Мрт после операции по удалению опухоли головного мозга

Мрт после операции по удалению опухоли головного мозга thumbnail

Опухоли головного мозга очень опасны для жизни человека. В большинстве случаев они требуют медицинского вмешательства и проведения операции, что позволяет избежать их разрастания и разрушения мозговых тканей. После удаления опухоли головного мозга человека могут ждать неприятные последствия. Избежать многих из них удается с помощью правильной реабилитации, уделяющей особое внимание состоянию здоровья больного.

Виды опухолей

Все новообразования головного мозга классифицируются по разным признакам. Основное деление на виды подразумевает наличие доброкачественных и злокачественных опухолей. Первые не несут в себе серьезной опасности. Как правило, они растут очень медленно, не затрагивают близлежащие ткани или органы, не дают рецидивов или метастазов. В редких случаях они способны переформироваться во второй тип, что меняет картину. Злокачественные представляют собой рак. Они максимально агрессивны, быстро распространяются по всем тканям, разрастаются с высокой скоростью и зачастую дают рецидивы или метастазы.

Выделяют два подвида опухолей с учетом повторности их возникновения. Они могут быть первичными. В таком случае новообразование возникает в первый раз, образовываясь из мозговых тканей. Обычно оно развивается медленно. Также опухоли могут быть вторичными. Тогда они называются метастазами и развиваются в результате распространения основного образования в мозге на другие структуры. Иногда они могут даже переходить на спинной мозг или ближайшие органы.

Темная комната

Больше всего внимания уделяется именно злокачественным опухолям. Они очень опасны, из-за чего требуют обязательного медицинского вмешательства. Некоторые из них практически не поддаются лечению, что создает серьезные трудности как для больного, так и для врачей. Такие новообразования классифицируются по своим отличительным чертам.

Наиболее распространенные злокачественные опухоли:

  • глиома – ее развитие обусловлено поражением клеток нервных тканей, считается самым встречающимся типом опухолей;
  • астроцитома – разрастается из вспомогательных мозговых клеток, входит в категорию глиальных опухолей;
  • глиобластома – крайне агрессивная опухоль из категории глиом, быстро распространяется на ближайшие участки мозга, нарушая их функционирование;
  • пинеобластома – начальным участком такой опухоли становится шишковидная железа, относится к подвиду астроцитом;
  • эпендимома – происходит из мембранных тканей желудочков, часто вызывает метастазы, затрагивая спинной мозг, может врастать в основные мозговые структуры;
  • менингиома – относится к категории оболочечных новообразований, локализуется в твердой оболочке мозга;
  • олигодендроглиома – появляется из вспомогательных клеток нервных тканей, частично связана с астроцитомой по схожим образующим составляющим;
  • гемангиома – местом образования таких опухолей становятся поврежденные сосуды, откуда они могут разрастаться на сам мозг.

Существуют и другие типы опухолей. Например, эмбриональные. Они крайне опасны и развиваются исключительно у детей в период внутриутробного развития. Удаление такой опухоли мозга может быть очень сложным, но встречаются они довольно редко.

Иногда даже злокачественные опухоли замедляются в развитии, прекращая наносить вред организму.

Также врачи выделяют глиозный тип новообразований. Они представляют собой своеобразные рубцы, образованные в результате различных патологий. Зачастую может встретиться киста, которая является полостью с различным наполнением внутри тканей. Схожее поражение мозга возникает при образовании внутримозговых и субдуральных гематом, что чаще всего связано с травмами или аневризмой сосудов.

Диагностика

Перед проведением операции больному назначают обследование, которое даст полную информацию о новообразовании. Оно крайне важно, так как от результатов будет зависеть выбор типа операции. На основании диагностики также врач сможет составить приблизительный прогноз, указав всевозможные риски. Чаще всего опухоли удается обнаруживать на стадии их значительного развития, что негативно сказывается на будущем больного.

Начинается обследование с осмотра пациента группой врачей. В нее обязательно входят: терапевт, невролог, онколог, хирург и офтальмолог. Они проводят индивидуальную беседу с больным, оценивают его состояние, а также дают общие рекомендации по дальнейшей терапии. После этого у пациента берут на общий анализ кровь и мочу, проводят исследование на онкомаркеры, делают рентген черепа, а также КТ и МРТ мозга. Чаще всего этим обследование не ограничивается.

Дополнительные обследования:

  • ПЭТ КТ – показывает наличие патологий, подразумевает введение в кровь пациенту специального радиоактивного индикатора;
  • допплерометрия – отображает обследуемый участок мозга, показывает состояние сосудов и кровоток;
  • УЗИ мозга – позволяет определить минимальные смещения срединных мозговых структур от своего начального положения;
  • контрастная ангиография с ЭЭГ – проверяют функционирование отдельных участков мозга, а также наличие различных патологий;
  • сцинтиграфия – отображает состояние мозговых структур и исследует их работоспособность;
  • биопсия – подразумевает забор мозговой ткани для микроскопического исследования, осуществляется с помощью хирургии;
  • вентрикулоскопия – используется для изучения состояния желудочков мозга с применением эндоскопических приборов.

После операции с удалением опухоли головного мозга некоторые методы диагностики будут применяться повторно с рекомендованной врачом периодичностью. Это требуется для отслеживания состояния больного, а также своевременного выявления возможных рецидивов или развития различных осложнений.

Хирургические операции

Самым распространенным методом удаления опухолей стало проведение хирургических операций. Такое решение подразумевает создание отверстия в черепе, через которое и будет извлечено новообразование. Обычно для этого требуется делать трепанацию довольно крупного размера, что упрощает доступ к пораженному участку, но повышает общий риск. Проведение нейрохирургических операций допускается только в тех случаях, если опухоль не успела начать распространяться на близлежащие ткани.

Хирург

При таком вмешательстве удаление бывает полным или частичным. Также иногда операцию делят на два этапа, так как она может продлиться несколько часов. В редких случаях, когда смысла в хирургии нет, пациенту могут все равно назначить оперативное вмешательство с целью облегчения его состояния.

Нейрохирургические операции имеют ряд противопоказаний, которые обязательно должны быть учтены врачами. Если они не будут приняты во внимание, то итогом может стать инвалидность или летальный исход.

Противопоказания:

  • яркая декомпенсация отдельных органов;
  • распространение новообразования на несколько тканей;
  • развивающиеся метастазы по всему мозгу;
  • физическое истощение организма больного.

Проведение подобных операций сопряжено с серьезным риском. Даже при большом опыте врача и положительном результате всей процедуры остается вероятность развития осложнений. Некоторые из них могут проявляться не сразу, а спустя месяцы, что ухудшает ситуацию.

Возможные осложнения:

  • повреждение мозговых тканей и сосудов;
  • проникновение инфекций;
  • отек мозга;
  • метастазы или усиленные рецидивы.

Отдельно врачи выделяют эндоскопию. Ее главное отличие от стандартных хирургических вмешательств в том, что она подразумевает использование специальных приборов, для которых не требуется делать большие разрезы в черепе. Очень часто таким образом удаляют кисту или гематому. Для проведения оперативного эндоскопического вмешательства может быть использован нос, т.е. все приборы проводятся к мозгу трансназально.

Риск осложнений после эндоскопических операций значительно ниже, так как вероятность повредить важные структуры мозга минимизирована.

Лучевая терапия

Пациентам могут назначать лучевые операции на головном мозге при любых опухолях, если их устранение классическим методом невозможно по каким-либо причинам. Обычно такое происходит при наличии у больного некоторых сопутствующих патологий или необычном расположении новообразования, когда оно находится, например, слишком далеко, что затрудняет к нему доступ.

Лучи

Иногда лучевая терапия назначается в качестве дополнительной меры после нейрохирургии. Это позволяет снизить риск рецидива. Также применение такого оборудования поможет уничтожить оставшиеся элементы опухоли, которые не были заметны при проведении стандартной операции.

Суть лучевой терапии в том, чтобы воздействовать на опухолевые клетки с помощью радиации. Они к ней гораздо более чувствительны, чем обычные. Поэтому для самого человека метод считается довольно безопасным. Во время процедуры больному облучают именно ту область мозга, где расположилось новообразование. Доза подбирается индивидуально, а длиться процесс может до нескольких десятков минут. Все зависит от особенностей самой опухоли. Но даже при правильном выборе условий воздействия есть риск развития осложнений.

Возможные последствия:

  • внутримозговое кровотечение;
  • ожоги кожного покрова;
  • образование язв на коже, ее покраснение или пигментация;
  • беспрерывный зуд на участке облучения;
  • частичное выпадение волос;
  • токсическое отравление организма.

Радиохирургия – подвид лучевой терапии. Она включает два метода: гамма-нож и кибер-нож. Первый подразумевает высокочастотное облучение опухоли кобальтом с помощью одного направленного луча. Под прямым воздействием гамма излучателя вся структура новообразования быстро разрушается, а его кровоснабжение прекращается. Операция должна проходить только в один этап, на который потребуется время. Иногда длительность процедуры достигает нескольких часов. Кибернож отличается использованием специального ускорителя, который облучает опухоль сразу по нескольким направлениям. Оба варианта отличаются низким риском развития осложнений.

Читайте также:  Если вред от мрт головы

Химиотерапия

Лечение опухолей с помощью химиотерапии относится к системным методам. Это связано с воздействием лекарственных препаратов сразу на весь организм, что отчасти негативно сказывается на здоровье. Врачи назначают больному прием средств алкилирующей группы, антибиотиков, синтетиков, антиметаболитов и некоторых других лекарств. Обычно выписывают только один препарат либо составляют план терапии с поочередным использованием нескольких. Они могут вводиться внутривенно или приниматься в виде таблеток. Чуть реже для приема назначается ликворный шунт.

Операционная

Курс лечения с помощью химиотерапии обычно состоит из нескольких циклов, между которыми оставляют длительный перерыв, чтобы организм мог восстановить силы. В это время врачи оценивают, насколько эффективным было воздействие на новообразование, и принимают решение о продолжении терапии или ее пересмотре. Удаление опухоли головного мозга с помощью химической терапии зачастую дополняется лучевым методом. Такое решение позволяет повысить результативность лечения в целом. Но, как и другие способы терапии, химическая терапия способна вызывать осложнения.

Распространенные последствия:

  • сокращение количества здоровых кровеносных клеток;
  • нанесение вреда костному мозгу;
  • нарушения в работе нервной системы;
  • сбои в сердечно-сосудистой системе и легких;
  • дисфункция пищеварительной системы;
  • бесплодие или снижение вероятности зачатия;
  • повышенная уязвимость к заражению инфекциями;
  • появление грибковых заболеваний;
  • полное облысение;
  • пигментация кожи;
  • значительное похудение;
  • развитие других опухолей.

Проходить новообразование будет только при условии правильного подбора лекарственного препарата. Поэтому на этапе диагностики очень важно изучить опухолевые ткани и проверить, как на них будут действовать те или иные средства.

При лечении с помощью химиотерапии больной должен находиться под наблюдением родственников, так как ему может понадобиться помощь при ухудшении состояния или некоторых неприятных осложнениях.

Реабилитация

После операции по удалению опухоли головного мозга у пациента будет болеть голова. Он может столкнуться с нарушением речи, мыслительных процессов. У некоторых происходит изменение личности, разрушается эмоциональная составляющая психики. Иногда больной не может двигаться, так как его физической активности мешают постоянные судороги, потеря координации, нестабильность походки. Они могут сопровождаться частичным парезом. Такое происходит, если поврежден мозжечок. После операции есть высокий риск внезапного развития менингита или эпилепсии, возможен инсульт. Если шансов на полное восстановление нет, то больной получает инвалидность.

Помощь

Реабилитация – важнейший период в жизни человека, который пережил удаление опухоли. Главной целью на это время должно стать восстановление всех утраченных функций организма. Для этого потребуется заново обучиться основным навыкам, добиться нормализации работы всех органов и вернуть самостоятельность. Для каждого пациента врачи составляют свою программу  реабилитации, включающую ряд краткосрочных и несколько долгосрочных задач. При этом он должен находиться под наблюдением целой группы специалистов. После выписки из больницы родственники могут ухаживать за больным сами, но все равно потребуется помощь врача, который поможет ему восстанавливаться. Если операцию перенес ребенок, то за ним потребуется усиленный уход.

Очень важно регулярно проходить все послеоперационные обследования. Они помогут скорректировать план реабилитации и своевременно выявить возможные метастазы или рецидивы. Обычно восстановление в домашних условиях длится около 4-х месяцев, после чего человек может вновь жить полноценной жизнью. Ему будет нужно лишь иногда проверяться у врача.

На период реабилитации важно:

  • соблюдать диету — питание должно быть максимально легким и полезным;
  • полностью отказаться от употребления алкоголя и курения;
  • избегать авиаперелетов, чрезмерной активности, включая легкий бег;
  • исключить длительное воздействие солнца и посещение бани.

Также врач может дать дополнительные рекомендации, которые потребуется обязательно выполнить. Очень часто больным назначают физиотерапию с помощью магнитного воздействия или лазера, массаж всего тела, а также лечебную физкультуру. С последней следует быть максимально осторожными, нагружая себя очень умеренно и избегая резких движений.

Последствия операции на головном мозге при удалении опухоли не так страшны. В некоторых случаях могут возникать неприятные осложнения, но при правильных действиях врачей риск сводится к минимуму. От пациента требуется лишь регулярно проверяться и полноценно заниматься своей реабилитацией.

Источник

Астроцитома — это опухоль головного мозга из клеток под названием «астроциты». Астроцитомы могут быть разной степени злокачественности: у детей они чаще доброкачественные, у взрослых могут принимать агрессивную форму и быстро разрастаться. У Полины Бакарюк первый случай: новообразование обнаружили в зрительном тракте девочки, когда ей было шесть лет, и со временем почти полностью удалили. Сейчас жительнице Таганрога пятнадцать: у неё с трудом двигается правая половина тела и нарушены когнитивные функции мозга, но она считает, что это просто делает её особенной. Полина рассказала нам о реабилитации, домашнем обучении, дружбе и важности стабильного состояния.

Текст: Ира Кузьмичёва

Стиль: Дарья Чернышева
Фотографии: Люба Козорезова
Макияж: Софья Петрова

Я была обычным ребёнком, ходила в детский сад. Когда мне исполнилось шесть, мама заметила, что я веду себя странно. Например, использую только левую руку и не даю правую: мама хочет взять меня за неё, а я говорю, что рука в отпуске. Ещё мама рассказывала, как я ни с того ни с сего уснула на лавочке в парке, и что меня всё время тошнило. Правая сторона тела ослабела, рука повисла, нога стала подволакиваться.

Мы пошли к неврологу. Она по висящей руке сразу поняла, что у меня опухоль мозга. После МРТ поставили диагноз — новообразование головного мозга. Тип определили уже после операции (для этого проводят гистологическое исследование, то есть изучают поражённые ткани под микроскопом. У Полины пилоидная, или пилоцитарная, астроцитома левого зрительного тракта — доброкачественное образование. — Прим. ред.). Врачи сказали, что опухоль сильно разрослась из-за тепла, а тем летом мы почти каждый день ходили на пляж. В Таганроге никто не хотел её лечить, у нас в принципе нет нейрохирургов. Операцию взялся делать крутой врач из Москвы, он тогда был директором Бурденко (Национальный медицинский исследовательский центр нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко. — Прим. ред.). В октябре мы с родителями поехали в Москву на операцию.

Помню крутой поезд. Обожаю кататься на поездах. Это был единственный раз, когда я ездила куда-то и с папой, и с мамой, а не с каждым по отдельности, как обычно. Перед отъездом друзья семьи подарили мне медвежонка — я назвала его Мармеладик. Мне даже разрешили в послеоперационной палате его оставить. Он мой талисман, до сих пор ездит со мной в рюкзаке. Чтобы я не боялась остаться без мамы, папа сказал, что он волшебник и превратил маму в пушинку. Я верила, что она сидит у меня на ноге во время операции, и поэтому была молодцом. Спокойно себя вела в реанимации, не кричала, делала всё, что попросят. Врачи сказали: «Всем бы таких пациентов».

Чтобы я не боялась остаться без мамы, папа сказал, что он волшебник и превратил маму в пушинку. Я верила, что она сидит у меня
на ноге во время на операции, и поэтому была молодцом

После этого в мозге остались части опухоли, поэтому через несколько лет оперировали второй раз. Вторая операция была более сложная и долгая. Я трое суток выходила из-под наркоза. Когда врач сказал, что я пришла в себя, мама побежала в магазин и купила куклу Moxie Эйвери. Я открыла глаза, а тут кукла — восторг! Но сразу опять заснула. И так трое суток — день сурка.

Что не смогли удалить, облучили (через два месяца после операции Полине сделали курс лучевой терапии. — Прим. ред.). То, что осталось внутри, удалять не нужно. Врачи говорят, что сейчас у меня «стабильное состояние без отрицательной динамики». Это звучит как прекрасная мелодия.

Для меня болезнь — это приключение. Да и вообще не болезнь. Я люблю больницы: доктора высокие и красивые, в белых халатах ходят. Я лечилась в большой больнице, такая высокая громадина, очень красивый холл. Мне нравится атмосфера, только запах спирта немного пугает. В детстве боялась уколов в попу, а мне их часто делали.

Читайте также:  Мрт головного мозга при эпилепсии у детей

У меня нарушена вегетативная система (вегетативная нервная система контролирует неосознанные процессы в теле человека: сердцебиение, пищеварение, потоотделение и т. д.. — Прим. ред.). Сильно потею, это очень-очень неприятно. В ортопедической обуви нужно ходить в носках, и к концу дня они насквозь мокрые. У меня всю жизнь будут мокрые ладони и вообще всё. До тринадцати лет меня мыла мама, боялась, что я упаду. Вот представьте, я подросток, а меня мама моет. Обидно. Но я молодец, стала мыться сама, когда родители постелили противоскользящие коврики и сделали специальное сиденье.

Левая часть мозга отвечает за правую сторону тела, поэтому мой правый глаз не видит и иногда может закатиться вбок. Рука почти не двигается, тазобедренный сустав перекосился. Я хожу сама — мама уговаривает ходить с тростью, чтобы было безопаснее, а мне кажется, что с палочкой я буду выглядеть как старушка. Ношу ортопедическую обувь: подошва правого ботинка на два сантиметра выше левого. Через несколько лет можно будет сделать операцию и вылечить ногу. Я этому рада. Недавно ортопед сказал, что, возможно, после двадцати пяти лет можно будет исправить перекос в суставе.

После первой операции правая рука и нога стали лучше двигаться, но после второй я училась заново ходить, были проблемы с речью, перекосило лицо (врачи Полины говорят, что в первый раз ситуация изменилась, поскольку опухоль перестала сдавливать двигательные центры мозга. — Прим. ред.). Но мы не жалуемся на врачей, наоборот, они сделали всё, что могли. Мозг непредсказуем. Сначала было очень обидно, но потом стало всё равно. Я переучилась из правши в левшу, но из-за этого очень плохо пишу. Никто не может разобрать мой почерк, даже я сама.

Я хожу сама — мама уговаривает ходить с тростью, чтобы было безопаснее, а мне кажется, что с палочкой я буду выглядеть как старушка

Я 155 сантиметров и больше не вырасту — у меня закрылись зоны роста (хрящевые участки костей, в которых происходит рост; обычно они минерализуются после полового созревания, когда рост прекращается — Прим. ред.). Из-за лучевой терапии зоны мозга, которые отвечают за половое созревание, активизировались слишком рано, и у меня двадцать килограммов лишнего веса. Нужны диета и физические нагрузки, дома стоит тренажёр-эллипс. Сегодня выходной. У кого четверг, а у кого — выходной. Я должна выполнять упражнения ЛФК, но ничего не делаю. У меня сейчас творческий кризис. Потому что недавно я провела два дня у подруги, мой режим нарушился, и я его никак не могу восстановить.

В 2013 году мне приспичило сломать руку — правую. Если бы я сломала левую, я бы съела правую живьём — так я её ненавижу. Сломала так: радовалась рулетику. Обычный рулетик с начинкой, не знаю с какой, но вкусный. Я прыгала, от радости у меня заплелись ноги, я упала. Сломалось запястье, и теперь кисть загнулась вниз. Я всегда чувствовала свою руку: если она не работает, это не значит, что я её не чувствую. Хочу, чтобы она стала сильнее. Бутылку воды она поднимет, но с трудом — мне неприятно это делать. Если беру предметы правой рукой, то только двумя пальцами — указательным и средним — и не могу этим предметом вертеть. И мелочи рука делать не умеет, например шнурки завязывать, так что у меня вся обувь на липучках. А бывает, кладу что-то в руку, а она потом не отпускает, если сильно напряжена. Ещё мне сложно завести руки за голову, хотя одеваюсь и раздеваюсь я сама. Из головы сигнал идёт, но по пути теряется.

В школу я так и не пошла, меня оставили на домашнем обучении. Но всё равно было сложно, я много пропускала из-за лечения. Вначале даже толком не училась, радовалась, что живая. Мама делала уроки, а я переписывала. Родители думали, что мне тяжело заниматься после операции. Да и учителя, которые приходили из школы, особенно не старались, торопили, ставили сразу тройку: не поняла — и ладно.

Когда я училась в четвёртом классе, мама пожаловалась неврологу в Бурденко, что мне тяжело даётся учёба. После первого же теста стало понятно, в чём проблема. Я не слышу часть звуков, мой мозг не может представить картинку, когда я читаю текст — просто складываю буквы в слова и всё (у Полины снижены когнитивные функции мозга, такие как память, внимание, скорость обработки информации, пространственно-координационное воображение. — Прим. ред.). Со мной стал заниматься нейропсихолог. Занятия с ним похожи на игру: вот картинка, запомни, переверни, расскажи, что изображено, потом ещё одна. Ещё я езжу в реабилитационный центр «Русское поле» для детей с онкологическими заболеваниями (для таких пациентов центр оборудован специальными нейротренажёрами. Полина также включена в программу по нейрокоррекции, подразумевающую специальную физическую нагрузку и графомоторные тренинги. — Прим. ред.). Там мы с родителями сразу заметили: чем больше восстанавливаются когнитивные функции мозга, тем легче двигать рукой. Чем больше двигаешь рукой, тем легче учиться.

До шестого класса у меня было надомное обучение. Ещё я занималась по скайпу с преподавателями из интерната рисованием, русским, математикой и с психологом. Мама говорит, что потом вышло постановление Минздрава, в котором надомное обучение для многих отменили — таких, как я, отправляли в общую школу. Для меня это было невозможно. Я выдерживала полчаса занятий и уставала, пугалась громких звуков. Тогда мама заставила собрать комиссию, доказала, что школа не оборудована левосторонними поручнями, специальным туалетом, показала кучу выписок от врачей, напугала, что если меня кто-нибудь толкнёт, то я могу удариться головой, и попросила перевести меня полностью на дистанционное обучение. И всё получилось. Мне дали компьютер, веб-камеру, принтер, сканер, цифровую камеру, микроскоп, всё для занятий робототехникой. Когда езжу на реабилитацию, беру с собой ноутбук и учусь без отрыва от лечения. Такой режим мне уже по силам.

Геометрию вообще не понимаю. Не могу представить картинку: треугольник или окружность, а в неё вписан квадрат. А мама может, поэтому делает уроки за меня или объясняет по триста раз

Сейчас я учусь по обычной программе, просто дома и на компьютере. Занятия начинаются в восемь тридцать и заканчиваются в обед. Со мной удалённо занимаются ещё две девочки из Ростова, а учитель по алгебре и геометрии живёт в Новошахтинске. Голова от сидения за компьютером не болит, наверное, потому что мне нравится. И домашнее обучение нравится. Не нужно каждое утро одеваться и куда-то топать.

Я читаю по слогам и пишу слова подряд, без знаков препинания — не улавливаю интонацию. Вот в марте занимались с логопедом, училась слышать запятые, различать звонкие и глухие звуки, например «б» и «п». Пока результата нет, надо время. Прочитать какой-нибудь рассказ, особенно интересный, про себя я ещё могу. Вообще я не особо люблю читать, хотя надо. Но всё равно не хочу. Аудиокниги пробовала, но тоже не хочется. Я не понимаю учительницу, если она быстро говорит, и в учебниках ничего не понимаю, особенно по истории.

Мне сложно понять, какие школьные предметы нравятся, а какие нет, потому что мама почти всё делает за меня. Она мне помогает с первого класса — это затянулось до восьмого, я его как раз окончила. Квадратное уравнение могу решить, а всё остальное — извините, я пойду. Геометрию вообще не понимаю. Не могу представить картинку: треугольник или окружность, а в неё вписан квадрат. А мама может, поэтому делает уроки за меня или объясняет по триста раз, рисует.

Читайте также:  Подготовка перед мрт брюшной полости

Я встаю в семь утра, провожаю маму на работу и возвращаюсь домой. Заодно учусь переходить дорогу. Путаюсь, кому горит зелёный, кому красный, на какой свет надо идти. Поэтому чаще всего смотрю, что делают другие.

В восемь завтракаю. В девять занимаюсь на тренажёре-эллипсе. Если это банный день, то пока занимаюсь на эллипсе, набирается ванна. Позанималась, покупалась. В десять тридцать — одиннадцать перекус. В двенадцать тридцать занимаюсь ЛФК, не хочу, но приходится. Надо заниматься час, а я все упражнения за полчаса делаю. Дальше обед. Потом отдыхаю и наслаждаюсь жизнью — сижу за компьютером. Смотрю сериалы «Команда Б», «Финес и Ферб», «Последний из Магикян», изредка смотрю «Свою игру», мне нравится. В четыре часа у меня полдник, в шесть тридцать ужин. В десять начинаю ложиться спать. Обо всём мне сообщает будильник, потому что были ситуации, когда я забывала поесть. Я вообще люблю всё организовывать по графику. Наверное, сказываются поездки в реабилитационные центры, где каждый день выдают расписание процедур и везде надо успеть.

Раз в год мы ездим в Бурденко к радиологу следить за тем, что у меня в голове происходит. Ещё я прохожу реабилитацию в двух медицинских центрах по очереди. В подмосковном городе Чехове есть лечебно-реабилитационный научный центр «Русское поле», я называю его санаторием (Государственный реабилитационный центр для детей с онкологическими заболеваниями. Полине предоставляют лечение дважды в год по две недели. — Прим. ред.). Второе место — Международный институт психосоматического здоровья в Москве, лечение в нём оплачивает Благотворительный фонд Константина Хабенского. Там со мной занимаются ЛФК, восстанавливают моё пространственно-координационное воображение. А в апреле на
БОС-терапии (биологическая обратная связь. — Прим. ред.) занимались восстановлением вегетативной системы. Наконец почувствовала сухие руки — это восторг. Ещё правая рука начала разворачиваться ладонью вверх и появилась устойчивость в ногах.

С подругами у меня проблема. Я и хочу дружить, и не знаю как — быстро устаю от общения. На друзей нужно тратить много сил, развлекать их. К тому же я выпала из общения с другими детьми в шесть лет. Да и в садике любила играть сама, может, это просто характер такой. Сейчас у меня две подружки. Недавно гуляла с одной из них и поняла, что вечер ушёл коту под хвост. Мне было скучно, мы на разных волнах. Но когда всё идёт хорошо, то это очень весело.

Моей лучшей подруге Ульяне скоро будет одиннадцать лет. Из-за того, что я не знакома с одноклассниками и почти не общалась и не общаюсь с ровесниками, я их терпеть не могу. Я их никогда особо не видела, но из мультиков могу предположить, что они думают об одном, а я — совершенно о другом. Например, они следят за модой, за трендами, а я — нет. Мне нравится, что я отличаюсь от ровесников и не стремлюсь быть на них похожей. Ещё у меня есть вторая подруга, Ксюша. Её родители почему-то не разрешают ей заходить ко мне в дом, купаться в моём бассейне. И меня к себе не пускают, как будто я заразная. Мне кажется, что если бы я ходила в школу, половина класса остерегалась бы меня. С неприятными комментариями я сталкивалась пару раз, не больше. Меня они даже не обидели. Запомнился всего один случай, когда меня назвали «однорукой». Я ответила, что на обзывания не реагирую. А в остальном ко мне отлично все относятся. Чаще спрашивают, чувствую ли я руку.

Два года назад я участвовала в Играх победителей (международные спортивные соревнования для детей и подростков, преодолевших онкологические заболевания; игры организует фонд «Подари жизнь». — Прим. ред.). В плавании и в ходьбе с поддержкой получила золотые медали. В настольном теннисе заняла четвёртое место, проиграв девочке из Турции. Было обидно, я весь год тренировалась, ходила на занятия. Но вообще было круто. Несколько лет я играла в Lego Friends. Родители покупали разные наборы, и я из них построила деревню с волшебным лесом. В деревне живут тринадцать девочек и два мальчика. Кто-то работает в ресторане, кто-то в магазине, есть самолёт и аэропорт, есть передвижной двухэтажный дом. Там кипит жизнь.

Одни врачи нас ругают — вот, мол, плохо рукой занимаетесь, другие, наоборот, хвалят — рука живая, двигается. Медицина не стоит на месте, всё меняется. Я делаю, что могу, и будь, что будет

Мне нельзя пить алкоголь, загорать, вообще запрещены бани, парилки, и физиопроцедуры с прогреванием. Желательно не летать самолётом, нельзя кататься на лошади и прыгать на батуте: тряска может сдвинуть маленький остаток опухоли в голове, а убирать её полностью сложно и опасно. От греха подальше лучше не буду этого делать. Ещё невролог сказала, что мне нельзя ходить на вечеринки. Я не против, мне неприятны громкие звуки, я не люблю находиться в тусовке, чувствую себя некомфортно.

Несмотря на всё это есть целый список крутых плюсов в моей ситуации. Во-первых, это дополнительные денежки для родителей. Во-вторых, я не хожу в школу. В-третьих, новые знакомства. Есть такой мальчик Тёма. Если бы не гемипарез (ослабление мышц только одной половины тела в результате повреждений мозга. — Прим. ред.), я бы с ним не встретилась никогда. Поэтому ура! У нас похожие ситуации, только он тормозит и ворчит как дед. Наконец, я получила много всяких эмоций, побывала в новых местах, например городе Чехове.

У Ульяны есть старший брат, Егор. Мы с ним дружили, когда я была ещё маленькой. Сейчас он очень высокий, а я очень низкая, смотрю на него и думаю: «Какой же ты красивый». Это единственный мальчик, который меня интересует. Он мне нравится сейчас, но в будущем это не будет иметь значения. С Егором у нас очень мало шансов, он живёт в другом мире, не понимает, каково быть с одной рукой. А мне нужен такой человек, как Тёма, потому что он меня может понять.

Сейчас у меня нет увлечений или хобби, которые могут намекнуть на мою будущую профессию. Из меня получится хороший психолог, а может, политик. Я мечусь из одной крайности в другую, надеюсь, что к одиннадцатому классу решу, кем быть — желательно к этому моменту ещё парня встретить. Меня хвалят, говорят, я упрямая, характер сильный. Мама и папа знают, что когда мне надо, я всё сделаю. Меня не заставляют и не контролируют — за это я и люблю своих родителей. Вот Ульяна каждый день моет печку и посуду. Не могу себе представить — не жизнь, а кошмар.

Мама говорит, что у врачей прогнозы оптимистичные. Организм молодой, сам восстанавливается. Чем больше я буду в стабильном состоянии, тем лучше. На прошлой консультации радиолог был очень доволен состоянием мозга. Однажды врач-невролог из МИПЗ сказал фразу, которая стала нашим девизом: «Вы не знаете, что было бы, если ничего не делать. Не останавливайтесь. Даже после десяти лет после операции организм может восстановиться». Одни врачи нас ругают — вот, мол, плохо рукой занимаетесь, другие, наоборот, хвалят — рука живая, двигается. Медицина не стоит на месте, всё меняется. Я делаю, что могу, и будь, что будет.

В детстве я мечтала стать особенной, и моя мечта сбылась. Сначала я не понимала, почему я хромаю, почему у меня кривая рука. Со временем поняла, что у меня инвалидность. Я не расстроилась, а, наоборот, даже обрадовалась: я не такая, как все.

Источник