Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в государстве пребывания
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.
Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].
История института дипломатического иммунитета[править | править код]
В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.
В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.
В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).
Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.
Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.
Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]
Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.
Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)
Дипломатические представительства[править | править код]
Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.
Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.
В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]
Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]
- Главы государств
- Главы правительств
- Министры иностранных дел
- Должностные лица международных организаций
См. также[править | править код]
- Иммунитет государства
- Дипломатическое право
Примечания[править | править код]
- ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
- ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
- ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
- ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
- ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
- ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
- ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
- ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.
§ 17. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой совокупность особых прав и преимуществ, которыми обладают дипломатические представительства и их персонал в странах пребывания. Предоставляя такие права и преимущества, выводя тем самым иностранных дипломатов из-под своей юрисдикции, государства действуют на началах взаимности, руководствуются принципами суверенитета иравенства субъектов международного права, стремятся обеспечить диппредставительствам наиболее благоприятные условия для выполнения возложенных на них функций и задач.
В течение длительного времени дипломатические права и привилегии определялись обычными нормами, которые сложились главным образом на основе многолетнего применения отдельных правил, установленных Протоколами Венского (1815) и Аахенского (1818) конгрессов. Со второй половины XIX века предпринимались неоднократные попытки кодификации соответствующих норм частными лицами и организациями; попыталась, но, увы, безуспешно внести свою лепту иЛига Наций. И лишь только усилия Комиссии международного права ООН, вплотную занявшейся этой проблемой в50-е годы, привели к позитивным результатам. В итоге принятая в 1961 году Венская конвенция о дипломатических сношениях стала универсальным международно-правовым документом, в котором нашли наиболее полное отражение объем и характер дипломатических иммунитетов и привилегий. Позже были приняты и некоторые другие соглашения, относящиеся к регулированию международных отношений: в1963 году — Венская конвенция о консульских сношениях, а в1975 году — Венская конвенция о представительстве государств вих отношениях с международными организациями универсального характера.
В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. все иммунитеты и привилегии подразделены на две категории:
— относящиеся к дипломатическому представительству (неприкосновенность помещений, иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции иархивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства с центром идругими представительствами своего государства; таможенные и иные привилегии);
— к дипломатическому персоналу и членам их семей (неприкосновенность личности, жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии; освобождение от личных повинностей). Допускаются, однако, некоторые изъятия. Так, вещный иск может быть предъявлен по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеют лично. Можно предъявить иск по наследственному делу, в котором дипломат или член его семьи выступает в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях получения личной выгоды.
Дипломатический персонал имеет право свободного передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о так называемых закрытых зонах, если таковые существуют. Рядом стран установлен уведомительный порядок передвижения, требующий подачи в МИД соответствующей ноты, вкоторой указываются время и маршрут поездки.
Государство пребывания обязано обеспечить эффективную внешнюю охрану помещений дипломатического представительства; не допускается вступление властей (следователи, судебные исполнители, пожарная инспекция и т. п.) в эти помещения без согласия главы представительства. Важно подчеркнуть, что гражданско-правовой статус здания и земельного участка, занимаемого представительством (аренда или собственность), не влияет на обладание иммунитетами и привилегиями.
Средства передвижения представительства (оснащены специальными номерами) пользуются иммунитетом от ареста, реквизиции, обыска и т. п. Однако задержание, к примеру, находящегося в них преступника не является нарушением дипломатического статуса, так как возможные принудительные действия будут направлены в этом случае против соответствующего лица, а не средства передвижения. Абсолютной неприкосновенностью пользуется дипломатическая почта; она не ограничивается также ни весом, ни количеством мест. Однако если для доставки корреспонденции используются обычные каналы, то должны строго соблюдаться действующие в этом случае специальные соглашения между заинтересованными государствами. При их нарушении почта может быть задержана и даже вскрыта.
Дипломатический багаж (предметы, предназначенные для официального пользования представительства, а также для личного пользования дипломата или членов его семьи) не облагается таможенными сборами и пошлинами. Личный багаж может быть досмотрен лишь в присутствии заинтересованного лица или его представителя при наличии серьезных оснований подозревать наличие в нем предметов, запрещенных к ввозу и вывозу. Правда, жизнь вносит коррективы и в эту, казалось бы, незыблемую норму дипломатической практики. В настоящее время во многих странах, ввиду нарастающей угрозы терроризма и ради обеспечения безопасности полетов, авиакомпании иногда производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей и даже их личный досмотр.
В Целях повышения гарантий неприкосновенности личности дипломатов и членов их семей в 1973 году была принята Конвенция о предотвращениии наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (вступила в силу в 1977 г.)
Лица из состава административно-технического персонала, не являющиеся гражданами государства пребывания или не проживающие внем постоянно, не будучи дипломатами, пользуются тем не менее вместе с членами своих семей неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной — только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей. Не облагаются таможенными пошлинами адресованные указанным лицам предметы первоначального обзаведения.
Вместе с тем член семьи дипломата, являющийся гражданином государства пребывания, не пользуется дипломатическими иммунитетами и привилегиями.
Что же касается лиц из обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом лишь вотношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей иосвобождаются от налогов, сборов ипошлин на заработок, получаемый ими по службе. Причем и эти ограниченные иммунитеты не предоставляются гражданам государства пребывания или лицам, постоянно проживающим внем.
В Российской Федерации, как и в других странах, принцип неприкосновенности иностранного дипломата вступает в силу со времени его прибытия в страну и сохраняется даже при разрыве (приостановке) дипломатических отношений. Нарушение личной неприкосновенности, нападение на дипломата рассматриваются как серьезнейший инцидент, чреватый самыми негативными последствиями для отношений между государствами. Не допускаются и какие-либо дискриминационные меры в отношении предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов.
Вопрос об ответственности дипломата за совершенное им преступление решается по дипломатическим каналам. Иностранный дипломат может быть объявлен «нежелательным лицом» («персоной нон грата») и выдворен за пределы России. Ответственность за свершенное он несет по законам своей страны. В собственных интересах дипломат может на добровольной основе давать свидетельские показания в устной или письменной форме. Это может, например, иметь место, когда в отношении дипломата совершен недружественный акт, когда он оказался вовлеченным в дорожно-транспортное происшествие или иной какой-то инцидент. Отказ от иммунитета от юрисдикции осуществляется аккредитующим государством и всегда должен быть определенно выраженным.
В подтверждение принадлежности иностранцев к дипломатическому персоналу Протокольный департамент МИД РФ выдает дипломатам и членам их семей идентифицирующие их дипломатические карточки — специальные документы, в которых удостоверяется, что их владельцы пользуются всеми привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Положением о дипломатических и консульских представительствах, действующим в нашей стране. Основанием для выдачи карточки служат дипломатический паспорт, выданный аккредитующим государством, и указанный в нем ранг. В знак подтверждения особого статуса транспортных средств дипкорпуса в Российской Федерации органами внутренних дел выдаются особые номерные знаки: СМД — главам дипломатических миссий, Д — дипломатическим сотрудникам, Т — административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств в Москве.
Венской конвенцией 1961 года возложен и ряд обязанностей на дипломатические представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания. Представительство должно использовать свои помещения только для официальных целей и вести все официальные отношения с государством пребывания через министерство иностранных дел и другие ведомства, в отношении которых будет достигнута соответствующая договоренность. Обязанности персонала состоят в том, чтобы уважать законы и постановления государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела. Дипломат не может заниматься в стране пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
Конвенция о специальных миссиях 1969 года (Советский Союз не подписал ее в свое время), международный обычай, а также специальные соглашения между заинтересованными сторонами регламентируют вопросы привилегий и иммунитетов глав государств и иных лиц высокого ранга, других представителей и членов выезжающих за границу специальных миссий. Уставом ООН, Конвенцией о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера и рядом других международно-правовых документов регулируются особенности правового статуса, иммунитеты и привилегии международных организаций, их должностных лиц и служащих.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Привилегии космонавтов и астронавтов
К космонавтам и астронавтам долгое время было принято относиться как к представителям особой касты небожителей. И для этого есть основания. Во-первых, они действительно месяцами живут выше всех обитателей Земли, во-вторых, им
Королевские привилегии или львиная доля
На кой мне правила,
когда я миром правила!
А.Смир
Хотите в жизни быть прекрасной, желанной, богатой и знаменитой – ведите себя как ведут супер звезды или коронованные особы. Не отказывайте себе в роскоши и капризах. Минимальные
Дипломатические контакты
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ — осуществляемые посредством дипломатической переписки, через специальных посланцев (эмиссаров), посредников либо путем личного общения (непосредственного, или с использованием средств связи) официальные,
Консульские привилегии
КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ (лат. privilegium — исключительное право, преимущество) — льготы, особые правовые преимущества, предоставляемые страной пребывания консульского представительства (консульского учреждения) самому этому представительству и его
Привилегии
См. также «Справедливость»
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Генри Луис Менкен
Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка.
Владислав Гжегорчик
Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа.
Лешек
Привилегии
См. также «Справедливость»
В этом мире люди ценят не права, а привилегии.
Генри Луис Менкен*
Рядом с большими воротами всегда есть крохотная калитка.
Владислав Гжегорчик*
Оборот «иметь привилегии» редко встречается в первом лице единственного числа.
Лешек
Справедливость
См. также «Привилегии», «Равенство»
Справедливость – вечная беглянка из лагеря победителей.
Уинстон Черчилль
в версии Симоны Вейль*
Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Евангелие от Луки, 6, 37
Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь
1.8. Привилегии — не чиновникам, а сеньорам и инвалидам
Удивляют и умиляют в Германии седые, отлично ухоженные прически пожилых людей. Хотелось сказать, стариков и старушек, но эти слова к ним не подходят. Часто при продаже билетов можно увидеть объявление: цена для
Дипломатические представительства
Дипломатические представительства Индии в Российской ФедерацииКонсульский отдел Посольства Индии в РФМосква, ул. Воронцово Поле, 4, м. Курская,тел. (495) 917 48 35 (англ. яз.), 917 19 35 (рус. яз.),факс (495) 916 23 43,fscons@com2com.ru, www.indianembassy.ruприем заявлений
Дипломатические представительства
Дипломатические представительства Индии в Российской ФедерацииКонсульский отдел Посольства Индии в РФМосква, ул. Воронцово Поле, 4, м. Курская,тел. (495) 917 48 35 (англ. яз.), 917 19 35 (рус. яз.),факс (495) 916 23 43,fscons@com2com.ru, www.indianembassy.ruприем заявлений