Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений оон

Привилегии и иммунитеты специализированных учреждений оон thumbnail

Для того чтобы международная организация могла нормально функционировать, она должна пользоваться определенными привилегиями и иммунитетами. Представители государств — членов международной организации и ее должностные лица также должны пользоваться привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения ими своих функций.

Эти положения, нашедшие отражение в ст. 104 и 105 Устава ООН и в уставных документах ряда др. международных организаций, являются в настоящее время общепризнанными.

В развитие положений ст. 105 Устава ГА ООН 13 февраля 1946 г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, в которой данные вопросы регламентируются более конкретно. 21 ноября 1947 г. ГА ООН утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Данная конвенция применима ко всем специализированным учреждениям системы ООН с учетом некоторых изменений, предусматриваемых в особых приложениях, разрабатываемых самими этими учреждениями с целью отражения их специфики.

К этому следует добавить, что ООН заключила соглашения с США и Швейцарией о штаб-квартирах Организации на территориях этих двух стран (соответственно соглашения от 19 апреля 1946 г. и от 26 июня 1947 г.), а специализированные учреждения, в свою очередь, имеют соглашения с государствами, на территории которых расположены их штаб-квартиры (ЮНЕСКО — с Фр., ФАО — с Италией и т.д.). В этих соглашениях содержатся положения о привилегиях и иммунитетах представителей государств и должностных лиц соответствующих организаций.

Необходимо подчеркнуть, что иммунитет представителей государств в международных организациях значительно шире, полнее, чем иммунитет должностных лиц. По существу он аналогичен дипломатическому, что имеет под собой серьезные основания. Главным здесь является то, что, как и в случае с дипломатическими представителями, в основе иммунитетов и привилегий представителей государств в международных организациях и в органах этих организаций лежит прежде всего право государств на международное представительство. Отсюда необходимость обладания этой категорией представителей максимально возможными привилегиями и иммунитетами, приближающимися к дипломатическим или аналогичными им.

Вместе с тем необходимо отметить, что, в отличие от дипломатических представителей, эти представители не аккредитованы при государствах пребывания и реализуют свои права на международное представительство не перед ними, хотя в них и находятся, а в рамках международной организации. Аналогичное положение складывается и в отношении делегаций государств на международных конференциях, которые также не аккредитованы при государстве, на территории которого проводится конференция. Никто, разумеется, не может обязать государство стать страной пребывания. Но коль скоро государство взяло на себя такую роль, оно обязано обеспечить представителям государств в международных организациях и делегациям на конференциях соответствующие привилегии и иммунитеты, которыми, конечно, они должны пользоваться добросовестно.

Из того факта, что эти представители не аккредитованы в государстве пребывания, а представляют свои государства в международной организации (органе, на конференции), вытекают по меньшей мере три правовых последствия: а) их назначение не обусловливается получением агремана от организации или государства пребывания; б) такие представители не могут быть объявлены persona non grata по правилам, применяемым в двусторонней дипломатии; в) по отношению к ним государство пребывания не может применять принцип взаимности.

Что касается представителей государств в международных организациях, в органах этих организаций и на созываемых ими международных конференциях, то на практике, сложившейся в системе ООН, они обладают иммунитетами и привилегиями, аналогичными дипломатическим.

Согласно ст. 4 Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., представители государств-членов в главных и вспомогательных органах ООН (делегаты, их заместители, советники, эксперты и секретари делегаций) обладают практически всеми привилегиями, иммунитетами и льготами, какими пользуются дипломатические представители.

Двусторонние соглашения о штаб-квартирах ООН и ряда др. международных организаций универсального характера предусматривают для постоянных представителей государств при международных организациях привилегии и иммунитеты, аналогичные дипломатическим, однако в некоторых соглашениях они несколько сужены.

Так, соглашение ООН с США о штаб-квартире ООН, признавая в принципе за представителями государств в ООН и в специализированных учреждениях ООН право на дипломатические привилегии и иммунитеты, в то же время позволяет властям США возбуждать с согласия государственного секретаря дела против сотрудников представительств и должностных лиц ООН с целью предъявления им требования о выезде из Соединенных Штатов «при злоупотреблении своими привилегиями». Правда, в соглашении оговорено, что такое согласие может быть дано государственным секретарем США лишь после консультации с соответствующим государством — членом ООН (когда дело касается представителя такого государства или члена его семьи) или после консультации с Генсеком или главным должностным лицом специализированного учреждения, когда речь идет о его должностных лицах.

Читайте также:  Понятие об иммунитете виды иммунитета презентация

Кроме того, в соглашении говорится, что лицам, пользующимся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, то есть представителям государств при международных организациях, может быть предъявлено требование о выезде из США «с соблюдением обычного порядка, установленного в отношении дипломатических представителей, аккредитованных при правительстве Соединенных Штатов». Иными словами, здесь предпринята попытка распространить на эту категорию представителей норму о persona non grata, что противоречит статусу представителей государств при международной организации.

14 марта 1975 г. на конференции ООН, созванной в Вене по решению ГА ООН, была принята Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Конвенция предусматривает свободу назначения посылающими государствами сотрудников постоянных представительств. В ней закреплены принципы полной неприкосновенности личности представителей государств в международных организациях и на международных конференциях, помещений постоянных представительств, жилых помещений делегаций, а также почты представительств и делегаций; четко очерчены правовой статус, привилегии и иммунитеты постоянных представителей, постоянных наблюдателей, делегаций, а также наблюдателей в органах и на международных конференциях. Объем предоставляемых всем этим категориям представителей государств привилегий и иммунитетов приближается к дипломатическому. Конвенция не содержит положения о persona non grata в том его виде, который характерен для двусторонней дипломатии.

Конвенция также регулирует вопрос о привилегиях и иммунитетах административно-технического персонала постоянных представительств и делегаций, приравнивая его в основном к административно-техническому персоналу дипломатических представительств.

В конвенцию включены положения об обязанности государства пребывания международной организации не только обеспечивать все надлежащие условия для нормальной деятельности постоянных представительств и делегаций, но и принимать все надлежащие меры к возбуждению судебного преследования и наказанию лиц, виновных в совершении посягательств на представительства и делегации.

Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций.

В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц международных организаций лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН устанавливает, что должностные лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий, аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов; имеют право ввозить беспошлинно свою мебель и имущество при первоначальном занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генсеком ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран — членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитеты должны предоставляться должностным лицам ООН на территориях всех стран — участниц конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций, пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности, предоставляются: иммунитет от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего сказанного или написанного ими и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам дипломатических представительств, находящимся во временных служебных командировках; те же иммунитеты и льготы в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям.

Читайте также:  Иммунитет при вакцинации от гепатита а

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совет по опеке.

Под международной опекой понималась система управления несамоуправляющихся территорий, которая была создана в соответствии с Уставом ООН. Под опеку ООН были переданы территории, ранее являвшиеся колониальными владениями Германии, Японии и Италии. В настоящее время Совет по опеке не функционирует, поскольку все подопечные территории стали независимыми государствами.

Основополагающей в этом вопросе является Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года. В ней установлены привилегии и иммунитеты как самой организации, так и ее сотрудников.

В соответствии с этой конвенцией ООН, признающаяся как имеющая права юрлица, обладает следующими иммунитетами:

1) ООН и ее имущество пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме тех случаев, когда организация сама отказывается от этого иммунитета.

2) помещения, занимаемые ООН, не подлежат обыску, а ее имущество не подлежит ни реквизиции, ни конфискации.

3) все документы и все архивы ООН неприкосновенны, где бы они ни находились.

4) ООН освобождается от всех прямых налогов государства пребывания, а также от всех финансовых ограничений, связанных с переводом денежных средств из одного государства в другое.

5) ООН освобождается от таможенных сборов, импортных и экспортных ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для официального использования.

6) ООН пользуется такими же условиями связи, как и дипломатические представительства, то есть имеет право пользоваться шифром и курьерами, имеющими такой же статус, как и дипломатические курьеры.

Цель их состоит в том, чтобы организация была максимально свободна в осуществлении своей деятельности в государства. Это элемент суверенности МО. Эти гарантии даются не столько для самой организации, сколько для других государств-участников. Например, в США нужно иметь гарантии, что само США не воспользуется своими правами, чтобы оказывать давление на сотрудников и представителей государств-участников.

По объему имеющихся привилегий и иммунитетов у сотрудников ООН, сотрудников ООН можно разделить на три группы:

1) Secretary-General и его помощники, а также члены их семей. Они пользуются всеми иммунитетами и привилегиями дипломатических представителей.

2) Должностные лица ООН. Они, во-первых, не подлежат судебной ответственности за действия, совершенными ими в качестве должностных лиц, а во-вторых, освобождаются от налогообложения своих доходов, полученных от ООН. В-третьих, они имеют право при первоначальном занятии должности в данном государстве беспошлинно ввозить имущество. А в-четвертых, они освобождаются от всех государственных служебных повинностей и от ограничений, накладываемых на иностранных граждан в вопросах и иммиграции, и регистрации. Есть два вида иммунитетов: дипломатический (освобождаются от ответственности за действия как при исполнении полномочий, так и за другие действия) и функциональный (освобождаются от ответственности только за действия при исполнении полномочий). В этом и есть главное отличие первой группы от второй. Вторая группа самая многочисленная, а первая группа – немногочисленная. Освобождены от государственных служебных повинностей означает, что должностные лица освобождаются от, например, обязательной службы в армии как на территории государства, где он работает, так и на территории государства-гражданства. Дипломаты же, например, несут все повинности своего государства-гражданства, т.е. он несет ответственность в своем государстве. Должностное лицо ООН же освобожден от почти всех обязанностей даже по отношению к своему государству. Категории должностных лиц, пользующихся этими иммунитетами, определяет Генеральный Секретарь и представляет такой список на утверждение Генеральной Ассамблеи.

Читайте также:  Молочница при низком иммунитете

3) К третьей группе сотрудников ООН, пользующимися международными привилегиями и иммунитетами, относятся эксперты в командировках по делам ООН. Они пользуются, во-первых, иммунитетом от личного ареста или наложения ареста на их багаж. Во-вторых, они пользуются судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всех действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей. В-третьих, они пользуются неприкосновенностью всех своих документов. В-четвертых, они имеют право пользоваться шифром и использовать курьеров для связи с ООН. В-пятых, они пользуются теми же иммунитетами и льготами в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители.

Эксперты в командировках выполняют разовое поручение ООН, а должностные лица имеют постоянное трудоустройство в ООН. Эксперты пользуются иммунитетами только когда выполняют поручение ООН. Если они его выполнили, то их иммунитеты пропадают. Например, до вторжения США в Ирак, последний находился под контролем ООН по поводу химического оружия. Этот контроль осуществлялся путем посылки экспертов, которые не были сотрудниками ООН. Так вот эти эксперты являются представителями третьей группы.

Снять иммунитет с Генсека ООН может только Совбез ООН. Генсек ООН может снять иммунитет с любого из других сотрудников ООН. Ни разу в истории вопрос о снятии иммунитета с Генсека ООН не поднимался. Что касается сотрудников ООН, то иммунитет снимался. Например, в отношении одного из переводчиков ООН было установлено, что он оформлял въездные визы в США якобы для участия в работе ООН. Миграционная служба США обнаружила человека, который заплатил деньги сотруднику ООН за визу. После Генсек снял иммунитет с этого переводчика и власти США его осудили.

Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения ООН – это универсальные международные организации специальной компетенции, созданные для регулирования сотрудничества в определенных сферах международных отношений, заключившие с ООН специальное соглашение.

По целям и сферам их деятельности специализированные учреждения можно разделить на следующие группы:

1) специализированные учреждения в социально-культурной цели: Международная Организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки, Культуры (ЮНЕСКО), Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), Всемирная Туристская Организация (ВТТО).

2) специализированные учреждения в сфере транспорта и связи: Всемирный Почтовый Союз (ВПС), Международный Союз Электросвязи (МСЭ), Международный Морская Организация (IMO – International Maritime Organization), Международная Организация Гражданской Авиации (ICAO – International Civil Aviation Organization).

3) специализированные учреждения, развивающие сотрудничество в области финансово-экономических отношений: Организация Объединенных Наций по Промышленному Развитию (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization), МБРР, МВФ, Международная Финансовая Корпорация (МФК), Международная Ассоциация Развития (МАР), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Многосторонне Агентство по гарантиям инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency – MIGA).

Все специализированные учреждения ООН имеют в целом одинаковую правовую структуру. Они создаются путем заключения государствами-участниками специального международного договора. Присоединение к организации или выход из нее производится путем присоединения или выхода из соответствующего МД.

Руководящие органы специализированных учреждений состоят из трех звеньев:

1) из органа, объединяющего всех государств участников.

2) из избираемого ими директорат, ведущего всю текущую работу.

3) из президента или генерального секретаря, возглавляющего административный аппарат организации.

В большинстве специализированных учреждений каждое государство имеет один голос. Однако в финансово-экономических учреждениях (МБРР, МВФ) применяется система взвешенного голосования, то есть каждое государство-участник имеет такое количество голосов, которое пропорционально вкладу данного государства в капитал данной организации.

Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) стоит особняком среди других учреждений ООН в силу выполняемых им задач. В отличие от других специализированных учреждений, которые поддерживают связь с организацией через Экономический и Социальный Совет, МАГАТЭ при выполнении своих функций подчиняется непосредственно Совбезу ООН.

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3720; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник