Отказ иммунитета государства в международном частном праве
3.19. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Ященко Елена Евгеньевна, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации.
Аннотация: В статье проанализировано содержание и особенности иммунитета государства как субъекта международного частного права и сформулированы выводы и положения, направленные на совершенствование правового регулирования статуса государства в международном частном праве.
Ключевые слова: международное частное право; правосубъектность государства в международном частном праве; иммунитет государства.
CERTAIN PROBLEMS OF STATE IMMUNITY AS A PRIVATE INTERNATIONAL LAW LEGAL ENTITY
Yachenko Elena Evgenievna, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation.
Annotation: The problem under analysis is the content and peculiarities of state immunity as an international law legal entity. Conclusions and suggestions, aimed at legal development of statehood are given.
Keywords: private international law, international personality of a state in private international law, state immunity.
С развитием международного гражданского оборота сфера участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, расширяется. Проблемы, связанные с определением гражданско-правового статуса государства и особенностями его ответственности как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права и международного частного права. В рассматриваемом вопросе по-прежнему остается много неясного в теоретическом плане, а законодательное регулирование данного вопроса не получило должного развития. Особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях, в том числе при совершении ими внешнеэкономических сделок является то, что оно обладает юрисдикционным иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к юрисдикции иностранных судов1. На наш взгляд, это главная особенность, характеризующая правовое положение государства в международных гражданско-правовых отношениях, которая, в свою очередь, предполагает рассмотрение вопроса об отказе государства от иммунитета. Отказ государства от иммунитета представляет собой сложную и необходимую в современных условиях процедуру реализации государством возможности вовлечения в частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом, способствующую расширению сферы участия государства в международных гражданско-правовых отношениях. Данная процедура, на наш взгляд, может и должна рассматриваться исключительно как детально регламентированная законодательством, во-первых, с точки
1 См.: Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование / В.А. Канашевский. — М.:Волтерс Клувер, — 2008. — С. 517.
зрения последовательности совершения процессуальных действий (порядка совершения отказа), во-вторых — внешнего выражения (формы отказа).
В действующем российском законодательстве возможность отказа государства от иммунитета прописана в Федеральном законе от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — АПК РФ). В соответствии с условиями ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Россия вправе отказаться от юрисдикционных иммунитетов в отношении возникающих из соглашений о разделе продукции споров. Как подчеркивает Л.П. Ануфриева, такая возможность не подразумевается, а отчетливо выраженным образом устанавливается2. От всего спектра юрисдикционных иммунитетов государство может отказаться и в соответствии с нормами действующего АПК РФ, несмотря на то, что в названии ст. 251 фигурирует лишь судебный иммунитет, который в большинстве случаев трактуется как иммунитет от предъявления иска. В отношении порядка отказа государства от иммунитета действующий АПК РФ содержит норму, которая отсылает к законодательству иностранного государства и предусматривает, что в случае такого отказа арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном АПК РФ (пункт 3 статьи 251 АПК РФ). Вопрос же о том, в какой форме может быть совершен отказ государства от иммунитета, на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации остается открытым. Поэтому важную роль в восполнении существующего пробела играет судебная практика, которая задает направление в регулировании рассматриваемого вопроса. Так, в двух аналогичных спорах Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не нашел правовых оснований для отказа государства от судебного иммунитета в связи с отсутствием соответствующих полномочий у лиц, представляющих государство в международных частноправовых отношениях (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 9982/05, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 10074/05).
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. Подобное согласие и следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства. В постановлении отмечается также, что согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства на отказ от судебного иммунитета (п. 8).
2 См.: Ануфриева Л.П. Международное частное право: В 3-х т. Том 2. Особенная часть: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2000 -С. 108.
ПРОБЛЕМЫ ИММУНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
Ященко Е.Е.
Арбитражная практика в определенной степени разъяснила вопрос о том, что следует понимать под согласием компетентных органов иностранного государства на подчинение юрисдикции российских судов. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2001 года № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов» (п. 6) приведен следующий случай. Посольство иностранного государства обратилось в арбитражный суд с иском к российскому юридическому лицу. Исковые требования вытекали из договора подряда. Российская строительная фирма (подрядчик) заявила встречный иск посольству иностранного государства (заказчику) с требованием, направленным к зачету первоначального требования согласно ст. 110 АПК РФ. Так как посольство сослалось на международный иммунитет от судопроизводства в стране пребывания, арбитражный суд отказал в принятии встречного иска. Суд кассационной инстанции отменил решение суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение в связи с тем, что факт обращения посольства в арбитражный суд в связи со спором по коммерческому контракту свидетельствует об отказе от судебного иммунитета по этому контракту. После заявления исковых требований в арбитражный суд посольство утратило право ссылаться на иммунитет от российского судопроизводства в данном конкретном споре. Несмотря на то, что действующее российское законодательство не содержало и до сих пор не содержит каких-либо положений об отказе иностранного государства от судебного иммунитета в отношении встречного иска при предъявлении им первоначального иска, практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации соответствует судебной практике зарубежных стран, а также международным кодификациям: отказ иностранного государства от иммунитета в отношении первоначального иска представляет собой и отказ от иммунитета в отношении встречного иска.
Процедура отказа государства от иммунитета достаточно подробно регламентирована на уровне международно-правовых кодификаций: многосторонние международные договоры, посвященные иммунитету иностранного государства, содержат нормы, многие из которых должны быть восприняты современным законодательством России. Так, еще первый многосторонний международный договор, посвященный проблеме государственного иммунитета в целом — Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы в 1972 году (далее — Европейская конвенция) — установила, что иностранному государству не предоставляется иммунитет, если оно отказалось от него, и определила возможные формы такого отказа: международное соглашение; ясно выраженное положение, содержащееся в договоренности, составленной в письменной форме; ясно выраженное согласие, данное после возникновения спора. Европейская конвенция регламентировала и формы подразумеваемого отказа от иммунитета. Если иностранное государство-участник предъявило иск или вступило в разбирательство в качестве третьего лица в суде другого государства-участника, иммунитет ему не предоставляется (пункт 1 статьи 1).
Относительно целесообразности присоединения России к Европейской конвенции существуют различные точки зрения. Несмотря на то, что многими авторами высказывается мнение о нецелесообразности
присоединения, в частности, например, И.О. Хлесто-вой3, отмечающей узость круга участников Европейской конвенции и Протокола к ней, сложную процедуру приведения в исполнение судебных решений, А.А. Матвеевым4, также подчеркивающим ограниченный состав ее участников и считающим данный документ в ряде положений устаревшим, не отражающим в должной мере сегодняшних условий и потребностей регулирования, некоторые положения Европейской конвенции можно найти в тексте законопроекта «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности», разработанного в 1998 году под эгидой Исследовательского центра частного права. Полагаем, что в современных условиях у России действительно отсутствует потребность в присоединении к Европейской конвенции, поскольку она является участницей Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (далее — Конвенция), принятой 16 декабря 2004 года Генеральной Ассамблеей ООН.
Внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности» подготовлен на базе проекта Конвенции и практически полностью воспринял нормы данной Конвенции, в том числе и положения об отказе государства от иммунитета. Необходимость скорейшего вступления в силу Конвенции очевидна и не вызывает сомнений, хотя уже сегодня следует отметить ее положительное влияние на законодательство и практику различных государств, включая Россию, в области юрисдикционных иммунитетов. Разработанный на основе Конвенции проект ФЗ «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности» во многом отвечает реалиям современной России в области международных частноправовых отношений. Согласно положениям проекта иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно согласилось на отказ от судебного иммунитета, а также если оно осуществило деятельность иную, чем осуществление суверенной власти государства. Предложенный законопроект достаточно подробно регламентирует порядок и возможные формы отказа государства от иммунитета. Положительно, что законопроект вобрал в себя наиболее прогрессивные и оптимальные нормы, содержащиеся в международно-правовых кодификациях. В текст законопроекта включены и новые, не учтенные ранее российским законодательством положения, посвященные процедуре отказа от иммунитета. Наиболее значимыми среди них, по нашему мнению, являются: легальное определение юрисдикционного иммунитета, разграничение судебного иммунитета от иммунитета от принятия обеспечительных мер и иммунитета от исполнения судебного решения, положения от том, что согласие иностранного государства на отказ от судебного иммунитета не рассматривается как его согласие на отказ от иммунитета от принятия обеспечительных мер и иммунитета от исполнения судебного решения и что согласие иностранного государства на применение российского права не рассматривается как согласие на отказ от судебного им-
3 См.: Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] / И.О. Хлестова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 108.
4 См.: Матвеев, А.А. К вопросу о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства / А.А. Матвеев // Внешнеэкономический бюллетень. — 2003. — № 8. — С. 73.
мунитета. Следует отметить и то, что согласно предложенному законопроекту явка представителя иностранного государства в российский суд для дачи свидетельских показаний не рассматривается как согласие этого государства на отказ от судебного иммунитета. В рассматриваемом законопроекте, однако, так и остались нерешенными вопросы процессуального характера, детальное урегулирование которых представляется особенно актуальным применительно к процедуре отказа государства от иммунитета. В законе важно детально отразить процедуру вызова в суд иностранного государства, а также порядок вручения ему судебных документов и конкретные основания, по которым государство может ссылаться на судебный иммунитет.
Говоря о специфике участия государства в гражданско-правовых отношениях международного характера нельзя не затронуть вопрос об ответственности государства в контексте рассматриваемых правоотношений. Статья 127 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит положение, согласно которому особенности ответственности РФ, а также ее субъектов в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Примечательно то, что редакция ст. 127 ГК РФ остается неизменной на протяжении многих лет: действующее законодательство в вопросах ответственности государства по-прежнему отсылает нас к нормам специального закона, который, однако, до сих пор не принят. Как отмечает И.О. Хлестова, в ст. 127 ГК РФ следовало бы говорить об особенностях ответственности РФ, ее субъектов перед всеми иными субъектами гражданского права, в том числе и перед российскими гражданами и юридическими лицами. Эти особенности было бы целесообразно отразить в специальном законе об ответственности государства, в котором следовало бы определить, какой орган вправе выступать от имени этих субъектов, возможно ли применение мер по обеспечению иска, виды имущества, на которое не может обращаться взыскание по обязательствам РФ, ее субъекта5.
Таким образом, одним из важнейших нормативных актов российской правовой системы должен стать закон об иммунитете государства и его собственности, необходимость разработки и принятия которого прямо предусмотрена статьей 127 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный закон должен определить особенности участия государства в международных гражданско-правовых отношениях, в том числе детально регламентировать процедуру отказа государства от иммунитета, отразить особенности ответственности государства как субъекта гражданско-правовой сделки международного характера.
Реиензия
на статью аспиранта Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации Ященко Елены Евгеньевны «Некоторые проблемы иммунитета государства как субъекта международного частного права»
Актуальность темы данного исследования не вызывает сомнения. В системе международных отношений центральное место занимает государство. С развитием международного гражданского оборота сфера участия государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом, расширяется. Проблемы, связанные с определением гражданско-правового статуса государства и особенностями его ответственности как частноправового субъекта широко обсуждаются в современной науке гражданского права и международного частного права. Иммунитет является одним из неотъемлемых свойств государства как субъекта международного частного права, вытекающих из присущего государству качества суверенитета и принципа суверенного равенства государств.
Теоретической основой исследования явились труды таких ученых, как: Л.П. Ануфриева, В.А. Канашевский, А.А. Матвеев, И.О. Хлестова. Целью работы является исследование теоретических и практических положений, раскрывающих содержание и особенности иммунитета государства как субъекта международного частного права. Для достижения указанной цели автором раскрыты особенности иммунитета государства в международном частном праве; систематизированы существующие научные взгляды на проблему иммунитета государства как субъекта международного частного права; исследованы сущность и содержание юрисдикционного иммунитета государства и рассмотрены виды иммунитета государства; изучена судебная практика по делам с участием государства в частных отношениях международного характера. При этом особое внимание уделено проблеме законодательного регулирования порядка и формы отказа государства от иммунитета, а также особенностям ответственности государства в рассматриваемых отношениях. Выводы и предложения, сформулированные автором, имеют как теоретическое, так и практическое значение.
Статья Ященко Е.Е. соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется к опубликованию. Рецензент —
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
декан юридического факультета Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, доктор юридических наук, профессор Н.В. Иванцова
5 См.: Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] / И.О. Хлестова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2007. — С. 179.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.