Производство в отношении лиц обладающих иммунитетом

Производство в отношении лиц обладающих иммунитетом thumbnail

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 447 УПК РФ

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 447 УПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 5-О10-42СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

    Несмотря на то, что с 21 мая 2007 года было известно, что Плешаня являлся Главой муниципального образования, уголовное дело было возбуждено с нарушением ст. ст. 447, 448 УПК РФ заместителем прокурора, а не прокурором , при этом дело о в отношении неустановленных лиц. Кроме этого на момент возбуждения уголовного дела не было никаких сведений о месте совершения преступления…

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ14-140, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    По мнению заявителя Приказ в оспариваемой части противоречит статьям 447, 448 УПК РФ, так как не содержит указания на особенности производства по уголовным делам в отношении категорий лиц, названных в данных нормах…

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-1290, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в решении от 4 февраля 2016 г. № АКПИ15-1427, вступившем в законную силу, исходя из пункта 2 части первой статьи 447 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации в системном единстве со статьей 1 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», статьей 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судьи военных судов относятся к лицам, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам…

Источник

Все лица, вовлеченные в сферу правосудия, находятся в равном положении перед законом и судом и в отношении всех лиц распространяется одинаковое применение закона. Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными правами и обязанностями. Однако есть исключение из общих правил, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетом. Так законодатель стремится предоставить гарантии осуществления некоторых видов профессиональной деятельности.

Упомянутые изъятия из общего порядка судопроизводства предусматриваются в гл. 53 УПК РК. В данной главе определен перечень усложненных процедур по привлечению к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения по отношению к данному кругу лиц. К лицам, обладающим иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, относятся: депутаты Парламента РК, Председатель и члены Конституционного Совета РК, судьи РК, Генеральный Прокурор РК и дипломатические лица. Особенности уголовного судопроизводства, определяемые в гл. 53 УПК РК, затрагивают процедуры в отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, такие как: возбуждение уголовного дела, уголовно-процессуальное задержание, избрание меры пресечения и производства отдельных следственных действий, а также направления уголовного дела в суд.

Читайте также:  Курага мед лимоны для повышения иммунитета

Одним из элементов правового статуса и правовой гарантией деятельности отдельной (привилегированной) категории граждан является их неприкосновенность. По своему содержанная данная гарантия стоит на порядок выше, чем те гарантии, которые предоставляются обычным гражданам страны. Люди, обладающие иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, имеют такие же права, как и все остальные люди, но в дополнении к своим правам, у них имеется некий перечень правовых гарантий, предоставляемых государством и законом. Иммунитеты и привилегии, предоставляемые должностным лицам, не являются личными, а носят публичный характер.

Они направлены на то, чтобы при осуществлении своих должностных полномочий этот круг лиц был независим, самостоятелен и мог беспрепятственно осуществлять свою работу, ограждая их от необоснованных преследований. В отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, применяется особый порядок производства, возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направления дела в суд.

Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

В отношении нижеуказанных лиц, действующий уголовно-процессуальный закон установил особенности производства в сравнении с остальными категориями граждан, при этом внутри данной категории также есть отличия.

1. Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК возбуждается только руководителем государственного органа РК (Министром МВД, Председателем КНБ и Председателем Агентства финансовой полиции).

Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.

О возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется Генеральный Прокурор РК. Неотложные следственные действия производятся до двух суток, после чего передаются следователю через Генерального Прокурора РК, который осуществляет надзор в порядке ст.197 УПК РК. Представление вносит Генеральный Прокурор РК.

Уголовное дело может быть приостановлено на основании п.3 ч.1 ст.50 УПК РК до получения согласия соответствующей Палаты Парламента на применение принудительного привода, ареста и привлечения к уголовной ответственности, так как вопрос о согласии или несогласии принимается не позднее, чем в двухнедельный срок. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат или Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную Избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Мотивированное решение принимается в трехдневный срок соответствующей Палатой Парламента.

Если Палаты Парламента не дадут согласия на принудительный привод и арест, применяются иные меры процессуального принуждения, а если дадут, то вопрос решается в порядке настоящего Кодекса.

Если Палаты Парламента не дадут согласие для привлечения к уголовной ответственности, то дело прекращается на основании ч.6 ст.496 УПК РК.

Но по истечении срока депутатских полномочий уголовное дело может быть возобновлено и направлено в суд в общем порядке. [28] Санкции на производство следственных действий даются Генеральным Прокурором РК, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК, в порядке, предусмотренном ст.153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится районным судом города Астаны. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продлении срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматриваются на коллегии Генеральной Прокуратуры РК.

2. Расследование уголовного дела в отношении Председателя и членов Конституционного Совета РК аналогично расследованию уголовного дела в отношении депутата Парламента РК.

Вместе с тем, имеются отличия.

Так, уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду РК.

Кроме того, согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности дает Парламент РК.3.Уголовное дело в отношении судьи РК возбуждается только Генеральным Прокурором, который поручает, на основании ст.197 УПК РК, расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, Финансовая полиция). Согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности областных и районных судей дает Президент РК, а в отношении судей Верховного Суда — Сенат Парламента РК. Остальные следственные действия проводятся, как и в отношении депутата Парламента РК.4.Уголовное дело в отношении Генерального Прокурора РК возбуждается только его первым заместителем, который поручает на основании ст.197 УПК РК расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, финансовой полиции).

Читайте также:  Какие препараты применяют для укрепления иммунитета

Генеральный прокурор РК в период от возбуждения в отношении него уголовного дела и до окончания предварительного расследования по представлению первого заместителя Генерального Прокурора отстраняется Президентом РК от исполнения своих обязанностей.

Сенат Парламента РК, на основании пп.3 ст.55 Конституции РК, дает согласие на арест, принудительный привод и привлечение к уголовной ответственности Генерального Прокурора РК.

Надзор за законностью осуществляет первый заместитель Генерального Прокурора РК.

Санкции на производство следственных действий даются только одному определённому лица, чьи полномочия также закреплены в НПА, первым заместителем Генерального Прокурора, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора РК производится после поддержания ходатайства первым заместителем Генерального Прокурора в порядке, предусмотренном ст.153 и ч.8 ст.496 УПК РК.5.Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица указанные в части 1 ст.501 УПК РК.

Указанные лица, в соответствии с международными договорами РК, не подвергаются уголовному преследованию, за исключением лишь случаев, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования (п.2 ст.32 Венской Конвенции 1961г.). В таких ситуациях отказ разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел РК дипломатическим путем. При его отсутствии соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.

Вместе с тем, в отношении сотрудников международных организаций отказ от иммунитета предоставляет международное организация, а не государство [29,с.160].То есть мнение о том, что привилегии и иммунитеты переступают принцип правового равенства ошибочно. Так как он Является частью общего (конституционного) статуса личности, то есть статус человека как гражданина, члена общества, государства, и не учитывает различий в юридическом положении субъектов. Любой принцип, в том числе и принцип правового равенства, — это общее правило с исключениями, которые выступают в качестве составной части его содержания, и право может устанавливать привилегии и льготы [30,с.173]. Европейский суд по правам человека в своей деятельности также руководствуется этими принципами, из которых следует, что несходство в действиях не всегда приводит к дискриминации, а государственные власти пользуются определенной свободой в оценке того, допустим ли различный подход в отношении некоторых групп [31,с.6].

По мнению А.В. Малько, правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, чаще всего объединяется с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституция и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [32,с.17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что неприкосновенность не относится к личной привилегии и не носит лично-правовой характер, так как иммунитет санкционируется государством, то есть имеет противоположный, публичных характер. Неприкосновенность некоторых лиц в целом создана для того, чтобы выражать общественный интерес. Гарантируя при этом повышенную охрану законом личности определенных субъектов в силу осуществляемых им функций государственной службы. Она ограждает его от незаконно обоснованного преследования, не отрывая его от продолжения своей деятельности [33,с.11].

Источник

Выполняемые
данными лицами публичные функции
требуют дополнительной правовой
защищенности этих лиц от возможного
необоснованного уголовного преследования,
а значит, существует необходимость
предварительного контроля за принятием
соответствующих процессуальных решений.

Особенности:
для принятия отдельных наиболее значимых
процессуальных решений, применения
мер процессуального принуждения и
производства отдельных следственных
действий, требуется соблюдение
дополнительных условий, юридически
способных обеспечить законность и
обоснованность их применения.

К
числу таких процессуальных действий
и решений относятся: а) возбужд УД, б)
привлеч в кач-ве обвиняемого, есл дело
было возбуждено против др-х иц по факту
задержания, в) в закл по стражу, г)
произ-во следс-х и процессуальных
дейстивий, осущ-х на основе суд решения
до рассмотр-ия дела судом

Круг
лиц:

а)
члены ФС РФ, депутаты всех уровней,
выборные должностные лица органов
местного самоуправления;

б)
судьи всех судов РФ, присяжные и
арбитражные заседатели (последние в
период осуществления ими правосудия);

в)
Председатель Счетной палаты РФ, его
заместитель и аудиторы;

г)
Уполномоченный по правам человека в
РФ;

д)
Президент РФ, прекративший исполнение
своих полномочий, кандидат в Президенты
РФ;

Читайте также:  Лекарство для иммунитета после пневмонии

е)
прокуроры, руководители следственных
органов, следователи, адвокаты;

ж)
члены избирательной комиссии, комиссии
референдума с правом решающего голоса;

з)
зарегистрированные кандидат в депутаты
Государственной думы и кандидат в
депутаты законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта РФ.

Предметом
представления о получении согласия
соот-щего органа на возбужд УД и о даче
заключения коллегии судей ВС является
вывод о наличии/отсутствии признаков
прест-я в действия лица.

Представление
Президента РФ о наличии в действиях
Генерального прокурора РФ или Председателя
Следственного комитета при Прокуратуре
РФ признаков преступления рассматривается
в закрытом судебном заседании в
десятидневный срок после поступления
в суд соответствующего представления
с участием Генерального прокурора РФ
или Председателя

Следственного
комитета при Прокуратуре РФ и (или) их
адвокатов на основании представленных
в суд материалов.

Если
при рассмотрении вопроса о даче согласия
на возбуждение уголовного дела в
отношении членов Федерального Собрания
РФ или о привлечении такого лица в
качестве обвиняемого будет установлено,
что эти действия обусловлены высказанным
им мнением или позицией по голосованию
в Госдуме или в Совете Федерации РФ или
иными законными действиями, соответствующими
его статусу (п.4 ст.417 УПК), Государственная
дума, Совет Федерации РФ, отказывают в
даче согласия на лишение лица
неприкосновенности.

Рассмотрение
вопроса о даче согласия Конституционным
судом РФ и квалификационной коллегией
судей происходит в течение 10 дней со
дня поступления представления
Председателя Следственного комитета
при Прокуратуре РФ. Их решение должно
быть мотивированным.

В
случае возбуждения уголовного дела в
отношении Президента РФ, прекратившего
свои полномочия, в ч.7. ст.448 УПК установлены
более короткие сроки (3 суток) направления
представлений Председателем Следственного
комитета при Прокуратуре РФ.

Следует
отметить, что после возбуждения
уголовного дела либо привлечения лица
в качестве обвиняемого в порядке,
установленном ст. 448 УПК, следственные
и иные процессуальные действия в
отношении такого лица производятся в
общем порядке с изъятиями, установленными
ст. 449 и ст.450 УПК.

Задержание:
Особенности распространяются только
на депутатов ГД, членов СФ РФ, судей,
прокуроров, Председателя Счетной
палаты, его заместителя и аудиторов,
Уполномоченного по правам человека,
Президента РФ, прекратившего исполнение
своих полномочий и состоят в следующем:
указанные лица не мб задержаны, если
задержание состоялось, подлежат
немедленному освобождению, когда будет
установлена их личность. Исключение:
задержания указанных лиц непосредственно
на месте преступления (с поличным).

Заключение
под стражу:


судебное
решение об избрании данной меры
пресечения в отношении судей — с согласия
КС РФ или квалификационной коллегии
судей, срок 5 суток со дня поступления
представления Председателя СК при
Прокуратуре РФ и соответствующего
судебного решения.


судебное
решение об избрании данной меры
пресечения, а также о

производстве
обыска в отношении членов ФС РФ,
Президента РФ, прекратившего исполнение
своих полномочий, Уполномоченного по
правам человека – с согласия соответственно

ГС/СФ
РФ.

Ходатайство
перед судом мб возбуждено следователем
/ дознавателем в отношении зарегистрированного
кандидата в депутаты ГД, кандидата в
Президенты РФ с согласия Председателя
СК при прокуратуре РФ, а в отношении
зарегистрированного кандидата в
депутаты законодательного
(представительного) органа гос власти
СРФ –с согласия руководителя

следственного
органа СК при Прокуратуре РФ по субъекту
РФ.

Производство
следственных процессуальных действий

Дополнительный
механизм защиты: когда следственные и
иные процессуальные действия затрагивают
права лица, наделенного иммунитетом,
такие действия осуществляются
исключительно на основании судебного
решения. Такое положение складывается
тогда, когда уголовное дело было
возбуждено не в отношении данного лица,
а по факту преступления либо в отношении
иных лиц. При этом получение согласия
СФ, ГД, КС РФ, Высшей квалификационной
коллегии судей РФ, квалификационной
коллегии судей на эти действия не
требуется. Если же против лица, защищенного
процессуальным иммунитетом, возбуждено
уголовное дело либо оно было привлечено
в качестве обвиняемого, все следственные
и иные процессуальные действия в
отношении него в дальнейшем проводятся
по общим правилам.

Для
члена СФ, депутата ГД, судьи федерального
суда введена персональная подсудность
дела ВС РФ при наличии об этом ходатайства
указанных лиц.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник