Правовой иммунитет понятие и значение
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.
В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.
В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.
Элементы иммунитетов государства[править | править код]
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]
- Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
- Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
- Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
- Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
- Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.
Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]
Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
Теория абсолютного иммунитета[править | править код]
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.
Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]
При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.
Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.
Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]
В России[править | править код]
Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].
Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.
11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
- связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
- касающимся прав на имущество;
- о возмещении вреда;
- касающимся интеллектуальной собственности;
- связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]
В США[править | править код]
В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
- если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.
Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]
- В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
- В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Примечания[править | править код]
- ↑ [1] Устав ООН.
- ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
- ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
- ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
- ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
- ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
- ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
- ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
- ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
- ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
- ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
- ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
- ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.
Рассматривая вопрос о реализации мер
юридической ответственности, в ряде
случаев необходимо учитывать такой
фактор, как наличие у субъекта права
юридического иммунитета.
В юридической науке термин
«иммунитет» означает
привилегию, связанную с полным или
частичным освобождением носителя
иммунитета от юридической ответственности,
предусмотренной санкциями норм различных
отраслей права.
Видами юридического иммунитета являются:
абсолютный, дипломатический,
профессиональный, функциональный.
Абсолютным иммунитетом
обладает лишь
царствующий монарх, юридическая
безответственность которого в абсолютной
монархии объясняется божественным
благословлением на царствование и в
силу этого ответственности за свои
действия только перед Богом. Что же
касается иммунитета монарха в условиях
парламентской монархии, то наличие
данной льготы объясняется символичностью
королевской власти. Будучи фактически
отстраненным от участия в процессе
выработки и принятия властных решений,
монарх, естественно, не несет юридической
ответственности за их последствия.
Дипломатическим (посольским) иммунитетом
обладают полномочные представители
государства в заграничных странах.
Обладание дипломатическим иммунитетом
предполагает «выведение» соответствующего
субъекта за рамки юрисдикции государства
пребывания. При совершении правонарушения,
не совместимого с режимом законности
данного государства, дипломату может
быть предписано в течение 24 часов
покинуть его территорию.
Должностным иммунитетом
обладают лица,
занимающие определенное должностное
положение (Президент, депутаты
представительных органов государственной
власти, судьи). В отличие от дипломатического
иммунитета, носящего неотъемлемый
характер (государство, на территории
которого дипломат выполняет
представительские полномочия, не может
лишить данного дипломата иммунитета),
должностной иммунитет предоставляется
соответствующим должностным лицам в
соответствии с национальным
законодательством, при этом в
законодательстве предусматривается
процедура лишения иммунитета за
совершение поступков, не совместимых
со статусом должностного лица. К примеру,
в ст. 93 Конституции России закрепляется,
что «Президент Российской Федерации
может быть отрешен от должности (и,
следовательно, лишен должностного
иммунитета)… на
основании выдвинутого Государственной
Думой обвинения в государственной
измене или совершении иного тяжкого
преступления».
Функциональным иммунитетом
наделяются лица в
процессе осуществления какой либо
специфической функции. Примером
функционального иммунитета является
иммунитет парламентеров в условиях
перемирия воющих сторон.
В конце занятия преподаватель отвечает
на вопросы по материалу лекции и объявляет
задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие
вопросы:
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и
подготовиться к семинарским занятиям
по следующим вопросам:
Разработал
Заместитель начальника кафедры
майор внутренней службы
Т.В. Жукова
”______”
_______________ 2009 года
Соседние файлы в папке Лекции бакалавр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Под
правовыми иммунитетами понимают особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, конституции и законах лиц от
определенных обязанностей и ответственности,
призванные обеспечивать выполнение
ими соответствующих функций.
Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, имеют с ними общие
черты:
-Создают
особый юр. режим, позволяют облегчать
положение соответствующих субъектов,
расширяют возможности по удовлетворению
тех или иных интересов.
-Призваны
быть правостимулирующим средствами,
побуждающими к определенному поведению
и обозначающему собой положительную
правовую мотивацию
-Являются
гарантиями социально полезной деятельности
-Выступают
своеобразными изъятиями, правомерными
исключениями для конкретных лиц,
установленными в специальных юридических
нормах
-Представляют
собой формы проявления дифференциации
юридического упорядочения социальных
связей
Наряду
со всем выше перечисленным иммунитеты
имеют свои сугубо специфические признаки,
позволющие выделить их в системе льгот
и привилегий, говорить об их самостоятельной
юридической природе.
Воплощаются
в виде отрицательных льгот (освобождение
от выполнения отдельных обязательств
— уплаты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т. д.)
Целью
иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служебных
официальных обязанностей. Правовой
иммунитет не должен иметь абсолютного
характера. Он может быть в ряде случаев
отменен, ограничен либо от него могут
отказаться сами обладатели иммунитета
Круг
лиц, на который распространен иммунитет,
должен быть четко определен нормами
права.
Правовые
иммунитеты весьма многообразны.
Их можно классифицировать по различным
критериям.
Так,
в зависимости
от природы
реализуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на:
—
международные,
—
государственные и,
—
общественные;
В
зависимости от сферы их осуществления
на:
-межгосударственные
—
внутригосударственные;
в
зависимости от их характера на:
-материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы;
право
беспошлинного ввоза личного имущества
при первоначальном занятии должности,
так называемые фискальные иммунитеты
и другие) ,
-процессуально-правовые
(неприкосновенность депутатов, иммунитет
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов и т. п.);
в
зависимости от того, какие объекты
обеспечивает иммунитет на:
—
личную неприкосновенность,
-неприкосновенность
служебных и жилых помещений,
-неприкосновенность
имущества,
-служебной
переписки,
-архивов
и иных документов,
-судебно-
процессуальный и свидетельский иммунитет
и т. д.
49.Правовые режимы: понятие, признаки, виды
Одним
из наиболее сложных и вместе с тем
наименее исследованных выступает такой
элемент юридической формы, как правовой
режим.Научная и практическая значимость
данной проблемы определяются тем, что
в сложившихся сегодня в РФ условиях
требуются обновленные правовые режимы,
отвечающие духу времени, связанные со
становлением новых социально-юридических
состояний, с появлением нетрадиционных
для нас субъектов и объектов права,
интенсивным развитием различных форм
собственности, частного права,
предпринимательской деятельности,
переориентацией на другие, более
совершенные и либеральные методы
правового регулирования, сменой
приоритетов в системе имеющихся
юридических средств и ценностей.
Правовой
режим призван обеспечить определенный
(желаемый) социальный эффект, состояние,
а также показать путь к подобному
результату, способ ведущий к нему.
Правовой режим отражает функциональную
характеристику права; это особый порядок
правового регулирования, выражающийся
в определенном сочетании юридических
средств, создающий требуемое социальное
состояние и конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
права. В качестве примеров правовых
режимов можно назвать: режим финансовой
стабилизации, режим въезда и выезда за
границу, режим санкций, режим военного
положения, паспортный режим и т.п.
Основные
признаки:
1)
они устанавливаются законодательством,
и обеспечиваются государством;
2)
имеют целью специфическим образом
регламентировать конкретные области
общественных отношений, выделяя во
временных и пространственных границах
те или иные субъекты и объекты права;
3)
представляют особый порядок правового
регулирования, состоящий из совокупности
юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием;
4)
создают конкретную степень благоприятности
либо неблагоприятности для удовлетворения
интересов субъектов и их объединений.
Виды
правовых режимов:
в
зависимости от предмета правового
регулирования выделяют конституционный,
административный, земельный режимы и
т.д.;
в
зависимости от их юридической природы
— материальные и процессуальные;
в
зависимости от содержания — валютный,
таможенный, пошлинный, судоходный,
секретный и т.п;
в
зависимости от субъектов в отношении
которых он устанавливается, — режим
беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц без гражданства и т.д.;
в
зависимости от функций права — режим
особого регулирования и особой охраны;
в
зависимости от формы выражения — законный
и договорный;
в
зависимости от уровня нормативных
актов, в которых они установлены —
общефедеральные, региональные,
муниципальные и локальные;
в
зависимости от сфер использования —
внутригосударственные и межгосударственные
(режимы территориальных вод, экономических
санкций).
По
степени категоричности правовых
предписаний выделяются два
метода правового регулирования.
Один
из них именуется императивным.
Это такой метод, при котором субъекты
могут действовать только так, как
предписано нормой права, и не иначе.
Например, предписание закона о том, что
личный обыск осуществляется лицом того
же пола, что и обыскиваемый, является
безусловным, категорическим, императивным.
Другой
метод,
именуемый диспозитивным,
дает возможность сторонам в каком-либо
правоотношении самостоятельно решать
какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они
этого не сделали, возникает обязанность
следовать правовому предписанию.
Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность
следует судьбе главной вещи, если
договором между сторонами не предусмотрено
иное.
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #