Природа иммунитета у растений

Природа иммунитета у растений thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июня 2018;
проверки требует 1 правка.

Иммуните́т расте́ний (фитоиммунитет) — невосприимчивость растений к патогенам, а также насекомым. Фитоиммунитет обеспечивается множеством механизмов: выработкой низкомолекулярных фитонцидов, обладающих антибактериальными и фунгицидными свойствами, рецепторами распознавания специфических белковых и углеводных последовательностей (англ. pattern recognition receptors)[1][2], характерных для многих возбудителей, и системой подавления экспрессии генов при помощи РНК (RNA silencing)[3] в качестве противовирусной защиты.

Определения[править | править код]

Иммунитет растения к вредному организму — Способность растения в той или иной мере противостоять заселению или заражению вредным организмом или противодействовать его развитию в растении.[4]

Различают также толерантность растения к вредному организму — Способность растения сохранять удовлетворительную урожайность и качество продукции при поражении возбудителем болезни или повреждении вредителем.[4]

Механизмы иммунитета растения к болезням (устойчивость растения по отношению к фитопатогену) и иммунитета растения к вредителям (устойчивость растения к повреждению его вредителями) различны.

Учение Вавилова об иммунитете растений[править | править код]

Российский и советский учёный Н. И. Вавилов является основателем учения об иммунитете растений, положившего начало изучению его генетической природы. Он считал, что устойчивость против паразитов выработалась в процессе эволюции растений в центрах их происхождения на фоне длительного (в течение тысячелетий) естественного заражения возбудителями болезней. Согласно Вавилову, если в результате эволюции растения приобретали гены устойчивости к патогенам — возбудителям болезней, то последние приобретали способность поражать устойчивые сорта благодаря появлению новых физиологических рас. Так, каждый сорт пшеницы может быть восприимчивым к одним расам и иммунным к другим. Новые расы фитопатогенных микроорганизмов возникают в результате гибридизации, мутаций или гетерокариозиса (разноядерности) и других процессов[5].

Вавилов подразделял иммунитет растений на структурный (механический) и химический. Механический иммунитет растений обусловлен морфологическими особенностями растения-хозяина, в частности, наличием защитных приспособлений, которые препятствуют проникновению патогенов в тело растений. Химический иммунитет зависит от химических особенностей растений[5].

Типы иммунитета[4][править | править код]

* активный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами растений, проявляющимися у них только в случае нападения фитопатогена или фитофага, то есть в виде защитных реакций растения-хозяина на внедрение возбудителя болезни или повреждение вредителем.

* пассивный иммунитет растения: устойчивость растения, которая обеспечивается свойствами, проявляющимися у растений независимо от угрозы заражения или заселения.

* возрастной иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, проявляющаяся в определённом возрасте.

* врожденный иммунитет растения: устойчивость
растения к вредному организму, передающаяся по наследству.

* приобретенный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, приобретаемая растением в процессе его индивидуального развития [онтогенеза] под влиянием определенных внешних факторов или в результате перенесения данной болезни.

* групповой иммунитет растения: устойчивость растения к нескольким видам одной биологической группы возбудителей заболеваний или вредителей.

* длительный иммунитет растения: способность растения длительное время сохранять индуцированный иммунитет к вредному организму.

* индуцированный иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, вызванная ослабленными штаммами фитопатогенов или химическими иммунизаторами.

* комплексный иммунитет растения: устойчивость растения к разным группам возбудителей заболеваний и вредителей.

* олигогенный иммунитет растения: устойчивость растения к определенным расам вредного организма, контролируемая малым числом генов растения.

* полигенный иммунитет растения: устойчивость растения, не специфичная к расам вредного организма и контролируемая многими генами растения.

* неспецифический иммунитет растения: устойчивость растения, которая выражается в полной невосприимчивости растений к вредному организму.

* специфический иммунитет растения: устойчивость растения к вредному организму, которая проявляется на уровне отдельных форм в пределах вида.

Химическая иммунизация растения[править | править код]

Химическая иммунизация растения — это использование химического вещества для создания иммунитета растения к вредным организмам.[4]

Метод оценки иммунитета растений[править | править код]

Заключается в оценке устойчивости растений к вредным организмам с учётом биотических и абиотических факторов по проявлению симптомов заболевания или повреждения, по степени поражения или повреждения растений, по распространению болезни, или по потерям урожая.[4]

См. также[править | править код]

  • Иммунитет (биология)
  • Иммунная система
  • Резистентность (биология)
  • Патоген
  • Фитопатология

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Вавилов Н. И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям (сб.) / Отв. ред. Л. Н. Андреев; (Предисл. Л. Н. Андреева, М. В. Горленко); АН СССР, Секция хим.-технол. и биол. наук. М. Наука 1986.
  • Вавилов Н. И. Проблемы иммунитета культурных растений / Н. И. Вавилов. — Т. IV. — М.; Л.: Наука, 1964.
  • Вердеревский Д. Д., Иммунитет растений к инфекционным болезням, Кишинев, 1968.
  • Горленко М. В. Краткий курс иммунитета растений к инфекционным болезням, 2 изд., М., 1962.
  • Дьяков Ю. Т., Шкаликов В. А. Иммунитет растений. Колос, 2005 (ISBN 5-9532-0328-4).
  • Курсанова Т. А. Развитие представлений о природе иммунитета растений. М.: Наука, 1988.
  • Плотникова Л. Я., Иммунитет растений и селекция на устойчивость к болезням и вредителям: Учебник для студентов вузов. КолосС, 2007 (ISBN 978-5-9532-0356-2).
  • Рубин Б. А. Биохимия и физиология иммунитета растений / Б. А. Рубин, Е. В. Арциховская, В. А. Аксенова. М., 1975. — 320 с.
  • Сухоруков К. Т. Физиология иммунитета растений. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952.
  • Физиология иммунитета растений (сб. статей) М.: Наука, 1968.
  • Флористика, физиология и иммунитет растений (сб. статей) / Редкол.: Ю. Н. Прокудин (отв. ред.) и др. Харьков: Вища школа, Изд -во при Харьк. ун-те 1981.
  • Шапиро И. Д. Иммунитет полевых культур к насекомым и клещам / И. Д. Шапиро. Л.: Наука, 1985.
Читайте также:  Процесса и усиления иммунитета

Источник

Лекции.Орг

Как и у животного организма, иммунитет у растения может относиться к различным типам, иметь разные формы и быть обус­ловленным различными факторами. Представление об этом разно­образии дает приведенная ниже схема.

Согласно схеме, растение имеет два типа иммунитета — врожденный и приобретенный. Первый тип изучен лучше и, как считают многие, имеет более существенное практи­ческое значение. Поэтому подробное рассмотрение иммунитета на­чнем с этого типа.

Врожденный иммунитет, как показывает название, обусловлен генетической природой растения и передается от поколения к по­колению. Он имеет две формы.

Первая форма — иммунитет, не индуцированный к о нт актом с патогеном. Это врожденный пассив­ный иммунитет, существующий у растения независимо от нали­чия патогенов. Он характеризуется рядом факторов.

Анатомо-морфологические факторы часто бывают определяющими для развития заболевания, особенно на первой фазе — внедрении патогена. Так как споры прорастают только в капле воды/ то все особенности строения, приводящие к быстрому высыханию растения, благоприятствуют иммунности. Сюда отно­сятся восковой налет, густое опушение, рыхлый куст. Факторами иммунитета, препятствующими проникновению патогена внутрь, являются толстая кутикула и оболочки клеток. Распространение патогена затрудняют плотная паренхима и склеренхима вокруг проводящих пучков.

Химические факторы, заключающиеся в составе углево­дов и белков растения, имеют значение для поражения обли- гатными патогенами, но не защищают от поражения факульта­тивными патогенами. Фактором иммунности может быть низкое содержание в тканях физиологически активных веществ, особенно витаминов группы В (биотин, пиридоксин, тиамин), которые сти­мулируют рост патогенов. Некоторое значение для иммунитета имеют фитонциды, алкалоиды, глюкозиды, эфирные масла, но за­щитное действие их проявляется только в отношении определенных патогенов.

Физиологические факторы пассивного иммунитета ис­следованы меньше, однако можно привести несколько примеров их положительного действия. Некоторые сорта пшеницы устойчивы к заражению уредоспорами ржавчины благодаря особому строению устьиц. Поражение растений бактериями и грибами при поране­ниях бывает меньшим там, ще регенерация тканей идет активнее. Кольцевая гниль клубней картофеля развивается слабее при низком содержании в них Сахаров. Особенности прораста­ния семян сортов твердой пшеницы, (прохождение ростка под пло­довыми оболочками) обусловливают устойчивость к твердой головне.

Таким образом, факторы неиндуцированного пассивного имму­нитета разнообразны, но все они имеют относительный характер, обладают ограниченным действием и направлены только против определенных патогенов.

Вторая форма — иммунитет, индуцированный патогеном, или активный. Он проявляется только йри контакте растения с ним. Выделяют несколько специфических фак­торов. Сверхчувствительность, т. е. ответная реакция рас­тения на заражение облигатными патогенами — биотрофами. Она выражается в том, что клетки растения в месте внедрения инфек­ции быстро отмирают, образуя некротическую зону. Таким образом происходит локализация патогена, что препятствует его дальней­шему распространению. Жертвуя небольшим числом клеток, ко­торые отмирают вследствие очень высокой чувствительности к токсическим ваделениям патогена, растение сохраняет от распро­странения инфекции весь свой организм.

Фитоалексины — специфические низкомолекулярные ве­щества — антибиотики, которые синтезируются растением в ответ- на внедрение патогена. Некоторые из них выделены и идентифи­цированы. Химическая природа их разнообразна, строение слож­ное, но молекулярная масса небольшая (в пределах 200 единиц). Фитоалексины найдены у растений различных семейств: бобовых, пасленовых, мальвовых, орхидных, но не обнаружены у злаков и тыквенных. Они имеют видовую специфичность, но с видами па­тогена она не связана. Число фитоалексинов в одном растении может достигать 5 — 6. Окислительные процессы, характеризующиеся ак­тивизацией дыхания, являются защитным свойством растения. Их действие заключается в окислительном разрушении токсинов, вы­деляющихся патогенами, и перехвате кислорода, необходимого для дыхания патогена. Особенно важную роль в создании этой формы иммунитета имеет система фенолы ^ хиноны, которые образуют смолоподобные ядовитые вещества.

Синтетические процессы, которые активизируются у устойчивых форм растений, обладают защитными свойствами. Их активизация приводит к новообразованию белков-ферментов, активизирующих и упорядочивающих обмен веществ в присутствии патогена. Следовательно, активный, или индуцированный, иммунитет бо­лее специфичен, чем пассивный, и направлен главным образом на защиту растения против облигатных патогенов. Приобретенный иммунитет ;— свойство растения не поражаться тем или иным возбудителем болезни, приобретенное им в процессе онтогенеза. Он имеет две формы. Инфекционный приобретенный иммунитет возникает вследствие заболевания и последующего выздоровления растения от болезни. Подобные случаи известны, но они довольно редки, и такой иммунитет у растений — явление не типичное. Неинфекционный приобретенный иммуни­тет возникает в результате искусственной иммунизации самого растения или его семян при обработке химическими или иммуни­зирующими средствами. В качестве иммунизирующих средств мо­гут быть использованы ослабленные культуры патогенов и культуральная жидкость после их культивирования. Перспективно также применение различных химических препаратов — фенолов, хинонов и антибиотиков.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 2173 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Êàçàëîñü áû, ÷òî òóò ìîæåò áûòü îáùåãî? Êàêàÿ ðàçíèöà, ãäå è êàê ðàñò¸ò ðàñòåíèå, ïðè÷¸ì òóò çåìëåäåëèå, äà åù¸ Ïðèðîäíîå? Èììóíèòåò, îíî è åñòü èììóíèòåò.

Íî äàâàéòå âñïîìíèì, ÷òî òàêîå èììóíèòåò, è ÷åì îí îáóñëîâëåí? Èììóíèòåò – ýòî íåâîñïðèèì÷èâîñòü, è îáóñëîâëåí îí èììóííîé ñèñòåìîé – î÷åíü ñëîæíîé, ïðèçâàííîé, ñ îäíîé ñòîðîíû, ïîääåðæèâàòü ïîñòîÿíñòâî êëåòî÷íîãî ñîñòàâà îðãàíèçìà, à ñ äðóãîé – îòðàæàòü àãðåññèþ ïðîíèêøèõ, èëè ïûòàþùèõñÿ ïðîíèêíóòü, â îðãàíèçì ïàòîãåíîâ: âèðóñîâ, ãðèáîâ, áàêòåðèé è ïðî÷èõ áîëåçíåòâîðíûõ îðãàíèçìîâ.  äàííîì ñëó÷àå, èììóíèòåò ðàññìàòðèâàåòñÿ, êàê ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà îòëè÷àòü ÷óæåðîäíûé ìàòåðèàë îò ñâîåãî. Íàóêà îá èììóíèòåòå î÷åíü ñëîæíàÿ íàóêà, ÷òîáû íå «íàãðóæàòü» ÷èòàòåëåé òåðìèíàìè, ñêàæó ëèøü, ÷òî èììóíèòåò âîçíèêàåò ïîñëå êîíòàêòà ñ ïàòîãåíàìè. Îí áûâàåò – ïðèîáðåò¸ííûé è íàñëåäñòâåííûé (åñòåñòâåííûé), êîòîðûé òàêæå, âîçíèêàåò ïîñëå êîíòàêòà, íî ïåðåäà¸òñÿ ïî íàñëåäñòâó.

Читайте также:  Какие витамины принимать для повышения иммунитета

È âîò òóò ãëàâíûé ìîìåíò äëÿ ïîíèìàíèÿ, ëþáîé èììóíèòåò ìîæåò âîçíèêíóòü, êîãäà ïðîèçîø¸ë êîíòàêò îðãàíèçìà è ïàòîãåíà, äðóãèìè ñëîâàìè – ïåðåáîëåâàíèå îðãàíèçìà â ë¸ãêîé ôîðìå, êîãäà èììóííàÿ ñèñòåìà îðãàíèçìà âûðàáîòàëà àíòèòåëà ïðîòèâ ïàòîãåíà (ñïåöèôè÷åñêèå áåëêè ïðîòèâ êîíêðåòíîãî ïàòîãåíà). Íà ïåðâûé âçãëÿä, êàæåòñÿ ñëîæíûì ýòî ïîíÿòü. Íî åñëè îðãàíèçì íå çàáîëååò (â ë¸ãêîé ôîðìå), òî è èììóíèòåò íå âûðàáîòàåòñÿ. Êîãäà èììóíèòåò (íåâîñïðèèì÷èâîñòü) âûðàáîòàëñÿ, òîãäà îðãàíèçì íèêîãäà áîëüøå íå çàáîëååò, èëè ïåðåáîëååò â ë¸ãêîé ôîðìå.

Êñòàòè, íà ýòîì ïðèíöèïå, ó ëþäåé è æèâîòíûõ, ïðèìåíÿåòñÿ âàêöèíàöèÿ – ââåäåíèå îñëàáëåííûõ ïàòîãåíîâ â îðãàíèçì, ñ öåëüþ âûðàáîòêè èììóííîé ñèñòåìîé îðãàíèçìà íåâîñïðèèì÷èâîñòè ê äàííîìó çàáîëåâàíèþ â äàëüíåéøåì.

Äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè ñ÷èòàëîñü. Èììóííûå ñèñòåìû ðàñòåíèé è ÷åëîâåêà (à òàêæå æèâîòíûõ) ôóíêöèîíèðóþò ïî ñîâåðøåííî ðàçëè÷íûì çàêîíàì. È îñíîâíûì àðãóìåíòîì â ïîëüçó äàííîãî ìíåíèÿ áûëî îòñóòñòâèå ó ðàñòåíèé ñïåöèàëüíûõ êëåòîê, ïîäîáíûõ íàøèì ëèìôîöèòàì (è äð.) è ñïåöèàëüíûõ îðãàíîâ, âûðàáàòûâàþùèõ ýòè êëåòêè. Ðàçóìååòñÿ, íè÷åãî ïîõîæåãî íà íàøó ñåëåç¸íêó è êîñòíûé ìîçã, ó ðàñòåíèé íåò. Îäíàêî, ïî ìåðå èçó÷åíèÿ è íàêîïëåíèÿ çíàíèé î ïðèðîäå áîëåçíåóñòîé÷èâîñòè ðàñòåíèé, ðàçëè÷èÿ â ìåõàíèçìàõ èììóíèòåòà ðàñòåíèé è æèâîòíûõ, ïåðåñòàëè êàçàòüñÿ ñòîëü ðàçèòåëüíûìè. Ñåé÷àñ íàêàïëèâàåòñÿ âñ¸ áîëüøå äàííûõ î ñõîäñòâå ìåæäó íèìè. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ðàñòåíèÿ íå âûðàáàòûâàþò ñïåöèàëèçèðîâàííûõ êëåòîê, çàòî â êàæäîé ðàñòèòåëüíîé êëåòêå, åñòü ýëåìåíòû, îòâå÷àþùèå çà èììóíèòåò è áîðüáó ñ áîëåçíåòâîðíûìè àãåíòàìè.

Íàïðèìåð, ñðàçó æå, ïîñëå ïðîíèêíîâåíèÿ (ïðîðàñòàíèÿ) ïàòîãåííîãî ãðèáà äàæå â îäíó ðàñòèòåëüíóþ êëåòêó, ðàñòåíèå íà÷èíàåò âûðàáàòûâàòü ñïåöèàëüíûå âåùåñòâà âî âñåõ êëåòêàõ, áûñòðî óáèâàþùèå ïàòîãåííûé ãðèá (âîçáóäèòåëåé ôèòîôòîðîçà, ïàðøè, ôóçàðèîçà è äð.). Ñèãíàëîì ê âûðàáîòêå ýòèõ âåùåñò⠖ àíòèòåë, ñëóæàò îñîáûå âåùåñòâà ñàìîãî ãðèáà, âûäåëÿåìûå èì â ðåçóëüòàòå åãî æèçíåäåÿòåëüíîñòè (ôåðìåíòû ãðèáà, è äð.). Ýòè âåùåñòâà ÿâëÿþòñÿ àíòèãåíàìè, òî åñòü, îíè âûäàþò ïðèñóòñòâèå àãðåññîðà ðàñòåíèþ, è îíî íà÷èíàåò áîðîòüñÿ. Òàêèì îáðàçîì, îêàçàëîñü, ÷òî âåùåñòâà, âûïîëíÿþùèå ñèãíàëüíóþ ôóíêöèþ è ïðåäóïðåæäàþùèå îðãàíèçì î ïðîíèêíîâåíèè ÷óæàêà, èìåþò ñõîæóþ õèìè÷åñêóþ ïðèðîäó êàê ó âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé æèâîòíûõ, òàê è ó âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé ðàñòåíèé. Ïðè ýòîì èõ âîçäåéñòâèå è ìåõàíèçì àíòèãåííîé ðåàêöèè îðãàíèçìîâ îäèíàêîâ.

Èç âñåãî âûñêàçàííîãî ñëåäóåò âûâîä, ÷òî ñóùåñòâóåò ñõîäñòâî æèâîòíûõ è ðàñòåíèé, â ïëàíå èììóííîé çàùèòû. Íî åñëè äëÿ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ íàóêîé ïðèäóìàíû âàêöèíû. Êîòîðûå è ïðèìåíÿþòñÿ äëÿ ñîçäàíèÿ èììóíèòåòà – îñëàáëåííûå èëè ì¸ðòâûå âîçáóäèòåëè áîëåçíåé, ââåäåíèåì êîòîðûõ â îðãàíèçì (ïðèâèâêè), ìû çàïóñêàåì ìåõàíèçì âûðàáîòêè èììóíèòåòà – íåâîñïðèèì÷èâîñòè.

 òàêîì ñëó÷àå êàê áûòü ñ ðàñòåíèÿìè? Âàêöèí íåò. Íî ÷òî ìîæåò âûïîëíÿòü ðîëü âàêöèí – îñëàáëåííûõ âîçáóäèòåëåé? ×òî ìîæåò èõ îñëàáèòü äî âûðàáîòêè ëèøü èììóíèòåòà, è óìåíüøèòü ñïîñîáíîñòü âûçâàòü ñàìó áîëåçíü? Íåò, íè õèìè÷åñêèå ÿäû, êîòîðûìè ëþáèòåëè «õèìèè» çàëèëè ñàäû, óáèâàÿ âñ¸ æèâîå: ïîëåçíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ è áîëåçíåòâîðíûõ, îäíîâðåìåííî. ×òî ýòèì äîáèëèñü? (ñì. êíèãó Êóðäþìîâà Í. È. «Çàùèòà âìåñòî áîðüáû»). Óìåíüøåíèÿ áîëåçíåé? Íàïðîòèâ, èõ ðàñöâåò! Âû ñïðîñèòå, ïî÷åìó? Ïîòîìó ÷òî îáðàáàòûâàÿ õèìèêàòàìè áåçäóìíî è áåñêîíòðîëüíî, íå ñîáëþäàÿ äîçèðîâîê, à äåéñòâóÿ ïî ïðèíöèïó «÷åì áîëüøå, òåì ëó÷øå» ñàäîâîäû, ñàìè òîãî íå æåëàÿ, ñîçäàëè î÷åíü óñòîé÷èâûå ôîðìû âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé ðàñòåíèé, êîòîðûõ íå óáèâàþò óæå äàæå ñàìûå ñèëüíûå õèìèêàòû. È òðåáóþòñÿ åù¸ áîëåå ñèëüíûå. È «íàóêà» ïðèäóìûâàåò âñ¸ íîâûå è íîâûå, áîëåå «ñèëüíûå» è òåì áîëåå ñòðàøíûå. Âìåñòî òîãî, ÷òîáû ñòàòü èñòèííîé íàóêîé, è âåðíóòüñÿ ê ñèëàì Ïðèðîäû, è ê ïîíèìàíèþ âûðàáîòêè åñòåñòâåííîãî Èììóíèòåòà. È ê åñòåñòâåííûì ïðèðîäíûì ïðîöåññàì âûðàáîòêè èììóíèòåòà ðàñòåíèÿìè, â åñòåñòâåííîé ïðèðîäíîé ñðåäå, èëè ñîçäàííîé ïî òèïó Ïðèðîäíîé, â êóëüòóðå ðàñòåíèé.

Ìíîãèõ ñåé÷àñ ðàññìåøèëî ýòî çàìå÷àíèå, è íàïðàñíî. Îïûò ïîêàçûâàåò, ÷òî ðàñòåíèÿ, âûðàùåííûå íà ñïåöèàëüíî ñîçäàííûõ ãðóíòàõ ïî Ïðèðîäíîé òåõíîëîãèè, ñ ïðèìåíåíèåì áèîêîìïîñòîâ: ÷åðâåêîìïîñòîâ, ÝÌ-êîìïîñòîâ è ãðèáíûõ, áîãàòûõ ðàçíîîáðàçíîé ïîëåçíîé ìèêðîôëîðîé, ìåíåå ïîäâåðæåíû ðàçëè÷íûì ãðèáêîâûì è áàêòåðèàëüíûì çàáîëåâàíèÿì.

È âîâñå íå áîëåþò, êàê â îòêðûòîì, òàê è çàêðûòîì ãðóíòå (òåïëèöû), ïðè íàëè÷èè ñàïðîôèòîâ è ñèìáèîíòîâ â ïî÷âå. Êîãäà ïðèìåíÿåòñÿ äèíàìè÷åñêèé òèï ïèòàíèÿ ðàñòåíèé, îñíîâàííûé íà ïî÷âåííîì ïèùåâàðåíèè ñàïðîôèòîâ îðãàíè÷åñêîé ìóëü÷è, íåïîñðåäñòâåííî ïîä ðàñòåíèÿìè. È ïðè çàùèòíîì âëèÿíèè ñèìáèîíòîâ. Òî åñòü, ñîçäàíèåì çäîðîâîé ñðåäû îáèòàíèÿ è ïèòàíèÿ äëÿ ðàñòåíèé.

Èìåííî, ñèìáèîíòû, ïîëåçíàÿ ìèêðîôëîðà áèîêîìïîñòîâ (÷åðâåêîìïîñòîâ), èëè ñàïðîôèòû ïî÷âû, îñëàáëÿþò áîëåçíåòâîðíóþ ñïîñîáíîñòü âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé. À ÷àùå, è âîâñå èõ «óáèâàþò», ñâîèìè âûäåëåíèÿìè — àíòèáèîòèêàìè.

Ðàñòåíèÿ æå, âûðàùåííûå íà ïðåäâàðèòåëüíî ïîäâåðãíóòûõ òåðìè÷åñêîé îáðàáîòêå, èëè ïðîëèòûõ «áåçîáèäíîé ìàðãàíöîâêîé» ãðóíòàõ, ãäå ïîëíîñòüþ, èëè ÷àñòè÷íî óíè÷òîæåíà ïîëåçíàÿ è áîëåçíåòâîðíàÿ ìèêðîôëîðà, ÷óâñòâóþò ñåáÿ êîìôîðòíî â íà÷àëüíûé ïåðèîä ðîñòà, îäíàêî î÷åíü ïîäâåðæåíû áîëåçíÿì ñ òå÷åíèåì âðåìåíè, çàòåì çàáîëåâàþò, îòñòàþò â ðîñòå, è ÷àñòî ïîãèáàþò.

Читайте также:  Как повысить иммунитет больному вич

Ïî÷åìó òàêîå ïðîèñõîäèò? Ðàñòåíèÿ âûðîñëè â «ñòåðèëüíûõ» óñëîâèÿõ. Êàê è «ìèêðîêëîíèðîâàííûå» ðàñòåíèÿ. Ó íèõ íå áûëî êîíòàêòà ñ îñëàáëåííûì âîçáóäèòåëåì áîëåçíè, èììóíèòåò íå âûðàáîòàëñÿ, è ïðè ïåðâîì æå êîíòàêòå ñ «óñèëåííûì» âîçáóäèòåëåì, ðàñòåíèÿ çàáîëåâàþò ñåðü¸çíî è áûñòðî, íå óñïåâ âûðàáîòàòü èììóíèòåò.

Ïîëó÷àåòñÿ, «áëàãèìè» íàìåðåíèÿìè – õèì. îáðàáîòêàìè, ñàäîâîäû ñàìè ñåáå ñîçäàþò çàïàäíþ – óáèâàþò ïîìîùíèêîâ ðàñòåíèé (ïîëåçíûõ ìèêðîáîâ) è óñèëèâàþò áîëåçíåòâîðíîå âîçäåéñòâèå ïàòîãåííûõ. Ñëåäóåò íå «ñòåðèëèçîâàòü» ïî÷âó êèïÿòêîì, ïðîïàðèâàíèåì, õèì. îáðàáîòêàìè. À «îæèâëÿòü» å¸, âíåñåíèåì â ãðóíòû áèîêîìïîñòîâ, à â ïî÷âó (ïîä ìóëü÷ó) – ñàïðîôèòîâ, îáîãàùàÿ å¸ ïîëåçíîé ìèêðîôëîðîé.

È òóò âîçíèêàåò âòîðîé, î÷åíü âàæíûé äëÿ ïîíèìàíèÿ ìîìåíò, ýòèì ñàìûì ìû íå óáèâàåì âñ¸ æèâîå â òàêèõ ïî÷âàõ, à ñîçäà¸ì ðàçóìíîå ðàâíîâåñèå ñèë, ïî «Ïðèðîäíîé òåõíîëîãèè», ìåæäó áîëåçíåòâîðíûìè è ïîëåçíûìè ìèêðîîðãàíèçìàìè. Ýòèì ñàìûì, ïîä äåéñòâèåì ïîëåçíîé ìèêðîôëîðû, ìû îñëàáëÿåì áîëåçíåòâîðíûå «ñïîñîáíîñòè» ó ïàòîãåíîâ, ïðåâðàùàÿ èõ, â ñâîåãî ðîäà âàêöèíû, êîòîðûå êîíòàêòèðóÿ ñ ðàñòåíèÿìè, íå âûçûâàþò ó íèõ çàáîëåâàíèÿ. À ëèøü ñîçäàþò, òàê íàçûâàåìûé, «íàïðÿæ¸ííûé» èììóíèòåò, î÷åíü ñèëüíûé è ñòîéêèé.

Âîçáóäèòåëè áîëåçíåé áóäóò ïðèñóòñòâîâàòü â ñàäó, íî îíè íå ñìîãóò ïðèíåñòè âðåäà ðàñòåíèÿì, ïîòîìó ÷òî íå ñìîãóò âûçâàòü çàáîëåâàíèÿ. Òî åñòü, íàäî íå «óáèâàòü âðàãîâ», à óêðåïëÿòü çäîðîâüå ñàìèõ ðàñòåíèé – ñîçäàíèåì ñòîéêîãî èììóíèòåòà è ïîâûøåíèåì óðîâíÿ ïèòàíèÿ çà ñ÷¸ò áèîãóìóñîâîãî â êîíòåéíåðàõ, è çà ñ÷¸ò àêòèâíîñòè ñàïðîôèòîâ è ñèìáèîíòîâ, â ïî÷âå.

Ïîñëå îòêðûòèÿ íàóêîé âèðóñîâ, ãðèáîâ è áàêòåðèé, äîëãîå âðåìÿ ñ÷èòàëè, ÷òî èìåííî îíè ÿâëÿþòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé áîëåçíåé. Íî òåïåðü-òî âñå çíàþò, ÷òî âîçáóäèòåëè – ýòî âñåãî ëèøü âîçìîæíàÿ ïðè÷èíà áîëåçíè. À çàáîëååì ìû èëè íåò, à òàêæå íàøè ðàñòåíèÿ, âî ìíîãîì çàâèñèò îò íàñ ñàìèõ. È ìû è ðàñòåíèÿ, æèâ¸ì â ìèðå, êîòîðûé, áóêâàëüíî, êèøèò ìèêðîáàìè. Èìåííî ìèêðîîðãàíèçìû ÿâëÿþòñÿ èñòèííûìè õîçÿåâàìè íàøåé ïëàíåòû, â ïðÿìîì è ïåðåíîñíîì ñìûñëå ýòîãî ñëîâà. Åñëè áû îíè ñàìè ïî ñåáå áûëè ïðè÷èíîé áîëåçíè, òî ìû áîëåëè áû ïîñòîÿííî, êàê è ðàñòåíèÿ â Ïðèðîäå. Íî ýòîãî íå ïðîèñõîäèò.

Áîëåçíü âîçíèêàåò òîëüêî òîãäà, êîãäà îðãàíèçì ÷åëîâåêà è ðàñòåíèé ñàì ïîòåðÿë ñïîñîáíîñòü ñîïðîòèâëÿòüñÿ íåáëàãîïðèÿòíûì ôàêòîðàì îêðóæàþùåé ñðåäû, â ýòîì ñëó÷àå ãîâîðÿò – «èììóíèòåò îñëàáëåí».

Èç-çà âûñîêîé àäàïòàöèîííîé ñïîñîáíîñòè ìèêðîîðãàíèçìîâ öåëàÿ ýïîõà ïðîèçâîäñòâà ïåñòèöèäîâ (è äðóãèõ õèìèêàòîâ) ïðèâåëà ëèøü ê ïîÿâëåíèþ îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà íîâûõ áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, àáñîëþòíî óñòîé÷èâûõ ê äåñÿòêàì è ñîòíÿì õèìèêàòîâ.

Êðîìå òîãî, îêàçàëîñü, ÷òî ñàìè îòðàâëÿþùèå âåùåñòâà, ÷ðåçâû÷àéíî äîëãî ñîõðàíÿþùèåñÿ â ïðèðîäå, ÿâëÿþòñÿ òîêñè÷íûìè è äëÿ ÷åëîâåêà. À èç-çà òîãî, ÷òî íåâîçìîæíî ñîçäàòü ÿäîõèìèêàòû, âîçäåéñòâóþùèå òîëüêî íà áîëåçíåòâîðíûå âèäû ìèêðîîðãàíèçìîâ, ïðèìåíåíèå ïåñòèöèäîâ ïðèâåëî ê óíè÷òîæåíèþ òàêæå è ïîëåçíîé ïî÷âåííîé ìèêðîôëîðû. Ñàïðîôèòíîé è ñèìáèîòè÷åñêîé ìèêðîôëîðû, óëó÷øàþùåé ïèòàíèå ðàñòåíèé (àâòîíîìíîå ãóìóñîâîå, è àêòèâíîå ïèòàíèå çà ñ÷¸ò ïèùåâàðåíèÿ ñàïðîôèòîâ), è ñïîñîáñòâóþùåé àäàïòàöèè ê íåáëàãîïðèÿòíûì âíåøíèì óñëîâèÿì (ñîçäàíèå èììóíèòåòà).

Èñïîëüçîâàíèå ìåõàíèçìîâ ïîâûøåíèÿ èììóíèòåòà ñàìèõ ðàñòåíèé, çàùèòíîå âëèÿíèå ñèìáèîíòîâ è ñàïðîôèòîâ æèâîé ïî÷âû, ÿâëÿþòñÿ ðåàëüíîé àëüòåðíàòèâîé õèìè÷åñêèì ñðåäñòâàì áîðüáû. Íàèáîëåå ïðîñòîé è ýôôåêòèâíûé ñïîñîá èììóíèçàöèè ðàñòåíèé îñëàáëåííûìè âèäàìè áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, ñîñòîèò â èñïîëüçîâàíèè áèîêîìïîñòîâ (÷åðâåêîìïîñòà, ÝÌ-êîìïîñòà, ãðèáíîãî) äëÿ ãîðøå÷íîé êóëüòóðû è çàêðûòîãî ãðóíòà, è ýëåìåíòîâ «Áèîòåõíîëîãèè ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ» (çåìëåäåëèÿ ïî ïðèðîäíîìó òèïó, à íå ïðîñòî, çåìëåïîëüçîâàíèÿ), â îòêðûòîì ãðóíòå.

Ïîýòîìó, «Áèîòåõíîëîãèÿ çåìëåäåëèÿ è ðàñòåíèåâîäñòâà ïî ïðèðîäíîìó äèíàìè÷åñêîìó òèïó», å¸ ýëåìåíòû (ñâåæàÿ îðãàíèêà, êàê ïèùà äëÿ ìèêðîìèðà ïî÷âû, ñàì ìèêðîìèð è åãî ôåðìåíòû, è ïîääåðæèâàþùèå ôàêòîðû àêòèâíîãî ïèùåâàðåíèÿ: òåïëî è âëàãà) ÿâëÿþòñÿ îñíîâíûìè ôàêòîðàìè èììóíèçàöèè ðàñòåíèé, ïîääåðæàíèÿ è âûðàáîòêè èììóíèòåòà. À òàêæå íåïîñðåäñòâåííîé çàùèòîé ðàñòåíèé îò ïàòîãåíîâ, áëàãîäàðÿ ðèçîñôåðíîé (ïðèêîðíåâîé), ñàïðîôèòíîé è ñèìáèîòè÷åñêîé ïî÷âåííîé ìèêðîôëîðå. Ïîòîìó ÷òî Áèîòåõíîëîãèÿ – ýòî è åñòü, èñïîëüçîâàíèå â âûðàùèâàíèè ðàñòåíèé äâóõ ôàêòîðîâ: ìèêðîîðãàíèçìîâ è èõ æèçíåííûõ ïðîöåññîâ, â îáìåíå âåùåñòâ, â ëþáîé áèîñèñòåìå.  ïðèðîäå, â ýêîñèñòåìå, èëè â àãðîñèñòåìå, ïî òèïó ïðèðîäíîé. Ýòî ãëàâíîå.

Ïîðà «ïðîñíóòüñÿ» îò íåâåæåñòâà íàóêè àãðîõèìèè, ðåêîìåíäóþùåé èñïîëüçîâàíèå ïåñòèöèäîâ, â «ïðîôèëàêòèêå» è áîðüáå ñ áîëåçíÿìè ðàñòåíèé. Ïðîôèëàêòèêà – ýòî ñîçäàíèå óñëîâèé âûðàáîòêè èììóíèòåòà ó ðàñòåíèé. À íå óíè÷òîæåíèå ïàòîãåííîé ìèêðîôëîðû. Íåâåðíî âûáðàííûå ðåøåíèÿ çàäà÷è, ïîðîæäàþò ëîæíûå íàïðàâëåíèÿ â íàóêå, ïðåäëàãàþùåé ñàäîâîäàì ëîæíûå àãðîïðè¸ìû «áîðüáû» è «ïðîôèëàêòèêè» áîëåçíåé ðàñòåíèé. À ðåøåíèå çàäà÷è, â ñîçäàíèè çäîðîâîé ñðåäû îáèòàíèÿ äëÿ ðàñòåíèé – ñîçäàíèåì æèâîé ïî÷âû è ïîääåðæàíèåì àêòèâíîãî æèçíåîáèòàíèÿ â ïî÷âå ñàïðîôèòîâ è ñèìáèîíòîâ ðàñòåíèé, è òîëüêî ýòî, ðàçóìíîå è ïðàâèëüíîå ðåøåíèå.

Ïîðà ïðåêðàòèòü óíè÷òîæàòü âñ¸ æèâîå íà ïëàíåòå Çåìëÿ, è âåðíóòüñÿ ê Ïðèðîäíîìó çåìëåäåëèþ, ñïîñîáíîìó âîçðîäèòü áûëóþ ýêîëîãèþ ïëàíåòû, è áûëîå çäîðîâüå ðàñòåíèé è æèâîòíûõ, è ñàìîãî ×åëîâåêà.

È ñäåëàòü ýòî ñîâñåì ïðîñòî, ñàìûì ïðîñòûì ñïîñîáîì: âîññòàíîâëåíèåì áàëàíñà ýòîé ñèñòåìû, â òîì ÷èñëå è àãðîñèñòåìû. À ãäå íàðóøåíà, âîññòàíîâëåíèåì ñàìîé ñèñòåìû, ïî òèïó Ïðèðîäíîé ýêîñèñòåìû.

Àëåêñàíäð Êóçíåöîâ

Источник