Шаблон для презентации иммунитет
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация урока по теме «Иммунитет»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Межрегиональная конференция школьников «Энциклопедия одного слова» «Иммунитет» Учитель биологии МБОУ СОШ №2 г.Петровска Саратовской области Тиханова В.Н.
2 слайд
Описание слайда:
Иммунитет
3 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Слово «иммунитет» происходит от латинского «immunitas», которое означает «освобождение», «избавление». Иммунитет – это защитная реакция организма, играющая роль защиты его от любых чужеродных микроорганизмов и клеток.
4 слайд
Описание слайда:
Что такое иммунитет? Иммунитет представляет собой защитную реакцию организма, его способность противостоять действию повреждающих агентов. Благодаря наличию иммунитета организм справляется с заболеванием и выздоравливает. Кроме того, человек болеет некоторыми инфекционными заболеваниями только один раз в жизни. А после этого он становится невосприимчив к ним, даже при непосредственном контакте с больными. (например, корь и краснуха)
5 слайд
Описание слайда:
Виды иммунитета Естественный Искусственный Врождённый Приобретённый Наследуется ребёнком от матери (с рождения в крови есть антитела ) Появляется после перенесения инфекционного заболевания (корь, ветрянка, свинка, краснуха) Активный Появляется после введения вакцины (ослабленные или убитые возбудители заболевания ) Пассивный Появляется при действии лечебной сыворотки (готовые антитела)
6 слайд
Описание слайда:
Механизм клеточной защиты организма открыл в 1883 г. Илья Ильич Мечников (1845-1916) И. И. Мечников доказал, что сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям связана со способностью специальных клеток крови и тканей организма захватывать и переваривать возбудителей инфекций. За это открытие он был удостоен Нобелевской премии.
7 слайд
Описание слайда:
Механизмы иммунитета Лимфоциты Лимфоциты имеют на поверхности клеток рецепторы, способные распознавать чужеродные соединения – антигены. При обнаружении антигена лимфоциты начинают вырабатывать специальные белки – антитела, способные обезвреживать антигены Фагоциты Способны проникать через стенки кровеносных сосудов и мигрировать к месту повреждения, где уничтожают бактерии посредством фагоцитоза
8 слайд
Описание слайда:
Механизм иммунной реакции Вначале иммунная система блокирует деятельность чужеродных объектов (иммуногенов), создавая особые химически реактивные молекулы (иммуноглобулины), ингибирующие деятельность иммуногенов. Иммуноглобулины создаются лимфоцитами, которые являются основными клетками иммунной системы. Лимфоциты — это белые кровяные клетки, на поверхности которых есть специфические рецепторы, способные распознавать отличительные признаки чужака. Именно лимфоциты первыми встречаются с «врагом». Попадая на рецепторы лимфоцита, антиген вызывает через каскад клеточных взаимодействий выработку антител — специфических веществ-нейтрализаторов данного антигена.
9 слайд
Описание слайда:
Признаки снижения иммунитета К первичным признакам снижения иммунитета относятся: Хроническая усталость Быстрая утомляемость Головные боли Сонливость или бессонница Ломота в мышцах и суставах
10 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунитета у детей Согласно мировой статистике, есть определенная группа детей, которые, как бы хорошо за ними ни ухаживали, довольно часто болеют. У таких детей созревание иммунной системы происходит на 2-4 года позже, и нахождение их в среде других детей (ясли, детский сад) приводит к их заражению вирусными или бактериальными инфекциями. Иммунитет ребенка в руках родителей — Детки, которые сразу после появления на свет были приложены к груди, реже болеют и растут более крепкими.
11 слайд
Описание слайда:
Нарушение иммунной системы как причина старения. Доктор Рой Уолфорд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выдвинул предположение, что процесс старения – это самоуничтожение организма, происходящее из-за нарушений в иммунной системе. Даже в молодости, при отсутствии каких-либо патологий и ведении здорового образа жизни, в организме непрерывно появляются ядовитые вещества, способные разрушать клетки и повреждать ДНК.
12 слайд
Описание слайда:
СПИД В наше время из самых важных и острых проблем человечества являются СПИД: синдром приобретенного иммунодефицита. Его называют чумой 20 века. Вызывается он вирусом иммунодефицита человека-ВИЧ, который поражает защитную систему организма. Эпидемия СПИДа длится уже около 20 лет: считается, что первые массовые случаи заражения ВИЧ-инфекцией произошли в конце 1970-ых годов. Хотя с тех пор ВИЧ был изучен лучше, чем любой вирус в мире, миллионы людей продолжают умирать от СПИДа, и миллионам людей ставится диагноз ВИЧ- инфекция. Это заболевание определяется наличием антител в организме. Социологические исследования показали, что от вируса погибло более 20 миллионов человек (за 20 лет исследования), 40 млн. живут с этим страшным диагнозом.
13 слайд
Описание слайда:
Немного из истории… Про иммунитет люди знали и раньше: ещё в Древнем Китае, больше 3000 лет назад, когда не было никаких микроскопов, в трудах китайских учёных говорилось о том, что наш мир населяют миллионы невидимых существ – бактерий и вирусов. Древние китайские медики считали, что выжить в этом мире возможно, если противостоять воздействию возбудителей заболеваний и укреплять свой организм, его защитные силы, или, выражаясь по-нашему – иметь сильный иммунитет.
14 слайд
Описание слайда:
*Вести здоровый образ жизни. *Физические тренировки. *Закаливание. *Правильное питание. *Режим труда и отдыха. *Полноценный сон. *Выработка иммунитета с помощью прививок. *Психологический комфорт. Способы укрепления иммунитета.
15 слайд
Описание слайда:
Народная мудрость гласит: «Организм — сам себе врач!» Здоровье организма в наших руках!!! Будьте здоровы!!!
16 слайд
Описание слайда:
Литература Толковые словари С.И Ожегова , Д.Н Ушакова. https://www.neuch.ru/referat/26033.html https://www.tiensmed.ru/immunity.html https://www.inflora.ru/diet/diet133.html Учебное пособие «Биология человека»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-556002
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
2,972
просмотра
Текст этой презентации
Слайд 1
Иммунитет
Иммунитет — способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
Поминутно мертвых носят, И стенания живыхБоязливо Бога просятУспокоить души их!Поминутно места надо,И могилы меж собой,Как испуганное стадо, Жмутся тесной чередой. А.С. Пушкин «Пир во время чумы»
Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.
Слайд 2
Термины
Антигены — бактерии, вирусы или их токсины(яды), а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие антигена. Каждое антитело распознаёт свой антиген.
Лимфоциты (Т и В) – имеют на поверхности клеток рецепторы, распознающие «врага», образовывают комплексы «антиген- антитело» и обезвреживают антигены.
Слайд 3
Иммунная система – объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме.
Центральные органы
(красный костный мозг, тимус)
Периферические органы
(лимфатические узлы, миндалины, селезёнка)
Схема расположения органов иммунной системы человека
Иммунная система
Слайд 4
Центральная иммунная система
Образуются лимфоциты: в красном костном мозгу — В -лимфоциты и предшественники Т-лимфоцитов, а в тимусе — сами Т-лимфоциты. Т- и В — лимфоциты переносятся кровью в периферические органы, где дозревают и осуществляют свои функции.
Слайд 5
Периферическая иммунная система
Миндалины расположены кольцом в слизистой оболочке глотки, окружая место входа в организм воздуха и пищи.
Лимфатические узелки расположены на границах с внешней средой — в слизистых оболочках дыхательных, пищеварительных, мочевых и половых путей, а также в коже.
Находящиеся в селезенке лимфоциты распознают чужеродные объекты в крови, которая «фильтруется» в этом органе.
В лимфатических узлах «фильтруется» лимфа, оттекающая от всех органов.
Слайд 6
ВИДЫ
ИММУНИТЕТА
Естественный
Искусственный
Врождённый
(пассивный)
Приобретённый
(активный)
Пассивный
Активный
Наследуется ребёнком от матери.
Появляется после инфекц.
болезни.
Появляется после прививки.
Появляется при действии лечебной сыворотки.
Виды иммунитета
Слайд 7
Активный иммунитет
Активный иммунитет (естественный, искусственный) формируется самим организмом в ответ на введение антигена.
Естественный активный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания.
Слайд 8
Активный иммунитет
Искусственный активный иммунитет возникает после введения вакцин.
Слайд 9
Пассивный иммунитет
Пассивный иммунитет (естественный, искусственный) создается за счет готовых антител, полученных от другого организма.
Естественный пассивный иммунитет создается антителами, передающимися от матери к ребенку.
Слайд 10
Пассивный иммунитет
Искусственный пассивный иммунитет возникает после введения лечебных сывороток или в результате объемного переливания крови.
Слайд 11
Работа иммунной системы
Особенность иммунной системы — способность ее главных клеток — лимфоцитов — распознавать генетически «свое» и «чужое».
Слайд 12
Иммунитет обеспечивается деятельностью лейкоцитов- фагоцитов и лимфоцитов.
Механизм иммунитета
Клеточный(фагоцитарный) иммунитет
(открыл И.И.Мечников в 1863г.)
Фагоцитоз- захват и переваривание бактерии.
Слайд 13
Т-лимфоциты
Т-лимфоциты
(образуются в костном мозге, созревают в тимусе).
Т- киллеры
(убийцы)
Т- супрессоры
(угнетатели)
Т- хелперы
(помощники)
Клеточный иммунитет
Блокирует реакции В-лимфоцитов
Помогают В-лимфоцитам превратиться в плазматические клетки
Слайд 14
Механизм иммунитета
Гуморальный иммунитет
Слайд 15
В-лимфоциты
В-лимфоциты
(образуются в костном мозге, созревают в лимфоидной ткани).
Воздействие антигена
Плазматические клетки
Клетки памяти
Гуморальный иммунитет
Приобретённый иммунитет
Слайд 16
Типы иммунных ответов
Слайд 17
Вакцинация
Вакцинацию (от лат. «vassa» — корова) ввел в практику в 1796 году английский врач Эдуард Дженнер, сделавший первую прививку «коровьей оспы» 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу.
Слайд 18
Календарь прививок
12 часов первая вакцинация гепатит B 3-7-й день вакцинация туберкулез 1-й месяц вторая вакцинация гепатит В 3 месяца первая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 4,5 месяца вторая вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 6 месяцев третья вакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, третья вакцинация гепатит В 12 месяцев вакцинация корь, паротит, краснуха
Календарь профилактических прививок России (вступил в силу с 01.01.2002 г. )
Слайд 19
Календарь прививок
18 месяцев первая ревакцинация дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция 20 месяцев вторая ревакцинация полиомиелит 6 лет вторая вакцинация корь, паротит, краснуха 7 лет вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка, первая ревакцинация туберкулез 13 лет вакцинация против гепатита В, вакцинация против краснухи (девочки) 14 лет третья ревакцинация дифтерия и столбняк, ревакцинация туберкулез, третья ревакцинация против полиомиелита взрослые ревакцинация дифтерия и столбняк каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Слайд 20
ВИЧ и СПИД
ВИЧ-инфекция — болезнь, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Конечная стадия ВИЧ-инфекции называется синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция приводит к тяжелому поражению иммунной и нервной системы, к неизбежной смерти.
Слайд 21
ВИЧ инфекция
Слайд 22
Передача ВИЧ
Слайд 23
ВИЧ не передаётся
Слайд 24
Твоя защита в твоих руках!
Твой лучший советчик — здравый смысл.
Знающего невозможно победить.
Мы выбираем ЖИЗНЬ!
- Скачать презентацию (0.11 Мб)
- 19 загрузок
- 4.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Рецензии
Добавить свою рецензию
Аннотация к презентации
Презентация для школьников на тему «Иммунитет » по Биологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
28
Слова
Конспект
Отсутствует
Содержание
Слайд 1
Лекция №12
Тема: Неспецифические и специфические факторы защиты человека (иммунитет).
(практика №14)
Слайд 2
Иммунитет – способность организма защищаться от чужеродного вещества, для сохранения гомеостаза.
Общебиологическое значение иммунитета:
1. распознавание «своего и чужого»,
2. устранять чужое (элиминировать).Слайд 3
Центральные органы иммунной системы:
— Красный костный мозг (стволовые клетки — родоначальники Т- и В- лимфоцитов, фагоцитов и других форменных элементов крови). В — лимфоциты размножаются, дифференцируют, разносятся по организму кровью. Образовавшиеся предшественники Т – лимфоцитов, мигрируют в тимус и образуют популяцию Т – лимфоцитов.
— Тимус (вилочковая железа) – предшественники Т — лимфоцитов размножаются, дифференцируются в зрелые Т – лимфоциты, способные распознавать чужеродные антигены, мигрируют с кровотоком в другие органы и ткани, заполняют лимфоузлы.
Т.о., в центральных органах иммунной системы рождаются, размножаются, дифференцируются и «обучаются» клетки иммунной системы (иммунокомпетентные клетки).Слайд 4
Периферические органы иммунной системы:
селезёнка, аппендикс, миндалины глоточного кольца, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани в слизистых, кровь, лимфа, где локализуются иммунокомпетентные клетки, которые осуществляют местный (какого – либо органа) иммунный надзор, являются биологическим ситом (фильтруют Ag лимфатические узлы и селезёнка).
Слайд 5
Клетки иммунной системы:
Фагоциты — способные к активному захвату, перевариванию бактерий, остатков клеток, чужеродных или токсичных частиц, представляют антиген Т- хелперам.
Лимфоциты:
В-лимфоциты, принимающие участие в синтезе антител (иммуноглобулинов), иммунологической памяти и ГНТ, распознают генетически чужеродные молекулы (имеются антигенраспознающие рецепторы), участвуют в формировании гуморального иммунитета. Активностью В- лимфоцитов «управляют» Т- хелперы и фагоциты.
Т — лимфоциты — клетки, обеспечивающие клеточный иммунитет.
Различают:
1. Т-хелперы (помощники) — получают информацию от фагоцитов об антигене воздействуют на клоны Т- и В- лимфоциты, последние пролиферируют (размножаются) и дифференцируютСлайд 6
Схема межклеточной кооперации:
Ag —переваривание— Фагоцит —фрагментAg представляет фагоцит Т-хелперудля определения «свой-чужой»——Фагоцит—-выработкаиммуноцитокинов—- В- лимфоциты размножаются——синтез АТ,
2. Т-супрессоры — ингибируют активность Т- лимфоцитов или В- лимфоцитов, препятствуя чрезмерному развитию иммунных реакций (в настоящее время наличие Т- супрессоров под сомнением, хотя супрессорный эффект существует);
3. Т-киллеры — синтезируют фермент перфорин, который лизирует генетически чужеродные клеткиСлайд 7
Схема межклеточной кооперации:
Ag —переваривание— Фагоцит —-цельная клетка Ag представляет фагоцит Т-хелперудля определения «свой-чужой»——Фагоцит—-выработка иммуноцитокинов—- В- лимфоциты размножаются——синтез АТФазы иммунного ответа:
1. непродуктивная — распознавание антигенов и взаимодействие иммунокомпетентных клеток;
2. продуктивная — продукция антител.
Виды иммунного ответа:
1. естественный
2.искусственныйСлайд 8
Виды естественного иммунитета:
1.врождённый,
2.приобретённый,
3.иммунитет новорожденных.
1. врождённый (видовой) — присущ данному виду животных или человека (генотипический признак). Так человек не болеет чумой животных, а животные корью.
2. приобретённый — формируется в процессе жизни индивидуума, в результате перенесённого инфекционного заболевания (постинфекционный).
3. иммунитет новорожденных — пассивная передача антител к плоду при внутриутробном развитии.Слайд 9
Виды искусственного иммунитета:
1. активный
2. пассивный.
1. активный иммунитет — иммунитет, формируется после активного вовлечения иммунной системы под влиянием антигена (при вакцинации);
2. пассивный иммунитет — иммунитет формируется после введения в организм готовых иммуноагрегантов (иммуноглобулины, иммунные сыворотки).
Слайд 10
Активный и пассивный иммунитет бывает:
1. гуморальным (от лат. humor — жидкость) работают вещества, которые растворимы в сыворотке крови:
а) Потомки В-лимфоцитов — иммуноглобулины,
б)Комплемент (от лат.- дополнение, состоит из белков), внедряется в клеточную мембрану микроба, что ведёт к его лизису,
в) Пропердин (от лат.- подготовлять) активирует комплемент в присутствии магния,
г) Бета -лизины, синтезируются тромбоцитами, действуют на грамположительные бактерии, повреждая ЦПМ,
д) Икс — лизины — лизируют грамотрицательные бактерии,Слайд 11
е) Эритрин (в эритроцитах животных) — бактериостатик возбудителя дифтерии,
ж) Лейкины — бактериостатическое вещество из лейкоцитов,
з) Плакины- бактериостатическое вещество из тромбоцитов,
и) Лизоцим (в слезах, слюне, крови, обеспечивает быстрое заживление ран глаза, рта, носа), фермент, синтезируется фагоцитирующими клетками, разрушает оболочку микробных клеток,
к) интерферон — белок, синтезируемый фибробластами, лейкоцитами, Т- лимфоцитами.
2. клеточным (иммунный ответ, обусловлен активностью клеток Т- лимфоцитов, фагоцитов);
3. гуморально — клеточным (смешанная форма реагирования).Слайд 12
Дополнительные виды иммунитета:
Стерильный иммунитет: после выздоровления организм свободен от возбудителя,
Нестерильный иммунитет: возбудитель заболевания сохраняется в организме, и только при этом условии поддерживается иммунитет (туберкулез).
Иммунный статус — способность организма к иммунному ответу.
Нарушения иммунного статуса и способности к нормальному иммунному ответу называют иммунодефицитными состояниями, которые делятся:
Слайд 13
1. первичные (врожденный, вызван генетическим дефектом в эмбриональный период, обусловлен недостаточностью фагоцитоза, системы комплемента, нарушением в гуморальном (В-система) и клеточном (Т-система) звене. Клинически проявляются в виде инфекций (при недостаточности гуморального иммунитета преобладают бактериальные инфекции, при недостаточности клеточного — вирусные и грибковые).
Слайд 14
2. вторичные (приобретенные, связаны с перенесенными инфекциями (особенно вирусные), инвазиями, соматическими (с нефротическим синдромом), онкологическими заболеваниями, ожогами, тяжелыми травмами, обширными хирургическими вмешательствами, лечебными воздействиями (рентгеновское облучение, лучевая терапия опухолей, терапия кортикостероидами, цитостатиками и иммунодепрессантами, спленэктомией) сопровождаются лимфопенией и гипогаммаглобулинемией). Старость представляет Т-иммунодефицит.
3. комбинированные развиваются при нарушении Т- В- звеньев иммунной системы (частые бактериальные и вирусные инфекции, микотические поражения, ведут к лет. исходу).
Слайд 15
Невосприимчивость человека к инфекционным заболеваниям обусловлена иммунитетом и егофакторами противомикробной защиты: неспецифическими и специфическими.
Неспецифические факторы защиты организма — это первый уровень защиты от микробных агентов, включает:
1. механические барьеры (кожа здоровая, чистая, неповрежденная, непроницаема для микроорганизмов. Слизистые оболочки, слизь и реснитчатый эпителий ВДП освобождают организм от попавших инородных частиц)
2. физико — химические барьеры (ферменты, соляная кислота желудочного сока разрушают перрорально попавших бактерий, вирусы; кислоты (уксусная, муравьиная, молочная) потовых и сальных желёз кожи обладают бактерицидным действием
3. иммунобиологические барьеры резистентности (устойчивости) — фагоцитоз.
Слайд 16
Стадии фагоцитоза:
1. хемотаксис — приближение фагоцита к объекту;
2. адгезия — прилипание фагоцита к объекту;
3. поглощениеобъекта с образованием фагосомы;
4. образованиефаголизосомы и переваривание объекта с помощью ферментов.
Если гибнет фагоцитированный микроб, то фагоцитоззавершённый. Незавершённый фагоцитоз — микроорганизмы жизнеспособны в фагоцитах (гонококки, микобактерии туберкулёза, бруцеллы), погибают фагоциты.Слайд 17
Специфические факторы защиты,
их действие направлено на уничтожение конкретного антигена, осуществляет комплекс:
1. антителообразование (образование специфических иммуноглобулинов),
2. иммунный фагоцитоз
3. киллерная функция Т — лимфоцитов
4. аллергические реакции (ГНТ, ГЗТ)
5. иммунологическая память
6. иммунологическая толерантность (устойчивость)Слайд 18
Т.о., сначала микроорганизмы преодолевают механические и физико — химические барьеры, если эти барьеры преодолены, то возникает третий барьер в виде клеточной реакции (фагоцитоз) и гуморальной защиты (комплемент, интерферон, защитные белки крови). В случае прорыва третьего барьера работает клеточная защита Т- и В-лимфоцитов.
Слайд 19
АЛЛЕРГИЯ (практика №15)
Аллергия — повышенная реакция организма (образование АТ) в ответ на повторный контакт с антигеном (аллерген = антиген).
Антигены — генетически чужеродное органической природы (полипептид, нуклеопротеид, липопротеид, гликопротеид, полисахарид, липиды высокой плотности, нуклеиновые кислоты) вещество для организма, вызывает развитие иммунологических реакций с выработкой антител (бактерии, грибы, вирусы, пыльца, цитрусовые). Антигены попадают в организм через кожу, слизистые, ЖКТ, образуются внутри организма.
Слайд 20
Свойства антигенов:
1. антигенность- вызывают выработку антител в организме;
2. специфичность — антигены взаимодействуют только с определёнными АТ (используют в диагностике инфекционных болезней),
3. иммуногенность — активизация иммунной системы;
4. растворимостью (нерастворимый антиген не способен вызывать иммуногенность);Слайд 21
Виды антигенов:
1. сильные, которые вызывают выраженный иммунный ответ,
2. слабые, интенсивность иммунного ответа невелика;
3. аутоантигены — клетки, вещества, которые в течение жизни не контактируют с иммунной системой (хрусталик глаза, сперматозоиды, щитовидная железа), а взаимодействуют с ней только при повреждениях, всасываясь в кровь, не распознавались как «свои». Возникают аутоиммунные заболевания (системная красная волчанка, ревматоидный артрит);
4. полноценные — вызывают образование антител в организме и вступают с ними в серологические реакции (реакция АГ-АТ);Слайд 22
5. неполноценные (гаптены) — не вызывают образование антител в организме, но вступают в серологические реакции с готовыми АТ.
6. целлюлярные (связанные с бактериальной клеткой):
— соматический — О-антиген: заключён в теле клетки является эндотоксином;
— жгутиковый -Н-антиген: состоит из белка флагеллина;
— поверхностные К-антигены (капсульные) – полисахарид
7. ядерные, капсульные, суперкапсидные (связаны с вирусом);
8. эритроцитарные системы АВО (резус — фактор, группы крови, при неверном переливании или трансплантации возникает гемолитический шок).Слайд 23
Строение молекулыантигена:
1. детерминантная группа – участок антигена, определяющий специфичность и взаимодействующий с антителом;
2. проводниковой часть — гаптен.
Антитела – белковые цепи с активными центрами для взаимодействия с антигеном, относятся к гамма — глобулиновой фракции сыворотки крови, поэтому имеют второе название — иммуноглобулины (Ig). Образуются в ответ на действие антигена, способны реагировать с ним (участвуют в гуморальном иммунитете).Слайд 24
5 классов иммуноглобулинов: IgА, IgЕ, IgD, IgG, IgM.
Функции иммуноглобулинов разных классов:
1. IgА — защищает слизистые дыхательного и пищеварительного трактов, мочеполовой системы от микроорганизмов (синтезируются в селезёнке, лимфатических узлах, лимфатических элементах слизистых оболочек).
2. IgЕ — участвуют в аллергической реакции ГНТ, деструкции гельминтов (похожи на тучные клетки);
3. IgD- продуцируется клетками миндалин, изучен мало, его уровень повышается при хронических воспалительных процессах;
4. IgG- составляет 80% от всех иммуноглобулинов, единственный проникает через плаценту, обеспечивая пассивный иммунитет плода и новорожденного в первые 3-4 месяца месяцы жизни, основные борцы с инфекцией;
5. IgM- образуется у плода на 20 неделе внутриутробного развития, первым появляется после заражения и иммунизации, последним исчезает в старости.
Слайд 25
Свойства антител:
1. специфичность — взаимодействует с антигеном , который провоцировал их образование;
2. гетерогенность по строению, происхождению.
Виды иммуноглобулинов по происхождению:
1. нормальные (анамнестические) антитела, обнаруживаются в любом организме (антитела против эритроцитарных антигенов групп крови, бактерий кишечной группы, кокков, вирусов),
2. инфекционные антитела, накапливаются в организме в период инфекционной болезни;
3. постинфекционные антитела, обнаруживаются в организме после перенесенного инфекционного заболевания;
4. поствакцинальные антитела, возникают после искусственной иммунизацииСлайд 26
Формы аллергий:
1. ГНТ (через 20-30мин после повторного введения аллергена)
2. ГЗТ (через 24-48 и более часов).
Типы ГНТ:
1. анафилактический: участвуют IgЕ или IgG +