Открытый урок что такое иммунитет

Открытый урок что такое иммунитет thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Методическая разработка открытого урока

Тема: Иммунитет.

Класс: 8б

Дата: 11 ноября 2016

Подготовила и провела: учитель биологии Мишина Е.А.

рп Торбеево 2016 г.

Цель урока: сформировать представление об иммунитете как защитном механизме организма человека.

Задачи:

Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.

Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать  нужную информацию; логически мыслить,  анализировать, строить предположения, делать выводы,  оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Тип урока: комбинированный, подготовленный по методике полного усвоения знаний

Методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные (демонстрация);

  • частично-поисковые (самостоятельная  работа с материалом) и составление информационного листа;

  • проблемные (проблемные вопросы);

  • практические (решение теста).

Основные понятия урока:

  • Иммунитет — способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них

  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

  • Антитела (иммуноглобулины)– белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

Оборудование: таблица «Кровь», компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды  иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», раздаточный материал «Виды иммунитета», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент — 3 мин.

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»: учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, —

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения — 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?  ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм — это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

Сегодня мы займёмся изучением очень важной для здоровья человека темы – «Иммунитет». Эта тема действительно важна, т.к. каждый человек, зная определённые правила и владея нужной информацией о своём иммунитете, может уберечь себя от заболеваний и укрепить свой организм.

  1. Актуализация знаний -5-7 мин.

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

  1. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

hello_html_m1345ae80.png

2 . Одновременно с устным опросом осуществляется  избирательный письменный опрос по теме в виде теста (для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)

3. Задания  для устного блиц — опроса:

(Фронтальный опрос класса)

  1. Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)

  2. К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)

  3. Из чего состоит плазма крови? ( соли, вода, белки, CO2, C6H12,O6 и другие питательные вещества)

  4. Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)

  5. Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)

4. Выполнение теста Тестовые задания на карточках для избирательного письменного опроса. (Приложение 1)

III. Изучение нового материала -20 мин.

Учитель: Проблема иммунитета представляется и сегодня настолько сложной и противоречивой, что привлекает к себе внимание не только специалистов – иммунологов, но и учёных – химиков, математиков, генетиков и даже физиков. Не случайно известный физик Д.Уилсон, когда его попросили написать о наиболее интересной науке, выбрал иммунологию и написал прекрасную популярную книгу «Тело и антитело».

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека. Попадание болезнетворных микробов в человеческий организм может привести к заболеванию. Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным. То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека

Почти за 200 лет учёным и врачам удалось ликвидировать чёрную оспу, найдены эффективные меры предупреждения полиомиелита, дифтерии и многих других болезней.

Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды  иммунитета” ( по ходу объяснения нового материала) Карточки рефлексии выданы с вопросом что вы знаете об иммунитете. (запись темы в тетрадях, демонстрация слайдов).

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции и ее последствий. Заболевания бывают общие и местные (схема на доске):

Читайте также:  Народное средство для повышения иммунитета у детей с медом

hello_html_m4234ca04.png

Учитель: Откуда взялись защитные свойства организма?

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом. 

 Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Учитель: Как вы считаете есть ли особая защитная система  в организме человека?

Ответы учащихся

Правильно, это иммунная система.

Любая система в теле человека состоит из органов. Какие же органы входят в состав иммунной системы?

На этот вопрос вы ответите сами, заполнив схему «Иммунная система» текст учебника, доп материал .

Иммунная система в нее входят:

  • красный костный мозг;

  • тимус, или вилочковая (зобная) железа,

  • первичный орган иммунной системы;

  • лимфатические узлы;

  • селезенка.

  1. Клеточный и гуморальный иммунитет

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74,прочитайте второй и третий абзац. (частично-поисковый метод)

Закончите предложение:

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты

Физкультминутка. Основу понятий: здоровье, молодость составляет состояние иммунитета. Я читаю действия, а вы выберите, нужно ли их совершать, чтобы сохранить свое здоровье, а что не надо делать.

Если нужно делать – делаете упражнение: руки на пояс, поворот влево.

Если не надо делать – руки поднимаете над головой наклон в правую сторону.

ДЕЙСТВИЯ:

Заниматься спортом;
Употреблять спиртное;
Дышать свежим воздухом;
Дуться на окружающих;
Просыпаться с улыбкой;
Переедать;
Как можно больше ходить;
Курить;

Чаще смеяться.

  1. Физиологическая сущность иммунитета (объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток) Демонстрация слайда:

hello_html_m55065077.jpg

Как же все-таки организм отвечает на чужеродное вторжение? Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающих сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты — «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами — перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

Но может ли человек своим вмешательством ( в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

Ответы учащихся.

  1. История создания вакцин и прививок .

  1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой (сообщение учащегося)

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

  1. Вклад Л.Пастера в медицину.

14 мая 1796 года английский врач Э.Дженнер показал, что прививки людям возбудителя коровьей оспы предохраняют их от заражения оспой человеческой. Предложенный им метод лечения путём инъекций слабых микроорганизмов получил название вакцинации (от лат. «вакка» — корова) и благодаря ему с 1979 года в мире не зарегистрировано ни одного случая заболевания оспой.

В охоте за микробами принял участие и Луи Пастер. Он сначала безуспешно искал какую-либо неопасно протекающую разновидность сибирской язвы, чтобы, как и Дженнер привить ослабленных возбудителей. Но поиски оказались безуспешными. И тут ему на помощь пришёл счастливый случай. Пастер выращивал бацилл сибирской язвы (бактерий) в инкубаторе, в котором поддерживалась температура животного. Однажды терморегулятор дал сбой. Температура поднялась, бациллы перегрелись, хотя они не погибли, но были повреждены и заболевания уже не вызывали. Пастер заразил этими ослабленными бациллами подопытных животных, у которых после этого выработался иммунитет против сибирской язвы.

6 июля 1885 года Луи Пастер привил вакциной против бешенства мальчика, искусанного бешеной собакой. Этот человек первым получил 13 инъекций вакцины и выжил.

Учитель: Какие прививки делали вам в течение жизни?  Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся) Учитель: Какие виды иммунитета существуют? (схема) Виды иммунитета. Заполнение опорной схемы. Использование С. 75-76 учебника, работа с дидактическим материалом (Приложение)

IV. Закрепление -5 мин.

Учитель: Определить, насколько хорошо вы разобрались в сегодняшней  теме урока , нам поможет небольшой тест по теме «Иммунитет» по группам ( тест для первичного контроля знаний).

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

       Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.

Рефлексия:

Заполняется графа, что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

V. Домашнее задание: цели домашнего задания, дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией. 

  • параграф 15,

  • опорные схемы в тетради повторить,

  • ответить на вопрос: Какие  факторы среды ослабляют иммунитет, а какие его укрепляют?

  • По желанию: подготовить сообщения по темам: Страшные враги человечества: чума, холера, оспа, брюшной тиф.

Приложение 1

Задания на карточках по теме «Внутренняя среда организма. Кровь»

Эти задания раздаются ученикам для письменного опроса выборочно. Например, мною в каждом классе так опрашивалось 7-8 человек.

  1. Выбери один правильный ответ из четырех предложенных:

  1. Что составляет основную часть плазмы?

А)белки

Б) жиры

В) минеральные соли

Г) вода

  1. Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови?

А) тромбоциты

Б) лимфоциты

В) лейкоциты

Г) ферменты

3.  Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода к органам и тканям?

А) лейкоциты

Б) тромбоциты

В) лимфоциты

Г) эритроциты

4. Обмен веществ осуществляется через

А) кровь

Б) лимфу

В) тканевую жидкость

Г) плазму

5. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

А) фагоциты

Б) лимфоциты

В)эритроциты

Г) тромбоциты

Приложение 2

Тест для первичного контроля знаний

1 вариант

Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.

  1. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он:

Читайте также:  Таблетки для иммунитета список цены

А) открыл условные рефлексы;

Б) создал фагоцитарную теорию иммунитета;

В) создал вакцину против гриппа.

  1. От каких заболеваний спасают человека предупредительные прививки?

А) от всех заболеваний без исключения;

Б) только от инфекционных заболеваний;

В) от сердечно-сосудистых заболеваний.

  1. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?

А) у него естественный врожденный иммунитет;

Б) у него естественный приобретенный иммунитет;

В) у него искусственный иммунитет;

Г) у него есть эритроциты.

  1. Что из перечисленных препаратов надо ввести пострадавшему от укуса бешеной собаки?

А) готовые антитела;

Б) антибиотики;

В) ослабленных возбудителей болезни.

  1. К какой из болезней не вырабатывается длительный иммунитет?

А) к ветрянке;

Б) к гриппу;

В) к полиомиелиту.

2 вариант

Выберите один правильный ответ, запишите номер вопроса и выбранную букву ответа.

  1. Антитела – это:

А) особые клетки крови;

Б) вирусы и бактерии;

В) особые белки крови.

  1. Вакцина, содержащая ослабленных возбудителей болезни:

А) не вызывает заболевания;

Б) может вызвать заболевание в легкой форме;

В) излечивает от возникшего заболевания.

  1. Что нужно делать при заражении человека дифтерией?

А) вводить противодифтерийную сыворотку;

Б) вводить ослабленных возбудителей болезни;

В) применять обе меры.

  1. Естественный иммунитет связан:

А) с накоплением определенных антител в крови;

Б) с накоплением ослабленных возбудителей болезни;

В) с введением готовых антител в кровь человека.

  1. Опасность СПИДа заключается в том, что он:

А) вызывает простуду;

Б) приводит к потере иммунитета;

В) вызывает разрушение тромбоцитов.

Приложение 3

Виды иммунитета

Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.

Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.

Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.

Пассивный искусственный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии.

Цель урока: сформировать представление об иммунитете как защитном механизме организма человека.

Развитие очень опасной болезни — столбняка — можно предотвратить своевременным вливанием противостолбнячной сыворотки. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням. В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.

hello_html_1e9275c1.jpg

hello_html_8e72385.jpg

hello_html_28617b74.jpg

Источник

Открытый урок

по  биологии в 8б классе

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

2011-2012 учебный год

МБОУ лицей №4

Тема урока: «Иммунитет»

Цель: продолжить развитие естественнонаучного мышления через усвоение знаний об иммунитете

Задачи:

  1. повторить материал о внутренней среде;
  2. подчеркнуть защитную роль крови;
  3. дать определение иммунитета;
  4. разъяснить суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета;
  5. показать роль антител в обезвреживании антигенов;
  6. рассказать об открытиях Э.Дженнера, Л.Пастера, И.И.Мечникова, П.Эрлиха;
  7. определить виды иммунитета.

Оборудование: таблица «Лимфатическая система», мультимедийная  установка, программа интерактивной доски «Человек-8», CD-диск с презентацией к уроку, биологическое лото (Приложение1), карточки с терминами, листы с заданием-лабиринтом (Приложение 2).

                   Ход урока.

Актуализация и целеполагание.

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомимся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.

Проверка знаний.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материл.

1. Опрос 4 учащихся у доски:

—  используя карточки с надписями: красный костный мозг, 1мм3 – 5 млн., двояковогнутый диск, гемоглобин, 120 дней, печень, селезенка, рассказать о строении и значении эритроцитов;

— используя карточки с терминами: тромбоциты, соли Са , витамин К, ферменты, фибриноген, фибрин, рассказать о механизме и значении свертывания

— используя слайды 2, 3, 4 презентации, рассказать о лейкоцитах, фагоцитах  и фагоцитозе.

— используя слайд 5 презентации, рассказать о лимфоцитах.

2. Пока учащиеся готовятся к ответу у доски, остальные работают над заданиями биологического лото по вариантам:

среди предложенных карточек, найти ответы к своим вопросам  (Приложение 1)

Ответы записываются на листочек и сдаются. После устного опроса у доски открываются правильные ответы, карточки-лото убираются в сторону.

Изучение нового материла.

1. Определение иммунитета. ( Объяснение учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом (слайд 6).                                            Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

« Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию                                                                                                                            2. Иммунная система. ( Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).

Читайте также:  Меню на каждый день для поднятия иммунитета

                                                                                                                                                                      В процессе исторического развития в организмах животных и человека выработалась иммунная система (слайд 7). К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены. Слайд 8.

Выполнение учащимися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».

3. Клеточный и гуморальный иммунитеты. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной тетрадью №1).

                                                                                                                                                          Различают клеточный и гуморальный иммунитет.

Задания:

  1. найти в тексте стр. 74 характеристику  этих видов иммунитета, выявить    основные различия в способе уничтожения чужеродного;
  2. выяснить, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.        

Иммунитет может быть видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания    ( приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).

4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).

Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера (слайд 9).

Сообщение: в 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме (слайд 10). Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил  человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким способом  люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» — «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься от него.

Сообщение: с именем Луи Пастера (слайд 11) связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц или прекращения сердечной деятельности  может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

Иммунитет делится на:

  1. естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)
  2. искусственный ( полученный путем использования медицинских средств)

Естественный пассивный (слайд 12): ребенок получает антитела от матери  с грудным молоком.

Естественный активный (слайд 13 ): вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный (слайд 14): вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный (слайд 15 ): человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.

Задание: используя текст стр.75, узнать, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.76 о столбняке.

Вопросы:                                                                                                                                                    — чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

— как действует противостолбнячная сыворотка?

Закрепление материала

1. Решение логических задач.

  1. В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли микробы.
  2. Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

2. Задание «Пройди лабиринт» (Приложение 2).

Подведение итогов.

Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.

Домашнее задание.

Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.

Используемая учебная литература.

1. Учебник «Биология. Человек». Авторы: А.Г.Драгомиов, Р.Д. Маш. Москва,издательство «Вентана-Граф», 2009.

2. Рабочая тетрадь №1 к учебнику «Биология. Человек». Авторы: Р.Д. Маш,                                  А.Г. Драгомилов. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2009.

3. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» под редакцией Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилова. Москва, издательство «Вентана-Граф», 2008.

Источник