Основной принцип организации системы иммунитета выберите правильный ответ

1. Какой орган иммунной системы является центральным?
1) Тимус. +
2) Костный мозг +
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка
5) Кровь.

2. Что содержит противостолбнячная сыворотка?
1) ослабленных возбудителей болезни
2) антибиотики
3) антитела+
4) бактерий, питающихся бактериями столбняка

3. Что относится к периферическим органам иммунной системы?
1) Тимус
2) Костный мозг
3) Пейеровы бляшки
4) Селезёнка +
5) Кровь. +

4. Выберите ответ, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:
1) III, II, I+
2) IV, III
3) II, I

5. Выберите неинкапсулированную лимфоидную ткань (нлт), входящую в состав иммунной системы:
1) Нлт слизистых оболочек
2) Нлт пищеварительного тракта
3) Нлт бронхов и бронхиол
4) Нлт носоглотки.
5) Нлт мочеполовых путей
6) Нлт кожи
7) Все перечисленные+

6. Отметьте верный ответ, в котором представлены правила переливания крови:
1) учет группы крови, совместимости крови, резус фактора+
2) учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта
3) учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта
4) резус конфликт, совместимость, резус фактор

7. Где осуществляется лимфопоэз?
1) В костном мозге +
2) В селезёнке
3) В лимфатических узлах
4) В пейеровых бляшках

8. Выберите верный ответ, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:
1) I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ+
2) I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ
3) I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ
4) I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А

9. При каких условиях у человека формируется пассивный иммунитет?
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка-фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С

10. Где отсутствуют лимфоидные фолликулы?
1) В селезёнке
2) В лимфатических узлах
3) В костном мозге +
4) В пейеровых бляшках

11. В какой ответе представлена агглютинация?
1) смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп+
2) смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп
3) смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп
4) смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

12. Необходимо соотнести защитные свойства организма с видом иммунитета:
1) активный иммунитет
2) пассивный иммунитет
3) врожденный иммунитет
А) наличие антител в плазме крови, полученных по наследству
Б) получение антител с лечебной сывороткой
В) образование антител в крови в результате вакцинации
Г) наличие в крови сходных белков – антител у всех особей одного вида
Ответ:3213

13. Что включает в себя лимфоидная ткань слизистых оболочек (malt)?
1) Лимфоидную ткань кишечника (galt) +
2) Лимфоидную ткань бронхов и бронхиол (balt)+
3) Лимфоидную ткань конъюнктивы (calt)
4) Лимфоидную ткань, ассоциированную с носоглоткой (nalt)+

14. Что такое вакцинация населения?
1) лечение инфекционных заболеваний антибиотиками
2) укрепление иммунной системы стимуляторами
3) введение здоровому человеку ослабленных возбудителей болезни+
4) введение заболевшему человеку антител к возбудителю заболевания

15. В чем участвуют лейкоциты?
1) свертывании крови
2) переносе кислорода
3) переносе конечных продуктов обмена
4) уничтожении чужеродных тел и веществ+

16. В каком варианте ответа, верно представлены агглютиногены и агглютинины?
1) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета) +
2) агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д
3) агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)
4) агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В

17. Что синтезируется в лимфоидной ткани слизистых оболочек?
1) Секреторный iga +
2) Igg
3) Igm

18. Свойства секреторного iga, определяющие его способность защищать слизистые оболочки:
1) Низкая устойчивость к протеазам
2) Высокая устойчивость к протеазам+
3) Неспособность связывать компоненты комплемента
4) Способность препятствовать адгезии микроорганизмов и их токсинов, пищевых, бактериальных антигенов на эпителии слизистых оболочек

19. Что содержит кожа, как периферический отдел иммунной системы?
1) Клетки, осуществляющие презентацию и процессинг антигена (апк)
2) T-лимфоциты+
3) Фолликулы с герминативными центра

Источник

Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам

Наш организм непрерывно меняется, но при этом очень «любит» постоянство и может нормально работать только при определенных параметрах своей внутренней среды. Например, нормальная температура тела колеблется между 36 и 37 градусами по Цельсию. Вспомните последнюю простуду и то, как плохо вы себя чувствовали, стоило температуре подняться всего на полградуса. Такая же ситуация и с другими показателями: артериальным давлением, рН крови, уровнем кислорода и глюкозы в крови и другими. Постоянство значений этих параметров называется гомеостазом, а поддержкой его стабильного уровня занимаются практически все органы и системы организма: сердце и сосуды поддерживают постоянное артериальное давление, легкие — уровень кислорода в крови, печень — уровень глюкозы и так далее.

Читайте также:  Восстановление иммунитета после антибиотиков у взрослого что делать

Иммунная же система отвечает за генетический гомеостаз. Она помогает поддерживать постоянство генетического состава организма. То есть ее задача — уничтожать не только все чужеродные организмы и продукты их жизнедеятельности, проникающие извне (бактерии, вирусы, грибки, токсины и прочее), но также и клетки собственного организма, если «что-то пошло не так» и, например, они превратились в злокачественную опухоль, то есть стали генетически чужеродными.

Как клетки иммунной системы уничтожают «врагов»?

Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.

Иммунитет бывает врожденным (он же неспецифический) и приобретенным (он же адаптивный, или специфический). Врожденный иммунитет одинаков у всех людей и идентичным образом реагирует на любых «врагов». Реакция начинается немедленно после проникновения микроба в организм и не формирует иммунологическую память. То есть, если такой же микроб проникнет в организм снова, система неспецифического иммунитета его «не узнает» и будет реагировать «как обычно». Неспецифический иммунитет очень важен — он первым сигнализирует об опасности и немедленно начинает давать отпор проникшим микробам.

Однако эти реакции не могут защитить организм от серьезных инфекций, поэтому после неспецифического иммунитета в дело вступает приобретенный иммунитет. Здесь уже реакция организма индивидуальна для каждого «врага», поэтому «арсенал» специфического иммунитета у разных людей различается и зависит от того, с какими инфекциями человек сталкивался в жизни и какие прививки делал.

Специфическому иммунитету нужно время, чтобы изучить проникшую в организм инфекцию, поэтому реакции при первом контакте с инфекцией развиваются медленнее, зато работают гораздо эффективнее. Но самое главное, что, один раз уничтожив микроба, иммунная система «запоминает» его и в следующий раз при столкновении с таким же реагирует гораздо быстрее, часто уничтожая его еще до появления первых симптомов заболевания. Именно так работают прививки: когда в организм вводят ослабленных или убитых микробов, которые уже не могут вызвать заболевание, у иммунной системы есть время изучить их и запомнить, сформировать иммунологическую память. Поэтому, когда человек после вакцинации сталкивается с реальной инфекцией, иммунная система уже полностью готова дать отпор, и заболевание не начинается вообще или протекает гораздо легче.

Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?

  • Костный мозг. Это центральный орган иммуногенеза. В костном мозге образуются все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
  • Тимус (вилочковая железа). В тимусе происходит дозревание некоторых иммунных клеток (Т-лимфоцитов) после того, как они образовались в костном мозге.
  • Селезенка. В селезенке также дозревают иммунные клетки (B-лимфоциты), кроме того, в ней активно происходит процесс фагоцитоза — когда специальные клетки иммунной системы ловят и переваривают проникших в организм микробов, фрагменты собственных погибших клеток и так далее.
  • Лимфатические узлы. По своему строению они напоминают губку, через которую постоянно фильтруется лимфа. В порах этой губки есть очень много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Кроме того, в лимфатических узлах находятся клетки памяти — это специальные клетки иммунной системы, которые хранят информацию о микробах, уже проникавших в организм ранее.

Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.

  • Т-лимфоциты. Названы так, потому что после образования в костном мозге дозревают в вилочковой железе — тимусе. Разные подвиды Т-лимфоцитов отвечают за разные функции. Например, Т-киллеры могут убивать зараженные вирусами клетки, чтобы остановить развитие инфекции, Т-хелперы помогают иммунной системе распознавать конкретные виды микробов, а Т-супрессоры регулируют силу и продолжительность иммунной реакции.
  • B-лимфоциты. Название их происходит от Bursa fabricii (сумка Фабрициуса) — особого органа у птиц, в котором впервые обнаружили эти клетки. В-лимфоциты умеют синтезировать антитела (иммуноглобулины). Это специальные белки, которые «прилипают» к микробам и вызывают их гибель. Также антитела могут нейтрализовывать некоторые токсины.
  • Натуральные киллеры. Эти клетки находят и убивают раковые клетки и клетки, пораженные вирусами.
  • Нейтрофилы и макрофаги умеют ловить и переваривать микробов — осуществлять фагоцитоз. Кроме того, макрофаги выполняют важнейшую роль в процессе презентации антигена, когда макрофаг знакомит другие клетки иммунной системы с кусочками переваренного микроба, что позволяет организму лучше бороться с инфекцией.
  • Эозинофилы защищают наш организм от паразитов — обеспечивают антигельминтный иммунитет.
  • Базофилы — выполняют главным образом сигнальную функцию, выделяя большое количество сигнальных веществ (цитокинов) и привлекая этим другие иммунные клетки в очаг воспаления.
Читайте также:  Как быстро поднять иммунитет у взрослого

Как клетки иммунной системы отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?

В этом им помогает главный комплекс гистосовместимости первого типа (MHC-I). Это группа белков, которая располагается на поверхности каждой клетки нашего организма и уникальна для каждого человека. Это своего рода «паспорт» клетки, который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую клетку, то конфигурация MHC-I меняется или же он исчезает вовсе. Натуральные киллеры и Т-киллеры умеют распознавать MHC-I рецептор, и как только они находят клетку с измененным или отсутствующим MHC-I, они ее убивают. Так работает клеточный иммунитет.

Но у нас есть еще один вид иммунитета — гуморальный. Основными защитниками в этом случае являются антитела — специальные белки, синтезируемые B-лимфоцитами, которые связываются с чужеродными объектами (антигенами), будь то бактерия, вирусная частица или токсин, и нейтрализуют их. Для каждого вида антигена наш организм умеет синтезировать специальные, подходящие именно для этого антигена антитела. Молекулу каждого антитела, также их называют иммуноглобулинами, можно условно разделить на две части: Fc-участок, который одинаков у всех иммуноглобулинов, и Fab-участок, который уникален для каждого вида антител. Именно с помощью Fab-участка антитело «прилипает» к антигену, поэтому строение этого участка молекулы зависит от строения антигена.

Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?

Рассмотрим этот процесс на примере развития бактериальной инфекции. Например, вы поцарапали палец. При повреждении кожи в рану чаще всего попадают бактерии. При повреждении любой ткани организма сразу же запускается воспалительная реакция.  Поврежденные клетки выделяют большое количество разных веществ — цитокинов, к которым очень чувствительны нейтрофилы и макрофаги. Реагируя на цитокины, они проникают через стенки капилляров, «приплывают» к месту повреждения и начинают поглощать и переваривать попавших в рану бактерий — так запускается неспецифический иммунитет, но до синтеза антител дело пока еще не дошло.

Расправляясь с бактериями, макрофаги выводят на свою поверхность разные их кусочки, чтобы познакомить Т-хелперов и B-лимфоцитов со строением этих бактерий. Этот процесс называется презентацией антигена. Т-хелпер и B-лимфоцит изучают кусочки переваренной бактерии и подбирают соответствующую структуру антитела так, чтобы потом оно хорошо «прилипало» к таким же бактериям. Так запускается специфический гуморальный иммунитет. Это довольно длительный процесс, поэтому при первом контакте с инфекцией организму может понадобиться до двух недель, чтобы подобрать структуру и начать синтезировать нужные антитела.

После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.

Есть ли еще какие-то механизмы?

Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.

Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.

Источник

Иммунитет

Умения:

Выделять существенные признаки иммунитета. Объяснять причины нарушения иммунитета

Базовый уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Антитела выделяют:

лимфоциты

эпителиальные клетки

эритроциты

тромбоциты

2.Задание: Отметьте правильный ответ

2 вида иммунитета:

естественный и искусственный

естественный и врожденный

искусственный и приобретенный

искусственный и врожденный

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:

естественный

искусственный

активный

пассивный

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Искусственный иммунитет делится на:

активный и пассивный

врожденный и активный

врожденный и пассивный

активный и поствакцинальный

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Первую прививку от оспы сделал:

Э. Дженнер

И. И. Мечников

Л. Пастер

И. П. Павлов

6.Задание: Отметьте правильный ответ

Антитела представляют собой белки:

иммуноглобулины

агглютиногены

гемоглобины

фибриногены

7.Задание: Отметьте правильный ответ

Естественный иммунитет может быть:

врожденный и приобретенный

активный и пассивный

врожденный и активный

приобретенный и пассивный

Повышенный уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:

Читайте также:  Мед с лимоном для иммунитета рецепт пошагово с фото

интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание

плохая экология, недосыпания, занятия спортом

избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс

неправильное питание, закаливание, интоксикация алкоголем

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:

сыворотка, вакцинация, прививка

сыворотка, генная инженерия, вакцинация

вакцинация, анабиоз, сыворотка

анабиоз, симбиоз, вакцинация

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:

перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком

сыворотка, вакцинация, прививка

сыворотка, генная инженерия, вакцинация

вакцинация, наследственность, вскармливание молоком

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:

иммунитет: врожденный и приобретенный

иммунитет: естественный и приобретенный

иммунитет: врожденный и наследственный

иммунитет: врожденный и генетический

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:

иммунитет: вакцинация и сыворотка

иммунитет: врожденный и приобретенный

иммунитет: вакцинация и приобретенный

иммунитет: врожденный и наследственный

6.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема иммунитета:

иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)

иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный

иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)

иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)

7.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:

рациональное питание, закаливание, занятие спортом

закаливание, введение сыворотки, диета

диета, закаливание, медицинские процедуры

медицинское обследование, вакцинация, спорт

5.3.Раскрывать принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объяснять значение переливания крови.

Базовый уровень

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Сыворотка представляет собой:

готовые антитела

ослабленные антигены

ослабленные микробы

убитые микробы

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Вакцина это:

культура ослабленных микробов

готовые антитела

неослабленные микробы

кровь переболевшего человека или животного

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Универсальным донором является человек, имеющий группу крови:

I

III

II

IV

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Главными агглютиногенами эритроцитов являются:

А и В

α и β

А и β

В и α

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Универсальный реципиент – это:

человек сIV группой крови

человек с III группой крови

человек с II группой крови

человек с I группой крови

6. Задание: Отметьте правильный ответ

Фактор, который учитывают при переливании крови:

резус фактор

конфликт фактор

фактор риска

фактор донорства

7. Задание: Отметьте правильный ответ

Группа крови, которую можно перелить реципиенту с первой группой:

первая

вторая

третья

четвертая

Повышенный уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:

III, II, I

IV, III

II, I

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены правила переливания крови:

учет группы крови, совместимости крови, резус фактора

учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта

учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта

резус конфликт, совместимость, резус фактор

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:

I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ

I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ

I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ

I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А

4. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

5. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки II группы – с эритроцитами III и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

6. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки III группы – с эритроцитами II и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

7. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором правильно представлены агглютиногены и агглютинины:

агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета)

агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д

агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)

агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В

Источник