Рассказ о иммунитете для детей

Рассказ о иммунитете для детей thumbnail
  • Колонка эксперта — Беллы Брагвадзе. Удивительный мир иммунитета.

    Белла Брагвадзе – наш постоянный эксперт, врач педиатр, аллерголог-иммунолог, ассистент кафедры иммунологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
, педиатр в мобильной клинике @docplus.ru, врач-волонтер, автор проекта «Воображариум».
    Белла ведет два блога в инстаграм:
    https://www.instagram.com/bb_immunity/ и https://www.instagram.com/voobrajarium_postcard/ и будет рада новым подписчикам и вопросам.

    6 июня 2018

  • Чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды

    Почему дети должны болеть, о бессмысленности иммуномодуляторов и о том, чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды, — иммунолог Анна Щербина

    Иммунодефицит — это состояние, сопровождающееся значительными и долговременными изменениями в иммунной системе и серьезными симптомами. Есть иммунодефициты вторичные, а есть первичные (ПИД). Первичные обусловлены генетически. Как правило, симптомы возникают в раннем возрасте, однако иногда могут возникнуть и у взрослых. Но в любом случае проявления будут очень тяжелыми. С первичными иммунодефицитами встречаются крайне редко. Подтвердить многие такие заболевания можно, обнаружив дефект гена. Но пока, правда, найдены мутации не при всех ПИД, поиск продолжается.

    Текст: Дарья Саркисян
    Фотографии: Максим Шер
    Журнал «Большой город»

    1 февраля 2018

  • ЧТО ТАКОЕ ПЕРВИЧНЫЙ ИММУНОДЕФИЦИТ

    Что такое Первичный иммунодефицит, как передаётся, как часто встречается, какие есть формы?

    1 февраля 2018

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром

    Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором у пациентов мужского пола отмечается нарушение иммунного ответа на вирус Эпштейн-Барра.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром

    Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором отмечается хроническое незлокачественное увеличение лимфоузлов, печени и селезенки, аутоиммунная патология, повышение уровня иммуноглобулинов в крови.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Ди Джорджи

    Синдром Ди Джорджи – врожденный дефект, который приводит к гипоплазии или отсутствию тимуса (вилочковой железы) в сочетании с пороками развития крупных сосудов, сердца, паращитовидных желез, костей лицевого черепа и верхних конечностей

    6 июня 2014

  • Оптимизация диагностики и терапии наследственного ангионевротического отека у взрослых.

    Особенности редкой формы первичного иммунодефицита, клинические проявления, иммунологические нарушения и принципы терапии наследственного ангионевротического отека. Индивидуальные планы самоконтроля для каждого пациента и оценкаа их эффективность.

    Караулов А.В., Сидоренко И.В., Капустина А.С.
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва

    20 мая 2014

  • Наследственный ангионевротический отек

    Наследственный ангионевротичекий отёк — редкое, жизнеугрожающее заболевание, которое относится к группе первичных иммунодефицитов. Причина — недостаточность общего уровня или снижение функциональной активности С1-ингибитора системы комплемента.
    Жизнь таких больных становится кошмаром: они никогда не знают, где и когда начнется отек. Пациенты нередко испытывают страх очередного приступа, для них характерны чувство одиночества, ощущение безысходности и бесконечные проблемы на работе, в учебе и быту.

    20 мая 2014

  • Первичный иммунодефицит. Хроническая гранулематозная болезнь

    Хроническая гранулематозная болезнь (ХГБ) – генетическое заболевание, связанное с дефектом фагоцитов, клеток иммунной системы, которые защищают организм путем поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц, бактерий, а также мертвых или погибающих клеток, из-за которого снижается их антимикробная активность.

    13 марта 2013

  • Иммунодефицитные состояния

    Слово «иммунитет» давно вошло в обиход не только врачей, но и не связанных с медициной людей: нам часто приходится слышать его в различных рекламных роликах, передачах по охране окружающей среды и т.д. Действительно, динамические изменения показателей иммунной системы происходят в ответ на различные состояния организма: инфекции, травмы, опухоли. Является ли это патологией? В большинстве случаев – нет, это нормальная реакция живого организма. Ведь основная функция иммунной системы – это борьба со всем чужеродным, будь то бактерия или опухолевая клетка. Однако в некоторых случаях изменения иммунной системы носят долгосрочный, патологический характер, такие состояния называются иммунодефицитными (ИДС).

    27 апреля 2012

  • Первичный иммунодефицит. ОВИН — общая вариабельная иммунная недостаточность

    Общая вариабельная иммунная недостаточность — нарушение,
    характеризующееся низкими уровнями иммуноглобулинов (антител) в сыворотке крови и повышенной чувствительностью к инфекциям.
    Данная статья предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять совета клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Вискотта-Олдрича

    Синдром Вискотта-Олдрича является первичным иммунодефицитным состоянием, поражающим как Т-
    лимфоциты, так и В-лимфоциты. Также тяжело поражаются тромбоциты — клетки, помогающие останавливать кровотечение.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленная агаммаглобулинемия

    У больных с Х-сцепленной агаммаглобулинемией основным дефектом является неспособность предшественников В-лимфоцитов созревать до состояния В-лимфоцитов, а затем плазматических клеток. Поскольку у этих больных нет клеток, вырабатывающих иммуноглобулины, наступает тяжелая недостаточность иммуноглобулинов.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    18 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. ТКИН — тяжелая комбинированная иммунная недостаточность

    Тяжелая комбинированная иммунная недостаточность (ТКИН) — самый тяжелый диагноз в списке первичных иммунодефицитов — является редким синдромом, обусловленным различными генетическими факторами, и сочетающим отсутствие функций Т- и В- лимфоцитов (а во многих случаях также отсутствие функции естественных киллеров или NK-лимфоцитов). Эти нарушения приводят к чрезвычайной чувствительности к тяжелым инфекциям.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    Читайте также:  Витамины для иммунитета капсулы

    18 июля 2011

  • 12 настораживающих признаков первичного иммунодефицита

    ПИД не СПИД.
    Первичный иммунодефицит является врожденным нарушением в иммунной системе, имеющим генетическую природу.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.

    29 июня 2011

  • Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле?

    Инфекции уха, горла, носа, а также бронхолёгочные инфекции составляют основной перечень заболеваний в детском возрасте.
    Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций.

    29 июня 2011

  • Иммунодефициты у детей.

    Диагноз «иммунодефицит» становится все более популярным у врачей разных специальностей. Создается впечатление, что зачастую врачи, вместо того, чтобы четко определить диагноз и проводить лечение заболевания в соответствии с утвержденными стандартами, назначают иммунотропные средства, не представляя эффект и последствия такой терапии.

    29 июня 2011

  • Диагностика семей с иммунодефицитом

    Первичные иммунодефициты, являются наследуемыми заболеваниями, при которых родители являются носителями больного гена и передают его детям. В результате чего у ребенка развивается заболевание. В настоящее время в связи с развитием генетики и иммунологии известны многие гены, мутация в которых приводит к развитию различных форм первичных иммунодефицитов.

    9 ноября 2010

  • Источник

    Блогера Алексея Водовозова называют одним из главных популяризаторов медицины. Бывший военврач сейчас активно занимается журналистикой, читает лекции и выступает против лженаучных способов лечения. Начало истории об иммунитете он подглядел на Pikabu, а затем создал на ее основе целый цикл медицинских сказок.

    Мы в AdMe.ru даже не представляли, что в нашем организме могут кипеть такие страсти. Да вы сами посмотрите!

    Я: «Иммунитет, что за ерунда? Почему у меня температура 40?»

    Иммунитет: «Я выбросил в кровь пирогены, которые добрались до центра терморегуляции в гипоталамусе, и тот сместил точку равновесия в сторону теплопродукции».

    Я: «К черту физиологию! Зачем так много?»

    Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который не может долго существовать при температуре 40, поэтому я выбросил в кровь пиро…»

    Я: «А я?! Я тоже не могу долго существовать при температуре 40!»

    Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который…»

    Мозг: «Заканчивайте разговор, я отключаю сознание как самый энергозатратный процесс в организме, нам еще до 41 прогреться нужно».

    Я: «Зачем?!»

    Иммунитет: «Обнаружено вторжение вируса, который…»

    Мозг: «Иммунитет, он тебя уже не слышит. Только это… я до 42 греть не буду».

    Иммунитет: «Обнаружено вторжение мозга, который…»

    Мозг: «Все, все, уговорил, языкастый».

    Я: «Привет, парни».

    Мозг и Иммунитет хором: «Да как так-то?!»

    Я: «Знакомьтесь, это парацетамол».

    Парацетамол: «Гипоталамус, ты не мог бы снизить чувствительность своих рецепторов к пирогенам?»

    Гипоталамус: «Легко».

    Иммунитет: «А что, так можно было?»

    Вирус: «Йух-ху! 37,2! Я буду жи-и-ить!

    Иммунитет: «Ну уж нетушки! Печень!»

    Печень (отрываясь от укладывания гликогена в заначку): «Ась?»

    Иммунитет: «Врубай цитохром Р450».

    Печень (зевая): «Который из?»

    Иммунитет (ошарашенно): «А их несколько?»

    Печень (надевая очки, менторским тоном): «Цитохромы обнаружены во всех царствах живых организмов, известно более 50 тысяч различных вариантов фермента, а теперь все поименно…»

    Иммунитет: «Стоять, не надо про все. Что есть против парацетамола?»

    Печень (шурша справочниками): «Ну… CYP2E1 и CYP3A4, правда зависит от того, что будем делать: глюкуронизировать, сульфатировать или N-гидроксилировать, потому что если нам придется учесть следующие нюансы…»

    Иммунитет: «Нет, ты издеваешься? Врубай все».

    Печень: «Ты уверен?»

    Мозг: «Эмм… Иммунитет, Печень дело говорит, давай обсудим».

    Иммунитет: «Замолчали оба! Операцией „Инфекция“ руковожу я. Так что, Печень, врубай цитохромы. Мозг, вырубай этого балбеса».

    Я: «Не получится: уже 36,6».

    N-ацетил-р-бензохинонимин: «Всем привет». (Достает ножницы и начинает кромсать гепатоциты).

    Иммунитет: «Это еще кто?»

    Печень: «…и в таком случае около 15 % парацетамола пойдет по этому пути, в результате чего мы получим чрезвычайно активный и мощный алкилирующий метаболит под названием… А, он уже тут. Иммунитет, разгребай».

    Иммунитет: «А чего это я?»

    Печень: «Ну ты настоял».

    Иммунитет: «Ничего не знаю, у меня вирус, мне есть чем заняться».

    Печень: «Пс, Мозг, хочешь немного острой печеночной недостаточности?»

    Мозг: «Сдурела? Нет, конечно!»

    Печень: «Тогда думай, что будем делать с N-ацетил-р-бензохинонимином».

    Мозг (порывшись в долговременной памяти в гиппокампе): «Глутатионом его!»

    Печень (шурша справочниками): «О, точно. Там есть сульфгидрильные группы. Отлично! Пусть к ним присоединяется, вместо того чтобы нормальные белки из строя выводить».

    N-ацетил-р-бензохинонимин: «Э-э-э, полегче, это необратимо».

    Печень: «Я в курсе. Глутатион, фас!»

    Глутатион: «Кусь!»

    Вирус: «А я уже в кардиомиоцитах».

    Я: «Иммунитет, что за ерунда?»

    Иммунитет: «Ничего не знаю, у меня руки связаны, температура нормальная, сами разбирайтесь».

    Я: «И сколько тебе нужно?»

    Иммунитет: «Хотя бы 38,5».

    Я: «Мозг, сможем вернуть как было, но не как было?»

    Мозг: «Ну… Гипоталамус?»

    Гипоталамус: «Ага, уже сможем, Печень весь парацетамол разобрала».

    Читайте также:  Юрисдикционный иммунитет международных организаций

    Печень (пришивая на себя очередную заплатку): «Не щадя живота своего, между прочим».

    Я: «Все-все, выздоровею — подкину тебе глюкозы из пироженок».

    Печень (мечтательно): «Еще один погребок под гликоген вырою».

    Поджелудочная железа: «Я все слышу».

    Гипоталамус: «38,5».

    Иммунитет: «Ну все, сейчас я его». (Ускоряет синтез антител, активирует лимфоциты-убийцы).

    Вирус: «Опаньки».

    Антитела (облепляя Вирус): «Наша пре-е-елесть».

    Макрофаги: «Кусь!»

    Лимфоциты-убийцы: «Шмяк!»

    Вирус: «Я еще be back… back… back».

    Иммунитет: «Не надейся, я тебя запомнил».

    Гипоталамус: «Ну что, точку равновесия можно возвращать на место?»

    Все хором: «Нужно!»

    Я: «Фух. Справились».

    Иммунитет: «Обнаружено вторжение бактерий. Пирогены, готовсь!»

    Все: «Да что ты будешь делать!»

    Интересно, а как вы боретесь с простудой? Сразу же начинаете глотать жаропонижающее или ждете, когда иммунитет справится с болезнью?

    Иллюстратор Anna Syrovatkina

    специально для

    AdMe.ru

    Источник

    Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»

    Интеграция образовательных областей:  здоровье, художественное творчество, познание, социализация

    Возраст:  старшие дошкольники

    Место проведения:  группа

    Оборудование:

    — картинка с изображением человека

    — картинки с изображением рыцаря

    — костюм доктора Айболита

    — конверт и письмо

    — подбор загадок

    — картинки,  изображающие название станций

    — магнитная доска

    — карандаши

    — листы бумаги по числу детей

    — продукты

    — эмблемы

     -картинки режима дня

    — две корзины

    — запись звуков автобуса

    Цель:

     -знакомство с понятием «иммунитет»;

    — закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

    — развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    Развивающие задачи:

    — развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.

    Обучающие задачи:

    — совершенствовать гигиенические навыки;

    — содействовать расширению  представлений о здоровом образе жизни;

    — совершенствовать технику рисования;

    — формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬ.  Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает?  (Ответы)

    Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.

    А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!

    Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.

    Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?

    На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.

    Угадайте, кто такой?

    Добрый врач, бывалый врач,

    Чуть услышит детский плач

    В ранний час и в полночь

    Поспешит на помощь

    Он излечит, исцелит

    Добрый доктор …. (Айболит)

    Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).

    АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).   

    Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).

    Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом).  Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.

    Получен от природы дар-

    Не мяч и не воздушный шар

    Не глобус это, не арбуз.

    Здоровье! Очень хрупкий груз.

    Чтоб жизнь счастливую прожить,

    Здоровье нужно сохранить.

    А как? Сейчас я вам скажу,

    Что знаю сам – все расскажу.

    АЙБОЛИТ:

    Угадайте,  на чем мы отправимся в путешествие?

    Дом по улице идет,

    На работу нас везет

    Не на курьих ножках,

    А в резиновых сапожках (автобус)

    Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса)   Первая станция, на которой мы остановимся, называется…  А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.

    Руки врозь, а ноги вместе.

    Бег, потом прыжки на месте.

    Рассчитались по порядку,

    Вот и кончилась …. (зарядка)

    АЙБОЛИТ:  Это замечательно!  Зарядка – это розовые щечки,  это когда мы сильные, ловкие,   смелые и веселые.  А вы, ребята,  делаете по утрам зарядку?  (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!

    Я хочу показать вам свою зарядку.

    Дети выполняют зарядку.

    ЗАРЯДКА

    Во все стороны глядим,

    Вправо, влево, вверх и вниз,

    Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

    Вправо, влево покачай.

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

    И соседу улыбнись.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

    Читайте также:  Препараты для повышения иммунитета внутривенные

    Наклоняйся, не ленись,

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

    Мы веселые ребятки,

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

    Как веселый звонкий мячик.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Прыжки )

    Только носиком дыши.

    Вот так, еще раз,

    И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

    Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.

    АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.

    АЙБОЛИТ: Интересно, ребята,  а это что за станция? ( ответы детей)

    Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.

    По будильнику встаю,

    Одеваюсь, чай я пью

    И вприпрыжку в детский сад,

    Там играть я очень рад

    После сада погуляю,

    Дома в мячик поиграю,

    Все я выполняю сам

    Каждый день как по часам

    Коль по времени мы спим,

    Соблюдаем мы …(режим)

    АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».

    И я предлагаю, ребята, составить режим дня.

    У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам.  Рассмотрите их,  потом обсудите  друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну  в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.

    Дети обсуждают картинки и строятся.

    Идет проверка.

    АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.

    А мы отправляемся дальше.

    Интересно, какая следующая станция нас ждет?  А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.

    АДРЕС: Детский сад, старшая группа

    КОМУ: Ребятам старшей группы,  которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).

    Я думаю, что мои советы помогут вам:

    Никогда не мойте руки,

    Шею, уши и лицо …

    Это глупое занятье

    Не приводит ни к чему.

    Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

    Так зачем же тратить силы,

    Время попусту терять?

    АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).

    Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!

    Грязная одежда,  грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.

    АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.

    Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные,  поймет,  какие они опасные, и  будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба.  ( Дети рисуют микробов, затем  работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).

    АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь. 

    Следующая станция называется «Продукты».

    Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы  объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда   будет искать вредные для здоровья продукты.  

    (Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).

    АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.

    Что же вы нового для себя узнали? 

    Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).

    Я  хочу  напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы  запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте  правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы  молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я,  это я, это все мои друзья!»

    Кто из вас из малышей,

    Ходит грязный до ушей?

    Кто одежду «бережет»-

    Под кровать ее кладет?

    Кто ложится рано спать

    В ботинках грязных под кровать?

    Кто из вас не ходит хмурым,

    Любит спорт и физкультуру?

    Вместе с солнышком румяным

    Просыпаюсь утром рано,

    Заправляю сам кроватку

    Быстро делаю зарядку?

    АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!

    Ребята!  Здоровье —  наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.

    Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и  через  воспитателя  отправить мне.

    Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».

    Источник