Привилегии и иммунитеты почетных консулов

Привилегии и иммунитеты почетных консулов thumbnail

Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов Ст.68.

Почетный консул — это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства С.174 Г.Э. Лапин. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула — это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции Ст.1.2 Положения о Почетном консуле РФ.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

— почетный генеральный консул;

— почетный консул;

— почетный вице-консул;

— почетный консульский агент.

Привилегии и иммунитеты почетного консула

Привилегии и иммунитеты, которыми обладает почетный консул, не распространяются на членов его семьи, в отличие от иммунитета штатного должностного лица.

Государство пребывания должно освобождать почетных консулов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиции, военные контрибуции и военный постой Ст.67.

Консульские помещения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, нанимателем или владельцем которых является представляемое государство, освобождается от всех государственных, местных и районных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консула совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких, как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей и некоторых других, Венская конвенция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их привилегий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консула возбуждается уголовное дело, этот консул должен явиться в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно арестовано или задержано, должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок Ст.63.

Государство пребывания обязано предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

Источник

В последние годы институт почетного консула получает широкое развитие в консульской практике Российской Федерации и других государств. Это не случайно. Почетный консул способен оказать действенную помощь штатным сотрудникам посольств и консульств. Особенно важен этот институт для тех государств, которые не имеют своих посольств на территории той или иной страны. Почетный консул в этом случае является фактически единственным связующим звеном между представляемым государством и государством пребывания.

Читайте также:  Как антибиотики сажают иммунитет

Существует две категории консульских должностных лиц, а именно штатные консульские должностные лица и почетные консульские должностные лица. Положения главы II Венской конвенции 1963 г. распространяются на консульские учреждения, возглавляемые штатными консульскими должностными лицами; положения главы III распространяются на консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами.

Консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Но в исключительных случаях консульские должностные лица (главы консульских учреждений) могут назначаться из числа граждан государства пребывания с определенно выраженного согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Такие консульские должностные лица называются почетными консулами. Государство пребывания может оговорить за собой подобное же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами представляемого государства.

Государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения функций почетному консулу. Среди консульских функций почетного консула весьма актуальными становятся услуги гражданам по следующим вопросам: оказание консультационных и информационных услуг в вопросах установления контактов и развития делового сотрудничества с партнерами государства пребывания; знакомство с законами государства пребывания в области экономической деятельности; помощь в получении виз, разрешений на работу и вида на жительство и т. д.

Почетные консулы имеют право пользоваться государственным флагом и гербом представляемого государства в государстве пребывания в соответствии с положениями ст. 29 Венской конвенции 1963 г. Государственный флаг представляемого государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением, на его входных дверях, а также на резиденции почетного консула и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на его средствах передвижения. При осуществлении данного права должны приниматься во внимание законы, правила и обычаи государства пребывания.

Государство пребывания должно либо оказать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам и правилам, помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путем (ст. 30 Венской конвенции 1963 г.). Оно должно также в случае необходимости оказывать помощь консульскому учреждению в получении подходящих помещений для его работников.

Государство пребывания должно обеспечивать почетному консулу свободу передвижений и путешествий по его территории (ст. 34 Венской конвенции 1963 г.), должно разрешать и охранять свободу сношений консульского учреждения для всех официальных целей. При связи с правительством, дипломатическими представительствами и другими консульскими учреждениями представляемого государства почетный консул может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы и закодированные или шифрованные депеши. Однако установить радиопередатчик и пользоваться им он может лишь с согласия государства пребывания.

Официальная корреспонденция почетного консула неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению, возглавляемому почетным консулом, и его функциям.

Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления (п. 3 ст. 35 Венской конвенции 1963 г.).

Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования почетного консула.

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолета, направляющегося в порт или аэропорт, прибытие в который разрешено. Он снабжается официальным документом с указанием числа мест, составляющих вализу, но он не считается консульским курьером. По согласованию с компетентными местными властями почетный консул может направить одного из своих работников принять вализу непосредственно и беспрепятственно от командира судна или самолета (ст. 35 Венской конвенции 1963 г.).

Читайте также:  Уколы которые подымают иммунитет

В целях облегчения выполнения консульских функций в отношении граждан представляемого государства:

  • а) почетный консул может свободно контактировать с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается контактов с почетным консулом представляемого государства и доступа к нему;
  • б) компетентные органы государства пребывания должны безотлагательно уведомлять почетного консула представляемого государства о том, что в пределах его консульского округа какой-либо гражданин этого государства арестован, заключен в тюрьму или взят под стражу в ожидании судебного разбирательства или же задержан в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщения, адресуемые почетному консулу лицом, находящимся под арестом, в тюрьме, под стражей или задержанным, также безотлагательно передаются этими органами консульскому учреждению;
  • в) почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписываться с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в его округе во исполнение судебного решения. Тем не менее почетный консул должен воздерживаться выступать от имени гражданина, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, если он определенно возражает против этого (ст. 36 Венской конвенции 1963 г.).

При выполнении своих функций почетный консул может обращаться:

  • а) в компетентные местные органы своего консульского округа;
  • б) в компетентные центральные органы государства пребывания, если это допускается, и в той степени, в какой это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами (ст. 38 Венской конвенции 1963 г.).

Почетный консул может взимать за совершение консульских актов на территории государства пребывания сборы и пошлины, предусматриваемые законами и правилами представляемого государства.

Суммы, собираемые в форме сборов и пошлин, освобождаются в государстве пребывания от всех налогов, сборов и пошлин (ст. 39 Венской конвенции 1963 г.).

Преимущества, привилегии и иммунитеты почетного консула регулируются ст. 59—67 Венской конвенции 1963 г.

Привилегии и иммунитеты, предусматриваемые данной Конвенцией, не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом.

Обмен консульскими вализами между двумя консульскими учреждениями, возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами и находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия двух соответствующих государств пребывания.

Что касается почетных консулов России, то следует сказать, что их статус регулируется: ст. 37 и 38 главы 5 Консульского устава Российской Федерации 2010 г.; приказом МИД России от 13 октября 1998 г. № 2774 «Положение о Почетном консуле Российской Федерации», а также распоряжением МИД России от 10 октября 2007 г. № 36667/тс «О порядке назначения Почетного консула Российской Федерации и порядке рассмотрения обращений иностранных государств о назначении почетных консулов в Российской Федерации». Однако до сих пор в российском законодательстве нет определения понятия «почетный консул». В связи с этим предлагается следующее определение: почетный консул — это лицо, являющееся гражданином государства пребывания, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее ряд консульских функций по поручению представляемого государства и с согласия государства пребывания.

В то же время, помимо общего правила, почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции. Министерство иностранных дел РФ с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетному консулу.

Почетный консул не состоит на государственной службе Российской Федерации и не получает от Российской Федерации какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций. Он назначается на должность и освобождается от должности МИД России.

Почетный консул выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения в государстве пребывания, на территории консульского округа которого он действует. В случае отсутствия в государстве пребывания дипломатического представительства Российской Федерации или консульского учреждения МИД России поручает такое руководство дипломатическому представительству Российской Федерации или консульскому учреждению, расположенным в одном из государств, сопредельных с государством пребывания почетного консула или ближайших к государству его пребывания.

Читайте также:  Для иммунитета курага чернослив

По согласованию с государством пребывания и с согласия МИД России почетный консул может одновременно исполнять обязанности почетного консула другого иностранного государства.

Почетный консул может выполнять следующие консульские функции:

  • 1) осуществление учета граждан РФ, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, обеспечение защиты их прав и интересов в рамках своей компетенции;
  • 2) принятие мер по розыску граждан РФ, пропавших без вести на территории консульского округа;
  • 3) оказание содействия гражданам РФ, находящимся на территории консульского округа, в реализации их избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации;
  • 4) принятие мер по охране прав и интересов постоянно проживающих на территории консульского округа граждан РФ, над которыми требуется установить опеку или попечительство;
  • 5) оказание необходимого содействия судам (кораблям), воздушным судам, средствам подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, зарегистрированным или учтенным в Российской Федерации, и членам их экипажей (бригад), находящимся на территории консульского округа.

С развитием института почетного консула намечается тенденция расширения привилегий и иммунитетов почетных консулов. Так, например, в Консульской конвенции с Румынией есть ряд положений, относящихся к привилегиям и иммунитетам почетных консулов, которые идут дальше по сравнению с Венской конвенцией 1963 г. В ст. 20 названной двусторонней Конвенции предусмотрены «защита интересов и оказание содействия гражданам представляемого государства в случае ареста и судебного разбирательства», в ст. 26 содержатся нормы, регламентирующие ряд функций в отношении наследства, и т. д.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: в настоящее время имеет место тенденция, направленная на укрепление института почетных консулов, признание его роли и необходимости, в том числе в экономическом общении между государствами.

Почетные консулы осуществляют практически те же функции, что и консульские должностные лица, и на них распространяются многие консульские иммунитеты и привилегии, которые прописываются в Венской конвенции 1963 г. и в двусторонних консульских конвенциях, за некоторым исключением.

Так, почетные консулы не находятся на государственной службе аккредитующего государства, не получают какого-либо денежного вознаграждения за выполнение своих функций от аккредитующего государства. Их деятельность финансируется за счет консульских сборов, которые почетный консул не пересылает направившему его государству. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные Венской конвенцией 1963 г., не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом. Обмен консульскими вализами между двумя консульскими учреждениями, возглавляемыми почетными консульскими должностными лицами и находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия двух соответствующих государств пребывания.

Не прописаны для почетного консула в названной Конвенции такие функции, как: а) «выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам»; б) «защита в государстве пребывания интересов представляемого государства»; в) «оказание помощи судам и самолетам и их экипажам, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном и командой судна, которое несет флаг аккредитующего государства».

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение понятия «почетный консул».
  • 2. Какие консульские функции выполняет почетный консул?
  • 3. Какие консульские иммунитеты и привилегии распространяются на почетного консула?
  • 4. В какие компетентные органы страны пребывания может обращаться почетный консул при выполнении своих консульских функций?
  • 5. Разрешает ли Консульский устав Российской Федерации назначать почетных консулов России в иностранные государства?
  • 6. Под чьим руководством выполняет свои консульские функции почетный консул в государстве пребывания?
  • 7. Может ли почетный консул одновременно исполнять обязанности почетного консула нескольких государств?

Источник