Научная статья иммунитет государства

Научная статья иммунитет государства thumbnail

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2011, № 12, с. 66-73

ПРАВО

И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ

© 2011 г. Георгий Михайлович Вельяминов1

Краткая аннотация: в работе раскрываются понятие международно-правового государственного иммунитета, как абсолютного, так и функционального, обусловленность укоренения функционального иммунитета стремительным ростом участия «торгующих» государств в международных коммерческих отношениях, показываются виды государственных иммунитетов: дипломатический; юрисдикционный; иммунитет от принудительных мер в связи с разбирательством в суде; иммунитет государственной собственности и т.д.

Annotation: the work depicts the concept of state immunity in International Law. Absolute and functional state immunities. A swift rise of «trading» states participation in the international commerce and the correlated establishment of the concept offunctional immunity of states, shows types of state immunities: diplomatic immunity; jurisdictional immunities; immunity from measures of constraint in connection with proceedings before a court; immunity of state property etc.

Ключевые слова: государственный иммунитет; абсолютный и функциональный иммунитеты; «торгующее» государство; Конвенция ООН2004 г. о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности; дипломатический иммунитет; юрисдикционный иммунитет; иммунитеты от принудительных судебных мер.

Key words: state immunity; absolute and functional immunities; «trading» state; UN Convention 2004 on Jurisdictional Immunities of States and Their Property; diplomatic immunities; jurisdictional immunity; state immunity from measures of constraint in connection with proceedings before a court.

Под международно-правовым государственным иммунитетом понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей. Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств. Иммунитет в правовом смысле можно иначе назвать неподвластностью (par in parem non habet imperium -равный над равным невластен).

Что касается международных хозяйственных отношений государства, то, как пишет М.М. Богуславский, «к обязательствам государства в принципе может применяться только его право, кроме случаев, когда государство прямо выразило согласие на применение иностранного права»2 (par in parem not habet jurisdictium — равный равному неподсуден).

Международно-правовой государственный иммунитет есть одно из выражений национального

1 Главный научный сотрудник сектора правовых проблем международных экономических отношений Института государства и права РАН, арбитр МКАС при Торгово-промышленной палате РФ, доктор юридических наук, профессор (E-mail: nn1962@yandex.ru).

2 Богуславский М.М. Международное частное право. М.,

1998. С. 160, 161.

суверенитета, а также, в частности, и международно-правовых принципов равенства государств, невмешательства во внутренние дела других государств и уважения прав, присущих суверенитету. «Принцип суверенного равенства государств лежит в основе иммунитета государства»3. Соответственно, международно-правовой государственный иммунитет — институт международного публичного права. Государство в своем внутреннем правопорядке не пользуется таким иммунитетом в гражданско-правовых отношениях, будучи равным партнером с другими субъектами таких отношений. Это положение закреплено, в частности что касается России, в ст. 124 Гражданского кодекса РФ.

В то же время во внутреннем праве есть внутригосударственные иммунитеты и публичного характера, например для депутатов парламента, для высших должностных лиц. Но иммунитеты эти распространяются обычно только на действия соответствующих лиц в рамках их служебных функций, т.е. иммунитет этот функционален.

Международно-правовой иммунитет находит свое закрепление и во внутринациональном законодательстве государств, и содержание его может трактоваться по-разному. Иммунитет в принципе

3 Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962. С. 10; см. также: Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. П/т 1. М., 1948. С. 245-247.

не имеет императивного характера, пишет Я. Бро-унли4. Это не является чем-то особенным именно для института государственного иммунитета, но скорее обычным явлением — для норм и принципов международного права. Так, для сравнения: международно-правовой принцип соблюдения прав и основных свобод человека конкретизируется в законодательстве отдельных государств со значительными отличиями. Такие отличия обнаруживаются и в толковании института государственного иммунитета. Совершенного единства применения государственных иммунитетов в мировой судебной практике не существует, ибо нет и четких общепризнанных международно-правовых критериев признания иммунитетов.

Первоначально в качестве международной обычно-правовой нормы государственный иммунитет понимался как абсолютный, т.е. означал, что государство, его органы и представители ни в каком случае не могут быть подвергнуты властным акциям со стороны других государств, кроме как с согласия государства5. Такое согласие может выражаться государством в международном договоре, в частноправовом контракте, в эксплицитном письменном заявлении в ходе судебного или иного разбирательства. Вообще и с позиций абсолютного государственного иммунитета не значит, что к государству не могут быть предъявлены, в частности, имущественные и иные требования, но они не могут быть без согласия государства предъявлены к нему в судах других государств, но могут предъявляться в судах данного государства.

Читайте также:  Какие витамины лучше принимать для иммунитета детям 3 лет

Однако особенно с середины XX в. происходит исключительно масштабный рост участия государств, как таковых, в международных экономических отношениях, причем и с контрагентами, представляющими собой субъектов частного права других государств (так называемые «диагональные отношения»). Во многих случаях при этом возникает возможность применения института государственного иммунитета, и это означает особую значимость его использования именно в рамках международных экономических отношений. Важнейшей составной статуса субъекта международного права является поэтому институт иммунитета государств, а также — в ограниченной мере — и межгосударственных организаций.

Сами государства между тем заинтересованы в сделках, в том числе и с такими субъектами, которые соглашаются на эти сделки обычно только

4 См.: Броунли Я. Международное право. Ч. 1. М., 1977. С. 476.

5 См.: Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты госу-

дарств и их собственности. М., 1993. С. 31.

на условиях обеспечения имущественной ответственности государств на случай неисполнения ими своих обязательств по сделкам. Это привело к постепенному отходу от концепции абсолютного государственного иммунитета и к возникновению и закреплению понимания иммунитета как ограниченного, функционального. Государство, таким образом, имеет право на иммунитет от властных действий других государств только тогда, когда действует, выполняя свои суверенные, властные функции — jure imperii.

Пожалуй, доминантное значение для перехода к концепции функционального иммунитета имело то обстоятельство, что абсолютный иммунитет ставил государство юрисдикционно в неуязвимое положение в так называемых «диагональных отношениях», складывавшихся в рамках так называемых контрактов государственного развития («state development contracts»), в том числе в прямых инвестиционных контрактах, получивших уж в 60-70-е годы XX в. широкое распространение в отношениях между обретшими независимость новыми государствами развивающихся стран, с одной стороны, и частными инвесторами из развитых государств — с другой. Иммунитеты развивающихся государств по отношению к искам частных иностранных корпораций являли собой своего рода риск для этих последних.

По «диагональным» контрактам иски к государствам могли, разумеется, рассматриваться в судах самого развивающегося государства. Но у иностранных инвесторов, предпринимателей не было ни доверия к беспристрастности и эффективности судов в этих государствах, ни к самому их материальному праву, а в качестве инвесторов выступали обычно крупные предприятия, транснациональные корпорации. Это и определяло, в частности, заинтересованность западных стран ослабить применение принципа абсолютного юрисдикционного иммунитета государств в так называемых «диагональных отношениях». В этом направлении наглядный успех в виде перехода к концепции функционального иммунитета государства практически и был достигнут. Когда государство выступает в качестве так называемого «торгующего государства», вступает в частноправовые, коммерческие отношения, сделки, т.е. действия jure gestionis, оно согласно концепции функционального иммунитета утрачивает права на иммунитет в отношении своих иммунных имущественных и иных прав, причем согласно этой концепции и без специального согласия на это данного государства, и независимо от того, придерживается ли это государство само концеп-

ции абсолютного иммунитета или нет. При этом каждое государство само вправе определять и устанавливать в рамках своей юрисдикции пределы и условия предоставления иммунитетов для других государств.

В США еще в 1976 г. был принят Закон об иммунитете иностранных государств, установивший, что государство не может использовать иммунитет: когда иск основывается на коммерческой деятельности, которую иностранное государство осуществляет в США; когда иск основывается на коммерческой деятельности, которая осуществляется за пределами США, но порождает «прямые последствия» в США.

В континентальной Европе эта установка, «заимствованная из США»6, получила последовательное развитие, в том числе почти сразу же в Законе Великобритании о государственном иммунитете 1978 г. В результате концепция функционального государственного иммунитета на сегодня закреплена законодательно или же применяется в судебно-арбитражной пра

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также:  Для иммунитета вытяжка из

Пoхожие научные работыпо теме «Государство и право. Юридические науки»

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

Читайте также:  Лечение и иммунитет токсоплазмоз

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник