Нравственный иммунитет так ли он необходим человеку

Нравственный иммунитет так ли он необходим человеку thumbnail

Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» – это не просто сборник трогательных рассказов о монастырской жизни, а живая проповедь, которая укрепляет в вере, дарит добро и тепло. О книге и не только о ней с отцом Тихоном побеседовала наш внештатный автор, главный редактор епархиального издательства Марина Шахбазян.

ДОСЬЕ «КН»
Архимандрит Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) — священнослужитель Русской православной церкви.Наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Ректор Сретенской духовной семинарии. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
— Отец Тихон, в последние годы в наше пространство — особое, казачье, пограничное — периодически пытаются войти люди со своими представлениями о культуре. Год назад такая агрессия была в лице Марата Гельмана, в этом году — выставка «Тайны тела. Вселенная внутри». Насколько были правы кубанцы в своем жестком отпоре подобного рода акциям?
— Есть в медицине понятие «комплекс антиген-антитело». Когда вторгается болезнетворный микроб, иммунитет здорового организма сразу реагирует, начинает вырабатывать антитела, ослабленный же организм не отличает патогенного агрессора, не сопротивляется, и болезнь приводит к смерти. Тот факт, что на Кубани сразу отторгают то, что никогда не было и не будет искусством, называют вещи своими именами, дорогого стоит. Кубанцы в данном случае, если говорить по-церковному, различают духов. И дай Бог, чтобы наш нравственный иммунитет усиливался. Главное — не обращать внимания на ругань и ярлыки.
— В российском религиозном образование происходят перемены. Церковь размыкается для определенных светских влияний — бакалавриат, магистратура… Сретенский монастырь известен и своей духовной школой, и как крупнейший издательский центр. Есть ли у вас в планах создание учебников для школ, семинарий?
— Мы хотели бы. Пока учебников, которые нас полностью удовлетворяли бы, нет, а состав студентов обновляется постоянно, каждый год надо работать по-новому с новыми людьми. Серьезные ученые-литургисты нашей семинарии, отец Михаил Желтов, в частности, намереваются сделать всю линейку учебников по литургике — с первого по четвертый курс бакалавриата.
Учебник — это очень здорово и важно. Мне хочется сказать и о другом. При всей жесткости форматов бакалавриата и магистратуры не надо забывать, что эти форматы — не догма, в них можно вносить изменения. Первокурсники Сретенской духовной семинарии, например, не учатся в Москве. Мы отправляем их в наш скит в Рязанской области. Вряд ли там им легко живется, но не это главное. Ребята живут в усадьбе, окруженной старинным парком, вдали от всех, дважды в неделю участвуют в Божественной литургии. В этой уединенной атмосфере наши студенты стараются выучить наизусть или близко к тексту все четыре Евангелия.
Из светских предметов изучают только английский язык, но пять раз в неделю, углубленно. В программе присутствуют, конечно, и другие дисциплины, обычные для первого курса духовной семинарии: история Церкви, катехизис, Ветхий и Новый заветы… И все-таки особенно важным для духовного становления своих воспитанников я как ректор считаю предмет, который бакалавриатом не предусмотрен: учение святых отцов о спасении.
Мы изучаем святоотеческие тексты, чтобы студенты не только знали о том, что такие имена существуют, но мне, например, как одному из преподавателей, хочется, чтобы ребята ощутили благодаря этим текстам ни с чем не сравнимый вкус нашей великой православной культуры, которая трогает сердце каждого, кто к ней прикасается. Я верю, что многие студенты к концу года чувствуют это и понимают.
— Ведете ли вы какие-нибудь семинары для преподавателей других духовных школ?
— Никто пока не обращался с такой просьбой, и я думаю, что база для такого рода семинаров должна быть уровня, например, Московской духовной академии. Если есть потребность в этом, надо обращаться к председателю Учебного комитета. Мне кажется, это должно его заинтересовать.
— Свято-Троицкая Сергиевская лавра является общероссийским центром для повышения квалификации преподавателей основ православной культуры. Но мы пришли к выводу, что необходимо работать с преподавателями на местах, подключаем лучшие силы, по возможности кого-то приглашаем. Я знаю, что вы беседовали с нашими преподавателями. На ваш взгляд, работа по ведению основ православной культуры в школах в нашем крае дает плоды?
— Я немного с недоверием относился к этому предмету. Не очень представлял себе, как ребенку 10 — 11 лет рассказывают о вере. У нас ведь есть воскресная школа, но я бы не сказал, что опыт этой школы утешающий.
То, что я увидел на Кубани, поразило. Здесь проведена большая и важная работа. Преподаватели — сильные, убежденные люди, им есть что обсудить друг с другом. Они стремятся найти нестандартные подходы, очень воодушевлены своим делом, это видно по их серьезным вопросам и не может не восхищать.
Я, например, наблюдал, как преподаватели разных дисциплин стояли перед иконостасом и давали свой взгляд на катехизис. Толкование полностью соответствует святоотеческому, но интерпретация доступна пониманию и взрослых, и детей. Я сказал отцу Александру Игнатову, настоятелю храма Рождества Христова, что такие учителя должны быть не только на Кубани, но и по всей России!
Кубань — один из ведущих регионов России, где власть поддерживает укрепление веры в людях, понимает нравственную и воспитательную роль православия. Результаты такой политики говорят за себя — 95 процентов школьников и их родители выбрали основы православной культуры. Тогда как во многих других районах страны относятся к этому предмету скептически.
— Православную культуру у нас не только в школах преподают. Позвольте пригласить вас на наш традиционный осенний фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол». На Кубани вас очень любят и очень ждут.
— Если Господь позволит, я приеду пораньше. Сейчас мы с губернатором Александром Николаевичем Ткачевым ведем переговоры, чтобы провести на Кубани выставку «Православная Русь. Романовы. Моя история». Ту, которая с успехом прошла в Москве и Санкт-Петербурге. И мне очень хотелось бы привезти ее на Кубань. Думаю, молодым кубанцам она очень интересна. Я убежден, что здесь будут самые благодарные зрители.
— Отец Тихон, говорят, что вы как-то связаны с Кубанью. Вы здесь жили?
— Здесь жила моя бабушка, с Кубанью связаны прадеды, прапрадеды. Я же в детстве бывал в гостях, а детская память, оказывается, очень цепкая. Сегодня я ехал в Новороссийск и вспомнил фамилии — Куников и Сипягин, это герои-малоземельцы, чьи имена отложились в памяти, когда мне было пять лет.
— Недавно на Кубани прошли торжества в честь Дня православной книги, проводились опросы, во время которых читателей просили назвать самую известную современную православную книгу. Абсолютным лидером стала книга «Несвятые святые». Спасибо вам за эту книгу и за эту беседу.
— Спасибо кубанцам за все, что они делают.

Читайте также:  Пыльца для поднятия иммунитета

Валентина БЕСПАЛАЯ, НАШ КОРР.

Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск № 124, 30-07-2014.

По данным:krasnodar-news.net

Читай также:

Иммунитет к ротавирусной инфекции ;
Семь рецептов напитков для укрепления иммунитета ;
Настойка эхинацеи для иммунитета ;

Источник

                                                  РОМАНЕНКО А.В.

НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье дается теоретический анализ проблемы значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности подростка. На основе теоретического анализа литературы делаются выводы об особенностях значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности.

Ключевые слова: нравственный иммунитет, здоровая личность, нравственность, подросток.

В современном обществе остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения «нравственного иммунитета». Современный человек живет в век потребительства, в нравственной «свободе», в пресыщенности земных благ, в агрессивном навязывании безнравственности, что приводит к отрицанию нравственных и духовных ценностей.

          Как воспитать здоровую личность ребенка? Как выработать в наших детях способность различать добро и зло? Как подготовить ребенка к жизни в современной реальности? Эти и подобные вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.

           Некоторые подростки не могут организовать свой собственный досуг, хотя вокруг широкий спектр развлечений, теряют интерес ко всему. Откуда это появляется в детях? Ведь еще совсем недавно наши родители были совсем другими.

          Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века (эксперимент «Вселенная-25»). В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества.

          Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали «райские» условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. После многочисленных опытов над колониями грызунов Д.Кэлхун сформулировал новый термин «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в «райских» условиях.

         Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? В 60-70 гг. прошлого века Д.Кэлхун ставил эксперимент на мышах, не обнаруживая еще примеров в человеческом обществе. Прошло почти 50 лет, эксперимент становится очень актуальным уже для людей.

Читайте также:  Как восстановить иммунитет лекарствами

        Эксперимент, проведенный Д.Кэлхун, является научным, то есть многократно доказанным. Если его смоделировать на человеческое общество, то мы должны ужаснуться, в каких жизненных условиях будут жить наши дети, если мы не позаботимся об их нравственном иммунитете.

         Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера. [1]

         Нравственное воспитание играет основополагающую роль при становлении личности. Нравственные ориентиры, сформированные у подростков,  приготовят их к жизни в реальных условиях. Помогут прийти к своему «Я», выбору жизненного пути, правильной социализации и выработки своего «нравственного иммунитета». [2]

         Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших, либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

Источник

В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследова­нием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ.

Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, на­правленных на конструктивную самореализацию и эффективную психоло­гическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воз­действием окружающей среды понимается воздействие духовного, менталь­ного и эмоционального характера.

Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо по­нимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.

«Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологиче­ской дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск воз­никновения «саморазрушающих» форм поведения.

«Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью пред­ыдущих поколений. Условно его можно разделить:

— на естественный — возникший в результате неспецифического воз­действия культурной среды

— и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транс­лируемых установок и жизненных ценностей.

В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его суще­ствования:

— устойчивую,

— неустойчивую (временную) форму.

«Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации.

Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот про­цесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.

Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.

Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным им­мунитетом». Это происходило:

— либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется;

— либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспита­ние, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).

В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование проис­ходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его по­вторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.

Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобре­тенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти».

«Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «централь­ным биологическим механизмом является механизм распознавания «свое­го» и «чужого»» (Ф. Вернет, 1964).

Иммунитет представляет собой целостную систему биологических ме­ханизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и унич­тожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональ­ная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняет­ся физическое, психологическое здоровье людей.

Читайте также:  Тибетская гимнастика для поднятия иммунитета

Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информа­ции. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.

Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информа­ции, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, спо­собные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приве­дет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содер­жать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной сторо­ны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содер­жание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.

Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоцио­нального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нрав­ственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процеду­рам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для разви­тия личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.

Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушитель­ный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.

Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его форми­рование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является си­стема ценностей личности.

В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и автор­ских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти свя­зано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

«Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспе­чения внутренних условий для конструктивной самореализации.

Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирова­ния «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что боль­шинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального пове­дения среди молодежи?

По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не фор­мировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребен­ком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жиз­ни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ре­бенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.

Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», сте­пень его сформированности в перспективе может стать важным парамет­ром при сборе и анализе психодиагностической информации.

Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» мо­жет говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отра­жая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с забо­той о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».)

Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно бу­дем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры.

«Мост» между полушариями

Обычно большая часть информации, которая передается через мета­фору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечаю­щим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать симво­лический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками.

Что будет, если мы построим работу только на работе правого полу­шария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые по­могут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перс­пективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем рабо­тать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем».

Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и ка­чественный логический анализ.



Источник