Рассказать детям об иммунитете

  • Колонка эксперта — Беллы Брагвадзе. Удивительный мир иммунитета.

    Белла Брагвадзе – наш постоянный эксперт, врач педиатр, аллерголог-иммунолог, ассистент кафедры иммунологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
, педиатр в мобильной клинике @docplus.ru, врач-волонтер, автор проекта «Воображариум».
    Белла ведет два блога в инстаграм:
    https://www.instagram.com/bb_immunity/ и https://www.instagram.com/voobrajarium_postcard/ и будет рада новым подписчикам и вопросам.

    6 июня 2018

  • Чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды

    Почему дети должны болеть, о бессмысленности иммуномодуляторов и о том, чем настоящий иммунодефицит отличается от частой простуды, — иммунолог Анна Щербина

    Иммунодефицит — это состояние, сопровождающееся значительными и долговременными изменениями в иммунной системе и серьезными симптомами. Есть иммунодефициты вторичные, а есть первичные (ПИД). Первичные обусловлены генетически. Как правило, симптомы возникают в раннем возрасте, однако иногда могут возникнуть и у взрослых. Но в любом случае проявления будут очень тяжелыми. С первичными иммунодефицитами встречаются крайне редко. Подтвердить многие такие заболевания можно, обнаружив дефект гена. Но пока, правда, найдены мутации не при всех ПИД, поиск продолжается.

    Текст: Дарья Саркисян
    Фотографии: Максим Шер
    Журнал «Большой город»

    1 февраля 2018

  • ЧТО ТАКОЕ ПЕРВИЧНЫЙ ИММУНОДЕФИЦИТ

    Что такое Первичный иммунодефицит, как передаётся, как часто встречается, какие есть формы?

    1 февраля 2018

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром

    Х-сцепленный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором у пациентов мужского пола отмечается нарушение иммунного ответа на вирус Эпштейн-Барра.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром

    Аутоиммунный лимфопролиферативный синдром – первичный иммунодефицит, при котором отмечается хроническое незлокачественное увеличение лимфоузлов, печени и селезенки, аутоиммунная патология, повышение уровня иммуноглобулинов в крови.

    6 июня 2014

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Ди Джорджи

    Синдром Ди Джорджи – врожденный дефект, который приводит к гипоплазии или отсутствию тимуса (вилочковой железы) в сочетании с пороками развития крупных сосудов, сердца, паращитовидных желез, костей лицевого черепа и верхних конечностей

    6 июня 2014

  • Оптимизация диагностики и терапии наследственного ангионевротического отека у взрослых.

    Особенности редкой формы первичного иммунодефицита, клинические проявления, иммунологические нарушения и принципы терапии наследственного ангионевротического отека. Индивидуальные планы самоконтроля для каждого пациента и оценкаа их эффективность.

    Караулов А.В., Сидоренко И.В., Капустина А.С.
    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва

    20 мая 2014

  • Наследственный ангионевротический отек

    Наследственный ангионевротичекий отёк — редкое, жизнеугрожающее заболевание, которое относится к группе первичных иммунодефицитов. Причина — недостаточность общего уровня или снижение функциональной активности С1-ингибитора системы комплемента.
    Жизнь таких больных становится кошмаром: они никогда не знают, где и когда начнется отек. Пациенты нередко испытывают страх очередного приступа, для них характерны чувство одиночества, ощущение безысходности и бесконечные проблемы на работе, в учебе и быту.

    20 мая 2014

  • Первичный иммунодефицит. Хроническая гранулематозная болезнь

    Хроническая гранулематозная болезнь (ХГБ) – генетическое заболевание, связанное с дефектом фагоцитов, клеток иммунной системы, которые защищают организм путем поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц, бактерий, а также мертвых или погибающих клеток, из-за которого снижается их антимикробная активность.

    13 марта 2013

  • Иммунодефицитные состояния

    Слово «иммунитет» давно вошло в обиход не только врачей, но и не связанных с медициной людей: нам часто приходится слышать его в различных рекламных роликах, передачах по охране окружающей среды и т.д. Действительно, динамические изменения показателей иммунной системы происходят в ответ на различные состояния организма: инфекции, травмы, опухоли. Является ли это патологией? В большинстве случаев – нет, это нормальная реакция живого организма. Ведь основная функция иммунной системы – это борьба со всем чужеродным, будь то бактерия или опухолевая клетка. Однако в некоторых случаях изменения иммунной системы носят долгосрочный, патологический характер, такие состояния называются иммунодефицитными (ИДС).

    27 апреля 2012

  • Первичный иммунодефицит. ОВИН — общая вариабельная иммунная недостаточность

    Общая вариабельная иммунная недостаточность — нарушение,
    характеризующееся низкими уровнями иммуноглобулинов (антител) в сыворотке крови и повышенной чувствительностью к инфекциям.
    Данная статья предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять совета клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Синдром Вискотта-Олдрича

    Синдром Вискотта-Олдрича является первичным иммунодефицитным состоянием, поражающим как Т-
    лимфоциты, так и В-лимфоциты. Также тяжело поражаются тромбоциты — клетки, помогающие останавливать кровотечение.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    27 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. Х-сцепленная агаммаглобулинемия

    У больных с Х-сцепленной агаммаглобулинемией основным дефектом является неспособность предшественников В-лимфоцитов созревать до состояния В-лимфоцитов, а затем плазматических клеток. Поскольку у этих больных нет клеток, вырабатывающих иммуноглобулины, наступает тяжелая недостаточность иммуноглобулинов.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    18 июля 2011

  • Первичный иммунодефицит. ТКИН — тяжелая комбинированная иммунная недостаточность

    Тяжелая комбинированная иммунная недостаточность (ТКИН) — самый тяжелый диагноз в списке первичных иммунодефицитов — является редким синдромом, обусловленным различными генетическими факторами, и сочетающим отсутствие функций Т- и В- лимфоцитов (а во многих случаях также отсутствие функции естественных киллеров или NK-лимфоцитов). Эти нарушения приводят к чрезвычайной чувствительности к тяжелым инфекциям.
    Информация в статье предназначена для пациентов и членов их семей и не должна заменять рекомендаций и назначений лечащего врача и клинициста-иммунолога.

    18 июля 2011

  • 12 настораживающих признаков первичного иммунодефицита

    ПИД не СПИД.
    Первичный иммунодефицит является врожденным нарушением в иммунной системе, имеющим генетическую природу.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.

    29 июня 2011

  • Часто болеющие дети: чем они больны на самом деле?

    Инфекции уха, горла, носа, а также бронхолёгочные инфекции составляют основной перечень заболеваний в детском возрасте.
    Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что частота ОРВИ 8 раз в год является нормальным показателем для детей дошкольного и младшего школьного возраста, посещающих детские учреждения.
    Показанием для направления к иммунологу является сочетание рецидивирующих вирусных и бактериальных инфекций либо наличие тяжелых, затяжных бактериальных инфекций.

    29 июня 2011

  • Иммунодефициты у детей.

    Диагноз «иммунодефицит» становится все более популярным у врачей разных специальностей. Создается впечатление, что зачастую врачи, вместо того, чтобы четко определить диагноз и проводить лечение заболевания в соответствии с утвержденными стандартами, назначают иммунотропные средства, не представляя эффект и последствия такой терапии.

    29 июня 2011

  • Диагностика семей с иммунодефицитом

    Первичные иммунодефициты, являются наследуемыми заболеваниями, при которых родители являются носителями больного гена и передают его детям. В результате чего у ребенка развивается заболевание. В настоящее время в связи с развитием генетики и иммунологии известны многие гены, мутация в которых приводит к развитию различных форм первичных иммунодефицитов.

    9 ноября 2010

  • Источник

    Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Что такое иммунитет ?»

    Интеграция образовательных областей:  здоровье, художественное творчество, познание, социализация

    Возраст:  старшие дошкольники

    Место проведения:  группа

    Оборудование:

    — картинка с изображением человека

    — картинки с изображением рыцаря

    — костюм доктора Айболита

    — конверт и письмо

    — подбор загадок

    — картинки,  изображающие название станций

    — магнитная доска

    — карандаши

    — листы бумаги по числу детей

    — продукты

    — эмблемы

     -картинки режима дня

    — две корзины

    — запись звуков автобуса

    Цель:

     -знакомство с понятием «иммунитет»;

    — закрепление представления о нормах здорового образа жизни. Содействие самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены.

    Воспитательные задачи:

    -воспитывать у детей полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

    — развивать умение регулировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    Читайте также:  Местный иммунитет в гинекологии

    Развивающие задачи:

    — развивать психические процессы : логическое мышление, внимание , память.

    Обучающие задачи:

    — совершенствовать гигиенические навыки;

    — содействовать расширению  представлений о здоровом образе жизни;

    — совершенствовать технику рисования;

    — формировать умение создавать выразительные художественные образы в рисунке.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВОСПИТАТЕЛЬ.  Здравствуйте, ребята! Как часто мы говорим это слово. А кто скажет, что оно обозначает?  (Ответы)

    Ребята, что помогает человеку защищаться от врагов? (оружие, доспехи, щит). Давайте посмотрим на картинку с изображением рыцаря.

    А что помогает защищаться от невидимых врагов — болезней? (лекарство, иммунитет). Молодцы!

    Иммунитет для человека – это невидимый щит, который не подпускает болезни к организму.

    Если щит и доспехи сделаны из железа, то из чего состоит иммунитет, почему есть люди, которые никогда не болеют, а есть болеющие часто?

    На эти вопросы мы попробуем ответить с вами, отправившись в путешествие в волшебную страну Здоровья. А помогать нам будет сказочный герой, который вот-вот придет в группу.

    Угадайте, кто такой?

    Добрый врач, бывалый врач,

    Чуть услышит детский плач

    В ранний час и в полночь

    Поспешит на помощь

    Он излечит, исцелит

    Добрый доктор …. (Айболит)

    Появляется доктор Айболит (переодетый воспитатель).

    АЙБОЛИТ: Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, туда ли я пришел? Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я слышал, что где-то ребята старшей группы детского сада собрались в прекрасную страну Здоровье (дети отвечают, что Айболит пришел правильно).   

    Показывает детям картинку с изображением человека (ребенка). Ребята, кто изображен на картинке? (ребенок, человек).

    Скажите, ребята, а вы знаете, что нужно для того, чтоб человек был здоровым, сильным? (хорошо кушать, делать зарядку, заниматься спортом).  Молодцы! Я предлагаю вам послушать стихотворение.

    Получен от природы дар-

    Не мяч и не воздушный шар

    Не глобус это, не арбуз.

    Здоровье! Очень хрупкий груз.

    Чтоб жизнь счастливую прожить,

    Здоровье нужно сохранить.

    А как? Сейчас я вам скажу,

    Что знаю сам – все расскажу.

    АЙБОЛИТ:

    Угадайте,  на чем мы отправимся в путешествие?

    Дом по улице идет,

    На работу нас везет

    Не на курьих ножках,

    А в резиновых сапожках (автобус)

    Ребята, занимайте места, отъезжаем (дети садятся на заранее поставленные стулья и «едут» под звуки автобуса)   Первая станция, на которой мы остановимся, называется…  А вот как она называется, нам поможет угадать загадка.

    Руки врозь, а ноги вместе.

    Бег, потом прыжки на месте.

    Рассчитались по порядку,

    Вот и кончилась …. (зарядка)

    АЙБОЛИТ:  Это замечательно!  Зарядка – это розовые щечки,  это когда мы сильные, ловкие,   смелые и веселые.  А вы, ребята,  делаете по утрам зарядку?  (ответы детей) А какие упражнения вы делаете, может мне кто-то из вас покажет? (дети показывают). Какие вы ловкие!

    Я хочу показать вам свою зарядку.

    Дети выполняют зарядку.

    ЗАРЯДКА

    Во все стороны глядим,

    Вправо, влево, вверх и вниз,

    Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

    Вправо, влево покачай.

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

    И соседу улыбнись.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

    Наклоняйся, не ленись,

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

    Мы веселые ребятки,

    Вот так, еще раз,

    Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

    Как веселый звонкий мячик.

    Вот так, еще раз,

    Посмотрите все на нас! (Прыжки )

    Только носиком дыши.

    Вот так, еще раз,

    И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

    Молодцы! Зарядка – это одно из условий иммунитета.

    АЙБОЛИТ: Ребята, отправляемся дальше.

    АЙБОЛИТ: Интересно, ребята,  а это что за станция? ( ответы детей)

    Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, как называется эта станция.

    По будильнику встаю,

    Одеваюсь, чай я пью

    И вприпрыжку в детский сад,

    Там играть я очень рад

    После сада погуляю,

    Дома в мячик поиграю,

    Все я выполняю сам

    Каждый день как по часам

    Коль по времени мы спим,

    Соблюдаем мы …(режим)

    АЙБОЛИТ: Да, эта станция называется «Режим дня».

    И я предлагаю, ребята, составить режим дня.

    У меня есть картинки, я вам их сейчас раздам.  Рассмотрите их,  потом обсудите  друг с другом, что было утром, днём и вечером. Затем встаньте в колонну  в соответствии со своей картинкой слева направо — утро, день, вечер, ночь.

    Дети обсуждают картинки и строятся.

    Идет проверка.

    АЙБОЛИТ: Соблюдение режима – это тоже то, из чего строится наш иммунитет.

    А мы отправляемся дальше.

    Интересно, какая следующая станция нас ждет?  А пока мы едем, я хочу вам рассказать одну историю. Когда я к вам спешил, ребята, я по дороге встретил одного мальчика, который, как мне показалось, никогда не видел себя в зеркале. Он узнал, что я спешу к вам в детский сад и передал для вас письмо.

    АДРЕС: Детский сад, старшая группа

    КОМУ: Ребятам старшей группы,  которые отправляются в страну Здоровье (полезные советы для чистюль).

    Я думаю, что мои советы помогут вам:

    Никогда не мойте руки,

    Шею, уши и лицо …

    Это глупое занятье

    Не приводит ни к чему.

    Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

    Так зачем же тратить силы,

    Время попусту терять?

    АЙБОЛИТ: Ребята, а вы как думаете, для чего мы с вами умываемся? (ответы детей).

    Полезный мальчик дал нам совет? (ответы детей). Вы правильно думаете!

    Грязная одежда,  грязная кожа — слабое здоровье, а значит и иммунитет.

    АЙБОЛИТ: А ведь в грязи живут микробы, они могут навредить здоровью.

    Ребята, а давайте нарисуем микробов. Мальчик увидит, какие они страшные,  поймет,  какие они опасные, и  будет всегда умываться. Подумайте, каким цветом вы будете изображать микроба.  ( Дети рисуют микробов, затем  работы выставляют на мольберт. Обсуждение работ).

    АЙБОЛИТ: А нам пора отправляться в путь. 

    Следующая станция называется «Продукты».

    Ребята, а вы знаете, что продукты бывают полезные и не очень полезные. ( ответы детей) Я принес вам эти продукты, давайте их рассмотрим. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Магазин». Вы  объединитесь в две команды. На столе – продуктовый прилавок. Одна команда пойдет в магазин покупать в корзинку полезные продукты, а другая команда   будет искать вредные для здоровья продукты.  

    (Дети играют. Воспитатель вместе с детьми подводит итоги игры).

    АЙБОЛИТ: Вот и подошло к концу наше путешествие.

    Что же вы нового для себя узнали? 

    Какие правила надо соблюдать, чтоб быть здоровым, заработать иммунитет? (ответы детей).

    Я  хочу  напоследок с вами поиграть в игру и проверить, что же вы  запомнили. Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Послушайте  правила игры. Вы слушаете вопросы, которые я задаю, если ответ неправильный, то вы  молчите, а если правильный — отвечаете фразой: «Это я,  это я, это все мои друзья!»

    Кто из вас из малышей,

    Ходит грязный до ушей?

    Кто одежду «бережет»-

    Под кровать ее кладет?

    Кто ложится рано спать

    В ботинках грязных под кровать?

    Кто из вас не ходит хмурым,

    Любит спорт и физкультуру?

    Вместе с солнышком румяным

    Просыпаюсь утром рано,

    Заправляю сам кроватку

    Быстро делаю зарядку?

    АЙБОЛИТ: Отлично, вы запомнили все правила, которые нужны для того, чтобы быть здоровым! Молодцы!

    Ребята!  Здоровье —  наше самое главное богатство, мы все его получаем в подарок при рождении и должны его сохранять, беречь. Здоровье каждого — богатство всех! Не забывайте об этом! Хорошо в стране Здоровья, но вам пора в детский сад.

    Читайте также:  Иммунитет при сахарном диабете 2 типа

    Я прощаюсь с вами, но обязательно приеду к вам снова. На прощанье я всех посвящаю в ученики своей школы Здоровья (вручает эмблемы) А вы, ребята, можете дома нарисовать страну Здоровье и  через  воспитателя  отправить мне.

    Кому было интересно и весело сегодня возьмите «весёлую витаминку» , а кто скучал и ничего не понял – «грустную таблетку».

    Источник

    Наткнулся на статью, которая доходчиво и простыми словами поясняет принцип работы иммунитета. Для моего дилетантского уровня — хорошая и понятная статья, чтобы не лезть в дебри биохимии и иммунологии. Текст — под катом:

    https://www.2mm.ru/zdorovie/234

    Какая у нас защита?

    Значение иммунитета для организма переоценить трудно. Способность отражать вредные воздействия извне сформировалась у человека в процессе длительной эволюции. Будущему «царю природы» приходилось постоянно встречаться с микроорганизмами, вызывающими различные болезни, реагировать на них и отражать их вредоносное воздействие. В результате такой эволюции у людей и сформировались механизмы защиты от микробов. Человека окружает среда, наполненная микроорганизмами. Он находится в постоянном контакте как с «собственными» бактериями, грибами и другими паразитами, обитающими на внутренних и внешних поверхностях тела, так и с микрофлорой во внешней среде. Подсчитано, что на поверхности кожи и слизистых оболочках обитает около 10 в 14-ой степени бактерий, из них 10 в 10-ой степени — только во рту, а в верхнем отделе тонкого кишечника – 10 во 2-ой степени – 10 в 3-ей степени на 1 мл содержимого.

    Значительная часть «собственных» микробов необходима организму, поскольку активно участвует в различных жизненно важных процессах, например в пищеварении. При этом многие, в том числе и «полезные» микроорганизмы могут при определенных условиях вызвать инфекционные заболевания (пневмонию – воспаление легких, расстройства пищеварения, инфекцию мочевыводящих путей и т.п.).

    Человеческий организм имеет несколько взаимосвязанных линий защиты против враждебных микроорганизмов. И нарушение любого из этих «оборонных» звеньев – наследственное или приобретенное – снижает устойчивость к микробному окружению. А значит, увеличивается возможность заболевания. Первая линия «обороны» — факторы неспецифической защиты. Они называются так потому, что присутствуют в организме всегда, даже если на него не оказывается негативное влияние микробов. К факторам неспецифической защиты относят: непроницаемость кожи и слизистых оболочек для большинства микробов; наличие в кожных секретах бактерицидных (уничтожающих бактерии) веществ; соляную кислоту и ферменты, вырабатываемые в желудочно-кишечном тракте, а также продукты распада желчи и присутствие в крови, слюне и слезах различных защитных веществ (например, молочной кислота и лизоцима). К тому же, кожа имеет плотный верхний роговой слой, который интенсивно обновляется – отшелушивается, а вместе с ним удаляется множество микроорганизмов, способных вызвать болезнь. Правда, слизистые оболочки более уязвимы, чем кожа, так как не имеют рогового слоя, их проще повредить, и они значительно чаще поражаются микробами.

    Вторая линия «обороны» – иммунная система организма, или иммунитет. Это такая же самостоятельная система, как пищеварительная, нервная или эндокринная, однако в отличие от других, распределена по всему организму. Сюда входят лимфоидные органы и ткани: вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы и скопления лимфоидной ткани (например, небные миндалины), а также клетки костного мозга и крови – лимфоциты, которые являются функциональной единицей иммунной системы и постоянно циркулируют по телу с кровотоком.

    Функции иммунной системы. Иммунная система защищает организм от проникновения чужеродных веществ — антигенов микробного (бактерии, вирусы, грибки и др. микроорганизмы), растительного или животного происхождения. Ее основное «оружие» — это, так называемый иммунный ответ. Он представляет собой цепь последовательно развивающихся реакций, в ответ на внешнее воздействие, конечная цель которых – выработкаантител (специфических защитных белков крови, которые распознают чужеродные агенты и уничтожают их).

    Антитела подразделяются на классы:

    1. Иммуноглобулины G – самая большая подгруппа иммуноглобулинов, на их долю приходится до 75% от общего числа. К ним относятся антитела к вирусам, бактериям и другим чужеродным агентам.
    2. Иммуноглобулины А составляют 16-20% от общего количества иммуноглобулинов; отвечают за, так называемый, местный иммунитет — защищают слизистые оболочки, связывают многие микробы и пищевые аллергены, препятствуя их проникновению в организм.
    3. Иммуноглобулины М – иммуноглобулины первичного иммунного ответа, т.к. они первыми секретируются В-лимфоцитами при контакте с любым антигеном, но при этом иммунологическая память не формируется. Она формируется только при повторном контакте с тем же агентом, но в этом случае уже образуются иммуноглобулины класса G. Общее содержание иммуноглобулинов М в крови составляет примерно 5-10%.
    4. Иммуноглобулины Д имею функциональное значение лишь при созревании В-лимфоцитов, о которых мы расскажем позже.
    5. Иммуноглобулин Е, хотя и представлены в весьма небольшом количестве, имеют огромное значение – это антитела, определяющие развитие аллергических реакций у человека (т.е. отмечается избыточная патологическая выработка иммуноглобулинов Е собственной иммунной системой). Именно их повышенное количество обнаруживается у аллергиков и именно снижение иммуноглобулинов Е, является одной из задач успешного лечения аллергических заболеваний.

    Кроме того, иммунная система контролирует процесс развития клеток и тканей организма и не допускает отклонений от заданной генетической программы. То есть, уничтожает опухолевые, стареющие и отмирающие клетки и регулирует механизм созревания их молодых «последовательниц», чтобы те взяли на себя весь заложенный объем работы.

    Схема «грозного оружия»

    Что же такое иммунный ответ? Каков принцип его действия?

    Если микроб проникает в организм, это значит, что первая «линия обороны» с ним не справилась. И теперь его пытаются уничтожить «солдаты» иммунной системы — фагоциты (от греческого phagein «поедать», «пожирать»). Эти клетки первыми вступают в борьбу. Среди фагоцитов есть клетки, способные перемещаются в зону нарушений, захватывать и переваривать чужеродные агенты, а есть клетки не способные передвигаться, но они подобно фильтру задерживают чужеродные частицы, поступающие с током крови. Если микроб не слишком агрессивен (слабый), фагоциты сами справляются с «неприятелем». Это – вариант естественной природной саморегуляции организма человека. Тотальная мобилизация всех иммунных сил, при таком ходе событий не требуется, так как организму невыгодны повышенные энергозатраты. Чем меньше усилий приложено для ликвидации микробов, тем легче протекает заболевание и быстрее наступает выздоровление или болезнь не развивается вовсе. Поглощая и переваривая «чужака», фагоцит выделяет вещества — цитокины, которые активируют клетки крови, в том числе илимфоциты, способствующие развитию специфического иммунитета, то есть иммунитета против конкретного инфекционного агента, поступившего в организм.

    Лимфоциты подразделяются на Т- и В- клетки. В-лимфоциты получили свое название от слова «бурса» — лимфоидного образования пищеварительного тракта птиц, где и были впервые выявлены (отсюда буква B в названии). Основная функция этих клеток заключается в производстве антител (иммуноглобулинов различных классов).

    Т-лимфоциты образуются в вилочковой железе — тимусе (отсюда буква Т в названии). На долю Т-клеток в крови приходится около 75% всех лимфоцитов. Т-лимфоциты подразделяются на подгруппы, одни из них «помогают» В-лимфоцитам синтезировать и выделять антитела, способные сохраняться в течение долгих лет, а то и всей жизни. Другие способны усиливать или ослаблять (по необходимости) нормальный иммунный ответ на вирусную или бактериальную инфекции. Третьи, способны уничтожать нездоровые клетки собственных тканей организма. При нарушении этих функций Т-лимфоцитов развиваются иммунодефицитные состояния, опухолевые и аллергические процессы.

    Если Т-лимфоциты включаются в борьбу с инфекционным агентом, то происходит уничтожение живых бактерий, грибов и клеток организма, пораженных вирусом, то есть — уничтожается живой клеточный материал.

    Если в борьбу с инфекционным агентом включаются В-лимфоциты, продуцируются антитела и формируются, так называемые, клетки памяти или иммунологическая память. Она дает возможность при повторном действии инфекционного агента быстро мобилизовать Т- и В-клетки, вырабатывающие большое количество антител, и уничтожить «неприятеля». Отсюда и закономерность: человек, однажды переболевший корью, краснухой и т.п., больше ими не заболеет. Эта способность иммунной системы «запоминать» «неприятеля» используется привакцинации детей: введенный в небольших дозах ослабленный микроб (или его часть) не вызывает болезни, а приводит в действие иммунную систему, заставляя ее вырабатывать антитела и сохранять клетки памяти. При встрече с настоящей инфекцией это позволяет защитить организм.

    Читайте также:  Как проверяют иммунитет у ребенка

    Правда, реакция на «чужака» при первичной встрече с ним вырабатывается долго, путем постепенного включения всех звеньев иммунитета.

    В чистом виде, только Т-клеточного или В-клеточного иммунного ответа, практически не существует, в каждом случае имеется взаимодействие Т- и В-клеток, с преобладанием тех или других.

    Как клетки «общаются»?

    Чтобы система (в том числе, и иммунная), работала слаженно, ее составляющие должны трудиться, контактируя друг с другом. Общим «языком» для нашего иммунитета выступает большая группа белковых соединений (интерлейкины, цитокины и пр.). Именно они осуществляют передачу сигналов от клетки к клетке иммунной системы и обеспечивают их взаимодействие. Каждое из этих соединений по-своему сложно, однако у всех имеется общая конечная цель: они вызывают воспалительную реакцию — универсальную форму борьбы организма с воздействиями, нарушающими его жизнедеятельность. Большинство воспалений возникает на иммунной основе, то есть является ответом на действие антигена, который может поступать не только из внешней среды (бактерии, вирусы, грибы и др.), но и образовываться в самом организме (омертвевшие клетки и ткани, опухолевые клетки). В целом этот вид реакций направлен на уничтожение опасного «чужака» для организма и восстановление поврежденных тканей.

    Развитие иммунной системы у детей

    Становление и развитие иммунной системы является основой устойчивости организма ребенка, или наоборот, его подверженности различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой природы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии. Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком в процессе развития.

    Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода. Синтез собственных иммуноглобулинов плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности и представлен незначительным количеством иммуноглобулинов М, которое, однако, значительно увеличивается ближе к родам. На 12-той неделе у плода появляются Т-лимфоциты. Число лимфоцитов резко возрастает у новорожденного после 5-х суток жизни.

    Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении риска слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, т.е. если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передает готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен.

    К концу первого года жизни в крови малыша имеется примерно 50-60% иммуноглобулинов G и только 30% — иммуноглобулинов А от средних значений взрослых. Содержание иммуноглобулина М достигает «взрослых» показателей только к 3-5 годам жизни.

    В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.

    Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию собственных условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.

    Второй критический период – 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка. Но на проникновение инфекции в организме малыша все же развивается первичный иммунный ответ, преимущественно за счет синтеза иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и т.д.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.

    Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще очень чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.

    Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам у взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.

    Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек; 14-15 лет – у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки, сочетается с уменьшением лимфоидных органов. После периода спада, отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.

    Группа целебной поддержки

    По данным Всемирной Организации Здравоохранения дети раннего возраста (до 3 лет) переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко в виде насморка, покашливания, невысокой температуры. Единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Частые ОРВИ ни в коей мере нельзя рассматривать, как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците. Наоборот, для иммунодефицита характерны длительные, часто повторяющиеся инфекции, возбудителями которых являются бактерии и грибки.

    Конечно, дети, посещающие детские сады, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении, и т.п.

    Отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных заболеваний у них резко возрастает.

    Для повышения защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, принимать поливитамины, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, во время эпидемии гриппа не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия). К тому же можно применять лекарственные средства, повышающие местную неспецифическую защиту слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Это всем известные: оксалиновая мазь, интерферон (гриппферон), антигриппин и т.п. (

    Прим. от меня: оксолиновая мазь, вопреки распространенному мнению, не является эффективной профилактикой ОРВИ. Подробнее тут: https://www.babyblog.ru/user/Lu0001/3020967

    Поэтому мы никогда не используем оксолинку в качестве профилактики. Если нужно вывести ребенка в места массовых скоплений детей, мы капаем в нос физраствор, чтобы увлажнить слизистую. Высохшие сопли (слизь) теряют способности по уничтожению вирусов и бактерий.

    Что касается интерферона интраназально, то его эффективность и как лекарственного, и как профилактического средства не доказана стандартами EBM. На РМС эту практику считают как минимум не полезной, можно еще вот тут почитать хорошую статью на эту тему: https://forum.deti.mail.ru/topic.html?fid=73&tid=220163

    Исследования на эту тему достаточно противоречивы, интерферона альфа-2b проверяли и отдельно, и в комбинации с другими препаратами. Стоит упомяну?