Нравственный иммунитет так ли он необходим человеку
Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» – это не просто сборник трогательных рассказов о монастырской жизни, а живая проповедь, которая укрепляет в вере, дарит добро и тепло. О книге и не только о ней с отцом Тихоном побеседовала наш внештатный автор, главный редактор епархиального издательства Марина Шахбазян.
ДОСЬЕ «КН»
Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) — священнослужитель Русской православной церкви.Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
— Отец Тихон, в последние годы в наше пространство — особое, казачье, пограничное — периодически пытаются войти люди со своими представлениями о культуре. Год назад такая агрессия была в лице Марата Гельмана, в этом году — выставка «Тайны тела. Вселенная внутри». Насколько были правы кубанцы в своем жестком отпоре подобного рода акциям?
— Есть в медицине понятие «комплекс антиген-антитело». Когда вторгается болезнетворный микроб, иммунитет здорового организма сразу реагирует, начинает вырабатывать антитела, ослабленный же организм не отличает патогенного агрессора, не сопротивляется, и болезнь приводит к смерти. Тот факт, что на Кубани сразу отторгают то, что никогда не было и не будет искусством, называют вещи своими именами, дорогого стоит. Кубанцы в данном случае, если говорить по-церковному, различают духов. И дай Бог, чтобы наш нравственный иммунитет усиливался. Главное — не обращать внимания на ругань и ярлыки.
— В российском религиозном образование происходят перемены. Церковь размыкается для определенных светских влияний — бакалавриат, магистратура… Сретенский монастырь известен и своей духовной школой, и как крупнейший издательский центр. Есть ли у вас в планах создание учебников для школ, семинарий?
— Мы хотели бы. Пока учебников, которые нас полностью удовлетворяли бы, нет, а состав студентов обновляется постоянно, каждый год надо работать по-новому с новыми людьми. Серьезные ученые-литургисты нашей семинарии, отец Михаил Желтов, в частности, намереваются сделать всю линейку учебников по литургике — с первого по четвертый курс бакалавриата.
Учебник — это очень здорово и важно. Мне хочется сказать и о другом. При всей жесткости форматов бакалавриата и магистратуры не надо забывать, что эти форматы — не догма, в них можно вносить изменения. Первокурсники Сретенской духовной семинарии, например, не учатся в Москве. Мы отправляем их в наш скит в Рязанской области. Вряд ли там им легко живется, но не это главное. Ребята живут в усадьбе, окруженной старинным парком, вдали от всех, дважды в неделю участвуют в Божественной литургии. В этой уединенной атмосфере наши студенты стараются выучить наизусть или близко к тексту все четыре Евангелия.
Из светских предметов изучают только английский язык, но пять раз в неделю, углубленно. В программе присутствуют, конечно, и другие дисциплины, обычные для первого курса духовной семинарии: история Церкви, катехизис, Ветхий и Новый заветы… И все-таки особенно важным для духовного становления своих воспитанников я как ректор считаю предмет, который бакалавриатом не предусмотрен: учение святых отцов о спасении.
Мы изучаем святоотеческие тексты, чтобы студенты не только знали о том, что такие имена существуют, но мне, например, как одному из преподавателей, хочется, чтобы ребята ощутили благодаря этим текстам ни с чем не сравнимый вкус нашей великой православной культуры, которая трогает сердце каждого, кто к ней прикасается. Я верю, что многие студенты к концу года чувствуют это и понимают.
— Ведете ли вы какие-нибудь семинары для преподавателей других духовных школ?
— Никто пока не обращался с такой просьбой, и я думаю, что база для такого рода семинаров должна быть уровня, например, Московской духовной академии. Если есть потребность в этом, надо обращаться к председателю Учебного комитета. Мне кажется, это должно его заинтересовать.
— Свято-Троицкая Сергиевская лавра является общероссийским центром для повышения квалификации преподавателей основ православной культуры. Но мы пришли к выводу, что необходимо работать с преподавателями на местах, подключаем лучшие силы, по возможности кого-то приглашаем. Я знаю, что вы беседовали с нашими преподавателями. На ваш взгляд, работа по ведению основ православной культуры в школах в нашем крае дает плоды?
— Я немного с недоверием относился к этому предмету. Не очень представлял себе, как ребенку 10 — 11 лет рассказывают о вере. У нас ведь есть воскресная школа, но я бы не сказал, что опыт этой школы утешающий.
То, что я увидел на Кубани, поразило. Здесь проведена большая и важная работа. Преподаватели — сильные, убежденные люди, им есть что обсудить друг с другом. Они стремятся найти нестандартные подходы, очень воодушевлены своим делом, это видно по их серьезным вопросам и не может не восхищать.
Я, например, наблюдал, как преподаватели разных дисциплин стояли перед иконостасом и давали свой взгляд на катехизис. Толкование полностью соответствует святоотеческому, но интерпретация доступна пониманию и взрослых, и детей. Я сказал отцу Александру Игнатову, настоятелю храма Рождества Христова, что такие учителя должны быть не только на Кубани, но и по всей России!
Кубань — один из ведущих регионов России, где власть поддерживает укрепление веры в людях, понимает нравственную и воспитательную роль православия. Результаты такой политики говорят за себя — 95 процентов школьников и их родители выбрали основы православной культуры. Тогда как во многих других районах страны относятся к этому предмету скептически.
— Православную культуру у нас не только в школах преподают. Позвольте пригласить вас на наш традиционный осенний фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол». На Кубани вас очень любят и очень ждут.
— Если Господь позволит, я приеду пораньше. Сейчас мы с губернатором Александром Николаевичем Ткачевым ведем переговоры, чтобы провести на Кубани выставку «Православная Русь. Романовы. Моя история». Ту, которая с успехом прошла в Москве и Санкт-Петербурге. И мне очень хотелось бы привезти ее на Кубань. Думаю, молодым кубанцам она очень интересна. Я убежден, что здесь будут самые благодарные зрители.
— Отец Тихон, говорят, что вы как-то связаны с Кубанью. Вы здесь жили?
— Здесь жила моя бабушка, с Кубанью связаны прадеды, прапрадеды. Я же в детстве бывал в гостях, а детская память, оказывается, очень цепкая. Сегодня я ехал в Новороссийск и вспомнил фамилии — Куников и Сипягин, это герои-малоземельцы, чьи имена отложились в памяти, когда мне было пять лет.
— Недавно на Кубани прошли торжества в честь Дня православной книги, проводились опросы, во время которых читателей просили назвать самую известную современную православную книгу. Абсолютным лидером стала книга «Несвятые святые». Спасибо вам за эту книгу и за эту беседу.
— Спасибо кубанцам за все, что они делают.
Валентина БЕСПАЛАЯ, НАШ КОРР.
Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск № 124, 30-07-2014.
По данным:krasnodar-news.net
Читай также:
Иммунитет к ротавирусной инфекции ;
Семь рецептов напитков для укрепления иммунитета ;
Настойка эхинацеи для иммунитета ;
Источник
РОМАНЕНКО А.В.
НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Аннотация. В статье дается теоретический анализ проблемы значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности подростка. На основе теоретического анализа литературы делаются выводы об особенностях значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности.
Ключевые слова: нравственный иммунитет, здоровая личность, нравственность, подросток.
В современном обществе остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения «нравственного иммунитета». Современный человек живет в век потребительства, в нравственной «свободе», в пресыщенности земных благ, в агрессивном навязывании безнравственности, что приводит к отрицанию нравственных и духовных ценностей.
Как воспитать здоровую личность ребенка? Как выработать в наших детях способность различать добро и зло? Как подготовить ребенка к жизни в современной реальности? Эти и подобные вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.
Некоторые подростки не могут организовать свой собственный досуг, хотя вокруг широкий спектр развлечений, теряют интерес ко всему. Откуда это появляется в детях? Ведь еще совсем недавно наши родители были совсем другими.
Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века (эксперимент «Вселенная-25»). В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества.
Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали «райские» условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. После многочисленных опытов над колониями грызунов Д.Кэлхун сформулировал новый термин «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в «райских» условиях.
Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? В 60-70 гг. прошлого века Д.Кэлхун ставил эксперимент на мышах, не обнаруживая еще примеров в человеческом обществе. Прошло почти 50 лет, эксперимент становится очень актуальным уже для людей.
Эксперимент, проведенный Д.Кэлхун, является научным, то есть многократно доказанным. Если его смоделировать на человеческое общество, то мы должны ужаснуться, в каких жизненных условиях будут жить наши дети, если мы не позаботимся об их нравственном иммунитете.
Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера. [1]
Нравственное воспитание играет основополагающую роль при становлении личности. Нравственные ориентиры, сформированные у подростков, приготовят их к жизни в реальных условиях. Помогут прийти к своему «Я», выбору жизненного пути, правильной социализации и выработки своего «нравственного иммунитета». [2]
Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших, либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.
…
Источник
В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследованием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ.
Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.
Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.
«Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения «саморазрушающих» форм поведения.
«Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью предыдущих поколений. Условно его можно разделить:
— на естественный — возникший в результате неспецифического воздействия культурной среды
— и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транслируемых установок и жизненных ценностей.
В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его существования:
— устойчивую,
— неустойчивую (временную) форму.
«Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации.
Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот процесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.
Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.
Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным иммунитетом». Это происходило:
— либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется;
— либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспитание, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).
В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование происходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его повторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.
Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобретенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти».
«Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «центральным биологическим механизмом является механизм распознавания «своего» и «чужого»» (Ф. Вернет, 1964).
Иммунитет представляет собой целостную систему биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняется физическое, психологическое здоровье людей.
Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информации. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.
Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информации, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, способные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.
Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содержать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной стороны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содержание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.
Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоционального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нравственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процедурам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для развития личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.
Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушительный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.
Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является система ценностей личности.
В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.
«Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.
Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирования «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что большинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального поведения среди молодежи?
По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не формировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребенком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жизни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ребенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.
Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», степень его сформированности в перспективе может стать важным параметром при сборе и анализе психодиагностической информации.
Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» может говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отражая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с заботой о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».)
Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно будем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры.
«Мост» между полушариями
Обычно большая часть информации, которая передается через метафору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать символический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками.
Что будет, если мы построим работу только на работе правого полушария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые помогут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перспективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем работать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем».
Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и качественный логический анализ.
Источник