Правовые иммунитеты понятие виды

Правовые иммунитеты понятие виды thumbnail

Под
правовыми иммунитетами понимают особые
льготы и привилегии, преимущественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, конституции и законах лиц от
определенных обязанностей и ответственности,
призванные обеспечивать выполнение
ими соответствующих функций.

Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, имеют с ними общие
черты:

-Создают
особый юр. режим, позволяют облегчать
положение соответствующих субъектов,
расширяют возможности по удовлетворению
тех или иных интересов.

-Призваны
быть правостимулирующим средствами,
побуждающими к определенному поведению
и обозначающему собой положительную
правовую мотивацию

-Являются
гарантиями социально полезной деятельности

-Выступают
своеобразными изъятиями, правомерными
исключениями для конкретных лиц,
установленными в специальных юридических
нормах

-Представляют
собой формы проявления дифференциации
юридического упорядочения социальных
связей

Наряду
со всем выше перечисленным иммунитеты
имеют свои сугубо специфические признаки,
позволющие выделить их в системе льгот
и привилегий, говорить об их самостоятельной
юридической природе.

Воплощаются
в виде отрицательных льгот (освобождение
от выполнения отдельных обязательств
— уплаты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т. д.)

Целью
иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служебных
официальных обязанностей. Правовой
иммунитет не должен иметь абсолютного
характера. Он может быть в ряде случаев
отменен, ограничен либо от него могут
отказаться сами обладатели иммунитета

Круг
лиц, на который распространен иммунитет,
должен быть четко определен нормами
права.

Правовые
иммунитеты весьма многообразны.

Их можно классифицировать по различным
критериям.

Так,
в зависимости
от природы

реализуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на:


международные,


государственные и,


общественные;

В
зависимости от сферы их осуществления
на:

-межгосударственные


внутригосударственные;

в
зависимости от их характера на:

-материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы;

право
беспошлинного ввоза личного имущества
при первоначальном занятии должности,
так называемые фискальные иммунитеты
и другие) ,

-процессуально-правовые
(неприкосновенность депутатов, иммунитет
судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов и т. п.);

в
зависимости от того, какие объекты
обеспечивает иммунитет на:


личную неприкосновенность,

-неприкосновенность
служебных и жилых помещений,

-неприкосновенность
имущества,

-служебной
переписки,

-архивов
и иных документов,

-судебно-
процессуальный и свидетельский иммунитет
и т. д.

49.Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Одним
из наиболее сложных и вместе с тем
наименее исследованных выступает такой
элемент юридической формы, как правовой
режим.Научная и практическая значимость
данной проблемы определяются тем, что
в сложившихся сегодня в РФ условиях
требуются обновленные правовые режимы,
отвечающие духу времени, связанные со
становлением новых социально-юридических
состояний, с появлением нетрадиционных
для нас субъектов и объектов права,
интенсивным развитием различных форм
собственности, частного права,
предпринимательской деятельности,
переориентацией на другие, более
совершенные и либеральные методы
правового регулирования, сменой
приоритетов в системе имеющихся
юридических средств и ценностей.

Правовой
режим призван обеспечить определенный
(желаемый) социальный эффект, состояние,
а также показать путь к подобному
результату, способ ведущий к нему.
Правовой режим отражает функциональную
характеристику права; это особый порядок
правового регулирования, выражающийся
в определенном сочетании юридических
средств, создающий требуемое социальное
состояние и конкретную степень
благоприятности либо неблагоприятности
для удовлетворения интересов субъектов
права. В качестве примеров правовых
режимов можно назвать: режим финансовой
стабилизации, режим въезда и выезда за
границу, режим санкций, режим военного
положения, паспортный режим и т.п.

Основные
признаки:

1)
они устанавливаются законодательством,
и обеспечиваются государством;

2)
имеют целью специфическим образом
регламентировать конкретные области
общественных отношений, выделяя во
временных и пространственных границах
те или иные субъекты и объекты права;

3)
представляют особый порядок правового
регулирования, состоящий из совокупности
юридических средств и характеризующийся
определенным их сочетанием;

4)
создают конкретную степень благоприятности
либо неблагоприятности для удовлетворения
интересов субъектов и их объединений.

Виды
правовых режимов:

в
зависимости от предмета правового
регулирования выделяют конституционный,
административный, земельный режимы и
т.д.;

в
зависимости от их юридической природы
— материальные и процессуальные;

в
зависимости от содержания — валютный,
таможенный, пошлинный, судоходный,
секретный и т.п;

в
зависимости от субъектов в отношении
которых он устанавливается, — режим
беженцев, вынужденных переселенцев,
лиц без гражданства и т.д.;

в
зависимости от функций права — режим
особого регулирования и особой охраны;

в
зависимости от формы выражения — законный
и договорный;

в
зависимости от уровня нормативных
актов, в которых они установлены —
общефедеральные, региональные,
муниципальные и локальные;

в
зависимости от сфер использования —
внутригосударственные и межгосударственные
(режимы территориальных вод, экономических
санкций).

По
степени категоричности правовых
предписаний выделяются два
метода правового регулирования.

Один
из них именуется императивным.
Это такой метод, при котором субъекты
могут действовать только так, как
предписано нормой права, и не иначе.
Например, предписание закона о том, что
личный обыск осуществляется лицом того
же пола, что и обыскиваемый, является
безусловным, категорическим, императивным.

Другой
метод
,
именуемый диспозитивным,
дает возможность сторонам в каком-либо
правоотношении самостоятельно решать
какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они
этого не сделали, возникает обязанность
следовать правовому предписанию.
Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность
следует судьбе главной вещи, если
договором между сторонами не предусмотрено
иное.

.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Правовые
иммунитеты есть
особые льготы и привилегии, преиму­щественно
связанные с освобождением конкретно
установленных в нормах международного
права, Конституции и законах лиц от
опреде­ленных обязанностей и
ответственности, призванные обеспечивать
выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты,
выступая специфическими разновидностями
льгот и привилегий, естественно, имеют
с ними следующие общие черты:

Во-первых,
все они создают особый юридический
режим, позволя­ют облегчать положение
соответствующих субъектов, расширяют
воз­можности по удовлетворению тех
или иных интересов. Для этого предназначены
не только льготы и привилегии, но и
иммунитеты, в частности, дипломатический
и депутатский.

Читайте также:  Что быстро восстановит иммунитет

Во-вторых,
призваны быть правостимулирующими
средствами, побуждающими к определенному
поведению и формирующими поло­жительную
правовую мотивацию.

В-третьих,
являются гарантиями социально полезной
деятельнос­ти, способствуют осуществлению
тех или иных обязанностей.

В-четвертых,
названные средства выступают своеобразными
изъ­ятиями, правомерными исключениями
для конкретных лиц, установ­ленными
в специальных юридических нормах.

В-пятых,
представляют собой формы проявления
дифференциа­ции юридического
упорядочения социальных связей.

Вместе
с тем иммунитеты имеют свои сугубо
специфические при­знаки, позволяющие
выделить их в системе льгот и привилегий,
гово­рить об их самостоятельной
юридической природе.

Во-первых,
если привилегии в большей мере воплощаются
в пре­имуществах, в так называемых
положительных льготах, то иммуните­ты,
наоборот, в большей мере проявляются в
виде отрицательных льгот (освобождения
от выполнения отдельных обязанностей
— упла­ты налогов, пошлин, свидетельский
иммунитет и т.п., освобождения от
ответственности).

Во-вторых,
целью иммунитетов является обеспечение
выполнения международных, государственных
и общественных функций, служеб­ных
официальных обязанностей.

В-третьих,
круг лиц, на которых распространен
иммунитет, дол­жен быть четко определен
в нормах международного права, конститу­ции
и законах. К числу подобных лиц
законодательство РФ относит дипломатический
и консульский корпус, Президента РФ,
депутатов, зарегистрированных кандидатов
в депутаты, Улолномоченного по правам
человека в РФ, членов избирательных
комиссий с правом ре­шающего
голоса, членов комиссий по проведению
референдума с пра­вом решающего
голоса, Председателя Счетной палаты
РФ, его замес­тителя, аудиторов и
инспекторов Счетной палаты РФ, судей,
народ­ных, присяжных и арбитражных
заседателей, прокуроров, следовате­лей
прокуратуры и других.

Носители
же иных льгот и привилегий далеко не
всегда так конкрет­но определены и
обозначены в соответствующем
законодательстве.

Правовые
иммунитеты весьма многообразны. Их
можно классифи­цировать по различным
критериям. Так, в зависимости от природы
реа­лизуемых ими функций правовые
иммунитеты подразделяются на
меж­дународные, государственные и
общественные; в зависимости от сферы
их осуществления — на межгосударственные
и внутригосударственные; в зависимости
от их характера — на материально-правовые
(например, освобождение должностных
лиц Совета Европы от обложения налогами
окладов и вознаграждений, выплачиваемых
Советом Европы; право бес­пошлинного
ввоза личного имущества при первоначальном
занятии должности, так называемые
фискальные иммунитеты и другие) и
про­цессуально-правовые (неприкосновенность
депутатов, иммунитет судей, должностных
лиц правоохранительных и контролирующих
органов и т.п.); в зависимости от объекта
иммунитета — на личную неприкосно­венность,
неприкосновенность служебных и жилых
помещений, непри­косновенность
имущества, служебной переписки, архивов
и иных до­кументов, судебно-процессуальный
и свидетельский иммунитет и т.д.

17

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Иммунитеты — особый вид привилегий, которые в свою очередь специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. Это, в частности, подтверждается содержанием международных договоров.

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты, в частности, дипломатический и депутатский иммунитеты.2. Иммунитеты призваны быть право стимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положи­тельную правовую мотивацию. Иммунитет «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ…».3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют специфические признаки, свидетельствующие об их самостоятельной юридической природе и позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий.

Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, проявляются в виде отрицательных льгот (освобождении от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Применительно к уголовно-процессуальному законодательству понятие «иммунитет», может пониматься как освобождение от выполнения процессуальных обязанностей и ответственности… Это означает, что некоторые лица — депутаты, судьи, прокуроры, близкие родственники лица, привлекаемого к уголовной ответственности, — в определенных ситуациях могут иметь возможность не давать показаний, не привлекаться к ответственности».

Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей. Привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению Члена Организации, иммунитет препятствует отправлению правосудия, и этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен».

В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах.

Источник

Важнейшими стимулирующими средствами в информационно–психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты, которые в условиях реформирования правовой системы играют все более заметную роль в современной российской правовой жизни.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Правовым льготам присущи cледующие признаки.

Читайте также:  Значение иммунитета для здоровья человека

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.

Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений (Д.Н. Бахрах).

Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.

Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.

С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).

С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.

От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ.

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии,под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.

Особенности привилегий заключаются в следующем.

Во–первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне»; в ст. 1 Постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» и других.

Во–вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.

В–третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей–одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.

В–четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).

В–пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.

Читайте также:  Понижен иммунитет выпадение волос

В любом обществе, где присутствует власть, то есть выполняются особые публично–политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем–то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.

В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат, возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий не обойтись.

Вместе с тем в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций.

Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие черты.

Во–первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.

Во–вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.

В–третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

В–четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.

В–пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.

Вместе с тем иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.

Во–первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).

Одним из доказательств названного может выступать и понимание термина «иммунитет» в собственном (медицинском) смысле. В словарях этот аспект понимания является приоритетным, определяющим. В них отмечается, что иммунитет есть невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам, невосприимчивость к какому–нибудь инфекционному заболеванию. «Отрицательность» иммунитета — его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

Во–вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей. Так, в ст. 5 Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 6 ноября 1952 года, прямо установлено, что «привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов не в личных интересах соответствующих лиц, а для обеспечения независимого выполнения ими обязанностей, связанных с Советом Европы». Согласно ст. 40 Устава Совета Европы, принятого 5 мая 1949 года, «Совет Европы, представители Членов и Секретариат пользуются на территории Членов такими привилегиями и иммунитетами, которые разумно необходимы для выполнения ими своих обязанностей». В соответствии со ст. 6 Четвертого Протокола к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы, принятого 16 декабря 1961 года, «привилегии и иммунитеты предоставляются судьям не для их личной выгоды, а с целью обеспечить независимое осуществление их функций».

Правовой иммунитет не должен иметь абсолютного характера. Он может быть в ряде случаев отменен, ограничен либо от него могут отказаться сами обладатели иммунитета. Это связано в основном с тем, что иммунитет из законного и эффективного юридического средства превращается в препятствующий фактор.

В–третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.

Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.

Предложенные признаки правовых иммунитетов весьма условны, им нельзя придавать самодовлеющего значения, ибо привилегии и иммунитеты во многом весьма тесно связанные явления и понятия.

Таким образом, исходя из изложенного, сделаем следующие выводы:

1) иммунитеты являются общеправовой категорией, ибо они установлены в нормах международного, конституционного, уголовного, административного, уголовно–процессуального и гражданско–процессуального права;

2) полноценное общетеоретическое исследование данного межотраслевого института позволит решить как отдельные научные (создаст условия для получения новой научной информации, внесет порядок в имеющиеся знания, откроет новые «горизонты» для отраслевых наук и т.п.), так и практические проблемы (выработка системы предложений и рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов, повышение эффективности правового регулирования данной весьма непростой сферы общественных отношений и т.д.).

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается сущность механизма правового регулирования?

2.Перечислите общие черты механизма правового регулирования.

3.Каковы стадии механизма правового регулирования?

4.Назовите пути повышения эффективности механизма правового регулирования.

5.Что такое правовое регулирование и правовое воздействие?

Источник