Проект по биологии на тему иммунитет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ:
«РОЛЬ ИММУНИТЕТА В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА».
Подготовила : Егелева Умайчу
ученица 9 » В» класса МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
Руководитель : Хваджаева Ш.М.
учитель биологии МКОУ СОШ № 8 г. Кизилюрт
2018 г.
Оглавление
Введение
1. Особенности иммунитета.
1.1. Признаки ослабленного иммунитета.
1.2. Факторы, снижающие иммунитет.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Цель работы: понять значение иммунитета, его исследование.
Актуальность: Возросшая в последнее время актуальность темы здоровый образ жизни помогает людям приходить к тому, что несбалансированное питание, вредные привычки, огромное количество стресса, отсутствие достаточного количества физических нагрузок негативно сказываются на самочувствие, количестве заболеваний, продолжительности жизни. Благодаря своему здоровью мы можем ставить жизненные цели и добиваться их.
Проблема: Большинство подрастающего поколения не следят за своим здоровьем и не пытаются поддерживать свой иммунитет. Этим самым ухудшают свое положение в обществе и постоянные инфекционные заболевания. Рассмотрим подробнее, какие факторы снижают иммунитет и как этого избежать.
Гипотеза: Я думаю, что здоровье человека зависит от его иммунитета. Так ли это. Объект исследования – иммунитет человека. Методы исследования – наблюдение, анализ, анкетирование
Что такое иммунитет?
Иммунитет — это защита нашего организма.
Иммунная система защищает наш организм от любого генетически чужеродного вторжения: микробов, вирусов, простейших, от образующихся внутри организма продуктов распада (при инфекционно-воспалительных процессах) или клеток собственного организма, изменившихся в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.
Устойчивость к инфекциям обусловлена целым рядом защитных механизмов.
Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами.
В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба.
Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его – так организм борется с заболеванием.
Врожденный иммунитет
Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз.
Иммунитет, накапливаемый в течение всей жизни после перенесённых болезней или прививок, — называется приобретённым.
Признаки ослабленного иммунитета:
Постоянные простудные заболевания.
Повышенная утомляемость организма.
Слабость, длительная усталость.
Постоянная головная боль.
Резкие перепады настроения.
Сонливость.
Трудность с концентрированием внимания.
Особенно важно поддерживание иммунитета у подростков, так как организм еще не сформирован, нужно поддерживать его во всем. В этом возрасте иммунная система крайне уязвима.
Факторы снижающие иммунитет
Факторы, снижающие иммунитет:
Стрессы.
Переутомление.
Нарушение режима сна.
Неправильное питание.
Недостаточная физическая активность
Вредные привычки.
Инфекционное заболевание.
Прием лекарственных средств.
Недостаток солнечного света.
Неблагоприятные экологические условия.
При соблюдение этих факторов – мы снижаем свой иммунитет, что может привести к серьезным заболеваниям. Поэтому рассмотрим эти случаи по отдельности, чтобы узнать подробнее о снижении иммунитета.
Рассмотрим эти случаи по отдельности:
Стрессы — способность организма сопротивляться различного рода неблагоприятным воздействиям окружающей среды и болезнетворным организмам, находящимся в ней значительно снижается в условиях постоянного психологического напряжения и дискомфорта.
Вывод: Меньше плохих мыслей! Поддерживайте хорошее настроение. Ключ к здоровой иммунной системе — оптимизм. Психологи говорят, что пессимисты болеют чаще и тяжелее, чем оптимисты.
Переутомление — состояние, возникающее вследствие долгого отсутствия отдыха организма человека.
Вывод: Старайтесь не переутомляться, особенно, если иммунитет у вас и так явно снижен. Учитесь отдыхать во время, и не доводить свой организм до истощения.
Нарушение режима сна. Высыпаться – очень важно, иначе возникает недосып. Как недосып, так и пересып — вредны. Оптимальное время сна составляет 8-9 часов.
Вывод: Соблюдение режима и длительности сна очень важно. Нужен полноценный 8 часовой сон, так как сон — это залог восстановления организма и недостаточно поспать 8 часов после недели 4 – 5 часового дремания. Здесь так же нужна система.
Правильное питание – это сбалансированная минералами, витаминами, растительными и животными жирами пища. Соблюдение режима питания так же очень важно. Однообразное питание с повышенным содержанием сахара и жира почти не содержит витаминов, минеральных веществ и других элементов, необходимых для развития иммунитета. Очень полезно сбалансированное питание, с включением в ежедневный рацион фруктов и овощей.
Вывод: необходимо умеренно употреблять сладкое, не переедать (это приводит к зашлаковке организма и снижению иммунитета), так же исключить из своего рациона по максимуму пищу с высоким содержанием животных жиров, колбасы, различные консерванты, копчености, жареному предпочтите употребляйте клетчатку и белковую пищу. Питайтесь чаще, но небольшими дозами. Старайтесь не кушать минимум за 3 часа до сна.
Недостаточная физическая активность. Все спортсмены наверняка знают, как укрепить иммунитет. Ведь спорт – это не только здоровые мышцы, но и заряд энергии, который дает нам сил, хорошее настроение, а значит и поддерживает нашу защитную систему. Регулярные умеренные физические нагрузки укрепляют иммунитет и поднимают настроение на весь день. Благодаря вырабатываемым эндорфином во время упражнений.
Вывод: Ведите активный образ жизни. Бег, плавание, длительные пешие прогулки, регулярные занятия гимнастикой прекрасно поддерживают иммунитет.
Вредные привычки разрушают хрупкий подростковый иммунитет. В данном аспекте прежде всего следует обратить внимание на курение. Если вред, принесенный вашему организму неумеренным употребление алкоголя вы почувствуете уже на следующее утро, то курение — враг куда более коварный. Долго можно не замечать отражение курения на здоровья, а потом внезапно попасть на прием к онкологу. Стоит отметить, что онкология — это прежде всего результат сбоя в иммунной системе человека.
Вывод: Вредные привычки подрывают иммунную систему, откажитесь от них.
Инфекционное заболевание. Любое заболевание ослабляет иммунитет. Даже простая простуда снижает иммунитет, что в результате может привести к осложнениям.
Вывод:Чтобы избежать болезни, простуды и инфекции – поддерживайте свой иммунитет, укрепляйте свой организм.
Прием лекарственных средств. Негативно на состояние иммунной системы влияет регулярный прием лекарств, особенно антибиотиков.
Антибиотики – лекарства, уничтожающие все бактерии: и полезные, и плохие. После приема антибиотиков начинается дисбактериоз – нарушение равновесия микрофлоры. После приема антибиотиков обычно пропивают курс «полезных бактерий», для дисбаланса.
Вывод: Восстанавливать дисбаланс, пропивая лекарства по назначению.
Недостаток солнечного света. Недостаток солнечного света может сильно сказаться на самочувствии и настроении. По статистике, больше всего людей страдает депрессивными расстройствами, и чувствуют себя угнетенно именно в осеннее и зимнее время, то есть, когда активность солнца снижается и световой день становится намного короче.
Согласитесь, что проснувшись в сумерках, так хочется остаться в постели подольше, а когда в середине рабочего дня начинает потихоньку темнеть за окном и вовсе нет сил работать. Появляется сонливость, падает работоспособность, ухудшается настроение. Но как оказалось, нехватка солнечного света оказывает негативное влияние не только на настроение, но и на здоровье и внешний вид.
Под воздействием солнечного света в нашем организме происходит выработка витамина D, который играет важную роль в усвоении кальция и фосфора. Таким образом, солнечный свет косвенно влияет на красоту и силу наших ногтей, зубов, волос. Кроме этого, недостаток витамина D приводит к снижению иммунитета.
Вывод: Старайтесь больше находиться на улице, и получать витамин D.
Неблагоприятные экологические условия. Отрицательно влияют на организм и в том числе его защитные свойства не только загрязненный воздух, но и повышенный уровень шума, который присущ большинству крупных городов. Однако, если с предыдущими факторами еще можно как-то бороться, то в данном случае мы чаще всего бессильны. Ведь далеко не каждый решиться покинуть пыльный загазованный город и уехать «в деревню, в глушь…».
Вывод: Влияние экологии можно постараться уменьшить, а также компенсировать. Перестаньте сами мусорить, ходите на совместные уборки во дворе. Помогайте друг другу.
Заключение
Итак, я выяснила — от чего зависит сила иммунитета.
1. От качества питания – питание должно обеспечивать его всеми питательными веществами, витаминами и минералами необходимыми для роста и развития. Недостаток одного или нескольких питательных элементов подрывает работу иммунной системы и ослабляет иммунную защиту .
2. Условий жизни.
3. стояния внутренних органов
4. Образа жизни.
5. Физической активности.
6. Режима сна.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет!
Приложение
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Иммунитет» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Урок-исследование «Иммунитет» Подготовила учитель биологии МОУ СОШ с.Синявка Губина Людмила Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Цель: сформировать знания о защитных свойствах организма – иммунитете. Задачи: 1.познакомиться с механизмом иммунитета; 2.выяснить, какие заболевания считаются инфекционными; 3. сравнить действие вакцин и лечебных сывороток; 4. выяснить факторы, оказывающие влияние на иммунитет.
3 слайд
Описание слайда:
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Геродот Иммунитет — способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, инородных тел и веществ. Результатом этой реакции является возникновение невосприимчивости организма к повторному воздействию этого возбудителя.
4 слайд
Описание слайда:
«В кабинете врача» Анализ крови: Эритроцитов – 3,5 млн. Лейкоцитов – 27 тыс. РОЭ – 30 мм/ч Что вы можете порекомендовать больному и почему?
5 слайд
Описание слайда:
Лейкоциты играют важную роль в защите организма от чужеродных для него клеток и тканей. Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц был открыт русским биологом И. И. Мечниковым и назван фагоцитозом, а клетки «пожиратели» фагоцитами. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц
6 слайд
Описание слайда:
Мечников Илья Ильич (1845-1916) Выдающийся русский учёный. Автор знаменитой фагоцитарной теории иммунитета, за которую ему, первому из русских биологов, была присуждена Нобелевская премия.
7 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Фагоцитоз» Цель: выяснить механизм фагоцитоза Задачи: 1. познакомиться с историей открытия фагоцитоза; 2. выяснить роль лейкоцитов и воспаления в защите организма против инфекции. Приближаясь к бактериям, лейкоциты обволакивают их и поглощают.
8 слайд
Описание слайда:
воспаление – защитная реакция организма против инфекции. При многих заболеваниях повышается температура и возникает воспалительный процесс. Было установлено, что при воспалении расширяются сосуды, в крови увеличивается количество лейкоцитов, выполняющих функцию фагоцитоза. Схема воспаления
9 слайд
Описание слайда:
Антитела, особые белки – иммуноглобулины, которые образуются в нашем организме при попадании в него чужеродных веществ. В — клетки образуют антитела, которые током крови разносятся по организму. Антитела соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Т – клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов.
10 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Инфекционные заболевания». Цель: познакомиться с понятием об инфекционных заболеваниях. Задачи: 1. Выяснить какие заболевания относят к инфекционным; 2. Познакомиться с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями и их профилактикой. Инфекционные болезни – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются формированием в организме постинфекционного иммунитета
11 слайд
Описание слайда:
К основным инфекционным заболеваниям относят дифтерию, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит (свинка), корь, вирусный гепатит, туберкулёз, дизентерию, сальмонеллёз, ботулизм, СПИД. Профилактика инфекционных заболеваний: прививки, закаливание организма, занятия физической культурой, здоровый образ жизни, чистота помещений, соблюдение санитарно-гигиенических норм, употребление доброкачественной воды и пищевых продуктов.
12 слайд
Описание слайда:
Фагоцитоз и выработка антител –защитный механизм иммунитета. В 1776 г. Э. Дженнер решился на смелый опыт и сделал первую в мире прививку. Иммунитет Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый (после болезни) Под действием вакцины (активный) Под действием лечебной сыворотки (пассивный)
13 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме: «Вакцинация и прививки». Цель: изучить механизм вакцинации. Задачи: 1.Выяснить, что такое вакцина; 2. Выяснить, от каких инфекционных заболеваний следует делать прививки. Первым открыть механизм вакцинации удалось французскому учёному Луи Пастеру (1822 – 1895). Ему принадлежит заслуга предохранения людей от заболевания сибирской язвой, бешенством, краснухой посредством вакцинации, т. е. посредством предупредительных прививок.
14 слайд
Описание слайда:
Вакцина – культура ослабленных микробов. Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. После прививки человек чаще всего не болеет или болеет легко. Основным действующим компонентом вакцины могут быть: ослабленные, незаразные, живые вирусы или бактерии; убитые вирусы или бактерии; обезвреженные продукты жизнедеятельности возбудителей; ответственные за формирование иммунитета белки вирусов, получаемые с помощью новых генноинженерных технологий. В первые два года жизни ребёнка прививают против 10 инфекций.
15 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Лечебные сыворотки» Цель: изучить действие на организм лечебных сывороток. Задачи: 1. Выяснить, что такое лечебная сыворотка; 2. Выяснить, в каких случаях применяют лечебную сыворотку. Лечебная сыворотка – это препарат антител, образовавшихся в крови переболевшего человека или животного. Введение сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная система иммунитета не начнёт вырабатывать свои антитела.
16 слайд
Описание слайда:
Лечебную сыворотку применяют для лечения тяжёлой инфекционной болезни – дифтерии. Её возбудители поражают слизистую оболочку горла, а их яды разносятся кровью по организму, вызывая тяжёлое отравление. Ротовая полость больного дифтерией При использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь станет восприимчивым к болезни. Поэтому такой иммунитет называют пассивным.
17 слайд
Описание слайда:
СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита, тяжёлое заболевание, поражающее иммунные системы организма. СПИД вызывает ВИЧ – инфекция (вирус иммунодефицита человека). ВИЧ избирательно поражает Т- лимфоциты в крови, которые распознают и уничтожают возбудителей болезней. Источником возбудителя инфекции является ВИЧ-инфицированный человек. Основными способами передачи ВИЧ – инфекции являются: половой (70-75%) внутриутробный – от ВИЧ-инфицированной матери ребёнку (5-10%) использование общей иглы в среде наркоманов (5-10%) переливание крови (3-5%) случайные уколы иглой и другие редкие способы заражения (менее 0,01%)
18 слайд
Описание слайда:
На заметку: Ежедневное общение с ВИЧ-инфицированным не представляет опасности. Вирус не распрост — раняется воздушно – капельным путём. Невозможно заразиться ВИЧ при бытовых контактах, при пользовании общим туалетом, ванной, бассейном, через укусы насекомых. Помни: Вакцины против СПИДа нет, нет лекарств, полностью исцеляющих заражённых. Болезнь считается неизлечимой. Поэтому основная профилактика против СПИДа – знание и разумное поведение. Всегда помните, что ваша жизнь в ваших руках!
19 слайд
Описание слайда:
Исследовательская работа по теме «Факторы, влияющие на иммунитет». Цель: познакомиться с факторами, оказывающими влияние на иммунитет. Задачи: 1. выяснить, что такое аллергия; 2. выяснить факторы, повышающие иммунитет. В природной среде, окружающей человека, содержится много веществ, способных влиять на состояние его здоровья: это химические вещества, лекарственные препараты и даже пищевые продукты. Попадание в организм этих веществ может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией. Аллергия может возникать на различные запахи, пищевые продукты или пищевые добавки, на пыль, на укусы насекомых и т.д.
20 слайд
Описание слайда:
Факторы, которые повышают иммунитет: Это здоровый образ жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом, витамины, противовирусные препараты (арбидол, интерферон), вакцинация. В период эпидемии гриппа хорошо помогают народные средства. Это лук, чеснок, витамин С, который содержится в квашенной капусте, лимонах, цитрусовых, в отваре плодов шиповника и смородины. Хорошо повышает иммунитет куриный бульон.
21 слайд
Описание слайда:
Подумай и ответь! 1.Что такое иммунитет? (Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов). 2. И. П. Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано? (Иммунитет, гибель лейкоцитов). 3. В чём различия действия на организм прививок и лечебных сывороток? (При прививках образуются антитела на действие вакцины, которые сохраняются долго в организме, а при введении лечебных сывороток антитела не образуются). 4.Что нужно взять с собой врачу в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания – вакцину или сыворотку? Ответ поясните. (Для срочной борьбы с инфекцией необходимо ввести готовые антитела – лечебную сыворотку).
22 слайд
Описание слайда:
Выводы: 1.Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм иммунитета. 2. Инфекционные болезни – это группа заболеваний, которые вызываются специфическими (патогенными) возбудителями и характеризуются формированием в организме постинфекционного иммунитета. 3. Вакцина — это культура сильно ослабленных микроорганизмов. 4. Лечебная сыворотка – это препарат готовых антител, образовавшихся в крови переболевшего человека или животного. 5. На иммунитет могут оказывать влияние различные факторы.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-999866
Вам будут интересны эти курсы: