Привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического представительства

Привилегии и иммунитеты сотрудников дипломатического представительства thumbnail

Под иммунитетом (от лат. immunitas – независимость, неподверженность) понимаются изъятия из-под юрисдикции государства пребывания; под привилегиями (lex privus) – особые правовые преимущества, льготы.

Теория

В науке международного права термин «иммунитет» подразделяется на иммунитет государства, который вытекает из суверенитета государства, ныне закрепленного в нормах международного права, и дипломатический иммунитет.

Общая характеристика правового содержания иммунитета выражена в известном с давних времен юридическом правиле par in parem non habet imperium (равный над равным власти нс имеет). В свою очередь, известный юрист-международник Я. Броунли, ссылаясь на доктрину суверенного иммунитета, отмечает, что следует различать два принципа, на которых зиждется суверенный иммунитет. Один из них находит свое выражение в правиле par in parem non habet jurisdictionem (равный над равным не имеет юрисдикции), отражает статус равенства, присущий независимым суверенам. Другой принцип, на котором основывается иммунитет, – это принцип невмешательства во внутренние дела других государств. На нем основывается теория абсолютного иммунитета.

Абсолютный иммунитет подразумевает, что государство обладает нравом пользоваться иммунитетом в полном объеме, и он распространяется на любые действия государства. Единственное ограничение такого иммунитета государства возможно только с его согласия. Теория абсолютного иммунитета применялась в течение XIX–XX вв.

Советская доктрина международного права также исходила из теории абсолютного иммунитета иностранного государства, ссылаясь на основные принципы международного права.

Однако во второй половине XX в. законодательство многих государств начало переориентироваться с теории абсолютного иммунитета на теорию функционального иммунитета. Эта теория базируется на разграничении функций государства на публично-правовые (jure imperium) и частноправовые (jure gestionis). В соответствии с этой теорией, если государство осуществляет суверенные (публичные) функции, то оно пользуется иммунитетом. Если же государство заключает торговые сделки, – оно не пользуется иммунитетом.

В доктрине международного права выделены несколько видов иммунитета государства: а) судебный иммунитет, т.е. неподсудность иностранного государства судам другого государства; б) иммунитет от предварительного обеспечительного иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. Совокупность всех видов иммунитета называется юрисдикционным иммунитетом государства.

Комиссия международного права разработала проект новой конвенции о государственных юрисдикционных иммунитетах, в тексте которого нашла отражение практика многих государств по вопросу применения теории функционального иммунитета государств. Проект конвенции был одобрен ГА ООН 2 декабря 2004 г. Данная конвенция, получившая название «Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности», на январь 2008 г. не вступила в силу. Вступление в силу этой Конвенции позволило бы разрешить многие спорные вопросы.

Под термином дипломатический иммунитет в широком смысле понимается совокупность иммунитетов и привилегий, предоставляемых главам государств, главам и членам правительств, членам парламентов, дипломатическим представительствам, дипломатическим агентам и их персоналу, консульским учреждениям и их работникам, специальным миссиям, главе и членам миссии, главам и членам делегаций на международных конференциях и в органах международных организаций, международным организациям и их должностным лицам.

Теоретической основой дипломатических иммунитетов и привилегий является так называемая комбинированная теория, состоящая из функциональной и представительной теорий, что нашло подтверждение в преамбуле Венской конвенции 1961 г.

Дипломатические представительства и их персонал наделены по международному праву соответствующими иммунитетами и привилегиями.

Согласно положениям Венской конвенции 1961 г. привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.

Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе как с согласия главы представительства.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Архивы и документы дипломатического представительства также неприкосновенны.

Дипломатические представительства наделены правом на свободное сношение со своим правительством и другими представительствами своего государства с использованием всех подходящих средств, включая закодированные и шифрованные депеши.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Разумеется, дипломатическая почта должна содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования, и все, что составляет дипломатическую почту, должно иметь внешние видимые знаки.

Дипломатический курьер пользуется при исполнении своих обязанностей защитой государства пребывания. Он пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

Аккредитующее государство и глава представительства должны освобождаться от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для официального пользования представительства, также освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги.

Вознаграждения и сборы, взимаемые дипломатическим представительством при выполнении своих официальных обязанностей, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин.

Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

Что касается иммунитетов и привилегий сотрудников дипломатического представительства, то по Венской конвенции 1961 г. их объем различен для членов дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства.

Члены дипломатического персонала представительства и члены их семей пользуются привилегиями и иммунитетом в полном объеме.

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личную свободу или достоинство.

Читайте также:  Как паразиты влияют на иммунитет

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, а также, с некоторыми изъятиями, от гражданской и административной юрисдикции. Он не обязан давать показания в суде в качестве свидетеля, и в отношении него нс могут в принципе приниматься никакие исполнительные меры. Только аккредитующее государство может отказаться от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов.

Частная резиденция дипломатического агента пользуется такой же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства.

Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных (за некоторыми исключениями, например: косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, сборов и налогов на частный доход, сборов за конкретные виды обслуживания), от всех трудовых и государственных повинностей. От всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, освобождаются ввозимые в государство пребывания предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи.

Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются предусмотренные Венской конвенцией 1961 г. изъятия, причем такой досмотр может производиться только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Всеми этими привилегиями пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним и не являющиеся гражданами государства пребывания.

Дипломатический агент, который является гражданином государства пребывания или постоянно в нем проживает, пользуется лишь иммунитетом от юрисдикции и неприкосновенностью в отношении официальных действий, совершенных им при выполнении своих функций (функциональный иммунитет).

Привилегии и иммунитеты административно-технического и обслуживающего персонала представительства у́же. Иммунитет административно- технического персонала от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания не распространяется на действия, совершенные им нс при исполнении своих обязанностей.

Члены обслуживающего персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.

Домашние работники сотрудников представительства, если они не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин на заработок, получаемый ими по службе. В других отношениях они могут пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает государство пребывания.

На основе специальных соглашений между заинтересованными государствами на сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала могут быть распространены иммунитеты членов дипломатического персонала. По инициативе СССР такие соглашения были заключены, например, с Великобританией, Канадой и США. Такие соглашения заключили и другие государства.

При проезде дипломатического агента через территорию третьего государства это третье государство должно предоставлять ему и членам его семьи неприкосновенность и такие другие иммунитеты, какие могут потребоваться для обеспечения его проезда или возвращения.

Без ущерба для его привилегий и иммунитетов персонал представительства обязан уважать законы и постановления государства пребывания, а также не вмешиваться во внутренние дела этого государства, а помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с его функциями. Дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

ГА ООН приняла в 1973 г. Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Россия – участница), в которой подчеркивается не только право таких лиц на специальную защиту, но и ответственность посылающего государства за поведение лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

Источник

Согласно международному и национальному праву диплома­тические представительства и их сотрудники пользуются соответ­ствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представи­тельства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического пред­ставительства. Под помещениями понимаются здания или их час­ти, используемые для целей представительства, включая резиден­цию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкос­новенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого втор­жения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всяко­го нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажор­ных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения тер­рористами?

Международное право не разрешает использовать институт не­прикосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполни­тельных действий как в мирное время, так и во время вооружен­ных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арен­дованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождают­ся от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипло­матических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Читайте также:  Повысить иммунитет натуральными средствами

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительст­ва (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на террито­рию государства пребывания и вывозить с этой территории пред­назначенные для официального пользования представительств то­вары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче­ского характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредста­вительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть за­держаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения ка­ких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Если ди­пломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила до­рожного движения…

4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уго­ловной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государ­ства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрис­дикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.

5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, кото­рое находится на территории государства пребывания;

2) по на­следованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) от­носящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функ­ций.

6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Одна­ко ничто не препятствует им это делать, если они сами того поже­лают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции.

7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможен­ными властями государства. Исключение составляют случаи, ко­гда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государ­стве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследст­во и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и воен­ных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус администра­тивно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, ко­торая на последних не распространяется. Обслуживающий персо­нал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от на­логов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Источник

Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокуп­ность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрис­дикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сно­шений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различа­ются привилегии и иммунитеты дипломатического представи­тельства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического предста­вительства.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличает­ся от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задер­жанию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необ­ходимо согласие государства пребывания.

В соответствии с международным правом Таможенный ко­декс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломати­ческих представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования пред­ставительств товаров с освобождением от таможенных плате­жей (ст. 202).

В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право поль­зоваться флагом и эмблемой своего государства на принадле­жащих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все надле­жащие меры для защиты помещений представительства от вся­кого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорб­ления его достоинства. Это обязательство учтено в Федераль­ном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. В перечне ее обязанностей: обес­печивать во взаимодействии с органами внутренних дел безо­пасность представительств иностранных государств на терри­тории Российской Федерации (п. «н» ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Читайте также:  Поствакцинальный иммунитет к коклюшу

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического пред­ставительства и дипломатических агентов. Прежде всего зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть основани­ем ареста, заключения под стражу или содержания под стра­жей. При этом его частная резиденция пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения пред­ставительства.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 Уголовного кодекса РФ дипломатические представители ино­странных государств пользуются иммунитетом. Положение об иммунитете от административной юрисдикции содержится в ст. 17 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространя­ется на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребы­вания, если только дипломат не владеет им от имени аккреди­тующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и .консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава представительства и члены дипло­матического персонала вступают в гражданско-правовые отно­шения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие, показания он не обязан для этого являться в судебные или следственные ор­ганы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для лич­ного пользования дипломата или членов его семьи, освобожда­ются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобо­ждается от таможенного досмотра, если нет оснований предпо­лагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз кото­рых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Та­моженном кодексе РФ (ст. 203).

Указанными «в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязан­ностей пользуются личной неприкосновенностью и не подле­жат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты рас­пространяются на членов административно-технического и об­служивающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не явля­ются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

43.Консульские учреждения: функции, виды. Порядок назначения глав консульских учреждений.

Консульство — орган внешних сношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: ге­неральные консульства, консульства, вице-консульства, консуль­ские агентства. В консульских отношениях Российской Феде­рации, как и ранее СССР, наиболее распространены генераль­ные консульства. В настоящее время в различных регионах России функционируют генеральные консульства: в Санкт-Пе­тербурге — США, ФРГ, Великобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии, Франции и ряда дру­гих стран; в Пскове — Латвии; в Астрахани — Ирана; в Екате­ринбурге — США и Великобритании; в Тюмени — Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Монголии; в Хабаров­ске — КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве ра­ботают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение о его полномочиях — консульский па­тент. Консульский патент выдается главой государства, гла­вой правительства или министром иностранных дел представ­ляемого государства. В Российской Федерации выдача консуль­ского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается дея­тельность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, есте­ственно, различия в масштабах деятельности). Это защита ин­тересов представляемого государства, его граждан и юридиче­ских лиц; содействие развитию торговых, экономических, куль­турных и научных связей между государствами; выяснение все­ми законными путями условий и событий в государстве пребы­вания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские во­просы:

ü выдачу паспортов гражданам представляемого государст­ва и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представ­ляемое государство;

ü оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

ü оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

ü выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.



Источник