 17:07:30, мама Жени

бывают такие случаи, их много описано. Как делают по какому-то поводу МРТ и видят у нормального человека почти пустые полушария 🙂 Как говорит наш нейрохирург: важно не количество мозга, а его качество 🙂 и внешне нормальный мозг может быть незадействованным вообще….
26.12.2005 23:20:20, МуммиМама

Вот и нам назначили сделать МРТ, диагноз СДВГ+ЗПРР, и я думаю, что это нам даст? Я так понимаю, неврологу важно, есть ли у нас органические нарушения. И какого рода эти нарушения. А по ваши словам как раз это то увидеть и нельзя, а только анатомию мозга, ну и наличие всяких образований (Т-Т-Т).
27.12.2005 10:14:56, Sweetlana

органические нарушения могут выражаться анатомически: патология развития или отсутствие каких-то структур, или изменение их плотности….
27.12.2005 13:32:56, МуммиМама

Источник