Рассказ о иммунитете для детей
Колонка эксперта — Беллы Брагвадзе. Удивительный мир иммунитета.
Белла Брагвадзе – наш постоянный эксперт, врач педиатр, аллерголог-иммунолог, ассистент кафедры иммунологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
, педиатр в мобильной клинике @docplus.ru, врач-волонтер, автор проекта «Воображариум».
Белла ведет два блога в инстаграм:
https://www.instagram.com/bb_immunity/ и https://www.instagram.com/voobrajarium_postcard/ и будет рада новым подписчикам и вопросам.
6 июня 2018
Чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды
Почему дети должны болеть, о бессмысленности иммуномодуляторов и о том, чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды, — иммунолог Анна Щербина
Иммунодефицит — это состояние, сопровождающееся значительными и долговременными изменениями в иммунной системе и серьезными симптомами. Есть иммунодефициты вторичные, а есть первичные (ПИД). Первичные обусловлены генетически. Как правило, симптомы возникают в раннем возрасте, однако иногда могут возникнуть и у взрослых. Но в любом случае проявления будут очень тяжелыми. С первичными иммунодефицитами встречаются крайне редко. Подтвердить многие такие заболевания можно, обнаружив дефект гена. Но пока, правда, найдены мутации не при всех ПИД, поиск продолжается.
Текст: Дарья Саркисян
Фотографии: Максим Шер
Журнал «Большой город»
1 февраля 2018
ЧТО ТАКОЕ ПЕРВИЧНЫЙ ИММУНОДЕФИЦИТ
Что такое Первичный иммунодефицит, как передаётся, как часто встречается, какие есть формы?
1 февраля 2018
Первичный иммунодефицит. Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром
Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором у пациентов мужского пола отмечается нарушение иммунного ответа на вирус Эпштейн-Барра.
6 июня 2014
Первичный иммунодефицит. Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром
Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором отмечается хроническое незлокачественное увеличение лимфоузлов, печени и селезенки, аутоиммунная патология, повышение уровня иммуноглобулинов в крови.
6 июня 2014
Первичный иммунодефицит. Синдром Ди Джорджи
Синдром Ди Джорджи – врожденный дефект, который приводит к гипоплазии или отсутствию тимуса (вилочковой железы) в сочетании с пороками развития крупных сосудов, сердца, паращитовидных желез, костей лицевого черепа и верхних конечностей
6 июня 2014
Оптимизация диагностики и терапии наследственного ангионевротического отека у взрослых.
Особенности редкой формы первичного иммунодефицита, клинические проявления, иммунологические нарушения и принципы терапии наследственного ангионевротического отека. Индивидуальные планы самоконтроля для каждого пациента и оценкаа их эффективность.
Караулов А.В., Сидоренко И.В., Капустина А.С.
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва
20 мая 2014
Наследственный ангионевротический отек
Наследственный ангионевротичекий отёк — редкое, жизнеугрожающее заболевание, которое относится к группе первичных иммунодефицитов. Причина — недостаточность общего уровня или снижение функциональной активности С1-ингибитора системы комплемента.
Жизнь таких больных становится кошмаром: они никогда не знают, где и когда начнется отек. Пациенты нередко испытывают страх очередного приступа, для них характерны чувство одиночества, ощущение безысходности и бесконечные проблемы на работе, в учебе и быту.
20 мая 2014
Первичный иммунодефицит. Хроническая гранулематозная болезнь
Хроническая гранулематозная болезнь (ХГБ) – генетическое заболевание, связанное с дефектом фагоцитов, клеток иммунной системы, которые защищают организм путем поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц, бактерий, а также мертвых или погибающих клеток, из-за которого снижается их антимикробная активность.
13 марта 2013
Иммунодефицитные состояния
Слово «иммунитет» давно вошло в обиход не только врачей, но и не связанных с медициной людей: нам часто приходится слышать его в различных рекламных роликах, передачах по охране окружающей среды и т.д. Действительно, динамические изменения показателей иммунной системы происходят в ответ на различные состояния организма: инфекции, травмы, опухоли. Является ли это патологией? В большинстве случаев – нет, это нормальная реакция живого организма. Ведь основная функция иммунной системы – это борьба со всем чужеродным, будь то бактерия или опухолевая клетка. Однако в некоторых случаях изменения иммунной системы носят долгосрочный, патологический характер, такие состояния называются иммунодефицитными (ИДС).
27 апреля 2012
Первичный иммунодефицит. ОВИН — общая вариабельная иммунная недостаточность
Общая вариабельная иммунная недостаточность — нарушение,
характеризующееся низкими уровнями иммуноглобулинов (антител) в сыворотке крови и повышенной чувствительностью к инфекциям.
Данная статья предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять совета клинициста-иммунолога.
27 июля 2011
Первичный иммунодефицит. Синдром Вискотта-Олдрича
Синдром Вискотта-Олдрича является первичным иммунодефицитным состоянием, поражающим как Т-
лимфоциты, так и В-лимфоциты. Также тяжело поражаются тромбоциты — клетки, помогающие останавливать кровотечение.
Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.
27 июля 2011
Первичный иммунодефицит. Х-сцепленная агаммаглобулинемия
У больных с Х-сцепленной агаммаглобулинемией основным дефектом является неспособность предшественников В-лимфоцитов созревать до состояния В-лимфоцитов, а затем плазматических клеток. Поскольку у этих больных нет клеток, вырабатывающих иммуноглобулины, наступает тяжелая недостаточность иммуноглобулинов.
Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.
18 июля 2011
Первичный иммунодефицит. ТКИН — тяжелая комбинированная иммунная недостаточность
Тяжелая комбинированная иммунная недостаточность (ТКИН) — самый тяжелый диагноз в списке первичных иммунодефицитов — является редким синдромом, обусловленным различными генетическими факторами, и сочетающим отсутствие функций Т- и В- лимфоцитов (а во многих случаях также отсутствие функции естественных киллеров или NK-лимфоцитов). Эти нарушения приводят к чрезвычайной чувствительности к тяжелым инфекциям.
Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.
18 июля 2011
12 настораживающих признаков первичного иммунодефицита
ПИД не СПИД.
Первичный иммунодефицит является врожденным нарушением в иммунной системе, имеющим генетическую природу.
Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
29 июня 2011
Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле?
Инфекции уха, горла, носа, а также бронхолёгочные инфекции составляют основной перечень заболеваний в детском возрасте.
Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций.
29 июня 2011
Иммунодефициты у детей.
Диагноз «иммунодефицит» становится все более популярным у врачей разных специальностей. Создается впечатление, что зачастую врачи, вместо того, чтобы четко определить диагноз и проводить лечение заболевания в соответствии с утвержденными стандартами, назначают иммунотропные средства, не представляя эффект и последствия такой терапии.
29 июня 2011
Диагностика семей с иммунодефицитом
Первичные иммунодефициты, являются наследуемыми заболеваниями, при которых родители являются носителями больного гена и передают его детям. В результате чего у ребенка развивается заболевание. В настоящее время в связи с развитием генетики и иммунологии известны многие гены, мутация в которых приводит к развитию различных форм первичных иммунодефицитов.
9 ноября 2010
Блогера Алексея Водовозова называют одним из главных популяризаторов медицины. Бывший военврач сейчас активно занимается журналистикой, читает лекции и выступает против лженаучных способов лечения. Начало истории об иммунитете он подглядел на Pikabu, а затем создал на ее основе целый цикл медицинских сказок.
Мы в AdMe.ru даже не представляли, что в нашем организме могут кипеть такие страсти. Да вы сами посмотрите!
Я: «Иммунитет, что за ерунда? Почему у меня температура 40?»
Иммунитет: «Я выбросил в кровь пирогены, которые добрались до центра терморегуляции в гипоталамусе, и тот сместил точку равновесия в сторону теплопродукции».
Я: «К черту физиологию! Зачем так много?»
Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который не может долго существовать при температуре 40, поэтому я выбросил в кровь пиро…»
Я: «А я?! Я тоже не могу долго существовать при температуре 40!»
Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который…»
Мозг: «Заканчивайте разговор, я отключаю сознание как самый энергозатратный процесс в организме, нам еще до 41 прогреться нужно».
Я: «Зачем?!»
Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который…»
Мозг: «Иммунитет, он тебя уже не слышит. Только это… я до 42 греть не буду».
Иммунитет: «Обнаружено вторжение мозга, который…»
Мозг: «Все, все, уговорил, языкастый».
Я: «Привет, парни».
Мозг и Иммунитет хором: «Да как так-то?!»
Я: «Знакомьтесь, это парацетамол».
Парацетамол: «Гипоталамус, ты не мог бы снизить чувствительность своих рецепторов к пирогенам?»
Гипоталамус: «Легко».
Иммунитет: «А что, так можно было?»
Вирус: «Йух-ху! 37,2! Я буду жи-и-ить!
Иммунитет: «Ну уж нетушки! Печень!»
Печень (отрываясь от укладывания гликогена в заначку): «Ась?»
Иммунитет: «Врубай цитохром Р450».
Печень (зевая): «Который из?»
Иммунитет (ошарашенно): «А их несколько?»
Печень (надевая очки, менторским тоном): «Цитохромы обнаружены во всех царствах живых организмов, известно более 50 тысяч различных вариантов фермента, а теперь все поименно…»
Иммунитет: «Стоять, не надо про все. Что есть против парацетамола?»
Печень (шурша справочниками): «Ну… CYP2E1 и CYP3A4, правда зависит от того, что будем делать: глюкуронизировать, сульфатировать или N-гидроксилировать, потому что если нам придется учесть следующие нюансы…»
Иммунитет: «Нет, ты издеваешься? Врубай все».
Печень: «Ты уверен?»
Мозг: «Эмм… Иммунитет, Печень дело говорит, давай обсудим».
Иммунитет: «Замолчали оба! Операцией „Инфекция“ руковожу я. Так что, Печень, врубай цитохромы. Мозг, вырубай этого балбеса».
Я: «Не получится: уже 36,6».
N-ацетил-р-бензохинонимин: «Всем привет». (Достает ножницы и начинает кромсать гепатоциты).
Иммунитет: «Это еще кто?»
Печень: «…и в таком случае около 15 % парацетамола пойдет по этому пути, в результате чего мы получим чрезвычайно активный и мощный алкилирующий метаболит под названием… А, он уже тут. Иммунитет, разгребай».
Иммунитет: «А чего это я?»
Печень: «Ну ты настоял».
Иммунитет: «Ничего не знаю, у меня вирус, мне есть чем заняться».
Печень: «Пс, Мозг, хочешь немного острой печеночной недостаточности?»
Мозг: «Сдурела? Нет, конечно!»
Печень: «Тогда думай, что будем делать с N-ацетил-р-бензохинонимином».
Мозг (порывшись в долговременной памяти в гиппокампе): «Глутатионом его!»
Печень (шурша справочниками): «О, точно. Там есть сульфгидрильные группы. Отлично! Пусть к ним присоединяется, вместо того чтобы нормальные белки из строя выводить».
N-ацетил-р-бензохинонимин: «Э-э-э, полегче, это необратимо».
Печень: «Я в курсе. Глутатион, фас!»
Глутатион: «Кусь!»
Вирус: «А я уже в кардиомиоцитах».
Я: «Иммунитет, что за ерунда?»
Иммунитет: «Ничего не знаю, у меня руки связаны, температура нормальная, сами разбирайтесь».
Я: «И сколько тебе нужно?»
Иммунитет: «Хотя бы 38,5».
Я: «Мозг, сможем вернуть как было, но не как было?»
Мозг: «Ну… Гипоталамус?»
Гипоталамус: «Ага, уже сможем, Печень весь парацетамол разобрала».
Печень (пришивая на себя очередную заплатку): «Не щадя живота своего, между прочим».
Я: «Все-все, выздоровею — подкину тебе глюкозы из пироженок».
Печень (мечтательно): «Еще один погребок под гликоген вырою».
Поджелудочная железа: «Я все слышу».
Гипоталамус: «38,5».
Иммунитет: «Ну все, сейчас я его». (Ускоряет синтез антител, активирует лимфоциты-убийцы).
Вирус: «Опаньки».
Антитела (облепляя Вирус): «Наша пре-е-елесть».
Макрофаги: «Кусь!»
Лимфоциты-убийцы: «Шмяк!»
Вирус: «Я еще be back… back… back».
Иммунитет: «Не надейся, я тебя запомнил».
Гипоталамус: «Ну что, точку равновесия можно возвращать на место?»
Все хором: «Нужно!»
Я: «Фух. Справились».
Иммунитет: «Обнаружено вторжение бактерий. Пирогены, готовсь!»
Все: «Да что ты будешь делать!»
Интересно, а как вы боретесь с простудой? Сразу же начинаете глотать жаропонижающее или ждете, когда иммунитет справится с болезнью?
Иллюстратор Anna Syrovatkina
специально для
AdMe.ru
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»
Интеграция образовательных областей: здоровье, художественное творчество, познание, социализация
Возраст: старшие дошкольники
Место проведения: группа
Оборудование:
— картинка с изображением человека
— картинки с изображением рыцаря
— костюм доктора Айболита
— конверт и письмо
— подбор загадок
— картинки, изображающие название станций
— магнитная доска
— карандаши
— листы бумаги по числу детей
— продукты
— эмблемы
-картинки режима дня
— две корзины
— запись звуков автобуса
Цель:
-знакомство с понятием «иммунитет»;
— закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
— развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Развивающие задачи:
— развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.
Обучающие задачи:
— совершенствовать гигиенические навыки;
— содействовать расширению представлений о здоровом образе жизни;
— совершенствовать технику рисования;
— формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает? (Ответы)
Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.
А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!
Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.
Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?
На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.
Угадайте, кто такой?
Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь
Он излечит, исцелит
Добрый доктор …. (Айболит)
Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).
АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).
Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).
Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом). Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар
Не глобус это, не арбуз.
Здоровье! Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю сам – все расскажу.
АЙБОЛИТ:
Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие?
Дом по улице идет,
На работу нас везет
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках (автобус)
Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса) Первая станция, на которой мы остановимся, называется… А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.
Руки врозь, а ноги вместе.
Бег, потом прыжки на месте.
Рассчитались по порядку,
Вот и кончилась …. (зарядка)
АЙБОЛИТ: Это замечательно! Зарядка – это розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые. А вы, ребята, делаете по утрам зарядку? (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!
Я хочу показать вам свою зарядку.
Дети выполняют зарядку.
ЗАРЯДКА
Во все стороны глядим,
Вправо, влево, вверх и вниз,
Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)
Вправо, влево покачай.
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)
И соседу улыбнись.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)
Наклоняйся, не ленись,
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)
Мы веселые ребятки,
Вот так, еще раз,
Получается у нас! (Выполняют полуприседания)
Как веселый звонкий мячик.
Вот так, еще раз,
Посмотрите все на нас! (Прыжки )
Только носиком дыши.
Вот так, еще раз,
И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)
Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.
АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.
АЙБОЛИТ: Интересно, ребята, а это что за станция? ( ответы детей)
Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.
По будильнику встаю,
Одеваюсь, чай я пью
И вприпрыжку в детский сад,
Там играть я очень рад
После сада погуляю,
Дома в мячик поиграю,
Все я выполняю сам
Каждый день как по часам
Коль по времени мы спим,
Соблюдаем мы …(режим)
АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».
И я предлагаю, ребята, составить режим дня.
У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам. Рассмотрите их, потом обсудите друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.
Дети обсуждают картинки и строятся.
Идет проверка.
АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.
А мы отправляемся дальше.
Интересно, какая следующая станция нас ждет? А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.
АДРЕС: Детский сад, старшая группа
КОМУ: Ребятам старшей группы, которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).
Я думаю, что мои советы помогут вам:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо …
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).
Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!
Грязная одежда, грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.
АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.
Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные, поймет, какие они опасные, и будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба. ( Дети рисуют микробов, затем работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).
АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь.
Следующая станция называется «Продукты».
Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда будет искать вредные для здоровья продукты.
(Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).
АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Что же вы нового для себя узнали?
Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).
Я хочу напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Кто из вас из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто одежду «бережет»-
Под кровать ее кладет?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных под кровать?
Кто из вас не ходит хмурым,
Любит спорт и физкультуру?
Вместе с солнышком румяным
Просыпаюсь утром рано,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю зарядку?
АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!
Ребята! Здоровье — наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.
Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и через воспитателя отправить мне.
Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».