Отличие иммунитета у детей

Отличие иммунитета у детей thumbnail

В стремлении избежать ОРВИ и гриппа одни сметают с аптечных полок витамины и препараты «для укрепления иммунитета», а другие делают ставку на закаливание и прививки. Кто из них прав с точки зрения доказательной медицины? Собрали самые популярные утверждения на тему иммунитета и попросили прокомментировать их инфекциониста и педиатра Валентина Ковалева.

Отличие иммунитета у детей

Отличие иммунитета у детей

Валентин Ковалев — педиатр, детский и взрослый инфекционист.

Окончил Санкт-Петербургскую педиатрическую академию с красным дипломом, интернатуру по педиатрии на кафедре госпитальной педиатрии.

Ведет прием в медицинском центре «Рассвет» (Москва) и в ФГБУ ДНКЦИБ России (НИИДИ) в Санкт-Петербурге.

Про «хороший» и «плохой» иммунитет

1. Иммунитет нельзя «снизить» или «поднять». Состояние иммунодефицита характерно для тяжелых заболеваний. Остальное — нормальная работа организма.

В. К.: «Иммунитет — очень сложная система, состоящая из множества звеньев, различных клеток, белковых молекул, посредников, взаимодействующих между собой. Нарушения работы этой системы носят название «иммунодефициты». Первичный иммунодефицит может быть врожденным, например, различные генетические поломки, и приобретенным, например, в структуре вич-инфекции. Вторичный возникает, когда иммунная система подавляется на фоне химиотерапии, лучевой терапии, подготовки к трансплантации органов, тяжелых инфекционных заболеваний, таких как корь, например. Если ребенок часто болеет респираторными вирусными инфекциями, то это не иммунодефицит — именно так формируется иммунитет. А если ребенок перенес несколько тяжелых, осложненных пневмоний, гнойных инфекций костей, суставов — это как раз повод искать иммунодефицит».

2. Ребенок, посещая детский сад, постоянно болеет. Но если не водить его в сад, он будет часто болеть в школе — у таких детей, в отличие от «садиковских», не выработается иммунитет ко многим вирусам и бактериям.

В. К.: «В принципе, да. Ребенок должен постоянно контактировать с вирусами, чтобы иммунная система работала и распознавала антигены».

3. Излишняя стерильность и чистота снижают иммунитет.

В. К.: «Да, существует так называемая «гигиеническая теория», имеющая массу подтверждающих исследований. Ребенок не должен находиться «под колпаком», в стерильных условиях. Его иммунная система должна работать, ежедневно встречаясь с массой вирусов и бактерий, распознавая их и вырабатывая защитные факторы, в том числе через переносимое инфекционное заболевание, скрыто или явно текущее. Искусственная стерильность ведет как раз к нарушениям в работе иммунной системы и процессов распознавания вирусов, излишне сильным реакциям на обычные факторы».

4. Высокая температура при ОРВИ и ОРЗ говорит о хорошем иммунитете.

В. К.: «Нет. Температура при инфекционном заболевании зависит от множества факторов, и, прежде всего, от самого возбудителя. Так, для гриппа характерна лихорадка с высокой плохо сбиваемой температурой, а для парагриппа — нет».

Отличие иммунитета у детей

5. Если сбивать невысокую температуру при ОРВИ и ОРЗ, то болеть будешь дольше.

В. К.: «Температура — симптом, не связанный с продолжительностью заболевания. Однако высокая температура сопровождает выработку защитных факторов организма — противовирусных белков интерферонов. С помощью жаропонижающих препаратов мы можем улучшать качество жизни, убирать субъективные симптомы. Но в целом это мало влияет на течение инфекционного заболевания».

Способы и средства, «поднимающие» иммунитет

6. Те, кто закаляются, болеют реже.

В. К.: «К иммунной системе это отношения не имеет. Скорее к повышению адаптивных способностей организма».

7. Прием поливитаминов способствует укреплению иммунитета.

В. К.: «Единственный витамин, в приеме которого нуждаются взрослые и дети, — витамин Д. Большая часть витаминных комплексов — это маркетинг. И стоит помнить, что высокие дозы витамина С стимулируют камнеобразование в мочевой системе у людей, склонных к этому».

8. Устойчивость организма к заболеваниям может повысить прием иммуномодуляторов и иммуностимуляторов.

В. К.: «Нет. Хотя если иммуностимуляторами считать вакцины, то да. Так как при вакцинации мы искусственно создаем защитные титры антител против ряда инфекций. Лекарственных препаратов, способных влиять на функцию иммунной системы, немного. Это, в основном, так называемые внутривенные иммуноглобулины, которые применяют в случаях, когда сам организм не может их синтезировать. Например, при болезни Брутона, агаммаглобулинемии».

9. Чеснок полезен для иммунитета и помогает бороться с вирусами.

В. К.: «Лук и чеснок — продукты питания и приправы. К работе иммунной системы они отношения не имеют».

Отличие иммунитета у детей

10. Морской воздух и солнце укрепляют иммунитет детей. Но проводить на море нужно не менее 21 дня.

В. К.: «Это утверждение не имеет отношения к медицине. Отдых и морской воздух в целом полезны для дыхательных путей. На состояние иммунной системы это не влияет».

Иммунитет после вакцинации

11. Некоторыми заболеваниями (ветрянка, ротавирус) лучше переболеть, чем от них прививаться — тогда иммунитет будет лучше.

В. К.: «Иммунитет после перенесенной инфекции будет наблюдаться несколько дольше, чем после вакцинации. Но стоит помнить о высоком риске развития серьезных осложнений на фоне вакциноконтролируемого инфекционного заболевания. Обезвоживание при ротавирусном гастроэнтерите, энцефалиты и вторичная гнойная инфекция при ветряной оспе делают вакцинацию более предпочтительной, если говорить о безопасности. Кроме того, после перенесенной ветряной оспы возможны реактивации «спящего» в нервных клетках вируса с возрастом или, как раз на фоне иммунодефицита, развитию такого неприятного заболевания, как опоясывающий герпес. Поэтому вакцинация всегда предпочтительнее».

Читайте также:  Повысить иммунитет на море

12. «Неживые», инактивированные вакцины бесполезны, так как дают кратковременный иммунный ответ.

В. К.: «Глупости. Современные инактивированные («неживые») вакцины и безопасны, и эффективны.

Инактивированные вакцины содержат белки или полисахариды, которые стимулируют определенные клетки из пула лимфоцитов к выработке защитных антител. Некоторые из них, особенно полисахаридные, например, пневмококковая (содержит антигены 23 типов пневмококка) и менингококковые формируют непродолжительный иммунитет до 5 лет. Связывание (конъюгация) полисахаридов с белком-носителем способствует формированию длительного стойкого иммунитета. Именно так были созданы конъюгированные вакцины против пневмококковой инфекции (PCV13) и конъюгированная четырехвалентная менингококковая (Men ACWY)».

Отличие иммунитета у детей

13. Прививка от гриппа не имеет смысла, так как каждый год вирус мутирует.

В. К.: «Вирус гриппа действительно ежегодно мутирует. И каждый раз создаются новые вакцины. Существуют центры по мониторингу за циркулирующими вирусами, которые дают актуальную информацию по прогнозируемым на сезон штаммам. Все довольно просто. Подъем заболеваемости начинается с южного полушария, вирусы исследуются, и есть время для создания актуальных на данный сезон вакцин».

14. Если у родителей были аллергические реакции на вакцину, то будут и у детей.

В. К.: «Необязательно. Аллергические реакции на современные вакцины — вещь довольно редкая. Кроме того, все кабинеты иммунопрофилактики снабжены укладками для оказания помощи при острых аллергических реакциях, без этого их просто не допустят к работе лицензирующие и проверяющие органы».

Иммунитет подростков

Отличие иммунитета у детей

15. В подростковом возрасте иммунитет «падает», особенно у мальчиков. А частые ОРВИ и другие заболевания — это такой иммунный ответ на взросление и перестройку организма.

В. К.: «Состояние иммунитета никак не зависит от пола и подросткового возраста.

При этом определенная гормональная перестройка может спровоцировать дебют связанных с этими изменениями заболеваний. Например, среди пациентов с бронхиальной астмой до полового созревания преобладают мальчики, а после и во взрослом возрасте — девочки. У последних также может быть склонность к частым заболеваниям и общей «плохости» на фоне латентного дефицита железа в связи с физиологическими потерями крови».

Читайте по теме

Источник


В отличие от грудничка-«искусственника» иммунитет новорожденного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, более крепок. Такие малыши, в достаточном количестве получающие с материнским молоком иммуноглобулины класса G, не так часто подвержены простудам и стрессовым ситуациям, а значит, у них реже возникают имуунодефицитные состояния.

Какой иммунитет у новорожденного ребенка и как он формируется

В первый год жизни ребенка закладывается основа его будущего здоровья. Самая пора подумать об укреплении иммунитета новорожденных детей и детей первых месяцев жизни. Защитные функции их организма осуществляются антителами (IgG), полученными от матери через плаценту и грудное молоко. Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании, до 6 месяцев не восприимчивы к ряду инфекционных болезней, например к скарлатине, кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту. «Искусственникам» повезло меньше, так как мамины антитела сохраняются в организме и защищают их только до 3—4 месяцев, а затем исчезают.

Ответ на вопрос «какой иммунитет новорожденного ребенка?» очевиден – он слишком слаб. Наибольшее количество иммуноглобулинов G плод получает после 32-й недели беременности. Отсюда становится понятной высокая заболеваемость у недоношенных детей: в связи с преждевременным появлением на свет они недополучили значительное количество антител от матери. Это обстоятельство подчеркивает первейшую необходимость грудного вскармливания у преждевременно родившихся малышей: антитела материнского молока некоторым образом компенсируют иммунную недостаточность.

Имеют значение и содержащиеся в материнском молоке неспецифические защитные факторы: лизоцим, ферменты, витамины, гормоны и т. д. Продукция собственных антител довольно низкая по причине недоразвития лимфоидной ткани — основного отдела иммунной системы.

Зачатки лимфатических узлов закладываются уже в конце второго месяца внутриутробной жизни, но окончательно формируются после рождения. Лимфатические фолликулы слизистых оболочек (носоглотки, языка, кишечника) и лимфатические скопления, рассеянные по всему организму, развиваются в течение первого месяца жизни. А полностью лимфоидная ткань формируется к 5-летнему возрасту.

Вот с этого момента уже можно говорить о вполне достаточной продукции собственных антител, но лишь к 14-15 годам формируется полноценная иммунная система.

Пока формируется иммунитет новорожденного, до 6-9 месяцев дети не чувствительны к микробным токсинам, поэтому у них не наблюдается токсических форм дифтерии, дизентерии. Недостаточно зрелый организм и несовершенная нервная регуляция не реагируют на токсическое воздействие. С возрастом чувствительность организма к токсинам повышается.

[includeme file=”wp-content/plugins/include-me/goog-left.php”]

Ещё одна особенность иммунитета новорожденных – сниженные защитные реакции. Маленький ребенок не может локализовать инфекцию в месте внедрения, ограничить ее распространение и вывести из организма, поэтому у них легко возникает генерализация процесса, септические состояния и однотипные изменения в ответ на внедрение различных возбудителей.

Инфекционные заболевания протекают атипично, без ярко выраженных основных симптомов, что затрудняет диагностику. На первый план выступают общие симптомы недомогания: снижение аппетита, срыгивания и рвота, расстройство стула, повышение температуры, судороги и т. д. Часто присоединяются осложнения (пневмония, отит, инфекция мочевыводящих путей).

Читайте также:  Народные средства для поднятия иммунитета у детей с 4 лет

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния у ребенка

Если по какой-то причине произошли нарушения в лимфоидной системе, и она оказалась не способной к иммунным реакциям, у детей развиваются иммунодефицитные состояния (не путайте с синдромом приобретенного иммунодефицита — СПИДом).

Согласно классификации иммунодефицитов у детей, такие состояния делятся на первичные и вторичные.

Первичные иммунодефицитные состояния у детей могут произойти на любом уровне:

  • пороки развития вилочковой железы ведут к недостаточной выработке Т-лимфоцитов;
  • врожденное отсутствие или снижение уровня иммуноглобулинов делает невозможным образование антител;
  • комбинированная недостаточность, связанная с патологией вилочковой железы и низким уровнем иммуноглобулинов и лимфоцитов. Это тяжелые состояния, проявляющиеся в первые дни после рождения легочными, кишечными и кожными инфекциями, переходящими в сепсис. Дети с таким первичным иммунодефицитом могут жить только в абсолютно стерильной среде, ибо любой, даже самый безобидный, микроб способен привести к летальному исходу. Недаром журналисты называют таких новорожденных «ребенок в пузыре», подчеркивая их нежизнеспособность в обычных условиях. Как правило, они погибают в первые месяцы жизни.

Но наука не стоит на месте и постоянно ищет способы борьбы с кознями природы. Настоящей победой британских врачей явилась проведенная несколько лет назад операция, спасшая жизнь одному такому ребенку. В результате каких-то неблагоприятных воздействий на организм матери во время беременности произошла мутация гена, отвечающего за формирование иммунитета плода. Ребенок родился с комбинированной иммунной недостаточностью, обрекавшей его на летальный исход. Больше года он находился в специально оборудованной стерильной палате, исключающей его контакт с обычными людьми. В результате сложной операции, произведенной на клеточном уровне, ему ввели правильно работающий ген, и его иммунитет заработал, как у обычных детей. Теперь этот ребенок абсолютно здоров и растет на радость матери и всей Великобритании, гордящейся успехами своих врачей в области генной терапии.

Вторичные иммунодефицитные состояния у ребенка могут возникать на фоне неблагоприятных условий окружающей среды, недостаточного поступления белков с пищей (нарушается синтез иммуноглобулинов), дефицита витаминов и микроэлементов, Также вторичный иммунодефицит у детей может возникнуть из-за применения некоторых лекарственных препаратов, угнетающих выработку иммунитета.

Причины первичного и вторичного иммунодефицита у детей

На то, какой иммунитет у новорожденного ребенка, влияет множество факторов, и главный враг иммунитета — стресс. Острые стрессовые ситуации и длительные нервные перегрузки ослабляют иммунитет, как у взрослых, так и у детей. К сожалению, возросший стрессовый уровень жизни значительно снизил и продолжает снижать иммунитет населения нашей страны. Ни для кого не секрет, что с каждым годом общая и детская заболеваемость растут, и роль стресса в этом печальном обстоятельстве остается высокой.

Многие могут возразить: какие стрессовые ситуации могут быть у младенца? Да какие угодно, и первая среди них — роды. Из привычной уютной материнской утробы — в холодный ослепляющий и оглушающий мир. Развивается стресс, который можно снизить только немедленным прикладыванием к материнской груди. Если сразу после родов к груди не приложили и разлучили с матерью, стрессовая ситуация продолжается, а иммунитет понижается. Раннее отлучение от груди, конфликтная обстановка в доме, воспитание в неполной семье, курение родителей в квартире, обиды от старших братьев и сестер и т. д., и т. п. — эти факторы, безусловно, являются стрессом для любого ребенка. Совокупность неблагоприятно влияющих факторов становится причиной иммунодефицита у детей, приводит к тому, что ребенок часто болеет, «не вылезает из болячек», — жалуется мама.

В середине первого года жизни у каждого ребенка наступает период временного снижения иммунитета, когда исчезают полученные от матери антитела, а собственные вырабатываются недостаточно.

Особенно подвержены иммунодефицитным состояниям дети с лимфатико-гипопластическим диатезом.

Чтобы повысить сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, необходимо вести здоровый образ жизни, проводить профилактику инфекционных болезней, в том числе иммунопрофилактику. Для повышения иммунитета детей грудного возраста нужно обеспечить полноценное питание с достаточным поступлением белка, не допускать развития дисбактериоза, поражающего, к сожалению, многих малышей первого года жизни, осуществлять санацию хронических очагов инфекции (аденоиды, хронический тонзиллит, кариозные зубы, инфекции мочевыводящих путей и т. д.), проводить закаливающие процедуры.

Источник

Почему весной тема иммунитета особенно актуальна?

Весне предшествует зима с её холодами, сниженной солнечной активностью, отсутствием в ежедневном рационе свежих ягод, разнообразных овощей и фруктов. Весна — период адаптации нашего организма к другим условия существования, когда особенно важно внимательное отношение к своему иммунитету. Но сегодня, на фоне пандемии, эта проблема становится еще более острой, заставляя человека отнестись к своей защите и тем более защите своих детей особенно серьезно.

Что такое иммунитет?

Говоря простым языком, иммунитет — это защита нашего организма от всего чужеродного: бактерий, паразитов, вирусов, грибов, и даже клеток, которые мутировали внутри организма или клеток иммунной системы, вызывающих аутоиммунные заболевания. Так наш организм обеспечивает постоянство внутренней среды.

Неспецифический и специфический иммунитет.

Неспецифический иммунитет еще называют врождённым, так как он является некоторым исходным показателем невосприимчивости организма к тем или иным инфекциям; у ребенка первые годы жизни он формируется благодаря материнскому молоку. Специфический, или приобретённый, «нарабатывается» в течение жизни человека и представляет собой некую память о контакте с той или иной патогенной инфекцией.

Читайте также:  Основные рецепторы врожденного иммунитета

Почему дети болеют чаще? Особенности детского иммунитета.

Формирование иммунитета у детей — процесс длительный и складывается из нескольких критических периодов, чаще всего выделяют пять основных: до 28 дней жизни, до 4-6 мес., до 2 лет, до 4-6 лет, до 12-15 лет.

  • Иммунитет новорожденного наиболее уязвим, так как обеспечивается грудным молоком матери. Во время кормления младенец получает не только питательные вещества, но и защиту: антивирусные, антипаразитарные факторы, лейкоциты, ряд антиинфекционных элементов, а также иммуноглобулины класса А (IgA отвечают за местный иммунитет: слизистые оболочки респираторных органов, полостей, кожа). Особенностью иммунитета в первые несколько дней жизни является очень высокая чувствительность к вирусным инфекциям, так как антитела матери эту защиту не обеспечивают.

  • Для второго периода характерно разрушение материнских антител и постепенная наработка собственных. Иммунитет ребенка начинает знакомится с патогенами, но пока без запоминания перенесенного заболевания (нет вторичного иммунного ответа). Недостаточность местного иммунитета этого периода объясняет высокую чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям.

  • Особенности третьего периода связаны с тем, что ребенок в возрасте до 2 лет становится более активным и любознательным, начинается социализация и изучение всего вокруг. Врожденный иммунитет по-прежнему несовершенен и только запускается процесс формирования приобретенного иммунитета (вырабатываются антитела к некоторым вирусам и снижается риск повторного заболевания) на фоне возрастающей угрозы извне. По иммунобиологическим характеристикам большая часть детей этого возраста не готова к детскому саду.

  • Иммунитет ребенка в четвертом периоде уже по многим показателям становится похож на взрослый, однако по-прежнему уязвим. Особенностью возраста 4-6 лет являются частые гельминтозы, что становится причиной высокого риска развития аллергий.

  • Кризис пятого периода связан с бурной гормональной перестройкой на фоне полового созревания подростка. На силу иммунитета значительно влияет уменьшение объёма лимфоидных органов. В этом возрасте подростки проявляют повышенный интерес к алкоголю, курению и другим ксенобиотикам, многие рано включаются в половую жизнь. Этот опыт тоже наносит определенный урон иммунной системе, повышая частоту вирусных инфекций и риск формирования хронических заболеваний.

Из вышесказанного следует, что иммунитет ребенка отличается от иммунитета взрослого своей незрелостью и это по большей части вопрос времени, но нельзя исключать факторы, способствующие его ослаблению.

Реабилитация. Общие рекомендации.

1. Питание. Детский рацион должен быть сбалансирован как по макро-, так и по микронутриентам, необходимо учитывать специфику физиологических процессов детского организма, постоянно помнить, что ребенок растет и именно в детстве получает основы правильного пищевого поведения, а значит, и своего здоровья в будущем.

2. Режим сна и бодрствования. Соблюдение примерной продолжительности этих периодов помогает предупредить переутомление детского организма, а также сбалансировать активность и отдых в течение дня.

3. Микроклимат в семье. Огромное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывает атмосфера в семье. Добрые отношения между родителями и их конструктивное взаимодействие с ребенком создают максимально комфортную домашнюю обстановку, формируют чувство защищенности. Не менее важно и согласование политики в вопросах воспитания, она должна быть одинаковой с обеих сторон.

4. Свежий воздух и физическое здоровье. Спорт должен соответствовать возрасту и состоянию здоровья. В качестве дополнительной физической активности прекрасно подойдут танцы, гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе. Регулярные прогулки и солнечные ванны будут способствовать синтезу витамина D.

5. Витаминно-минеральные комплексы. Сегодня обогащение рациона дополнительно витамина и минералами является необходимостью, так как наблюдается выраженная тенденция снижения пищевой ценности продуктов питания

Что предлагает компания Артлайф для здоровья детей?

Дискавери Отличник — витамины, минералы, высокоактивные ферменты, растительные экстракты. Идеальная формула для физического и психоэмоционального здоровья ребенка. Способствует полноценному росту и развитию, улучшает когнитивные функции, укрепляет иммунитет.  

Лецитин-гель с витаминами — лецитин, витамин D и витамины группы В. Лецитин — это энергетический «моторчик», питающий все клетки организма и заряжающий их бодростью.

Весёлые витаминки — витамины А, Е, D и витамины группы В. Уникальной комплекс без аналогов на рынке. Выпускается в форме геля с разноцветными шариками.

МультиМегин — Омега-3 жирные кислоты, витамины и лютеин — способствуют гармоничному развитию всех систем организма ребенка.

Панбиолакт Кидс — восстановление микробиоценоза кишечника у детей с 3-х лет, помогает поддержать пищеварительную и иммунную систему в период адаптации ребенка к детскому саду или школе, профилактика кишечных расстройств и дисбиозов.

МультиЛиз — метабиотик нового поколения, уникальный напиток на основе ферментированного пюре тыквы, лизатов, пребиотиков и комбучи. Подходит детям с ослабленным иммунитетом, с непереносимостью лактозы и молочного белка.

Полезные перекусы: батончики, обогащенные витаминами и микроэлементами, какао с йодом и витаминами, какао с железом и витамином С, высокопротеиновый коктейль для детей, обогащенный витаминами, пищевыми волокнами и ультрализатами.

Источник