Основные доктрины о природе содержании иммунитета государства

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую его собственность.

В Советском государстве и других социалистических странах, в которых государственная собственность являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался абсолютным. Однако абсолютный иммунитет является ощутимым препятствием для развития международных хозяйственных связей, поскольку контрагенты государства по сути лишались права на защиту своих имущественных требований.

Абсолютный иммунитет практически не реализуется, так как государство на территории иностранного государства могло рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимаемое государство готово отказаться от своей юрисдикции. Следовательно, государство исходя из абсолютного иммунитета защищает дополнительно свои права либо условием о взаимности, либо взаимностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет – этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частно-правовую.

Если государство действует как суверен, т. е. совершает акт властвования, выступает в качестве носителя суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если же государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемой функции государство может выступать либо в качестве частного лица, либо в качестве суверена, носителя публичной власти.

Функциональный иммунитет нашел свое закрепление в ряде законов, принимаемых в 70-80-е гг. в некоторых странах. Однако в том виде, в каком он разработан судебной практикой, доктриной, законодательством разных государств, имеет ряд существенных недостатков: ни доктрина, ни судебная практика, ни внутреннее законодательство не могут установить сколько-нибудь существенных объективных признаков того, в каком случае государство действует как суверен, а в каком как частное лицо. Чаще всего называют характер операции и ее цель. Если опираться на характер отношений, то любая сделка регулируется частным правом, международная является частноправовой, т. е. коммерческой операцией. Таким образом, в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а национальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.

Цель операции: государство обладает иммунитетом, если совершаемая им операция не имеет коммерческой цели; напротив, если цель деятельности коммерческая, то права на иммунитет нет.

Доктрина ограниченного иммунитета формирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформированными самим государством как на многосторонней основе, т. е. универсальной, так и на двусторонней основе. Задачами ограниченного иммунитета являются лишь создание наиболее точных формулировок в тех случаях, тех обстоятельствах, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Ряд европейских стран заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из доктрины абсолютного иммунитета, так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Источник

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую его собственность.

В Советском государстве и других социалистических странах, в которых государственная собственность являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался абсолютным. Однако абсолютный иммунитет является ощутимым препятствием для развития международных хозяйственных связей, поскольку контрагенты государства по сути лишались права на защиту своих имущественных требований.

Абсолютный иммунитет практически не реализуется, так как государство на территории иностранного государства могло рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимаемое государство готово отказаться от своей юрисдикции. Следовательно, государство исходя из абсолютного иммунитета защищает дополнительно свои права либо условием о взаимности, либо взаимностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет – этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частно-правовую.

Если государство действует как суверен, т. е. совершает акт властвования, выступает в качестве носителя суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если же государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемой функции государство может выступать либо в качестве частного лица, либо в качестве суверена, носителя публичной власти.

Функциональный иммунитет нашел свое закрепление в ряде законов, принимаемых в 70-80-е гг. в некоторых странах. Однако в том виде, в каком он разработан судебной практикой, доктриной, законодательством разных государств, имеет ряд существенных недостатков: ни доктрина, ни судебная практика, ни внутреннее законодательство не могут установить сколько-нибудь существенных объективных признаков того, в каком случае государство действует как суверен, а в каком как частное лицо. Чаще всего называют характер операции и ее цель. Если опираться на характер отношений, то любая сделка регулируется частным правом, международная является частноправовой, т. е. коммерческой операцией. Таким образом, в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а национальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.

Читайте также:  Варенье из апельсина и лимона для иммунитета

Цель операции: государство обладает иммунитетом, если совершаемая им операция не имеет коммерческой цели; напротив, если цель деятельности коммерческая, то права на иммунитет нет.

Доктрина ограниченного иммунитета формирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформированными самим государством как на многосторонней основе, т. е. универсальной, так и на двусторонней основе. Задачами ограниченного иммунитета являются лишь создание наиболее точных формулировок в тех случаях, тех обстоятельствах, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Ряд европейских стран заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из доктрины абсолютного иммунитета, так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Источник

24. ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНЫ О ПРИРОДЕ И СОДЕРЖАНИИ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую его собственность.
В Советском государстве и других социалистических странах, в которых государственная собственность являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался абсолютным. Однако абсолютный иммунитет является ощутимым препятствием для развития международных хозяйственных связей, поскольку контрагенты государства по сути лишались права на защиту своих имущественных требований.

Абсолютный иммунитет практически не реализуется, так как государство на территории иностранного государства могло рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимаемое государство готово отказаться от своей юрисдикции. Следовательно, государство исходя из абсолютного иммунитета защищает дополнительно свои права либо условием о взаимности, либо взаимностью применения реторсий.
Функциональный иммунитет – этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частно-правовую.
Если государство действует как суверен, т. е. совершает акт властвования, выступает в качестве носителя суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если же государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемой функции государство может выступать либо в качестве частного лица, либо в качестве суверена, носителя публичной власти.
Функциональный иммунитет нашел свое закрепление в ряде законов, принимаемых в 70-80-е гг. в некоторых странах. Однако в том виде, в каком он разработан судебной практикой, доктриной, законодательством разных государств, имеет ряд существенных недостатков: ни доктрина, ни судебная практика, ни внутреннее законодательство не могут установить сколько-нибудь существенных объективных признаков того, в каком случае государство действует как суверен, а в каком как частное лицо. Чаще всего называют характер операции и ее цель. Если опираться на характер отношений, то любая сделка регулируется частным правом, международная является частноправовой, т. е. коммерческой операцией. Таким образом, в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а национальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.
Цель операции: государство обладает иммунитетом, если совершаемая им операция не имеет коммерческой цели; напротив, если цель деятельности коммерческая, то права на иммунитет нет.
Доктрина ограниченного иммунитета формирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформированными самим государством как на многосторонней основе, т. е. универсальной, так и на двусторонней основе. Задачами ограниченного иммунитета являются лишь создание наиболее точных формулировок в тех случаях, тех обстоятельствах, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Ряд европейских стран заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из доктрины абсолютного иммунитета, так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Читайте также:  Препараты для улучшения иммунитета организма

Источник

Юрисдикционный иммунитет государства

Юрисдикционный иммунитет государства включает в себя следующие элементы:

судебный иммунитет;

иммунитет от предварительного обеспечения иска;

иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;

иммунитет собственности государства;

иммунитет сделок государства.

Судебный иммунитет — это неподсудность одного государства суду другого государства, которая означает, что иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства. Ни одно государство не может принудить другое государство быть в его судах ответчиком по делу: равный над равным не имеет юрисдикции.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска означает, что в порядке обеспечения иска имущество другого государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера со стороны другого государства.

Иммунитет от принудительного исполнения судебного решенияозначает, что нельзя в принудительном порядке исполнить судебное решение, вынесенное против иностранного государства, без его согласия.

Иммунитет собственности государстваозначает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории другого государства.

Собственность государства пользуется иммунитетом независимо от наличия судебного разбирательства и независимо от того, во владении какого лица (обладающего иммунитетом или нет) она находится.

Иммунитет сделок государстваозначает, что сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме. Он распространяется на любую его собственность.

Функциональный иммунитет основан на разграничении функций государства. Когда государство действует как суверен, совершает акт властвования, оно пользуется иммунитетом. Если же государство как частное лицо занимается коммерческой деятельностью, то оно иммунитетом не пользуется.

Ограниченный иммунитет формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе является Европейская Конвенция «Об иммунитете государств» (1972 г.). В соответствии с ее положениями государство не пользуется иммунитетом:

в делах по договорному обязательству, если согласно контракту оно осуществлялось или должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство;

в делах, связанных с трудовым соглашением, работа по которому подлежит исполнению или исполнялась на территории государства, где происходит судебное разбирательство;

в делах, связанных с участием юридического лица, если такое лицо имеет свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство;

по делам, связанным с деятельностью бюро агентства либо другого учреждения, через которое государство осуществляет промышленную, коммерческую или финансовую деятельность, если такое учреждение находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;

по делам, связанным с недвижимостью, если она находится на территории государства, где происходит судебное разбирательство;

по делам, связанным с возмещением ущерба, если он вызван фактом, имевшим место на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Источник

Теория абсолютного иммунитета.Данная теория является исторически первой, отражающей суть иммунитета наиболее полно и безусловно, что подробно было показано выше. Отечественное законодательство и международная практика нашего государства традиционно исходили из признания абсолютного иммунитета государства.

Еще задолго до принятия Основ гражданского судопроизводства СССР 1961 г. постановление ЦИК и СНК СССР от 14 июля 1929 г. «О порядке наложения ареста и обращения взыскания на имущество, принадлежащее иностранному государству» устанавливало, что такие меры могут быть произведены лишь с предварительного в каждом отдельном случае разрешения Совета Народных Комиссаров (ст. 1). Эти правила действовали с учетом принципа взаимности. В дальнейшем нормы, закрепляющие абсолютный иммунитет, расширили сферу охвата (ст. 61 Основ гражданского судопроизводства).

Действующим правом Российской Федерации иммунитет иностранного государства предусматривается в ГПК РСФСР 1964 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями, включая изменения от 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г. и др.), АПК РФ 1995 г., других федеральных законах и актах. В частности, в ст. 435 ГПК указывается, что «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства могут быть допущены только лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства». Часть 3 ст. 435 ГПК представляет собой важный инструмент, позволяющий практически использовать содержащиеся в рассматриваемом акте положения, относящиеся к иммунитету государств. В соответствии со ст. 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик «в тех случаях, когда в

Читайте также:  Для повышения иммунитета при туберкулезе

иностранном государстве не обеспечивается советскому государству, его имуществу или представителям советского государства такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно настоящей статье, обеспечивается иностранным государствам, их имуществу или представителям иностранного государства в СССР, Советом Министров СССР или иным правомоченным органом может быть предписано в отношении этого государства, его имущества или представителя этого государства применение ответных мероприятий».

Развернутое регулирование, относящееся к иммунитету иностранного государства, содержится в АПК РФ. Будучи актом, принятым в период, когда Российская Федерация стала самостоятельным субъектом международного права, проводящим суверенную политику в законотворчестве, он мог вместить в себя опыт предшествующего регулирования, а также учесть новейшие его тенденции. Представляется, что формулировки АПК, касающиеся иммунитета, характеризуются большей подробностью и четкостью. Предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, и принятие к нему других мер по обеспечению иска и обращению взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ (ст. 213 АПК РФ).

Теория функционального иммунитета. Государство, участвуя в международных гражданско-правовых отношениях, не утрачивает своих качеств суверена. Однако именно это утверждение с 20—30-х гг. XX столетия начинает подвергаться сомнению. В 1925 г. итальянский Кассационный суд по иску фирмы «Тезини и Мальвецци» к торгпредству СССР признал, что иностранное государство в принципе изъято из-под юрисдикции итальянских судов. Одновременно он предположил, что государство может отказаться от своего иммунитета как в явной форме (espressamente), так и молчаливо. По мнению суда, молчаливый отказ от иммунитета государства может проявиться в самом факте осуществления на территории Италии деятельности, которую вправе вести любое частное лицо, — торговой или промышленной. В подобном случае у государства якобы отсутствует иммунитет. На базе такой презумпции суд должен каждый раз особо решать вопрос, является ли акт государства действием, совершенным в порядке управления, или актом хозяйственной деятельности. Разумеется, сама постановка вопроса о предоставлении возможности иностранному суду углубляться в детали и давать такую квалификацию несовместима с началами независимости и суверенитета государства.

Изложенное составляет суть теории функционального иммунитета государства. Ее разновидностью выступает теория торгующего государства. Основным постулатом этих теорий служит тезис о якобы чрезвычайном характере функции государства заниматься частноправовой деятельностью, которая выходит за рамки того, что обычно свойственно государству как таковому. В совокупности и в противопоставление теории абсолютного иммунитета данные концепции в литературе иногда характеризуются как доктрины ограниченного иммунитета.

Как видно, данные теории исходят из разграничения выступления государства в качестве публично-правового субъекта и лица, осуществляющего частноправовые действия, сходные с тем, что может совершить любое иное лицо в гражданском обороте, — действия jure imperii и jure gestionis. В то же время даже западные авторы (например, голландский ученый А. Томмен) признаются, что провести подобное разграничение достаточно затруднительно вследствие отсутствия необходимого критерия. Так, суд во Франции признает, что использование государством судна в целях перевозки грузов есть коммерческая деятельность, а суд в другой стране (Швеции) полагает, что такое судно занимается деятельностью некоммерческого характера и квалифицирует перевозку как публично-правовой акт, влекущий за собой предоставление иммунитета.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Оценивая этапы развития рассматриваемых теорий, следует отметить, что впервые доктрина, противопоставленная абсолютному иммунитету, была зафиксирована в проекте регламента Института международного права в 1891 г. Затем ее реанимирование произошло в 20—30-х гг. при рассмотрении дел с участием советского государства и его собственности. В этот период была заключена Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов, 1926 г. Она долгое время (вплоть до 1937 г.) не вступала в силу и не собрала большого числа участников. Ни СССР не был, ни Российская Федерация не является ее членом.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник