Об иммунитетах иностранных государств 1976 г

ЗАКОН США

«ОБ ИММУНИТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ» от 1976 года

Статья 1603. Определения

Для целей настоящей главы: а) Иностранное государство, за исключением применения данного термина в статье 1606, включает политическое образование иностранного государства или агентство или представительство иностранного государства, как они определяются в соответствии с пунк­том (б).

b) Агентство или представительство иностранного государства означает самостоятельное образо­вание: 1) которое является самостоятельным юридическим лицом, корпорацией или другим юриди­ческим лицом, и 2) которое является органом иностранного государства или его политическим обра­зованием или его основная часть акций или собственности принадлежит иностранному государству или его политическому образованию, и 3) которое не является ни гражданином штата Соединенных Штатов Америки, как это определено в статье 1832 (с) и (d), ни физическим лицом по праву ка­кой-либо третьей страны

c) «Соединенные Штаты Америки» включают в себя всю территорию и воды, континентальные или островные, подчиненные юрисдикции Соединенных Штатов Америки.

d) «Коммерческая деятельность» означает постоянное ведение коммерческой деятельности или заключение отдельной коммерческой сделки или совершение действия. Коммерческий характер дея­тельности определяется природой ведения деятельности или заключенной отдельной сделки или со­вершенного действия, нежели их целью.

e) «Коммерческая деятельность, осуществляемая в Соединенных Штатах Америки иностранным государством» означает коммерческую деятельность, осуществляемую таким государством и имею­щую существенную связь с Соединенными Штатами Америки.

Статья 1604. Иммунитет иностранного государства от юрисдикции

С учетом международных соглашений, участником которых являются Соединенные Штаты Аме­рики, существующих во время вступления настоящего Закона в силу, иностранное государство обла­дает иммунитетом от юрисдикции в судах Соединенных Штатов Америки и судах штатов за исклю­чением положений, предусмотренных в статьях с 1605 по 1607 настоящей главы.

Статья 1605. Общие исключения из иммунитета от юрисдикции иностранного государства

A) Иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах Соединенных Штатов Америки в любом деле:

1) в котором иностранное государство отказалось от своего иммунитета явно выраженным или подразумеваемым способом, несмотря на любой отзыв данного отказа, которым иностранное госу­дарство намеревалось воспользоваться, если это не предусмотрено условиями отказа;

2) в котором иск основан на коммерческой деятельности, осуществляемой в Соединенных Шта­тах Америки иностранным государством или на действии, совершенном в Соединенных Штатах в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства, осуществляемой в любом месте, или на действии, совершенном вне территории Соединенных Штатов Америки в связи с коммерче­ской деятельностью иностранного государства в любом месте, и влекущем прямые последствия в Со­единенных Штатах Америки;

3) в котором предметом разбирательства являются нарушенные согласно международному праву права собственности, и эта собственность или любая собственность, которая была обменена на такую собственность, находится в Соединенных Штатах Америки и связана с коммерческой деятельностью, осуществляемой иностранным государством в Соединенных Штатах Америки, или эта собственность или любая собственность, которая была обменена на такую собственность, принадлежит или используется агентством или представительством иностранного государства, и это агентство или представительство занимается коммерческой деятельностью в Соединенных Штатах Америки;

4) в котором право собственности в Соединенных Штатах Америки приобретено путем право­преемства или дарения или предметом разбирательства является право собственности на недвижимое имущество, находящееся в Соединенных Штатах Америки;

5) в котором, если иное не предусмотрено в выше изложенном пункте 2, предъявлен иск о воз­мещении денежной компенсации за личный (телесный) вред или смерть, или имущественный (материальный) вред или убытки, причиненные в Соединенных Штатах Америки и вызванные пра­вонарушением или упущением иностранного государства или любого официального лица или рабо­тодателя этого государства, действующего в пределах своих полномочии или должностных обязанно­стей.

Данный пункт не применяется к:

a) любой претензии, основанной на осуществлении или выполнении, или неосуществлении или невыполнении функций, осуществляемых лицом по своему усмотрению, независимо от того, явля­лось ли это злоупотреблением, или

b) любой претензии, возникающей из злонамеренного судебного преследования, злоупотребле­ния в процессе, клеветы, оскорбления, введения в заблуждение, обмана или вмешательства в договор­ные права.

B) Иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах Соединенных Штатов Америки в любом деле, в котором предъявляется иск в адмиралтейство для признания и удовлетворения права удержания судна или груза иностранного государства, который вытекает из коммерческой деятельности иностранного государства*.

При вручении повестки согласно пункту (Ь) 1 настоящей статьи право удержания судна или гру­за рассматривается как прямая претензия иностранному государству, которому принадлежит данное судно или груз, суд не вправе вынести судебное решение против иностранного государства в сумме, превышающей стоимость судна или груза, по которым возникло право удержания. Данная стоимость определяется в момент вручения повестки согласно пункту (Ь) 1 настоящей статьи.

Источник

21 января 2011 г. (11:53) ведущее российское информационное агентсво ИНТЕРФАКС сообщило, что «уникальная коллекция икон из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) может попасть под арест в США. Недавно эта коллекция была вывезена администрацией ЦМиАР в частный американский музей Гордона Ланктона. Русские иконы пробудут в Соединенных Штатах до июля 2011 г., сообщили корреспонденту «Интерфакс-Религия» представители научного коллектива Музея им. Андрея Рублева»: https://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=39188

Читайте также:  Природа и виды иммунитета государства

Как стало известно из выступления министра культуры РФ Александра Авдеева 19 января 2011 г. в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», в результате притязаний американской стороны на «библиотеку Шнеерсона» «вся российская собственность, не прикрытая дипломатическим иммунитетом, на территории США может быть арестована«. В частности, министр напомнил, что ранее одна американская общественная организация «совершенно незаконно» потребовала «коллекцию Шнеерсона» из Российской государственной библиотеки и обратилась в американский суд — в результате суд постановил передать коллекцию этой организации. Как сообщалось, 6 августа 2010 г. федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что расположенная в США головная организация любавичских хасидов «Агудас Хасидей Хабад» (Agudas Chasidei Chabad) доказала свое право на библиотеку Шнеерсона, которые, по его определению, хранятся в Российской государственной библиотеке и Российском военном архиве «незаконно». При этом судья изначально постановил, что не вправе рассматривать вопрос о судьбе всей библиотеки и может принимать решения лишь по ее части — семейному архиву Шнеерсонов, который включает более 25 тыс. стр. рукописей, писем и других материалов. Решение в пользу хасидов, принятое судьей Ройсом Ламбертом, основано на законе США 1976 г. «Об иностранном суверенном иммунитете» (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. В свою очередь МИД РФ заявил о незаконности такого решения судьи.

Указанный Закон об иммунитетах иностранных государств был принят в США в 1976 г., а в 1978 г. аналогичный Закон об иммунитете государства появился в Великобритании. В законе США 1976 г. указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в Соединенных Штатах, или действие, совершенное за пределами Соединенных Штатов в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства вне Соединенных Штатов, если это действие имеет прямые последствия для Соединенных Штатов» [§ 1605(а)2]. На имущество иностранного государства, находящееся в США и используемое для коммерческой деятельности в этой стране, не распространяется иммунитет от мер по аресту для обеспечения иска и от мер по обращению взыскания на имущество на основании судебного решения.

В законе США 1976 г. указывается также, к какому критерию должны прибегать американские суды, чтобы определить, какие действия являются публично-правовыми, а какие — частно-правовыми. По этому вопросу суды в разных странах, в том числе и в США, выносили различные решения. В законе США 1976 г. в качестве такого критерия избрана не цель, а характер, природа операции или отдельной сделки [§ 1603(d)]. Там говорится, что «коммерческая деятельность» означает либо регулярное осуществление коммерческого поведения, либо конкретное коммерческое действие или акт. Коммерческий характер любой деятельности определяется характером осуществления поведения или конкретного действия либо акта, а не ее целью. Английский Закон об иммунитете государства 1978 г. определяет коммерческое действие при помощи описания его характера и перечисления типов соответствующих контрактов (ст. 3).

В деле по иску к советским информационным агентствам ТАСС и АПН (решение федерального суда Нью-Йорка от 23 января 1978 г.), которые подготовили материал, опубликованный в газетах «Советская Россия», «Красная звезда» и других изданиях, то есть за пределами США, истец ссылался на то, что эти действия имели «прямые» последствия в США. Истец доказывал (и это имеет наиболее существенное значение с точки зрения применения на практике закона США 1976 г.), что речь идет именно о коммерческой деятельности и в случае такой деятельности иммунитет не должен предоставляться. Однако суд с такими доводами не согласился. Он исходил из того, что действия информационных агентств не связаны с каким-либо контрактом и не могут рассматриваться как коммерческая деятельность. Суд пришел к выводу, что советские организации пользуются иммунитетом от юрисдикции судов в соответствии с Законом США об иммунитетах иностранных государств 1976 г.

Определенное практическое значение имеет вопрос об обратном действии этого закона. Данный вопрос был центральным в деле Jackson v. People’s Republic of China (1986 г.). Речь шла о претензиях держателей облигаций, выпущенных правительством Китая в 1911 г. Правительство КНР, к которому был предъявлен иск, неоднократно заявляло, что оно не несет никаких обязательств по внешним долгам бывшего китайского правительства, и настаивало на признании иммунитета. Хотя суд пришел к выводу, что выпуск государством облигаций в соответствии с § 1603(6) закона США 1976 г. следует квалифицировать как коммерческую деятельность, иммунитет государства должен быть признан, поскольку закон не может иметь обратной силы. При рассмотрении этого дела правительство КНР заявило, что теория ограниченного иммунитета не может быть обязательной для тех стран, которые ее не признают. По мнению китайского правительства, эта теория «применима только к той группе стран, которые ее признали, и не применима в отношении Китая, который продолжает придерживаться принципа абсолютного иммунитета».

Читайте также:  Настой чеснока для иммунитета

На решение по данному делу сослался другой суд США при рассмотрении в 1988 г. иска держателей царских займов к правительству СССР. В иске было отказано со ссылкой на то, что закон США 1976 г. не имеет обратной силы.

Законы об иммунитете, исходящие из аналогичных принципов, что и закон США, были приняты в Канаде (1981 г.), Австралии (1981 г.), Пакистане (1981 г.), Сингапуре (1979 г.), ЮАР (1981 г.).

В законодательные акты США, Великобритании и других государств, принятые в последние годы, а также в некоторые международные соглашения были включены специальные правила, касающиеся тех случаев, когда иностранное государство является собственником недвижимого имущества, находящегося на территории государства суда, а также случаев возможного наследования имущества иностранным государством по закону или по завещанию. Так, согласно Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., иммунитет не признается, если иностранное государство отказалось от иммунитета; само предъявило иск; спор возник по трудовому контракту, в связи с недвижимостью, требованиями о возмещении ущерба, охраной прав промышленной собственности, а также деятельностью de jure gestionis, осуществляемой бюро или агентством государства в стране суда. Если сравнивать эту конвенцию с законом США 1976 г., то можно заметить, что в ней речь идет о действиях не только коммерческого, но и вообще частно-правового характера и что центр тяжести в вопросе о непризнании иммунитета перенесен на наличие территориальной связи, необходимой для установления юрисдикции данного государства.

3. Комиссия международного права в 1991 г. приняла проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию для рассмотрения этого проекта.

До принятия универсальной международной конвенции по этому вопросу существенную роль продолжает играть судебная практика каждого государства, хотя решения суда одной страны могут использоваться и во всяком случае учитываться при рассмотрении аналогичного дела в другой стране.

Характерный пример дает практика Франции. В этой связи следует остановиться на решении Парижского суда Большой инстанции от 16 нюня 1993 г.

В связи с проведением в Центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду выставки картин Анри Матисса из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) дочь коллекционера С. И. Щукина Ирина Щукива-Келлер, а также некий И. Коновалов, утверждающий, что он является внуком другого известного собирателя западной живописи И. Морозова, предъявили ряд исков к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу, ГМИИ имени Л. С. Пушкина и Центру Помпиду. Истцы требовали наложения предварительного ареста на картины и каталоги выставки, признания их права собственности на картины и выплаты им возмещения в крупных суммах. Картины перешли в собственность государства на основании декретов о национализации 1918 г.

Решением суда в исках Щукиной и Коновалову было отказано со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности.

От имени Российского государства в суде было заявлено, что акт о национализации представляет собой осуществление публичной власти государства и касался коллекции картин, принадлежащей его гражданам и находящимся на его территории. Кроме того, было обращено внимание суда на то, что иммунитетом от принудительных мер пользуется не только государство как таковое, но также два музея, осуществляющие хранение картин в рамках выполнения публично-правовых функций в области культуры, на что они были уполномочены Министерством культуры РФ.

Суд согласился с этими доводами и признал, что при отсутствии согласия государства на рассмотрение дела иски не могут быть предметом рассмотрения суда. На этом же основании суд отказал истцам в отношении их требований об осуществлении мер принудительного характера в отношении картин.

Дальше эстафету принял внук Щукина Андре-Марк Делон-Фурко, который с 1993-го по 2004 г. подавал исковые заявления в суды Парижа, Рима и Лос-Анджелеса.

В 2005 г. картины из ГМИИ, предоставленные для выставки одной из швейцарских галерей, были арестованы после того, как небезызвестная фирма «Noga» подала иск против России. Вскоре, правда, арест с картин был снят, и их отправили обратно в Россию, но именно после этого случая Россия стала крайне осторожно вывозить картины за рубеж.

При подготовке выставки «Из России…», которая открылась в Лондоне в январе 2008 г., британские власти долго медлили с предоставлением официального гарантийного письма, которое бы заверило Королевскую академию искусств в том, что произведения искусства будут защищены от ареста. Представитель министерства министерства по делам культуры, СМИ и спорта тогда признал, что ситуация непростая и, с точки зрения британских законов, не имеет прецедента. Юридическая экспертиза, по его словам, заключается в проверке Королевской академией всех картин на предмет «чистоты происхождения», «поскольку британское правительство, по словам представителя, пока не удостоверилось в том, что академия провела «тщательную юридическую экспертизу всех произведений искусства»…

Читайте также:  Лайм рецепт для иммунитета

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Источник

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

МЧП. Контрольная работа

Ещё в период существования Советского союза в одном из государств Западной Европы было создано смешанное общество, занимавшееся агентским обслуживанием судов советского флота. Генеральным директором общества в соответствии с Уставом общества, был гражданин СССР. В составе сотрудников и персонала общества были как советские граждане, так и граждане страны, в которой общество было зарегистрировано и в которой находилось его правление.
Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов того времени в процессе проверки деятельности общества установило, что имели место некоторые нарушения действовавшего тогда советского хозяйственного и финансового законодательства (в частности, в отношении представительских расходов). На основе проверки было возбуждено уголовное дело, генеральный директор был признан виновным и осужден к тюремному заключению. Позднее, после проведения дополнительной экспертизы в порядке надзора, приговор по уголовному делу был отменен и директор был освобожден.
Вопрос к задаче
Правильной ли была исходная юридическая позиция, с точки зрения применения права, на основе которой было составлено обвинительное заключение?
Решение:
В соответствии с положениями ст. 5 Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик от 2 июля 1991 г. № 2281-I граждане СССР, а также постоянно проживающие в СССР лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в республике, на территории которой эти лица привлечены к уголовной ответственности или преданы суду, если они не понесли наказание по приговору суда иностранного государства. Аналогичная норма сохранилась в ст. 12 УК РФ.
Таким образом, исходная юридическая позиция, с точки зрения применения права, на основе которой было составлено обвинительное заключение, была правильной.

Задача 3
(продажа вооружения)

Американская компания заключила в США контракт о продаже вооружения правительству государства А. Поскольку получатель не оплатил счета по поставке вооружения, компания предъявила иск к правительству государства А. Контракт был заключен после вступления в силу закона об иммунитетах иностранных государств 1976 г.
Вопросы к задаче
Будет ли государство А. пользоваться иммунитетом в судах США? Является ли закупка вооружения, с точки зрения американского закона, действием de jure imperil или действием de jure gestionis? Что означают эти термины? В чем заключается сущность теории функционального иммунитета?
Решение:
Выделяют две концепции, из которых исходят законодательства разных стран:
— Концепция абсолютного иммунитета государства;
— Концепция функционального, или ограниченного, иммунитета государства.
Доктрина абсолютного иммунитета государства исходит из положения, согласно которому какие бы юридические действия не осуществляло государство, будь то действия в качестве суверена либо частного субъекта, оно всегда остается неподсудным суду другого государства без своего согласия.
Доктрина функционального (ограниченного) иммунитета государства сложилась во многих зарубежных странах, когда там были приняты законы, ограничивающие иммунитет иностранного государства (70-80-е гг. 20-го века), в силу увеличения случаев участия стран в международных частноправовых отношениях. На данной доктрине основываются международно-правовые акты: Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы в Базеле 16 мая 1972 года (вступила в силу 11 июня 1976 года), Брюссельская конвенция по унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных торговых судов от 10.04.1926г. и дополнительный протокол к ней от 25.05.1934г., Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН (открыта для подписания с 17 января 2005 г.). Концепция ограниченного иммунитета государства получила распространение также в США. Закон США о суверенном иммунитете иностранных государств 1976 года устанавливает, что отказ от иммунитета при приведении в исполнение безотзывен и предоставляет для исполнения любую собственность иностранного государства, используемую им для ведения коммерческой деятельности в США. Проект Конвенции Ассоциации Международного Права по государственному иммунитету 1982 года содержит аналогичные положения.
Данная доктрина, называемая также итало-бельгийской, предполагает освобождение государства от юрисдикции иностранного суда только в случае осуществления действий de jure imperil (т. е. в качестве акта властвования суверена).

Источник