Орган отвечающий за иммунитет ребенка
Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.
Что такое иммунитет и как он работает
Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.
При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.
Какие органы формируют иммунную систему
Прямое влияние оказывают:
- вилочковая железа;
- костный мозг;
- эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
- лимфоидные образования кишечника;
- лимфатические узы;
- селезенка.
Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.
Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).
Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.
Виды иммунитета
Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.
В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.
Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.
Про иммунитет — Школа доктора Комаровского
Мнение эксперта
Ирина Катыкова
Врач-педиатр, детский невропатолог
Задать вопрос
У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!
Пять критических периодов в жизни ребенка
Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.
Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.
Стадия | Возраст ребенка | Что происходит с иммунитетом | Риск для здоровья |
1 период развития | Первые 29 дней жизни | Защитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек. | Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови. |
2 период развития | 3-6 месяц | Количество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти. | Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное). |
3 период развития | С 6 до 24 месяцев | Материнские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным. | Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями. |
4 период развития | 4-6 лет жизни | Формирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб. | Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте. |
5 период развития | 12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков. | Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо. | Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией. |
Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).
Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.
Что вредит детскому иммунитету
Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.
Что вредно ребенку:
- Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
- Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
- Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
- Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.
Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.
Рейтинг: 4.7, Голосов: 14
Органы иммунитета у детей
Центральными органами иммунитета у человека являются:
- вилочковая (зобная) железа, которую называют “тимус”. Вилочковая железа расположена в верхней части грудной клетки за грудиной. Закладывается она в конце первого месяца внутриутробного развития плода.
Максимального развития вилочковая железа достигает у детей в раннем возрасте. После 15 лет наступает обратное развитие органа. Этот процесс называют возрастной инволюцией. Постепенно железистая ткань заменяется соединительной (фиброзной) и жировой. Иногда вилочковая железа не подвергается возрастной инволюции. Как правило, это происходит при снижении активности коры надпочечников и недостатке гормонов, которые в ней вырабатываются.
- костный мозг. Находится он в полостях костей. Закладывается на 4-5-й неделе внутриутробного развития и начинает функционировать на 11-12-й неделе. Основная его задача – выработка особых клеток для последующего развития всех ростков кроветворения. Именно в костном мозге происходит созревание В-клеток в В-лимфоциты, на поверхности которых расположены основные иммунные белки – иммуноглобулины. Название этой группы лимфоцитов происходит от слова bursa – (бурса — сумка) по аналогии с похожим органом у птиц (сумка Фабрициуса), где вырабатываются такие клетки.
- выработка класса иммунных клеток, которые называются Т-лимфоцитами, то есть тимус-зависимые.
- синтез гормонов, влияющих на созревание иммунных клеток, а также фактора роста и вещества, подобные инсулину и кальциотонину.
Патологические состояния, которые могут развиться при изменении функции тимуса:
Тимомегалия – увеличение размеров тимуса у детей. Нередко это состояние приводит к более затяжному течению острых респираторных заболеваний и сопровождается различными аллергическими реакциями. Поэтому детям раннего возраста часто врач назначает рентгенологическое или томографическое исследование органов грудной клетки для определения размеров вилочковой железы и лимфатических узлов.
Периферические органы иммунной системы:
- лимфатические узлы,
- селезенка,
- миндалины глоточного кольца (в том числе и аденоидная ткань),
- образования из лимфоидной ткани в кишечнике (в том числе и аппендикс).
Все эти органы расположены на пути возможного проникновения в организм ребенка чужеродных веществ.
Функции лимфатических узлов:
- Барьерная. Первыми реагируют на контакт с повреждающим агентом.
- Фильтрационная. В них происходит задержка поступающих с током лимфы микробов, опухолевых клеток, инородных частиц.
- Иммунная. Связана с выработкой в лимфатических узлах иммуноглобулинов и лимфоцитов.
- Синтетическая (синтез специального лейкоцитарного фактора, стимулирующего размножение клеток крови).
- Обменная. Лимфатические узлы принимают участие в процессах пищеварения, в обмене жиров, белков, углеводов и витаминов.
У детей раннего возраста защитная функция лимфатических узлов еще слабая, поэтому нередко у них происходит быстрое распространение инфекции и развивается сепсис, менингит и другие серьезные заболевания.
Наиболее интенсивный рост лимфоидной ткани происходит в возрасте от 4 до 8 лет. Заканчивается формирование лимфатических узлов к 12 годам.
Функции селезенки:
- синтетическая. Селезенка имеет близкое строение с вилочковой железой. Именно в селезенке происходит синтез иммуноглобулинов классов М и G в ответ на попадание чужеродного агента (антигена) в кровь или лимфу. В ткани селезенки содержатся Т- и В-лимфоциты.
- Фильтрационная. В селезенке происходит разрушение и “переработка” чужеродных для организма веществ, собственных поврежденных клеток крови, красящих соединений и чужеродных белков.
Функции миндалин и лимфоидных скоплений в кишечнике:
- “распознавательная”. Общая площадь поверхности миндалин у детей очень большая – почти 200 квадратных сантиметров. На этой площади происходит постоянное взаимодействие антигенов и клеток иммунной системы. Отсюда “информация” о чужеродном агенте поступает в центральные органы иммунитета: в вилочковую железу и костный мозг. Скопления лимфоидной ткани в кишечнике называется “пейеровы бляшки”. Кроме них, защиту обеспечивают отдельные лимфатические образования (фолликулы), червеобразный отросток и клетки слизистой оболочки.
- Защитная. На слизистой оболочке миндалин и пейеровых бляшек в кишечнике, в аппендиксе расположены Т- и В-лимфоциты, лизоцим и другие вещества, которые обеспечивают иммунную защиту.
Большую роль в интенсивности иммунного ответа в органах пищеварения играет нормальная микрофлора кишечника.
Вещества с защитными свойствами:
- Иммуноглобулины (антитела). Эти антитела представляют собой белковую молекулу. Иммуноглобулины соединяются с чужеродным веществом и образуют иммунный комплекс. Циркулируют в крови и находятся на поверхности слизистых оболочек.
- Лизоцим. Есть во всех жидкостях организма: в слюне, слезах, сыворотке крови. Это вещество вырабатывается клетками крови и оно способно расщеплять кислоту, которая входит в состав бактерий. За счет этого происходит распад и гибель микроорганизмов.
- Комплемент. Это группа белковых соединений, участвующих в цепочке иммунных реакций.
- Интерфероны. Обеспечивают противовирусный иммунитет. Продуцируются эти вещества в основном лейкоцитами и лимфоцитами. Результат действия интерферонов состоит в образовании вокруг очага воспаления барьера из неинфицированных вирусом клеток .
Основные клетки иммунной системы:
- клетки крови (моноциты-макрофаги), — лимфоциты. Располагаются эти клетки в скоплениях лимфоидных узелков в различных участках органов дыхания.
В анализах крови на иммунитет родители часто могут видеть подразделения: “показатели клеточного иммунитета” и “показатели гуморального иммунитета”.
Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты (тимусные). В организме существуют специальные клетки-памяти – лимфоциты, которые после контакта с антигеном возвращаются в неактивное состояние, но сохраняют информацию (память) о действовавшем чужеродном веществе. Клетки памяти постоянно поступают в кровь и лимфу и как бы “патрулируют” весь организм.
Гуморальный иммунитет определяют В-лимфоциты. Т-клетки после контакта с антигеном “передают” сигнал на В-клетки и уже В-лимфоциты трансформирются в специальные плазматические клетки, которые вырабатывают антитела. Одновременно В-лимфоциту необходима информация от клетки крови макрофага, которая способна захватывать и “переваривать” антиген.
Медики назвали продукты, которые помогут укрепить иммунитет осенью.
При иммунном ответе происходит взаимодействие:
- Т-лимфоцитов,
- В-лимфоцитов
- макрофагов (в периферической крови – моноцитов).
При первой встрече с антигеном сначала появляются антитела класса иммуноглобулинов М, затем G и позднее – А. При вторичном (повторном) ответе на антиген сразу вырабатываются иммуноглобулин G.
После рождения ребенок сталкивается с большим количеством чужеродных веществ: профилактические прививки, детские инфекции, вирусы, бактерии и др. У малышей происходит количественное увеличение лимфоидной ткани — аденоидов, миндалин, лимфатических узлов. Постепенно к 3 годам иммунная система приобретает способность распознавать и более адекватно реагировать на различные антигены.
Основные этапы становления иммунной системы:
- период новорожденности. Ребенка защищают материнские иммуноглобулины, особенно от дифтерийного токсина, от вирусов полиомиелита, кори, краснухи. Очень важно вскармливать ребенка грудью, так как молоко матери содержит многие факторы иммунитета.
- От 1 года до 4-х лет. Из-за низкой продукции у детей раннего возраста собственных иммуноглобулинов и интерферонов, они предрасположены к вирусным и бактериальным инфекциям почти до 4-х летнего возраста. Наиболее беззащитным оказывается ребенок в возрасте от 6 месяцев до 1.5-2-х лет, когда он утрачивает иммунитет, полученный от матери, а собственные иммуноглобулины синтезируются в небольшом количестве.
- от 4-х до 6 лет. Завершается период становления приобретенного иммунитета. Заболевания верхних дыхательных путей у детей этого возраста могут приобрести хронический и рецидивирующий характер из-за недостаточной активности местного иммунитета.
- 12-13 лет. Наступает уменьшение общей массы лимфоидных органов на фоне повышения продукции половых гормонов. В этот период повышается восприимчивость к возбудителю туберкулеза.
Все возрастные особенности функции органов иммунитета врач-педиатр и иммунолог учитывают при подборе терапии для часто болеющих детей.
источник
Иммунитет ребенка
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Иммунитет — это невосприимчивость организма к различным инфекционным возбудителям, их токсинам (ядам), а так же к различным другим чужеродным органическим веществам. Работа иммунитета включает в себя запуск сложного многоступенчатого механизма, взаимодействие одновременно нескольких систем: нервной, эндокринной, регулирование обмена веществ и других сложных процессов в организме.
Какие органы формируют иммунную систему?
Иммунная система человека состоит из вилочковой железы, костного мозга, эмбриональной (во внутриутробном периоде) печени, лимфоидных образований кишечника, лимфатических узлов, селезенки, а также постоянно находящиеся в крови и тканях клетки костномозгового происхождения — лимфоциты, моноциты и др. Иммунная охрана организма осуществляется как клетками иммунной системы (клеточный иммунитет), так и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный иммунитет).
Виды иммунитета
Существует несколько видов иммунитета:
• приобретенный: естественный иммунитет (активный и пассивный)
Видовой иммунитет передается по наследству. Например, человек не может заразиться определенной инфекцией от животных (чумой). Следующий вид иммунитета приобретенный: естественный иммунитет, вырабатывается при длительном контакте с возбудителями инфекции, при этом заражения не происходит. Приобретенный иммунитет, который в свою очередь бывает активным: после перенесенного заболевания (ветряная оспа или краснуха) и после введения вакцин. Пассивный иммунитет, который развивается в ответ на введение специальных сывороток с антителами (при инфекционных заболеваниях).
Особенности иммунитета у детей
Иммунитет детей имеет ряд особенностей на определенных этапах развития.
Детский иммунитет характеризуется наличием 5 основных критических периодов:
• Первый критический период в течение первых 28 дней жизни ребенка. В этот период дети имеют иммунитет, приобретенный от матери во время внутриутробного развития. В этот же период очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям, против которых он не защищен материнскими антителами. На 5 сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов. В этот период особенно важно сохранять грудное вскармливание (подробней о пользе грудного вскармливания у детей первого года жизни в статье «Ценность грудного вскармливания у детей первого года жизни»).
• Второй критический период в возрасте 4-6 месяцев обусловлен разрушением материнских антител. В этот период особенно важно начать вакцинацию, с последующей ревакцинацией для формирования активного иммунитета против определенных видов инфекций. В этом возрасте дети особенно подвержены воспалительным процессам органов дыхания и кишечным инфекциям, нарастает частота пищевой аллергии.
• Третий критический период приходится на возраст 2 лет. Это связанно с активным познанием мира ребенка в этот период. В этот период у ребенка могут проявиться различные врожденные аномалии и атопический диатез. Более подробно смотри статью «Атопический дерматит у детей». В этот же период жизни формула характеризуется абсолютным и относительным лимфоцитозом (физиологический лимфоцитоз).
• Четвертый критический период в возрасте 4-6 лет. Характеризуется уже накопленным активным иммунитетом, который сформировался под воздействием вакцинации и перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний. В этот период возможно формирование многих хронических заболеваний. Для предотвращения этого необходимо своевременное и правильное лечение острых процессов.
• Пятый критический период в возрасте 12-15лет. Происходит на фоне бурной гормональной перестройки для девочек 12-13 лет, для мальчиков 14-15 лет. На фоне повышенной секреции половых гормонов уменьшается объем лимфоидных органов. В этот период окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа.
В период полового созревания (пятый критический период) организм ребенка впервые сталкивается с неблагоприятными экзогенными (внешними) факторами, такими как курение, алкоголь и употребление различных синтетических наркотических средств.
Причин и факторов, снижающих иммунитет очень много. Основные из них это прежде всего неправильное питание, с низким содержанием белка и витаминов, что приводит к транзиторному снижению иммунитета, наличие хронических очагов инфекции (кариозные зубы, синусит, тонзиллит, пиелонефрит, цистит и др.), наличие хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, экологически неблагоприятная обстановка на территории проживания ребенка, нарушение состава кишечной микрофлоры, неадекватное использование антибиотиков.
Иммуномоделирующее лечение
Прежде чем начинать иммуномоделирующее лечение необходимо оценить и скорректировать следующие моменты:
• качество питания ребенка. Сбалансированное питание ребенка должно быть, прежде всего, разнообразным, включать белки, витамины и микроэлементы и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
• условия жизни ребенка, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье, родительская любовь и ласка, также способствует правильному формированию иммунитета.
• оценка состояния внутренних органов, санация очагов хронической инфекции, для этого необходима консультация педиатра или семейного врача
Когда необходимо начать иммуномоделирующее лечение?
Использование иммунокорректирующих средств оправданно в следующих случаях:
• Ребенок слишком часто болеет, больше 6 раз в год простудными заболеваниями.
• Ребенок плохо реагирует на стандартное лечение, длительность заболевания выше, чем в среднем у детей данного возраста.
• Обычные простуды протекают, как правило, с осложнениями (бронхиты, отиты, ангины).
Прежде чем начать лечение необходимо произвести стандартное обследование состояния здоровья ребенка, включающее в себя:
• общий анализ крови
• общий анализ мочи
• биохимический анализ крови (Ig E, глюкоза, более подробно необходима консультация врача)
• обсследование у ЛОР-врача (для исключения очагов инфекции)
• анализ кала на яйца гельминтов и наличие дисбактериоза
• УЗИ внутренних органов (для оценки состояния внутренних органов).
Иммунокоррекция состоит из двух видов: неспецифической и специфической:
Неспецифическая иммуностимуляция включает в себя, прежде всего грудное вскармливание, а в дальнейшем сбалансированное питание, закаливание, правильная организация сна и отдыха.
Группы препаратов используемые для специфической иммунокоррекции
Препараты, которые могут непосредственно воздействовать на иммунную систему, делятся на 3 группы:
2. Индукторы иммунологической толерантности (эта группа препаратов способствует повышению функциональной активности иммунной системы).
3. Иммуносупрессоры (препараты поддержки иммунной системы, изменяющие некоторые специфические иммунные ответы).
Иммуностимуляторы — это препараты способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы, включают в себя следующие группы препаратов:
• витамины (Пиковит, Гровит, Мултитабс, Киндер биовиталь, Витрум Кидс, Мултивитамол и др.)
• препараты содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, рыбий жир, оливковое масло.
Индукторы иммунологической толерантности — эта группа препаратов состоит из 5 подгрупп:
• препараты растительного происхождения изготавливаются из лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими и адаптогенными свойствами. Данная группа препаратов может быть назначена без обследования иммунного статуса ребенка, но дозировка и длительность использования должна быть обязательно согласована с врачом.
В эту группу входят: препараты Эхинацеи пурпурной (Иммунал, настойка эхинацеи доктора Тайса), как правило, их назначают для лечения ОРВИ и для профилактики простудных заболеваний. Препараты женьшеня, радиолы розовой, элеутерококка — эти препараты желательно использовать у детей в возрасте после 6 лет.
• препараты группы интерферонов, используются в первую очередь при вирусных заболеваниях, гриппе, а также при вирусных гепатитах, герпесе. Интерфероны бывают 2 поколений: первое поколение, это препараты синтезированные из донорской крови (интерферон человеческий лейкоцитарный), в настоящее время не используется.
Второе поколение синтетические интерфероны (Гриппферон, Виферон, Кипферон)
• препараты способствующие выработке собственных интерферонов (индукторы интерферонов): Арбидол, Анаферон, Циклоферон.
Данные препараты обладают выраженным противовирусным и иммуностимулирующим действием. Препараты индукторы эндогенных (собственных) интерферонов не рекомендуется применять одновременно с препаратами из предыдущей подгруппы, так как возможна неадекватная реакция организма на сочетание этих препаратов. Использование препаратов этой группы целесообразно с первых часов болезни (как только вы заметите первые признаки начинающийся вирусной инфекции).
• препараты бактериального происхождения для повышения иммунитета
(Бронхомунал П,Бронхомунал, ИРС-19б, Ликопид, Рибомунил).
Данные медикаменты содержат фрагменты бактерий, но не несут никакой инфекционной опасности для заражения, обладая при этом иммуностимулирующим действием. Использование данных средств, требует обязательной консультации врача специалиста.
• препараты изготовленные из вилочковой железы (тимуса): Тималин, Т-активин, Тимостимулин и другие использование препаратов данной группы ограниченно и требует постоянного контроля врача иммунолога.
Необходимо помнить, что иммунитет это основная защита нашего организма. Неправильное вмешательство в работу этой тонкой системы может привести к серьезным последствиям и сделать организм вашего ребенка открытым для любых воздействий извне. Поэтому прежде чем начинать использование иммуностимулирующих средств, необходимо проконсультироваться с врачом.
источник