Мрт мозга ребенку с зрр

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» — просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты — ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Источник

Из журнала пользователя
NASTIA

31 июля 2015, 20:17

Девочки, всем добрый вечер!

Сын не говорит ни слова. Ни одного.

Так вот, сегодня была передача, и там говорили, что после двух если ребенок не говорит, то надо начинать действовать.

И первое, что надо сделать это обследование мрт. Я просто не совсем понимаю, что именно показывает мрт? Кто то делал своим детям с задержкой речи?

У невролога были ни раз. Препараты, назначенные, пьем. Может попросить направление на мрт….


Подпишись на канал baby.ru в

Следить за комментариями

Комментарии пользователей

 32

уколы кортексин назначали, пантогам это у нас был первый курс как бы, потом нам еще препарат назначали не помню какой уже один пропить и все, ходили к карышевой в альфамед

при том, что он не говорит он вообще вас понимает? в остальном развит по своему возрасту? я не знаю куда вы ходите, нас отправляли к сурдологу, там делали проверку слуха(мы ходили с другой немного проблемой к неврологу, но и задержка речи была, но конечно не так чтобы вообще не говарила), пантогам нам выписывали, эффект был ребенок стал спокойным внимательным, но на речь пантогам никак не действует, вот когда кортексин проставите там должен быть эффект заметен, хотя вам должны были его в первую очередь вообще выписать, нам еще другие потом препараты назначали, после которых дочка сразу начала говарить намного лучше и все подряд(причем уже к концу 2-х недельного курса этого препарата), а вообще на все лечение у нас ушел год, все было поэтапно-назначение всех препаратов, а не так вот назначили и посмотрим как там будет

вот тут уже написали про то, что мозг должен достичь уровня развития, вот как раз нам назначали препараты, которые способствуют дозреванию коры головного мозга

Life

простите, так поздно спрашиваю, а какие препараты назначают для дозревания коры г.м.? У нас тож ребенок не говорит…

я не понимаю, чего ты такую панику разводишь ) мой тоже ничегошеньки не говорит… я не надеюсь даже, что он заговорит раньше 3 лет… племянник мужа заговорил только в 4, счас не замолкает ни на минуту ) волноваться начинать надо после 3. там могут дать сад логопедический. лекарства я бы тоже не давала… на счет мрт, мы делали его после травмы, делают его под наркозом… перед этим больнючий укол еще колют (димедрол), мне до слез было жалко Темку…

Седьмая ПятницаДа потому паникую, что у вас вот в семье были такие случаи, а у нас нет. Ни разу. Все родственники мои уже в инвалиды его записали, и в умственно отсталые. Поэтому я всеми силами пытаюсь что то делать, пока не стало поздно.

Читайте также:  Заключение мрт головного мозга онлайн

Да, может всему свое время, и он заговорит, но ябоюсь это самое время упустить… Вдруг правда, все хуже, чем кажется..

да, когда родственники так настраивают, это тяжело… ты мрт хотя бы на крайняк оставь, после 3, если не заговорит, то сделайте. пока так лечитесь… может к логопеду вам сходить, вдруг в логопедический сад вас отправят

но все таки мне кажется, что хоть залечись, но пока мозг не достигнет того уровня развития, когда ребенок начинает говорить, бесполезно… чего только с нашим Сенькой не делали, ему уже даже инвалидность оформили, а он вот после 4 заговорил, и причем практически сразу фразами

у подруги сын ходил в логопедический сад, через какое то время заговорил.

Мрт показывает, что в мозгу не так. Может не дайБог недоразвитие участков отвечающих за речь. Но я б не стала делать, мрт тоже не безвредно и в таком возрасте под наркозом. Я понимаю если бы ребенку было лет 5 и он не говорит, а то 2 года. Заговорит ещё. Это уж совсем застращали в передаче этой.

Мы делали мрт в 3 года шеи.

Ну дак вот… один сосуд сужен… из за этого и не говорил….

прописали уколы… кололи… таблетки пили… заговорил.

КатеринаНам их просто уже назначили… Я вот сижу и не знаю… Делать или нет. Страшно блин.

Делать… они помогают…100 %

КатеринаА почему Вы делали мрт шеи? Или нет других обследований

Ни слова вообще? Или на своем говорит? И слогов речь есть? А МРТ для того чтобы исключить повреждения мозга!

А пассивный словарный запас большой? Он понимает все что вы от него хотите и просите сделать?

татьянаДа, он абсолютно все понимает… Все, что попрошу, приносит, делает. В книгах все показывает. И животных и одежду и еду, и игрушки все.

Это главное в его возрасте !) Значит заговорит! Потом еще будете вспоминать счастливое тихое время !)

Простите, а он вообще никаких звуков не издаёт — или у него нет каких-то конкретных слов? мама, папа и тому подобные слова тоже не говорит?

ЛушаПара конкретных звуков есть, дррррр это машина, и ам говорит.

Остальные звуки… Пищит, когда кошку изображает, рычит, как тигр, на собак. И все. Ни мама, ни дай, ни на… Ничего. Даже слоги не пытается говорить..

Да чего там. Даже повторять не хочет. Психует, когда начинаю с ним конкретно заниматься, просить что то сказать.

Ну, что психует — понятно, мой тоже бесился, когда с ним бабушки-дедушки пытались так вот заниматься. Я никогда специально не занималась с ним, просто по ходу нашей жизни, что дома, что на прогулках, много говорю и объясняю. И в 2 и 3 свои он имеет в арсенале много «лепетных» словечек, всяких «ма», «ам», «мау», «бабА» и прочих, большинство значинеий которых я обычно могу понять… дальше не двигается, и нам наш невропатолог что-то тоже назначал, но я пока решила, что всё нормально развивается.

ЛушаПроверьте слух!!! Знакомой дочка так было, вроде и понимает и слов нет, оказалось слух снижен!!! Сейчас все пучком!!! А другие почти в 5 лет заговорили- я б от такого долгого ожидания давно панику забила бы

Да слух, вроде, в детской поликлинике регулярно проверяют, начиная со второго месяца (как на обследование ребёночка приносишь — среди врачей лор всегда есть). Почему помню — мы пропустили этот 2хмесячный осмотр, и сыну этим прибором пытались в 7 месяцев слух измерить… Получилось, но с огромным трудом и не с первой попытки.
Хм. Хотя в редких случаях у деток могут серные пробки скапливаться, они, вроде, снижают немного слух. Так что да, проверить можно.

NASTIA

Расскажите, чем у вас все закончилось? Заговорили?

в курсе что таким малым делают ее под наркозом?

извините, когда и что вам назначили? результата я так понимаю нет… у нас сейчас также.

ГалинаВ год и девять были первый раз, назначили нам сироп Пантогам, пили мы его месяц, результата ноль. Пришли второй раз в два года, снова курс Пантогама назначили, сейчас вот пьем, и еще уколы Кортексин, после сиропа проколем…

Ну в голове может коыться причина вашей задержки.

Другие статьи на эту тему

Актуальные посты

Источник

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. Чтобы родители могли понять, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (оригинал статьи), при появлении которых родителям стоит сразу же обратиться к специалистам.

Возраст // Понимание речи // Собственная речь

1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами.

1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.

1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как «подними ручку», «улыбнись». // Ребенок не использует «мама», «папа» и/или другие имена.

2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.

2, 5 года // Не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол».

3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия).

В любом возрасте: 
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Также американские семейные врачи, как и отечественные специалисты, говорят о важности ранней диагностики речевых нарушений и, соответственно, раннем начале их коррекции. Многие считают, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить, но эта позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Согласно данным исследований, дети активно усваивают язык задолго до того, как произносят своё первое слово.

Об этом, в частности, говорят данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA). Предварительные результаты работы были представлены на Ежегодном Собрании Радиологического Общества Северной Америки в 2002 году. Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно.

Ученые Общества впервые в мире применили функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с ЗРР. «С появлением нейровизуализации мы получили возможность по-новому взглянуть на нарушения речи» — говорит доктор медицины Нолан Р. Альтман, соавтор исследования и заведующий отделения радиологии Детского Госпиталя Майами.

Читайте также:  Мрт плечевых суставов что показывает

Исследователи провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сравнить модели работы головного мозга в обеих группах. Чтобы изучить реакцию мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось в момент прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей составил 4,5 года.

Результаты показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Также было выяснено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше в целом мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы, что говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Эти данные ещё раз говорят о важности раннего начала коррекционной работы, ведь понимание обращённой речи формируется у детей и до появления первых собственных слов.

Какие же советы по развитию речи дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей?

  1. Говорите с ребёнком с самого момента рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь. 
  2. Отвечайте на гуление и лепет своего ребёнка. 
  3. Играйте с ним в простые игры типа «Ладушек». 
  4. Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (это похоже на вечность, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину). 
  5. Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня. 
  6. Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка. 
  7. Читайте книги вслух. Попросите у библиотекаря книги, подходящие ребёнку по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки. 
  8. Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами. 
  9. Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете. 
  10. Планируйте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки. 
  11. Рассматривайте семейные фотографии и обсуждайте их. 
  12. Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь. 
  13. Задавайте ребёнку как можно больше вопросов. 
  14. Не исправляйте грамматические ошибки — просто покажите правильную модель. 
  15. Играйте с ребёнком один на один и обсуждайте игры и используемые игрушки. 
  16. В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете. 
  17. Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Таким образом становится понятно, какое важное значение имеет ранее начало работы с ребёнком, направленное сперва на развитие понимания обращённой речи, на базе которого затем и формируется активная речь.

Источник

Причины и провоцирующие факторы

Этиологических факторов, способных вызывать нарушения, существует множество. И они, несомненно, также оказывают влияние на клиническую картину.

Зачастую, хронически протекающие расстройства поведения представляют собой синдромы и проходят по мере взросления ребенка, то есть являются возраст-зависимыми.

Для того чтобы прогнозировать задержку развития у определенного ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался врачом-специалистом на протяжении достаточного времени.

Расстройства поведения могут быть обусловлены следующими четырьмя главными этиологическими факторами:

  • генетические и хромосомные болезни, при которых видимых нарушений анатомической структуры головного мозга не обнаруживается (синдром и болезнь Дауна, например);
  • врожденные аномалии развития;
  • повреждение нервной системы в пре, пери и постнатальном периоде, например – вследствие травм;
  • заболевания мозга – нейроинфекция, опухолевые процессы, обменные заболевания (фенилкетонурия).

Диагностика

Выявить провоцирующий фактор желательно до формирования заметных признаков ЗПР. Это поможет скомпенсировать нарушения в самом начале процесса.

Для подтверждения этиологии требуются такие исследования:

  • МРТ;
  • генетические;
  • нейрофизиологические;
  • детали минерального состава крови (йод).

Инструментальные тесты должны осуществляться строго по показаниям, так как могут стать стрессовыми факторами для ребенка.

Для уточнения патогенеза нарушений созревания, используется неврологический осмотр, психиатрическое и нейрофизиологическое исследование анамнеза, динамическое наблюдение за ребенком.

Цель такого мониторинга состоит в доказательстве неврологической природы тех нарушений психических функций, которые имеются у ребенка. Поэтому обследование должно быть всесторонним.

Для получения точного диагноза требуется сотрудничать врачам разных специальностей.

Для невролога важно оценить соматогнозис и праксис в аспекте чувствительности и моторики. Анализ когнитивных функций ребенка осуществляется психологом. Поведенческие реакции оцениваются психиатром.

Органическое повреждение и функциональные нарушения

Термин «органика» подразумевает нарушение анатомической структуры головного мозга, которое можно выявить при проведении МРТ и КТ. Есть люди, считающие, что органические и функциональные нарушения – взаимоисключающие понятия. Но это неверно.

В основе патологии любой функции лежит нарушение определенной структуры. Это справедливо и в отношении поведенческих расстройств. Другой вопрос состоит в том, что структурные изменения не всегда видны на глаз. В этом случае идет речь о функциональной патологии.

Если на снимке при проведении МРТ или КТ все участки головного мозга выглядят сохранными, то это не дает никакой информации об их функции.

При ярко выраженных отклонениях в поведенческих реакциях, у ребенка может наблюдаться полное отсутствие неврологических симптомов, нормальные лабораторные анализы. Одновременно может присутствовать и выраженная неврологическая симптоматика без нарушений поведения.

Органическая патология может оцениваться при изучении анамнеза, оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, физикальном осмотре. Если симптоматика появилась в перинатальном периоде (вскоре после родов) и затем существовала длительное время, то вероятность органики весьма высока. Просто сейчас еще нет методов, чтоб увидеть повреждение мозга.

Так что корреляция между поведением и наличием органики отсутствует.

Электроэнцефалограмма

ЭЭГ имеет низкую информативность, если она проводится у детей с нарушениями поведения и обучения (например, при СДВГ, задержке развития).

Этот метод необоснованно популярен, так как имеет значение при острой сенсорной афазии и эпилепсии. То есть тогда, когда налицо грубые нарушения в работе подкорковых и корковых структур мозга.

Поэтому ЭЭГ есть смысл проводить у детей с поведенческими отклонениями только при подозрении на данные патологии, а также при гемисиндроме.

В случае нормальной ЭЭГ также, как и при МРТ и КТ, нельзя говорить об отсутствии функциональных нарушений в ЦНС.

Биохимические анализы

Если нарушения когнитивных функций обусловлены обменными нарушениями в организме (например – фенилкетонурия), то это можно выявить еще в младенчестве путем нейробиохимического исследования.

Аминокислотная хроматография показана детям с:

  • выраженной задержкой развития и нарастанием симптоматики;
  • остановкой развития;
  • эпилептическими судорожными припадками;
  • задержкой роста, рвотой, тремором, атаксией и т. д.

При нарушении внимания, обучения в школе, диспраксии отмечаются расстройства связей между правым и левым полушариями или иными частями головного мозга.

Метод вызванных потенциалов позволяет оценить электрические импульсы в головном мозге, возникающие в ответ на раздражители сенсорного характера.

Применяется стимуляция органа зрения, слуха, кожных чувствительных рецепторов. Когнитивные потенциалы способны дать ценную информацию, если у ребенка имеются нарушения психомоторного и психоречевого развития, поведения, СДВГ.

Нейровизуализация

Методы нейровизуализации, в частности, рентгенография черепа, применяются у детей с нарушением развития нечасто.

Главными показаниями к проведению КТ являются:

  • увеличение размеров черепа;
  • повышение внутричерепного давления;
  • выраженная неврологическая симптоматика очагового характера;
  • асимметрия электрической активности, отмеченная на ЭЭГ.

С помощью другого метода нейровизуализации, – МРТ, – можно выявить такие изменения, как гипомиелинизация, лейкодистрофия, склероз вещества мозга вследствие травмы.

При помощи нейровизуализации можно уточнить следующие моменты:

  • наличие врожденных пороков: недоразвитие мозжечка, коры, нарушение развития мозолистого тела и пр.;
  • гидроцефальный синдром в его зачатке, пока мозг еще не получил необратимых повреждений;
  • наличие лейкодистрофии, нарушений сосудистого характера, новообразований ЦНС;
Читайте также:  Программа для просмотра дисков мрт
  • наличие признаков перинатальной ишемии ЦНС: атрофические процессы в мозолистом теле и коре головного мозга, склероз, очаг инфаркта.

Патологические факторы, провоцирующие ЗПР

Зачастую, задержка развития возникает в ответ на гипоксически-ишемическое поражение головного мозга, когда нейронам в какой-то момент времени критически не хватает кислорода. Если такое явление случается в периоде вынашивания, то имеет значение не его причина, а длительность ишемии.

Если энцефалопатия в раннем возрасте была выражена слабо, то она в дальнейшем приводит к формированию минимальных мозговых дисфункций и других легких расстройств.

В процессе родов высок риск повреждения коры головного мозга и нервных путей, которые миелинизируются позже всего. Примером таких повреждений является ДЦП.

Реже встречаются другие провоцирующие факторы:

  • генные и хромосомные болезни;
  • инфекционные заболевания с вовлечением мозга;
  • негативное действие лекарственных средств и радиоактивного излучения;
  • повышенное содержание в крови билирубина, гипогликемия, эпилепсия.

Ишемия и гипоксия мозговой ткани приводят нарушению в мозгу обменных процессов. Виной чему становится дефицит кислорода. Также в результате ишемии нарушается транспорт к нейронам важнейшего питательного вещества – глюкозы. В каскад патологических реакций может вовлекаться как серое, так и белое вещество головного мозга

Если в перинатальном периоде имела место асфиксия, то повышается проницаемость сосудистой стенки капилляров мозга. Это создает предпосылки для ряда отрицательных явлений:

  • кровоизлияния;
  • отек мозга;
  • кровотечения в части оболочек мозга;
  • гидроцефально-гипертензивный синдром;
  • инфаркты мозга;
  • атрофия серого и белого вещества;
  • нарушение развития в целом.

Гипоксически-ишемическое поражение головного мозга в перинатальном (дородовом) периоде, как указывалось выше, стоит на первом месте по частоте среди всех причин задержек развития и неонатальной энцефалопатии

Недоношенность и незрелость

Суть в том, что недоношенный ребенок может иметь вес, нормальный для своего срока вынашивания. Это – показатель зрелости плода.

Когда говорят о незрелости плода, то подразумевают, что имела место задержка развития внутриутробно на раннем (пропорциональная) либо позднем (диспропорциональная) сроке беременности. При диспропорциональном нарушении развития недоношенный ребенок более подвержен патологии, так как его мозговая ткань более уязвима.

Если вес недоношенного ребенка соответствует возрасту гестации (зрелый), то в дальнейшем его развитие, скорее всего, будет происходить благоприятно. Но при мозговом кровоизлиянии прогноз резко ухудшается.

Признаки поражения полушарий мозга

И правое, и левое полушарие способно обучаться лексике, воспроизводить и воспринимать речь. Но у правого полушария эти способности выражены меньше.

Левое полушарие

Если у ребенка отмечается повреждение левого полушария головного мозга, то нарушаются языковые функции. В итоге, большей мерой страдает речевое развитие.

Так, ребенок, у которого поражено левое полушарие, не способен обнаруживать имеющиеся в тексте грамматические ошибки. Нарушена у них и устная речь. Среди таких детей больше левшей.

Если нарушение произошло в раннем возрасте, мозг ребенка способен к его компенсации, поэтому значительного снижения интеллекта и неврологической симптоматики не выявляется.

Правое полушарие

У детей с поражением правого полушария головного мозга, преобладает симптоматика, не связанная с вербальными функциями. Чаще всего нарушена ориентация право-лево, наблюдаются сложности в прохождении лабиринтов.

Во взрослом возрасте может наступить компенсация нарушенных функций.

Постнатальная регрессия развития

То есть деградация психического и речевого развития уже в послеродовом периоде.

Среди причинных факторов такого явления вероятны приобретенные заболевания:

  • новообразования;
  • инфекции головного мозга;
  • наследственные болезни;
  • нейродермиты;
  • обменные нарушения в ЦНС;
  • эпилепсия;
  • острое нарушение циркуляции мозговой жидкости (ликвора).

Статистически значимой причиной выглядит судорожный синдром.

Эпилепсия и расстройства поведения и обучения

Эпилепсия бывает, как сопутствующим состоянием при нарушении поведения и обучения, так и способна играть роль фактора, провоцирующего ЗПР.

Чаще всего поведенческие расстройства сочетаются с большими, генерализованными приступами, встречаясь при малых лишь иногда. Хотя височная парциальная эпилепсия в этом плане более неблагоприятна, чем генерализованная.

Также задержка умственного развития может вызываться приемом антиконвульсантов. Потому как большинство их видов способны в повышенных дозировках нарушать импринтинг (запечатление навыков, опыта) и память.

К когнитивным нарушениям приводят барбитураты, особенно на фоне энцефалопатии. На фоне приема снотворных, у ребенка может развиться гиперкинетический тип поведения.

Генерализованный вариант

При первично генерализованной эпилепсии, протекающей в виде абсансов, задержка развития отмечается редко. Патология характерна для дошколников, такие дети хорошо учатся в школе. Но если припадок продолжается 1,5 сек или дольше, то возникают затруднения в анализе информации.

Субклиническая форма абсансов проявляет себя незначительным расстройством внимания. Во время физкультуры или игры на улице движение ребенка могут быть слегка дискоординированными.

Судорожный приступ Grand mal всегда сопровождается нарушением сознания. В межприступном периоде симптоматика отсутствует.

Вторично-генерализованная эпилепсия может протекать по двум вариантам:

  • синдром Веста – инфантильные спазмы;
  • синдром Леннокса-Гасто – миоклонические, тонические и атонические приступы, атипичные абсансы.

Оба симптомокомплекса приводят к грубым поражениям мозга, имеют злокачественное течение.

У таких детей отмечаются нарушения поведения, по-разному выраженные. Наиболее распространены дисфазия и аутоподобный синдром.

Во всех случаях к нарушению развития приводит миоклонус-эпилепсия. Единственная форма заболевания с благоприятным прогнозом – это прогрессирующая миоклонус-эпилепсия у подростков.

Очаговый (парциальный) вариант

Парциальная, или средневисочная доброкачественная эпилепсия в большинстве случаев является семейной патологией. Практически никогда не сопровождается задержками в психическом и речевом развитии. Заболевание начинается в 6-летнем возрасте, для нее характерны зрительные галлюцинации или периодическая слепота.

Парциальная вторичная эпилепсия известна в качестве височной. Отклонения в поведении, реакциях больного, могут иметь место во время приступов, до них или непосредственно после. Во время припадка очень часто отмечается агрессия.

Задержка созревания

Задержка созревания отличается от нарушения развития. В первую очередь тем, что когнитивные функции у ребенка формируются несколько позже, а имеющиеся признаки патологии со временем нивелируются.

Чаще всего при этом присутствуют такие симптомы, как гиперкинетические нарушения, дизлексия, задержка речи и ходьбы

Нарушение латерализации

Уже на момент рождения имеется некоторая дифференцировка правого и левого полушария. С возрастом эти различия еще более усиливаются, особенно при развитии праксиса и речи. Влево перемешается восприятие символов и последовательность мышления.

В процессе дифференцировки головной мозг становится менее пластичным. Этот процесс носит название латерализации и запрограммирован на генетическом уровне, в дальнейшем осуществляясь под влиянием внешних факторов.

Например, до годовалого возраста определяется ведущая рука, хотя, в течение первых лет жизни — это достаточно нестабильно. Типичная причина расстройства процесса латерализации – это выраженное повреждение правого или левого полушария.

Это может приводить как к инверсии латерализации, так и к нарушению дифференцировки специфических структур головного мозга.

Если одна из функций выражена в своем полушарии чрезмерно, это также ведет к общему нарушению латерализации.

На таком фоне, обычно, существует поражение мозолистого тела, соединяющего собой правое и левое полушария.

Диагностика и лечение

К сожалению, иногда людям сложно принять, что ЗПР – сложная, многогранная и многоуровневая патология. Мы, на кафедре клинической нейрофизиологии, предлагаем детям с задержками речевого и/или психического развития, профессиональную диагностику и подобранное индивидуально лечение.

Для исследования состояния центральной и периферической нервной системы у детей с нарушением поведения, обучения и общего развития в клинике имеются сл