Психические заболевания и иммунитет

Психические заболевания и иммунитет thumbnail

Иммунитет и психические заболевания связаны

Гематоэнцефалический барьер. Астроциты, клетки глии, формируют со стороны мозга дополнительную оболочку кровеносного сосуда, отвечающую за избирательность проникновения в мозг химических веществ и непроницаемую для клеток иммунной системы

# : 30.04.2017

О взаимосвязи нервной и иммунной систем организма пишут и говорят много. Это и общие высказывания в стиле «все взаимосвязано» и конкретные, но зачастую очень узкие научные исследования. Хотя пока количество работ на эту тему, скорее всего, не перешло в «терапевтически» значимое качество, недавно в журналах серии Nature появились еще две работы исследователей из Базельского университета (Швейцария), в которых они продемонстрировали связь работы генов, вовлеченных в регуляцию иммунной системы, со структурой и функцией мозга.

Основная функция иммунной системы – защита организма от генетически чужеродных субстанций: как от внешнего, так и от внутреннего «врага». Это могут быть и бактерии, и раковые клетки. Но мозг имеет собственную иммунную систему – клетки микроглии, представляющие собой макрофаги костномозгового происхождения. Они защищают мозг от вторжения патогенов, подавляют воспаление, уничтожают мертвые клетки. От остального организма вместе с его иммунной системой мозг отделен гематоэнцефалическим барьером, который защищает его от болезнетворных микроорганизмов и циркулирующих в крови токсинов. Тем не менее, в последние годы появляются доказательства того, что «периферическая» иммунная система тоже может влиять на мозг.

Ученые работали с ДНК, выделенной из клеток крови примерно тысячи людей. Им удалось выявить связь между генами, участвующими в функционировании иммунной системы, и «рисунком» метилирования ДНК, коррелирующим с толщиной коры головного мозга, особенно той ее частью, которая отвечает за память. Метилирование относится к эпигенетической регуляции генов: если к цитозинам в регуляторной области гена присоединяется метильная группа, ген становится неактивным. Правда, чтобы говорить о связи конкретных маркеров метилирования с определенными признаками, нужны дополнительные исследования.

Еще одна любопытная корреляция найдена между одним из вариантов гена TROVE2, белковый продукт которого участвует в регуляции воспалительных и аутоиммунных реакций, и интенсивностью памяти об эмоциональных переживаниях. У здоровых людей этот генный вариант связан с повышенной активностью областей мозга, отвечающих за эмоциональную память. У людей, переживших травматический опыт, – с усилением тревожной памяти о травмирующих событиях и повышенным риском развития посттравматического стрессового расстройства. Примечательно, что пару лет назад у ветеранов Ирака и Афганистана нашли связь между рисками развития посттравматического расстройства и аутоиммунных заболеваний, что подтверждает выводы ученых.

Таким образом, структурные и функциональные свойства мозга и иммунной системы могут иметь общие звенья генной регуляции. Если удастся выяснить точные механизмы обнаруженных связей, то, по словам ученых, это откроет перспективы для разработки новых методов лечения психических расстройств путем воздействия на систему иммунитета.

Фото: https://commons.wikimedia.org

Подготовила Мария Перепечаева

# : 30.04.2017

Подробнее об этом

Статьи

  • Сон «промывает» мозги

  • Макрофаг многоликий и вездесущий

Материалы

Понравилось? Поделись с друзьями!

Подпишись на еженедельную e-mail рассылку!

Источник

Как связаны настроение и самочувствие, чем опасен хронический гнев и почему во время стресса не стоит делать прививки

Термин «психоиммунология» ввел в 1964 году Джордж Соломон для обозначения взаимосвязи между эмоциями, иммунитетом и заболеваниями. Роберт Адлер из Университета Рочестера в 1975 году расширил это понятие, и сейчас медики пользуются термином «психонейроиммунология», который в большей мере раскрывает смысл взаимовлияния психического состояния и физического здоровья.

В последние годы данное направление бурно развивается, и даже непрофессионалам стоит быть в курсе основных открытий.

Что вообще такое этот иммунитет?

Кратко напомню, что иммунитет — это способность организма защищать себя от чужеродных объектов. Биологический смысл иммунитета — в сохранении генетической целостности организма. Так называемая иммунная система состоит из центральной ее части: это красный костный мозг и тимус — и периферической части: селезенка и лимфатические узлы.

Вы, может быть, замечали, что когда у вас назревает фурункул, близлежащие лимфатические узлы увеличиваются в размерах. Это происходит, поскольку они накапливают силы, чтобы защитить вас. Неудивительно, что доктора уделяют лимфатическим узлам столько внимания, ощупывая их при медицинском осмотре.

Важную роль в иммунном ответе организма играют специальные клетки — лимфоциты. На клеточном уровне работают Т-лимфоциты (в основном они уничтожают и расщепляют поврежденные клетки), а гуморальный ответ (выработку антител в крови) обеспечивают В-лимфоциты. Есть еще много других защитных клеток, особо «крутые» из них называются «натуральные киллеры», они способны эффективно поражать клетки опухолей.

Каким образом психологические факторы влияют на иммунную систему?

Чаще всего это влияние осуществляется через эндокринную систему. Повышенное нервное напряжение ведет к выбросу катехоламинов и кортизола, что в итоге снижает активность иммунной системы.

Кстати, врачи используют синтетические аналоги катехоламинов и кортизола для лечения аллергических реакций и так называемых аутоиммунных заболеваний (когда иммунитет как бы «сходит с ума» и атакует свои собственные клетки).

А другие механизмы влияния человеческой психики на иммунную систему еще предстоит изучать. Так, например, до сих пор непонятно, почему у человека, который смотрит на обои с изображением земляники, возникает сильнейшая аллергическая реакция, как если бы он в самом деле съел некоторое количество этих ягод (речь, естественно, идет о человеке, у которого ранее отмечались аллергические реакции на землянику).

Острый и хронический стресс подавляет иммунитет

Проще всего воздействие стресса на организм было изучать на студентах-медиках, поскольку они, как и любые студенты, испытывают экзаменационный стресс с определенной периодичностью и очень ответственно относятся к медико-биологическим исследованиям.

Читайте также:  Иммунитет после кормления грудью

Так, иммунный ответ проверялся во время троекратной вакцинации против гепатита В. Выработка антител к гепатиту В возникала только у тех студентов, которые не испытывали экзаменационного стресса. Те же, кто испытывали волнение даже среднего уровня, не давали необходимого иммунного ответа. То есть для них вакцинация была бесполезной. И заметьте, речь о совершенно здоровых молодых людях. Да и стресс был не самый сильный.

То же самое наблюдалось относительно заживления поверхностных ран во время экзаменов. Процесс шел в среднем на 40 % медленнее, чем на летних каникулах.

Не только экзамены, но и другие, с виду обычные, вещи могут подавлять ваш иммунитет. Достаточно распространенный пример хронического стресса наблюдается у родственников, ухаживающих за больными. Не дай вам Бог иметь в семье больного Альцгеймером. Тут ваши защитные силы точно будут истощаться, и всё то, что испытывали беспокойные студенты во время сессии, у вас проявится с особой силой.

Другие типичные стрессы — излишняя нагрузка на работе, проживание недалеко от атомной электростанции (кто знает, когда она рванет?), безработица и т. п. В общем, хватает одного месяца хронического стресса, чтобы организм стал сдаваться даже при банальной вирусной инфекции. Даже «крутые» «натуральные киллеры» ослабевают в результате навязчивых мыслей.

А есть ли во всем этом положительные моменты?

Разумеется, не все так ужасно и безнадежно. Известно, что гнев, и особенно хронический гнев, губителен для вашей иммунной системы. Ненавидя вашего противника или обидчика, вы сжигаете свои собственные защитные ресурсы. Но если вы научитесь «прощать врагов своих», вас так же простят ваши иммунные клетки и будут вам верно служить в дальнейшем.

Конечно, стрессовые ситуации неизбежны. Однако поддержка ваших друзей и близких позволит вам поддержать иммунитет на достаточном уровне. Даже больные СПИДом живут практические вдвое дольше, если не запираются дома, а активно участвуют в социальной жизни.

Простые выводы из сложной науки для обычного человека

Не буду давать вам идиотский совет: «Не волнуйтесь пожалуйста!». Люди на то и люди, чтобы испытывать эмоции. Просто зарубите себе на носу, что как минимум не стоит делать прививки в период эмоционального напряжения — попусту потратите время и средства.

Например, нередко люди заболевают клещевым энцефалитом и удивляются: «Как так? Меня же прививали!». Прививать-то прививали, да иммунный ответ мог не сформироваться из-за состояния вашей психики.

Так что, во-первых, приводите в порядок свои взаимоотношения с окружающими, а во-вторых, ставьте перед собой разумные цели и добивайтесь их, получая положительные эмоции. Ваша иммунная система все это оценит и не подведет в трудную минуту.

Сергей Боголепов специально для Apteka.RU

Источник

Психика и иммунитет

Наше психическое и психологическое здоровье — важный фактор, влияющий как на объективные показатели физического состояния нашего организма, так и на субъективную оценку, отражающую наше самочувствие. Психика человека, отвечающая за душевное равновесие, и , которая призвана сохранять постоянство внутренней среды организма взаимодействуют между собой благодаря нейро-эндокринной и эндокринной системам1-7.

Как это происходит?

Не секрет, что стресс негативно воздействует на организм. Однако это утверждение неоднозначно. Все дело в том, что при стрессе в кровь выбрасываются различные биологически активные вещества, призванные мобилизовать защитные силы организма. Это, прежде всего, так называемые гормоны «стресса», например, адреналин, кортизол и проч. И если кратковременный стресс, как правило, мобилизует защиту, то воздействие стрессовых факторов на организм более длительное время приводит к декомпенсации, истощению и, в конце концов, ослаблению защиты.

Психологические факторы, влияющие на иммунитет негативно

Самочувствие человека во многом зависит от его индивидуальных психологических особенностей.

Стресс является одним из главных факторов, вызывающих психологический дискомфорт. Даже сам термин «стресс» мы понимаем, как негативное воздействие, в первую очередь, на психику. Между тем, при психологическом стрессе в организме человека запускается большой ряд физиологических механизмов, призванных защитить его от негативного влияния стрессового фактора. И если кратковременное стрессовое воздействие способствует мобилизации защитных сил, то чем сильнее и длительней воздействие негативных факторов, тем быстрее происходит истощение компенсаторных механизмов, и тут уже страдает физическое состояние человека и его защитные силы. При хроническом стрессе мы начинаем чаще болеть, могут обостриться хронические заболевания.

Психосоматика. Наше здоровье отражает наше внутренние состояние. В официальной медицине существует ряд заболеваний, которые объединены в группу психосоматических. Если вы довольны жизнью, уравновешены и гармоничны, то и здоровье, и самочувствие будут вас радовать, а иммунитет будет стойко защищать от посягательств на здоровье. Но если вас не устраивает текущее положение дел, вы ежедневно просыпаетесь с мыслью о том, как вам не хочется ехать на нелюбимую работу, учебу или заниматься домашними делами, то организм может организовать вам «исполнение желаний», уложив вас в постель с помощью какой-нибудь легко побеждаемой в обычное время инфекции.

Ключ к здоровью – позитив
Положительной стороной связи иммунной системы и психики является то, что мы, в некоторой степени, можем нивелировать негативные психологические факторы и тем самым поддержать себя и свое здоровье.
Для борьбы со стрессом, в первую очередь, необходимо вырабатывать стрессоустойчивость. Для этого можно заняться аутотренингами, посетить несколько психологических тренингов или найти профессиональную литературу по саморазвитию.

Хорошо помогает в борьбе со стрессом физическая активность, ведь при занятиях спортом мы получаем не только заряд энергии, но и порцию эндорфинов – «гормонов радости».

Читайте также:  Семь соков для иммунитета

Не стоит забывать также о таких, казалось бы, банальных, но весьма важных составляющих, как правильный режим дня, достаточный сон и рациональное питание:
• Не стоит засиживаться в офисе до полуночи или посвящать все свободное время домашним делам. Как известно, лучший отдых – это смена деятельности. Освойте принципы тайм-менеджмента, создайте совместно с коллегами футбольную или шахматную команду и участвуйте в социальной жизни, например, станьте волонтером. Найдите занятие по душе, и тогда у вас просто не останется времени на негативные мысли;
• Освойте медитацию и чаще бывайте на свежем воздухе – природа и релаксация отлично снимают чрезмерное психологическое напряжение;
• Проводите больше времени с детьми, ведь у них можно научится смотреть на вещи по-детски наивно;
• Заведите себе домашнего питомца, и не важно, будет ли это пушистый кот или золотая рыбка, это может быть даже цветок в горшке, который будет радовать вас каждый день;
• Включайте в свой ежедневный рацион продукты, способствующие выработке эндогенных эндорфинов (бананы, цитрусовые, шоколад, молочные продукты), ведь еда – это один из способов получить порцию позитива. Только подходите к питанию рационально и не заедайте стресс вредным «фаст-фудом». Не забывайте про поливитамины, особенно зимой;
• Спите достаточное количество времени, ведь сон способствует восстановлению и физических, и психических сил;
• Позаботьтесь о местном иммунитете: для профилактики и лечения могут прийти на помощь проверенные средства – иммуномодуляторы на основе лизатов бактерий, например, спрей ИРС®19, который помогает защититься от инфекций, ведь знание того, что мы позаботились о своем здоровье и здоровье близких, придает нам дополнительную уверенность.

Источник

Ïèêàáó ïîçíàâàòåëüíûé! Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì î âåùåñòâàõ, îò êîòîðûõ çàâèñèò âàøå íàñòðîåíèå, ñîí, ñïîñîáíîñòü ìûñëèòü, çàïîìèíàòü, à òàêæå óçíàåì, ïî÷åìó íàì õî÷åòñÿ áóõàòü è ïëàêàòü.

Íåéðîòðàíñìèòòåðû – ýòî âèäû ãîðìîíîâ â ãîëîâíîì ìîçãå, ïåðåäàþùèå èíôîðìàöèþ îò îäíîãî íåéðîíà äðóãîìó. Îíè ñèíòåçèðóþòñÿ àìèíîêèñëîòàìè. Íåéðîòðàíñìèòòåðû óïðàâëÿþò ãëàâíûìè ôóíêöèÿìè îðãàíèçìà, âêëþ÷àÿ äâèæåíèå, ýìîöèîíàëüíûå ðåàêöèè è ôèçè÷åñêóþ ñïîñîáíîñòü îùóùàòü óäîâîëüñòâèå è áîëü. Íàèáîëåå èçâåñòíûìè íåéðîòðàíñìèòòåðàìè, âëèÿþùèìè íà ðåãóëÿöèþ íàñòðîåíèÿ, ÿâëÿþòñÿ ñåðîòîíèí, íîðàäðåíàëèí, äîôàìèí, àöåòèëõîëèí è ÃÀÌÊ.

Íåéðîòðàíñìèòòåðû îêàçûâàþò ñëåäóþùåå äåéñòâèå íà ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå:

· âëèÿþò íà íàñòðîåíèå è ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ;

· óïðàâëÿþò ñïîñîáíîñòüþ êîíöåíòðèðîâàòüñÿ è çàïîìèíàòü;

· óïðàâëÿþò öåíòðîì àïïåòèòà â ãîëîâíîì ìîçãå;

· ðåãóëèðóþò ñîí.

Íåéðîòðàíñìèòòåðû ìîæíî ïðèáëèçèòåëüíî ðàçäåëèòü íà äâå êàòåãîðèè — âîçáóæäàþùèå è òîðìîçÿùèå. Íåêîòîðûå íåéðîòðàíñìèòòåðû ìîãóò îñóùåñòâëÿòü îáå ýòè ôóíêöèè. Âîçáóæäàþùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê «âêëþ÷àòåëè» íåðâíîé ñèñòåìû, óâåëè÷èâàþùåå âåðîÿòíîñòü ïåðåäà÷è âîçáóæäàþùåãî ñèãíàëà. Îíè äåéñòâóþò ïîäîáíî ïåäàëè àêñåëåðàòîðà àâòîìîáèëÿ, íàæàòèå íà êîòîðóþ óâåëè÷èâàåò ÷èñëî îáîðîòîâ äâèãàòåëÿ. Âîçáóæäàþùèå ìåäèàòîðû óïðàâëÿþò ñàìûìè îñíîâíûìè ôóíêöèÿìè îðãàíèçìà, â òîì ÷èñëå: ïðîöåññàìè ìûøëåíèÿ, ðåàêöèåé áîðüáû èëè áåãñòâà, ìîòîðíûìè äâèæåíèÿìè è âûñøèì ìûøëåíèåì. Ôèçèîëîãè÷åñêè âîçáóæäàþùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû äåéñòâóþò êàê åñòåñòâåííûå ñòèìóëÿòîðû îðãàíèçìà, â öåëîì ïîâûøàþùèå æèâîñòü, àêòèâíîñòü è ýíåðãè÷íîñòü. Åñëè áû íå äåéñòâîâàëà òîðìîçÿùàÿ ñèñòåìà, äåéñòâóþùàÿ â îáðàòíîì íàïðàâëåíèè, ýòî ìîãëî áû ïðèâåñòè ê ïîòåðå óïðàâëåíèÿ îðãàíèçìîì.

Òîðìîçÿùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû ÿâëÿþòñÿ «âûêëþ÷àòåëÿìè» íåðâíîé ñèñòåìû, óìåíüøàÿ âåðîÿòíîñòü ïåðåäà÷è âîçáóæäàþùåãî ñèãíàëà.  ãîëîâíîì ìîçãå âîçáóæäåíèå äîëæíî áûòü â ðàâíîâåñèè ñ òîðìîæåíèåì. Ñëèøêîì áîëüøîå âîçáóæäåíèå ïðèâîäèò ê áåñïîêîéñòâó, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, áåññîííèöå è äàæå ïðèïàäêàì. Òîðìîçÿùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû ðåãóëèðóþò àêòèâíîñòü âîçáóæäàþùèõ íåéðîòðàíñìèòòåðîâ, äåéñòâóÿ ïîäîáíî òîðìîçàì àâòîìîáèëÿ. Òîðìîçÿùàÿ ñèñòåìà çàìåäëÿåò ïðîöåññû. Ôèçèîëîãè÷åñêè òîðìîçÿùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû âûïîëíÿþò ðîëü åñòåñòâåííûõ òðàíêâèëèçàòîðîâ îðãàíèçìà, âûçûâàÿ ñîíëèâîñòü, ñïîñîáñòâóÿ ñïîêîéñòâèþ è óìåíüøàÿ àãðåññèâíîñòü.

Âîçáóæäàþùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû

1. Äîïàìèí ìîæåò äåéñòâîâàòü êàê âîçáóæäàþùèé, òàê è òîðìîçÿùèé íåéðîòðàíñìèòòåð.  ãîëîâíîì ìîçãå îí äåéñòâóåò êàê íåéðîòðàíñìèòòåð, îòâåòñòâåííûé çà õîðîøåå íàñòðîåíèå. Îí ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ ñèñòåìû ïîîùðåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà è âûçûâàåò ÷óâñòâà óäîâëåòâîðåíèÿ èëè óäîâîëüñòâèÿ, êîãäà ìû äåëàåì òî, ÷òî íàì íðàâèòñÿ, íàïðèìåð, åäèì èëè çàíèìàåìñÿ ñåêñîì. Òàêèå íàðêîòè÷åñêèå âåùåñòâà êàê êîêàèí, íèêîòèí, îïèàòû, ãåðîèí è àëêîãîëü óâåëè÷èâàþò óðîâåíü äîïàìèíà.  Ïî ýòîé ïðè÷èíå ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî çà ñêëîííîñòüþ íåêîòîðûõ ëþäåé ê êóðåíèþ, óïîòðåáëåíèþ íàðêîòèêîâ è àëêîãîëÿ, íåðàçáîð÷èâîñòè â âûáîðå ñåêñóàëüíûõ ïàðòíåðîâ, óâëå÷åíèþ àçàðòíûìè èãðàìè è ïåðååäàíèþ ñòîèò äåôèöèò äîïàìèíà â ãîëîâíîì ìîçãå.

Äîïàìèí âûïîëíÿåò ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå ôóíêöèè, âëèÿþùèå íà ïàìÿòü, óïðàâëåíèå ìîòîðíûìè ïðîöåññàìè è óäîâîëüñòâèå. Áëàãîäàðÿ åìó, ìû ìîæåì ïðîÿâëÿòü æèâîñòü, áûòü ìîòèâèðîâàííûìè è ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ óäîâëåòâîðåííûìè. Äîïàìèí àññîöèèðóåòñÿ ñ ñîñòîÿíèÿìè ïîçèòèâíîãî ñòðåññà, òàêèìè êàê âëþáëåííîñòü, âûïîëíåíèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ñëóøàíèå ìóçûêè è ñåêñ.

Ïîâûøåííûé óðîâåíü äîïàìèíà â ôðîíòàëüíîì ñåãìåíòå ãîëîâíîãî ìîçãà ïðèâîäèò ê íåïîñëåäîâàòåëüíûì è ïðåðûâàþùèìñÿ ìûñëèòåëüíûì ïðîöåññàì, õàðàêòåðíûì äëÿ øèçîôðåíèè. Åñëè îêðóæàþùàÿ ñðåäà âûçûâàåò ãèïåðñòèìóëÿöèþ, èçëèøíå âûñîêèé óðîâåíü äîïàìèíà ïðèâîäèò ê âîçáóæäåíèþ è ïîâûøåííîé ýíåðãè÷íîñòè, êîòîðûå çàòåì ìåíÿþòñÿ íà ïîäîçðèòåëüíîñòü è ïàðàíîéþ.Ñëèøêîì íèçêèé óðîâåíü äîïàìèíà â ìîòîðíûõ îáëàñòÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà âûçûâàåò áîëåçíü Ïàðêèíñîíà, ïðèâîäÿùóþ ê íåêîíòðîëèðóåìîé ìûøå÷íîé äðîæè. Ñíèæåíèå óðîâíÿ äîïàìèíà â îáëàñòÿõ ìîçãà, îòâå÷àþùèõ çà ïðîöåññû ìûøëåíèÿ, ñâÿçàíî ñ êîãíèòèâíûìè ïðîáëåìàìè (ïëîõàÿ ïàìÿòü è íåäîñòàòî÷íàÿ ñïîñîáíîñòü ê îáó÷åíèþ), íåäîñòàòî÷íîé êîíöåíòðàöèåé, òðóäíîñòÿìè ïðè èíèöèàëèçàöèè èëè çàâåðøåíèè ðàçëè÷íûõ çàäàíèé, íåäîñòàòî÷íîé ñïîñîáíîñòüþ êîíöåíòðèðîâàòüñÿ íà âûïîëíåíèè çàäàíèé è ðàçãîâîðå ñ ñîáåñåäíèêîì, îòñóòñòâèåì ýíåðãè÷íîñòè, ìîòèâàöèè, íåñïîñîáíîñòüþ ðàäîâàòüñÿ æèçíè, âðåäíûìè ïðèâû÷êàìè è æåëàíèÿìè, íàâÿç÷èâûìè ñîñòîÿíèÿìè, îòñóòñòâèåì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ îò äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ðàíåå áûëà ïðèÿòíîé, à òàêæå ñ çàìåäëåííûìè ìîòîðíûìè äâèæåíèÿìè.

Ïîñëå ñèíòåçà äîïàìèí ìîæåò ïîñëåäîâàòåëüíî ïðåîáðàçîâûâàòüñÿ â äðóãèå íåéðîòðàíñìèòòåðû ãîëîâíîãî ìîçãà — íîðàäðåíàëèí è àäðåíàëèí.

2. Àäðåíàëèí îáðàçóåòñÿ èç íîðàäðåíàëèíà è âûäåëÿåòñÿ âìåñòå ñ íîðàäðåíàëèíîì ïðè ðåàêöèè íà ñòðàõ èëè ãíåâ. Ýòà ðåàêöèÿ, èçâåñòíàÿ êàê «ðåàêöèÿ áåãñòâà èëè áîðüáû», ãîòîâèò îðãàíèçì ê íàïðÿæåííîé äåÿòåëüíîñòè. Àäðåíàëèí ðåãóëèðóåò âíèìàòåëüíîñòü, âîçáóæäåíèå, êîãíèòèâíûå ïðîöåññû, ñåêñóàëüíîå âîçáóæäåíèå è êîíöåíòðàöèþ ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ. Îí òàêæå îòâå÷àåò çà ðåãóëèðîâàíèå ìåòàáîëèçìà.  ìåäèöèíå àäðåíàëèí èñïîëüçóåòñÿ êàê ñòèìóëÿòîð ïðè îñòàíîâêå ñåðäöà, ñðåäñòâî äëÿ ñóæåíèÿ ñîñóäîâ ïðè øîêå, ïðîòèâîñïàçìàòè÷åñêîãî è áðîíõîðàñøèðÿþùåãî ñðåäñòâà ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå è àíàôèëàêñèè.

Читайте также:  Отличия между естественным и приобретенным иммунитетом

Ñëèøêîì âûñîêèé óðîâåíü àäðåíàëèíà ïðèâîäèò ê áåñïîêîéñòâó, ÷óâñòâó ñòðàõà, ïðîáëåìàì ñî ñíîì, îñòðîìó ñòðåññó è ñèíäðîìó äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ. Èçëèøíåå êîëè÷åñòâî àäðåíàëèíà òàêæå ìîæåò âûçûâàòü ðàçäðàæèòåëüíîñòü, áåññîííèöó, ïîâûøåíèå êðîâÿíîãî äàâëåíèÿ è óâåëè÷åíèå ÷àñòîòû ïóëüñà.

Íèçêèé óðîâåíü àäðåíàëèíà, ïîìèìî ïðî÷åãî, ñïîñîáñòâóåò óâåëè÷åíèþ âåñà, óòîìëÿåìîñòè, ïëîõîé êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ è ïîíèæåííîìó ñåêñóàëüíîìó âîçáóæäåíèþ.

Ñòðåññ ñïîñîáñòâóåò èñòîùåíèþ çàïàñîâ àäðåíàëèíà â îðãàíèçìå, à ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà ñïîñîáñòâóåò èõ óâåëè÷åíèþ.

3. Ãèñòàìèí íàèáîëåå èçâåñòåí èç-çà ñâîåé ðîëè ïðè àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèÿõ. Îí òàêæå èãðàåò ðîëü ïðè ïåðåäà÷å íåðâíûõ èìïóëüñîâ è ìîæåò âëèÿòü íà ýìîöèè è ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà. Ãèñòàìèí ïîìîãàåò óïðàâëÿòü öèêëîì ñíà è ïðîáóæäåíèÿ è ñïîñîáñòâóåò âûñâîáîæäåíèþ àäðåíàëèíà è íîðàäðåíàëèíà.

Âûñîêèé óðîâåíü ãèñòàìèíà áûë ñâÿçàí ñ íàâÿç÷èâûìè ìàíèàêàëüíûìè ñîñòîÿíèÿìè, äåïðåññèåé è ãîëîâíûìè áîëÿìè.

Íèçêèé óðîâåíü ãèñòàìèíà ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ïàðàíîéè, íèçêîìó ëèáèäî, óòîìëÿåìîñòè, ÷óâñòâèòåëüíîñòè ê ëåêàðñòâåííûì ñðåäñòâàì.

4. Ãëþòàìàò ÿâëÿåòñÿ âàæíûì âîçáóæäàþùèì íåéðîòðàíñìèòòåðîì, ñâÿçàííûì ñ ïðîöåññàìè îáó÷åíèÿ è ïàìÿòüþ. Òàêæå ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îí àññîöèèðóåòñÿ ñ áîëåçíüþ Àëüöãåéìåðà Áûëà óñòàíîâëåíî, ÷òî ãëþòàìàò èãðàåò ðîëü ïðè ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèïàäêàõ. Îí òàêæå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ãëàâíûõ ïèùåâûõ êîìïîíåíòîâ, êîòîðûé ñîçäàåò âêóñ. Ãëþòàìàò íàõîäèòñÿ âî âñåõ âèäàõ ïèùè, ñîäåðæàùèõ áåëêè, òàêèõ êàê ñûð, ìîëîêî, ãðèáû, ìÿñî, ðûáà è ìíîãèå îâîùè.

Èçáûòî÷íîå êîëè÷åñòâî ãëþòàìàòà ÿâëÿåòñÿ òîêñè÷íûì äëÿ íåéðîíîâ è âûçûâàåò ðàçâèòèå òàêèõ íåâðîëîãè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, êàê áîêîâîé àìèîòðîôè÷åñêèé ñêëåðîç, áîëåçíü Õàíòèíãòîíà, ïåðèôåðè÷åñêèå íåâðîïàòèè, õðîíè÷åñêàÿ áîëü, øèçîôðåíèÿ, èíñóëüò è áîëåçíü Ïàðêèíñîíà.

Íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ãëþòàìàòà ìîæåò èãðàòü ðîëü â óõóäøåíèè ïàìÿòè è ñïîñîáíîñòè ê îáó÷åíèþ.

5. Àöåòèëõîëèí

Âûáðîñ àöåòèëõîëèíà ìîæåò îêàçûâàòü âîçáóæäàþùåå èëè òîðìîçÿùåå äåéñòâèå â çàâèñèìîñòè îò âèäà òêàíè è ïðèðîäû ðåöåïòîðà, ñ êîòîðûì îí âçàèìîäåéñòâóåò. Àöåòèëõîëèí èãðàåò ìíîãî ðàçëè÷íûõ ðîëåé â íåðâíîé ñèñòåìå. Åãî îñíîâíûì äåéñòâèåì ÿâëÿåòñÿ ñòèìóëÿöèÿ ñêåëåòíîé ìûøå÷íîé ñèñòåìû. Èìåííî ýòîò íåéðîòðàíñìèòòåð âûçûâàåò ñîçíàòåëüíîå ñîêðàùåíèå èëè ðàññëàáëåíèå ìûøö.

 ãîëîâíîì ìîçãå àöåòèëõîëèí âëèÿåò íà ïàìÿòü è ñïîñîáíîñòü ê îáó÷åíèþ. Îí òàêæå íàõîäèòñÿ â ãèïïîêàìïå è â ïðåôðîíòàëüíîé êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà. Ãèïïîêàìï îòâå÷àåò çà çàïîìèíàíèå è ïîèñê çàïîìíåííîé èíôîðìàöèè. Áîëåçíü Àëüöãåéìåðà ñâÿçàíà ñ îòñóòñòâèåì àöåòèëõîëèíà â îïðåäåëåííûõ îáëàñòÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Òîðìîçÿùèå íåéðîòðàíñìèòòåðû

1. Äîïàìèí

2. Àöåòèëõîëèí

3.ÃÀÌÊ  — ñîêðàùåííîå íàçâàíèå ãàììà-àìèíîìàñëÿíîé êèñëîòû. ÃÀÌÊ ÿâëÿåòñÿ âàæíûì òîðìîçÿùèì íåéðîòðàíñìèòòåðîì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, èãðàþùèì çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â ðåãóëèðîâêå ñòðàõà è áåñïîêîéñòâà è óìåíüøåíèè âëèÿíèÿ ñòðåññà. ÃÀÌÊ îêàçûâàåò óñïîêàèâàþùåå äåéñòâèå íà ãîëîâíîé ìîçã è ïîìîãàåò ìîçãó îòôèëüòðîâûâàòü «ïîñòîðîííèé øóì». Îíà óëó÷øàåò êîíöåíòðàöèþ âíèìàíèÿ è óñïîêàèâàåò íåðâû. ÃÀÌÊ èñïîëíÿåò ðîëü òîðìîçà âîçáóæäàþùèõ íåéðîòðàíñìèòòåðîâ, êîòîðûå ìîãóò âûçûâàòü ñòðàõ è áåñïîêîéñòâî ïðè èçëèøíåé ñòèìóëÿöèè. Îíà ðåãóëèðóåò äåéñòâèå íîðàäðåíàëèíà, àäðåíàëèíà, äîïàìèíà è ñåðîòîíèíà, à òàêæå ÿâëÿåòñÿ âàæíûì ìîäóëÿòîðîì íàñòðîåíèÿ. Ïåðâè÷íîé ôóíêöèåé ÃÀÌÊ ÿâëÿåòñÿ ïðåäîòâðàùåíèå èçëèøíåé ñòèìóëÿöèè.

Èçëèøíåå êîëè÷åñòâî ÃÀÌÊ ïðèâîäèò ê èçëèøíåìó ðàññëàáëåíèþ è óñïîêîåíèþ – äî òàêîãî óðîâíÿ, êîãäà ýòî íåãàòèâíî âëèÿåò íà íîðìàëüíûå ðåàêöèè.

Íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî ÃÀÌÊ ïðèâîäèò ê èçëèøíåé ñòèìóëÿöèè ãîëîâíîãî ìîçãà. Ëþäè ñ íåäîñòàòêîì ÃÀÌÊ ñêëîííû ê íåâðîçàì è ìîãóò áûòü ñêëîííû ê àëêîãîëèçìó. Íèçêèé óðîâåíü ÃÀÌÊ òàêæå ñâÿçàí ñ áèïîëÿðíûì ðàññòðîéñòâîì, ìàíèåé, íåäîñòàòî÷íûì êîíòðîëåì íàä ïîáóæäåíèÿìè, ýïèëåïñèåé è ïðèïàäêàìè. Ïîñêîëüêó íàäëåæàùåå ôóíêöèîíèðîâàíèå ÃÀÌÊ ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì äëÿ ñïîñîáñòâîâàíèÿ ðàññëàáëåíèþ, àíàëüãåçèè è ñíó, äèñôóíêöèÿ ñèñòåìû ÃÀÌÊ ñâÿçàíà ñ ïàòîôèçèîëîãèåé íåñêîëüêèõ íåðâíî-ïñèõèàòðè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ, òàêèõ êàê ïñèõîç ñòðàõà è äåïðåññèÿ.

4. Ñåðîòîíèí ÿâëÿåòñÿ òîðìîçÿùèì íåéðîòðàíñìèòòåðîì, ó÷àñòâóþùèì â ðåãóëÿöèè íàñòðîåíèÿ, ÷óâñòâà òðåâîãè, ëèáèäî, íàâÿç÷èâîñòè, ãîëîâíûõ áîëåé, òåìïåðàòóðû òåëà, ðàññòðîéñòâ àïïåòèòà, ñîöèàëüíûõ ðàññòðîéñòâ, ôîáèé, ñíà, ïàìÿòè è ïðîöåññîâ îáó÷åíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ôóíêöèè, ñîêðàùåíèÿ ìûøö, à òàêæå ýíäîêðèííîé ðåãóëÿöèè. Îäíàêî, îáû÷íî ñåðîòîíèí îêàçûâàåò ðàçëè÷íîå äåéñòâèå.

Ñåðîòîíèí èãðàåò áîëüøóþ ðîëü â ðåãóëÿöèè ñíà è íàñòðîåíèÿ. Ñîîòâåòñòâóþùåå êîëè÷åñòâî öèðêóëèðóþùåãî ñåðîòîíèíà ñïîñîáñòâóþò ðàññëàáëåíèþ. Ñòðåññ óìåíüøàåò êîëè÷åñòâî ñåðîòîíèíà, ïîñêîëüêó îðãàíèçì èñïîëüçóåò åãî çàïàñû äëÿ óñïîêîåíèÿ.

Íèçêèé óðîâåíü ñåðîòîíèíà ìîæåò ïðèâåñòè ê äåïðåññèâíîìó íàñòðîåíèþ, áåñïîêîéñòâó, íèçêîé ýíåðãè÷íîñòè, ìèãðåíè, ðàññòðîéñòâàì ñíà, íàâÿç÷èâûì èëè ìàíèàêàëüíûì ñîñòîÿíèÿì, ÷óâñòâó íàïðÿæåíèÿ è ðàçäðàæåíèÿ, òÿãå ê ñëàäêîìó èëè ïîòåðå àïïåòèòà, óõóäøåíèþ ïàìÿòè è êîíöåíòðàöèè âíèìàíèÿ, ðàññåðæåííîìó è àãðåññèâíîìó ïîâåäåíèþ, çàìåäëåííîìó äâèæåíèþ ìûøö, çàìåäëåííîé ðå÷è, èçìåíåíèþ âðåìåíè çàñûïàíèÿ è ïðîáóæäåíèÿ, óìåíüøåíèþ èíòåðåñà ê ñåêñó.

Èçëèøíåå êîëè÷åñòâî ñåðîòîíèíà âûçûâàåò óñïîêîåíèå, ñíèæåíèå ñåêñóàëüíîãî âîçáóæäåíèÿ, ÷óâñòâî áëàãîïîëó÷èÿ, áëàæåíñòâà è îùóùåíèÿ ñëèÿíèÿ ñ âñåëåííîé. Îäíàêî åñëè óðîâåíü ñåðîòîíèíà ñòàíîâèòñÿ ñëèøêîì âûñîêèì, ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ðàçâèòèþ ñåðîòîíèíîâîãî ñèíäðîìà, êîòîðûé ìîæåò áûòü ôàòàëüíûì.

Ñåðîòîíèíîâûé ñèíäðîì âûçûâàåò ñèëüíóþ äðîæü, îáèëüíîå âûäåëåíèå ïîòà, áåññîííèöó, òîøíîòó, çóáíóþ äðîæü, îçíîá, äðîæàíèå îò õîëîäà, àãðåññèâíîñòü, ñàìîóâåðåííîñòü, âîçáóæäåíèå è çëîêà÷åñòâåííóþ ãèïåðòåðìèþ. Óïîòðåáëåíèå íàðêîòè÷åñêîãî ïðåïàðàòà «ýêñòàçè» òàêæå âûçûâàåò ïîäîáíûå ïðîÿâëåíèÿ, íî ðåäêî ïðèâîäèò ê òîêñè÷íîñòè.

5. Òàóðèí ÿâëÿåòñÿ òîðìîçÿùèì íåéðîòðàíñìèòòåðîì ñ íåéðîìîäóëèðóþùèì è íåéðîçàùèòíûì äåéñòâèåì. Ïðèåì òàóðèíà ìîæåò óñèëèòü ôóíêöèþ ÃÀÌÊ, ïîýòîìó òàóðèí ÿâëÿåòñÿ âàæíûì íåéðîìîäóëÿòîðîì ïðè ïðåäîòâðàùåíèè ÷óâñòâà ñòðàõà è áåñïîêîéñòâà. Öåëüþ òàêîãî óñèëåíèÿ ôóíêöèè ÃÀÌÊ ÿâëÿåòñÿ ïðåäîòâðàùåíèå èçëèøíåé ñòèìóëÿöèè èç-çà ïîâûøåííîãî ñîäåðæàíèÿ âîçáóæäàþùèõ àìèíîâ, òàêèõ êàê àäðåíàëèí è íîðàäðåíàëèí. Òàêèì îáðàçîì, òàóðèí è ÃÀÌÊ îáðàçóþò ìåõàíèçì, çàùèùàþùèé îò èçáûòî÷íîãî êîëè÷åñòâà âîçáóæäàþùèõ íåéðîòðàíñìèòòåðîâ.

Âçÿòî îòñþäà: https://www.childneurologyinfo.com/health-text-biochem1.php

Источник