Нужно ли мрт при аутизме

Нужно ли мрт при аутизме thumbnail

Показывает ли МРТ аутизм — это частый вопрос, который задают обеспокоенные родители врачам-диагностам в медицинских центрах. Краткий ответная на этот вопрос: частично — да. А почему частично, мы поговорим в этой статье.

Что такое аутизм

Понятие аутизма было введено E.Bleuler (1911) для обозначения одного из важнейших симптомов шизофрении — отрыва от реальности и сосредоточенности на внутренних, по большей части аффективных, переживаниях и представлениях. В 2000 г. считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 г. уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 г. 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Общее признание и широкое использование термина «аутизм» привели к возникновению «целого лексического семейства» и переходу термина в словарный запас обыденного языка. Тем не менее, до настоящего времени проблема аутизма — его психопатологический смысл, клинические границы и диагностическое значение — остается недостаточно изученной. Причина расстройства, которое врачи называют аутизм — это, как правило, определенное изменение на генетическом уровне, сочетающееся с морфологическими клеточных изменений в структуре тканей подкорковых структур мозга и мозжечка. Этот медицинский термин объединяет в себе несколько синдромов. Классификация аутизма проводится с учетом механизмов развития заболевания и его причин. В целом, первичные виды данной когнитивной аномалии имеют одинаковую симптоматику, поэтому они объединены под общим названием: расстройства аутистического спектра. Есть два вида аутизма, которые встречаются чаще всего и имеют свои особенности — это синдром Каннера и синдром Аспергера. Под синдромом Каннера обычно понимают ранний детский аутизм, который проявляется буквально с первых месяцев жизни ребенка, и по мере его развития по нарастающей у малыша видны признаки отставания в контакте с внешним миром. Так, речь развивается очень медленно и плохо, может вообще проявляться очень поздно или быть совсем несвязанной. При синдроме Каннера зачастую наблюдается отставание в развитии интеллекта, поскольку сама личность не растет и не общается. Для того, чтобы развитие мозга и интеллекта происходило, малышу нужна прямая обратная связь с внешним миром, которая при данной патологии отсутствует.

Нужно ли мрт при аутизме

Нужно ли мрт при аутизме

Синдром Аспергера — это облегченная форма проявления аутизма. Речь у ребенка с такой формой заболевания достаточно ясная и четкая, но спонтанная. Иногда ребенок говорит нелогичные вещи, бывает, что какие-то слова он произносит громче или тише. При синдроме Аспергера интеллект ребенка в общем-то соответствует возрасту или может даже быть высоким и превышать способности сверстников. Обычно моторика и движения нарушены больше при синдроме Аспергера. Однако, если говорить о способности к самообслуживанию, более яркие и тяжелые нарушения проявляются при синдроме Каннера. Аутизм бывает первичным и вторичным. К первичной форме относят врожденный аутизм. Вторичный аутизм развивается как следствие расстройств, заболеваний, повреждений центральной нервной системы. Тогда аутичный синдром становится симптомом дегенеративных неврологических изменений. Вторичный аутизм может, например, возникнуть при энцефалопатии эпилептической или травматической, болезни Альцгеймера, болезни с тельцами Леви, болезни Крейтцфельдта — Якоба.

Некоторые врачи в рамках вторичного аутизма выделают подгруппу соматогенных видов аутизма, которые вызываются инфекцией или вирусными заболеваниями, например менингитом. В особую группу врачи выносят также форму атипичного аутизма. Под этим понятием медики подразумевают отличие этого заболевания от классической формы по времени развития и выраженности симптомов.  


Симптомы

  • нарушения коммуникативных способностей;
  • нарушения речи;
  • нарушения слуха;
  • нарушения двигательных способностей;
  • эмоциональное обеднение.

Способы диагностики аутизма

Диагноз аутизм ставит врач-психиатр. Основой диагностики являются результаты наблюдения за клиническими проявлениями заболевания. При первичном аутизме обычно, оценивая поведение ребенка, родные выявляют признаки, которые их настораживают, и сначала обращаются за советом и коррекцией к педагогам, педиатрам и психологам. К врачам-психиатрам родители с ребенком аутистом уже приходят, когда педагогическими и психологическими методами повлиять на малыша не получается. В ходе консультации психиатр пытается выявить основные симптомы, из которых складывается диагностика детского аутизма. В триаду симптомов аутизма входят:

  • преобладание замкнутой внутренней жизни, когда ребенок погружается внутрь, и все, что окружает, его не интересует;
  • отстранённость от внешнего мира — визуальный, аудиальный, кинестетический контакт с внешним миром практически отсутствует;
  • бедность в выражении эмоций.

Расстройства аутического спектра относятся к категории диагнозов, которые требуют времени и наблюдения, поэтому, как правило, в медицинских центрах СПб диагностика аутизма идет в течение нескольких лет. Первичное обращение обычно происходит после года жизни ребенка. Этап наблюдения за симптомами проявления аутизма иногда длится до 3-4 лет. В основном окончательно определяют это заболевание на основе результатов опросника КАСТ, состоящего из 79 вопросов, на которые нужно отвечать да или нет. Они охватывают около 30 разных симптомов и проявлений данной патологии. Этот тест считается очень показательным и не требует каких-то особых обследований. Поскольку аутизм с точки зрения физического проявления затрагивает центральную нервную систему, лабораторные обследования мало что могут показать врачам. Тест на нагрузку на сахар и инсулиновые пробы являются косвенным симптомом данной патологии. Его результаты могут только насторожить, но не подтвердить диагноз. Микроматричный анализ хромосом, безусловно, поможет выявить какие-то изменения, но опять же не является тестом на подтверждение аутизма.

Читайте также:  Как делают мрт головы открытого типа

МРТ мозга при первичном аутизме применяют для того, чтобы дифференцировать эту когнитивную патологию от неврологических и нейродегенеративных заболеваний. При вторичном аутизме МРТ головного мозга позволяет выяснить первопричину недуга. Во время беременности можно выявить у плода риск развития аутизма, если были инфекционные заболевания. Для этого делают процедуру МРТ плода. Но 100 % предвидеть, что у ребенка будет развитие аутизма, к сожалению, медицинские методы диагностики, включая магнитно-резонансную томографию, не могут.
 


МРТ при аутизме

При первичном аутизме МРТ головного мозга может показать изменения, которые чаще всего сопровождают данное заболевание, а именно:

  • увеличение объема и массы головного мозга
  • гипотрофии мозжечка
  • клеточные структурные изменения в подкорковой зоне головного мозга.

Однако по статистике такие изменения наблюдаются только в 48% случаях. Поэтому МРТ головного мозга не включено в стандарты исследования пациентов с первичным аутизмом и не является обязательным. МРТ головного мозга при детском аутизме также делают для того, чтобы исключить другие расстройства и органические заболевания головного мозга и сосудов. По средствам томографии дифференциация аутизма происходит с такими патологиями как:

  • гидроцефалия
  • энцефалопатия
  • болезнь Галлервордена-Шпатца
  • синдром Ландау-Клеффнера
  • нарушения слуха из-за патологий среднего уха и височных костей
  • болезнь Уиппла
  • менингит.

При вторичном аутизме целью МРТ мозга является выявление основного заболевания, которое дает аутичную симптоматику. В зависимости от других клинических проявлений врач назначает МРТ головного мозга, МРТ сосудов головного мозга, МРТ гипофиза, либо комплексное МРТ обследование головы (МРТ головного мозга + МР-ангиография). Результаты томографии позволяют диагностировать такие заболевания как:

  • энцефалопатия
  • гидроцефалия
  • вирусные энцефалиты
  • хронические бактериальные и грибковые менингиты
  • синдром Гайе-Вернике
  • болезнь Иценко-Кушинга
  • нейросифилис
  • болезнь Крейтцфельдта-Якоба
  • болезнь Альцгеймера
  • кортикобазальная дегенерация
  • прогрессирующий надъядерный парез взора
  • сосудистая деменция
  • опухоли, субдуральные гематомы и мозговые абсцессы.

Все эти патологии могут выражаться признаками, схожими с аутизмом. Процедура проведения МРТ будет зависеть от целей и протокола исследования. В некоторых случаях при дифференциальной диагностике потребуется введение контрастного препарата. МРТ головного мозга с контрастом осуществляется в большинстве диагностических центров СПб с использованием состава на базе редкоземельного металла гадолиния. Это вещество гипоаллергенное, безвредное и крайне редко дающие побочные эффекты. Решение о контрастном или бесконтрастном проведении МРТ принимает либо лечащий врач, либо диагност, если в ходе сканирования есть признаки образований, которые требует контрастного усиления для их лучшей визуализации.

Где сделать МРТ головного мозга при аутизме

При аутизме МРТ исследование головы лучше всего сделать на МРТ аппарата с мощностью индукционного поля как минимум 1,5 Тесла. Однако дифференциальная диагностика некоторых редких и сложных форм нейродегенеративных деменций может потребовать от пациента исследования на сверхвысокопольном томографе 3 Тесла. Специалисты Городского центра записи будут рады помочь выбрать правильный медицинский центр в Санкт-Петербурге и записать Вас или Вашего ребенка на томографию в ближайшее время. Звоните, мы стараемся помочь каждому!

Список первоисточников

  1. Викторов И.Т. Клиническая неоднородность аутизма при шизофрении и его диагностическое значение / И.Т. Викторов // Материалы Первого съезда невропатол., психиатр, и нейрохирургов Армении. Ереван: Айастан, 1980. — С. 364-367.
  2. Башина В.М., Пивоварова Г.Н. Синдром аутизма у детей (обзор)//Журн. невропатол. и психиатр.- 1970.- Т.70, №6.- С. 941-946.
  3. Симашкова Н.В., Якупова Л.П., Башина В.М. Клинические и нейрофизиологические аспекты тяжелых форм аутизма у детей.// Журн. невропатол. и психиатр. 2006, том 106, № 7, С. 12-19.
  4. Скворцов И.А., Ермоленко H.A. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. М.: МЕДпресс-информ, 2003.- 368 с.
  5. Ворсанова, С.Г. Современные представления о молекулярной генетике и геномике аутизма / С.Г. Ворсанова, Ю.Б. Юров, А.П. Сильванович, И.А. Демидова, И.Ю. Юров // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4 (2).-С. 356-367.
  6. Sato W, Uono S. The atypical social brain network in autism: advances in structural and functional MRI studies. Curr Opin Neurol. 2019;32(4):617-621. 
  7. Gabrielsen TP, Anderson JS, Stephenson KG, et al. Functional MRI connectivity of children with autism and low verbal and cognitive performance. Mol Autism. 2018;9:67. Published 2018 Dec 27.
  8. Schumann CM, Nordahl CW. Bridging the gap between MRI and postmortem research in autism. Brain Res. 2011;1380:175-186. 

Полезная информация

Нужно ли мрт при аутизме

Что покажет МРТ головы

МРТ головы помогает выявить неврологические и нейрохирургические патологии, диагностика которых часто вызывает сложности даже у опытных врачей. А ведь от скорости и точности поставленного диагноза может зависеть не только здоровье, но и жизнь человека. Здесь на помощь специалистам приходит магнито-резонансная томография, будучи одной из наиболее быстрых и точных диагностических процедур. Это исследование

читать далее +

Нужно ли мрт при аутизме

Что покажет МРТ головного мозга

МРТ головного мозга – это хорошо апробированный и надежный метод диагностики, который основывается на свойствах магнитного поля и отличается повышенной информативностью и точностью. Суть метода заключается в том, что под воздействием радиомагнитных импульсов в органах человека возникают ответные волновые сигналы, которые с помощью компьютера томографа преобразовываются в изображения в нескольких

читать далее +

Нужно ли мрт при аутизме

Что покажет МРТ сосудов головного мозга

Процедура МРТ сосудов головного мозга представляет собой диагностический инструмент, в процессе использования которого с помощью специального магнитно-резонансного томографа исследуется сосудистая сеть пациента на предмет выявления в ней специфических аномалий, тромбов, разрывов, аневризм, гематом и других патологий. Томография сосудов головного мозга предполагает задействование импульсов, которые вступают во

Читайте также:  Мрт в астрахани прайс лист

читать далее +

Источник

Нужно ли мрт при аутизме

У сына 4,5 года расстройство аутистического спектра, невролог ставит «аутичные проявления». В целом очень нежный ребенок с привязанностями, общаться пытается как может (трудно с диалоговой речью), но есть и стереотипии, зацикленности. Невролог посоветовала сделать МРТ головного мозга, для этого нужно будет испльзовать анестезию. А я вот думаю стоит ли это того? Если мы найдём конкретную причину все равно нужно будет работать уже со следствием и заниматься АВА-терапией правильно ведь? Или выявление реальной причины может помочь? Невролог подозревает у нас проблему в левом полушарии т.к. делали видеомониторинг сна и там что-то было видно по левому полушарию.

Вообще, МРТ при аутичных чертах — это обязательное обследование. Надо исключить всякие неприятные вещи, типа новообразований и прочих бяк. Да, приходится под наркозом делать, и за немалые деньги, но что делать? Нашим детям и зубы так лечить приходится 🙁
Мы сделали в свое время в УГМК, там аппарат хороший.

А невролог не даёт направление на МРТ? Дочке тоже делаем МРТ по показанием,но нам невролог даёт направление в 40 больницу

Судя по Вашему описанию, у ребенка не «чистый аутизм», а неврологическое расстройство с аутическими чертами. То есть диагноз не совсем ясен… Я бы МРТ сделала.

мама аня

Надо исключить всякие неприятные вещи, типа новообразований и прочих бяк

мы областники, нас бесплатно в областной ставили на очередь. Правда потом наркоз запретили в итоге так бесплатно и не сделали. Ездили в Челябинск, они согласны, когда ребёнок спит делать.

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

Нужно ли мрт при аутизме

оксашуля

Судя по Вашему описанию, у ребенка не «чистый аутизм», а неврологическое расстройство с аутическими чертами. То есть диагноз не совсем ясен… Я бы МРТ сделала.

а если неврологическое расстройство с аутическими чертами, то лечение будет проходить иначе и эффект от него будет другой? просто кто-то нам говорит неважно неврология это или что в любом случае выход — это АВА терапия всю жизнь

Sнегурочка

Ездили в Челябинск, они согласны, когда ребёнок спит делать.

ого! вот это здорово! по стоимости МРТ тысяч в 10 выходит?

Анюта автор темы

ого! вот это здорово! по стоимости МРТ тысяч в 10 выходит?

нет нигде таких цен, если без наркоза

Ум мощностью в две лошадиные силы (с) Ищите женщину

Нужно ли мрт при аутизме

Живу в Америке, то же самое с ребенком — аутичные черты, или как здесь это называется «высоко-функционирующий аутизм». Так никогда МРТ для этого не назначают. Аутизм «увидеть» на МРТ невозможно. Это для выявления возможных сопутствующих неврол. проблем.
Для выявления гена аутизма, берут кровь. Один раз брали — гена не нашли. Год спустя сказали, что база данных генов расширилась и что-то там 200 с лишним генов. Взяли кровь опять, выращивать надо 6 месяцев. Ждем.
А МРТ были для нас лично, для сопутствующей эпилепсии. А также ядерная томография и магнито-резонансная спектрография.
Но да, в результате для аутизма — все равно АВА и другие развивательные.

ФрауМартА

А невролог не даёт направление на МРТ? Дочке тоже делаем МРТ по показанием,но нам невролог даёт направление в 40 больницу

Вообще, дает, конечно. Но нам и диагноз ставил платный невролог, в УГМК. Так что один хрен, надо было за деньги проходить.
По стоимости МРТ с наркозом получилось 11 тыр, и это было два года назад, так что цены могли и подрасти за это время.

Анюта автор темы

а если неврологическое расстройство с аутическими чертами, то лечение будет проходить иначе и эффект от него будет другой?

Аноним

Аутизм «увидеть» на МРТ невозможно. Это для выявления возможных сопутствующих неврол. проблем.

Тогда и лечение будет другое.

Аноним

Но да, в результате для аутизма — все равно АВА и другие развивательные.

Источник

         Расстройство спектра аутизма (ASD) — это нейробиологическое расстройство развития, которое проявляет признаки качественного нарушения социального взаимодействия ( для диагностики ASD может быть  использован опросник для  анализа спектра аутизма — ASSQ). 

            ASD характеризуется такими основными симптомами, как постоянные дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, а также ограниченные повторяющиеся модели поведения, интересов или деятельности.  Фундаментальный фенотип ASD является качественным нарушением социального взаимодействия ( общепринятая клиническая точка зрения) , причем, в течение последних 30 лет были проведены различные исследования визуализации мозга, включая функциональную магнитно-резонансную томографию (fMRI), которую можно рассматривать , как часть усилия по исследованию нейронных коррелятов социального дефицита при ASD.

         Среди результатов исследований МРТ, которые выходят за рамки простой оценки мозга с точки зрения структуры и фактически оценивают функцию каждой области мозга, что позволяет « исследовать in vivo », одним из наиболее убедительно реплицированных результатов является аномалия в так называемом «социальная область мозга».

       «Социальная область мозга» включает в себя верхнюю височную борозду (STS) и ее прилегающие области, такие как средняя височная извилина (MTG), фузиформная  извилина (FG), амигдала (AMY), медиальная префронтальная кора (MPFC) и нижняя фронтальная извилина (IFG).

Читайте также:  Сколько стоит мрт головного мозга в астрахани

         Известно, что «социальная область мозга» играет важную роль в социальном познании, поскольку  является «резервуаром» для накопления когнитивных процессов, необходимых для понимания и взаимодействия с другими людьми.  Во многих исследованиях FMRI было обнаружено, что группа пациентов с ASD демонстрирует гипоактивацию «социальной области мозга» по сравнению со здоровой контрольной группой.

         Чтобы  понять социальный дефицит ASD (то есть клинические особенности) и объяснить результаты исследований изображений мозга, необходимо упростить ряд основных процессов соответствующего социального взаимодействия между людьми , которые являются качественно недостаточными у пациентов с ASD. Первый шаг — распознать эмоции на  выражении лица другого человека. Следующий шаг — испытать и разделить эмоциональные состояния другого человека, имитируя и воспроизводя опознанные эмоции в собственном сознании  — «эмпатический процесс». В этой связи понятие «эмпатия» может быть определено как «аффективное состояние, вызванное обменом эмоциями или сенсорными состояниями другого человека».  Следующим шагом после эмпатического процесса является рассмотрение перспективы другого человека, понимание базовой ситуации и намерения другого человека, вызвавшего определенную эмоцию или поведение, а также прогнозирование и демонстрация  соответствующих ответов. Это называется «ментализирующим процессом» и имеет важное значение для успешного социального взаимодействия.

         Нейронные корреляты, которые, как известно, связаны с ключевыми процессами социального взаимодействия, упомянутыми выше (т. е. эмпатией и ментализацией) и включены в область социального мозга, которая демонстрирует  аномалию в исследованиях изображений пациентов с расстройствами аутистического спектра. В частности, восприятие эмоционального выражения лица, которое является первым шагом в понимании внутреннего мира другого человека, представляет собой сложный визуальный процесс, который сопровождается активацией передних лимбических областей (например, AMY) и других областей коры (например, STS и поясной коры ),  а также активацию FA, которая является избирательной областью и имеет важное значение для кодирования черт лица и распознавания его идентичности. Известно, что STS играет важную роль в визуальном анализе динамических аспектов, в частности изменений выражения лица. На следующем этапе, для эмпатии с переживаний эмоцией другого человека, важно выполнить процесс моделирования поведения и эмоций другого человека через систему зеркальных нейронов (MNS). Другими словами, когда мы смотрим на другого человека, который выражает определенную эмоцию, мы проходим внутренний имитационный процесс посредством активации нашего MNS, и, таким образом, мы можем ощущать эмоции, которые испытывает другой человек, «как если бы мы сами испытали эмоции». Эти MNS также включены в область IFG социальной области мозга. Кроме того, ментализация — это способность понять намерение поведения другого человека и предсказать «психические состояния» другого человека. Регионы, которые неоднократно идентифицировались как нейронные корреляты, имеющие отношение к ментализации, основанные на исследованиях МРТ с использованием различных парадигм, представляют собой pSTS / TPJ, височные  поля и MPFC, которые также включены в область «социального мозга».

        Когда эмоциональные стимулы лица показываются  детям с расстройствами аутистического спектра (ASD), различные области «социального мозга», имеющие отношение к социальному познанию, демонстрируют снижение своей активности. В частности, дети с ASD проявляют меньшую активность в правой миндалине (AMY), правой верхней височной борозде (STS) и правой нижней лобной извилине (IFG). Активация левой островковой коры и правой IFG в ответ на изображения счастливых лиц меньше в группе пациентов с ASD. Аналогичные результаты обнаруживаются и в левой верхней островковой извилине и правом островке  в случае нейтральной стимуляции.

        Дефицит социального познания при ASD можно объяснить ухудшением способности визуального анализа «эмоциональных лиц», последующей внутренней имитации через систему зеркальных нейронов (MNS) и возможностью передачи его в лимбическую систему  для обработки переданных эмоций.

       Различные визуальные области (например, фузиформная  извилина, нижняя и средняя затылочные извилины , лингвальная извилина и т. д.) участвуют в обработке эмоциональных выражений лица. Результаты  исследований показывают, что группа ASD не демонстрирует пониженной активации этих зрительных областей по сравнению с контрольной группой, а в случае стимуляции изображением счастливого лица группа ASD демонстрирует довольно усиленную активацию Rt. в затылочных извилинах  по сравнению с контрольной группой. Это можно интерпретировать как указание на то, что хотя визуальное восприятие и анализ необходимы для успешного социального взаимодействия, критически важны последующие процессы, такие как внутренняя имитация, эмоциональная обработка и интерпретация намерений поведения другого человека.

          Область коры островка  играет определенную роль в соединении с лимбической системой (т. е. «эмоциональным центром») и необходима для того, чтобы ощущать эмоции другого человека, как если бы это была собственная эмоция, через внутреннюю имитацию, происходящую в MNS. Анатомически область островка связана как с MNS, так и с лимбической системой ( для счастливого и нейтральных стимулов изображения лица, группа больных ASD демонстрирует  пониженную активацию области островка. 

           Согласно «гипотезе правого полушария», два полушария головного мозга специализируются по-разному в отношении обработки эмоций. Другими словами, правое полушарие уникально квалифицировано для обработки эмоций, а левое полушарие играет вспомогательную роль в эмоциональном восприятии. Также кажется, что задачи, связанные с эмоциями, делятся между двумя полушариями мозга, причем правое полушарие специализируется на восприятии негативных или избегающих связанных эмоций, в то время как левое полушарие активируется эмоциями от положительного опыта.

Категория сообщения в блог: 

Источник