Орган отвечающий за иммунитет ребенка

Орган отвечающий за иммунитет ребенка thumbnail

Иммунитет ребенка — предмет страстной полемики между родителями. Одни — сторонники строгих мер, обливаний и закаливаний. Вторые трепетно оберегают отпрысков от любого сквозняка. Иногда в спорах участвуют педиатры, но тоже не вносят ясности: каждый имеет свою теорию и обосновывает взгляд на укрепление детского здоровья, исходя из собственной практики.

Что такое иммунитет и как он работает

Иммунитетом называют невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, патогенным микроорганизмам, ядам и токсинам, поступающим из окружающего мира. Говоря образно, это – броня, через которую чужеродные микроорганизмы не могут добраться к здоровью.

При хорошем иммунитете на любое внешнее вторжение запускается сложная реакция: эндокринная, нервная системы, обмен веществ начинают вырабатывать антитела (они бывают разные), и таким способом сопротивляться внешней атаке. Чем больше антител вырабатывается — тем мощнее защита. В первом случае говорят о сильном иммунном ответе, во втором – о слабом.

Какие органы формируют иммунную систему

Прямое влияние оказывают:

  • вилочковая железа;
  • костный мозг;
  • эмбриональная печень (печень плода тоже вырабатывает защитные клетки в период внутриутробного развития);
  • лимфоидные образования кишечника;
  • лимфатические узы;
  • селезенка.

Вилочковая железа, напрямую отвечающая за защиту организма, расположена за грудиной. Самый крупный орган у ребенка: его вес 15 граммов. У взрослого вилочкового железа весит уже гораздо меньше — всего 6 граммов.

Активное участие в иммунной охране принимают и клетки костного мозга: это лимфоциты, моноциты, которые находятся в тканях и крови человека (так работает клеточный иммунитет). Имеет значение работа продуктов жизнедеяльности клеток (речь идет об иммунитете гуморальном).

Но часто мы слышим – крепкий иммунитет передался ребенку по наследству. Или фразы в духе: иммунитет надо зарабатывать. Оказывается, многое зависит от вида иммунитета.

Виды иммунитета

Иммунологи выделяют два основных типа иммунитета. Это врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет достается ребенку генетически: в наше время человечество не болеет такими страшными болезнями, как чума или черная оспа. И «знание» достается ребенку по наследству. Другое дело приобретенные способности защитной системы: они появляются после перенесенной болезни, даже в самой легкой форме. На этом строится принцип вакцинации.

В процессе формирования иммунитет проходит сложный путь: на каждом этапе появляются свои особенности, которые всегда учитывают иммунологи и врачи-педиатры для укрепления детского здоровья. Ниже мы привели таблицу, где наглядно показали: с чем сталкивается иммунная система ребенка с рождения и вплоть до подросткового возраста.

Это любопытно! Большое значение для крепкого здоровья имеет иммунологическая память: то есть способность организма накапливать информацию о перенесенных заболеваниях. Она помогает быстро реагировать на любое вторжение и останавливать болезнь. Крепкая память – хороший иммунитет, слабая – человек вырастает болезненным.

Про иммунитет — Школа доктора Комаровского

Мнение эксперта

Ирина Катыкова

Врач-педиатр, детский невропатолог

Задать вопрос

У вас остались вопросы о здоровье вашего ребенка? Задайте их прямо тут на сайте и мы обязательно ответим!

Пять критических периодов в жизни ребенка

Формирование иммунитета у детей начинается в первом триместре беременности между 8- 10 неделями. Тогда закладываются первые лимфоциты, вырабатываются антитела у матери. К моменту появления на свет число антител увеличивается. Они защищают дитя во время родов: риск заражения столбняком, корью, краснухой и некоторыми другими инфекциями первое время минимален.

Но уже после рождения малыша, родителям важно быть на страже. Основные этапы развития иммунитета в детском возрасте включают 5 периодов, когда защитный барьер сильно уязвим.

Стадия

Возраст ребенкаЧто происходит с иммунитетомРиск для здоровья
1 период развитияПервые 29 дней жизниЗащитные силы продолжают поддерживать антитела матери. Они достаются младенцу через материнское молоко. Иммунитет новорожденного во многом зависит от питания молодой мамы. Имеет значение: достаточно ли витаминов, минералов поступает с питанием, нет ли вредных привычек.Сопротивление патогенной флоре пока очень слабое. Существует риск развития гнойных поражений отдельных участков тела, гнойничков при неправильном уходе. В редких случаях развивается опасный сепсис – воспалительный процесс в крови.
2 период развития3-6 месяцКоличество материнских антител постепенно сокращается, а собственных пока недостаточно. Те, что есть не оставляют иммунологической памяти.Ребенок может быстро заболеть гриппом, подхватить насморк, кашель. Если в этом возрасте ребенок заболел корью (гриппом, коклюшем), то иммунитет не вырабатывается и риск подхватить заболевание второй раз высокий. В этот период дает о себе знать предрасположенность к аллергии, развивается дисбактериоз при несвоевременном питании, нарушении диеты мамы (если вскармливание грудное).
3 период развитияС 6 до 24 месяцевМатеринские антитела прекращают помогать ребенку, а собственных клеток еще крайне мало. Этот период считается для иммунитета ребенка весьма опасным.Проявляет себя предрасположенность к кожным болезням – появляются дерматиты, многие дети страдают диатезом. Все чаще появляется аллергическая реакция на отдельные виды продуктов питания, молоко. Дети часто болеют простудами, страдают насморком и другими ЛОР-заболеваниями.
4 период развития4-6 лет жизниФормирование антител идет очень медленно. Иммунитет крайне слаб.Сохраняется высокий риск подхватить вирусы: именно поэтому в детских садах дети беспрерывно болеют. Если болезни запустить, недуги могут перейти в хроническую форму. Иммунологи говорят: задатки многих взрослых хронических «болячек» закладываются именно в этом возрасте.
5 период развития12-13 лет у девочек, 14-15 лет у мальчиков.Иммунные силы подростков заметно укрепляются, их формирование подходит к концу. Но начинаются «игры гормонов». Растет число андрогенов (половых гормонов), отчего подавляется клеточный иммунитет, и число антител уменьшается. Становится окончательно видно: как будет организм реагировать на атаку вирусов: сильно или слабо.Поскольку подростки начинают баловаться сигаретами, пробуют спиртные напитки, едят вредную пищу (фастфуд) врачи говорят о проверке защитных сил на воздействие внешних факторов. От этого развивается кашель, появляются угри. Зато снижается риск заболеть бронхиальной астмой, дерматитом – то есть любой патологией, вызванной аллергией.
Читайте также:  Иммунитет не вырабатывает антитела

Если внимательно следить за реакцией организма ребенка в критические периоды, можно понять многое. Например, выяснить: склонен ли он к аллергии, долго ли болеет простудой, да и в принципе как часто это происходит. Именно в критические периоды болезни могут меняться: аллергический ринит переходить в астму, или астма в реакцию на продукты питания (включая неожиданные).

Выводы и наблюдения за тем, как формируется иммунитет ребенка помогают корректировать курс лечения, проводить своевременную профилактику, уделять большее внимание здоровью малыша.

Что вредит детскому иммунитету

Понимая всю нежность и хрупкость детского организма, родители, бабушки и дедушки принимаются активно его опекать. В практике врачей скорой помощи есть случаи откровенно парадоксальных поступков, которые должны были помочь ребенку, но на деле привели к роковым последствиям. Одна бабушка решила вылечить кашель младенца в сильно натопленной бане. Это привело к разрыву сосудов головного мозга, отеку и гибели малыша. Вот почему врачи единогласно призывают помогать формированию иммунитета у детей, придерживаясь здравого смысла.

Что вредно ребенку:

  • Тугое пеленание. Плотные пеленки не дают сформироваться естественной терморегуляции. Легкий ветерок — ребенок заболевает.
  • Вредные привычки родителей. Пассивное курение разрушает ценный витамин С. А ведь именно аскорбиновая кислота существенно повышает способность адаптироваться к внешним условиям, сопротивляться инфекциям.
  • Иммуномодуляторы. Современные родители поддаются массовому увлечению, покупая стимуляторы при первом «чихе». Невинная эхинацея и та вносит дисбаланс при простуде, мешая защитным силам становится сильнее. К тому же многие стимуляторы являются продуктами растительного происхождения и изготавливаются на травах. Травы чреваты аллергиями.
  • Стерильные условия. Антитела начинают вырабатываться только в обычных условиях, без фанатичной слежки за чистотой. Ребенок обязательно встретится с бактериями при контакте с другими детьми в садиках, школах, на прогулках в парках. И большой вопрос, как организм отреагирует на новые для себя условия.

Наконец, не стоит перегружать детей «развивалками». Особенностью незрелой иммунной системы является быстрая реакция на чрезмерные нагрузки. Постоянно уставший ребенок – значит болезненный. Здоровые дети должны много гулять, играть, есть вкусную домашнюю пищу, фрукты, овощи и кисломолочные продукты и заниматься спортом. Тогда никакие болезни им не будут страшны.

Рейтинг: 4.7, Голосов: 14


Источник

Органы иммунитета у детей

Центральными органами иммунитета у человека являются:

  • вилочковая (зобная) железа, которую называют “тимус”. Вилочковая железа расположена в верхней части грудной клетки за грудиной. Закладывается она в конце первого месяца внутриутробного развития плода.

Максимального развития вилочковая железа достигает у детей в раннем возрасте. После 15 лет наступает обратное развитие органа. Этот процесс называют возрастной инволюцией. Постепенно железистая ткань заменяется соединительной (фиброзной) и жировой. Иногда вилочковая железа не подвергается возрастной инволюции. Как правило, это происходит при снижении активности коры надпочечников и недостатке гормонов, которые в ней вырабатываются.

  • костный мозг. Находится он в полостях костей. Закладывается на 4-5-й неделе внутриутробного развития и начинает функционировать на 11-12-й неделе. Основная его задача – выработка особых клеток для последующего развития всех ростков кроветворения. Именно в костном мозге происходит созревание В-клеток в В-лимфоциты, на поверхности которых расположены основные иммунные белки – иммуноглобулины. Название этой группы лимфоцитов происходит от слова bursa – (бурса — сумка) по аналогии с похожим органом у птиц (сумка Фабрициуса), где вырабатываются такие клетки.
  • выработка класса иммунных клеток, которые называются Т-лимфоцитами, то есть тимус-зависимые.
  • синтез гормонов, влияющих на созревание иммунных клеток, а также фактора роста и вещества, подобные инсулину и кальциотонину.

Патологические состояния, которые могут развиться при изменении функции тимуса:

Тимомегалия – увеличение размеров тимуса у детей. Нередко это состояние приводит к более затяжному течению острых респираторных заболеваний и сопровождается различными аллергическими реакциями. Поэтому детям раннего возраста часто врач назначает рентгенологическое или томографическое исследование органов грудной клетки для определения размеров вилочковой железы и лимфатических узлов.

Периферические органы иммунной системы:
  • лимфатические узлы,
  • селезенка,
  • миндалины глоточного кольца (в том числе и аденоидная ткань),
  • образования из лимфоидной ткани в кишечнике (в том числе и аппендикс).

Все эти органы расположены на пути возможного проникновения в организм ребенка чужеродных веществ.

Функции лимфатических узлов:
  • Барьерная. Первыми реагируют на контакт с повреждающим агентом.
  • Фильтрационная. В них происходит задержка поступающих с током лимфы микробов, опухолевых клеток, инородных частиц.
  • Иммунная. Связана с выработкой в лимфатических узлах иммуноглобулинов и лимфоцитов.
  • Синтетическая (синтез специального лейкоцитарного фактора, стимулирующего размножение клеток крови).
  • Обменная. Лимфатические узлы принимают участие в процессах пищеварения, в обмене жиров, белков, углеводов и витаминов.

У детей раннего возраста защитная функция лимфатических узлов еще слабая, поэтому нередко у них происходит быстрое распространение инфекции и развивается сепсис, менингит и другие серьезные заболевания.

Наиболее интенсивный рост лимфоидной ткани происходит в возрасте от 4 до 8 лет. Заканчивается формирование лимфатических узлов к 12 годам.

Функции селезенки:
  • синтетическая. Селезенка имеет близкое строение с вилочковой железой. Именно в селезенке происходит синтез иммуноглобулинов классов М и G в ответ на попадание чужеродного агента (антигена) в кровь или лимфу. В ткани селезенки содержатся Т- и В-лимфоциты.
  • Фильтрационная. В селезенке происходит разрушение и “переработка” чужеродных для организма веществ, собственных поврежденных клеток крови, красящих соединений и чужеродных белков.
Функции миндалин и лимфоидных скоплений в кишечнике:
  • распознавательная”. Общая площадь поверхности миндалин у детей очень большая – почти 200 квадратных сантиметров. На этой площади происходит постоянное взаимодействие антигенов и клеток иммунной системы. Отсюда “информация” о чужеродном агенте поступает в центральные органы иммунитета: в вилочковую железу и костный мозг. Скопления лимфоидной ткани в кишечнике называется “пейеровы бляшки”. Кроме них, защиту обеспечивают отдельные лимфатические образования (фолликулы), червеобразный отросток и клетки слизистой оболочки.
  • Защитная. На слизистой оболочке миндалин и пейеровых бляшек в кишечнике, в аппендиксе расположены Т- и В-лимфоциты, лизоцим и другие вещества, которые обеспечивают иммунную защиту.
Читайте также:  Что такое иммунитет какие виды
Большую роль в интенсивности иммунного ответа в органах пищеварения играет нормальная микрофлора кишечника.

Вещества с защитными свойствами:

  • Иммуноглобулины (антитела). Эти антитела представляют собой белковую молекулу. Иммуноглобулины соединяются с чужеродным веществом и образуют иммунный комплекс. Циркулируют в крови и находятся на поверхности слизистых оболочек.
  • Лизоцим. Есть во всех жидкостях организма: в слюне, слезах, сыворотке крови. Это вещество вырабатывается клетками крови и оно способно расщеплять кислоту, которая входит в состав бактерий. За счет этого происходит распад и гибель микроорганизмов.
  • Комплемент. Это группа белковых соединений, участвующих в цепочке иммунных реакций.
  • Интерфероны. Обеспечивают противовирусный иммунитет. Продуцируются эти вещества в основном лейкоцитами и лимфоцитами. Результат действия интерферонов состоит в образовании вокруг очага воспаления барьера из неинфицированных вирусом клеток .

Основные клетки иммунной системы:

  • клетки крови (моноциты-макрофаги), — лимфоциты. Располагаются эти клетки в скоплениях лимфоидных узелков в различных участках органов дыхания.

В анализах крови на иммунитет родители часто могут видеть подразделения: “показатели клеточного иммунитета” и “показатели гуморального иммунитета”.

Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты (тимусные). В организме существуют специальные клетки-памяти – лимфоциты, которые после контакта с антигеном возвращаются в неактивное состояние, но сохраняют информацию (память) о действовавшем чужеродном веществе. Клетки памяти постоянно поступают в кровь и лимфу и как бы “патрулируют” весь организм.

Гуморальный иммунитет определяют В-лимфоциты. Т-клетки после контакта с антигеном “передают” сигнал на В-клетки и уже В-лимфоциты трансформирются в специальные плазматические клетки, которые вырабатывают антитела. Одновременно В-лимфоциту необходима информация от клетки крови макрофага, которая способна захватывать и “переваривать” антиген.

Медики назвали продукты, которые помогут укрепить иммунитет осенью.

При иммунном ответе происходит взаимодействие:

  • Т-лимфоцитов,
  • В-лимфоцитов
  • макрофагов (в периферической крови – моноцитов).

При первой встрече с антигеном сначала появляются антитела класса иммуноглобулинов М, затем G и позднее – А. При вторичном (повторном) ответе на антиген сразу вырабатываются иммуноглобулин G.

После рождения ребенок сталкивается с большим количеством чужеродных веществ: профилактические прививки, детские инфекции, вирусы, бактерии и др. У малышей происходит количественное увеличение лимфоидной ткани — аденоидов, миндалин, лимфатических узлов. Постепенно к 3 годам иммунная система приобретает способность распознавать и более адекватно реагировать на различные антигены.

Основные этапы становления иммунной системы:

  • период новорожденности. Ребенка защищают материнские иммуноглобулины, особенно от дифтерийного токсина, от вирусов полиомиелита, кори, краснухи. Очень важно вскармливать ребенка грудью, так как молоко матери содержит многие факторы иммунитета.
  • От 1 года до 4-х лет. Из-за низкой продукции у детей раннего возраста собственных иммуноглобулинов и интерферонов, они предрасположены к вирусным и бактериальным инфекциям почти до 4-х летнего возраста. Наиболее беззащитным оказывается ребенок в возрасте от 6 месяцев до 1.5-2-х лет, когда он утрачивает иммунитет, полученный от матери, а собственные иммуноглобулины синтезируются в небольшом количестве.
  • от 4-х до 6 лет. Завершается период становления приобретенного иммунитета. Заболевания верхних дыхательных путей у детей этого возраста могут приобрести хронический и рецидивирующий характер из-за недостаточной активности местного иммунитета.
  • 12-13 лет. Наступает уменьшение общей массы лимфоидных органов на фоне повышения продукции половых гормонов. В этот период повышается восприимчивость к возбудителю туберкулеза.

Все возрастные особенности функции органов иммунитета врач-педиатр и иммунолог учитывают при подборе терапии для часто болеющих детей.

источник

Иммунитет ребенка

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Иммунитет — это невосприимчивость организма к различным инфекционным возбудителям, их токсинам (ядам), а так же к различным другим чужеродным органическим веществам. Работа иммунитета включает в себя запуск сложного многоступенчатого механизма, взаимодействие одновременно нескольких систем: нервной, эндокринной, регулирование обмена веществ и других сложных процессов в организме.

Какие органы формируют иммунную систему?

Иммунная система человека состоит из вилочковой железы, костного мозга, эмбриональной (во внутриутробном периоде) печени, лимфоидных образований кишечника, лимфатических узлов, селезенки, а также постоянно находящиеся в крови и тканях клетки костномозгового происхождения — лимфоциты, моноциты и др. Иммунная охрана организма осуществляется как клетками иммунной системы (клеточный иммунитет), так и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный иммунитет).

Виды иммунитета

Существует несколько видов иммунитета:

приобретенный: естественный иммунитет (активный и пассивный)

Видовой иммунитет передается по наследству. Например, человек не может заразиться определенной инфекцией от животных (чумой). Следующий вид иммунитета приобретенный: естественный иммунитет, вырабатывается при длительном контакте с возбудителями инфекции, при этом заражения не происходит. Приобретенный иммунитет, который в свою очередь бывает активным: после перенесенного заболевания (ветряная оспа или краснуха) и после введения вакцин. Пассивный иммунитет, который развивается в ответ на введение специальных сывороток с антителами (при инфекционных заболеваниях).

Особенности иммунитета у детей

Иммунитет детей имеет ряд особенностей на определенных этапах развития.

Детский иммунитет характеризуется наличием 5 основных критических периодов:

Первый критический период в течение первых 28 дней жизни ребенка. В этот период дети имеют иммунитет, приобретенный от матери во время внутриутробного развития. В этот же период очень высока чувствительность ребенка к вирусным инфекциям, против которых он не защищен материнскими антителами. На 5 сутки жизни осуществляется первый перекрест в формуле белой крови и устанавливается абсолютное и относительное преобладание лимфоцитов. В этот период особенно важно сохранять грудное вскармливание (подробней о пользе грудного вскармливания у детей первого года жизни в статье «Ценность грудного вскармливания у детей первого года жизни»).

Второй критический период в возрасте 4-6 месяцев обусловлен разрушением материнских антител. В этот период особенно важно начать вакцинацию, с последующей ревакцинацией для формирования активного иммунитета против определенных видов инфекций. В этом возрасте дети особенно подвержены воспалительным процессам органов дыхания и кишечным инфекциям, нарастает частота пищевой аллергии.

Читайте также:  Иммунитет государства виды в мчп

Третий критический период приходится на возраст 2 лет. Это связанно с активным познанием мира ребенка в этот период. В этот период у ребенка могут проявиться различные врожденные аномалии и атопический диатез. Более подробно смотри статью «Атопический дерматит у детей». В этот же период жизни формула характеризуется абсолютным и относительным лимфоцитозом (физиологический лимфоцитоз).

Четвертый критический период в возрасте 4-6 лет. Характеризуется уже накопленным активным иммунитетом, который сформировался под воздействием вакцинации и перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний. В этот период возможно формирование многих хронических заболеваний. Для предотвращения этого необходимо своевременное и правильное лечение острых процессов.

Пятый критический период в возрасте 12-15лет. Происходит на фоне бурной гормональной перестройки для девочек 12-13 лет, для мальчиков 14-15 лет. На фоне повышенной секреции половых гормонов уменьшается объем лимфоидных органов. В этот период окончательно формируется сильный и слабый типы иммунного ответа.

В период полового созревания (пятый критический период) организм ребенка впервые сталкивается с неблагоприятными экзогенными (внешними) факторами, такими как курение, алкоголь и употребление различных синтетических наркотических средств.

Причин и факторов, снижающих иммунитет очень много. Основные из них это прежде всего неправильное питание, с низким содержанием белка и витаминов, что приводит к транзиторному снижению иммунитета, наличие хронических очагов инфекции (кариозные зубы, синусит, тонзиллит, пиелонефрит, цистит и др.), наличие хронических болезней органов пищеварения, инфекционных болезней в анамнезе, экологически неблагоприятная обстановка на территории проживания ребенка, нарушение состава кишечной микрофлоры, неадекватное использование антибиотиков.

Иммуномоделирующее лечение

Прежде чем начинать иммуномоделирующее лечение необходимо оценить и скорректировать следующие моменты:
качество питания ребенка. Сбалансированное питание ребенка должно быть, прежде всего, разнообразным, включать белки, витамины и микроэлементы и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

условия жизни ребенка, спокойная психоэмоциональная обстановка в семье, родительская любовь и ласка, также способствует правильному формированию иммунитета.

оценка состояния внутренних органов, санация очагов хронической инфекции, для этого необходима консультация педиатра или семейного врача

Когда необходимо начать иммуномоделирующее лечение?

Использование иммунокорректирующих средств оправданно в следующих случаях:

Ребенок слишком часто болеет, больше 6 раз в год простудными заболеваниями.

Ребенок плохо реагирует на стандартное лечение, длительность заболевания выше, чем в среднем у детей данного возраста.

Обычные простуды протекают, как правило, с осложнениями (бронхиты, отиты, ангины).

Прежде чем начать лечение необходимо произвести стандартное обследование состояния здоровья ребенка, включающее в себя:

общий анализ крови
общий анализ мочи
биохимический анализ крови (Ig E, глюкоза, более подробно необходима консультация врача)
обсследование у ЛОР-врача (для исключения очагов инфекции)
анализ кала на яйца гельминтов и наличие дисбактериоза
УЗИ внутренних органов (для оценки состояния внутренних органов).

Иммунокоррекция состоит из двух видов: неспецифической и специфической:

Неспецифическая иммуностимуляция включает в себя, прежде всего грудное вскармливание, а в дальнейшем сбалансированное питание, закаливание, правильная организация сна и отдыха.

Группы препаратов используемые для специфической иммунокоррекции

Препараты, которые могут непосредственно воздействовать на иммунную систему, делятся на 3 группы:

2. Индукторы иммунологической толерантности (эта группа препаратов способствует повышению функциональной активности иммунной системы).

3. Иммуносупрессоры (препараты поддержки иммунной системы, изменяющие некоторые специфические иммунные ответы).

Иммуностимуляторы — это препараты способствующие процессам возрастного созревания иммунной системы, включают в себя следующие группы препаратов:

витамины (Пиковит, Гровит, Мултитабс, Киндер биовиталь, Витрум Кидс, Мултивитамол и др.)

препараты содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (Омега-3, рыбий жир, оливковое масло.

Индукторы иммунологической толерантности — эта группа препаратов состоит из 5 подгрупп:

препараты растительного происхождения изготавливаются из лекарственных растений, обладающих иммуностимулирующими и адаптогенными свойствами. Данная группа препаратов может быть назначена без обследования иммунного статуса ребенка, но дозировка и длительность использования должна быть обязательно согласована с врачом.
В эту группу входят: препараты Эхинацеи пурпурной (Иммунал, настойка эхинацеи доктора Тайса), как правило, их назначают для лечения ОРВИ и для профилактики простудных заболеваний. Препараты женьшеня, радиолы розовой, элеутерококка — эти препараты желательно использовать у детей в возрасте после 6 лет.

препараты группы интерферонов, используются в первую очередь при вирусных заболеваниях, гриппе, а также при вирусных гепатитах, герпесе. Интерфероны бывают 2 поколений: первое поколение, это препараты синтезированные из донорской крови (интерферон человеческий лейкоцитарный), в настоящее время не используется.
Второе поколение синтетические интерфероны (Гриппферон, Виферон, Кипферон)

препараты способствующие выработке собственных интерферонов (индукторы интерферонов): Арбидол, Анаферон, Циклоферон.
Данные препараты обладают выраженным противовирусным и иммуностимулирующим действием. Препараты индукторы эндогенных (собственных) интерферонов не рекомендуется применять одновременно с препаратами из предыдущей подгруппы, так как возможна неадекватная реакция организма на сочетание этих препаратов. Использование препаратов этой группы целесообразно с первых часов болезни (как только вы заметите первые признаки начинающийся вирусной инфекции).

препараты бактериального происхождения для повышения иммунитета
(Бронхомунал П,Бронхомунал, ИРС-19б, Ликопид, Рибомунил).
Данные медикаменты содержат фрагменты бактерий, но не несут никакой инфекционной опасности для заражения, обладая при этом иммуностимулирующим действием. Использование данных средств, требует обязательной консультации врача специалиста.

препараты изготовленные из вилочковой железы (тимуса): Тималин, Т-активин, Тимостимулин и другие использование препаратов данной группы ограниченно и требует постоянного контроля врача иммунолога.

Необходимо помнить, что иммунитет это основная защита нашего организма. Неправильное вмешательство в работу этой тонкой системы может привести к серьезным последствиям и сделать организм вашего ребенка открытым для любых воздействий извне. Поэтому прежде чем начинать использование иммуностимулирующих средств, необходимо проконсультироваться с врачом.

источник

Источник